|
|
|
|
Б1; 22*
-
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
Б1
|
Б2
|
Б3
|
Б4
|
Б5
|
А1
|
-
|
11
|
4
|
11
|
10
|
9
|
9
|
16
|
6
|
16
|
А2
|
11
|
-
|
12
|
15
|
18
|
18
|
7
|
5
|
16
|
13
|
А3
|
4
|
12
|
-
|
15
|
11
|
6
|
5
|
17
|
10
|
20
|
А4
|
11
|
15
|
15
|
-
|
17
|
12
|
20
|
10
|
5
|
5
|
А5
|
10
|
18
|
11
|
17
|
-
|
5
|
11
|
23
|
14
|
22
|
Б1
|
9
|
18
|
6
|
12
|
5
|
-
|
11
|
22
|
15
|
17
|
Б2
|
9
|
7
|
5
|
20
|
11
|
11
|
-
|
12
|
15
|
20
|
Б3
|
16
|
5
|
17
|
10
|
23
|
22
|
12
|
-
|
15
|
15
|
Б4
|
6
|
16
|
10
|
5
|
14
|
15
|
15
|
15
|
-
|
10
|
Б5
|
16
|
13
|
20
|
5
|
22
|
17
|
20
|
15
|
10
|
-
|
1.2 Решение
транспортной задачи
Задача на минимизацию транспортной работы состоит в определении оптимального
варианта закрепления получателей за поставщиками однородной продукции.
Если обозначить объем выхода груза от некоторого поставщика через Qi,
требуемый объем завоза груза некоторому потребителю через Qj, объем груза,
перевозимого от i-го поставщика к j-му потребителю, через Qij и кратчайшее
расстояние перевозки от i-го поставщика до j-го потребителя через lij, то
поставленная задача в математической форме имеет вид:
(1.3)
(1.4)
(1.5)
(1.6)
В случае если количество груза у поставщиков равно общему объему завоза
груза всем потребителям, то имеет место условие:
(1.7)
Поставленная
таким образом задача (ограничения (1.3), (1.4), (1.6), (1.7) и целевая функция
(1.5)) является закрытой моделью классической транспортной задачи линейного
программирования, в результате решения которой по известным значениям находятся неизвестные значения корреспонденций .
Для
составления транспортной задачи из исходных данных (таблица1.11) выбираются
грузы, перевозимые одним типом подвижного состава. Таковыми являются грунт, щебень,
уголь, песок (таблица 1.12).
Таблица
1.12 ─ Грузы, перевозимые одним типом подвижного состава
Грузопотоки
|
Род груза
|
Объём перевозок, т
|
Класс груза
|
из пункта
|
в пункт
|
|
|
|
А1
|
Б4
|
Песок
|
1000
|
1,навалом
|
А2
|
Б2
|
Щебень
|
1000
|
1,навалом
|
А4
|
Б1
|
Грунт
|
750
|
1,навалом
|
А5
|
Б5
|
Щебень
|
1250
|
1,навалом
|
А3
|
Б3
|
Уголь
|
1000
|
1, навалом
|
Итого:
|
|
|
5000
|
|
Таблица 1.13 - План перевозок грузов
Грузополучатель
|
Грузоотправитель
|
В
|
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
|
Б1
|
9
|
18
|
6
|
12
|
750 5
|
750
|
Б2
|
9
|
7
|
1000 5
|
20
|
11
|
1000
|
Б3
|
16
|
1000 5
|
0 17
|
10
|
23
|
1000
|
Б4
|
250 6
|
16
|
10
|
750 5
|
14
|
1000
|
Б5
|
750 16
|
13
|
0 20
|
5
|
500 22
|
1250
|
А
|
1000
|
1000
|
1000
|
750
|
1250
|
5000
|
Таблица 1.14. - а) Уточненный план перевозок грузов
Грузополучатель
|
Грузоотправитель
|
V
|
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
|
Б1
|
9
|
18
|
6
|
12
|
750 5
|
-17
|
Б2
|
9
|
7
|
1000 5
|
20
|
11
|
-15
|
Б3
|
16
|
1000 5
|
0 17
|
10
|
23
|
-3
|
Б4
|
250 6
|
16
|
10
|
750 5
|
14
|
-10
|
Б5
|
750 16
|
13
|
0 20
|
5
|
500 22
|
0
|
U
|
16
|
8
|
20
|
15
|
22
|
|
Таблица 1.14. - б) Уточненный план перевозок грузов
