Особенности функционирования агроэкоусадеб Дрогичинского района

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,13 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности функционирования агроэкоусадеб Дрогичинского района

Министерство образования Республики Беларусь

Пинский колледж

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»









КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

Особенности функционирования агроэкоусадеб Дрогичинского района

Работу выполнила:

Мкртчян Седа Меружановна

Учащаяся 2 курса Т-21 группы

Руководитель:

Корженевич Станислав Васильевич





Пинск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Определение агроэкотуризма

.1 Формы туризма, практикуемые в сельской местности

.2 Организация отдыха и развлечений в сельской местности

.3 Возможность использования зарубежного опыта в Беларуси

Глава 2. Агроэкотуризм в Беларуси

.1 Факторы, сдерживающие развитие агроэкотуризма в Беларуси

.2 Перспективы развития агроэкотуризма на примере агроэкоусадьбы «Соловьиный сад»

.3 Предложения по улучшению функционирования на примере агроэкоусадьбы «Соловьиный сад»

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Еще вчера мы предпочитали пассивный отдых в виде отпуска на море, а сегодня эта привычка сменяется стремлением посещать нетронутые и самобытные в культурном или природном плане уголки природы. Это связано с тем, что с одной стороны возрастают психологические нагрузки на нервную систему человека, а с другой в ориентированных на природу путешествий туристы получают намного большее количество эмоциональных и познавательных впечатлений, чем от обычного набора туристско-рекреационных услуг, предлагаемых в развитых центрах туризма. Не менее важно то, что мировое сообщество вступило в постиндустриальный период развития.

Постиндустриальное общество - это новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему. Это общество, основанное на услугах. Каждая страна избирает собственную стратегию вхождения в постиндустриальное общество. Ясно одно, цивилизованно войти в это общество невозможно без повышения национальной конкурентоспособности на основе структурной перестройки экономики с учетом складывающихся тенденций на мировом рынке. Одна из таких тенденций - развитие агроэкотуризма.

Сельский туризм, так он тогда назывался, в Европе появился в начале 70-х годов прошлого столетия. В те времена остро встала проблема экологии во многих крупных городах и у людей возникла потребность в общении с природой, в чистом воздухе, природной тишине и натуральных продуктах питания. Сегодня данный вид туризма развивается весьма быстрыми темпами и в некоторых странах оттягивает на себя часть иностранного туристского потока. Однако не только появление спроса на данный вид услуг дало толчок для развития сельского туризма в Европе. Сегодня на примере Италии Европейский Союз видит в сельском туризме спасательных круг для сельского хозяйства стран Восточной Европы, научно-методические разработки практически отсутствуют. Всё это требует совершенствования действующих и разработки новых подходов, методов и моделей которые бы, с одной стороны учитывали имеющиеся общетеоретические наработки решения данной проблемы, а с другой - позволяли их практическое применение в конкретных макро-микро - и субъектных условиях. Разработка теоретических и в большей степени методических проблем управления конкурентоспособностью в условиях переходной экономики является достаточно новой и поэтому актуальной для отечественной экономической науки темой. Отдельные теоретические вопросы, посвященные месту и роли конкуренции в механизме рыночных отношений, нашли свое отражение в работах таких специалистов, как: Азоев Г. Л, Портер М., Кабаков B.C., Боков М. А., Жукова М.А., Катков В.В., Моисеева А.К., Медников М.Д., Тихонов P.M., Попов Г.Х., Пригожин А.И., Попков В.П., и другие.

Вопросы определения сложной и многогранной категории туризма, проблемы формирования рекреационно-туристских комплексов, обоснования стратегий и программ их развития исследуются в работах М. Амирханова, Г. Бабкова, А. Быкова, В. Волошина, В. Гуляева, М. Дреева, Н. Калиновской, Г. Карповой, В. Козарева, Е. Кротовой, Г. Малышевой, JI. Муратовой, С. Николаева, В. Никифорова, Л.Проурзина, О. Рахмалевой, Д. Решетникова, С. Романова, В. Сапруновой, Я.Тарасовой, А. Татаринова, А.Татуева, А.Трусова, В. Чернова, А. Чудновского и др [2, 38].

Однако анализ публикаций по данной проблеме выявил, что сегодня во многих случаях отсутствуют научно обоснованные и опробованные методики внедрения и развития агроэкотуризма. Почти все участники этого сегмента рынка действуют интуитивно, не системно, что выражается в значительном снижении уровня экономической эффективности их деятельности.

Цель курсовой работы: Определить особенности развития агроэкотуризма Дрогичинского района.

Задачи:

·рассмотреть занятость сельского населения в агроэкотуризме;

·исследовать организацию и обеспечение здорового, активного отдыха населения;

·проанализировать природный потенциал района;

·выявить пути развития агроэкотуризма в сельской местности.

Объект исследования: агроэкотуризм.

Предмет исследования: Эффективное использование ресурсов агро- экотуризма в Дрогичинском районе.

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРОЭКОТУРИЗМА

.1 Формы туризма, практикуемые в сельской местности

Экотуризм в Республике Беларусь развивается по различным направлениям. Одной из активно развиваемых в Беларуси форм туризма, в пределах особо охраняемых природных территорий, является Агро экотуризм (если рассматривать его как одну из разновидностей экотуризма, предполагающую предоставление средств размещения в сельской местности). В мировой практике Агро экотуризм выделился в отдельную отрасль с 1972 года и приносит значительные экономические выгоды странам: к примеру, ежегодные доходы от сельского туризма в Италии, достигают 350 млн. долларов, а в Швейцарии прибыль от туризма в целом составляет 15 млрд. долларов в год, 10 млрд. из которых дают фермеры в горных местностях. В последнее десятилетие активно взялась за развитие сельского туризма и Беларусь.

Беларусь обладает рядом предпосылок для развития сельского туризма, а приоритетность и особый статус этого вида туризма подтверждена подписанием 2 июня 2006 г. Указа Президента Республики Беларусь № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

Согласно Указу № 372, агроэкотуризм - это временное пребывание туристов в сельской местности в целях отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания.

Среди предпосылок развития агроэкотуризма в сельской местности Беларуси следует назвать:

·большое количество нерентабельных и убыточных сельскохозяйственных организаций (вплоть до середины 2000-х годов) и, как следствие, низкая заработная плата сельских жителей;

·увеличение безработицы в сельской местности;

·живописные естественные ландшафты;

·большое количество памятников археологии, истории и культуры, природы;

·самобытные традиции и обычаи, ремесла и промыслы, фольклор.

·белорусский агроэкотуризм достаточно молод. Как уже упоминалось выше, его развитие фактически началось с образования в 2002 г. общественного объединения «Агро - и экотуризм». Сегодня общественной организацией проводится активная работа в области развития сельского туризма:

·регулярно проводится подготовка преподавателей в области агроэкотуризма;

·периодически проходят обучающие семинары по разным тематикам, где рассматриваются вопросы бизнес планирования, психологии общения, маркетинга, этнографии, европейские стандарты сельского туризма;

·члены объединений активно участвуют в международных тематических конгрессах, семинарах, форумах, выставках;

·проводится большая пропагандистская работа среди населения Беларуси по популяризации сельского туризма, разъясняется экономическая и социальная польза, которую он приносит [5, 37-38].

В состав организации входит более 600 человек, главным образом жители сельской местности Беларуси, которые хотят развивать агроэкотуризм на базе своих усадеб. Причем, по данным объединения «Агро - и экотуризм», на начало 2011 г. в Беларуси работало около 400 сельских усадеб, причем примерно шестая часть из них принимала иностранных туристов.

