Об отделении негодной для ремонта и использования на инфраструктуре ОАО «РЖД» шпалы строительной от отхода производства (постановка проблемы)
Об отделении негодной
для ремонта и использования на инфраструктуре ОАО «РЖД» шпалы строительной от
отхода производства
(постановка
проблемы)
Указанную в теме
проблему, можно с уверенностьюсчитать постановочной, первой попыткой ее
фиксации, основанной исключительно на мнении автора, в силу отсутствия
разработанной теоретической базы, а такжеправоприменительного разрешения
описанных ниже правоотношений
Согласно части 1
статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 № 23-ФЗ «Об особенностях управления
и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» единый хозяйствующий
субъект (ОАО «РЖД») осуществляет
содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта
общего пользования.
Положением о
системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО
«РЖД» от 02.05.2012 № 857р и рядом иных локальных нормативных актов компании,определен
круг подразделений ОАО «РЖД» - строительного комплекса (путевого хозяйства),
выполняющих конкретные виды работ на участках железнодорожного пути общего
пользования.
Путевое хозяйство –
многофункциональный комплекс, главной
задачей которого является выполнение
всех видов ремонта и обслуживания пути и сооружений, в целях обеспечения
устойчивой и безопасной эксплуатационной
деятельности железных дорог.
Основной задачей
путевого хозяйства является обеспечение состояния пути, его сооружений и
обустройств, гарантирующее бесперебойное и безопасное движение поездов с
установленными скоростями. Выполнение этой задачи реализуется на основе систематического
контроля состояния объектов путевого хозяйства с выявлением и предупреждением
причин, вызывающих их неисправности и расстройства, а также за счет выполнения
в необходимых объемах и в установленной технологической последовательности
работ по ремонту и текущему содержанию.
При этом необходимое
техническое состояние пути достигается за счет его реконструкции, проведения
капитальных, средних, подъемочных ремонтов и текущего содержания пути. В указанном процессе задействованы предприятия путевого комплекса,
входящие в структуру ЦДИ и ЦДРП.
В соответствии с
пунктом 9 Положения о Центральной дирекции по ремонту пути, утвержденному
распоряжением ОАО «РЖД» от 10.10.2007 г. № 1265, задачей филиала является
организация всех видов ремонта и реконструкции железнодорожного пути,
сооружений и земляного полотна.
Таким образом, учитывая
вышеприведенные предписания действующего законодательства и локальных
нормативных актов ОАО «РЖД», дирекция по ремонту пути в лице своих структурных
подразделений (путевых машинных станций) осуществляет ремонтно-путевые работы,
в результате которых образуются старогодные материалы повторного использования
(годные для повторной укладки в путь) и негодные для повторного использования в
производственно-хозяйственной деятельности.
Критерии и группы годности старогодных материалов определены Инструкцией по применению старогодных материалов верхнего
строения пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23.11.2016 г. № 2370р, а
технические требования, предъявляемые к деревянным шпалам, переводным и
мостовым брусьям железных дорог колеи 1520 мм, их размеры, правила
транспортировки и хранения, установлены Инструкцией
по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог
колеи 1520 мм, утвержденной МПС РФ 11.12.1996 г. № ЦП-410.
По смыслу пункта 3.2.1.2 Инструкции по применению
старогодных материалов верхнего строения пути, утвержденной распоряжением ОАО
«РЖД» от 23.11.2016 г. № 2370р, в результате оценки технического состояния
старогодней шпалы, проводимой на производственных базах ПМС образуются четыре
группы старогодней деревянной шпалы, две из которых входят в категорию годные,
а остальные – негодные:
- годные к укладке в путь без ремонта
(отсутствие загнивания древесины, разработки отверстий для прикрепителей,
сквозных расколов по пластям и на торцах, износа древесины под подкладками
более 5 мм), маркируются одной вертикальной полосой мелом на торце;
- подлежащие ремонту в соответствии с
пунктами 4 и 5 Каталога дефектов деревянных шпал, переводных мостовых брусьев
(Приложение 1 к Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых
брусьев железных дорог колеи 1520), маркируются меловым крестом на торце;
- негодные для ремонта и использования
на инфраструктуре ОАО "РЖД" для путей I - IV
классов, сохранившие геометрические параметры, маркируются литерой «С» мелом на
торце (шпала строительная)[1];
- негодные для ремонта и повторной
укладки в путь, не сохранившие геометрические параметры (пункт 6 Каталога
дефектов деревянных шпал, переводных мостовых брусьев (Приложение 1 к
Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных
дорог колеи 1520), не маркируются, являются отходом, обращение с которым
регламентировано Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от
24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.