Грузополучатель
|
Грузоотправитель
|
V
|
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
|
Б1
|
9
|
18
|
6
|
12
|
750 5
|
-17
|
Б2
|
9
|
7
|
1000 5
|
20
|
11
|
-15
|
Б3
|
16
|
1000 5
|
0 17
|
10
|
23
|
-3
|
Б4
|
1000 6
|
16
|
10
|
5
|
14
|
-10
|
Б5
|
0 16
|
13
|
0 20
|
750 5
|
500 22
|
0
|
U
|
16
|
8
|
20
|
5
|
22
|
|
Таблица 1.14. - в) Уточненный план перевозок грузов
Грузополучатель
|
Грузоотправитель
|
V
|
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
|
Б1
|
9
|
18
|
6
|
12
|
750 5
|
-17
|
Б2
|
9
|
7
|
1000 5
|
20
|
11
|
-15
|
Б3
|
16
|
1000 5
|
0 17
|
10
|
23
|
-3
|
Б4
|
1000 6
|
16
|
0 10
|
14
|
-10
|
Б5
|
0 16
|
13
|
20
|
750 5
|
500 22
|
0
|
U
|
16
|
8
|
20
|
5
|
22
|
|
Таблица 1.14. - г) Уточненный план перевозок грузов
Грузополучатель
|
Грузоотправитель
|
V
|
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
|
Б1
|
9
|
18
|
6
|
12
|
750 5
|
3
|
Б2
|
9
|
7
|
1000 5
|
20
|
11
|
5
|
Б3
|
16
|
1000 5
|
0 17
|
10
|
23
|
17
|
Б4
|
1000 6
|
16
|
0 10
|
5
|
14
|
10
|
Б5
|
16
|
13
|
0 20
|
750 5
|
500 22
|
20
|
U
|
-4
|
-12
|
0
|
-15
|
2
|
|
Таблица 1.14. - д) Оптимальный план перевозок грузов
Грузополучатель
|
Грузоотправитель
|
V
|
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
|
Б1
|
9
|
18
|
6
|
750 12
|
750 5
|
3
|
Б2
|
9
|
1000 7
|
1000 5
|
20
|
11
|
5
|
Б3
|
16
|
1000 5
|
0 1000 17
|
10
|
23
|
17
|
Б4
|
1000 1000 6
|
16
|
0 10
|
5
|
14
|
10
|
Б5
|
16
|
13
|
0 20
|
750 5
|
500 1250 22
|
20
|
U
|
-4
|
-12
|
0
|
-15
|
2
|
|
Как видно из таблицы 1.14, для данных планов перевозок имеется один
рациональный маятниковый маршрут: А1Б4Б4А1 = 1000 т, и два рациональных
кольцевых маршрута: А4Б1Б1А5А5Б5Б5А4 = 750 т и А2Б2Б2А3А3Б3Б3А2 = 1000 т.
2. Расчет
количества подвижного состава и технико-эксплуатационных показателей его работы
для разработанных маршрутов
2.1 Расчет
количества подвижного состава и технико-эксплуатационных показателей его работы
для разработанных маршрутов
Прежде чем приступить к расчету маршрутов, выбирается тип и марка
автомобиля, соответствующего требованиям при перевозке данного груза.
Необходимо перевезти песок, щебень, грунт; технология перевозок- навалом,
следовательно выбран автомобиль- самосвал МАЗ - 5551А2-323 грузоподъемностью 10
т (qн).
Время простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку определяется по формуле:
= ·/ɣ(2.2)
В
соответствии с "Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным
транспортом" выбирается норма времени простоя под погрузкой-разгрузкой 1 т
груза 1-го класса автомобиля-самосвала грузоподъемностью 10 тонн.
Она
составляет 0.01ч.
Тогда
время простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку
п-р е = 0.0137·10/1=0,1 часа.
В соответствии с категорией дорог (25% ─ дороги с
усовершенствованным покрытием, 75% ─ дороги городские) определяется
скорость движения автомобиля в данных эксплуатационных условиях:
Vт = 0,25·50 + 0,75·24 = 30,5км/ч.
Время работы подвижного состава Tн для всех расчетов принимаем равным 10
ч.
