Мотивация эффективности
Мотивация эффективности
Александр Петрович Исаев, кандидат экономических наук,
психолог, заведующий лабораторией отбора и мониторинга перспективных менеджеров
Уральского государственного технического университета.
Мотивация
— это то, что заставляет человека действовать и стремиться достигать
определенных целей. Она является, пожалуй, самым мощным фактором эффективности
деятельности человека. Но как раз эффективность и даже просто активность многих
отечественных менеджеров далеки от желаемого уровня. Одна из причин такого
положения в том, что в большинстве своем собственники и руководители не знают и
не умеют использовать инструменты мотивации. К тому же проблема мотивации
менеджеров сложнее и разнообразнее по сравнению с проблемой мотивации любой
другой категории персонала.
В
анализе основ активности поведения человека используют понятия «мотив» и
«мотивация». Часто они применяются для обозначения разных аспектов одного и
того же психологического механизма. Эти понятия хотя и взаимосвязаны, но
синонимами не являются. Поэтому важно учитывать имеющиеся различия в их
содержании.
Мотив
— это своего рода механизм, который вызывает активность и определяет
направление, содержание и активность поведения человека. Мотив формируется на
основе социального опыта, и в этом смысле он представляет собой потребность,
обогащенную опытом человеческой деятельности по ее удовлетворению, а также
социальными ценностями, нормами и другими элементами культуры. Каждому мотиву
соответствует определенная потребность, и для ее удовлетворения можно найти
конкретный предмет деятельности.Выделяется три функции мотива в качестве
регуляторов деятельности:
побуждение
к активности, деятельности (энергетический потенциал);
выбор
направленности деятельности (вектор «мотив-цель»);
придание
личностного смысла деятельности (возможно, не для всех мотивов, а только для
ведущего), что повышает уровень осознания причин действий и поступков.
Одна
из важнейших особенностей человека заключается в том, что любая его
деятельность является полимотивированной, т. е. в ее основе лежит не один
какой-то мотив, а определенное множество, совокупность мотивов, находящихся в
определенном соотношении друг с другом. Для обозначения влияния всех мотивов на
действия человека как раз и используют понятие мотивации. В связи с этим можно
сказать, что мотив является основной единицей анализа мотивации.
Мотивы
менеджеров. Итак, для того чтобы иметь представление о возможностях того или
иного сотрудника, необходимо понимать мотивы его профессиональной деятельности,
прежде всего ведущий мотив, который лучше всего проявляется в:
предмете
и целях деятельности, которые он выбирает или предпочитает;
результатах
деятельности, которые приносят ему удовлетворение;
эмоциональных
переживаниях и реакциях, сопровождающих процесс достижения поставленной цели.
Анализ
управленческой деятельности и приоритетов в работе менеджеров разного уровня
позволяет выделить 10-12 основных мотивов, чаще других присутствующих в
структуре их мотивации (табл. 1).
Таблица
1.Основные мотивы деятельности менеджеров
Мотив
Похожие работы на - Мотивация эффективности
|