№
испытуемого
|
Физическая
агрессия
|
Косвенная
агрессия
|
Раздражение
|
Негативизм
|
Обида
|
Подозритель-ность
|
Вербальная
агрессия
|
Чувство
вины
|
Индекс
агрессивных реакций
|
Индекс
враждебности
|
Уровни
|
1
|
7
|
7
|
8
|
5
|
6
|
5
|
6
|
2
|
28
|
11
|
в
|
2
|
6
|
6
|
8
|
5
|
6
|
6
|
6
|
6
|
26
|
12
|
в
|
3
|
7
|
8
|
3
|
4
|
7
|
3
|
8
|
8
|
26
|
10
|
в
|
4
|
3
|
3
|
4
|
2
|
4
|
2
|
8
|
5
|
18
|
6
|
с
|
5
|
7
|
8
|
7
|
4
|
7
|
3
|
6
|
6
|
28
|
10
|
в
|
6
|
7
|
8
|
5
|
5
|
5
|
4
|
6
|
5
|
26
|
9
|
в
|
7
|
6
|
5
|
7
|
4
|
5
|
4
|
7
|
8
|
25
|
9
|
в
|
8
|
4
|
4
|
5
|
1
|
3
|
3
|
6
|
5
|
19
|
6
|
с
|
9
|
6
|
7
|
4
|
4
|
5
|
4
|
7
|
6
|
24
|
9
|
в
|
10
|
6
|
7
|
4
|
4
|
4
|
6
|
7
|
6
|
24
|
10
|
в
|
|
59
|
63
|
55
|
38
|
52
|
40
|
67
|
57
|
|
|
|
Рисунок 4 - Графическое представление
результатов тестирования младших школьников по «Опроснику агрессивности
Баса-Дарки», %
Данные диагностики мотивационной направленности
агрессивного поведения по методике «Басса-Дарки» по группе показаны на
диаграмме (рис. 5). Выделенные факторы позволяют рассмотреть общий уровень
агрессивности и враждебных реакций дошкольников, что в свою очередь поможет
построить программу по их коррекции.
Рисунок 5 - Показатели мотивационной
направленности агрессивного поведения старших дошкольников по «Опросник
Баса-Дарки», балл
Выводы:
) По данным наблюдений педагогов и результатов
анкеты «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
было установлено, что у части младших школьников преобладает высокий уровень,
которые и составили основную группу для диагностического исследования.
Основанием для отнесения данных детей к категории агрессивных стали: резкие
перепады настроения; чаще по сравнению с поведением других детей, теряют
контроль над собой; спорят со взрослыми; ругаются с детьми, сердятся и
прибегают к дракам; повышенная двигательная активность; неспособность быстро
изменить своё поведение в ответ изменения ситуации; намеренно раздражают
взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых; завистливы, мнительны и
часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках; скрыто причиняет
вред: ломает вещи.
) Анализ результатов по методике «Кактус»
позволяет утверждать, что у испытуемых преобладает высокий уровень
агрессивности - 75% (их характеризует низкий уровень самоконтроля,
несдержанность, вспыльчивость и раздражительность); у 59% детей наблюдается
склонность к импульсивности (действовать под влиянием эмоций внешних
обстоятельств, также выявлена закономерность, что импульсивность проявляется, в
основном, у агрессивных детей); 62% - показали эгоцентризм; большое количество
демонстративного поведения - 55% (желание привлечь к себе внимание окружающих);
15% - детей проявляют неуверенность и зависимость, а 31% младших школьников
скрыты и осторожны.
При интерпретации рисунков выявлено, что
основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление
привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат;
стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого, с
целью подчеркнуть свое превосходство. Этим детям чаще всего присуще поведение,
которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении
запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них
характерна и активная невербальная прямая агрессия, а также активные вербальные
и невербальные действия, направленные на предметы. Эти дети любят быть первыми,
готовность к сотрудничеству и компромиссу для них не характерна, они не в силах
соблюдать правила игры, поддерживать других, неудачи вызывают раздражение,
всегда ищут виноватых, сердятся, если кто-то подшучивает над ними. При усилении
конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за
своими действиями.
