Внедрение ФГОС: первый опыт
Внедрение ФГОС: первый опыт
Просверикова О.В., учитель начальных классов, ИЗО
МОУ «Сейкинская СОШ»
Россия, Республика Алтай, Чойский район, с. Сейка
В данной статье говорится о необходимости модернизации современного образования, о первом опыте внедрения ФГОС - внеурочной деятельности, которая включена в основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, самореализация, самовоспитание, саморазвитие, народная культура, изменения в образовании.this article it is spoken about necessity of modernization of modern education, on the first experience of implementation of the GEF - extra-curricular activities, which is included in the basic educational program: spiritually-moral values, self-top, self-development, folk culture, changes in education.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, требуя его обновления. Введение новых образовательных стандартов - это требование времени. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личных качеств созидателя, творца, как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека в развитии общества в целом. Именно поэтому новый «Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию» [1].
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2].
Эти ценностные ориентиры образования были созданы много лет назад. И, на протяжении веков, ведущие педагоги мира собирали и описывали опыт формирования у учащихся способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся самостоятельными и учатся на протяжении всей жизни.
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС второго поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2].
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в новом содержании образования и воспитания младших школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.
Народная культура открывает детям нравственные ценности: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Культура (народное искусство) обладает большими воспитательными возможностями. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» [1].
В учебном плане ФГОС НОО отводятся часы на внеурочную деятельность. Мною разработана программа внеурочной деятельности «Юный художник», которая является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программа для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство» […], рекомендованная Министерством образования Российской Федерации и дополнительная образовательная программа «Исток» студии «Сказка». Она так же является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере изучения традиций и обычаев народов России.
Так как у младших школьников ведущей формой деятельности является игровая, то реализация программы осуществляется через игру - путешествие «К истокам народной культуры».
Во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы изучаем культуру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность. Культура интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, состоит в том, чтобы служить объединению. В основу данной программы положена идея диалога двух культур (русской и алтайской).
На важную роль изобразительного искусства в нравственном, эстетическом воспитании молодых поколений, в формировании их духовного мира указывали многие выдающиеся мыслители, деятели культуры и науки, художники, писатели, учёные разных стран и народов. Помимо решения воспитательных задач, занятия рисованием, изобразительным творчеством имеют практическое значение в любой отрасли деятельности человека. Умение рисовать, которое является своеобразным языком общения, фиксацией мысли, результатом воображения, замысла, проектной деятельности человека.
Существенна роль изобразительного искусства в решении общих задач воспитания. Как же организовать свою работу? Какие средства и методы можно применить, для развития творческих способностей обучающихся? Каждый идёт своей дорогой к истине. В своей работе использую следующие методы: исследовательский; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; дедуктивный. Основополагающими в моей работе стали принципы: научности, систематичности, последовательности, наглядности и доступности. модернизация образование внеурочный изобразительный
При обучении детей изобразительному искусству, осуществляю тесную связь с традициями народных художественных ремёсел. Без этого обучение искусству может быть оторвано от реальной жизни, т.к. народные промыслы являются первоосновой профессионального искусства.
Любой народный промысел - это коллективное творчество. Погружение в него учеников способствует формированию взаимоотношений между детьми разного возраста.
Сближение с русской народной культурой современной молодежи необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, повышается интерес к познанию окружающего мира через игру, песни, импровизации.
Библиографический список
1.Теплов, Б.Н. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.Н. Теплов // Известия АПН РСФСР. Вып.11. С.7.
.Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. - [Электронный ресурс] режим доступа - URL:#"justify">.Величко, Н.К. Русская роспись / Н.К. Величко. Москва: Аст-пресс, 2010. 224 с.
.Туманова, Е. С. В мире красок народного творчества / Е.С. Туманова. В.: Учитель, 2009. 222 с.