Кроме того, в последнее время агроэкотуризм в Беларуси получил значительную государственную поддержку и был причислен к национальным приоритетам. Основополагающими документами в этой области явились Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 гг. и уже упоминавшийся ранее Указ Президента Республики Беларусь №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Так, Национальная программа развития туризма, в частности, в целях поддержки развития агроэкотуризма предусматривает такие направления работы, как создание туристских деревень с традиционной архитектурой на основе имеющихся поселений, организация сельских туров с привлечением местного населения, создание агротуристических комплексов на базе СПК, организация активного отдыха на природе с использованием фотоохоты. А Указ Президента Республики Беларусь № 372 предоставляет ряд льгот сельским жителям при организации агроэкотуристического бизнеса на своих усадьбах.

При этом практика последних лет показала, что реально уже сложились следующие целевые группы клиентов сельских усадеб:

·отечественные туристы-горожане;

·зарубежные туристы;

·корпоративные группы, связанные общим местом работы;

·компании, состоящие из друзей, знакомых;

·семьи;

·мобильные группы, совершающие многодневные велосипедные, водные путешествия.

Определились и основные формы предоставления услуг сельского туризма в белорусских агроэкоусадьбах:

·организация краткосрочного отдыха в выходные дни;

·длительный многодневный отдых в сельской усадьбе;

·организация семейных, корпоративных торжеств;

·прием и обслуживание мобильных туристических групп.

В перечне услуг сложились следующие основные виды: ночлег, питание, рыбалка, купание в водоемах, сбор грибов, ягод и трав, спортивные игры, развлечения, организация пеших, водных, велосипедных прогулок, посещение близлежащих объектов истории и культуры, концерты местных фольклорных групп, встречи с населением и знакомство с ручными изделиями местных умельцев и др.

При этом весьма важно, что развитие агроэкотуризма содействует устойчивому развитию регионов Беларуси, так как сельский туризм:

·повышает величину валового регионального продукта;

·выступает инструментом расширения сферы занятости сельского населения, в том числе женщин и молодежи, а также лиц, не имеющих профессионального образования, и способствует внедрению гибких форм занятости в сельской местности;

·приводит к возникновению эффекта мультипликатора в регионах;

·содействует поддержке предпринимательства в сельской местности;

·способствует развитию традиционных форм хозяйства и получению дополнительного дохода;

·формирует имидж района как экономически развитого региона и др.

Однако стоит отметить, что развитие агроэкотуризма в Беларуси не лишено проблем, среди которых - недостаточный уровень развитости инфраструктуры туризма в сельской местности, недостаток справочных материалов по сельским усадьбам Беларуси, слабый уровень продвижения большинства сельских усадеб на туристском рынке. агроэкотуризм считают социально-ориентированным туризмом [4, 59-61].

Для успешного развития агроэкотуризма в Беларуси и соответствующего качества предлагаемых услуг необходимо дальше сосредоточиться на внедрении комплексных образовательных программ и тренингов по агроэкотуризму для сельских жителей, разработке процедур выдачи льготных кредитов для желающих заниматься сельским туризмом, а также применении стандартов европейской сертификации услуг в области агроэкотуризма. Причем, как показывает зарубежный опыт, результативность учебных программ и сертификации услуг по агроэкотуризму во многом зависит от партнерства государственных и общественных организаций с постепенным перераспределением функций от государственного к общественному сектору.

Выделяют несколько форм туризма, практикуемых в сельской местности. Самыми популярными среди них являются:

. Отдых: путешествия с целью отдыха и развлечений одни из наиболее востребованных в предложениях туристических агентств. В последнее время ради отдыха путешествуют все большее количество туристов и тратят в этих целях все больше денег. Эта тенденция растет с каждым годом.

. Познавательный туризм: одним из наиболее важных мотивов для путешествий является желание познакомиться с ценностями той или иной зоны, которые обычно представлены:

объектами культурного и исторического наследия;

музейными коллекциями;

репрезентативными экономическими объектами;

живописными пейзажами;

художественными коллективами;

интересными личностями.

Операторы, на туристическом рынке составляя экскурсионные маршруты, включают эти ценности в программы посещений определенной зоны. Для того чтобы ценный объект был включен в туристический маршрут, он должен отвечать определенным требованиям:

находиться в ведении определенного лица или заведения;

быть интересным для конкретного сегмента потребительского рынка;

быть оригинальным.

. Винодельческий туризм - эта форма туризма, постоянно привлекающая интерес туристов к тем сельскохозяйственным зонам мира, где производят вина и располагают всем необходимым для проведения дегустаций вин или лечения виноградными гроздьями. Как правило, вина ассоциируются с достоинством, изысканностью, романтизмом, эйфорией. Поэтому, обслуживая туристов, виноделы-предприниматели из разных винодельческих зон открыли для себя возможность разнообразить свою основную деятельность. К примеру, в США существует более 2000 виноделен, обустроенных для приема и обслуживания туристов, а во Франции, только в одном департаменте Бордо успешно функционируют более 260 обустроенных для приема туристов виноделен. Консультанты в винодельческом туризме утверждают, что основная мотивация путешествий в такие центры сформирована из удачной комбинации качества вина, неповторимости пейзажей виноградников, атмосферы виноделен и гостеприимного и хорошо подготовленного персонала. В условиях рыночной экономики, винодельческому туризму выдвигаются жесткие требования по разнообразию предложений по обслуживанию туристов: винодельческие зоны (с винодельнями, музеями, дегустационными и информационными центрами, винотеками), винодельческие села (создаваемые по типу баз отдыха), винодельческие маршруты (местные, национальные), винодельческие праздники (фестивали вина, участие в местных мероприятиях, тематические спектакли, конкурсы) и т.д. [4, 345-346].

Проблемы, характерные для винодельческого туризма общие для всех:

переориентировка маркетингового потенциала на туристические рынки;

формирование четкого видения и стратегий по привлечению внутренних и внешних туристических потоков;

создание привлекательной системы обслуживания туристов на предприятии;

использование потенциала хозяйств, выращивающих виноград;

разработка эффективных бизнес планов для расширения в плане туризма, привлечение инвестиционных проектов для развития этого сектора, включая спонсоров и международные программы. [3, 77].

Таким образом, формы, практикуемые в сельском туризме и их проблемы, дают четкую картину того, на что больше всего необходимо обращать наше внимание в работе не только тур агентов, но и тур операторов.

.2 Организация отдыха и развлечений в сельской местности

Каждый человек нуждается в отдыхе и развлечениях и данный факт не может быть поставлен под сомнение. Обычно подобное расслабление происходит ежедневно (перерыв, прогулка, смена занятий, сон), каждую неделю (в выходные и праздничные дни) и ежегодно (каникулы, отпуск). Во время отдыха люди обычно предпочитают занятия, не повторяющие их повседневные действия. Таким образом, человеческий организм освобождается от стресса и монотонности жизни. Где угодно и когда угодно человек готов выкроить минуты для отдыха. Существуют два вида отдыха: активный и пассивный. Часто можно услышать, что во время отдыха хорошо развлеклись, что говорит о том, что люди отдыхали с большим удовольствием.

Это же происходит и в агроэкопансионе, не все сводится только к размещению и питанию. Отдых и развлечения человек может найти не только в традиционных местах развлечения - приморское побережье или горные курорты, но и в сельской местности. Кроме того, сельский туризм произвел, и социальные перемены в жизни села. Взаимоотношения между принимающей стороной и туристами развиваются, обычно, по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг.

Одна из тенденций последних лет показывает особый интерес горожан к отдыху на природе в сельской местности в крестьянских традиционных домах. Три составляющие массового отдыха на море (от английского Sun-Sea-Sand - солнце-море-песок), в европейских странах были заменены на пейзаж-традиции-отдых (Landscape-Lore-Leisure). Как туристский продукт - сельский туризм предлагает целый пакет услуг, начиная от размещения в сельском доме, экскурсий, питания и заканчивая активным участием в сельской жизни. Мотивацией к отдыху в сельской местности является:

·желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;

·возможность познакомиться с другой культурой и традициями;

·желание участвовать в разных праздниках, общаться;

·по причинам семейных традиций;

·отсутствие средств для отдыха в других местах;

·возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха и т.д.

