Рекомендации по разработке мероприятий, связанных с повышением конкурентоспособности предприятия
Основными конкурентами банка «Открытие» является Альфа-банк,Home-кредит, Отп-банк, Русский стандарт.
Альфа-Банк основан в1990году.Является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и лизинг. Головной офис Альфа-Банка располагается в Москве, всего в регионах России и за рубежом открыто 465 отделений и филиалов банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре. В Альфа-Банке работает около 18тысяч сотрудников. Альфа-Банк является крупнейшим российским частным банком России по величине активов, собственного капитала, кредитному портфелю и счетам клиентов.
Русский стандарт ЗАО «Банк Русский Стандарт» основан в1999году. Основным акционером Банка является холдинговая компания ЗАО «Компания «Русский Стандарт». Сегодня Банк - один из крупнейших национальных финансовых институтов федерального значения. ЗАО «Банк Русский Стандарт» - один из крупнейших российских финансовых институтов. Банк реализует кредитные программы для населения более чем в1500 населенных пунктах страны. Более 180 операционных офисов клиентского обслуживания Банка расположены практически во всех регионах России, от Архангельска до Сочи, от Калининграда до Владивостока. С 2006 года «Русский Стандарт» проводит банковские операции и на Украине. Клиентами Банка по Программам потребительского кредитования стали уже более 25миллионов человек, объем предоставленных кредитов превысил 45млрд. долларов США. За все время деятельности Банком Русский Стандарт выпущено 35млн. банковских карт. Помимо кредитных и сберегательных продуктов, Банк делает ставку на развитие расчетных продуктов и услуг, а именно: комплекты услуг, текущий счет, платежи и переводы, дистанционные каналы обслуживания.
ОТП-банк - это универсальная кредитная организация, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов для корпоративных клиентов и частных лиц. На1октября 2012 г собственный капитал ОТП Банка составляет 23 млрд. рублей. ОТП Банк входит в число 50 крупнейших банков России, занимая 37 место по активам. ОТП Банк осуществляет обслуживание клиентов через собственную сеть, которая состоит в настоящее время из более чем 28 тыс. точек потребительского кредитования,100 кредитно-кассовых офисов (ККО), сети отделений, которая состоит из 163 точек клиентского обслуживания, и банкоматной сети из 216 ATM.
Банк «Хоум Кредит» работает в России с 2002 года. Более 25 000 человек по всей России являются сотрудниками Хоум Кредит энд Финанс Банка. Клиентская база Банка превышает 24,3 млн. человек, что составляет около трети российских домохозяйств.
Таблица 1
Критерии«Открытие»ОТП-банкРусский стандартHomeАльфа-банкГод основания1992(2010)1994199920021990Наличие сайта+++++Количество банкоматов101171752Время работы09:30-20:0009:00-20:0009:00-21:0009:00-20:0009:00-20:00Количество офисов3242717Широкий спектр банковских услуг+ - +++Минимальная процентная ставка на потребительские кредиты18%16,5%23% 22% 21%Минимальная процентная ставка на КЭШ14,911,930% 18% 17% Максимальная процентная ставка56%67%76% 74% 98%Досрочное погашение кредита без штрафов и пений+++ + +Квалифицированность персоналадададададаСпециальные условия кредитования для постоянных клиентов+-+++Процент одобрения потребительских кредитов70%85%65%67%60%Возможность оформления наличных денег на потребительских точкахданетнетданетКорпоративная культура++--+Участие в благотворительных акциях +-+-+Известность--+++Наличие комиссий при оплате в собств.офисе,банкоматенетданетнетнетБанк-online + + + + +
Исходя из данных, полученных из таблицы, можно судить о том, что главным конкурентом банка «Открытие» является «Альфа-банк», который опережает его на 0,30. 2-м по значимости конкурентом является банк «Русский стандарт».
.2 Матрица Ансоффа
Матрица Ансоффа - это аналитический инструмент стратегического менеджмента. Матрица возможностей по товарам-рынкам предусматривает использование четырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения и/или увеличения сбыта: проникновение на рынок, развитие рынка, разработка товара и диверсификация.
Выбор альтернативы зависит от степени насыщенности рынка и возможности компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегий могут сочетаться.
Для банка «Открытие» характерна стратегия проникновения на рынок. Стратегия проникновения на рынок (существующий товар - существующий рынок). Естественная стратегия для большинства компаний, стремящихся увеличить долю существующих услуг на соответствующем рынке. Расширение проникновения на рынок - это наиболее очевидная стратегия, её обычное практическое выражение - стремление увеличить продажи и количество клиентов. Основными инструментами могут быть: повышение качества предоставления услуг, повышение эффективности бизнес-процессов, привлечение новых клиентов за счёт рекламы.
.3 SWOT-анализ
анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.
Таблица 2
Сильные стороны Угрозы Высокий профессиональный уровень сотрудниковВысокая репутация банкаУстойчивая структура доходовВыгодные условия кредитованияШирокий спектр банковских услугСлабые стороныНедостаточно высокая эффективность банковского надзора в сфере контроля системных рисМалоизвестностьОтсутствие широко развитой инфроструктуры (филиалы, банкоматы)Малый охват рынка г.ЧелябинскаНевозможность принимать оперативные решения в филиалахЭкономический кризис0-1-100-2-10-1-10Появление новых банков-конкурентов00-1+1+110-1-1-10Банкротство0-1-1-105-1-1-1-1-1Высокие темпы роста объемов кредитования,рискованность данных операций000+1-10-100-10Рост инфляции и процентных ставок0-1-1+1-1-2-100-10Упадок экономической активности потребителей банковских услуг33453-5-2-3-4-1ВозможностиУвеличение доли рынка0+100+13+100+10Увеличение количества кредитных точек +1+100+13-10000Повышение спроса на кредитные услуги0+10+1+14+1+1000Ослабление позиций конкурентов+1+1+1+1+14 4+1000+1Расширение рынка потребительских кредитов+1+1+1+10+10+1+1+13325531422
Исходя, из данных таблицы можно сделать вывод, что самой сильной стороной компании является широкий спектр, предоставляемых банком услуг и выгодные условия кредитования. Угрозой может являться активность конкурентов и экономический кризис, так же угрозой может быть появление новых конкурентов. Самой слабой стороной является малоизвестность банка «Открытие». Наилучшей возможностью может являться повышение спроса на кредитные услуги и увеличение доли рынка.
.4 PEST-анализ
анализ (иногда обозначают как STEP)- это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Таблица 3
Политические факторы влиянияЭкономические факторы влияния1) Принятие новых законов, регулирующих банковскую деятельность 2) Проведение политических реформ 3) Изменение налогового законодательства1) Уровень платежеспособности населения 2) Повышение уровня инфляции 3) Налоговая политика в отношении банков 4)Изменение потребительского спроса на банковские услугиСоциокультурные факторы влиянияТехнологические факторы влияния1) Изменение системы ценностей в сознании потребителей 2) Изменение структуры доходов 3) Потребность населения в банковских услугах1) Появление новых информационных технологий 2) Появление новых форм электронных расчетов
3. Исследование банка «ОТКРЫТИЕ»
Цель исследования - изучить положение банка «Открытие» на рынке банковских услуг, и разработать рекомендаций по совершенствованию деятельности и работы банка «Открытие».
Задачи исследования:
. Выбор методов для проведения исследования;
. Сбор данных для анализа;
. Проведение анкетирования;
. Синтезирование полученной информации и её последующее представление в графическо-текстовой форме.
Гипотеза. В современных условиях банки стараются предоставлять своим клиентам, не просто базовый набор банковских услуг, а широчайший спектр возможностей и условий для их реализации. Но чтобы потребитель знал о этих возможностях, необходимо информировать потенциальных клиентов. Таким образом, мы предполагаем, что необходимо активно развивать комплекс маркетинговых коммуникаций, результатом которого станет привлечение потенциальных клиентов банка.
Целевая аудитория - платежеспособное и дееспособное население города Челябинска, в возрасте от 21 до 65 лет.
Исходя генеральной совокупности нашей целевой аудитории (мужчины и женщины 21-65 лет) будет сделана выборка и взято 700 тыс.человек (население Челябинска в возрасте от 21 до 65), минимальное количество опрошенных должно быть 170 человек. Данного количества опрошенных людей достаточно для выявления поставленной нами проблемы о необходимости развития комплекса маркетинговых коммуникаций банка «Открытие».
Для проведения исследования нами выбран один из методов полевых исследований - опрос (выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос может быть в устной или письменной форме). В частности, исследование с применением анкетирования. Анкета разработана с применением различных видов вопросов. Анкета представлена в приложении А.
Поиск респондентов проводился непосредственно в сети супермаркетов компьютерной техники «ДНС», где располагаются точки продаж 5 банков: «Открытие», «ОТП-банк», «Русский стандарт», «Home» и «Альфа-банк». Мы выбрали именно эту точку, так как она является местом скоплением нашей целевой аудитории.
4. Результаты и рекомендации
.1 Результаты анкетирования
В проведенном нами опросе приняло участие 170 человек. Возраст большей части респондентов составляет 30-40 лет (41%), преимущественно мужчины (57%), являющиеся специалистами в различных областях деятельности (45%). 33% опрошенных имеют неоконченное высшее образование и около 28% имеют средне специальное образование. Большинство респондентов состоят в браке (61%). Примерно одинаковое количество респондентов не замужем/ не женаты (11%) и состоят в гражданском браке (13%). Диаграммы представлены в Приложении А.
% опрошенных считают сотрудников банка «Открытие» квалифицированными специалистами.