1) Согласно первой
позиции, негодные для дальнейшей укладки в путьстарогодные деревянные шпалы дифференцированы
Инструкцией на две категории, по признаку сохранения геометрических параметров.
Отмечается, что локальная
(ведомственная) дифференциация негодной шпалы по признаку геометрии, не
согласуется с Федеральным классификатором отходов, утвержденным приказом
Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, который относит к отходам производства
«Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами,
отработанные» не содержащие признак сохранности или нарушения геометрии. Иными
словами, Классификатор приравнивает негодную для дальнейшей укладки в путь
деревянную шпалу, к отходу, независимо от сохранения ею геометрических
параметров.
2)
Вторая
позиция также имеет содержательную основу и сводиться к тому, что ФКО выполняет
ограниченную функцию, указывая лишь наименование отхода, определяя его основной
признак, тогда как Инструкция, дополняет, разъясняет, какие именно негодные
шпалы, являются материалом (строительной шпалой), а какие совершенно очевидно
относятся к отходам.
Дополнительно
принимается во внимание и то обстоятельство, что законодатель не ограничил в
названнойдискреции субъектов, из деятельности которых образуются и отходы, и
вторичные материалы, поскольку это позволяет, в том числе, снижать затраты на
производство, которые в условиях государственной монополии (ОАО «РЖД») имеют
стратегическое значение.
Какой
из подходов станет преобладающим, не известно.Поэтому будем исходить из
ожидания правоприменительных решений и начала дискуссии по этому поводу.
Между тем, названная в Инструкции дифференциациянегодных
шпал влечет за собой возникновение различных правовых режимов в отношении,нередко,
неразличимых объектов права, обусловленное с одной стороны субъективностью их
оценки, а с другой - не тождественностью правовых последствий при обращении со
старогодними деревянными шпалами.
Последствия эти, как правило, и в
большей степени, совмещают в себе элементы административно-правового (регулятивного
и охранительного значения) и гражданско-правового регулирования, влияя в
некоторых случаях на квалификацию действий субъектов права в зависимости от
степени общественной опасности, в качестве уголовнонаказуемых деяний.
Основное отличие
«строительной» шпалы от отхода производства, в соответствии с распоряжением ОАО
«РЖД» от 23.11.2016 г. № 2370р, заключаемое в геометрических параметрах, создавая
правовые последствия по признаку оборотоспособности, отражается и на факторе
ценообразования негодной шпалы: отход учитывается по нулевой стоимости, и не
подлежит реализации; в то время как,строительная шпала может быть предметом
сделок купли-продажи по цене, устанавливаемой ОАО «РЖД» в порядке,
предусмотренными внутренним локальным регулированием.
В этой связи,
при рассмотрении, например, вопросов о возбуждении уголовного дела при
выявлении фактов хищения старогодной шпалы, принципиальным становиться
определение категории с учетом геометрии, при разрешении которого принимается
решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела (по признаку
наличия ущерба по ст. 158 УК РФ).
На мой взгляд,
не менее дискреционным, а значит, в данном контексте – чрезмерно широким, является
право должностных лиц на местах определять техническое состояние шпалы визуальным
путем (п.3.1.3.1 Инструкции по применению
старогодных материалов верхнего строения пути, утвержденной распоряжением ОАО
«РЖД» от 23.11.2016 г. № 2370р), или, что называется «на глаз»,результаты
которой приобретают правовое, а значит - практическое значение, влекущее возникновение
разных по характеру и содержанию правовых отношений.
Таким образом, в
настоящее время существует потребность в определении наиболее точных критериев,
позволяющих однозначным и универсальным образом разделить негодные деревянные
шпалы для дальнейшей укладки в путь на отходы производства и строительную
шпалу.
Ведущий юрисконсульт
Дальневосточной дирекции по ремонту пути ЦДРП ОАО
«РЖД»
А.С. Рысаков
09.07.2018 г.
[2]
Указанные ниже точки зрения не имеют документального выражения, а сводятся к
позиции устного характера.