Транспорт в Тверской области
Транспорт в Тверской области
Практическое задание по регионалистике
Юрков Евгений Владимирович, Студент 42 группы
ФГОУ ВПО ″Тверской государственный университет″
Тверь 2007г
Введение
Роль
транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика. От ее
эффективности зависит эффективность работы многих других отраслей
промышленности, а, следовательно, и экономического благосостояния страны и её
регионов. Если транспорт развит хорошо, то это стимулирует развитие экономики,
а если отстает – то замедляет освоение ресурсов, усиливает дефицит трудовых
ресурсов, нарушает синхронность поставок топлива и электроэнергии, сырья и
материалов. Необходимо учесть, что транспортная система обеспечивает не только
внутренние и внешние связи области, но выполняет и значительные транзитные
функции.
В
России положение транспортной отрасли в последние время стало неблагоприятным.
Это обусловлено, прежде всего, системой организации перемещения грузов на
транспорте, ее несовершенством, остановкой научно-технического прогресса и
финансированием этой отрасли, устареванием подвижного состава в стране и многое
другое.
Для
решения этих и других проблем в РФ создано министерство транспорта, которое
комбинирует, определяет, делает работу транспортных предприятий и организаций
законной.
Цель
работы – исследовать развитие и современное состояние транспортной отрасли в
Тверской области. Задачи работы в том, чтобы проанализировать сложившуюся
ситуацию в области и сделать соответствующие выводы.
1. Транспорт в Тверской области – одна из основных
отраслей экономики региона
Транспорт
– одна из важнейших отраслей народного хозяйства Тверской области. Благодаря
транспорту промышленность области получает сырьё, фабрикаты, готовые изделия из
различных районов СНГ, а сельское хозяйство – минеральные удобрения,
зерноуборочные комбайны и другую продукцию. В свою очередь промышленность и
сельскохозяйственные предприятия отправляют в другие области, края, республики
СНГ и зарубежные страны экскаваторы, башенные краны, льнокомбайны,
искусственное волокно, древесину, хлопчатобумажные ткани и прочее.
В
области получил развитие железнодорожный, автомобильный, речной и трубопроводный
транспорт.
Автомобильные
и железные дороги, водные пути обеспечивают внутреннюю связность системы,
расселения и хозяйственного комплекса. По этим дорогам, транспортный комплекс
области обслуживает пассажирские и грузовые перевозки, играя роль базовой
инфраструктуры в системе жизнеобеспечения области. Самым дешевым и традиционным
для области является водный транспорт; быстрым на короткие расстояния и
основным в грузо - и пассажирских перевозках – автомобильный; для местного
пассажирского сообщения и для дальних грузовых и пассажирских перевозок –
железнодорожный (до 1980-х гг. - ведущий в грузоперевозках области); для
международных перевозок - авиационный. Пассажиров обслуживают все виды
транспорта (кроме авиационного), основными являются автомобильный и
внутригородской электрический.
Специфика
нашей области – большая протяженность с севера на юг и особенно с запада на
восток, что определяет невысокую густоту транспортной сети и осложняет
транспортную доступность ряда районов. Однако, все районы имеют связь с
областным центром.
Что
касается Тверской области, то инвестиции в транспортную отрасль в 2004г
составили 8,03 млрд. рублей. Это 34,7% в общем объёме инвестиций в основной
капитал всех отраслей экономики. Объем перевозок грузов организациями всех видов
транспорта за 2004 год составил 4575 тыс. тонн, или 92% к уровню 2003 года.
Грузооборот - 11500 млн. т-км (108%).
Маршрутная
автобусная сеть Тверской области насчитывает 639 маршрутов общей протяженностью
36685 км и включает в себя 117 городских маршрутов общей протяженностью 1024
км, 388 пригородных маршрутов протяженностью 13646 км и 134 междугородных
маршрута протяженностью 22015 км. На территории Тверской области работает 40
пассажирских автотранспортных предприятий общего пользования, из которых 25
муниципальных, 12 акционерных обществ, 3 государственных предприятия.
Крупнейшие автопредприятия области:
—
МУП ПАТП г.Тверь
—
МУП «Бежецкие автобусные перевозки»
—
МУП «Вышневолоцкое ПАТП»
—
ОАО «Конаковское АТП»
—
ГУП «Кимрское АТП»
—
МУП «Осташковское АТП»
—
МУП «Автотранс» г.Ржев
—
ГУП «Торжокское АТП»
—
ГУП «Тверьавтотранс»
Координатором
работы транспорта общего пользования служит Департамент транспорта и связи
Тверской области.