% респондентов не имеют негативного опыта сотрудничества с банком «Открытие».
На вопрос: Приемлемы ли для Вас условия кредитования в банке «Открытие» 40% ответили, что полностью приемлемы; 36% достаточно приемлемы.
Для 28% респондентов очень важен широкий спектр услуг, который может предоставить банк «Открытие»; для 46% важен только в определенной ситуации.
Степень осведомленности оставляет желать лучшего, 59% не слышали о банке «Открытие», 41%-слышали что-либо о банке «Открытие».
76% респондентов уверены, что лучший способ получения информации - через средства массовой информации,12% отдают предпочтение консультации специалистов банка, 6% - размещению на информационных стендах
.2 Выводы и рекомендации по повышению эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций банка «Открытие»
Проведенное исследование показало, что банк «Открытие» занимает достаточно прочные позиции на федеральном рынке по показателям: выгодные условия кредитования, широкий спектр предоставления банковских услуг. Однако это не делает банк наиболее конкурентоспособным.
В инвестиционно-финансовой сфере имидж банка имеет большее значение, чем в других сферах деятельности. Клиент должен чувствовать уверенность в том, что его финансовые средства, доверенные кредитной организации, находятся в надёжных руках. Корпоративные клиенты ценят индивидуальный подход, соблюдение конфиденциальности и деловую репутацию банка. Целенаправленное построение имиджа и превращение его в репутационный канал должно стать стратегическим направлением деятельности коммерческого банка. Вопрос доверия в этой связи выступает, с одной стороны, важнейшим критерием выбора клиентом того или иного банка, с другой - основной имиджевой и рекламной стратегией финансового института, предлагающего свои услуги потенциальным потребителям.
Одновременно, в целях формирования позитивного корпоративного имиджа банка, способствующего успеху, рекомендуются мероприятия, представленные далее.
Мероприятия по разработке позитивного многоаспектного корпоративного имиджа банка «Открытие»:
Потребители:
) проведение рекламной кампании с целью формирования позитивного имиджа (увеличения известности) банка; подача рекламной информации должна вестись с учетом представления потребителей о качестве предлагаемых услуг;
) создание и развитие системы сервисного обслуживания;
) размещение в рекламной продукции информации о всех услугах, который может предоставить банк «Открытие» (потребительские кредиты, НПФ, страхование, вклады, ипотека, автокредитование, кредитные карты и т.д), отражающих интересы потребителей, подчеркивающей преимущества по сравнению с другими банками, гарантию надежности и высокого качества обслуживания. Также нужно по возможности в рекламную продукцию включать информацию о минимальных процентных ставках, документах, которые необходимы и т.д. при оформлении того или иного банковского продукта, льготных условиях для постоянных клиентов и т.д.
Общественность:
) проведение рекламной кампании в периодической печати с публикацией информации о миссии и стратегических целях предприятия (с учетом интересов общественности), деловой репутации банка и его руководителя, участии банка «Открытие» в различных социальных и благотворительных программах («Добрые дела»); нужно создать в глазах потенциальных потребителей имидж социально-ответственного банка, отличающегося, прежде всего, надежностью и заботой о своих клиентах.
) Так как значительную роль на этом рынке играет личное общение, поэтому важным средством PR является личный имидж руководителей финансовых компаний, поэтому нужно публиковать различного рода интервью руководителей, с целью формирования позитивного имиджа в глазах общественности.
Государственные структуры: Банку «Открытие» следует участвовать в региональных социальных программах, выполнять федеральные и региональные законы, быть открытыми к неформальным контактам с представителями государственных структур.
Партнеры:
) обеспечение возможности ознакомления партнеров с миссией и стратегическими целями банка «Открытие»;
) формирование высокой деловой репутации путем обеспечения строгого выполнения договорных обязательств.
Персонал:
) внедрение в сознание сотрудников четких представлений о миссии и стратегических целях банка путем отражения их содержания внутри офисных помещений, упоминания на различных собраниях и совещаниях; 2) внедрение системы обучения персонала, направленной на повышение его профессионального и культурного уровня;
) разработка и внедрение системы оценки работы персонала на основании принятых критериев с учетом мер материального и морального стимулирования.
Особое внимание при продвижении корпоративного имиджа банка «Открытие» следует уделить связям с общественностью.
Основную цель PR-компаний в банке можно сформулировать как способствование повышению доверия и осведомлености клиента к деятельности банка «Открытие», установление лояльного отношения к банку, т.е., иными словами, формирование в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения.
) Распространение информации о банке различными способами (листовки, брошюры, растяжки, информационные стенды).
) Работа с прессой и СМИ. Здесь важно не размещать рекламу в прессе, а информировать общественность о новых событиях, происходящих в жизни банка. Публиковать важную для потенциальных потребителей информацию.
) Реклама банка в интернете. Прежде всего, необходимо больше работать с официальным сайтом банка «Открытие».