Принцип следования за энергией клиента (пациента) в недирективной психотерапии
Принцип
следования за энергией клиента (пациента) в недирективной психотерапии
Евтюшкин В.П.,
директор института психологического консультирования "Теменос"
Следование за
энергией клиента (пациента) является самым важным методологическим принципом в
недирективной психотерапии и консультировании. Мастерство консультанта можно
определить и скорее почувствовать по тому, как он владеет "искусством
распрашивания". В идеале клиент воспринимает консультанта как наилучшего
собеседника в своей жизни. При этом клиент чувствует, что с ним работают, и
ощущает происходящие изменения.
Следование является одновременно и
техническим приемом, и средством профессиональной защиты консультанта от
негативного воздействия со стороны проблем клиента, и способом личностного и
профессионального роста самого консультанта.
Принцип следования за энергией клиента в
любой недирективной психодинамической школе составляет основу этики
консультирования. Ошибки в следовании приводят к негативным последствиям в
жизни и клиента и консультанта. Технически принцип следования состоит в
искусстве задавания вопросов, исходя из последних слов клиента (пациента).
Отвечая на вопросы, клиент с приемлемой для него скоростью расширяет поле
своего сознания. Условно следование можно разделить на три стадии:
аналитическую, следование по процессу (процессуальную), ассертивную (увязывание
с повседневной жизнью клиента). Консультант должен следить за балансом стадий.
1.Аналитическая стадия. Большинство клиентов
с самого начала терапевтической сессии "забрасывают" консультанта
большим объемом интеллектуальной информации. До определенного момента, их
стремление рассказать больше о себе конструктивно. Ощущение интеллектуальной
перегрузки - первый признак "застревания" в аналитической стадии. У
начинающих малоопытных консультантов в этот момент появляется чувство
непонимания происходящего, потеря первоначальной цели консультирования. Для
удержания статуса консультант неосознанно подавляет возникающий страх
профессиональной некомпетентности. Процесс "застревает". Между тем,
следует воспринимать происходящее как подсказку перейти в следующую стадию -
процессуальную.
Техники
перехода:
- суммирование (Консультант
переповторяет сказанное клиентом. Происходит отделение материала клиента. Он
слушает свой материал с позиции наблюдателя. В конце техники консультант
предлагает клиенту выдвинуть гипотезу. Например: "…Мы начали работать с
этим, потом перешли к этому и т. д.…Есть ли у вас ощущение, что все это как-то
связано?!" Если клиент говорит "Нет", консультант сам предлагает
гипотезу. Например: "У меня возникло ощущение, что несмотря на то, что вы
любите своего отца, но при этом какая-то часть Вас им раздражается?"
Допустим клиент говорит "Да". И тогда это подарок для консультанта.
Можно переходить к процессу);
-
перефразирование;
-
перефразирование с усилением.
2. Процессуальная стадия. "Расскажите -
как (где) Вы ощущаете (чувствуете) это раздражение." Для того, чтобы
ответить на этот вопрос, клиент вынужден говорить о своих внутренних
переживаниях. Часто они бывают очень символичные. Но если бессознательное
клиента генерирует слишком много символов, это может стать "ловушкой по
процессу".
Признаки
"ловушки": много символической информации,
изобилие
расширяющих метафор, эффект
"улетания"
от первоначальнойпроблемы.Для консультанта это сигнал перехода к стадии
анализа. Для этого следует выделить важные символы (метафоры) и рационально
проработать их. Необходимо найти наиболее эмоционально значимый для клиента
символ и осуществить рациональную привязку к внутренней динамике (например:
какие Ваши личные качества могут быть похожи на этот "яркий шар".)
По сути - успех
консультирования зависит от умения консультанта естественно балансировать между
анализом и процессом.
В некоторых
случаях в рамках одной терапевтической сессии нецелесообразно переходить к
ассертивной стадии следования. Допустим, клиент в ходе работы ощутил в себе
много грусти, до этого находившейся в бессознательном. Пребывание в этом слое
позволит клиенту максимально изучить, ощутить, прочувствовать и высветлить
грусть, что само по себе дает мощный терапевтический эффект. И только после
этого можно перейти к 3-ей стадии.
3. Стадия ассертивности. Исходя из состояния
клиента, нового понимания себя и внутренних ощущений, консультант предлагает
совершить сознательное символическое действие в обычной жизни. Это своего рода
трансформирующий ритуал поведения. Это должен быть поступок, действие, которое обычно
до этого клиент не делал.
Инсайты и
катарсисы делают свою работу, но пока "новое состояние души" не
перенесено в жизнь, говорить о стойком терапевтическом эффекте рано. Например:
"Теперь, когда ты знаешь, что за раздражением на отца пряталась любовь, которую
ты сейчас переживаешь, что бы ты сделал необычного, чтобы закрепить это чувство
на уровне действия и поведения?" Если клиент говорит: "Съезжу к отцу,
я его не видел 23 года", - то это необычно в его жизни. Но лучше, если
консультант усилит этот поступок. Например, попросит точно определить дату
встречи, как это будет выглядеть, на чем будет сосредоточен клиент в момент
встречи и т.д.В следующую терапевтическую встречу целесообразно
поинтересоваться, выполнил ли клиент намеченное. Если нет, то это признак
регрессии. И тогда все по-новому, но уже по спирали.
Опыт
показывает, что в среднем оптимальный баланс в следовании за энергией
(переживаниями) клиента в одной терапевтической сессии следующий:
70% - по
процессу;
30% - по
анализу;
стадия
ассертивности осуществляется только тогда, когда она действительно уместна.
Основными
ошибками консультанта в следовании являются:
1. Упреждение
скорости осознавания в виде навязывания гипотез со стороны
консультанта.(Ошибочные роли - очень "умный" консультант, консультант-Учитель
"гуру").
2.
Отставание от скорости осознавания, которое проявляется в виде вопросов, не
имеющих отношения к проблеме (любопытство); создание искусственных пауз,
неконструктивное молчание, подчеркивание своей многозначительности, намек на таинственность.
(Ошибочные роли - консультанта: Советчик, Морализатор, Спасатель, Ясновидящий).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.temenos.ru/