С чего начинается харизма
С чего начинается харизма
Харизма
проявляется в определенных условиях, при исчезновении которых она снижается и
пропадает. Проявление харизмы осуществляется по алгоритму. Для его запуска она
должна быть востребована ситуацией, подпитываться энергией и восприниматься
другими людьми.
Георгий Яковлевич Кропин, тренер-консультант,
специализирующийся на выработке имиджа и харизмы.
В
последние годы в отечественной практической психологии управления психологи и
деловые люди часто говорят о харизме как важном факторе профессиональной
успешности работника. Обсуждение проблемы харизмы имеет три основных этапа:
1)
признание необходимости наличия харизмы у политических и религиозных лидеров;
2)
выделение фактора харизматичности как одного из условий эффективного управления
персоналом;
3)
определение харизмы как одного из профессиональных требований для специалиста,
работа которого связана с воздействием на других людей (продажи, консалтинг,
обучение, воспитание, журналистика).
Идут
споры о том, позитивно или негативно харизма влияет на эффективность
профессиональной и управленческой деятельности. Дискутируется также вопрос о
том, является ли харизма врожденным качеством человека или же ее можно
целенаправленно и осознанно развивать, «разогревать».
«Харизма
— это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность
привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на
эмоциональном и безусловном доверии людей к нему (М. Вебер).
В
числе характеристик харизматической личности называются такие:
личное
обаяние;
способность
к трансляции энергии, заражению энергией других людей, воодушевлению их на
выполнение определенных действий и поступков;
уверенная
манера, способность владеть собой и ситуацией;
независимость
и самостоятельность в решениях и поступках;
позитивное
восприятие восхищения других людей;
хорошие
риторические способности, умение говорить точно и лаконично по типу всем
понятных лозунгов;
впечатляющая
внешность или отдельная черта внешности.
Характеристики
людей, подпадающих под влияние харизматического лидера, состоят в следующем (по
З. Фрейду):
наличие
у людей чувства общности, консолидированности, родства, братства;
ощущение
людьми серьезной трудности или опасности, перед которой все равны (опасность
для всех);
способность
людей идентифицировать лидера со своим Я-идеалом («строгого, но справедливого
отца-руководителя», «отца нации»);
признание
за лидером неких экстраординарных, выдающихся способностей, которых нет у них;
сниженная
самооценка, некоторая неуверенность в себе, тревожность, ограниченное
себялюбие.
Вряд
ли можно сомневаться в том, что у человека существует особая
предрасположенность и одаренность к проявлению харизмы, хотя бы на том
основании, что ее проявление предполагает наличие у человека незаурядной
энергии и выносливости.
Но
имеет место и тот факт, что харизма специалиста или руководителя реально
проявляется в определенных условиях, и при исчезновении этих условий она
снижается и пропадает.
Другими
словами, чтобы феномен харизмы проявлялся, она должна быть востребована
ситуацией, подпитываться энергией лидера и восприниматься людьми, на которых
направлено ее «излучение».
Использование
ситуации в проявлении харизмы осуществляется по такому алгоритму.
1.
Постановка негативного диагноза или негативная оценка ситуации («все плохо»), а
также описание недостатков и нерешенных проблем.
2.
Описание должно фактически совпадать с реальной ситуацией, но эмоционально
драматизировать ее.
3.
Выделение людей, ответственных за нерешенные проблемы, трудности и недостатки
(«образ врага»).
4.
Формулирование ценности или идеи борьбы за улучшение ситуации.
5.
Провозглашение себя лидером этой борьбы.
Описаны
способы усиления («разогревания» или стимулирования) харизматичности специалиста
и руководителя:
человек
должен безоговорочно верить в себя; чувствовать свое предназначение, свою
миссию;
человек
должен быть готов к интенсивной деятельности, у него должна проявляться
склонность к трудоголизму, профессиональной и управленческой самоотдаче; он
должен идти на самопожертвование и сознательно платить определенными лишениями
или утратами за свою преданность идее, ценности, делу;
у
работника должна проявляться экстремальная мотивация, предельная «упертость»,
преданность цели или идее по типу «дойти до конца», «добиться успеха во что бы
то ни стало»;
человек
должен быть «закрытым», таинственным, недоступным, непонятным, лучше — «не
своим», а «со стороны», состоящим из доблестных качеств и внушающим восхищение
(его недостатки и слабости не должны быть известны в компании или
подразделении);
харизматичный
специалист или руководитель должен иметь стабильный, устойчивый
профессиональный или управленческий стиль;
для
подчеркивания харизматического воздействия используются средства театрализации
(корпоративная символика, традиции, ритуалы, эмблемы, корпоративный имидж);
наконец,
работник должен осознанно, специально подчеркивать что-то особенное и
внушительное в своей внешности и манере поведения.
Оценка
действия харизмы связана с оценкой авторитарного или даже тоталитарного стиля
управления и лидерства, поскольку харизматичный лидер или руководитель имеет
значительную, нередко неограниченную власть. Влияние харизмы профессионала
связано с формулированием и внедрением им идей и ценностей в неопределенном или
противоречивом информационном поле.
Поэтому
на вопрос о том, положительно или отрицательно харизма влияет на эффективность
профессиональной или управленческой деятельности, можно найти как
положительные, так и отрицательные ответы.
В
частности, можно говорить о том, что харизма имеет положительное значение в
следующих ситуациях:
когда
необходимо за короткое время эмоционально, по внутреннему состоянию объединить
определенную группу людей и направить их усилия на достижение единой цели;
когда
необходимо провести в жизнь полезную идею, ценность, информацию и добиться ее
однозначного понимания у разных людей;
когда
необходимо эффективно преодолеть проблемную ситуацию и получить высокий
результат на «рывке», вдохновении, азарте и энтузиазме.
Харизма
лидера может иметь отрицательное значение в таких случаях:
если
каждый член команды должен проявлять в работе самостоятельность, способность к
критике и самокритике, а также личную инициативу;
если
требуется получить общий интеллектуальный результат, собранный из результатов
мыслительной работы членов группы, а также при решении новых, нестандартных
проблем, не имеющих готовых аналогов решения;
если
каждый член группы в одиночку, без поддержки лидера и группы должен проявлять
креативность, уверенность в себе, способность управлять партнером и ситуацией.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.elitarium.ru