Субъекты Южного
федерального округа
|
2001 г
|
2006 г
|
2011 г
|
2012 г
|
2014 г
|
Южный федеральный округ,
всего
|
590
|
2687
|
10689
|
13320
|
16960
|
20422
|
Республика Адыгея
|
331
|
1718
|
7099
|
7637
|
9125
|
11914
|
Республика Калмыкия
|
384
|
1176
|
3986
|
6237
|
7413
|
9129
|
Краснодарский край
|
962
|
3732
|
14560
|
17087
|
22587
|
26917
|
Астраханская область
|
394
|
2928
|
10826
|
13296
|
15346
|
18439
|
Волгоградская область
|
505
|
2658
|
12345
|
17409
|
22226
|
27207
|
Ростовская область
|
609
|
2799
|
11458
|
14508
|
17116
|
20709
|
Анализ данных таблицы позволяет сделать следующий вывод:
по объему услуг в расчете на душу населения в Южном федеральном округе
лидирующее место занимает Краснодарский край. Это в большей степени связано с
кризисной ситуацией в стране, а именно - повышением цен на коммунальные,
транспортные, медицинские услуги, услуги связи.
.2 Анализ динамики сферы услуг в Краснодарском крае
По итогам 2014 года практически все показатели, характеризующие развитие
экономики края, имеют положительную динамику. В тоже время, темпы роста в ряде
отраслей оказались менее существенными, чем год назад.
Проследить структуру платных услуг в 2014 г. можно на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура платных услуг в Краснодарском крае в 2014 г., %
По данным рисунка можно сделать вывод о том, что наиболее
распространёнными платными услугами являются бытовые, транспортные,
коммунальные, услуги связи.
Транспорт
Транспортный комплекс получил дополнительный стимул для развития в период
проведения зимней Сочинской Олимпиады и российского гоночного этапа
"Формула-1" и возрос на 25,6% за счёт значительного увеличения
пассажиропотока, а также наращивания объемов перевалки грузов трубопроводным
транспортом и морскими портами.
На территории Краснодарского края находятся восемь международных морских
портов (Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Ейск, Сочи, Анапа, Геленджик).
Они обеспечивают прямой выход через Азовское и Чёрное моря на международные
внешнеторговые пути, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта, за счёт
чего происходит активное развитие портовой деятельности. Так, объем перевалки
грузов в морских портах к 2013 году составил 132,4 млн. тонн. Также стоит
отметить рост турпотока через Керченскую паромную переправу, что связано с
присоединением Республики Крым к России. Пассажирские перевозки возросли почти
в 9 раз и составили 1,6 млн чел.
В 2006 году объем транспортировки трубопроводным транспортом составил 8,5
млрд кубических метров природного газа, к 2007 году передано более 8,5 млрд
кубических метров природного газа. В целом к 2014 году рост грузооборота
трубопроводного транспорта возрос на 11,4%.
Общий объем услуг, выполненных транспортным комплексом в 2006 году
составил 57,6 млрд руб, в 2007 - 77,2 млрд руб. Начиная с 2007 года объем услуг
непосредственно повышается. Так, к 2014 году он составляет уже 331,5 млрд руб.,
что на 25,6% выше, чем в 2013 году.
Физкультура и спорт
В Краснодарском крае придают большое значение развитию услуг физической
культуры и спорта. Основную массу специалистов, занятых в этой сфере, выпускает
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Также в крае работает около 200 учреждений дополнительного образования
спортивной направленности, в которых занимается более 150 тысяч детей и подростков,
что составляет порядка 30% от общего числа школьников в крае. Развитие этой
сферы связано и с открытием детско-юношеских спортивных школ олимпийского
резерва по пляжным видам спорта, художественной гимнастике, зимним видам
спорта. Наряду с этим также были открыты новые спортивные школы в Апшеронском,
Кореновском, Выселковском, Лабинском, Усть-Лабинском, Новокубанском,
Курганинском районах.
Увеличивается количество проведённых спортивно-массовых мероприятий в
целях привлечения населения к занятиям активной физической культурой и спортом,
включающих в себя самые разнообразные соревнования и конкурсы для всей
категории населения.
Нельзя оставить без внимания людей с ограниченными возможностями
здоровья. Данная категория людей проявляет большой интерес к занятиям
физкультурой и спортом, более того, они успешно выступают на всероссийских и
международных соревнованиях, устанавливают рекорды, получают бронзовые и
серебряные медали, награды высшей категории.