Теперь
поподробнее остановимся на каждом виде транспорта.
Железнодорожный
транспорт
Наибольшее
значение для области имеет железнодорожный транспорт. Строительство
железнодорожных линий в Тверской губернии началось в середине XIX века. Так,
например, железная дорога "Санкт-Петербург - Москва" сдана в
эксплуатацию в 1851г., "Москва - Виндаво - Рыбинск" – в 1869г,
отдельные участки железной дороги "Сонково - Савелово", "Сонково
- Пестово" построены в 1921-23гг. В 2004 году эксплуатационная длина
железнодорожных путей составила 1803 км. В области достаточно богатая
железнодорожная сеть. Перевод железнодорожного транспорта на электровозную тягу
ускорил доставку и удешевил перевозку грузов. С северо-запада на юго-восток
территорию области пересекает Октябрьская железнодорожная магистраль. Основными
перевозимыми грузами являются: стройматериалы, лес, руда, химические и
минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, машины и многое другое. Значение
этой дороги является важным для внешнеторговых связей, осуществляемых через
Санкт-Петербургский и Мурманский торговые порты. С водным транспортом она
взаимодействует также через ряд портов на Белом море, Волго-Балтийском каналах,
канале им. Москвы. На электрифицированной линии "Москва -
Санкт-Петербург" курсируют самые быстрые в стране пассажирские экспрессы
("Красная стрела", "Русская тройка", "Аврора",
"Северная пальмира"), развивая скорость до 300 км/ч. Южную часть
области пересекает железная дорога "Москва - Рига" через Ржев (узел
железнодорожных линий "Москва - Рига", "Санкт-Петербург - Брянск"),
Нелидово и Западную Двину. По восточной части области проходит железнодорожная
линия через Кимры, Калязин, Кашин, связывающая Москву с Санкт-Петербургом. На
севере области проходит железная дорога "Бологое - Рыбинск" (через
Удомлю, Максатиху, Бежецк), на северо-западе - железная дорога "Бологое -
Осташков - Торопец" с выходом на Великие Луки и далее в Прибалтику. К
дорогам местного значения относятся железнодорожные пути "Тверь -
Лихославль - Торжок - Кувшиново - Осташков", линии "Тверь -
Васильевский Мох". Крупными железнодорожными узлами являются Бологое,
Ржев. Среди железнодорожных станций выделяются Тверь, Лихославль, Вышний
Волочок. Железнодорожным транспортом общего пользования в 2004г. было
перевезено 1,9 млн. тонн грузов. Около 35% составляют строительные материалы и
минеральные удобрения. Важное место в перевозках занимают лесные (включая
дрова) и нефтяные грузы, каменный уголь и кокс, хлебные грузы, чёрные металлы и
лом чёрных металлов. Что касается пассажирских перевозок железнодорожным
транспортом, то в 2004 году она составила 9,6 млн. человек, причём последние
годы эта цифра практически не изменяется и тенденция остаётся прежней.
Речной транспорт
Большое
значение в перевозке грузов (строительные материалы, нефтяные, лесные грузы,
каменный уголь) и пассажиров принадлежит речному транспорту. Из судоходных рек
наибольшее значение имеет Волга. Для судоходства используется Иваньковское
("Московское море"), Рыбинское и Вышневолоцкое водохранилища, а также
озёра Селигер, Мстино. Главный речной порт – Тверской, основан в 1853г.
пароходным обществом "Самолёт", в настоящее время входит в состав
Московского речного пароходства. Ему подведомственны порт Кимры на левом берегу
реки Кимрки, пристани: Весьегонск на правом берегу реки Мологи, Калязин на
восточном берегу Угличского водохранилища, Вышний Волочок на левом берегу реки
Цны, Осташков на восточном берегу озера Селигер. В состав Тверского порта
входят Тверской и Конаковский грузовые районы, речные вокзалы в Твери и
Осташкове, судоремонтные мастерские, около 170 судов, в том числе 40
пассажирских, 18 плавучих кранов грузоподъёмностью от 3 до 16 т.
Протяжённость
внутренних водных судоходных путей в пределах области постоянно сокращается с
начала 1980-х гг. В рекреационных районах организованы экскурсионные и
туристические водные маршруты.
Порт
Тверь производит добычу, сортировку и погрузку песка, песчано-гравийной смеси.
Местным флотом перевозят для предприятий области, Москвы, Санкт-Петербурга,
Петрозаводска, Череповца, городов Волжско-Камского бассейна
народнохозяйственные грузы (кирпич, железобетон, лес, пиломатериалы, зерно и т.
п.). По каналу им. Москвы и участку Волги до Твери на стройки Тверской области
и Москвы вывозится песок и песчано-гравийная смесь. В последние годы – это
основной груз речного грузового транспорта. На перевозках используются буксирные
теплоходы типа "Речной" мощностью 450л.с., толкающие составы из 1-4
барж. Пассажирский флот порта Тверь обслуживает население Тверской, Московской,
Ярославской, Вологодской и других областей по Волге, выполняет экскурсионные
прогулочные рейсы. За навигацию перевозится свыше 100 тыс. человек. С 1992г.
началось сокращение речных пассажирских линий, наблюдается частая отмена
рейсов, в связи с увеличением финансовых расходов на содержание, ликвидируются
пристани и причалы. На местных линиях используются скоростные комфортабельные
пассажирские суда типа "Метеор", "Ракета",
"Заря", "Зарница", а также теплоходы "Москва",
"Москвич" и др. У причалов Тверского речного вокзала швартуются двух,
трёхпалубные экскурсионные суда из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Уфы и
других городов. В 1960 г. в Калининском порту был открыт филиал Рыбинского
речного училища имени В. И. Калашникова, в котором готовят кадры судоводителей
для речного флота. Среднегодовая численность работников, занятых на речном
транспорте в 2004 году составила примерно 600 человек. Численность работников,
занятых на остальных видах транспорта см. в приложениях Табл.5.
Автомобильный транспорт
Также
очень велика роль автомобильного транспорта. Интенсивно развивающиеся
внутриобластные связи, строительство дорог привели к заметному повышению роли
автомобильного транспорта. Его основная работа – подвоз и вывоз грузов к
железнодорожным станциям, обеспечение городов сельскохозяйственной продукцией,
обслуживание строительных и торговых организаций. В настоящее время
строительству новых автомобильных дорог в области придаётся очень большое
значение, т.к. уровень жизни сельского жителя в значительной степени зависит от
уровня развития автомобильного транспорта и возможности благодаря ему иметь те
или иные услуги. Лишь около 40% всех сельских поселений области имеют
регулярное автобусное сообщение.
Самыми
протяженными в области являются автомобильные дороги. По протяженности тверские
дороги занимают 3-е место в России, а их густота – 163 км на 1 тыс. км – в 7 раз
выше среднероссийских показателей. И все же существующая сеть автодорог развита
недостаточно: более трети сельских населенных пунктов области не имеют
круглогодичной связи. Густота автомобильных дорог увеличивается к центру
(Твери), а в удаленных районах – Жарковском, Оленинском, Лесном и Весьегонском
– очень редкая сеть и самые плохие дороги. Кроме внутрирайонных и
внутрихозяйственных (их доля в протяженности автодорог области составляет более
80%) существует сеть межрайонных (внутриобластных) дорог. Их немного – 2206 км,
и они обеспечивают связи областного центра с районными. На них действуют
многочисленные автобусные маршруты.
Протяжённость
автомобильных дорог общего пользования составляет свыше 17,6 тыс. км. Все
города и районные центры областей соединены дорогами с твёрдым покрытием.
Основная часть центральных усадеб колхозов и совхозов связаны с районными
центрами улучшенными дорогами. Протяжённость автобусных линий превышает 27,5
тыс. км, на которых ежегодно используется свыше 1350 автобусов; 10 райцентров
области и областной центр связаны прямым автобусным сообщением с Москвой.
Внутригородское автобусное сообщение имеется в 24 населённых пунктах области.
Автомобильным транспортом общественного пользования в 2004г перевезено около
228 млн. человек (95% к уровню 2003 года). Автомобильный транспорт
общественного пользования ходит достаточно регулярно, так, например,
регулярность движения городских маршрутов автобусов составила 95,3%,
пригородных - 96,3%. Перевозки пассажиров и грузов по всем видам транспорта
можно увидеть в Табл. 6. В пределах области наиболее значительные перевозки
грузов осуществляются между Тверью и городами Торжок, Вышний Волочёк, Ржев,
Кимры и некоторыми другими. Осью дорожной сети является автомагистраль
общероссийского значения "Москва - Санкт-Петербург". Большинство
других важных дорог области по существу являются подъездами к этой магистрали.
Кроме того, в городе работает около 800 маршрутных такси. Ежедневно каждый
второй житель области пользуется услугами пассажирского автотранспорта. Общее
количество всех автотранспортных средств в регионе представлено в Табл. 7.