На основании имеющихся данных, приступаем к расчету маршрутов, который
будет производиться с помощью следующих формул:
) время работы на маршруте, ч:
; (2.3)
)
время ездки, ч:
; (2.4)
)
количество оборотов, об.:
; (2.5)
)
выработка за смену, т:
; (2.6)
)
коэффициент использования пробега за смену и общий:
; (2.7)
; (2.8)
)
гружёный пробег автомобиля за день, км:
; (2.9)
)
необходимое число автомобилей для перевозки заданного объема грузов:
; (2.10)
)
скорректированное время нахождения автомобиля в наряде:
. (2.11)
Маршрут №1
А1Б4Б4А1 = 1000 т (песок)
Исходные данные:
Тн =10 ч; qн = 10т; tп-р=0,137ч; Vt=30,5 км/ч;
l01 =0 км; l02=6км; lм=12 км;
Qсут пл=1000 т; lе=6 км.
1) Tм = 10-(0+6)/30,5=9,8ч;
) te = 12/30,5+0,137=0,53ч;
) Z = 9,8/0,53=19 об.;
) PQ = 10·1·19·1=190т;
5) βоб = 6/12 = 0,5;
βсм=114/(114+6·18+0+6) = 0,5;
) Lгр = 6·19 = 114км;
) А = 1000/190 = 5,26 →6;
) T! = 228/30,5+0,137·19·1=6,89ч.
Маршрут №2
А4Б1-Б1А5-А5Б5-Б5А4 = 750 т (грунт, щебень)
Исходные данные:
Тн =10 ч; qн = 10т; tп-р=0,137ч; Vt=30,5 км/ч; l01 =0 км; l02=5 км; lм=49
км; Qсут пл=1500 т;
1) Tм = 10-(0+5)/30,5=9,84ч;
) te = 49/30,5+0,137=1,881ч;
) Z = 9,84/1,881=5,23=6об.;
) PQ = 10·2·6=120т;
5) βоб = 39/98 = 0,4;
βсм =234/(234+50+0+5) = 0,81;
) Lгр = 39·6 = 234 км;
) А = 1500/120 =13;
8) T! = 289/30,5+0,137·6·2=8,99ч.
Маршрут №3
А2Б2-Б2А5-А5Б5-Б5А2 = 500 т (щебень)
Исходные данные:
Тн =10 ч; qн = 10т; tп-р=0,137 ч; Vt=30,5 км/ч; l01 =11 км; l02=16 км;сут
пл=2000 т;
1) Tм = 10-(11+16)/30,5=9,1ч;
) te =38/30,5+0,137·2=1,52ч;
) Z = 9,1/1,52=5,97=6об.;
) PQ = 10·2·6=120т;
5) βоб = 28/76 = 0,37;
βсм =168/(168+50+52+11+16) = 0,69;
) Lгр = 28·6 = 168 км;
) А = 2000/120 =17;
8)T! = 245/30,5+0,137·6·2=7,62ч.
На основании имеющихся данных рассчитаем следующие нерациональные
маршруты.
Маршрут №4
А1Б4Б4А1 = 1000 т (песок)
Исходные данные:
Тн =10 ч; qн = 10т; tп-р=0,137ч; Vt=30,5 км/ч ;
l01 =0 км; l02=6 км; lм=12 км;сут пл=1000 т.
) Tм = 10-(0+6)/30,5=9,8 ч;
) te = 12/30,5+0,137=0,53 ч;
) Z = 9,8/0,53=18,1=19 об.;
) PQ = 10·1·19=190 т;
5) βоб = 6/12 = 0,5;
βсм =114/(114+6·18+0+6) = 0,5;
) Lгр = 6·19 = 114 км;
) А = 1000/190 = 5,26 →6;
) T! = 228/30,5+0,137·19·1=6,89ч.
Маршрут №5
А2Б2Б2А2 = 1000 т (щебень)
Исходные данные:Тн =10 ч;н = 10т; tп-р=0,137ч;
Vt=30,5 км/ч; l01 =11 км; l02=18 км;сут пл=1000 т;
1) Tм = 10-(11+18)/30,5=9,05 ч;
) te = 14/30,5+0,137=0,6ч;
) Z = 9,05/0,6=16об.;
) PQ = 10·1·16=160т;
5) βоб = 7/14 = 0,5;
βсм =112/(112+105+11+18) = 0,46;
) Lгр = 7·16 = 112 км;
) А = 1000/160 =6,25 → 7;
8) T! = 246/30,5+0,137·16·1=7,53ч.
