Личный выбор
|
19
|
95%
|
Советы
родителей, родственников
|
11
|
55%
|
Советы друзей,
одноклассников
|
9
|
45%
|
Советы учителей
|
5
|
25%
|
СМИ, Интернет
|
16
|
80%
|
Случайные
обстоятельства
|
0
|
0%
|
Примечание: ответы учеников 11-х классов
Что бы сравнить ответы учеников для наглядности построим
диаграмму.
Рис. 3. "Что повлияло на ваш выбор профессии?"
Примечание: ось абсцисс - варианты факторов влияющие на выбор
учеников, по оси ординат - количество учеников. Синие столбики - 9-е классы,
красные - 11-е классы.
Наглядно видно, что советы родителей в 11 классе заметно меньше
влияют на выбор учеников, это связано с тем, что одиннадцатиклассники уже
способны сами ориентироваться в мире профессий. Они стали сами ориентироваться,
то есть у большинства из них уже сложились профессиональные интересы.
Семьдесят пять процентов девятиклассников зависят от мнения
сверстников, это связано с их психолого-педагогической особенностью подражать
другим и быть как все, а одиннадцатиклассники смотрят на взрослых, чей опыт,
знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью. Что
раннее было написано в курсовой работе (глава 2.1).
Средства массовой информации большей степени влияют на выбор
одиннадцатиклассника, нежели на девятиклассника. Это связано с тем, что реклама
у высших учебных заведений намного лучше (больше), чем у средне специального
учебного заведения. Это опять же зависит от того, что одиннадцатиклассник сам
может ориентироваться в мире профессий.
На вопрос: "На что Вы ориентировались при выборе учебного
заведения?" ученики 11 класса ответили.
Рис. 4. Ориентиры учеников 11-ых классов при выборе учебного
заведения.
Примечание: ось абсцисс - варианты ориентиров выбора профессии,
ось ординат - количество учеников.
Наглядно видно, что большинство учеников уже ориентированы на
будущую специальность, и поэтому они стремятся в нужный ВУЗ. И это хорошо, что
ученики хотят поступить по интересам. Опять же ученики смотрят на
местоположение ВУЗа, а не на престижность, не на наличие бюджетных мест, не на
качество обучения в ВУЗе. То есть по большому счету их интересует город. А
точнее Санкт-Петербург.
Это беда не только города Нарьян-Мара, но по сути большинства
западных регионов страны. "Иногородним студентам петербургских вузов в
общей сложности не хватает около 10 тыс. мест в общежитиях. На данный момент
нехватка составляет приблизительно 10 тысяч мест. Где-то лет восемь 35% из всех
поступивших абитуриентов были студенты из других городов. Сегодня во многих
вузах на первый курс на бюджет поступило до 95% иногородних студентов" (8)
На вопрос: "Что вы знаете о выбранной вами
специальности?" ученики 9 классов ответили:
Рис. 5. уровень знания о будущей профессии учениками 9 и 11-х
классов.
Примечание: ось абсцисс - варианты уровня знания о профессии,
ординат - количество учеников. Синие столбики - 9-е классы, красные - 11-е
классы
Наглядно видно, что ученики одиннадцатых классов знают о своей
будущей специальности гораздо больше, чем ученики девятых классов. Это связано
с тем, что у них профориентация проходила гораздо качественнее. Можно сделать
вывод, что профориентационные работы важны в формировании профессиональных
интересов у учеников школ.
В ходе исследования выяснилось, что профориентационная работа
важна и то, что она плохо проводиться среди учеников девятых и одиннадцатых
классов города Нарьян-Мара, надо развивать данный вид работы.
Заключение
Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной
жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее,
которое одновременно притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в
себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший
путь.
На этапе профессионального обучения роль факторов социального
прогноза и социальной поддержки в структуре профессиональной направленности
становится определяющей, отражая базовую потребность в безопасности и защите.
Школьники получают информацию о востребованности профессии, стоимости
соответствующих профессиональных услуг, о социальных перспективах и т.д. не из
обезличенных средств массовой информации, а от конкретных представителей
выбранной (неважно, добровольно или "добровольно-принудительно")
профессии.
Таким образом, профессиональные интересы учеников 9 и 11
классов - это один из важнейших факторов профессиональной жизни человека,
представляющей, в свою очередь, центральную составляющую жизненного пути личности.
Список
литературы
1. Бабушкин
Г.Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической
деятельности: Вопросы психологии, 1987.
2. Глебова
М.В. Психолого-педагогическое условие развития продуктивного мышления
старшеклассника. 2009
. Климов
Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия",
2004.
. Кревневич
В.В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов:
Дис. канд. пед. наук. М., 1958.
5. Кузнецова Н.А.
<http://www.bookin.org.ru/book/2586494>Формирование личностных
компетенций учащихся: 2013
. Савинов Е.С.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа: М.: Просвещение, 2011.