Подготовка к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним
играм 2014 года в городе Сочи и их проведение сыграли огромную роль в развитии
спорта и роста обеспеченности края.
Культура
Краснодарский край входит в первую десятку регионов России по количеству
культурно-досуговых учреждений и коллективов. К ним относятся народные
коллективы, театры и концертные организации, музеи, библиотеки, кинотеатры,
парки культуры и отдыха. По числу проведенных мероприятий культурно-досугового
характера край вышел на пятое место в стране.
Число посещений музеев края на одну тысячу человек населения за 2006 год
составило 321 посещение, в то время как в соседних регионах, в частности в
Ставропольском крае, данный показатель равен 265. Число экскурсий на один музей
в Краснодарском крае составляет около 800 экскурсий.
Расширена сеть кинотеатров, кроме того, работает 209 кинозалов. Ежегодно
зрительская аудитория кинотеатров возрастает на 10-15 процентов.
Количество зрителей театров выросло на 20 процентов, а количество
спектаклей на 10 процентов.
Если сравнивать показатели численности занятых в сфере услуг и сфере
товарного производства, то статистические данные по Краснодарскому краю нам
показывают, что произошел рост занятого населения в сфере услуг с 50,9% в 2006
г., до 55,9% в 2014 г..
Но в действительности роль сферы услуг в экономике страны, а,
следовательно, и в занятости населения несколько выше, чем это отражено
статистикой (часто не учтены люди, формально числящиеся работниками
производственных предприятий или безработными). Вопрос об уровне занятости в
сфере услуг имеет принципиальное значение для оценки экономического развития
страны. Некоторые авторы-экономисты обосновывают гипотезу о том, что существует
некий уровень, начиная с которого приоритетное развитие сферы материального
производства уже перестает быть локомотивом экономики - эта роль переходит к
сфере услуг.
Согласно государственной статистике за последние 15 лет в регионе
существенно изменилась структура занятых: сократилось число занятых на
промышленных производствах, увеличилось количество занятых в сфере финансовой
деятельности.
Одно из наиболее популярных направлений сферы услуг в Краснодарском крае
- развитие туризма. Оно включает мероприятия по созданию туристских объектов, в
том числе реконструкцию и строительство новых средств размещения.
Общий объем платных туристических услуг за 2009 - 2013 года представлен
на рисунке 3.
Рисунок 3 - Общий объем платных туристических услуг (2009 - 2013 гг.)
Из рисунка видно, что объем платных услуг с каждым годом динамично
возрастает.
Благодаря благоприятным климатическим условиям и наличию месторождений
минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным
курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России
приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром.
В крае сосредоточены основные морские курорты России: города Сочи, Анапа,
Геленджик, Туапсе, Ейск, а также здравницы в городах Горячий Ключ, Хадыженск и
Апшеронск, расположенных в живописных местах предгорий Кавказа.
На территории края действуют более 1,2 тысячи организаций
курортно-туристского комплекса, которые в период максимального развертывания
могут принимать более 200 тысяч отдыхающих (треть емкости всех курортов
России). Туризм в Краснодарском крае обеспечивает 20 процентов общего объема
услуг российской туристической отрасли.
К факторам, обусловливающим экономическое и социальное развитие сферы
туризма и индустрии гостеприимства в регионе, можно отнести:
наличие туристских ресурсов;
наличие развитой инфраструктуры региона;
наличие квалифицированных кадров;
рост численности населения, особенно городского, в регионе;
рост реальных доходов и соответственно покупательной способности
населения;
изменение соотношения рабочего и свободного времени населения в регионе;
изменение структуры потребительского спроса (увеличение спроса на услуги,
в частности на туризм, образование, здравоохранение т.д.);
развитие регионального транспорта;
развитие региональных средств массовых коммуникаций;
повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе, что
способствует развитию стремления к познанию, к использованию опыта других стран
в своей профессиональной деятельности;
перераспределение собственности в регионах;
качественное изменение управленческих региональных функций; специализация
регионов на определённых видах деятельности.
Привлекательность инвестиций в сферу услуг не так ярко выражена по
сравнению с другими видами деятельности, что проиллюстрировано на рисунке 4.
