наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.
Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.
Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые [и неоплачиваемые] отпуска.
Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом "по собственному желанию", спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой.
Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу.
Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости.
Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.
Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.
Во-первых, человек - экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
Во-вторых, даже если человек не работает он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти.
В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны [«рынок сжимается»].
В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.
В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
2. Права и обязанности безработных
.1 Основные права и обязанности безработного. Ответственность за неисполнение обязательств
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Статус безработного предполагает ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство. Право на труд и защиту от безработицы закреплено в Конституции РФ Конституция Российской Федерации, статья 37. Это право составляет необходимый элемент правового статуса безработного и может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В соответствии с этой конституционной нормой защита от безработицы и содействие в трудоустройстве является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ [ред. от 28.12.2013], статья 2.
Закон о занятости населения закрепляет широкий круг прав граждан, признанных в установленном порядке безработными. Условно права безработных граждан можно подразделить на две группы. Первая группа - это правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. И вторая группа - права на получение материальной поддержки в период безработицы.
Право на трудоустройство включает в себя следующие правомочия безработного:
) статья 4 гарантирует безработным гражданам право на содействие в поиске подходящей работы.
) право на выбор места работы регламентирует статья 8 Закона о занятости, где говорится, что это право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;
) статьями 9, 23 гарантируется право граждан на консультацию, психологическую поддержку, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
) граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации [статья 10];
) право граждан обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Но не только Законом РФ «О занятости населения в РФ», но и Декларацией прав и свобод человека Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина", "Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР", 26.12.1991, N 52, ст. 1865 и Конституцией РФ закреплена возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов местного самоуправления;
) статья 24 закона о занятости гарантирует право гражданам участвовать в общественных оплачиваемых работах.
) гражданам, которым отказано в признании их безработными, государство предоставляет право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 [ред. от 02.07.2013] «О занятости населения в Российской Федерации», п.4 статья 3.
Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:
) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;
) предоставления возможности участия в общественных работах;
) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.
Здесь так же стоит добавить категорию граждан, с которыми был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Такие граждане имеет право на выходное пособие Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ [ред. от 28.12.2013], статья 178.
Но у безработных помимо прав существует и ряд обязанностей, невыполнение которых повлечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Обязанности безработных граждан в основном сводятся к регулярной перерегистрации в органах службы занятости и недопустимости отказов от предложений подходящей работы.
Безработный должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости для подбора им подходящей работы.
Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 10н г. Москва «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан», «РГ» - Федеральный выпуск №6016 от 25 февраля 2013 года. В перечень таких документов входят:
) листок нетрудоспособности;
) документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов;
) документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
) документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган;
) документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения;
) Документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения.
) Документы, подтверждающие смерть близких родственников;
) Документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением по очно-заочной и заочной формам обучения.
) Решение суда по заявлению гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
В обязанности безработного так же входит обязанность являться по приглашению в отдел занятости населения для получения направления на работу [учебу], являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течении трех дней со дня направления. Безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости.
Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен предоставить документы, содержащие определенные достоверные сведения о себе. На основании этих сведений органами службы занятости принимается решение о присвоении гражданину статуса безработного и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно, предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения и получал пособие обманным путем, то здесь может возникнуть гражданско-правовая ответственность [Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ [ред. от 23.07.2013], статья 1064 [взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице]]; уголовно-правовая ответственность [Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ [ред. от 02.11.2013], статья 159.2 «Мошенничество при получении выплат»]; административно-правовая ответственность Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [ред от 02.04.2014], статья 7.27], а так же меры ответственности, присущие только данным правоотношениям.
2.2 Социальные проблемы безработного
Как уже выше говорилось, высокий уровень безработицы среди трудоспособного населения ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков, снижаются моральные устои, и растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе. Несомненно, что безработица оказывает негативное влияние не только на общество в целом, но и на самого безработного. Становясь безработным, человек не может в полной мере реализовать себя как гражданин, как член семьи, как личность в целом.
