Размышление на тему : Маркетинг для потребителя или потребитель для маркетинга
Размышление на тему : Маркетинг для потребителя или
потребитель для маркетинга
Масленников Д.М.
Маркетинг
- это хорошо или плохо? Безусловно хорошо , ведь мы сможем получить полную
информацию о потребителе , его нуждах и потребностях. Затем мы разработаем ,
произведем и выведем на рынок товары или услуги , которые , по нашему мнению ,
будут обладать максимумом полезных качеств .
Таким
образом мы удовлетворим нашего потребителя , повысим качество используемых им
товаров и услуг , создадим ассортимент , способный удовлетворить любой вкус .
Что
далее ? Когда все основные и специфические потребности удовлетворены а рынок
переполнен товарами , ассортимент начинает пугать покупателей своими масштабами
, вводя их в стресс. Зайдя в большой магазин , уже через пять минут забываешь
за чем пришел ; на покупки тратится больше времени и сил.
Я
сам довольно часто наблюдаю такие картины , т.к. сейчас работаю в магазине
Benetton , предоставляющем достаточно большой выбор одежды .
Попав
в магазин покупатель радуется приятной обстановке и большому выбору товаров
.Затем теряется от изобилия моделей и цветов . Хорошо , если он четко знает ,
что хочет , или его покупательские способности ограничены определенной суммой ,
на которую предполагается сделать покупку , или ему подходит ограниченное число
моделей ( в случае специфического вкуса или нераспространенного размера ). В
этом случае на выбор , примерку и покупку тратиться от 5 до 20 мин. В противном
случае покупателя ждут серьезные испытания : ему сложно определиться с покупкой
. Он боится , что купит не то , что нужно и не все ,что нужно .
А
с другой стороны делать слишком много покупок он тоже не хочет .Тогда на выбор
, примерку и покупку уходит от 1 до 3 часов . ( В отдельных случаях уходило и
больше).
Это
очень изнуряющее занятие для покупателей ( а для продавцов тем более !!! ) .
Мною
были проведены достаточно <жестокие опыты> , для определения поведения
покупателя в условиях неопределенности выбора . Видя , что покупателю нравиться
достаточно много вещей и она (он) не знает на чем остановиться , я убеждал ее
(его) в том ей (ему ) все эти вещи очень подходят и они абсолютно необходимы .
Мало кто смог решиться на что-то одно - кто- то покупал все , кто-то сдавался и
уходил в нерешительности.
Так
же легко можно убедить покупателя в том , что ему подходит только одна вещь и
он купит именно ее.
Это
наводит на мысль о том , что подавляющее большинство потребителей абсолютно
манипулируемы :
Удовлетворив
существующие потребности потребителя , маркетинг помогает разработать и
навязать ему новые , активно , и даже агрессивно используя все методы
воздействия ( включая агрессивную рекламу , воздействие на сознательное и
бессознательное , НЛП (нейро-лингвистическое программирование) и другие методы
практической психологии ).
В
настоящее время активно используются различные средства манипуляции массовым
сознанием в целях рекламы ( и в других).
Меня
заинтересовало использование НЛП для этих целей.
НЛП
основано на обратной связи. Это означает, что все основные приемы НЛП возможно
применить только в такой ситуации общения, когда "коммуникатор" в
состоянии видеть и/или слышать и/или чувствовать реакции человека, с которым
общается. Если вы устраните половину этого контекста, т.е.
"коммуникатор" будет не в состоянии видеть или слышать или
воспринимать информацию о реакциях, возникающих в процессе общения, вы
создадите ситуацию, к которой НЛП - в своей изначальной сути - уже не
применимо. Но существует возможность сочетания принципов НЛП с определенными
принципами маркетинга, такими, например, как определение профиля целевой
аудитории. Такие принципы и понятия как репрезентативная система, использование
определенного типа глаголов, определенные варианты невербального,
"иконического" общения, специфическая верстка печатного объявления,
последовательность представления зрительной информации в видео- или кинофильме
- действительно могут быть использованы с целью глубокого воздействия на образ
мыслей и соответствующий отклик читающей, смотрящей или слушающей аудитории. Но
это требует умной интерпретации классических моделей.
Другой
важный вопрос заключается в скрытых способах воздействия и этических аспектах
этого воздействия.
Можно
организовать "рекламную коммуникацию" таким образом, что сознательное
восприятие аудитории с помощью особых приемов будет активно обращено к какой-то
части этой коммуникации, Вопрос здесь только в том, делается ли это согласно
или вопреки этическим нормам. Любое слово или фраза, которые употребляются в
коммуникации , вызывают неосознанные ассоциации, в которых слушатель не отдает
себе отчета. Специально изучив работы посвященные НЛП ,можно научится последовательно
применять специфические типы скрытых коммуникаций с тем, чтобы последовательно
вызывать определенный бессознательный отклик. И если эти специфические модели
применяются профессионально ,то необходимо применять их осторожно и в рамках
этических норм.
Но
как и кем это контролируется ?..
Я
пока не нашел информацию, дающую ответ на этот вопрос
Увеличивается
разнообразие и повышается их эффективность использования способов
манипулирования целевыми аудиториями.
Человеку
навязывается все больше потребностей , но не все способны их удовлетворить .
Это может достаточно сильно повлиять на человеческую психику:
Таким
образом, появляется ощущение , что желание маркетолога наиболее полно
удовлетворить потребности и повысить качество жизни потребителя трансформируется
в желание создать потребителя , желающего и способного максимально
удовлетворить его потребности в продаже товаров и услуг:
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketing.spb.ru/