Базовыми секторами, наиболее привлекательными для деятельности являются:
производство пищевых продуктов, транспортных средств, машин и оборудования. Из
отраслей сферы услуг выделяют оказание транспортных услуг, связь и образование,
то есть отрасли, удовлетворяющие насущные, ежедневные потребности населения.
Рисунок 4 - Базовые сектора экономики Краснодарского края
Потребительский рынок услуг - один из секторов экономики, в значительной
степени ощутивший на себе последствия мирового финансового кризиса.
В 2014 году ситуация в сфере торговли и услуг Краснодарского края формировалась
под влиянием инфляционных процессов, роста безработицы, снижения реально
располагаемых доходов населения и объемов потребительского кредитования.
В 2014 году влияние последствий мирового финансового кризиса отразилось
на результатах работы практически всех основных видов экономической
деятельности и социальной сферы Краснодарского края. По сравнению с аналогичным
периодом 2013 года снижены индекс промышленного производства, ввод жилых домов,
оборот розничной торговли и общественного питания, внешнеторговый оборот
области. Заметно выросла численность официально зарегистрированных безработных.
Вместе с тем в динамике отдельных показателей, начиная с июля 2014 года
отмечается рост.
На рынке платных услуг по итогам 2014 года наиболее всего подорожали
жилищно-коммунальные услуги - на 24,2 % (к уровню декабря 2013 года).
Содержание детей в дошкольных организациях края стало дороже на 23,3%,
санаторно-оздоровительные услуги - на 19,7 %, бытовые - на 13,8%, медицинские -
на 10,4 %, услуги туризма - а 10,1%.
Объем платных услуг, оказанных населению области по всем каналам
реализации в январе-декабре 2014 года, по предварительной оценке составил
сопоставимых ценах 98,7% к уровню аналогичного периода 2013 года. Продолжается
тенденция роста в потребительских расходах населения доли платных услуг, в
январе-декабре 2014 года она составила 18,6% против 16,3% год назад.
Крупными организациями и средними предприятиями края в 2014 году было
реализовано 72,8 % от общего объема услуг населению. Гражданами, занимающимися
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и малыми
предприятиями, по оценке, было реализовано 27,2% услуг.
В структуре платных услуг населению несколько лет устойчиво доминируют
четыре вида услуг, которые составляют 82,4% от их общего объема. К ним
относятся услуги жилищно-коммунального хозяйства (31,8 % в общем объеме услуг),
связи (20,9%), бытовые (16,5%) и транспортные услуги (13,2%). Объем бытовых
услуг населению в 2014 году составил 15,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах
на 2,5% ниже уровня 2013 года. В течение 2014 года отмечалось падение спроса
на большинство наблюдаемых видов бытовых услуг. Наибольшее снижение отмечалось
на услуги по ремонту и индпошиву одежды, индпошиву и вязанию трикотажных
изделий (на 22,6%) и на услуги прачечных (на 17,7%).
Наибольшую долю в структуре бытовых услуг составляют услуги,
приобретаемые в основном высокодоходными слоями населения. Так, удельный вес
услуг по ремонту и строительству жилья в 2014 году составил 59,6%, услуг по
ремонту и ТО транспортных средств - 12,4%. Анализ статистических данных
показывает, что происходит определенное развитие сферы услуг Краснодарского
края. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической
оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.
В настоящее время роль услуг как одного из важнейших секторов экономики
очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением
рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым
ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни
общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых,
транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются
неотъемлемыми составляющими торговли товарами (особенно технически сложными),
так как сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном
из услуг, оказываемых во время реализации, и услуг послепродажного
обслуживания. Объём платных услуг населению в Краснодарском крае неуклонно
растет. Индексы физического объема платных услуг населению по сравнению с
предыдущим периодом представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Индексы физического объема платных услуг населению (в
сопоставимых ценах, в % к предыдущему периоду)
Рисунок 5 иллюстрирует рост физического объема реализации платных услуг в
Краснодарском крае: с 2001 по 2014 гг. индексы физического объема превышают
100%. Но в 2015 году объем оказанных платных услуг стал меньше, чем в 2014
году, что можно объяснить продолжающимися кризисными явлениями в экономике РФ и
Краснодарского края.