Одна из наиболее острых социальных проблем безработного - это малообеспеченность безработного. Потеря работы и отсутствие постоянного стабильного дохода влечет за собой снижение его жизненных стандартов, уровня потребления, возможностей для обеспечения своих потребностей и потребностей своей семьи. Утрата источника регулярного заработка очень быстро может превратить даже вполне обеспеченную семью в нуждающуюся. А в семье со скромными доходами, если хотя бы один из супругов теряет работу, такая семья начинает испытывать большие материальные трудности и может начать бедствовать. В многодетных семьях или семьях с одним родителем, например, семья матери-одиночки, безработица резко и надолго сказывается на социально-экономическом положении семьи. Таким образом, семья, где имеется хотя бы один безработный, находится в достаточно стесненных условиях. Положение еще больше ухудшается, если в семье безработного есть ребенок или несколько детей.
Еще одной из наиболее серьезных социальных проблем безработного является социальная деградация. Кратковременная утрата работы и связанные с ней временные трудности, если через недолгое время безработный гражданин находит равноценную по положению и доходу работу, как правило, не влечет за собой социальных проблем для самого безработного и его семьи.
Если же период безработицы затягивается, и безработный не может найти равноценную, подходящую по его квалификации и специальности работу, это может привести к появлению жизненной депрессии, утрате социальных качеств. Что еще важнее, при продолжительном пребывании без работы, безработный теряет уверенность в себе, наступает состояние надломленности и безразличия.
Еще одной серьезной социальной проблемой безработного является проблема в семейных отношениях безработного. Так, отец, потерявший роботу и обреченный на вынужденное безделье, нередко становится крайне раздражительным и нетерпимым, что влияет на общую атмосферу в семье. А если члены семьи трудоустроены, то в этом случае главенствующее положение отца в семье ставится под сомнение, безработный муж вынужден брать на себя обязанности домохозяйки, что конечно воспринимается многими мужчинами как дополнительное унижение. Если родители в результате утраты рабочего места не в состоянии обеспечить потребности детей, это может отрицательно сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Ухудшение взаимоотношений с родителями может привести к тому, что дети отдаляются от родителей, убегают из дому и могут встать на путь асоциального или криминального существования. В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков и секций. Учитывая, что в последнее время кружки и секции работают на платной основе, безработным родителям становится достаточно сложно оплатить их услуги. Такие же проблемы возникают и при посещении театров, кинотеатров, музеев. В случае длительной безработицы хотя бы одного из супругов перед такими семьями встают проблемы отдыха и проведения отпуска.
Наряду со всеми этими проблемами безработица является источником стресса, который может привести к ухудшению здоровья (болезни сердца, повышенное артериальное давление), психическим расстройствам, а так же к алкоголизму.
И нельзя не отметить такой факт, что между безработицей и преступностью существует зависимость. Так по итогам 2013 года удельный вес лиц без постоянного источника дохода совершивших преступления, составил 65,7%. Таким образом, безработица оказывает отрицательное, разрушающее действие не только на самого безработного, но и на членов его семьи. Для большинства людей это огромная проблема. Помочь с этой проблемой и призвано государство, оказывая значительную помощь и социальную поддержку безработным.
.3 Социальные гарантии при потере работы и безработицы
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы.
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно-самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власть субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
)свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
)бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Безработным гражданам гарантируются:
)бесплатное получение услуг в сфере профессиональной opиентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости;
)обеспечение социальной поддержки;
)компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу [обучение] в другую местность по предложению органов службы занятости;
)бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
)возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации [включая организации для труда инвалидов]. Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам.
Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:
-выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
-выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
-возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
-возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность, для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.
Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов [работодатель и работник]. В компетенцию службы занятости входят:
.содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
.повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, также организация профессионального образования безработных;
.квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;
.информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;
.территориальное перераспределение работников;
.помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
.обеспечение социальной поддержки безработных;
.сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;
.совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала.