Отдых в селе носит больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия активного характера, а также возможность познать нечто новое: этно-фольклорные мероприятия - предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, (просмотр этно-фольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев) и т.д.

Участие в сборе винограда, яблок, производстве вина, посещение винодельческих предприятий с дегустацией вина.

Изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов;

·отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами;

·организация экскурсий в пейзажные заповедники;

·активный отдых - рыбалка и охота;

·прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав;

·спортивные мероприятия и т.д.

Понятно, что владельцы агроэкопансиона не могут обеспечить все типы развлечений даже для своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся:

·структуры размещения (рестораны, бары, таверны);

·владельцы транспортных средств (традиционный, ретро варианты);

·центры народных промыслов и ремесленного производства,

·художественные и этно-фольклорные коллективы;

·музеи;

·представительные хозяйства;

·администрация заповедника.

Структура, возникающая в результате сотрудничества (называемая в специальной литературе cluster) приносит больше выгод каждому участнику, чем, если бы каждый действовал самостоятельно. Для каждого кластера приемлема формула «2+2=5». Иначе говоря, каждый участник плюс ко всему выигрывает еще ¼ (или 25 %) дополнительного дохода только при участии в этой системе.

Таким образом, организация развлечений для туристов одна из самых динамичных форм расширения традиционных предложений на любом туристическом направлении, в том числе и сельском. Количество этих предложении дублируются каждые 5 лет.

.3 Возможность использования зарубежного опыта в Беларуси

В Беларуси сосредоточены огромные ресурсы для агроэкотуризма, но они востребованы крайне неэффективно. Чтобы развивался этот вид туристического бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов явно недостаточно.

Цели, которые необходимо поставить комитетам по туризму, работая с сельскими гостевыми домами, - это обеспечить работой деревенских жителей, вернуть сельскую молодёжь в деревни.

При соответствующем, нормально работающем законодательстве агроэкотуризм, деятельность новая, превратится из перспективной в высокоразвитую. Для этого уже наметились все необходимые предпосылки: интерес к сельскому туризму не угаснет и со стороны владельцев усадеб, ни со стороны белорусов и гостей страны.

Сегодня в сети Интернет появляются предложения владельцев агроэкоусадеб, самостоятельно рекламирующих свои услуги. Несмотря на то, что жители глубинки недоверчивы и боязливы, все большее количество людей понимает важность и выгодность занятия сельским туризмом и при умело организованной деятельности со стороны муниципальной власти, туристских предприятий (туристских агентств, экскурсионных бюро) будет возможным разработать данный вид туризма, столь перспективный для Беларуси [5, с 87].

Очень важно решить проблему отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы людей, желающих заниматься агроэкотуризмом каким-то определённым статусом. Завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей, не мешало бы подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.

Зарождающийся агроэкотуризм в Беларуси уже заинтересовал всевозможные категории клиентов. Не только белорусы и россияне, но и зарубежные гости с удовольствием проводят как мероприятия "банно-шашлычного" типа, так и культурно-познавательного. Плавание на плотах, поездки на велосипедах или байдарках, рыбалка и охота, знакомство с местной жизнью, ремёслами и традициями - вот список того, что вы сможете сделать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то своё, особенное, что будет интересно постояльцу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы. Для наших граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне [2, 284].

Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам.

Специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах сельского туризма, обладающей для этого огромными ресурсами.

На сегодняшний день за рубежом имеется достаточно большое разнообразие функционирования различных моделей агроэкотуризма. Анализируя и обобщая опыт становления и развития сельского туризма с учетом национальных особенностей, можно выделить четыре основные модели: западноевропейская, восточно-европейская, азиатская и англо-американская. Для многих стран при успешности реализации той или иной модели сельский туризм за последние два десятилетия стал высокодоходным сектором туристской индустрии и имеет вполне обоснованные дальнейшие перспективы функционирования.

Процесс формирования моделей в разных странах проходил совместно с теми социально-экономическими процессами, которые имели место в разные периоды, а также состоянием отраслей национальной экономики. Международная практика развития агроэкотуризма показывает что, успешность развития той или иной модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от организации государственной поддержки.

Поиск наиболее приемлемой для современных социально-экономических условий Беларуси модели является актуальным для становления и развития данного вида туризма.

Агроэкотуризм, как вид отдыха по сравнению с европейскими странами, еще малоизвестен и пока не входит в число видов туристского продукта, широко продвигаемых на туристском рынке (как выездном, так и внутреннем).Рынок выездного сельского туризма развит слабо, спрос на этот вид отдыха мало изучен, у зарубежных туроператоров политики продвижения своего Агро эко туристского продукта на туристском рынке пока нет.

Популяризация агроэкотуризма как организованного вида отдыха - одна из задач, которую необходимо решить для становления агроэкотуризма как перспективного сектора туристской индустрии.

В целом, уже отмечен первый опыт организации агроэкотуристических предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в традиционном национальном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и др.

По показателю «цена-качество» агроэкотуристский продукт сегодня слабо может конкурировать на международном рынке. Установившиеся в европейских странах параметры «цены-качества» лишь отчасти в ближайшее время достижимы для Беларуси. Первоочередная ориентация туристского сектора направлена на внутренний туристский рынок, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для международного рынка.

Субъект производства агроэкотуристического продукта - домашнее хозяйство (пансион), семейное предприятие (малая сельская гостиница), субъект продаж этого вида продукта - турфирма. Объект деятельности - турист. На сегодня, зачастую, из этой цепи выпадает тот элемент, который в обычной схеме процесса создания и реализации турпродукта называется тур оператор. В роли туроператора должно выступать некое специализированное агентство, переводящее турпродукт "агроэкотуризм" (сельский туризм) в информационную форму, которую будет реализовывать туристу турфирма. Это специализированное агентство содержит информационную базу данных об агроэкотуристических продуктах (территории, Мира).

Предложенная схема выгодна:

турфирме (продавцу) - нет затрат на содержание собственных сетей агроэкотуристических хозяйств, нет затрат на перевод турпродукта в информационную форму (удобную для продажи турпродукта). Затраты на рекламно-маркетинговую деятельность, характерную для данного субъекта рынка встраиваются в общую систему и минимизируются;

агроэкотуристскому хозяйству (производителю) - нет затрат на маркетинг и индивидуальную рекламу своей услуги, можно сконцентрировать силы (в т. ч. и финансовые) на повышение качества турпродукта;

туристу (потребителю) - наличие информационных баз, содержащих предложения по данному виду отдыха по всей территории многократно увеличивает возможность выбора и превращает рынок агроэкотуризма в рынок клиента, появляется конкуренция среди производителей услуги, что приводит к повышению качества при взвешенности цены. Приобретение поездки на отдых в деревне из разряда экстраординарных переходит в разряд стандартизованных процессов. Появляется возможность выбора - приобрести путевку у своего туристического агента или самостоятельно в информационной сети выбрать сельский отдых.

Проанализируем на сколько целесообразно существование специализированного агентства, задействованного в рассматриваемой нами схеме. Что это за организация? Это агентство размыкает прямую связь между производителем услуги и ее продавцом, высвобождает агроэкотуристическое хозяйство от зависимости, способствует процессу разделения функций с одной стороны, и объединению производителей с другой стороны. Эта организация может быть реализована в форме ассоциации субъектов агроэкотуризма (клуба владельцев сельских домов) или сети информационных центров.