Маршрут №6
А4Б1Б1А4 = 750 т (грунт)
Исходные данные:
Тн =10 ч; qн = 10т; tп-р=0,137 ч; Vt=30,5 км/ч; l01 =0 км; l02=12 кмсут
пл=750 т
1) Tм = 10-(0+12)/30,5=9,6ч;
) te = 24/30,5+0,137=0,9ч;
) Z = 9,6/0,9=11об.;
) PQ = 10·1·11=110т;
5) βоб = 6/12 = 0,5;
βсм =132/(132+120+12) = 0,5;
) Lгр = 12·11 = 132 км;
) А = 750/110 = 6,82 → 7;
8)T! = 264/30,5+0,137·11=8,25ч.
Маршрут №7
А3Б3Б3А3 = 1000т (уголь)
Исходные данные:
Тн =10 ч; qн = 10 т; tп-р=0,137ч; Vt=30,5 км/ч; l01 =4 км; l02=25 км;сут
пл=1000т;
1) Tм = 10-(4+25)/30,5=9,05ч;
) te = 42/30,5+0,137=1,51ч;
) Z = 9,05/1,51=6 об.;
) PQ = 10·1·6=60т;
5) βоб = 21/42 = 0,5;
βсм =126/(126+105+29) = 0,49;
) Lгр = 21·6 = 126 км;
) А = 1000/60 = 16,7 → 17;
8) T! = 260/30,5+0,137·6=8,3ч.
Маршрут №8
А5Б5Б5А5 = 1250т (щебень)
Исходные данные:
Тн =10 ч; qн = 10 т; tп-р=0,137ч; Vt=30,5 км/ч; l01 =10 км; l02=17 км;сут
пл=1250 т;
1) Tм = 10-(10+17)/30,5=9,11ч;
) te = 54/30,5+0,137=1,9ч;
) Z = 9,11/1,9=5об.;
) PQ = 10·1·5=50т;
5) βоб = 27/54 = 0,5;
βсм =135/(135+100+27) = 0,5;
) Lгр = 27·5 = 135 км;
) А = 1250/50 =25;
8) T! = 270/30,5+0,137·5=9,54 ч.
Таблица 2.2 - Расчетные данные по маршрутам
Маршрут
|
Кол-во т, перевозимое по маршруту
|
Пробег авто за оборот, км
|
Кол-во оборотов автомобиля за смену
|
Пробег автомобиля за смену, км
|
βоб,βсм
|
Кол-во авто
|
|
|
|
|
|
|
моби
|
|
|
|
|
|
|
лей,
|
откуда
|
куда
|
|
с грузом
|
без груза
|
с грузом
|
без груза
|
с грузом
|
без груза
|
|
А
|
Маршрут 1
|
А1(АТП)
|
Б4
|
1000
|
6
|
-
|
19
|
-
|
114
|
-
|
0,5
|
6
|
Б4
|
А1(АТП)
|
-
|
-
|
6
|
-
|
19
|
-
|
114
|
0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маршрут 2
|
А4(АТП)
|
Б1
|
750
|
12
|
-
|
6
|
-
|
72
|
-
|
0,4
|
13
|
Б1
|
А5
|
-
|
-
|
5
|
-
|
5
|
-
|
25
|
0,81
|
|
А5
|
Б5
|
750
|
27
|
-
|
6
|
-
|
162
|
-
|
|
|
Б5
|
А4(АТП)
|
-
|
-
|
-
|
5
|
-
|
25
|
|
|
Маршрут 3
|
А1(АТП)
|
А2
|
-
|
-
|
11
|
-
|
1
|
-
|
11
|
0,37
|
17
|
А2
|
Б2
|
1000
|
7
|
-
|
6
|
-
|
42
|
-
|
0,69
|
|
Б2
|
А3
|
-
|
-
|
5
|
-
|
5
|
-
|
25
|
|
|
А3
|
Б3
|
1000
|
21
|
-
|
6
|
-
|
132
|
-
|
|
|
Б3
|
А2
|
-
|
-
|
5
|
-
|
5
|
-
|
25
|
|
|
А2
|
А1(АТП)
|
-
|
-
|
11
|
-
|
1
|
-
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маршрут 4
|
А1(АТП)
|
Б4
|
1000
|
6
|
-
|
19
|
-
|
114
|
-
|
0,5
|
6
|
Б4
|
А1(АТП)
|
-
|
-
|
6
|
-
|
18
|
-
|
108
|
0,5
|
|
Маршрут 5
|
А1(АТП)
|
А2
|
-
|
-
|
11
|
-
|
1
|
-
|
11
|
0,5
|
7
|
А2
|
Б2
|
1000
|
7
|
-
|
7
|
-
|
49
|
-
|
0,46
|
|
Б2
|
А2
|
-
|
-
|
7
|
-
|
6
|
-
|
42
|
|
|
А2
|
А1(АТП)
|
-
|
-
|
11
|
-
|
1
|
-
|
11
|
|
|
Маршрут 6
|
А4(АТП)
|
Б1
|
750
|
12
|
-
|
11
|
-
|
132
|
-
|
0,5
|
7
|
Б1
|
А4(АТП)
|
-
|
-
|
12
|
-
|
10
|
-
|
120
|