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Заключение
По итогам работы можно сделать следующие выводы. В курсовой работе были максимально полно разобрано и изучено законодательство Российской Федерации в области занятости и трудоустройства населения, которое представляет собой целостную систему нормативных правовых актов. В эту систему входят с одной стороны, нормативные правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости и трудоустройства, с другой - акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости.
В первой главе работы, изучив закон «О занятости населения в РФ», мы узнали, что согласно ст. 3 закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Закон о занятости в достаточной мере устанавливает перечень занятых граждан. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. Правовой статус безработного определяет не только положение безработного гражданина в обществе, но и наделяет его определенным набором прав и обязанностей, ответственностью за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а так же гарантиями материальной и социальной поддержки безработного.
Во второй главе курсовой работы нами были изучены основные права и обязанности и ответственность за неисполнение обязательств. Также были рассмотрены социальные проблемы безработных граждан, как они влияют на безработных. безработица экономический законодательство занятость
В третьей главе были рассмотрены гарантии социальной поддержки безработных, в число которых входят:
) Пособие по безработице;
) Порядок регистрации безработных граждан, который определяется правительством РФ.
Основной формой материальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которое выплачивается из средств федерального бюджета. Активные формы защиты безработных направлены на обеспечение занятости этих граждан и повышение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся такие меры со стороны государства, как бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, организация общественных работ, содействие в поиске подходящей работы и самозанятости населения.
При написании работы был рассмотрен порядок определения размеров пособия по безработице, а так же условия и сроки его выплаты.
Российское законодательство в области занятости и защиты безработных основано на конституционном праве каждого гражданина на труд и защиту от безработицы. Трудовой кодекс РФ основан на принципе социально-правовой защиты безработных граждан и устанавливает ряд норм, препятствующих незаконному увольнению граждан, а следовательно защищает их от безработицы. Основным нормативным источником в области социально-правовой защиты безработных является закон РФ «О занятости населения в РФ». Данный закон содержит нормы, предъявляемые к безработным, определяет комплекс социальных гарантий и компенсаций, установленных государством. К тому же данный документ определяет полномочия Федеральных органов службы занятости, их структуру и характер деятельности.
Список использованной литературы
1. Конвенция № 168 Международной организации труда "О содействии занятости и защите от безработицы" [Заключена в г. Женеве 21.06.1988] / Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991, ст. 2171 - 2184.
. Конституция Российской Федерации [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ] / "Собрании законодательства РФ", 14.04.2014, № 15, ст. 1691
. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть вторая] от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ [ред. от 28.12.2013] / "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [ред. от 05.05.2014] / "Российская газета", № 256 от 31.12.2001,
. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ [ред. от 02.04.2014] / "Российская газета", № 256 от 31.12.2001
. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ [ред. от 05.05.2014] / "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2954
. Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ [ред. от 30.12.2012] "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" / "Собрание законодательства РФ", 30.11.1998, N 48, ст. 5850
. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ [ред. от 28.12.2013] "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" / "Российская газета", № 247 от 20.12.2001
. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 [ред. от 02.07.2013 "О занятости населения в Российской Федерации», "СЗ РФ", № 17, 22.04.1996, ст. 1915
. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 [ред. от 21.12.2013] "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" / "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, № 21, ст. 699
. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина", "Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР", 26.12.1991, N 52, ст. 1865
. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 [ред. от 25.03.2013] "Об утверждении Положения об организации общественных работ" / "Собрание законодательства РФ", 21.07.1997, N 29, ст. 3533
. Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», СЗ РФ, 17.09.2012, № 38, ст. 5103
. Постановление Правительства РФ от 30.10.2013г. № 973 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год"
. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2007 № 680 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения" / СПС «Консультант-плюс»
. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2011 № 976 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан" / Российская газета", № 225 от 07.10.2011
. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2011 № 978н "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения" / Российская газета", № 15, 26.01.2012
. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.01.2013 г. № 10н "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан" / Российская Газета № 6016 от 25.02.2013.