Как сформировать дружеские отношения через внедрение метода «Наставничество»
Как сформировать
дружеские отношения через внедрение метода «Наставничество»
На сегодняшний
день, когда время проносится стремительно и неумолимо, очень важно не
оставаться одному, не быть потерянным в быстроизменяющемся мире. В веке высоких
технологий общение практически сведено на нет.
Человеку приходится самому преодолевать препятствия, справляться с
насущными проблемами. Казалось бы, что плохого в том, что в этом мире каждый
сам за себя? Прежде чем ответить на этот вопрос, согласиться или опровергнуть
вышесказанное, нами было проведено наблюдение, которое перетекло в весьма
масштабный проект.
Будучи куратором
вНазарбаев интеллектуальной школе, проводить наблюдения среди учащихся не
составляет труда. В течение дня куратор
контактирует с детьми, проводит различные беседы, сопровождает на занятия и
помогает влиться в школьную жизнь. Собственно, об интеграции, а именно об
адаптации и пойдет речь в наблюдении.
Как известно, вНазарбаев
Интеллектуальную Школу химико-биологического направления г. Павлодар дети могут
поступить, начиная с 7 класса. 12-13-летние дети, возраст которых выпал на
подростковый период, придя в совершенно новый коллектив, чувствуют себя не
совсем комфортно. Адаптационный период у 7-х классов контролирует
психологическая служба, проводя тренинговые занятия, активити для сплочения
коллектива. Но, несмотря на огромную работу педагогов, психологов и кураторов,
которую они еженедельно выполняют,
вышеуказанных действий недостаточно. Беседуя с детьми на разные темы,
относительно учебы, коллектива и их эмоционального состояния, было выявлено,
что дети пребывают в стрессовом состоянии. Нерешительность,
закомплексованность, неуверенность в своем будущем и в действиях, которые они
совершают, характеризовали вновь прибывших. Собственно поэтому наблюдение, которое заставило задуматься и оставило неизгладимый
отпечаток на душе, привело к проекту, решающему данную проблему.
Суть проекта заключалась
в том, чтобы применить метод наставничества. Наставничество подразумевает
способ передачи навыков и знаний от более опытного ученика к вновь прибывшему,
совсем еще новичку. Таким образом, новичок, вместе с наставником обретает
старшего друга, который направит, укажет правильный путь и всегда протянет руку
помощи.
В 2016-2017
учебном году было решено объединить 10 и 7
классы, и в дальнейшем осуществлять деятельность вместе, сообща. Так, у каждого
ученика 7 класса был наставник в лице ученика 10 класса.
Реализация идеи
объединения и наставничества пришлась по душе всем учащимся, но на деле
оказалась весьма сложным делом. Во-первых, следовало учитывать темперамент
каждого ребенка, его наклонности, хобби. Помимо этого хотелось, чтобы ученики
учились друг у друга. Именно поэтомуспокойному ребенку в пару приставлялся
весьма активный ученик. Один учил быть последовательным, не спешить и взвешенно
принимать решения, другой раскрывал потенциал, задействовал в различных
мероприятиях и помогал находить общий
язык со сверстниками.
Метод
наставничества сказывается положительно не только на подопечном, но и на самом
наставнике. Приобретенный опыт в общении с новичками развивает у наставников
чувство ответственности, эмпатии, а также лидерские навыки.
Правилами метода наставничества:
1)
Доверительные
отношения с подопечным.
2)
Индивидуальная
мотивация. Дать понять обучаемому,
насколько эффективно саморазвитие. Научить его получать обратную связь от
окружающих, извлекать уроки из собственного опыта.
3)
Эффективная
система поддержки, которая осуществляется как словесно, так и на деле.
Формирование коллективного духа,
способствующего адаптации учеников среднего звена и сплоченного коллектива,
было реализовано благодаря утренним сборам, совместным книгочтениям,
культурно-досуговым мероприятиям, различным соревнованиям и т.д. Очень успешно
проводился метод «Интервью», который способствовал развитию критического мышления.
Помимо этого, ученики проводили время вне школы: вместе навещали участников
Великой Отечественной войны, участвовали в буккроссинге, посещали кинотеатр,
театр, вместе совершали прогулки.
Каждодневная работа не прошла даром. По
истечении определенного времени были выявлены изменения в поведении детей как 7
класса, так и 10. Если говорить об учениках 10 класса, то ребята стали более
уверенными, более ответственными. Ученики 7 класса успешно адаптировались и
интегрировались в школьную жизнь. То, что казалось им сложным, порой
невозможным, теперь преодолевается в короткие сроки; то, что останавливало их в
начале пути, пугало, сегодня мотивирует на новые результаты и достижения.
Проанализировав работу за 2016-2017 учебный год,виден несомненный успех
относительно социализации детей. Цель – сплочение коллектива - в максимально
короткие сроки была достигнута.
Отвечая на
вопрос, поставленный ранее, хочется акцентировать внимание общественности на
том, что быть одному невозможно. Метод «каждый сам за себя» ни к чему хорошему
не приведет. Наоборот, он лишь создаст еще большие проблемы, которые не то,
чтобы не увенчаются успехом, скорее приведут к трагедии. Дабы в последующем
избежать неприятностей, следует способствовать социализации детей, говорить о
здоровой конкуренции, которая не подразумевает «идти по головам». Следует
делать акцент на сплоченности, единстве, взаимопомощи, эмпатии, толерантности и
патриотизме.
Являясь
куратором и работая с детьми, приходит осознание того, что какой бы ни был век,
как бы ни менялись условия жизнедеятельности, одна истина все-таки остается неизменной:
человеку нужен человек.
АлияСунтаева,
куратор
Назарбаев Интеллектуальной Школы