0,5
|
|
Маршрут 7
|
А1(АТП)
|
А3
|
-
|
-
|
4
|
-
|
1
|
-
|
4
|
0,5
|
17
|
А3
|
Б3
|
1000
|
21
|
-
|
6
|
-
|
126
|
-
|
0,49
|
|
Б3
|
А3
|
-
|
-
|
21
|
-
|
5
|
-
|
105
|
|
|
А3
|
А1(АТП)
|
-
|
-
|
4
|
-
|
1
|
-
|
4
|
|
|
Маршрут 8
|
А1(АТП)
|
А5
|
-
|
-
|
10
|
-
|
1
|
-
|
10
|
0,5
|
25
|
А5
|
Б5
|
1250
|
27
|
-
|
5
|
-
|
135
|
-
|
0,5
|
|
Б5
|
А5
|
-
|
-
|
27
|
-
|
4
|
-
|
108
|
|
|
Б5
|
А1(АТП)
|
-
|
-
|
17
|
-
|
1
|
-
|
17
|
|
|
По результатам таблицы 2.2 рассчитываем средние показатели работы
автомобиля на группе маршрутов.
Для рациональных маршрутов:
Среднее расстояние перевозки:
пер =
(114*6+234*13+168*17)/(6*19+13*12+17*12)=6582/443=14,85 км;
Средний
коэффициент использования пробега:
β = 6582/(6*228+13*289+17*245)=6582/9290=0,71;
Среднее
время в наряде:
Тн=
(6,89*6+8,99*13+7,62*17)/6+13+17=287,75/36=7,99ч;
Объем
перевозок:
=
4500*365*0,8=1314000т;
Для
нерациональных маршрутов:
Среднее
расстояние перевозки:
lпер=(114*6+112*7+126*17+132*7+135*25)/(6*19+7*16+17*6+7*11+25*5)=7909/530=14,92км;
Средний
коэффициент использования пробега:
β= 7909/(6*336+7*246+17*260+7*264+25*280)=7909/17006=0,47;
Среднее
время в наряде:
Тн=
(10,15*6+7,53*7+8,3*17+8,25*7+9,54*25)/6+7+17+7+25=
=550,96/62=8,89ч;
Объем
перевозок:
=
5000*365*0,8=1460000 т.
3. Расчет
эффективности разработанного варианта перевозок
Определяя экономическую эффективность от применения математических
методов, необходимо сравнить показатели работы автомобилей по плану,
разработанному с помощью матрицы, с показателями работы этих же автомобилей,
работающих по маятниковым маршрутам. Рациональный метод планирования, то есть
решение задачи маршрутизации перевозок, дает повышение коэффициента использования
пробега, он всегда будет больше 0,5. При работе автомобилей только по
маятниковым маршрутам - всегда будет ниже 0,5. На базе роста коэффициентов
использования пробега проводится расчет экономической эффективности.
Таблица 3.1. - Показатели для расчета экономической эффективности
№ п/п
|
Показатели
|
Перевозки грузов
|
|
|
По маятниковым маршрутам
|
По рациональным маршрутам
|
1
|
Расстояние средней перевозки, км
|
14,92
|
14,85
|
2
|
Группа дорог, %
|
25% - дороги с усовершенств. покрытием; 75% - дороги
городские
|
25% - дороги с усовершенств. покрытием; 75% -дороги
городские
|
3
|
Средняя техническая скорость, км/ч
|
30,5
|
30,5
|
4
|
Время в наряде, ч
|
8,89
|
7,99
|
5
|
Класс груза
|
1
|
1
|
6
|
Грузоподъемность автомобиля, т
|
10
|
10
|
7
|
Коэффициент использования пробега
|
0,47
|
0,71
|
8
|
Режим работы
|
Непрерывная неделя
|
Непрерывная неделя
|
9
|
Коэффициент выпуска парка
|
0,8
|
0,8
|
10
|
Объем перевозок, т.
