Показатели
|
2012
|
2013
|
2014
|
2014/ 2013, %
|
1.
Среднегодовая выработка предприятия
|
79009
|
84127
|
98238
|
124,3
|
2. Выручка от
реализации продукции
|
63318
|
79017
|
95756
|
151,2
|
3.
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ
|
48836
|
54625
|
70232
|
143,8
|
4.
Среднесписочная численность работающих, чел.
|
385
|
447
|
430
|
5.
Производительность труда
|
205,2
|
188,2
|
228,5
|
111,3
|
6. Фонд
заработной платы
|
3726
|
4814
|
5072
|
136,1
|
7.
Среднемесячная з/плата одного работающего, руб.
|
9679
|
10770
|
11795
|
121,9
|
8. Валовая
прибыль (убыток)
|
14482
|
24392
|
25524
|
176,2
|
9. Чистая
прибыль
|
9662
|
14972
|
17087
|
176,8
|
10.
Рентабельность производства
|
0,183
|
0,290
|
0,260
|
141,7
|
11. Затраты на
1 рубль ТП, коп.
|
62
|
65
|
71
|
115,7
|
12.
Среднегодовая стоимость ОПФ
|
4313
|
4253
|
4409
|
102,2
|
13.
Фондоотдача, руб. /руб.
|
18,3
|
19,8
|
22,3
|
121,6
|
14. Фондоемкость,
руб. /руб.
|
0,055
|
0,051
|
0,045
|
82,2
|
15.
Фондовооруженность
|
11,2
|
9,5
|
10,3
|
92,0
|
16. Дебиторская
задолженность
|
4601
|
2303
|
3606
|
78,4
|
17.
Кредиторская задолженность
|
4289
|
4790
|
2756
|
64,3
|
Результаты, представленные в таблице, показывают, что за анализируемые
периоды среднегодовая выработка предприятия возросла на 19229 тыс. руб., в 2014
году по сравнению с 2012 годом, в том числе на 14111 тыс. руб. в 2014 году по
сравнению с 2013 годом. Это является результатом того, что продукция АО
"Монолит" пользуется спросом и находит своих покупателей.
С увеличением объема производства идет расширение рынков
сбыта. Кроме того, остатки готовой продукции на складах предприятия минимальны.
Увеличение среднегодовой выработки продукции предприятия
объясняет рост показателя выручки от реализации продукции - на 32438 тыс. руб.
с 2012 по 2014 год, в том числе на 16739 тыс. руб. за 2014 год по сравнению с
2013 годом (рис.9).
Себестоимость продукции предприятия возросла на 21396 тыс.
руб. за период с 2012 по 2014 год, в том числе на 15607 тыс. руб. за период с
2013 по 2014 год. Этот рост является следствием относительно благоприятных
ассортиментных сдвигов в составе продукции предприятия, но такой небольшой рост
обусловлен увеличением уровня цен на оборудование, сырье и материалы,
увеличением расходов на электроэнергию и заработную плату.
Анализируемая таблица показывает, что за период с 2012 года
по 2014 год чистая прибыль предприятия увеличилась на 6545 тыс. руб. В период с
2013 года по 2014 год предприятие получило сумму чистой прибыли в 1235 тыс.
руб. Оно заняло устойчивую позицию на рынке, производит и продает продукцию,
пользующуюся спросом, тем самым увеличивая свою прибыль, как валовую, так и
чистую.
Квалифицированный персонал, благоприятные условия работы на
предприятии и регулярно выплачиваемая заработная плата обеспечили рост такого
важного показателя, как производительность труда, на 22,34 тыс. руб. в период с
2012 по 2014 год, в том числе на 40,26 тыс. руб. в 2014 году по сравнению с
2013 годом.
Эффективность использования основных фондов измеряется
показателями фондоотдачи и фондоемкости. Показатель фондоотдачи тесно связан с
производительностью труда и фондовооруженностью труда. Показатель
фондовооруженности труда колеблется в течение анализируемого периода от 9,5 до
11,2.
