Реализация принципа воспитывающего обучения в процессе изучения темы физики "Световые явления"
Реализация
принципа воспитывающего обучения в процессе изучения темы физики "Световые
явления"
Фадеева Н.В.,
Скулов П.В.
Если я не
доверяю человеку, то я должен напичкать его информацией по моему собственному
выбору, чтобы он не пошел по своему, ошибочному пути. Но если я доверяю
способности индивида развивать свою собственную потенциальность, то я могу
предоставить ему массу благоприятных возможностей, могу позволить ему выбирать
свой собственный путь и свое собственное направление в процессе обучения.
К.
Роджерс
Воспитание -
один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью и непрерывностью. В
повседневной школьной практике проблема воспитания "становится лишь в
чисто теоретическом плане" или реализуется во время внеурочных мероприятий
и на факультативах, тогда как большую часть времени ребенок проводит на уроках,
которые превращаются в "механическое вдалбливание знаний для жизни и
труда".
О воспитании на
уроке, т.е. в процессе обучения писали многие учителя и ученые, например, В.А.
Караковский пишет: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше
она связана с учением- главным видом деятельности школьника, с другой стороны,
учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".
В.А.
Сухомлинский утверждает, что "быть хорошим учителем можно, только будучи
хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же
целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в
нем есть свои закономерности и особенности.
О воспитании
таких важных качеств как гуманность, активность, высоко нравственность,
патриотизм, именно в процессе обучения физики, пишут А.В. Усова, З.А.
Вологодская и многие другие.
В их работах
ставится проблема, говорится о том, что такая проблема существует. Но какими
средствами решать эту проблему не указано, а если приводятся примеры средств,
то они не систематизированы и указаны для различных тем всего курса физики.
Можно
предположить, что составление системы средств воспитания в процессе изучения
конкретной темы физики поможет учителю более эффективно осуществлять воспитание
во время учебного процесса. Какими должны быть эти средства? Такие средства
должны осуществлять как обучение, так и воспитание. Например: стихи, пословицы,
поговорки, рассказы- задачи и др.
Чтобы
осуществить планирование процесса формирования личности и определить
целесообразность выбранных средств, я поставила перед собой задачу выявить
мотивации учения детей.
Методами
изучения мотивации могут быть: 1. Длительное изучение, в том числе наблюдение
за повторяющимися поступками и различными появлениями мотивации; 2.
Индивидуальный формирующий эксперимент; 3.Так же для выявления мотивов учения
предлагается следующая методика: детям, которые имеют низкие оценки, раздаются
карты, в которых они ежедневно отмечают, по их мнению, причины плохого знания
предмета.
Я получаю
плохие отметки потому, что:..
Урок
Похожие работы на - Реализация принципа воспитывающего обучения в процессе изучения темы физики "Световые явления"
|