|
1460000
|
1314000
|
Таблица 3.2. - Показатели работы автомобиля
По маятниковым маршрутам
|
По рациональным маршрутам
|
Время на погрузку и разгрузку за ездку Tп-р= tп-р * Qн
(мин)
|
tп-р = 0.137/10*60=0,82
|
tп-р = 0.137/10*60=0,82
|
Время, необходимое на езду, ч Tе = lпер / (Vt *β)+
tп-р
|
te = 14,92/(30,5*0,47)+0,137=1,18
|
te =14,85/(30,5*0,71)+0,137=0,82
|
Количество ездок за день Z = Tн / te
|
Z = 8,89/1,18=7,53=8
|
Z=7,99/0,82=9,7=10
|
Количество ездок за год Zгод = Z*Дк*α
|
Zгод = 8*365*0.8 = 2336
|
Zгод = 10*365*0.8 = 2920
|
Общий пробег автомобиля за ездку, км Lобщ = lпер / β
|
Lобщ = 14,92/0,47 = 31,8
|
Lобщ = 14,85/0,71 = 20,9
|
Общий годовой пробег одного автомобиля, км Lгод = lобщ*
Zгод
|
Lгод = 31,8*2336 = 74285
|
Lгод = 20,9*2920=61028
|
Р = 10*1*2336 = 23360
|
Р = 10*1*2920 = 29200
|
Среднегодовое количество автомобилей, необходимых для
заданного объема перевозок А = Q/P
|
А = 1460000/23360 = 63
|
А = 1460000/29200 = 33,33=34
|
Таблица 3.3 - Расчет количества освобождаемых водителей
Рабочее время водителей, необходимое для выполнения
заданного объема перевозок с учетом подготовительно-заключительного времени,
ч Тр = ((te * Z)+ tп-з)*А*Дк*α
|
Тр = (1,18*8+0,417)* *63*365*0,8=181329,4
|
Тр = (0,82*10+0,417)* *34*365*0,8=85549,6
|
Необходимое количество водителей, чел. Nв = Тр / Фг
|
Nв = 181329,4/1979 = 91,6=92
|
Nв = 85549,6/1979 = 43,2=44
|
Высвобождается водителей, чел.
|
Nвыс = 92-44 =48
|
Определяем суммы переменных и накладных расходов за ездку.
Таблица 3.4. - Расходы, зависящие от движения на 1 км пробега, руб.
1
|
Топливо Ст
|
1930
|
1930
|
2
|
Смазочные материалы Ссм
|
1080
|
1080
|
3
|
ТО и ТР автомобиля Стр
|
520
|
520
|
4
|
Амортизация подвижного состава Са
|
69
|
69
|
5
|
Восстановление износа и ремонт шин Сш
|
28,71
|
28,71
|
|
Всего:
|
3627,71
|
3627,71
|
Таблица 3.5. - Расчет экономической эффективности
По маятниковым маршрутам
|
По рациональным маршрутам
|
а) Расходы за ездку, зависящие от движения, руб. Се = ∑С*lобщ
|
Се = 3627,71*31,8 =115361,2
|
Се =3627,71*20,9 = 75819,1
|
б) Расходы накладные за ездку, руб. Снакл = n1*te
|
Снакл =100000*1.18 = 118000
|
Снакл =100000*0.82 = 82000
|
в) Сумма переменных и накладных расходов за ездку, руб. ∑С’=
Се + Снакл
|
Продолжение таблицы 4.5
|
∑С’ = 115361,2+118000=233361,2
|
∑С’ = 75819,1+82000=157819,1
|
г) Расходы на перевозку 1 т груза, руб. S1т = ∑С’ / Q
|
S1т =233361,2/10 = 23336,12
|
S1т =157819,1/10 = 15781,91
|
д) Удельные капитальные вложения в подвижной состав, руб./т
Е = Ца*Асрг/Q
|
E = 240000000*63/1460000 =10356,2
|
Е = 240000000*34/1460000 = 5589,0
|
4. Построение
эпюр и схем грузопотоков. Разработка маршрута с помощью эпюр и схем
Для выбора наиболее оптимальных маршрутов перевозки грузов необходимо
досконально изучить и проанализировать все имеющиеся грузопотоки.