. Убанова М.И.
Современный старший школьник на этапе реализации профессиональных и жизненных
планов / М.И. Губанова // Психолого-педагогические основы непрерывного
образования: сб. науч. тр. - Кемерово, 1992.
. Феклистов И.Ф.
статья: ФГБУ "Управление межвузовского студенческого 2013.
Приложение 1
Анкета
. Укажите ваш статус и пол:
Ученик (ца) - ____ класса Пол - М Ж
. Вы уже задумывались о выборе своей будущей
профессии? а) ДАб) НЕТ
3. Проводилась ли в школе с Вами
профориентационная работа? а) Да, проводилась б) Скорее проводилась в)
Скорее не проводиласьг) НЕ проводилась
4. Какие в основном виды профориентационной
работы проводились в Вашей школе? (возможно НЕСКОЛЬКО вариантов ответа) а) Индивидуальные беседы
о профессиональных предпочтениях.
б) Тестирование на выявление способностей к
определенным профессиям.
в) Проведение занятий (классных часов) на тему
профессионального выбора.
г) Встречи с людьми разных профессий.
д) Экскурсии на предприятия.
е) Встречи с представителями различных учебных заведений.
ж) Беседы с сотрудниками центра занятости
з) Другое
_____________________________________________________
и) Работа не проводилась
6. Где бы Вы хотели обучаться после окончания
школы? а)
ССУЗы г. Нарьян-Мара б) ВУЗы или ССУЗы г. Архангельска в) ВУЗы или ССУЗы г.
Санкт-Петербурга г) ВУЗы или ССУЗы других регионов
7. Вы уже определились с выбором Вашей будущей
профессии и места обучения? а) ДАб) НЕТ
8. Укажите направления подготовки, на которые Вы
хотели бы поступить? 1) ______________________ 2)
______________________ 3) ______________________ 4) Еще не определился
Если на ВОПРОС №7 Вы ответили "ДА", то
перейдите на следующую страницу.
Если на ВОПРОС №7 Вы ответили "НЕТ", то
Вы можете закончить заполнение анкеты.
. Что в большей степени повлияло на Ваш выбор
специальности/направления подготовки? (не более ДВУХ вариантов ответа)
а) Личный выбор
б) Советы родителей, родственников
в) Советы друзей, одноклассников
г) Советы учителей
д) СМИ, Интернет
е) Случайные обстоятельства
ж) Другое__________________________
10. На что Вы ориентировались при выборе учебного
заведения? (не более 2 вариантов)
1) Наличие в ВУЗе нужной специальности
) Качество образования в ВУЗе
) Наличие бюджетной формы обучения
) Реальная возможность поступить
) Престижность, известность ВУЗа
) Местоположение ВУЗа
) Советы родителей
) Советы друзей
) Отсутствие в ВУЗе коррупции
) Другое ________________________
11. На что Вы ориентировались прежде всего при
выборе профессии? (1 вариант)
а) Свои потребности б)
Свои возможности
в) Потребности рынка труда г)
Другое_____________________
12. Что вы знаете о выбранной Вами специальности?
(не более ДВУХ вариантов)
а) Хорошо знаю содержание деятельности выбранной
профессии.
б) Знаю о содержании выбранной профессии в общих
чертах.
в) Я знаком (а) с людьми данной профессии.
г) Знаю, что эта профессии важна для общества.
д) Знаю, что специалисты это профессии
востребованы на рынке труда.
е) Знаю, что эта профессия хорошо оплачивается.
ж) Мне ничего не известно о своей будущей
профессии.
з) Другое
____________________________________________________
13. После окончания учебы в ВУЗе или ССУЗе, где
Вы планируете искать работу?
а) в г. Нарьян-Маре или населенных пунктах НАО
б) в том регионе, где находится ВУЗ или ССУЗ
в) в другом регионе РФ.
г) за границей.
14. Если после обучения Вы не планируете
вернуться в г. Нарьян-Мар, укажите причины:
1)
__________________________________________________________
)
__________________________________________________________
)
__________________________________________________________
)
_________________________________________________________
)
_________________________________________________________
)
_________________________________________________________
)
__________________________________________________________
Благодарим за участие в исследовании!
Приложение 2
Классный час
Тема: "Склонности и интересы в выборе
профессии"
Цель: определение интересов учащихся.
Форма: психологический практикум.
Участники: учащиеся 7-х классов, классный руководитель или
психолог.
Материалы: опросник, бланки для заполнения, ручки, карандаши.
Вариант вступительного слова классного руководителя.
Для правильного выбора профессии необходимо представлять себе
те требования, которые она предъявляет к человеку, а также знать свои
индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими
требованиями.
Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают
овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.
Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте
(разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или одну его
сторону), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или
неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься
определенной деятельностью. Между интересом и склонность много общего, но есть
и различие. Как вы думаете, какое?
