Предмет, метод, методология и задачи науки административного права
Предмет, метод, методология и задачи науки
административного права
B.C. Четвериков
Определение
и обоснование предмета науки административного права в настоящее время является
наиболее актуальной проблемой, так как в государстве в последнее десятилетие
проводятся радикальные политические, социальные, экономические, правовые и
организационные реформы.
Административная
наука как одна из научных отраслей публичного права представляет собой систему
теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного
права, предмете и методе его регулирования. Прежде чем перейти к рассмотрению
этого вопроса следует уточнить понятие терминов «наука» и «теория».
Наука
— это сфера человеческой деятельности, назначением которой является выработка и
теоретическая систематизация объективных знаний о реальной действительности.
В
нашем случае речь идет о выработке и систематизации объективных знаний о
реальных процессах, происходящих в области управленческих отношений в
деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и их
уполномоченных должностных лиц.
Теория
— это система научных знаний о внутренней природе явлений. То есть с помощью
науки как особого вида человеческой деятельности не только получают объективные
знания о сущности исследуемых явлений, но и теоретически систематизируют эти
знания в соответствии с внутренней природой этих явлений. Роль же теории
сводится к теоретической систематизации объективных знаний о реальных процессах
в управленческих отношениях с целью их упорядоченности, согласованности и
оптимизации.
Административная
наука, как одна из научных отраслей права, вырабатывает и теоретически
систематизирует объективные знания, идеи, взгляды, понятия, представления и
положения об отрасли административного права, ее предмете и методе его
регулирования, ее правотворческой и правоприменительной практике,
осуществляемой органами исполнительной власти, государственного управления,
администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами.
Предмет
(что исследуется) и объект (на что направлено исследование) науки
административного права существенно отличается от предмета (объекта) отрасли
права и учебной дисциплины, где существует только различие предмета и объекта в
объеме управленческих отношений.
Предметом
науки административного права является исследование законов, закономерностей и
особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти,
органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных
лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах,
эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения,
правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования.
Объект науки административного права (на что направлено исследование), это
управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их
совершенствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с целью
совершенствования административно-правового регулирования управленческих
отношений.
К
числу основных задач исследования науки административного права следует
отнести:
1)
предмет административного права в современных условиях становления и развития
исполнительной власти, государственного управления;
2)
методы и формы правового регулирования в деятельности органов исполнительной
власти, исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного
управления в современных условиях;
3)
правовой статус органов исполнительной власти, органов государственного
управления, администраций органов МСУ, как субъектов административно-правовых
отношений;
4)
правовое положение физических лиц в сфере деятельности органов исполнительной
власти, государственного управления, администрации органов МСУ;
5)
административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, как
субъектов административно-правовых отношений;
6)
правовое положение негосударственных и общественных объединений как
коллективных субъектов административно-правовых отношений;
7)
административно-юрисдикционная деятельность, ее подведомственность в разрешении
управленческих споров и рассмотрения индивидуальных дел об административных
правонарушениях;
8)
ответственность по административному праву;
9)
административное правонарушение и административная ответственность;
10)
административный процесс и его виды;
11)
административное производство и его виды;
12)
административно-правовые режимы;
13)
эффективность обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов
исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ и
их должностных лиц;
14)
административно-правовое регулирование общего, отраслевого и межотраслевого
государственного управления и его правовое регулирование;
15)
административно-правовое регулирование управленческих отношений в
экономической, хозяйственной, промышленной, аграрной сферах и областях;
16)
административно-правовое регулирование государственного управления в
административно-политической сфере;
17)
административно-правовое регулирование управленческих отношений в
социально-культурной сфере и др.
Все
эти задачи исследуются в единстве и взаимосвязи, образуют целостное единство
самого предмета как системы науки административного права.
В
результате научных исследований практике предлагаются рекомендации и
предложения по совершенствованию административно-правового регулирования во
всех отраслях и сферах деятельности органов исполнительной власти,
государственного управления, администраций органов МСУ, а также осуществления
административных правоохранительных функций в смежных отраслях права.