Грузовым потоком называется количество груза в тоннах, следующего в
определенном направлении за определенный период времени.
Грузопотоки характеризуются размерами, составом, направлением и временем
освоения.
Для изучения грузопотоков составляются шахматные таблицы, в которых
даются сведения о корреспонденции (грузообмене) между грузообразующими и
грузопоглощающими пунктами. Графически грузопотоки могут быть представлены в
виде схем или эпюр грузопотоков.
Эпюры и картограммы дают возможность наглядного представления схемы
перевозок груза, что имеет важное значение для разработки маршрутов движения
подвижного состава.
Построение эпюр грузопотоков осуществляется на основании дорожной сети
для грузов, не вошедших в матрицу.
Для построения эпюры грузопотоков определяем по схеме дорожной сети
расстояние между грузопунктами и величину грузовых потоков между каждым
грузопунктом.
Выбираем масштаб для числовых значений груза, наносим грузопоток на схему,
причем ширина линии определяет, в зависимости от принятого масштаба, величины
грузопотока. Количество груза, перевозимого из одного грузопункта в другой,
характеризуется данными, приведенными в таблице.
Таблица 4.1 ─ Грузы, не вошедшие в матрицу
Грузопотоки
|
Род груза
|
Объем груза, т
|
из пункта
|
в пункт
|
|
|
А1
|
Б4
|
Овощи
|
250
|
Б4
|
А1
|
Соль
|
300
|
Б4
|
Б2
|
Паркет
|
1500
|
Перевозки осуществляются бортовым автомобилем МАЗ 5536, грузоподъемностью
10т. Норма времени простоя под погрузкой- разгрузкой 1 т. груза 1- ого класса в
данном случае составляет 2,23 минут (0,037 ч.). Тогда, согласно формуле (3.2)
время простоя под погрузкой- разгрузкой за ездку для грузов 1- ого класса:
еп-р=(0,037*10)/1=0,37 ч.
Техническая скорость движения автомобилей составляет VT=30,5 км/ч.
Маршрут №9
Т.к. из А1 в Б4 перевозим 250 т овощей, а из Б4 в А1 300 т соли, то
создаем дополнительный маршрут, по которому перевозим 50т соли.
А1Б4Б4А1 = 250 т (овощи, соль)
Тн =10 ч; qн = 10 т; tп-р=0,37ч; Vt=30,5 км/ч; lм=12 км; Qсут пл=250
т;общ=12 км.
1) Tм = 10ч;
) te = 12/30,5+0,37=0,76ч;
) Z = 10/0,76=13,15=14об.;
) PQ = 10·1·14=140т;
5) βоб = 12/12 = 1;
βсм =156/156 = 1;
) Lгр =12·14 = 168 км;
) А = 250/140 = 2;
8)T! = 156/30,5+0,37·14=10,3ч.
Б4А1А1Б4 = 50т (соль)
Тн =10 ч; qн = 10 т; tп-р=0,37ч; Vt=27,5 км/ч; lобщ=18 км; l01 =6 км;
l02=0 км; lм=12 км; Qсут пл=50 т.
1) Tм = 10-(6+0)/30,5=9,8 ч;
) te = 12/30,5+0,37=0,76ч;
) Z = 9,8/0,76=12,89=13об.;
) PQ = 10·1·13=130т;
5) βоб = 6/12 = 0,5;
βсм =78/(78+72+6) = 0,5;
) Lгр =6·13 = 78 км;
) А = 50/130 =0,38 → 1;
8) T! = 156/30,5+0,37·13=9,93ч.
Маршрут №10
Б4Б2Б2Б4 = 1500 т (паркет)
Тн =10 ч; qн = 10 т; tп-р=0,37ч; Vt=30,5 км/ч; lм=48 км; Qсут пл=1500 т;
lобщ=54 км.
1) Tм = 10-24/30,5=9,21 ч;
) te = 48/30,5+0,37=1,94ч;
) Z = 9,21/1,94=4,75=5об.;
) PQ = 10·1·5=50т;
5) βоб = 24/48 =0,5;
βсм =120/120+96+24 =0,5;
) Lгр =24·5 = 120 км;
) А = 1500/50 =30;
8) T! = 240/30,5+0,37·5=9,72ч.
Результаты расчетов представлены в таблице 4.3.