Интересы выражаются формулой "хочу все знать", а
склонности - "хочу делать".
Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью которого они
смогут выявить свои интересы и определить степень их устойчивости.
Для этого всем раздаются бланки ответов и опросники (карта
интересов А.Е. Голомштока), дается инструкция:
"У вас есть возможность продолжить учебу или поступить
на интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем
перечень вопросов. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос,
постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что
очень любите или вам очень нравится то, о чем мы вас спрашиваем, то в листе
ответов под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса, если не
знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится - два минуса.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного".
Опросник "Карта интересов"
Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы Вы)
. Читать книги по "Занимательной физике " или
"Занимательной математике”.
. Читать об открытиях в химии.
. Выяснять устройство электрорадиоприборов.
. Читать технические журналы ("Техника - молодежи",
"Юный техник", "Моделист-конструктор”).
. Знакомиться с жизнью растений и животных.
. Читать классическую художественную литературу.
. Обсуждать текущие политические события в стране и за
рубежом.
. Читать книги о школьной жизни.
. Знакомиться с работой врачей.
. Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе.
. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
. Читать книги о войнах и сражениях.
. Читать научно-популярную литературу о физических
(математических) открытиях.
. Выполнять домашние задания по химии.
. Исправлять бытовые электрорадиоприборы.
. Посещать технические выставки или слушать (смотреть)
передачи о новинках техники.
. Ходить в походы по родному краю с целью его изучения.
. Изучать биологию, ботанику, зоологию.
. Читать литературно-критические статьи.
. Участвовать в общественных мероприятиях.
. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание,
если они сами не могут его сделать.
. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями.
. Шить, вышивать, готовить пищу.
. Читать об искусстве.
. Знакомиться с военной техникой.
. Проводить опыты по физике.
. Проводить опыты по химии.
. Читать статьи в научно-популярных журналах.
. Собирать и ремонтировать машины, например, велосипед.
. Собирать коллекции минералов.
. Работать в саду, на огороде.
. Письменно излагать свои наблюдения.
. Читать книги по истории.
. Читать, рассказывать детям сказки, играть с ними.
. Ухаживать за больным, следить за правильным приемом
лекарств.
. Помогать по хозяйству дома.
. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности.
. Участвовать в военных играх, походах.
. Заниматься в математическом (физическом) кружке.
. Готовить растворы на лабораторных работах по химии.
. Собирать радиоприемники.
. Моделировать, например, изготовлять модели планеров.
. Участвовать в географических или геологических экскурсиях.
. Наблюдать за живой природой.
. Изучать иностранный язык.
. Выступать с докладами на исторические темы.
. Выполнять работу вожатого.
. Ухаживать за детьми.
. Делать разные покупки.
. Беседовать с товарищами по вопросам искусства.
. Заниматься в спортивных секциях.
. Участвовать в физических (математических) олимпиадах.
. Решать задачи по химии.
. Выполнять работы с измерительными приборами.
. Выполнять работы по механике с простыми расчетами.
. Знакомиться с географическими, геологическими картами.
. Проводить опытническую работу по биологии.
. Обсуждать с товарищами прочитанные книги.
. Изучать политический строй в разных странах.
. Обсуждать вопросы воспитания.
. Знакомиться с тем, как устроен организм человека
. Убеждать людей в чем-либо.
. Знакомиться с историей искусства.
. Быть организатором в походах и играх.
. Производить математические действия по формулам.
. Находить химические явления в природе.
. Разбираться в радиосхемах.
. Выполнять чертежи.
. Составлять карту местности.
. Ухаживать за животными.
. Выступать с докладами по вопросам литературы.
. Знакомиться с историей культуры.
. Давать объяснения младшим школьникам.
. Изучать причины возникновения различных болезней.
. Принимать участие в смотрах художественной
самодеятельности.
. Соблюдать режим (распорядок дня).
Ключ
Столбцы листа ответов соответствуют следующим
профессиональным интересам:
. МАТЕМАТИКА
. ХИМИЯ
. ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНИКА
. ТЕХНИКА
. ГЕОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ
. БИОЛОГИЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
. ФИЛОЛОГИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА
. ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
. ПЕДАГОГИКА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
. МЕДИЦИНА И ВРАЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
. ТРУД И СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
. ИСКУССТВО
. ВОЕННОЕ ДЕЛО
Несколько советов,
как управлять своими интересами и склонностями.
. Препятствие, которое человек должен преодолеть для
достижения своей цели, должно быть преодолимым.
. Постарайтесь вообразить и внутренне настроиться на
интересную работу, даже если она таковой не является, т.е. измените установку.
. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания и
выполнить работу более тщательно, чем всегда.
. Сколько же времени нужно, чтобы сформировался устойчивый
интерес? Единого мнения на этот счет нет. Однако большинство психологов считают,
что не менее трех недель.