Наука
административного права уделяет большое внимание исследованию таких
административно-правовых категорий, как понятие и сущность деятельности органов
исполнительной власти, государственного управления, а также выявляет объемы,
соотношения понятий государственной службы и должностного лица,
административных наказаний и административной ответственности, содержанию
административно-правовых норм и правоотношений и многому другому.
Особым
элементом предмета науки административного права является правотворческая и
правоприменительная деятельность рганов исполнительной власти, государственного
управления и их должностных лиц. Изучая практику применения
административно-правовых норм, можно оценивать их эффективность, выявлять
пробельность в законодательстве и дефекты в юридической технике.
Основное
назначение науки административного права — на основе исследований предлагать
методы и средства совершенствования системы деятельности органов исполнительной
власти, государственного управления, органов МСУ в их повседневной, регулярной
и непрерывной организации управления во всех жизненно важных областях и сферах
государства и общества.
Наука
административного права также разрабатывает научные понятия и категории,
которыми она пользуется для исследования управленческих отношений, реализуемых
органами исполнительной власти, государственного управления, органами МСУ, а
также оказывает влияние на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности
органов исполнительной власти, государственного управления совершенствования
механизма, методов и форм административно-правового регулирования.
Результатом
проводимых научных исследований являются рекомендации, предложения и выводы,
направленные на повышение эффективности управленческих отношений в сфере
деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и
административно-правового регулирования иных управленческих отношений, а также
совершенствование практики применения норм административного права в целях
охраны отношений, регулируемых другими отраслями права.
Теоретической
основой науки административного права являются философские и социологические
науки, положения теории социального управления и общей теории социологии и
права. Большое значение для научных исследований имеют решения государственных
органов власти по вопросам организации деятельности исполнительной власти,
государственного управления, а также правового регулирования их деятельности.
Потребности
практики требуют в каждом конкретном случае определять механизм исполнения
законов — конкретных исполнителей, формы, методы, сроки и перечень подзаконных
действий, ответственность определенных лиц, а также систему контроля и проверки
исполнения. При этом необходимо учитывать вопросы ресурсного обеспечения
законотворчества и правоприменительной практики.
Примером
такого слабого учета правоприменительной практики стали задачи научного
обоснования разработки административно-правового института регулирования
процесса банкротства предприятий и банков как объектов управленческой
деятельности, ликвидации взаимных неплатежей, регулирования рынка ценных бумаг,
определенного регулирования цен на основные виды сырья и товаров, особенно
первой необходимости, социальной защиты населения и др.
Посредством
норм административно-правового регулирования можно позитивно влиять на
тенденцию сокращения экономических преступлений. Например, указ Президента РФ
от 12 мая 1997 г. № 467 «О прекращении представления гарантий и поручительств
за счет средств федерального бюджета» в некоторой степени перекрыл возможные
каналы хищений государственных средств из бюджета путем коррупции, однако таких
мер далеко не достаточно.
Важно
при этом определить роль и пределы действия административного права как метода
регулирования тех новых отношений, которые складываются в негосударственном
секторе экономики. Разговор здесь должен идти не об отказе от государственного
регулирования этих отношений, а об изменении его форм и методов. Хотя основным
методом регулирования в сфере хозяйственной деятельности становится метод
согласования, это не исключает применения в определенных пределах и метода
императивных предписаний.
Теоретической
основой науки административного права являются философские и социологические
науки, положения теории социального управления и общей теории социологии и
права. Большое значение для научных исследований имеют решения государственных
органов власти по вопросам организации деятельности органов исполнительной
власти, государственного управления, а также по правовому регулированию их
деятельности.
Большое
значение для научных исследований проблем административного права имеет
изучение законодательства Российской Федерации, в котором содержатся нормы и
решения, регламентирующие различные вопросы функционирования деятельности
органов исполнительной власти, государственного управления. Особое значение в
развитии науки административного права имеет методология познания объектов и
явлений реального мира, в том числе и управленческих отношений.
Методология
— это учение о системе научных методов и средств познания объектов или явлений
реального мира.
Методологической
основой науки административного права являются совокупность общенаучных и
частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются
закономерности, законы и особенности специфических (управленческих) отношений в
отрасли административного права, процесса законотворчества и
правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и
институты самой науки административного права.