Рост фондоотдачи произошёл в результате повышения отдачи
активной части основных средств, за счет изменения структуры ОПФ. Кроме того,
рост фондоотдачи связан с превышением темпов изменения производительности над
темпами роста фондовооруженности труда. Но увеличение фодовооруженности труда
снижает фондоотдачу. Это показывает, что предприятие неэффективно использует
трудовые ресурсы.
Показатель фондоемкости снизился на 0,10 с 2012 по 2014 год.
То есть предприятие за эти периоды добилось снижения потребности в основных средствах.
А это говорит о том, что предприятием была достигнута экономия в дополнительных
долговременных финансовых вложениях.
Положительным результатом работы предприятия за период с 2012
года по 2014 год является также увеличение уровня рентабельности на 0,077 (хотя
за 2014 год по сравнению с 2014 она снизилась). Однако в целом за период
имеется тенденция к увеличению рентабельности. Это значит, что хозяйствующий
субъект получил прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции за 2014
год больше по сравнению с 2013 годом.
По итогам проведенного анализа можно сделать следующие
выводы. Финансовое состояние предприятия достаточно устойчиво. Увеличение
показателей среднегодовой выработки, выручки от реализации, рентабельности,
заработной платы положительно характеризует работу предприятия. Большая сумма
чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия, свидетельствует об
эффективной работе предприятия.
7. Управление
маркетингом
Организационно служба маркетинга должна быть подчинена
непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость ее
положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку
возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики. В своей
деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями
предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей.
Рис. 4. Взаимодействие службы маркетинга с подразделениями
предприятия
При взаимодействии с отделом главного конструктора и главного
технолога служба маркетинга предоставляет следующие данные:
количественные и качественные требования потенциальных и
существующих потребителей новой продукции;
план мероприятий по коммерческой реализации и техническому
обслуживанию продукции;
стоимостные ограничения на цену изделия, определяемые рынком
и производителями аналогичной продукции.
Конструкторские и технологические отделы взаимодействуют со
службой маркетинга по всем вопросам, связанным с оценкой продуктивности новых
решений по разработке и производству перспективной продукции, и обеспечивают
службу маркетинга сведениями:
о реальном состоянии и возможностях предприятия в области
конструирования новой техники и технологии;
об уровне квалификации специалистов;
о конструкторских, ресурсных и прочих ограничениях;
о прочих факторах, влияющих на эффективность работы службы
маркетинга.
Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического
контроля осуществляется по вопросам повышения качества и надежности продукции.
С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга
предприятия взаимодействует при:
разработке планов внедрения передовой техники;
организации производства;
определении экономической эффективности новой продукции и
технологии;
анализе работы предприятия;
разработке перспективных и текущих планов
социально-экономического развития предприятия.
Взаимодействие службы маркетинга с отделом
материально-технического снабжения осуществляется при подготовке договоров на
приобретение необходимой для производства материально-технической продукции и
управления ее запасами.
Взаимодействие с ОАСУП (отдел автоматизированных систем
управления производством) осуществляется по вопросам организации и ведения
автоматизированных коммерческих баз данных, проведения расчетов, обеспечивающих
процесс конъюнктурно-экономических исследований.юридическим отделом служба
маркетинга взаимодействует по вопросам правового обеспечения
производственно-коммерческой деятельности предприятия.
В соответствии с основными направлениями деятельности служба
маркетинга ряд функций своих подразделений может выполнять во взаимодействии с
внешними предприятиями и организациями (специализированные организации по
маркетинговым исследованиям и т.д.).
В последнее время в строительстве нашли широкое применение
программы автоматизации сметных расчетов, однако управление финансами в
строительстве далеко не исчерпывается составлением и расчетом строительных смет
и выпуском на их основе актов выполненных работ (процентовок).
Строительство является весьма специфической отраслью, и
автоматизированные системы управления должны учитывать основные его
особенности. Как правило, расчеты в строительстве происходят за возводимый
объект. На одном объекте может быть несколько организаций-исполнителей работ,
одна строительная организация может выполнять работы на нескольких объектах, по
разным объектам данная организация может быть как генподрядной, т.е. отвечать
за объект в целом и вести с заказчиком и с другими исполнителями все расчеты,
так и субподрядной - выполнять определенный набор работ и получать оплату за
них от генподрядной организации, в том числе и от своей вышестоящей. Заказы на
возведение объектов определенным образом ранжируются (федеральные,
муниципальные, ведомственные, контрактные) и сведения о их выполнении должны
формироваться в соответствующих разрезах. По объектам могут быть получены
авансы (например, для оплаты материалов), полученные авансы необходимо
учитывать в дальнейших взаиморасчетах между участниками строительства.
Планово-экономическим и финансовым подразделениям строительных
организаций необходимо разбираться в этой довольно запутанной картине,
проводить учет, анализ и на этой основе принимать рациональные решения по
управлению финансовыми операциями. Представляется, что значительно облегчить
эту работу могут автоматизированные системы, реализующие следующие основные
функции.
В разрезе возводимого объекта необходимо обрабатывать все
составленные сметы, расшифровывать сметную стоимость по отдельным работам,
отслеживать выполненные в соответствии с оформленными актами объемы работ с их
возможной расшифровкой по отдельным работам, составлять суммарные акты по
выполненным объемам работ за месяц в разрезе генподряда и субподряда. Должен
формироваться план выполнения работ с учетом фактически произведенной оплаты.
Показатели по объекту необходимо получать в разрезе субподрядных организаций,
причем все акты по данному субподрядчику должны попадать в общий список актов
по объекту и, наоборот, если данные по субподрядчику введены в общие акты по
объекту, то должна быть возможность сформировать акты по этому субподрядчику.
Необходимо сортировать виды выполняемых заказов и типы пообъектных договоров:
генподрядных, прямых и субподрядных.
При работе с организациями следует выделять вышестоящих
заказчиков, заказчиков просто, подрядчиков вышестоящих и подрядчиков на
выполнение определенных комплексов работ.
Для планово-экономических и финансовых служб строительных
организаций необходимо оперативно формировать акты выполненных работ за месяц
на основании составленных смет или без них (расчет по факту) по собственным
силам и по субподрядчикам в базовых и реальных ценах с учетом аванса, услуг,
выпускать суммарные акты по всем выполненным за месяц работам; составлять
реестр выполненных работ (генподряд, субподряд, собственные силы); определять
фактически произведенную оплату по авансам и актам выполненных работ;
формировать планы выполнения по объектам, по субподрядчикам и в целом по
организации; составлять справки о стоимости выполненных работ по заказчику,
расшифровывать выполненные на объекте работы и т.д.
На основании обработки полученных документов должны
формироваться как плановые, так и фактические сводные показатели: объемы работ
по объектам и исполнителям, фактическая оплата работ по организации за период,
данные по взаиморасчетам с заказчиками и субподрядчиками, распределительные
письма, показывающие, какие суммы из причитающихся генподрядчику за данный
период времени, необходимо перечислить субподрядным
организациям-соисполнителям, накопительные ведомости, показатели задолженности
подрядчиков и заказчиков и т.д.
8. Правовое
обеспечение производства и управления
Разработка Положения об отделе производства предприятия
Положение о подразделении (положение об отделе) - это
правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и
ответственность структурных подразделений. Не существует нормативно
установленных требований к содержанию положения о подразделении. Типовое
положение об отделе может включать следующие разделы:
общие положения
основные задачи
функции
права
ответственность
взаимоотношения
В разделе "Общие положения" указываются полное
официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового
акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем
руководствуется подразделение в своей деятельности, кем возглавляется и кому
подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя
подразделения, наличие у подразделения печати.
Раздел "Основные задачи" - это перечень крупных
задач, решаемых подразделением и определяющих характер и направления
деятельности подразделения.
В разделе "Функции" перечисляются действия или виды
работ, которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных
перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности
подразделения.
В разделе "Права" перечисляются права, которыми
должен обладать руководитель для эффективной деятельности.
Раздел "Ответственность" устанавливает виды
дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной
ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае
невыполнения подразделением своих обязанностей.
В разделе "Взаимоотношения" регламентируются
информационные и документационные потоки подразделения; основные документы,
создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и организациями
осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет
подразделение; устанавливаются периодичность и сроки представления; в каком
порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.
Типовое положение должно выглядеть следующим образом:
. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
.1 Производственный отдел является структурным подразделением
предприятия.
.2 Работники отдела назначаются и освобождаются от должности
на основании решения Генерального директора по представлению Начальника отдела.
Отдел в своей работе руководствуется:
федеральными законами Российской Федерации;
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации;
уставом предприятия;
настоящим положением.
В отделе должны быть документы и материалы по следующим
вопросам:
методические материалы по вопросам производственного
планирования и оперативного управления производством;
перспективы развития предприятия; производственные мощности
предприятия и его производственной базы;
специализация подразделений предприятия и производственные
связи между ними;
номенклатура выпускаемой продукции, виды выполняемых работ
(услуг); основы технологии производства;
организация производственного планирования на предприятии;
порядок разработки производственных программ и календарных
графиков выпуска продукции;
организация оперативного учета хода производства;
организация складского хозяйства, транспортных и
погрузочно-разгрузочных работ на предприятии;
единая государственная система делопроизводства;
методы эффективного применения оргтехники и других
технических средств управленческого труда;
правила и нормы охраны труда.
. СТРУКТУРА ОТДЕЛА
.1 Структуру и штаты отдела утверждает Президент предприятия.
.2 Руководство отделом осуществляет Начальник отдела.
. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА
.1 Оперативное регулирование хода производства на
предприятии.
.2 Контроль за ходом производства.
.3 Ежедневный оперативный учет хода производства.
.4 Координация работы подразделений предприятия.
.5 Совершенствование оперативного планирования, текущего
учета производства.
. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА
В соответствии с возложенными на него задачами отдел
осуществляет следующие функции:
.1 Работу по оперативному регулированию с использованием
средств вычислительной техники коммуникаций и связи, хода производства,
обеспечению ритмичного выпуска продукции в соответствии с планом производства и
договорами поставок.
.2 Разработку производственных программ и календарных
графиков выпуска продукции по предприятию и его подразделениям, их
корректировку в течение планируемого периода, разработку и внедрение нормативов
для оперативно-производственного планирования.
.3 Оперативный контроль за ходом производства, за
обеспечением производства технической документацией, оборудованием,
инструментом, материалами, комплектующими изделиями, транспортом,
погрузочно-разгрузочными средствами и т.п., а также за осуществлением
подготовки производства новых видов изделий.
.4 Ежедневный оперативный учет хода производства, выполнения
суточных заданий выпуска готовой продукции по количеству и номенклатуре
изделий, контроль за состоянием и комплектностью незавершенного производства,
соблюдением установленных норм заделов на складах и рабочих местах, за рациональностью
использования транспортных средств и своевременностью выполнения
погрузочно-разгрузочных работ.
.5 Принятие мер по обеспечению ритмичности выполнения
календарных планов производства, предупреждению и устранению нарушений хода
производственного процесса.
.6 Своевременное оформление, учет и регулирование выполнения
заказов по кооперации и межцеховых услуг.
.7 Контроль выполнения взаимных требований и претензий
подразделений предприятия, анализ результатов их деятельности за предыдущий
плановый период с целью выявления возможностей более полной и равномерной
загрузки мощностей, оборудования и производственных площадей, сокращения цикла
изготовления продукции.
.8 Выявление и освоение технических новшеств, научных
открытий и изобретений, передового опыта, способствующих улучшению технологии,
организации производства и росту производительности труда.
.9 Подготовку тематических обзоров о состоянии и тенденциях
развития производства, по сопоставлению достигнутых результатов с результатами
деятельности и практикой аналогичных отечественных и зарубежных предприятий.
.10. Проведение инвентаризации незавершенного производства.
.11. Разработку мероприятий по совершенствованию оперативного
планирования, текущего учета производства и механизации диспетчерской службы, внедрение
современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.
.12. Осуществление методического руководства деятельностью
других структурных подразделений по производственным вопросам.
.13. Ведение в рамках своей компетенции делопроизводства, формирование
и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным
каналам связи.
.14. Организацию ведения нормативно-справочной информации,
относящейся к функциям отдела.
.15. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты
сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного
распространения.
.16. Осуществление в соответствии с законодательством
Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию
архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.
Возложение на отдел функций, не относящихся к компетенции
отдела, не допускается.
. ПРАВА
Производственный отдел для решения возложенных на него задач
имеет право:
.1 Запрашивать в установленном порядке от структурных
подразделений предприятия информацию (материалы) по вопросам, входящим в
компетенцию отдела.
.2 Создавать экспертные и рабочие группы по вопросам
улучшения и контроля производства на предприятии.
.3 Проводить в пределах своей компетенции в установленном
порядке переговоры со сторонними организациями, подписывать договоры.
.4 Использовать средства, выделяемые на финансирование
производственных программ.
.5 Организовывать проведение при необходимости экспертизы
производственных программ и проектов.
.6 Вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
отдела, в виде проектов.
Заключение
В современных условиях в организации управления строительной
фирмы должны учитываться инновационные технологии, компьютерное и программное
обеспечение.
АО "Монолит" имеет собственную производственно-техническую
базу (административное и производственное здание), грузоподъемные краны,
строительные машины и автотранспорт, средства малой механизации, строительные
механизмы, инвентарь, монтажную оснастку, приспособления и др.
Положительным результатом работы предприятия за период с 2012
года по 2014 год является также увеличение уровня рентабельности на 0,077 (хотя
за 2014 год по сравнению с 2014 она снизилась). Однако в целом за период
имеется тенденция к увеличению рентабельности. Это значит, что хозяйствующий
субъект получил прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции за 2014
год больше по сравнению с 2013 годом.
По итогам проведенного анализа можно сделать следующие
выводы. Финансовое состояние предприятия достаточно устойчиво. Увеличение
показателей среднегодовой выработки, выручки от реализации, рентабельности,
заработной платы положительно характеризует работу предприятия. Большая сумма
чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия, свидетельствует об
эффективной работе предприятия.
Разнообразие функций и широкий круг участников строительства
предопределяют многообразие и разноплановость программных комплексов и систем,
которые применимы в строительстве. Если ограничиваться только процессом
возведения объекта, то программное обеспечение можно (условно) разделить на:
программное обеспечение для автоматизации архитектурно -
строительного проектирования (проект объекта);
программное обеспечение для автоматизации
организационно-технологического проектирования, управления строительным
производством и автоматизации деятельности подрядных и субподрядных
строительных организаций.
Учитывая современные требования к организации предприятий,
можно добиться более существенных результатов в организации управления фирмы.
Список использованной
литературы
1. Андреева
О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. - М.: Банки и биржи, 2014. - 309 с.
2. Андреев
С.Н. Принятие решений в маркетинговых ситуациях // Маркетинг в России и за
рубежом. - 2014. - №1. - С.28-37.
. Балабанов
И.Т. Основы финансового менеджмента. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы
и статистика, 2014. - 528 с.
. Забелин
П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.:
Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2015. - 451 с.
. Ковалев
А.П. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ
отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 560 с.
. Липатова
И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 2014. - №6. - С. 19-21.
. Липсиц
И. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. - 2015. - №9. - С.87-105.
. Мескон
М., Альберт С. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 2014. - 800 с.
. Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Мн.: ООО
"Новое знание", 2015. - 801 с.
. Синявина
В.С. Оценка эффективности и достоверности хозяйственной деятельности. - М:
Экономика, 2014. - 253 с.
. Стати
М. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы // Маркетинг. - 2015.
- №1. - С.27-35.
. Теплова
Т.В. Управленческие решения: стратегия и тактика: Уч. пособие. - М.: ИЧП
"Изд-во Магистр", 2014. - 264 с.
. Томпсон
А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и
реализации стратегии. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 576 с.