Одним из наиболее развитых и востребованных видов услуг в нашей стране
являются бытовые услуги. Статистика фактически не показывает уровень бытового
обслуживания населения, так как показатели объема предоставления бытовых услуг
2014 и 2001 гг. не сопоставимы. Но доля бытового обслуживания в платных услугах
в 2001 г. была 29,9%, а стала в 2014 году - 9,9%. Бытовыми услугами население в
среднем обеспечено на 20% от потребности, а 80% жителей России не имеют
возможности пользоваться этим рынком, т.к. нет соответствующего предложения
(особенно на селе) или услуги слишком дорогие. С другой стороны, изменение
удельного веса бытовых услуг может быть объяснено тем, что с развитием рынка
бытовой техники, усовершенствованием ее, предоставлением гарантийных
обязательств фирмами-производителями, снизило потребности населения в некоторых
бытовых услугах. Например, широкое распространение автоматических стиральных
машин привело к резкому снижению потребностей в услугах прачечных.
Для развития сферы бытового обслуживания предлагается, чтобы
муниципалитеты занимались организацией, координацией и контролем бытового
обслуживания. В таблице 3 приведена структура бытовых услуг населению РФ в
2008-2013 гг.
Таблица 3 - Структура бытовых услуг населению
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Все оказанные услуги
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
ремонт и пошив обуви
|
2,9
|
2,8
|
2,7
|
2,6
|
2,4
|
ремонт и пошив одежды,
пошив и вязание трикотажных изделий
|
10,8
|
10,2
|
9,7
|
9,2
|
8,3
|
8,0
|
ремонт и техническое
обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов,
ремонт и изготовление металлоизделий
|
8,0
|
7,7
|
7,4
|
6,5
|
6,1
|
5,8
|
изготовление и ремонт
мебели
|
1,9
|
1,9
|
1,9
|
1,8
|
3,2
|
2,9
|
химическая чистка и
крашение
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
0,7
|
0,8
|
услуги прачечных
|
1,1
|
1,1
|
0,9
|
0,8
|
0,7
|
0,6
|
ремонт и строительство
жилья и других построек
|
25,0
|
25,9
|
26,9
|
27,4
|
28,3
|
29,7
|
техническое обслуживание и
ремонт транспортных средств, машин и оборудования
|
21,9
|
21,7
|
22,4
|
24,1
|
23,7
|
24,7
|
услуги фотоателье и фото-
и кино- лабораторий
|
3,3
|
3,1
|
2,7
|
2,5
|
2,3
|
2,2
|
услуги бань и душевых
|
1,9
|
2,0
|
1,9
|
1,9
|
2,0
|
2,1
|
услуги парикмахерских
|
6,5
|
6,7
|
6,9
|
7,2
|
7,7
|
услуги по прокату
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,6
|
ритуальные услуги
|
6,9
|
7,3
|
7,7
|
8,0
|
8,2
|
7,2
|
другие услуги
|
8,7
|
8,3
|
7,7
|
6,9
|
6,2
|
5,3
|
Существенных изменений в структуре бытовых услуг населению в период с
2008 по 2013 гг. не произошло. Растет доля видов услуг "Ремонт и
строительство жилья и других построек", "Техническое обслуживание и
ремонт транспортных средств, машин и оборудования". Но при этом происходит
снижение доли услуг, таких как "Ремонт и техническое обслуживание бытовой
радиоэлектронной аппаратуры"" и "Услуги прачечных".
Объём бытовых услуг на душу населения является важным показателем
развития региона. Рассмотрим объем бытовых услуг на душу населения в разрезе
федеральных округов.
Установлено, что ЮФО отстает от других округов, превосходя по показателям
лишь Уральский ФО, это показывает необходимость развития сферы услуг и
сервисных предприятий в Южном ФО. Существенную роль играет сфера услуг в
решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей
занятости населения Краснодарского края достигает 61,6% (рисунок 6).
Рисунок 6 - Доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения
Краснодарского края (от общего числа занятых в экономике)
Из графика видно, что с каждым годом доля занятых в сфере услуг растет.
Однако роль сферы услуг в экономике России ещё недостаточно велика, поскольку в
развитых странах в сфере услуг на данный момент сосредоточено 70-80% от общей
численности занятых.
Рост числа занятых в сфере услуг объясняется появлением новых предприятий
в отраслях жилищно-коммунального хозяйства; здравоохранения, физической
культуры и социального обеспечения; образования, культуры и искусства;
информационно-вычислительное обслуживание; наука и научное обслуживание;
непроизводственные виды бытового обслуживания; организации, обслуживающие
сельское хозяйство; общественные объединения; управление.