Для
выявления сущности методологии следует усвоить понятия метода вообще и
общенаучных и частно-научных методов познания в частности.
Метод
— это способ, средство, путь теоретического или практического решения задач,
для достижения сформулированной цели. Существуют различные методы познания и
воздействия, которые изучаются другими науками, мы только перечислим их.
Общенаучные
методы познания — это общие, используемые в различных отраслях научного знания
способы, средства и пути исследования свойств, предметов и явлений, а также
тенденций их изменения.
К
общенаучным методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза,
аналогия, обобщение, абстрагирование, формализация, эксперимент, системный
подход, системный анализ, математические методы, моделирование, диалектический,
исторический и другие методы исследования.
Частнонаучные
(специальные) методы познания: аналитическое и социологическое обследование,
статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический,
социологические методы, функциональный анализ и другие.
Основная
задача науки административного права — исследовать предмет науки с целью
выработки рекомендаций и мер по созданию благоприятных условий для успешного
функционирования государства и, в первую очередь, деятельности органов
исполнительной власти, государственного управления, органов МСУ в новых
условиях рыночной экономики. Приоритетной целью всей деятельности органов
исполнительной власти, государственного управления становится не волевое,
императивное управление народным хозяйством, а сочетание методов
государственного управления и правового регулирования посредством различных
налоговых стимулов, согласований, регистрации, лицензирования, подбора и
расстановки кадров органов исполнительной власти, государственного управления,
осуществление контроля за деятельностью должностных лиц, отработка механизма
обеспечения законности и дисциплины.
Одной
из проблем науки административного права в настоящее время является правильное
определение места, роли и объема полномочий и компетенции федеральных органов
исполнительной власти по отношению к органам исполнительной власти субъектов
РФ, субъектами государственного управления в экономической и
социально-культурной сферы в условиях рыночных отношений. Все эти проблемы не
могут быть успешно разрешены без использования достижений науки
административного права, как основного института публичной отрасли права,
позволяющей гармонично защищать законные интересы личности, общества и
государства.
Большое
значение для научных исследований проблем административного права имеет
законодательство Российской Федерации, в котором содержатся нормы,
регламентирующие различные вопросы деятельности органов исполнительной власти,
органов государственного управления.
Методологической
основой науки административного права являются также исторический,
сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, логический и
другие методы исследования.
Наука
административного права как система построена на основе внутренней взаимосвязи
и взаимозависимости административно-правовых положений, принципов организации и
институтов, образующих целостное информационно-правовое единство научной
отрасли права. Система науки административного права по объему шире системы
отрасли административного права, так как наука административного права
исследует не только совокупность административно-правовых норм, но и другие
теоретические проблемы, связанные с теорией и практикой
административно-правового регулирования.
Совершенствование
научной базы административного права невозможно без изучения истории ее
становления, осмысливания различных концепций, ранее имевших особое звучание,
преемственности позитивного опыта, творческой переработки устаревших положений
применительно к новым социально-экономическим условиям.
Российская
наука административного права — одна из основных отечественных правовых наук,
имеющая богатые исследовательские традиции.
Большой
вклад в разработку теоретических и теоретико-прикладных проблем
административного права внесли А.Б. Агапов, А.П. Алехин, А.С. Алексеев, Х.А.
Андриашин, Г.В Атаманчук., Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С., Вельский, С.Ю.
Данилов, Ю.А. Дмитриев, П.Т. Василенков, И.И. Вере-меенко, В.Г. Вишняков, М.И.
Еропкин, Н.М.Казанцев, Г.Н. Калибаба, Ю.М. Козлов, А.Н. Козырин, Л.М. Колодкин,
А.П. Коренев, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, В.В. Лазарев, А.Е. Лунев, В.М.
Манохин, Л.А. Николаева, А.Ф.Ноздрачев, Д.М. Овсянко, И.В. Панова, Г.И. Петров,
С.М. Петров, М.И. Пискотин, Л.Л. Попов, А.В. Прокошин, Ф.С. Разаренов,
Б.В.Российский, Н.Г.Салищева, В.Е. Севрюгин, В.В. Скитович, Ю.Н. Старилов, С.С.