Выявленные критерии были соотнесены с
существующими образами кактусов детей и уровнями агрессивного поведения детей.
В целом по группе получено следующее:
низкая степень агрессии не выявлена вовсе.
у 4 (40%) детей выявлена средняя степень
агрессии. Об этом можно судить по коротким, редко расположенным иголкам,
расположенным в основном по внешнему контуру рисунка. Учитывались и ответы на
уточняющие вопросы.
у 6 (60%) детей выявлена высокая степень
агрессии. Данные показатели наблюдались при наличии в рисунке ярко выраженных,
крупных и близко посаженных иголок, расположенных как внутри, так и снаружи
кактуса. И их ответы на уточняющие вопросы также говорят о высокой степени
агрессии.
Кроме того, практически во всех рисунках детей
кактус был нарисован очень крупно с большим количеством длинных иголок и
находился, как правило в углу. На двух рисунках у кактуса иголки были
расположены слишком близко друг к другу. При этом, отмечен сильный нажим на карандаш,
что также указывает на высокую степень агрессивности. В процессе рисования было
отмечено, что дети, имеющие высокий и средний уровни агрессивности, рисовали
очень быстро. Данное наблюдение показывает, что эти дети слишком нетерпеливы.
) Диагностика младших школьников на проявление
агрессии в поведении по опроснику «Баса-Дарки» также подтвердила, что в группе
преобладает высокий и средний уровень агрессии: у 8 (80,0%) зафиксирован -
высокий уровень, у 2 (20,0%) - средний уровень.
У большинства детей зарегистрирован высокий
индекс агрессивности при высоком индексе враждебности.
При этом, в группе наблюдаются все виды
агрессии:
% - вербальная агрессия проявляется наиболее
выраженно;
% - демонстрируют высокий уровень физической
агрессии;
% - склонны проявлять косвенную агрессию,
направленную на другое лицо, привлекая для этого посторонних людей;
% - подозрительны и с недоверием и осторожностью
относятся к окружающим людям, бывают убеждены, что другие хотят причинить им
вред;
% - испытывают чувства вины, после ссор с
окружающими;
% - склонны выражать негативные чувства по
отношению с окружающими и часто выступают против установленных законов и
правил;
% - готовы проявить агрессивные реакции и
негативные чувства при малейшем раздражении.
Таким образом, исследование по методикам
показало, что у детей в обследуемой группе преобладает повышенный уровень
агрессивности в поведении, причем сразу по нескольким показателям.
Большинство из детей проявляют вербальную
агрессию, но в случае, если что-то идет не по их правилам, могут причинять
физическую боль. Часто применяют косвенную агрессию, чтобы добиться желаемого,
привлекая для этого, например, учителя, которому он жалуется на другого
ребенка. Кроме того, предпочитают демонстративные формы поведения, разговаривают
громко, иногда кричат. Провоцируют учителя или родителя (нарушают правила
поведения), что бы те на них поругались, тем самым привлекая к себе внимание.
Вывод
Проведенный анализ психолого-педагогической
литературы зарубежных и отечественных ученых показал, что проблеме и коррекции
агрессивных проявлений в детском возрасте уделяется огромное значение,
поскольку частые негативные переживания, испытываемые детьми, могут быть
чрезвычайно опасными для развития его психики.
В основе детской агрессивности лежит мотивационная
направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических
целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. При этом, всех
агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям,
неспособность сопереживать, видеть и понимать другого.
Своевременное выявление агрессивных
поведенческих проявлений у младших школьников, анализ характера их
возникновения позволит предотвратить переход отклонений в хронические нарушения
поведения.
С целью изучения мотивационной направленности
агрессивного поведения младших школьников разработана программа
экспериментального исследования.
В рамках исследования установлено, что у
значительной части обследуемых детей, преобладает высокий и средний уровень
агрессивности.
С целью снижения агрессивных проявлений в
поведении младших школьников необходима разработка коррекционно-развивающей
программы.
Самым эффективным методом коррекции нарушений
поведения является игротерапия.
При выборе способов и методов коррекции нарушений
поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер
психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень
социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических
факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. При
правильном поведении психокоррекционных мероприятий дети освобождаются от
тревожности, недоверия, и пытается установить контакт, вызвать похвалу и
поощрение.
ЗАДАНИЕ №3. Разработать
коррекционно-развивающую программу по результатам исследования
Название.
Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивного поведения младших
школьников.
Цель:
снижение агрессивности у младших школьников.
Задачи:
1) Обеспечить возможность ребенку в социально приемлемой форме выразить свою
агрессию.
) Снизить уровень агрессивности.
) Обучить детей способам регуляции
эмоционального поведения.
) Сформировать у детей умение конструктивно
общаться и выходить из конфликтных ситуаций без причинения вреда другому
человеку.
При разработке коррекционной программы,
учитывается разнонаправленный аспект коррекции: как на снижение уровня
физической, так и вербальной и косвенной агрессии; на развитие
доброжелательного, доверительного общения с окружающими людьми; на формирование
коммуникативных навыков.
Принципы
на которых строится программа:
. Комплексный и системный подход к коррекции -
базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних)
факторов.
. Учет возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка - предполагает внимание к каждому ребенку, индивидуальный подход,
создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого.
. Опора на положительное в личности ребенка и
ориентация на гармонизацию ее развития.
. Дифференцированный подход - учет
социально-психологических особенностей группы.
. Единство и взаимодополняемость психологических
и педагогических методов - помогают охватить все стороны личности ребенка.
. Принцип практико-ориентированности - обучение
конкретным техникам работы с агрессивным поведением.
Ожидаемые результаты:
после коррекции агрессивного поведения дети научатся:
отреагированию (выражению) своего гнева
приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, отреагированию
негативной ситуации в целом;
конструктивным поведенческим реакциям в
проблемной ситуации;
снятию деструктивных элементов в поведении;
развитие позитивной самооценки.
Краткий план программы:
Занятие 1. Знакомство.
Цель: 1. Знакомство с группой. 2. Выявление
причины агрессии. 3. Переключение внимания и агрессии.
Упражнения: «Стукни кулаком», «Мешочек криков»,
«Гневный листок». Рисунок «Злой Шарж».
Планируемые результаты: контроль негативных
эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Занятие 2. Я вежливый.
Цель: Формирования у ребенка представления об
ощущениях жертвы агрессии.
Упражнения: кукольное представление «Кошкин
дом», ролевая игра «Вежливые хозяева», «Если я злюсь…», игра «Зайчики».
Планируемые результаты: развитие умения понимать
состояния другого человека.
Занятие 3. Контролируй себя.
Цель: 1. Обучение самоконтролю и закрепление
этих навыков. 2. Снятие эмоционального напряжения.
Упражнения: «Если я злюсь…», «Спектакль», «Счет
до десяти», «Зайчики»; «Стукни кулаком», «Мешочек криков», «Гневный листок».
Планируемые результаты: развитие у ребенка
умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме.
Занятие 4. Подними самооценку.
Цель: 1. Развитие положительной самооценки 2.
Формирование у ребенка уверенности в себе.
Упражнения: беседа «Вера в себя», рассказ «Мой
лучший поступок». Рисование «Автопортрет».
Планируемые результаты: формирование у ребенка
позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
Занятие 5. Мы любимы и любим.
Цель: 1. Развитие положительного отношения к
близким и окружающим. 2. Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Упражнения: «Моя семья», «Я хороший». «Глаза в
глаза». Конструирование «Подарок другу». Лепка «Солнце». Игра с водой и мокрым
песком «Море».
Планируемые результаты: ребенок учиться любить
себя и воспринимать как должное свой характер; учиться понимать эмоции близких
ему людей и контролировать свой.
Занятие 6. Убежим от злости.
Цель: 1. Релаксация 2. Обучение техники снятия
физического напряжения.
Упражнения: гимнастика, игра «Дрова», игра
«подушки», игровой массаж».
Планируемые результаты: осознание ребенком
важности переноса невербального гнева в физические упражнения.
Занятие 7. Помоги другу.
Цель: 1. Развитие чувства эмпатии 2.
Социализация ребенка
Упражнения: беседа «Помощь», лепка «Старичок»,
игра «Доктор или медсестра».
Планируемые результаты: формируется
положительное отношение к пожилым людям.
Занятие 8. Знаток чувств.
Цель: Развитие чувства эмпатии.
Упражнения: беседа «Помощь», игра «Доктор или
медсестра», «Знаток чувств», «Угадай чувство», «Актер». Рисование «Мое
чувство».
Занятие 9. Словарик хороших слов.
Цель: Закрепление коммуникативных навыков и
положительных моделей поведения.
Упражнения: игра «Словарик хороших слов», игра
«Поводырь», игра «Диспетчер».
Планируемые результаты: Принятие положительной
модели поведения.
Занятие 10. Итоговое.
Цель: Закрепление полученных навыков.
Упражнения. Беседа «Что я понял?». Ролевая игра
«Ночлег» и обсуждение игры.
Планируемые результаты: стабилизация
эмоционального состояние через ощущение внутренней радости.
Организация занятий.
Программа состоит из 10 занятий, 2 раза в неделю
продолжительность которых 2-2, 5 часа.
Структура занятий:
. Разминка (приветствие детей, рассказ о том,
что им сегодня предстоит сделать. Вопросы о настроении, самочувствии).
. Основная часть (на этом этапе используются
беседы и методы, которые обеспечивают снижение уровня агрессивных проявлений).
3. Заключительная часть (подведение итогов
занятия, похвала каждого участника за заслуги).
Основные направления работы коррекционного
воздействия:
1) Обучение ребенка техникам и способам
управления собственным гневом в приемлемой форме.
2) Обучение навыкам распознавания и контроля над
негативными эмоциями.
) Обучать приемам саморегуляции, умению владеть
собой в различных ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
) Отрабатывать навыки общения в возможных
конфликтных ситуациях.
) Способствовать формированию таких качеств как
эмпатия, доверие к людям, сочувствию, сопереживанию.
) Снижение уровня личностной тревожности.
) Консультационная работа с родителями и
педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного
поведения у детей.
) Сдерживать агрессивные порывы ребенка
непосредственно перед их проявлением, отвлекая и переключая внимание ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Актуальные проблемы психологии образования [Текст] : сборник
научно-исследовательских работ / Сост. О.В. Лозгачева. - Екатеринбург : УГПУ,
2015 - 252 с.
.
Александров, А.А. Психодиагностика и психокоррекция [Текст] / А.А. Александров.
- СПб.: Питер, 2008. - 384 с
.
Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного
возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова
// Журнал прикладной психологии. - 2001. - № 1. - С. 41-61.
.
Демко, Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и
коррекции агрессивности детей 6-7 лет [Текст] : дис... канд. пед. наук 13.00.01
/ Демко Елена Витальевна. - Армавир, 2005. - 172 c.
5.
Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной
школе [Текст]: монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - М. :
Перо, 2015. - 200 с.
6.
Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб.
пособие / И.В. Дубровина и др. - М. : Академия, 2012. - 98 с.
.
Кашаева, Л.Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших
школьников / Л.Ф. Кашаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
- 2015. - № 10. - С. 186-190.
.
Ковалевская, Т.Н. Сопровождение процесса социально-психологической адаптации
личности: методические рекомендации [Текст]: в 4 ч. / Т.Н. Ковалевская. -
Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. - Ч. 1. - 52 с.
.
Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет [Текст] : метод. пособие
/ Сост. О.П. Рожков. - M. : МПСИ, 2014. - 56 с.
.
Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция
[Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб. : Речь, 2004. - 248 с.
.
Токарь, И.Е. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения [Текст] / И.Е.
Токарь // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 239-242.
.Токарь,
И.Е. Детская агрессия как педагогическая проблема [Текст] / И.Е. Токарь //
Социальная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 97-102.
ЗАДАНИЕ №4. Освоить приемы
научно-информационного обеспечения психологических исследований, изучить и
знать правила библиографического описания источников в научных работах
В настоящее время при библиографическом описании
источников используют требования ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», а для
библиографического описания электронных ресурсов - ГОСТ 7.82-2001
«Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.
Общие требования и правила составления».
При оформлении научных работ используются
следующие виды описания:
описание документа в целом (книга, диссертация,
автореферат диссертации, учебник, учебное пособие и т.п.);
описание составной части документа (статья из
сборника, продолжающегося издания, журнала, газеты, глава, раздел, параграф,
имеющие самостоятельное заглавие, и т.п.).
) Книга под фамилией автора. Описание книги
начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех.
Библиографическое описание книги одного, двух, трех авторов:
Фамилия И.О. одного автора (или
первого). Заглавие книги : сведения относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия
одного (или первого), второго, третьего авторов ; сведения о редакторе,
составителе, переводчике. - Сведения о переиздании. - Место издания :
Издательство, год издания. - Количество страниц.
Составление библиографического описания
диссертации или автореферата диссертации подчиняется общим правилам, с
указанием вида работы в сокращенном виде («дис.» или «автореф. дис.») и ученой
степени, на соискание которой диссертация представлена.
2) Книга под заглавием. Библиографическое
описание книги дается на заглавие, если книга написана четырьмя и более
авторами:
Заглавие книги : сведения,
относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного автора с добавлением слов [и др.]
; сведения о редакторе, составителе, переводчике. - Сведения о переиздании. -
Место издания : Издательство, год издания. - Количество страниц.
3) Составная часть документов. Статья из газет,
журналов, продолжающихся изданий (труды, известия, ученые записки), материалов
научной конференции:
Фамилия И. О. одного автора (или
первого). Заглавие статьи : сведения, относящиеся к заглавию / И. О. Фамилия
одного (или первого), второго и третьего авторов // Заглавие документа :
сведения, относящиеся к заглавию / сведения о редакторе, составителе,
переводчике. - Место издания, год издания. - Первая и последняя страницы
статьи.
Сводная таблица правил работы с
источниками в научных работах
№
п/п
|
Вид
источника
|
Требования
по ГОСТ 7.1-2003 (пример оформления)
|
Источник
по теме исследования
|
1
|
Учебник
|
Пример
библиографического описания книги 1 автора: Петушкова, Г.И. Проектирование в
ДОУ [Текст] : учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. - М. : Академия, 2004. - 416
с.
|
1)
Немов, Р.С. Психология. [Текст] : учебник : В 3 кн. Книга 1. Общие основы
психологии. - 6-е изд. - / Р.С. Немов. - М. : Владос, 2013. - 687 с.
|
2
|
Учебное
пособие
|
Пример
библиографического описания книги 3 автора: Душков, Б.А. Психология труда,
профессиональной, информа-ционной и организационной деятельности [Текст] : учеб.
пособие для вузов / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М :
Академический проект, 2005. - 848 с.
|
1)
Долгова, В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога:
современные психологические и педагогические технологии [Текст] : учеб.
пособие / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - Челябинск : Изд-во
«АТОСКО», 2008. - 118 с.
|
3
|
Моно-графия
|
Пример
библиографического описания монографии 3 автора: Максимов, Н.В. Древнерусская
топонимия Елецкой земли [Текст] : монография / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка,
И.И. Попов. - М. : Вега, 2005. - 157 с.
|
1)
Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические техно-логии в начальной
школе [Текст] : монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. - М.
: Перо, 2015. - 200 с.
|
4
|
Диссерта-ция
(авто-реферат диссерта-ции)
|
Пример
библиографического описания диссертации: Белозеров, И.В. Религиозная политика
Золотой Орды на Руси в 13-14 вв. [Текст] : дис... канд. ист. наук: 07.00.02 /
И.В. Белозеров. -М., 2002. - 215 с.
|
1)
Демко, Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и
коррекции агрессивности детей 6-7 лет [Текст] : дис... канд. пед. наук
13.00.01 / Е.В. Демко. - Армавир, 2005. - 172 c.
|
5
|
Учебное
пособие
|
Пример
библиографического описания книги 4 автора: Инвестиционная привлекательность
Тюменской области: проблемы и перспективы / А.А. Зубарев [и др.]. - СПб. :
Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2011. - 143 с.
|
1)
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] : учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия,
2012. - 98 с.
|
6
|
Учебно-методи-ческое
пособие
|
Пример
библиографического описания книги, имеющие только редактора или составителя:
Англо-русский словарь. Более 86000 слов и выражений современного английского
языка [Текст] : / сост. Н.В. Адамчик. - Минск : Харвест, 2003. - 832 с.
|
1)
Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет [Текст] : учеб.-метод.
пособие для студ. по курсу «Психолого-педагогическая коррекция» / сост. О.П.
Рожков. - M. : МПСИ, 2014. - 56 с.
|
7
|
Статья
в журнале
|
Пример
библиографического описания статьи из журнала одного автора: Кириллова, Н.Б.
Медиакультура, миф и политика / Н.Б. Кириллова // Философские науки. - 2006.
- № 6. - С. 26-44. Пример библиографического описания статьи из журнала двух
(трех) авторов: Леонтьев, Д.А. Курт Левин: в поисках нового психологического
мышления / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Патяева // Психологический журнал - 2001. -
Т.22, № 5. - С. 5-16.
|
1)
Кашаева, Л.Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения
младших школьников / Л.Ф. Кашаева // Научно-методический электроный журнал
«Концепт». - 2015. - № 10. - С. 186-190. 2) Амбалова, С.А. К вопросу о
психологических особенностях агрессивного поведения младших школьников / С.А.
Амбалова, М.И. Бекоева // АНИ: педагогика и психология. 2016. - Т. 5. - № 2
(15). - С. 183-185.
|
8
|
Материалы
конферен-ций
|
Пример
библиографического описания статьи из материалов научной конференции:
Кряжков, В.А. О проблемах региональной конститу-ционной юстиции / В.А. Кряжков
// Проблемы образования и деятельности конституционных судов Российской
Федерации : материалы Всерос. науч. конф. (Москва, 24 дек. 2009 г.). - М.,
2000. - С. 71-78.
|
1)
Галеева, Ж.Ш. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных
компетен-ций специалистов педагоги-ческого профиля / Ж.Ш. Галеева //
Актуальные вопросы современ-ной педагогики: материалы VIII междунар. науч.
конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: Асгард, 2016. - С. 231-233.
|
ДНЕВНИК
Период
|
Краткое
содержание выполняемых работ
|
Отметка
руководителя
|
12.09
|
Знакомство
со школой, с педагогическим коллективом школы. Знакомство с психологом школы,
со спецификой работы психолога. Определение целей и задач предстоящей
практики. Составление индивидуального плана работы по реализации задач
практики.
|
|
13-14.09
|
Исследование
образовательной среды учреждения. Изучение запросов и проблем
образовательного учреждения. Как показало исследование чаще всего запросы
поступают от администрации школы и педагогов. Ученики и родители обращаются
реже и как правило по проблеме подготовки в ГИА и ЕГЭ.
|
|
15-16.09
|
Выбор
темы психолого-педагогического исследования и обсуждение с психологом.
Выбрана тема исследования по запросу педагога второго класса «Изучение
особенностей мотивационной направленности агрессивного поведения младших
школьников». В соответствии с темой провела отбор и изучение литературных
источников для психолого-педагогического исследования.
|
|
17.09
|
Методический
(библиотечный) день. Заполнение дневника по практике.
|
|
18.09
|
Выходной
день.
|
|
19-20.09
|
Разработка
программы психолого-педагогического исследования. Выбор методик для
исследования: 1) Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой
и Т.М. Титаренко (для педагогов). 2) Графический рисунок «Кактус» М.А.
Панфиловой. 3) «Опросник уровня агрессивности Баса-Дарки». Обсуждение с
психологом отобранных методик исследования.
|
|
21.09
|
Подбор
класса для исследования: был выбран 2 класс. Знакомство с классом, беседа с
педагогом, передана анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой
и Т.М. Титаренко для наблюдения за детьми.
|
|
22-23.09
|
Изучение
особенностей научно-информационного обеспечения психологических исследований,
изучала правила библиографического описания источников в научных работах.
Изучены ГОСТы 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления», а для библиографического описания
электронных ресурсов - ГОСТы 7.82-2001 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила
составления». Для ссылок на электронные ресурсы - ГОСТ 7.82-2001. Кроме того,
формат библиографических записей регламентируется ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ Р
7.0.12-2011 и ГОСТ 7.11-2004.
|
|
24.09
|
Методический
(библиотечный) день. Заполнение дневника по практике.
|
|
25.09
|
Выходной
день.
|
|
26.09
|
Проведение
исследования с выбранной группой учеников по первой методике: графический
рисунок «Кактус» для изучения эмоционально-личностной сферы детей дошкольного
возраста, обнаружение наличия агрессии, ее направленности и интенсивности
|
|
27.09
|
Обработка
и интерпретация результатов диагностики.
|
|
28.09
|
Проведение
исследования выбранной группы учеников по второй методике: «Опросник уровня
агрессивности Баса-Дарки» для диагностики мотивационной агрессии
|
|
29.09
|
Обработка
и интерпретация результатов диагностики.
|
|
30.09
|
Анализ
и обобщение результатов проведенного исследования.
|
|
01.10
|
Методический
(библиотечный) день. Заполнение дневника по практике.
|
|
02.10
|
Выходной
день.
|
|
03.10
|
Обсуждение
с психологом итогов проведенного психолого-педагогического исследования.
|
|
04-05.10
|
Разработка
коррекционно-развивающей программы по результатам исследования, направленной
на снижение агрессивности у младших школьников
|
|
06.10
|
Доведение
результатов исследования до педагога класса, беседа с педагогом и с учениками
|
|
07.10
|
Подведение
итогов производственной практики. Заполнение документация по практике.
Встреча с психологом с целью обсуждения результатов практики
|
|
08-09.10
|
Составление
таблиц и графиков по результатам исследования. Написание и оформление отчета
о пройденной производственной практике. Заполнение дневника по практике.
|
|
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
Сроки и место прохождения практики:
Виды работ, выполненные в период
практики: составлена аналитическая справка по итогам
изучения проблем образовательного учреждения и запросов психологу со стороны
администрации, педагогов, школьников, родителей; разработана программа
психолого-педагогического исследования по изучению мотивационной направленности
агрессии у младших школьников; разработана коррекционно-развивающая программа
по результатам проведенного исследования; освоены приемы и правилами
библиографического описания источников в целях научно-информационного
обеспечения психологических исследований.
Личностно-профессиональные
изменения, произошедшие за время практики
(личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение
мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии
и т.п.). Практическая работа в школе позволила мне систематизировать
теоретические знания в области психологии. Я овладела рефлексивной культурой;
научилась планировать свою деятельность; развила творческое мышление,
индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к
ней; возник устойчивый интерес к профессии; появилась потребность в
самообразовании, самосовершенствовании Я получила огромный багаж знаний,
колоссальный опыт и практику, которые несомненно пригодятся мне в дальнейшем
работе педагога-психолога
Профессиональные знания и навыки,
полученные в ходе практики: научилась правильно ставить
цель исследования, выдвигать гипотезу; разрабатывать и подбирать
экспериментальный материал, а именно: диагностики, тесты, анкеты; выработала
основы владения техникой проведения диагностики; приобрела практические навыки
психологического тестирования, проводить их обработку и интерпретацию; овладела
методами разработки программ коррекционной и развивающей работы.
Трудности, возникшие в ходе
практики:
организационные: трудности возникали при
установлении контакта с группой учеников в процессе проведения
диагностирования, привлечь их внимание содержательные: недостаточно опыта в
проведении диагностирования, подбора упражнений для проведения
коррекционно-развивающей работы;
другие: часто трудно было справиться с
собственным волнением
Оценка собственных перспектив
профессионального развития. В дальнейшем я планирую
постоянно повышать свой профессиональный и образовательный уровень, осваивать
инновации в области детской психологии и педагогики, методы и приемы работы с
детьми, взаимодействие с родителями, а также делиться приобретенным опытом с
коллегами. Благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на
достигнутом, надеюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы
Предложения и пожелания по
организации и содержанию практики: упростить форму
отчета по практике, сделать более творческой.
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ, САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценочная карта
компетенций №1
Инструкция: заполните
оценочную карту компетенций (№1) и определите уровень их овладения до
практики. В соответствующей графе поставьте знак +
Компетенции магистранта (формируемые
компетенции)
|
Уровень
овладения (до практики)
|
|
когнитивный
|
деятельностный
|
творческий
|
А. общепрофессиональные компетенции (ОПК)
|
готовностью
применять качественные и количественные методы в психологических и
педагогических исследованиях (ОПК-2);
|
|
+
|
|
способностью
понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно
выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
(ОПК-8);
|
|
+
|
|
Б. профессиональные компетенции (ПК)
|
готовностью
применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать
диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
|
|
+
|
|
способностью
осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов
психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
|
|
+
|
|
способностью
к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
|
+
|
|
|
способностью
осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам
психического развития детей (ПКПП-5);
|
+
|
|
|
способностью
выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности
и способностей ребенка (ПКПП-7);
|
+
|
|
|
способностью
проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с
помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами)
необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
|
+
|
|
|
способностью
участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной
траектории обучающегося (ПКНО-3);
|
|
+
|
|
готовностью
создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на
начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
|
|
+
|
|
готовностью
во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике
трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного
общего образования (ПКНО-6);
|
+
|
|
|
способностью
осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами
образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития
дошкольников (ПКД-6);
|
|
+
|
|
готовностью
применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать
диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
|
+
|
|
|
Оценочная карта
компетенций № 2
Инструкция: заполните
оценочную карту компетенций (№2) и определите уровень их овладения после
практики. В соответствующей графе поставьте знак +
Компетенции магистранта (формируемые
компетенции)
|
Уровень
овладения (после практики)
|
|
когнитивный
|
деятельностный
|
творческий
|
А. общепрофессиональные компетенции (ОПК)
|
готовностью
применять качественные и количественные методы в психологических и
педагогических исследованиях (ОПК-2);
|
|
|
+
|
способностью
понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно
выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
(ОПК-8);
|
|
|
+
|
Б. профессиональные компетенции (ПК)
|
готовностью
применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать
диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
|
|
|
+
|
способностью
осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов
психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
|
|
|
+
|
способностью
к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
|
|
|
+
|
способностью
осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам
психического развития детей (ПКПП-5);
|
|
+
|
|
способностью
выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности
и способностей ребенка (ПКПП-7);
|
|
+
|
|
способностью
проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с
помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами)
необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
|
|
|
+
|
способностью
участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной
траектории обучающегося (ПКНО-3);
|
|
+
|
|
готовностью
создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на
начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
|
|
+
|
|
готовностью
во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике
трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного
общего образования (ПКНО-6);
|
|
|
+
|
способностью
осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного
учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6);
|
|
|
+
|
готовностью
применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать
диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
|
|
|
+
|