Что должно входить в функции данной организации:

·задача по переводу сельского тур продукта в информационную форму;

·владение, содержание и поддержка в рабочем состоянии информационных порталов, содержащих информацию о тур продукте членов данной организации;

·аккумулирование информации о предлагаемых услугах в данной сфере, создание масштабного рынка предложений;

·обобщение, формулирование и лоббирование интересов субъектов агроэкотуризма;

·решение вопросов стандартизации и сертификации услуг, поддержание их качества;

·кооперация производителей тур продукта на уровне региона для продвижения на рынок (снятие территориального противоречия агроэкотуристского рынка заключенного в том, что рынок производителей услуг сосредоточен в сельской, удаленной местности, а рынок потребителей и платежеспособный спрос сконцентрирован в крупных мега полисах);

·организация должна быть площадкой для обмена опытом и общения производителей агроэкотуристского тур продукта.

Таким образом, учитывая и обобщая зарубежный опыт, нужно отметить, что важнейшим элементом функционирования агроэкотуристского сектора является перевод турпродукта в информационную форму, в которой он продвигается на рынок, рекламируется и продается. Специфика турпродукта состоит в том, что он «не существует» в реальности - это пакет услуг, который нельзя «пощупать», а «материализуется» он только в момент начала путешествия (или прибытия туриста на место).

ГЛАВА 2. АГРОЭКОТУРИЗМ В БЕЛАРУСИ

.1 Факторы, сдерживающие развитие агроэкотуризма в Беларуси

Оказывается, более 80 % горожан хотели бы провести свой отпуск не на море, а в деревне. Во всем мире агроэкотуризм становится все более популярным. Развивается он и в Беларуси. Деревенские дома превращаются в гостиницы, коровники в местную достопримечательность, а сельский клуб в гламурный развлекательный центр.

«Отель» на сеновале и экскурсия в лес - для зарубежных туристов экзотика, для белорусской деревни - прибыль. Сегодня в Беларуси более 150 усадеб предлагающих услуги агроэкотуризма. Доход, который они могут принести в будущем, как и в других европейских странах - Германии, Литве, Польше, специалисты оценивают в миллионы долларов.

Чтобы поддержать перспективное направление, будущих владельцев усадеб обучают за государственный счет. Они проходят семинары при обществе «Агро - и экотуризм». Развитие «зеленого» туризма в Беларуси регулирует специальный указ президента.В Минске собрались владельцы сельских усадеб со всех регионов Беларуси, чтобы обсудить проблемы и перспективы развития агроэкотуризма.

На первую специализированную конференцию приглашены специалисты из Германии, Украины, Литвы и Польши. Сейчас в Беларуси 175 субъектов сельского туризма. За прошлый год в их усадьбах побывали более 18 тысяч туристов.

Уже в ближайшие годы число усадеб в стране, должно увеличится - Президент дал поручение руководству банка расширить программу развития агроэкотуризма. Тем, кто приедет отдыхать на север страны, в ближайшее время обещают прогулки на велосипедах, лошадях, желающие смогут даже подоить коров. Не в силах здесь только организовать снег.

В последнее время агроэкотуризм набирает силу. По сравнению с другими странами ещё очень слаб.

Основные объекты:

Минская область: Вилейка, Нарочь, Несвиж, Смиловичи

Брестская область: Жабинка, Пружаны

Гродненская область: Березовка, Зельва, Островец

Сеть агроусадеб по республике расширяется год от года: на 1 января 2009 года в Беларуси насчитывались 474 агроэкоусадеб - в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом. В лидерах по числу таких мест отдыха - Витебская и Минская области (157 и 125 Агро эко усадеб соответственно).

По данным ОО "Агро - и экотуризм", реально работают примерно 250 усадеб. В 2007 году в Республике было 18 тысяч агроэкотуристов, в 2008 году - уже 39 тысяч.

В Беларуси не хватает экзотики, чтобы привлекать зарубежных туристов. Это мнение пока трудно опровергнуть. Действительно, в республике нет лазурного моря, как на Адриатике, седых горных вершин, как в Альпах, целебных минеральных источников, как на Кавказе, а традиционные наряды меркнут перед экстравагантной одеждой других народов: чего стоят только клетчатые мужские юбки шотландцев, дополненные к тому же гортанными волынками.

В последнее время в большинстве стран активно развивается так называемый агроэкотуризм - оказание услуг по отдыху в сельских усадьбах. Есть ли у нас что-то подобное?

Это уже реальное направление: в общественное объединение агроэкотуризма сейчас входит 200 человек. Пока услуги оказывает чуть более четверти из них, но и остальные собираются работать в этой сфере. В таких усадьбах хозяева, создав комфортные условия проживания, предлагают интересные программы: конные, велосипедные и лодочные прогулки, охоту, рыбалку. Кроме того, экологически чистое питание, свежий воздух - что еще можно желать? Между прочим, Всемирная туристическая организация считает в этой сфере Беларусь направлением номер один. Правда, правовое поле в республике еще не совсем готово к новшеству: достаточно сказать, что в основном люди, оказывающие подобные услуги, выступают как индивидуальные предприниматели, а должна быть, особая форма этого семейного бизнеса. В Европе, между прочим, такие хозяйства вообще освобождаются от налогов при условии, что содержат не более 5 комнат для гостей. Мы планируем разработать нормативные акты, которые давали бы возможность оказывать услуги все большему числу сторонников агроэкотуризма. Вопросы пока остаются. В частности, вряд ли целесообразно устанавливать единый налог как для индивидуальных предпринимателей. Ведь услуги носят явно выраженный сезонный характер, и если, скажем, летом можно получать определенные доходы, то зимой их может вообще не быть. Мы к этому придем, ведь экзотика в странах с большой туристической активностью не взялась ниоткуда: ее создали специалисты, основываясь на местных традициях.

Есть и другой вариант. В знаменитых "Дудутках", которые позиционируют себя как средневековую шляхетскую усадьбу, можно подержать в руках кузнечный молот, сесть за гончарный круг, поучаствовать в создании ткани и выпить чарку самогона. Однако там мало аутентики, в основном - стилизация… Беларусь может стать первопроходцем "Строчицы" и "Дудутки" являются своеобразными визитными карточками агроэкотуризма, за развитие которого Беларусь взялась последней в Европе. Так, в ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию «Агро - и экотуризм». 2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Что изменилось за это время? Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы - в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз - с 2006-м. По данным ОО «Агро - и экотуризм», реально из них работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч агроэкотуристов, то в 2008 году - уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских рублей. Много это или мало, и как привлечь инвестиции в эту отрасль?

Как сообщалось недавно «Завтра твоей страны», одна из главных задач Министерства спорта и туризма на 2009 год - создать условия для того, чтобы турист задерживался в регионе, как можно дольше. По словам замминистра спорта и туризма Чеслава Шульги, достичь этого можно, в том числе за счет создания агроэкоусадеб в каждом населенном пункте, который располагает объектом туристского интереса. Но сегодня, по оценке специалистов, лишь 45% наших памятников используются достаточно эффективно. Ставка делается на хуторской фонд и старинные усадьбы, находящиеся под кураторством Министерства культуры.

В предыдущих главах мы рассмотрели положительные факторы и ресурсный потенциал развития агроэкотуризма в Дрогичинском районе и Беларуси в целом. Однако для решения задачи успешного развития агроэкотуризма необходим анализ факторов, влияющих на этот процесс как положительно, так и отрицательно. К положительным факторам развития агроэкотуризма относятся толерантность сельского населения, наличие привлекательных природных и сельских ландшафтов, сохранность этнических особенностей и раритетных элементов материальной культуры и быта белорусской деревни. В ряде сельских регионов сохранились народные промыслы и ремесла, которые считаются одними из факторов атрактивности сельских поселений.

Практически во всех публикациях, посвященных агроэкотуризму, вышеотмеченные преимущества окрашивают перспективы развития белорусского агро экотуризма в радужные тона. При этом в качестве главного аргумента указывается лучшее состояние естественных ландшафтов Беларуси по сравнению со странами, где агроэкотуризм получил широкое распространение. Здесь Беларусь, как правило, сравнивают со странами Евросоюза. Не преуменьшая значения природно-экологического преимущества нашей страны, заметим, что анализу сдерживающих факторов развития агроэкотуризма уделяется недостаточное внимание. Хотя именно сдерживающие факторы могут стать объективным препятствием на пути формирования нового туристического субрынка под названием «агроэкотуризм» [8, 279-284].

Главными целями развития агроэкотуризма являются удовлетворение спроса населения на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни сельчан. Чтобы проблема повышения доходов сельского населения посредством организации туристского обслуживания решалась эффективно, необходимо формирование рынка агроэкотуристических услуг. Это значит, что туристское обслуживание в деревне должно быть поставлено на поток, по крайней мере, в летний туристический сезон, а не осуществляться эпизодически или зависеть от случайных гостей. Решение задачи, которая будет способствовать повышению уровня доходов сельского населения за счет туризма, требует формирования массового рынка агроэкотуризма с достаточным количеством потребителей для его устойчивого функционирования. Однако массовость агроэкотуристских потоков - это перспектива будущего, так как в настоящее время в Беларуси широко распространены более дешевые формы отдыха, являющиеся альтернативой агроэкотуристскому обслуживанию.

Во-первых, это - проведение свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие. В последнее время все большая часть населения рассматривает свои дачи не как источник получения дополнительных продуктов питания, а как место отдыха, что связано с экономическим подъемом и повышением доходов населения до уровня, позволяющего удовлетворять потребности в продовольственных товарах практически полностью. Здесь, однако, следует отметить проблему сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги стали не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности.

Во-вторых, значительная часть населения городов имеет тесные родственные связи с деревней. Многие жители городов имеют родственников старших поколений в сельской местности, у которых зачастую проводят отпуска и каникулы. Доля горожан с такой формой проведения свободного времени постоянно сокращается в связи с постепенной утерей родственных связей с сельским населением. Тем не менее, эта доля в Беларуси в несколько раз больше, чем в странах ЕС, так как процессы интенсивной урбанизации, сопровождающиеся массовыми миграциями из села в город, у нас проходили во второй половине 20 в., на 30-40 лет позже, чем в странах Евросоюза.

В-третьих, в Беларуси виды отдыха вне города (например, организация пикников), широко распространенные среди населения, легко осуществимы туристами самостоятельно. В странах ЕС это сделать сложнее, так как в них господствует частная собственность на землю. За посещение частных владений, где предоставляются услуги по организации того же пикника, обязательно придется заплатить. В таких условиях лучше выкристаллизовывается агроэкотуристическая специализация не только отдельных домашних хозяйств, но и целых сельских регионов, что и наблюдается в странах Евросоюза. В Беларуси же господство государственной собственности на земельные угодья делает их общедоступными для бесплатного использования в рекреационных целях, что косвенно сдерживает процессы концентрации туристского обслуживания в сельской местности и специализации отдельных хозяйств на агроэкотуризме.

Сдерживающими факторами развития агроэкотуризма также являются некоторые социально-географические и природные условия. Среди них социально-географических, главным фактором является специфика сельской системы расселения, в которой доминируют средние и крупные сельские поселения, что явилось результатом активного внедрения коллективных форм ведения сельского хозяйства. В то же время для организации агроэкотуризма больше подходит хуторская система расселения. Среди природных факторов, которые способствуют меньшему развитию агроэкотуризма в Беларуси по сравнению со странами ЕС, следует отметить более короткий благоприятный период для летнего отдыха. Меньшая продолжительность благоприятного периода объективно способствует снижению объемов туристского обслуживания за год и повышению затрат ёмкости агроэкотуристских услуг. Сезонность спроса, между тем, можно сгладить, предлагая туристам в межсезонье различные развлекательные программы, основанные на старинных праздниках, обрядах и обычаях. Так, например, «мёртвые» с точки зрения спроса февраль-март можно сделать привлекательными благодаря празднованию масленицы, проводов зимы и др. народных праздников.

В заключение отметим дополнительно, что без развития внутреннего агроэкотуризма и отработки навыков, способов и ассортимента туристского обслуживания на отечественных агроэкотуристах невозможно успешное развитие международного агроэкотуризма, требующего, помимо прочего, знаний иностранных языков, и культурных особенностей зарубежных стран.

Идея развития агроэкотуризма в белорусском обществе требует проведения определённых мероприятий в области нормативно-правовых актов, финансирования, налогообложения, маркетинговой политики и т.д.:

·агроэкотуризм требует осуществления специальной политики и соответствующих программ в нашей республике, т.к. его нельзя устойчиво развивать, просто копируя то, что уже сделано в других странах, а тем более нельзя допускать его развития на беспорядочной основе;

·государственным органам власти следует упростить визовой режим при въезде в Республику Беларусь иностранных туристов. Изнурительные таможенные формальности сокращают количество потенциальных туристов, желающих отдохнуть в нашей стране;

·для развития агроэкотуризма требуются практические и эффективные системы координации между всеми заинтересованными сторонами, включая правительство, частные предприятия, местные органы власти;

·следует установить надлежащие юридические и организационные механизмы в целях содействия и эффективной организации местных жителей во всём туристическом процессе, включая определение политики, планирования, управления, налогообложения;

·необходимо создавать благоприятные инвестиционные условия (предоставлять кредитные, налоговые и другие льготы) в целях притока отечественного и иностранного капитала;

·следует уделить внимание проблеме сертификации белорусских усадеб для того, чтобы гарантировать соответствие их качества международному уровню. Полученный сертификат будет способствовать повышению авторитета в глазах потребителей и иностранных туристов;

·дизайн сельских усадеб, в т. ч. гостиниц и других средств размещения, ресторанов, кафе, баров, должен осуществляться таким образом, чтобы не допускать или сводить к минимуму любое негативное воздействие на природную среду. Желательно использовать местные строительные материалы, сохранять старинные архитектурные ансамбли, использовать такие природные источники энергии, которые не загрязняют экологическую обстановку региона;

·аналогичным образом, средства транспорта и коммуникаций, используемые в указанных районах, должны иметь низкий уровень загрязнения;

·агроэкотуризм должен способствовать охране и улучшению природных территорий;

·профессионализм - важное условие развития туристической деятельности в Республике Беларусь и агроэкотуризма в частности. В последнее время возросла потребность в знании иностранных языков высококвалифицированных гидах-экскурсоводах (предпочтение должны отдаваться коренным жителям соответствующего района);

·туристы, предпочитающие указанный вид отдыха, нуждаются в подробной специализированной информации как до, так и во время поездки предоставление полной и своевременной информации - один из основных элементов профессиональной деятельности в сфере туризма. Причём эта информация может быть представлена в различных формах: брошюрах, буклетах, картах;

·следует создавать информационные центры основных регионов республики в области агроэкотуризма. В настоящее время только ОО "Агро - и экотуризм" владеет оперативными данными о предлагаемом отдыхе сельской усадьбе;

·в рекламных материалах по агроэкотуризму должна содержаться достаточная информация о впечатлениях, на которые могут рассчитывать туристы, включая сведения о рельефе и климате, животном и растительном мире, и, в целом, о посещаемой местности. Сюда должна также включаться правдивая информация о размещении и организации питания, а также рекомендации о том, что можно и что нельзя делать в данном туристском центре;

·в зарубежных СМИ регулярно проводить информационно-ознакомительные мероприятия с целью формирования привлекательного имиджа Беларуси на мировом туристическом рынке [5, 385-390].

Таким образом, процесс развития агроэкотуризма в Беларуси имеет ряд сдерживающим факторов: близость значительного числа потенциальных потребителей к деревне (родственные и дружеские связи), распространённость дачного отдыха, отсутствие частной собственности на землю и как следствие широкие возможности для самостоятельного отдыха на лоне природы, некоторые социально-географические и природные условия.

2.2 Перспективы развития агроэкотуризма на примере агроэкоусадьбы «Соловьиный сад»

Владелец агроэкоусадьбы Кудлович Александр - индивидуальный предприниматель, зарегистрированный решением Дрогичинского райисполкома № 284 от 19 мая 2006г. в Едином государственном регистре юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей за № 390384813.

Виды деятельности согласно свидетельству о государственной регистрации индивидуального предпринимателя:

·сдача внаём собственного недвижимого имущества;

·предоставление услуг прочими местами для проживания;

·прокат личных бытовых изделий и предметов личного пользования

·прочая деятельность по организации отдыха и развлечений;

·физкультурно-оздоровительная деятельность.

С апреля 2007 года агроэкоусадьба начала деятельность по оказанию услуг сфере агроэкотуризма в соответствии с Указом Президента РБ № 372 от 2 июня 2006 года «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

Рассмотрим, что представляет собой понятие экономическая среда по отношению к туризму. Экономическая среда - это внешнее окружение, совокупность определённых условий, оказывающих существенное воздействие на функционирование и результативность туристской системы. Туристская система должна знать это окружение и факторы, влияющие на него, а также уметь реагировать на изменения среды. Для изучения отношений «туризм - экономическая среда» целесообразно сгруппировать их по типу влияния:

·политические;

·экономические;

·социально-демографические;

·правовые;

·технологические;

·международные;

·государственные.

Проведём анализ экономической среды агроэкоусадьбы по группам факторов.

Политические факторы. Туризм стабильно развивается только в мирной среде: путешественники должны быть уверены, что находятся в полной безопасности. Основным факторам, сдерживающим развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время является образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации [7, с.174-178].

Экономические факторы. Существует прямая зависимость между уровнем экономического развития страны, объёмом её национального дохода и материальным благополучием населения. Спрос на туристские услуги находится в прямой зависимости от уровня доходов населения, выражающегося в показателе платежеспособного спроса. В системе туризма он означает мотивированную возможность приобрести туристский продут в определённое время. На величину показателя влияют: денежные доходы потребителя; цена туристского продукта; степень его полезности; реклама; количество покупателей и др. Наибольшее влияние оказывают два первых фактора.

В настоящее время в Беларуси наблюдается сокращение платёжеспособного спроса. Более того, по экспертным данным, усиливается дифференциация между богатыми и бедными потребителями туристских услуг. Это обстоятельство отрицательно влияет на развитие туристской системы. Чтобы уменьшить его влияние, туристские предприятия должны изменить спектр и структуру своих предложений.

Анализ структуры клиентов агроэкоусадьбы позволяет сделать вывод, что основными потребителями услуг являются жители крупных городов со средним уровнем дохода. Производственные мощности усадьбы заполнены практически полностью в период с мая по сентябрь, что говорит о том, что денежные доходы потребителя достаточны, а цена туристского продукта удовлетворяет клиента. То есть дальнейшее увеличение спроса возможно путём расширения спектра услуг в холодный период года.

Социально-демографические факторы. Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы. Исследования ВТО показывают, что темпы роста населения в мире и в его регионах прямо пропорционально влияют на увеличение числа туристов.

Основными клиентами «Соловьиный сад» являются семьи: родители и дети, бабушки и дедушки с внуками. Также семьи являются и постоянными клиентами: они приезжают не только, летом, но и в межсезонье, занимаются зимними и летними видами спорта. Отдых в "Соловьиный сад" дает возможность отдохнуть от домашнего быта женской части семьи и получить новые впечатления детям.

год для Беларуси характеризовался бумом рождаемости, что даёт надежду на увеличение числа туристов, повышение спроса.

Перспективные рынки сбыта турпродукта агроэкоусадьбы «Соловьиный сад». Большинство сельских усадеб имеют одинаковые перспективы для развития в силу похожих условий и местоположения. Бревенчатый дом в деревне - это стартовая позиция. Некоторые имеют преимущества в виде природных условий: естественные водоёмы, болота, лесные территории, парки. Но не все могут грамотно распорядиться выгодными условиями, так как здесь необходимо знать и уметь правильно применить потенциал своих возможностей и природных богатств. Для этого уже необходимо нечто большее, чем знания и квалификация, то, что в большей мере привлекает гостей и туристов в определённую местность - это природное обаяние и натуральная совместимость с окружающим пространством самих хозяев усадьбы и их деятельности в целом.

За время своей работы усадьба «Соловьиный сад» зарекомендовала себя таким образом, что уже сложился определённый круг людей, которые приезжают на отдых (причём, многие по несколько раз). А благодаря разносторонним способностям самих хозяев усадьбы круг посетителей выглядит довольно разнообразно [6, 39].

Итак, можно выделить 4 основных группы людей (разделив их по социальным критериям), которые и определяют перспективные рынки сбыта турпродукта агроэкоусадьбы «Соловьиный сад».

Первая группа - семьи с детьми. Для этой категории людей очень важно безопасное пребывание на природе с максимальным набором мероприятий для развлечения и активности детей и эмоциональным расслаблением и покоем их родителей.

В ассортименте услуг усадьбы «Соловьиный сад» присутствует достаточно широкий спектр возможностей для полноценной активности детей в любое время года, как то:

·спортивный инвентарь (мячи для игр в футбол, волейбол, регби; стол и оборудование для игры в настольный теннис; бадминтон);

·комплект настольных игр (шашки, лото, шахматы, домино, конструкторы, головоломки);

·домашняя библиотека (равно интересно как для детей, так и для взрослых);

·экскурсии по окрестностям (прогулки по берёзовой роще, где при желании можно собирать ягоды и грибы, наблюдать разные виды растений и следы диких животных);

·байдарки, велосипеды (Приложение 1).

Сами хозяева с удовольствием участвуют в детских развлечениях.

Ещё один немаловажный фактор, который привлекает данную категорию людей на отдых в усадьбу «Соловьиный сад», - это возможность для детей общения с домашними животными (куры, кошки, собаки, коровы, лошади). Многие городские дети впервые имеют контакт с живыми животными. Для них это очень познавательно и интересно.

Все выше перечисленные услуги входят в основную стоимость пребывания, кроме проката велосипеда (10000 рублей в сутки), байдарки (20000 рублей в сутки) и сопровождение экскурсии с рассказом (5000 рублей в час), которые организуются за дополнительную плату.

Вторая группа - молодёжь. Сюда входят группы от 4-6 человек до 15-30 человек. Цели пребывания у молодых людей разнообразные, поэтому ассортимент услуг для них немного отличается по количеству и по качеству.

Для них будет интересно участие в походах по трём категориям: пешеходные, велосипедные разной протяжённостью в пространстве и по времени (от 1 до 5 дней пути).

Кроме походов, для тех, кто не любит далеко ходить и видеть много, есть возможность остаться в стационарном палаточном лагере организовывать мероприятия разного характера (экологический, спортивный, художественный лагерь) на месте. На территории усадьбы находится стадион и фестивальная поляна, которые весьма подходят для этих целей.

Для молодых людей предлагаются:

·туристический инвентарь (палатки, спальники, коврики - 7000 рублей в сутки с человека, костровое оборудование, байдарки - 20000 рублей в сутки, велосипеды - 10000 рублей в сутки);

спортивный инвентарь (мячи для игр в футбол, волейбол, регби; стол и оборудование для игры в настольный теннис; бадминтон; доски для плавания, ласты; лыжи, коньки, санки);

·комплект настольных игр (шашки, лото, шахматы, домино, конструкторы, головоломки);

·лесная баня (45000 рублей - летом, 70000 рублей - зимой);

·доступ в сеть Интернет;

·домашняя библиотека;

·домашние концерты (гитарная музыка, игры);

·экскурсии по окрестностям (прогулки по лесу, где при желании можно собирать ягоды и грибы, наблюдать разные виды растений и следы диких животных).

При желании молодые люди могут самостоятельно совершать походы. Для этого хозяева предоставят им необходимые карты и оборудование бесплатно.

Часто такие компании приезжают отметить какое-нибудь значимое событие в своём узком круге.

Третья группа - пожилые люди (пенсионеры). Для этой категории туристов важна тихая, спокойная атмосфера и возможность неспешных прогулок для созерцания и медитаций. Они как никто другой являются ценителями комфорта и уюта.

Для них в усадьбе «Соловьиный сад» есть:

·домашняя библиотека;

·камины;

·домашняя видеотека (коллекция ретро фильмов);

·экскурсии по окрестностям (прогулки по лесу, автомобильные экскурсии);

·лечебные процедуры с лампой "Bioptrone".

Пожилые люди, как правило, ценят общение. Поэтому вечерние посиделки у камина часто продолжаются далеко за полночь. Такое времяпрепровождение очень украшают песни под гитару. Многие просто счастливы, зачитываясь интересной новой или перечитывая старую добрую книгу под тихое мерное потрескивание поленьев в камине библиотеки. Причём все эти удобства не влекут за собой дополнительной оплаты, так как тепло и радушие хозяев являются основной составляющей атмосферы усадьбы "Соловьиный сад".

Четвёртая группа - взрослые люди. В состав этой группы, так же, как и молодёжи, может входить разное количество человек. Всё опять же определяться целями пребывания. Есть те, кто приезжает просто пообщаться и сходить в баньку своим узким кругом. А есть и другие, кто прежде, чем расслабиться, сначала собираются для обсуждения и решения насущных проблем (семинары, конференции) в непринуждённой обстановке. Тогда такая группа людей может насчитывать до 30-40 человек.

Для этой категории туристов усадьба «Соловьиный сад» предлагает:

·помещения для собраний (навесы, беседки, оборудованные поляны);

·спортивный инвентарь (мячи для игр в футбол, волейбол, регби; стол и оборудование для игры в настольный теннис; бадминтон; доски для плавания, ласты; лыжи, коньки, санки);

·туристический инвентарь (палатки, спальники, коврики - 7000 рублей в сутки с человека, костровое оборудование, велосипеды - 10000 рублей в сутки);

·лесная баня (45000 рублей - летом, 70000 рублей - зимой).

В арсенале услуг усадьбы "Соловьиный сад" также есть возможность организации больших торжественных мероприятий, таких как свадьбы, юбилеи, празднества (Коляды, Купала). Как правило, через большие группы людей открывается перспектива на сотрудничество с крупными туристическими фирмами и операторами, для которых в усадьбе уже ведётся работа по организации туров.

То есть проведённый анализ перспективных рынков сбыта агроэкоусадьбы позволил сделать следующие выводы:

·ассортимент услуг усадьбы широк и разнообразен, что позволяет охватывать различные по половозрастному и социальному статусу слои населения, как среди граждан Республики Беларусь, так и среди иностранных гостей;

·большим преимуществом является наличие туристического инвентаря - палатки, спальники, коньки, лыжи и т.д. Это привлекает туристов, предпочитающих активный отдых;

·для туристов, ориентирующихся на активный отдых с познавательным уклоном разработаны маршруты по окрестностям;

·наличие в усадьбе библиотеки, видеотеки, настольных игр, музыкальных инструментов привлекает любителей спокойного времяпровождения в деревенской тишине;

·усадьба удачно расположена - на окраине деревни, лесопосадки вокруг дома позволяют предлагать услуги по организации палаточного лагеря для большого количества гостей вблизи усадьбы.

Наличие широкого спектра услуг для удовлетворения нужд нескольких категорий туристов уже является перспективой для развития. При грамотном подходе к организации деятельности для каждой из групп потенциал усадьбы может существенно вырасти в качественном отношении. Важно сохранить личностный подход к каждой категории. Это залог качества услуг и в перспективе положительной рекламы предприятию. Ведь в первую очередь люди ищут не место, где выгодно можно отдохнуть и не жалко будет оставить определенную сумму денег за набор услуг и удобства, а пространство для общения и красивых взаимоотношений, тем более, если все происходит в естественных условиях.

Таким образом, при всем разнообразии групп туристов хозяева "Соловьиный сад" остаются самобытными, и умело находят подход к каждому из гостей, как принято здесь называть туристов.

.3 Предложения по улучшению функционирования на примере агроэкоусадьбы «Соловьиный сад»

На первый взгляд может показаться, что всё в усадьбе практически предусмотрено. Однако, как полагается, есть ряд моментов, которые всегда будут требовать проведение мероприятий по улучшению и совершенствованию отдельных узлов, частей и мероприятий по оказанию услуг в деятельности такого рода.

Можно выделить четыре критерия, на которые необходимо обратить пристальное внимание.

Первое. Совершенствование спектра и структуры услуг.

·расширение жилого фонда до 5 комнат (приложение 2,3,4,5,6);

·расширение жилого фонда через реконструкцию и переоборудование старых пустующих домов в окрестных деревнях;

Эти два мероприятия позволят увеличить возможности при работе с большими группами туристов и даже работе с несколькими группами одновременно.

·расширение материальной базы туристического и спортивного инвентаря (Приложение 7);

·привлечение и обучение инструкторов для походов и гидов для экскурсионных маршрутов;

Данные пункты преследуют цель аналогичную первым двум с потенциальным ростом улучшения качества и количества услуг активного отдыха.

·организация трансфера прибывающих и отъезжающих гостей от железнодорожной станции г. Дрогичин.

Этот пункт позволит увеличить количество потенциальных туристов, которые не имеют возможности добраться до места своим транспортом, либо тех, кто желает освободить себя от хлопот данного содержания.

Второе. Рекомендации по улучшению инфраструктуры.

По данному вопросу следует сделать разделение на внешние и внутренние стороны.

К внешним признакам следует отнести:

·маркировка информационными дорожными знаками направления движения к усадьбе "Соловьиный сад" на участке автомобильной дороги от г.Дрогичина до д.Селище;

·взаимодействие и сотрудничество с местными органами власти по улучшению состояния подъездных автомобильных дорог к д. Селище;

Данные мероприятия направлены на облегчение доступа к туристическому объекту.

·маркировка экскурсионных маршрутов на местности (установка информационных табличек);

При условии выполнения этих рекомендаций есть большая вероятность улучшить качество услуг, связанных с активными видами отдыха, и дать возможность туристам самостоятельно познавать окружающий мир и совершенствовать свой внутренний.

·взаимодействие и сотрудничество с местными жителями в организации и проведении туристических мероприятий.

Последнее позволит увеличить количественные возможности предоставления ассортимента услуг в сфере агроэкотуризма.

Теперь перейдём к аспектам внутренней инфраструктуры:

·зональное разграничение дворового пространства усадьбы на техническую часть (автостоянка, гараж, хозяйственные постройки) и парадную часть (лужайка с цветами и клумбами, детские качели, гамак, лавочки, беседки);

Ощущение пространства и его функциональность позволит туристам в максимальной мере настроиться на отдых.

·оборудование дополнительных (плюс к уже имеющимся) санитарных узлов и комнат гигиены (душевые, умывальники, бассейны) (Приложение 8,9);

·усовершенствование системы водоснабжения (холодная и горячая вода, организация буровой скважины вместо обычного колодца) и канализации усадьбы;

Увеличение количества туристов неизменно повлечёт за собой изменения в бытовых условиях, так как естественные нужды постояльцев необходимо удовлетворять своевременно.