Студеникин, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, Т.Я. Хабриева, Н.Ю.
Хаманева, Б.Б. Хангельдыев, Я.М. Ямпольская, Ц.А. Якимов, А.Ю. Якуба и ряд
других ученых-административистов.
Знание
достижений науки административного права и их правильное применение позволит
избежать многих ошибок при решении современных задач в организации деятельности
органов исполнительной власти, государственного управления и правового
регулирования.
Наука
российского административного права уделяла и уделяет значительное внимание
зарубежной теории и практике государственного управления. Особое влияние на
российское административное право в последнее время оказало французское
административное право, где субъектами юридической ответственности являются и
юридические лица.
Чтобы
успешно развивалась наука любой отрасли права, в том числе административного,
требуется готовить научные кадры, владеющие современными научными методами
познания своего предмета, и методами воздействия, способные объективно анализировать
процессы, происходящие в стране, рекомендовать научно обоснованные методы
воздействия на организацию управления в деятельности исполнительной власти.
Главной
целью органов государственной власти и в первую очередь органов исполнительной
власти в настоящее время является укрепление вертикали российской
государственности. Именно этому служит правовая реформа приведения нормативных
актов субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами,
что способствовало бы преодолению кризиса, созданию благоприятных условий для
экономической, политической и социальной стабилизации в государстве и обществе
в целом.
Особая
роль в укреплении государственности принадлежит административному праву. Среди
других публичных отраслей права оно имеет наибольший удельный вес. Сейчас
происходит огромная по масштабам нормотворческая деятельность органов
законодательной и исполнительной власти. Создаются новые, изменяются и
дополняются действующие нормативные акты. Главная задача не в том, чтобы
увеличивать массив законодательных актов прямого действия, а в том, чтобы лучше
разрабатывать в подзаконных актах механизмы, способные эффективнее работать на
цель, заложенную в законе. Необходимо поднять научный уровень нормотворческой
деятельности в органах исполнительной власти, их основная задача — качественнее
выполнять эту работу, так как это облегчит задачи правоприменительной практики.
Всегда
следует прогнозировать потребности практики в правовом регулировании, нужно
точнее определять механизм исполнения законов, то есть конкретных исполнителей,
формы, I методы и сроки их действий, ответственность должностных лиц, а также
систему контроля и проверки исполнения. При этом всегда следует учитывать
наличие ресурсного (финансового, кадрового, экономического и иного) обеспечения
законотворчества и правоприменительной практики.
При
этом следует определить роль и пределы действия административного права, как
метода правового регулирования управленческих отношений, которые складываются в
нынешней рыночной экономике.
Одна
из основных задач науки административного права — создавать устойчивость и
упорядоченность управленческих отношений, благоприятных для оптимального
функционирования государства в новых рыночных отношениях, с чувствительным
механизмом спроса и предложений.
Приоритетной
целью всей деятельности органов исполнительной власти, государственного
управления становится не императивное (властное) управление народным
хозяйством, а его регулирование посредством различных налоговых стимулов,
согласований, регистрации, лицензирования, подбора и расстановки кадров органов
исполнительной власти, государственного управления, осуществления контроля за
деятельностью должностных лиц, отработка механизма юридической ответственности.
Одной
из основных проблем науки административного права в настоящее время является
рациональное определение и закрепление правового статуса, определяющего место,
роль и объем полномочий и компетенции федеральных органов исполнительной власти
по отношению к субъектам административного права в экономической и
социально-культурной сфере. Все эти проблемы не могут быть успешно разрешены
без использования достижений науки административного права.
Наука
административного права связана с другими научными отраслями. Наиболее тесно
она связана с наукой управления, которая носит комплексный характер.
Теоретические положения науки управления также служат одной из методологических
основ теории административного права. Одновременно наука управления использует
ряд положений науки административного права, в целях повышения уровня
эффективности управленческой деятельности.
Наука
административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией
государства и права, конституционным правом и историей государства и права,
поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических
наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению
административного права.
Без
изучения вопросов административно-правового регулирования большинство проблем
финансового, муниципального, земельного, экологического, таможенного и других
отраслей права не могут быть всесторонне изучены и глубоко усвоены.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru