Анализ динамики внешней торговли Монголии
Введение
Внешнеэкономическая деятельность становится все
более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации
республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых
странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных
условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство.
Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного
товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому
готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей с
траной, так и каждым предприятием в отдельности.
Цель исследования -динамика географической и
товарной структуры внешней торговли Монголии в 2009-2014 гг.
Задачи исследования:
изучить внешнеэкономическую деятельность
Монголии;
анализ общей характеристики динамики внешней
торговли за 2009-2014гг.;
анализ динамики товарной структуры внешней
торговли Монголии за 2009-2014 гг.;
анализ динамики географической структуры внешней
торговли Монголии за 2009-2014 гг.
Монголия-государство на востоке Центральной
Азии. Граничит с Россией на севереи с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к
морю не имеет.Экономика Монголии растет и даже более высокими темпами нежели
ожидалось в среднесрочной перспективе. Тем не менее, только на три группы
товаров (минералы, кашемир и текстиль) приходится более 80% экспорта. Инфляция
грозит стать серьезной проблемой. Страна должна рассмотреть вопрос о разработке
более сбалансированной экономики с цельюд остижения устойчивых темпов роста.
Экономика Монголии во многом зависит от экспорта полезных ископаемых, кашемира
и одежды, больше половины которого приходится на Китай. ВВП в 2014г. 11,233млрд.долл.США,
ростВВП9,8%.
ВВП Монголии в 2014 г. составил $11,7 млрд
долларов США. В 2015 г. ожидается рост ВВП до $12,2 млрд долларов .
Глава1.Общая характеристика динамики внешней
торговли за выбранный период
В 2014 году Монголия осуществила внешнеторговые
операции с более 100 странами мира. Общий товарооборот составил 11012 млн.
долл. США., объём экспорта достиг 5775 млн. долл. США (что на 3872 млн. долл.
больше, чем в 2009 году), а импорта - 5237 млн. долл. США (вырос по сравнению с
2009 годом на 3016 млн. долл. США).Внешнеторговый баланс с профицитом538 млн.
долл. США., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 766 млн. долл.
США.Положительное сальдо внешнеторгового оборота свидетельствует о динамичном
производственном потенциале государства. Баланс импорта и экспорта страны
является важным индикатором направленности ее экономического развития.
Экономический рост был получен за счет отдачи от
инвестиций в горный проект Ою Толгой. Также в этот период отмечался рост цен на
полезны ископаемые.
Глава2.Динамика товарной структуры внешней
торговли Монголии за 2009-2014 гг.
В 2009 г. в структуре экспортируемой продукции
34% составили машины и оборудование. Объем экспорта данной товарной группы
составил 4, 216 млрд. долл. США.
Готовые изделия в структуре занимают 21% (2,608
млрд. долл. США), а на долю химических продуктов и минерального топлива
приходится по 11%.
На другие товарные группы приходится 22%.
В товарной структуре импорта Монголии в 2009 г.
выделены основные товарные группы товаров: машины и оборудование (30%), готовые
изделия (25%), минеральное топливо (24%), химические продукты (7%), другие
позиции (12%).
Основу монгольского экспорта в 2014 г.
составляют машины и оборудование (6,237 млрд. долл. США), на долю которых
пришлось 33% от общего экспорта. В экспортной структуре Монголии преобладают
также такие товарные группы как: готовые изделия (21%), химические продукты
(11%). На долю указанных в таблице групп товаров приходится 72% всего экспорта.
Монгольский экспорт в 2009 и 2014 гг., по
показателям таблицы 2, отличается разнородностью, основной статьей экспорта
являются машины и оборудование и транспортные средства, потому что многие
страны запада Евразии стараются переместить свои заводы в страны с довольно
низким уровнем цены рабочей силы, хотя по сравнению с 2009 годом доля экспорта
данного вида товаров несколько снизилась (на 1%), а доля минерального топлива
за исследуемый период возросла с 1% в 2009 году до 16% в 2014 году.
Таким образом, можно сделать вывод, что товарная
структура экспорта в 2014 году по сравнению с 2009 годом изменилась не
значительно.
Традиционными товарами национального экспорта
являются также медь, цинк и уголь. Развитие месторождения Ою Толгой окажет
существенное влияние на экономику Монголии в долгосрочной перспективе.В прогнозируемой
структуре экспорта следует отметить возрастание доли добычи полезных
ископаемых. Так, доля полезных ископаемых в экспорте в прогнозном периоде
составит более 90%. Следует отметить, что полученная валюта от экспорта
природных ресурсов в большей мере направляется для приобретения импортных
промышленных товаров в ущерб отечественным производителям аналогичных товаров.
В результате чего происходит падение спроса на отечественные товары
промышленного производства и деградация предприятий.
Стабильные объемы экспорта приходятся на группу
химических товаров (в основном это продукция бытовой химии).
В товарной структуре импорта Монголии, в 2014 г.
не наблюдается особых изменений по отношению к структуре 2009 г. Намашины и
оборудование приходится 21% (1,064 млрд. долл. США), по 20% импортируемых
Монголией товаров, приходится на готовые изделия и минеральное топливо. Доля
данных групп товаров снизилась на 6% и 5% соответственно. Других изменений в
структуре импорта в 2014 году по сравнению с 2009 годом не наблюдается.
Структура импорта Португалии за 2014 год по
сравнению с 2009 годом изменилась незначительно.
Таким образом, можно сделать вывод, что товарная
структура внешней торговли Монголии остается устойчивой на протяжении всего
рассматриваемого периода, измелись только показатели.
К основным импортным товарам, поступающим в
Монголию можно отнести: машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты
питания, промышленные потребительские товары, химическую продукцию,
строительные материалы, сахар, чай. Увеличение импорта топлива и некоторых
видов сырья связано с ростом промышленного производства.
Глава3. Динамика географической структуры
внешней торговли Монголии за 2009-2014 гг.
Основываясь на данных таблицы 4 можно сделать
вывод о том, что основными торговыми партнерами по экспорту в 2009 году
являются Китай (1,404 млрд. долл. США),Канада (0,148 млрд. долл. США),
Россия(0,68 млрд. долл. США). На долю этих стран приходится 74%, 8% и 3%
соответственно. В 2014 году структура партнеров по экспорту изменилась незначительно.
Доля Китая выросла до 91,38% (5,276 млрд. долл.).
В структуре импорта в 2009 году первое место
занимет также Российская Федерация 36% (0,764 млрд. долл. США). На втором месте
Китай (25%). В 2014 году структура партнеров по импорту изменилась. Китай и
Россия поменяли свои поизици: на первом месте находится Китай. На его долю
приходится 33% (1,699 млрд. долл. США). На долю России в 2104 году приходится
30% (1,535 млрд. долл. США).
Китай в основном импортирует с Монголии, чем
экспортирует - соотношениепочти 3:1.
Доля России в общем внешнеторговом обороте
Монголии в 2009-2014гг. составила в среднем 15-18%, тогда как доля Китая-около
60%.Существенными препятствиями на пути развития отношений между Монголией и
Россией являются: сохранение визового режима, высокие таможенные пошлины на
традиционные товары монгольского экспорта в Россию, высокие транспортные тарифы
на транзит монгольских товаров по территории России ,сложные бюрократические
процедуры согласования, оформления деловых сделок, прохождения таможенного
контроля. Как следствие,многие монгольские бизнесмены предпочитают иметь дело
не с российскими, а с китайскими, японскими и западными компаниями.
Заключение
В 2014 году Монголия осуществила внешнеторговые
операции с более 100 странами мира. Общий товарооборот составил 11012 млн.
долл. США., объём экспорта достиг 5,775 млрд. долл. США., а импорта - 5,237
млрд. долл. США внешнеторговый баланс с профицитом0,538 млрд. долл. США.,
увеличившись по сравнению с 2009 г. на 0,766 млрд. долл. США.
В структуре экспортируемой продукции перове
место занимаютмашины и оборудование, далее готовые изделия, химические продукты
и минеральное топливо.
Основными торговыми партнерами по экспорту
являются Китай, Канада, Россия.
В структуре импорта основными торговыми
партнерами по испорту также являются также Китай, Канада и Россия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
экономика Монголии растет и рост идет даже более высокими темпами нежели
ожидалось в среднесрочной перспективе.
Приложения
Рис.1.АнализвнешнейторговлиМонголии2009-2014гг.,млрд.евро
Источник:Составлено автором по
данным таблицы2
Таблица1
АнализвнешнейторговлиМонголии2009-2014гг.,млрд.евро
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Экспорт
|
1,903
|
2,899
|
4,818
|
4,385
|
4,269
|
5,775
|
Импорт
|
2,131
|
3,278
|
6,598
|
6,738
|
6,358
|
5,237
|
Внешнеторговыйбаланс
|
-0,228
|
-0,379
|
-1,78
|
-2,353
|
-2,089
|
Источник:CтатистикаЮНКТАД.#"877006.files/image002.gif">
Рис.2.АнализтоварнойструктурыэкспортаМонголииза2009г.,%
Источник:Составлено автором по
данным таблицы2
Рис.3.АнализтоварнойструктурыэкспортаМонголииза2014г.,%
Источник:Составлено автором по
данным таблицы2
Таблица2
АнализтоварнойструктурыэкспортаМонголииза2009г.и2014г.,%
Наименование
|
2009
|
2014
|
Отклонение
|
Напитки
и табак
|
1
|
1
|
0
|
Минеральное
топливо
|
11
|
16
|
5
|
Химическ.продукты
|
11
|
11
|
0
|
Машины,
оборудования и транспортные средства
|
34
|
33
|
-1
|
Готовые
изделия
|
21
|
21
|
0
|
Другие
|
22
|
18
|
-4
|
Источник:CтатистикаЮНКТАД.#"877006.files/image004.gif">
Рис.4.АнализтоварнойструктурыимпортаМонголииза2009г.,%
Источник:Составлено автором по
данным таблицы
Рис.5.АнализтоварнойструктурыимпортаМонголииза2014г.,%
Источник:Составлено автором по
данным таблицы2
Таблица3
Анализ товарной структуры импорта
Монголии за 2009 г.и 2014г.,%
Наименование
|
2009
|
2014
|
Отклонение
|
Напитки
и табак
|
2
|
2
|
0
|
Минеральное
топливо
|
24
|
20
|
-6
|
Химические
продукты
|
7
|
7
|
0
|
Машины,оборудование
и транспортные средства
|
30
|
21
|
-9
|
Другие
|
12
|
30
|
18
|
Готовые
изделия
|
25
|
-5
|
Источник:CтатистикаЮНКТАД.<#"877006.files/image006.gif">
Рис.6.Анализ географической
структуры экспорта Монголии,%
Источник:Составлено автором по
данным таблицы2
Таблица4
Анализ географической структуры
экспорта Монголии за 2009г.и 2014г.,%
|
Страна
|
2009
|
%
|
Страна
|
2014
|
%
|
1
Китай
|
1404
|
73,86
|
1
Китай
|
5276
|
91,38
|
2
Канада
|
148
|
7,79
|
2
Канада
|
1
|
0,36
|
3
Российская Федерация
|
68
|
3,58
|
3
Российская Федерация
|
47
|
0,81
|
4
Корея
|
15
|
0,79
|
4
Корея
|
21
|
0,36
|
5
Италия
|
31
|
1,63
|
5
Италия
|
57
|
0,99
|
6
Другие страны
|
235
|
12,36
|
6
Другие страны
|
372
|
6,64
|
Рис.7.АнализгеографическойструктурыимпортаМонголии,%
Источник:Составлено автором по данным таблицы2
внешнеторговый монголия товарный
Таблица 5
Анализ географической структуры импорта Монголии
за 2009 г.и 2014 г., %
1
Российская Федерация
|
764
|
36
|
1
Российская Федерация
|
1535
|
30
|
2
Китай
|
525
|
25
|
2
Китай
|
1699
|
33
|
3
Корея
|
153
|
7
|
3
Корея
|
7
|
4
США
|
102
|
5
|
4
США
|
217
|
4
|
5
Япония
|
95
|
4
|
5
Япония
|
367
|
7
|
6
Другие
|
492
|
23
|
6
Другие
|
963
|
19
|
Источник: Cтатистика ЮНКТАД.
http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/TableView.aspx