Трубопроводный транспорт
Новым
видом транспорта Тверской области является трубопроводный. Его развитие
обусловлено тем, что в конце 60-х годах область получила сжиженный, а в начале
70-х природный газ. По территории области проходят несколько газовых
магистралей: "Серпухов - Санкт-Петербург", газопроводы-отводы от
Московского кольца, что позволило подать природный газ коммунально-бытовым и
сельскохозяйственным предприятиям, многим рабочим посёлкам и населённым пунктам
в сельской местности, а также к газовым приборам жителей городов Твери, Вышнего
Волочка, Кашина, Ржева и других. К 2002г. в области было построено свыше 1600
км подземных газопроводов, в том числе 325 км в сельской местности,
газифицировано 148 промышленных, 434 коммунально-бытовых и сельскохозяйственных
предприятий, 446 тыс. квартир, в том числе около 152 тыс. – в сельской
местности. Уровень газификации по области достиг 86,4%, а в Твери 93,6%. Газ в
топливном балансе области составляет 22%. Реализация природного газа по области
в год составляет 1278,0 млн. км3, в том числе по Твери 706 млн. км3.
Авиационный транспорт
В
Тверской области имеются два авиапредприятия ЗАО «АК КонверсАвиа» и ООО
«Вертикаль-Т». ЗАО «АК КонверсАвиа» располагает парком воздушных судов,
состоящих из вертолетов Ми-2 и Ми-8. Вертолеты данной компании обслуживают
магистральные газопроводы на территории Тверской области и соседних областей,
выполняют работы по линии санитарной авиации, МЧС, охране лесов от пожара.
Основная производственная деятельность ООО авиакомпания «Вертикаль-Т» это
выполнение авиационных перевозок грузов и пассажиров. Авиакомпания располагает
парком вертолетов типа Ми-8, Ми-26, имеет сертификат для выполнения внутренних
и международных полетов, аккредитована в ООН как официальный перевозчик.
Расположенный под г. Тверью вертодром «Змеево» способен принимать и отправлять
вертолеты всех типов, а также воздушные суда авиации малого назначения.
Городской электротранспорт
В
Тверской области городской электротранспорт имеется только в областном центре –
г. Твери. Первый электрический трамвай пущен в 1901г., а первая троллейбусная
линия введена в эксплуатацию в 1967г. На улицы Твери ежедневно выходит свыше
200 трамваев и 95 троллейбусов. Ежегодно трамваями перевозятся около 125 млн.,
а троллейбусами около 120 млн. пассажиров. В 2004г трамваями и троллейбусами
перевезено 235 млн. человек, что составляет 96% от 2003г. Регулярность движения
трамваев и троллейбусов составила 92,6%. Число трамвайных и троллейбусных
вагонов за последние годы практически не меняется и на 2004г приходится 176
трамваев и 100 троллейбусов, причём 65% троллейбусов работают от 10 до 15 лет,
а трамваев – от 10 до 20 лет, и 35% трамваев – вообще > 20 лет. Возрастную
структуру парка подвижного состава в 2004 году см. в Табл. 9.
Что
касается аварийности на транспорте, то она к сожалению по-прежнему остаётся
высокой, особенно на автомобильном транспорте, в связи с увеличением количества
автотранспортных средств (динамику можно посмотреть в Табл. 8.). По данным
управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД в
области на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов за 2004 год
зарегистрировано 2214 дорожно-транспортных происшествий (95% к уровню 2003
года), из них 229 - с участием детей в возрасте до 16 лет. Основными причинами
ДТП являются: нарушение водителями транспортных средств скоростного режима
движения; непредставление преимущества в движении транспортных средств; переход
пешеходами улицы в неустановленном месте. Часто эти нарушения являются
следствием управления транспортными средствами в состоянии алкогольного
опьянения.
Экологические проблемы транспорта
Реки,
озера, подземные воды, каналы и водохранилища, значительные площади земли (32
тыс. га) и воздушное пространство освоены транспортом. Он является крупным
земле – и водопользователем и водопотребителем и одновременно крупнейшим в
области загрязнителем атмосферы, воды и грунта (особенно автомобильный
транспорт). Центрами образования и накопления основных объемов отходов являются
крупные транспортно-экономические центры области (Тверь, Вышний Волочок, Ржев),
зонами – территории вдоль автомобильных и железных дорог. Сводную экологическую
характеристику транспорта в Тверской области см. в Табл. 11.