·привлечение фольклорных коллективов с развлекательными, игровыми и музыкальными программами.

Для туристов часто небезынтересно быть участниками какого-нибудь народного праздника, который имеет исторические корни и проходит в старой традиционной манере. И это естественно носит познавательный и образовательный характер во время отдыха, что немаловажно для таких групп отдыхающих, как семьи с детьми и молодёжь.

Третье. Проблема повышения квалификации персонала усадьбы.

Здесь необходимо отметить важность сотрудничества и обмена опытом не только у себя в регионе, но и за его пределами:

·участие в обучающих семинарах и конференциях;

·участие в курсах повышения квалификации от Министерства спорта и туризма при Институте Туризма;

·разграничение сфер услуг усадьбы по видам:

·проживание и питание

·развлечения

·экскурсии и походы

Разделение сфер услуг усадьбы позволит улучшить качество самих услуг. Когда деятельность организуется и проводится человеком, который знает, что делает, это позволяет достигать максимального эффекта и положительного результата.

·подготовка и проведение обучающих семинаров у себя.

Четвёртое. Комплекс маркетинговых мероприятий.

В данном пункте практически не возникает никаких предложений, кроме только как рекомендовать систематизировать мероприятия, которые уже имеют место быть:

·участие в региональных и международных выставках туристических услуг;

·сотрудничество с туристическими порталами в сети Интернет (размещение рекламной информации на сайтах туристических фирм);

·создание собственного сайта;

·участие в организации и проведении Республиканского Фестиваля Сельского Туризма в д. Селище;

·участие и сотрудничество с международной программой-маршрутом «Двина-Даугава» (о. Готланд, Швеция);

·сотрудничество с издательствами печатной продукции (газеты - объявления; каталоги усадеб; путеводители);

·создание информационных мультимедийных проектов и презентаций по региону и усадьбе [11, 88-95].

Таким образом, мы определили ряд направлений для развития, разработали комплекс мероприятий, дали ряд рекомендаций, которые позволят агроэкоусадьбе «Соловьиный сад» не только закрепить сделанные достижения, но и занять новые позиции на рынке агроэкоуслуг и открыть новые горизонты не только для усадьбы, но и для других жителей д. Селище и окрестностей, желающих принять участие в развитии региона.

агроэкоусадьба агроэкотуризм сельский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно Национальной программе развития туризма в Республики Беларусь на 2006-2010 гг., одним из приоритетных направления развития туризма является агроэкотуризм.

В данной работе была поставлена цель изучить социально-экономические проблемы развития агроэкотуризма в Республике Беларусь и оценить перспективы развития агроэкотуристического бизнеса.

Первая глава посвящена теоретическим и организационным основам развития агроэкотуризма. В главе рассмотрены вопросы сущность понятия агроэкотуризм. В силу многогранности понятия явления агроэкотуризма существуют разные точки зрения на деятельность, которая организуется и осуществляется в данной сфере.

Для грамотной организации и эффективного функционирования агроэкотуристической деятельности необходима правильная и точная законодательная база, которая в данный момент только зарождается.

Предприняты ряд шагов на укрепление позиций агроэкотуризма на уровне Закона через издание Указа Президента Республики Беларусь №372 «О мерах поддержки развития агроэкотуризма» и принятие новой редакции Закона «О Туризме».

Также мы рассмотрели состояние и социально-экономические проблемы развития агроэкотуризма в Беларуси. Произведён анализ ресурсного потенциала для развития агроэкотуризма в Республике Беларусь, определены существующие формы обслуживания агроэко туристов и факторы, сдерживающие развитие агроэкотуризма в Беларуси.

Анализ ресурсов показал огромный потенциал в разных сферах деятельности агроэкотуризма. Кладовые природы, истории, культуры открывают широкие горизонты для направления движения. Теперь важно правильно распорядиться данным богатством.

Формы обслуживания выявились довольно разнообразные, от элементарного предоставления удобств до разного рода развлечений и видов деятельности, вплоть до экстремальных (конечно же, в разумных пределах). Определяющую роль в формах подачи агроэкотуристического продукта играют сами организаторы со своим багажом жизненного опыта, эрудицией и фантазией.

В ходе работы были выявлены и некоторые сдерживающие факторы для успешного развития агроэкотуризма: отсутствие частной собственности на землю в Республике Беларусь и как следствии возможность для бесплатного отдыха на природе, наличие у потенциальных агроэкотуристов родственных и дружеских связей в деревне, распространённость дачного отдыха, некоторые природные и социально-демографические факторы. Наличие данных факторов не являются причиной для беспокойства, а наоборот дают здоровый стимул для решения возникающих задач. Только преодолевая препятствия можно достичь положительных результатов и приобрести бесценный опыт и уверенность в будущих действиях.

Анализ стартовых условий и перспектив развития агроэкотуризма в Республике Беларусь позволяет сформулировать выводы о целесообразности дальнейшей деятельности в данном направлении государства, общественных организаций и физических лиц:

·богатый и уникальный туристско-рекреационный потенциал страны, является определяющим фактором развития агроэкотуризма;

·агроэкотуризм - надежная возможность занятости и обеспечения рабочими местами населения, проживающего в сельской местности;

·агроэкотуризм стимулирует значительный рост числа туристских маршрутов в окрестностях традиционных мест отдыха, что способствует восстановлению памятников природы и культуры в этих районах;

·благодаря агроэкотуризму многие местные населенные пункты на территории области обретают новую жизнь в качестве рекреационных центров;

·развитие агроэкотуризма положительно влияет на развитие предпринимательства в сфере туризма, поддерживая малый бизнес в этой области;

·отдых по типу «агроэкотуризм» позволяет получить смену обстановки за небольшие финансовые потери для семьи, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице. При этом все знают нехватку и плачевное состояние гостиниц в маленьких городах, с минимальным комфортом и максимальными ценами;

·кроме того, сегодня на белорусском и российском рынке туризма растет интерес к агроэкотуризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности.

Мы произвели характеристику предприятия по обслуживанию агроэкотуристов и его экономической среды, определили его перспективные рынки сбыта, внесли предложения по улучшению функционирования агроэкоусадьбы.

Экономическая среда агроэкотуристических предприятий во многом обуславливается экономической ситуацией и состоятельностью региона, в котором находится предприятие. Собственный экономический потенциал в силу своих малых размеров невелик, но перспективен, так как основан на грамотном подходе к деятельности, начиная от образованности хозяев, здорового интереса к событиям в стране и в мире до трезвой оценки происходящего вокруг и в разных сферах жизни людей.

Перспективные рынки сбыта агроэкотуристического продукта формируются соответственно спросу и предложению, и основываются на ресурсных потенциалах регионов и страны в целом.

Для правильного и эффективного развития и функционирования предприятий агроэкотуризма необходимо выполнять ряд мероприятий по улучшению и совершенствованию организационных и образовательных моментов в деятельности. Предложения носят рекомендательный характер, но основаны на конкретных наблюдениях и фактах.

«Сельский туризм - малая отрасль сельского хозяйства», - так считают уже во многих европейских странах. Это направление деятельности, которое позволяет включить в дело массы населения, живущего в провинции и сохранить при этом местный колорит, обычаи, культуру. Достоинством агроэкотуризма является и то, что он не ориентирован на одновременное привлечение крупных кредитов. Он способен развиваться постепенно, опираясь на раздробленные местные средства, привлекая небольшие инвестиции из самых разных источников. Это бизнес, для которого австрийские предприниматели взяли лозунг: «Головой в облаках, но ногами на земле!»


Похожие работы на - Особенности функционирования агроэкоусадеб Дрогичинского района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!