Таблица 4.3. - Оптимальные маршруты перевозки грузов
Маршрут
|
Кол-во т, перевозимое по маршруту
|
Пробег авто за оборот, км
|
Кол-во оборотов автомобиля за смену
|
Пробег автомобиля за смену, км
|
βоб,βсм
|
Кол-во автомобилей, А
|
откуда
|
Куда
|
|
с грузом
|
без груза
|
с грузом
|
без груза
|
с грузом
|
без груза
|
|
|
Маршрут 9
|
А1(АТП)
|
Б4
|
250
|
12
|
-
|
1
|
-
|
12
|
-
|
1 1
|
25
|
Б4
|
А1(АТП)
|
-
|
12
|
-
|
1
|
-
|
12
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доп. маршрут
|
Б4
|
А1(АТП)
|
50
|
6
|
-
|
13
|
-
|
78
|
-
|
0,5 0,5
|
1
|
А1(АТП)
|
Б4
|
-
|
-
|
6
|
-
|
12
|
-
|
72
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маршрут 10
|
А1(АТП)
|
Б4
|
-
|
-
|
6
|
-
|
1
|
-
|
6
|
0,5 0,5
|
30
|
Б4 Б2
|
Б2 Б4
|
1500 -
|
24 -
|
- 24
|
5 -
|
- 4
|
120 -
|
- 96
|
|
|
Б2
|
А1(АТП)
|
-
|
-
|
18
|
-
|
1
|
-
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение
В данном курсовом проекте мы определили оптимальный вариант перевозок
грузов с помощью распределительного метода, а также осуществили маршрутизацию
перевозок с оптимизацией возврата порожних автомобилей.
Было разработано четыре маршрута с перевозками, осуществляемыми бортовыми
автомобилями (один маятниковый с обратным холостым пробегом и два кольцевых
маршрута). Эти маршруты были закреплены за АТП по принципу уменьшения нулевых и
холостых пробегов. Также для расчёта технико-эксплуатационных показателей
работы подвижного состава были выбраны наиболее подходящие в данных условиях
средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Для оценки экономической эффективности применения математических методов
при разработке маршрутов сравнили работу автомобилей, работающих по плану,
разработанному с помощью матрицы (рациональные маршруты) с работой этих же
автомобилей, работающих просто по маятниковым маршрутам (нерациональные). На
основе полученных при расчете данных, можно сделать вывод о том, что
рациональный метод планирования, т.е. решение задачи маршрутизации перевозок,
приводит к повышению коэффициента использования пробега, снижению трудовых и
материальных затрат (уменьшение числа водителей и расходов на перевозку
грузов).
Также на основе грузов, не вошедших в матрицу, построили эпюры
грузопотоков. Эпюры дают возможность наглядного представления схемы перевозок
груза, что имеет большое значение для разработки маршрутов движения подвижного
состава.
Список
использованных источников
1. Антюшеня
Д.М. Метод. пособие к курсовому проекту по дисц. "Технология и организация
перевозок" / Д.М. Антюшеня, Р.Б. Ивуть. - Мн.: БНТУ, 2002. - 90 с.
2. Методические
указания к курсовому проекту по курсу "Грузовые автомобильные
перевозки" под ред. Седюкевича В.Н. и Холупова В.С. - Мн, 1981.
. И.С.
Туревский "Экономика отрасли (Автомобильный транспорт)" - М, 2011 г.
4. Постановление
Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства транспорта и
коммуникаций Республики Беларусь от 12 апреля 2001 г. №74/8 "Об
утверждении Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и
пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь"
Приложения
Приложение 1
Грузопотоки
|
Род груза
|
Объем перевозок, т
|
Класс груза
|
Из пункта
|
В пункт
|
|
|
|
А1
|
Б4
|
песок
|
1000
|
|
А1
|
Б4
|
овощи
|
250
|
|
Б4
|
А1
|
соль
|
300
|
|
Б4
|
Б2
|
паркет
|
1500
|
|
А2
|
Б2
|
щебень
|
1000
|
|
А3
|
Б3
|
уголь
|
1000
|
|
А4
|
Б1
|
грунт
|
750
|
|
А5
|
Б5
|
щебень
|
1250
|
|
% - дороги с усовершенствованным покрытием
% - дороги городские
Приложение 2
График работы автомобиля по кольцевому маршруту
Приложение 3
Эпюра грузоперевозок
Похожие работы на - Разработка транспортного процесса на основе математических методов линейного программирования и построения эпюр грузопотоков
|