Главный
путь решения экологических проблем транспорта – предупреждение загрязнений. Это
в основном техническая и дорожно-хозяйственная задача в сочетании с развитием
экологической инфраструктуры (систем оборотного водоснабжения, установок для
улавливания и обезвреживания вредных веществ и отходящих газов) и др.
2. Направления и методы регионального исследования
транспорта
В
работе будут применяться различные методы и направления для изучения с
количественной стороны содержания массового общественного явления – в нашем
случае транспорта в Тверской области, его развития и состояния на настоящий
момент. А именно: регрессионный анализ, анализ временных рядов, группировки и
некоторые другие. Будут исследованы различные статистические показатели,
имеющие количественную и качественную определённость.
Для
начала следует построить ряды распределения, т.е. упорядочить единицы
совокупности на группы по варьирующему признаку, построить гистограмму
плотности распределения по группам и проанализировать их для дальнейшего
анализа. Также может понадобиться определить различные виды средних (опять же в
зависимости от данных и их вида). Можно рассчитать среднее значение ряда,
используя следующие формулы (в зависимости от вида ряда):
Среднее
значение рассчитывается по формуле (мы имеем интервальный ряд с равными
интервалами):
, где n –
число периодов, yi – уровень i-го года.
Это
может понадобиться для определения неких средних показателей, таких как среднее
количество автомобилей в регионе или же среднее количество инвестиций в
основной капитал не по отдельным видам транспорта, а, в общем. Другие формулы
здесь приводиться не будут, а будут приведены в дальнейшем (если понадобятся
для расчётов).
Также
будем использовать цепные и базисные темпы роста, например для вычисления
индексов пассажиро- и грузоперевозок. Можно построить группировки –
распределение единиц совокупности на группы по существенным варьирующим
признакам для выявления связи и зависимости между признаками и определения
структуры однотипных совокупностей.
Можно
рассчитать среднегодовые показатели роста, например, для выявления тенденции
роста или упадка потребления автомобильного бензина и дизельного топлива.
Также
будут использоваться корреляции для изучения связи между изучаемыми явлениями,
т.е. выявление наличия связи и определения её силы (корреляционный анализ). Тут
будут применяться коэффициенты корреляции, уравнение регрессии и др.
Например,
уравнение прямой, по которой получаем наилучшее линейное приближение y с
помощью x, имеет вид: y = a0 + a1*x, где y – результативный признак, x –
факторный признак, a0 и a1 – параметры уравнения, рассчитывающиеся по
определённым формулам.
Коэффициент
а1 рассчитывается по формуле: , где xi и yi
– значения соответствующих признаков, и – соответствующие значения этих признаков; а
коэффициент а0 – по формуле: . Коэффициент
корреляции определяется по формуле:
Это
может понадобиться для выявления зависимости, например между количеством
автотранспортных средств, и количеством автодорог; или между количеством
частных автомобилей и индексами (количеством перевезённых пассажиров)
пассажироперевозок транспортом общего пользования.
3. Современное состояние транспорта в Тверской области
Для
начала построим ранжированный ряд по одному из признаков – в нашем случае в
качестве примера возьмём наличие автомобилей по 36 районам тверской области
(без учёта индивидуальных владельцев) за 2004 год (см. Табл. 10). Графически
изобразим изменения значений признака с помощью огивы распределения:
Рис.
1
Изменение
численности автомобилей
Видно,
что наибольшее количество автомобилей приходится на 2 района – в нашем случае
это Конаковский и Вышневолоцкий районы. Определим длину шага: h = = ≈ 502,7.
Получаем
количество районов в группах: 12 (менее 503 шт.), 13 (504-1005 шт.), 3
(1005-1508 шт.), 4 (1509-2010 шт.), 2 (2011-2513 шт.) и 2 (свыше 2513 шт.).
Из
проведённых расчётов видно, что наибольшее количество районов (в нашем случае
13) имеют численность автомобилей от 1005 до 1508 штук, а меньше всего – две
последние группы (свыше 2513 штук) по 2 района в каждой группе. Калининский
район принадлежит к 4-ой группе (1698 автомобилей).
Далее
рассчитаем индексы перевозок грузов транспортом общего пользования для
выявления тенденции перевозок. Расчёт показателей будем производить по
нижеприведённой формуле (базисные темпы роста):
Тр
= *100%, где yi
и yбаз. – уровни i-го и базисного годов соответственно. За базу сравнения
примем 2000 год. Результаты расчётов сведём в следующую таблицу:
Табл.
1. Индексы перевозок грузов транспортом общего пользования (в % к 2000 году)
Похожие работы на - Транспорт в Тверской области
|