Число предприятий, предоставляющих услуги, растет благодаря тому, что в настоящее
время в России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих
рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых, риелторских,
юридических). Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием
органов государственной власти, а также правоохранительных органов. Происходит
дальнейшее расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При
этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем
объёме.
Одновременно в мире появляется тенденция концентрации сферы услуг. Многие
ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках одной компании. Предлагая
целый комплекс услуг, компания может повысить конкурентоспособность, ослабить
возможные риски. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в
единый комплекс финансовых услуг. Развитие сферы услуг неразрывно связано с
ростом числа малых предприятий, так как в основном в мировой практике
предприятия сферы сервиса - это малые и средние предприятия.
Развитие субъектов малого предпринимательства в Краснодарском крае
проходит в рамках программы "Государственной поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы".
Реализация программы проходит в части предоставления субсидий субъектам малого
предпринимательства в приоритетных сферах деятельности в целях возмещения части
стоимости приобретенных основных средств и (или) программного обеспечения. В
2014 году на эти цели было направлено 6 421,8 тыс. рублей. Субсидией
воспользовались 55 субъектов малого предпринимательства (далее СМП), в том
числе осуществляющие деятельность в сферах:
промышленного производства - 9 СМП на 1 221,2 тыс. рублей;
инноваций - 9 СМП на сумму 682,5 тыс. рублей;
сельхозпроизводства и сельхозпереработки - 27 СМП на сумму 3707,8 тыс.
рублей;
здравоохранения на шахтерских территориях и на территории муниципальных
районов области - 1 СМП на сумму 135,2 тыс. рублей;
защиты окружающей среды - 3 СМП на сумму 371,3 тыс. рублей;
микрофинансирования - 6 СМП на сумму 303,8 тыс. рублей.
Наиболее распространена организация собственного дела в следующих сферах:
сельхозпроизводство и сельхозпереработка;
бытовые услуги населению и услуги общественного питания;
строительство и производство строительных материалов;
производство керамической плитки, металлических конструкций, пенобетонных
плит;
рекламная, издательская, полиграфическая, дизайнерская деятельность;
оптово-розничная торговля.
В соответствии с Программой разработано 11 типовых проектов для субъектов
МСП (малого и среднего предпринимательства) (хлебопекарня, химчистка-прачечная,
фотоателье, общественное питание, автостоянка, шиномонтажная мастерская,
автомойка, телерадиомастерская, парикмахерская, кофейня, служба такси). Для
всех проектов приведены:
калькуляция затрат на оборудование;
срок окупаемости проекта;
рентабельность проекта;
срок эксплуатации оборудования.
Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и
насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. В России сфера услуг
обгоняет производственную сферу по темпам роста и появлению новых видов услуг,
её приспособлению к потребностям рынка и потребителей.
Происходящие изменения в отраслях сферы услуг отражаются на других
отраслях общественного производства, на экономике страны в целом, а также на условиях
жизни населения, различных его социально-экономических группах. Но, помимо
положительной динамики количественных показателей, необходимы качественные
изменения в развитии сферы услуг.
3. Проблемы
развития сферы услуг в Краснодарском крае и пути их решения
.1 Проблемы развития сферы услуг в Краснодарском крае
Ключевыми проблемами социально-экономического развития Краснодарского
края, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия рамках реализации
стратегии, являются:
недостаточная эффективность деятельности товаропроизводителей и, как
следствие, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, товаров
и услуг. В определённой степени это касается уровня предоставляемых услуг в
курортном туристско-рекреационном комплексе, но имеет также особое значение и
для стабильности положения агропромышленного комплекса края;
недостаточный уровень развития транспортной и коммунальной инфраструктур,
что серьезно сдерживает дальнейшее развитие морских портов и курортов. Кроме
того, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры негативно влияет на
мобильность населения, снижая его эффективную трудовую активность;
недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на
энергоносители;
наличие ограничений роста в долгосрочной перспективе. Преодоление этих
ограничений уже в ближайшие годы потребует реализации инновационного пути
развития;
очень низкий уровень доходов населения; вследствие этого значительная
доля доходов населения края ниже установленного прожиточного минимума.
Помимо вышеперечисленных проблем, существуют проблемы роста цен на
платные услуги. К январю 2014 года они составили 108,4%. В наибольшей степени
возросли тарифы на ветеринарные услуги (118,2%), услуги страхования (112,9%),
бытовые услуги (112,6%), услуги пассажирского транспорта (111,3%), услуги в
системе образования (111,3%), услуги учреждений культуры (110,5%).
В сельском хозяйстве рост валовой продукции составил 102,7% по сравнению
с предыдущим показателем 2013 года - 107,6%. Такое замедление положительной
динамики связано с тем, что сокращаются объемы производства яиц и молока. Темпы
роста в оптовой торговле также замедлились, составив по итогам 2014 года
результат в 104,9.
Ближе к 2013 году в строительстве сложилась отрицательная динамика.
Прежде всего, это связано с окончанием возведения спортивных комплексов и
инфраструктурных объектов сочинской Олимпиады. В 2014 году объемы выполненных
строительных работ в крае снизились почти на треть.
.2 Пути решения проблем сферы услуг в Краснодарском крае
Для улучшения экономического состояния края и повышения эффективности
сферы услуг необходимо предпринять следующие меры: поскольку существует
проблема низкого уровня доходов населения необходимо заинтересовать людей в
трудовой сфере, предоставить им новые рабочие места, должности, построить еще
больше предприятий для того, чтобы люди могли трудиться и получать хорошие
зарплаты, что значительно повысит уровень их доходов.
Отрицательная динамика сформировалась и в сфере строительства. Чтобы
изменить ситуацию, необходимо строить новые жилые комплексы, причем продавать
их по доступной цене.
В добыче полезных ископаемых объем отгруженных товаров составил 20 млрд
рублей (101,5% к показателю 2013 года в действующих ценах). Низкий темп роста
связан с уменьшением потребности в нетрудных материалах в результате завершения
олимпийского строительства.
Заключение
В заключение данной работы можно сделать выводы о том,
что сфера услуг является сводной обобщающей категорией, включающей
воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями,
организациями, а также физическими лицами. В настоящее время сфера услуг
является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся сфер экономики края.
Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до
финансирования, страхования и посредничества самого разного рода.
Ярко выраженными направлениями специализации Краснодарского края являются
агропромышленное производство, производство транспортных услуг (последнее, в
частности, связано с высокими объемами транзита по территории края), услуг в
сфере рекреации (отдых, туризм и оздоровление).
Список
использованных источников
. Аброскин А.А. Сфера услуг и экономическое развитие.
Обзор рынка сферы услуг. Итоги 2010 года. // Вопросы статистики. 2008. №10. С.
237-253
. Аналитическая записка о роли малого и среднего
предпринимательства в организации муниципальной промышленности и рынка бытовых
услуг // БОН - Партнер. - 2008. - № 3. - С. 36-42.
. Бреев Б. Развитие сферы услуг и экономический рост
(материалы к лекциям и семинарам) //Рос. Экон. Журн.- 2010.-№10.-С.56-60.
. Иванов В. А. Сервисная деятельность / В. А. Иванов.
- М.: Просвещение, 2006. - 387 с.
. Козырев В.М. Менеджмент туризма: Экономика туризма:
Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2012.-320 с.
. Кузнецов В.Г., Николайчук В.Е. Формирование и
развитие рынка деловых услуг // Сборник научных трудов. - Донецк: Донецкий
национальный университет, 2012.
. Лыгина, Н.И. Маркетинг товаров и услуг / Н.И.
Лыгина, И.Р. Ляпина. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015. - 240 с.
. Меньшикова, Г.А. Экономика и социология
непроизводственной сферы: учеб. пособие/ Г.А. Меньшикова. - СПб, 2013. - 195с.
. Официальный сайт Администрации Краснодарского края
http://admkrai.krasnodar.ru
. Официальный сайт Территориального органа федеральной
службы государственной статистики по Краснодарскому краю http://krsdstat.ru.
. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики http://www.gks.ru.
. Официальный сайт федерального агентства по туризму http://russiatourism.ru
. Панов, А.И. О роли сферы услуг в системе рыночной
экономики/ А.И. Панов// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского./
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - С.
188-192
. Социальная статистика/ под. ред. И.И. Елисеевой. -
М.: Финансы и статистка, 2013. - 480с.
. Федеральное агентство по туризму http://www.russiatourism.ru
. Федеральный закон Российской федерации от 24 июля
2007г. №209-Ф3 "О развитии среднего и малого предпринимательства в
Российской Федерации".