В Тюменской области
|
0,448
|
0,451
|
0,444
Таблица 13
Динамика ИРЧП
годы
|
2001
|
2006
|
2010
|
В РФ
|
0,769
|
0,805
|
0,843
|
В Тюменской области
|
0,847
|
0,888
|
0,887
|
Вывод: Уровень развития человеческого потенциала немного выше среднероссийского,
к тому же динамика показателя стабильно положительная, что является
благоприятным фактором
Таблица 14
Динамика уровня безработицы
годы
|
2000
|
2006
|
2013
|
В РФ
|
10,6%
|
7%
|
5,5%
|
В Тюменской области
|
11%
|
8,4%
|
5,2%
|
Отклонения
|
+0,4%
|
+1,4%
|
-0,3%
|
Вывод: Уровень безработицы в Тюменской области выше, чем по России на
протяжении всего рассматриваемого периода (13 лет), наблюдается падение этого
показателя с 2000 по 2013 гг, это говорит о том, что ситуация улучшается
Таблица 15
Динамика количества авто на душу населения
годы
|
1990
|
2005
|
2012
|
В РФ
|
58,5
|
168,4
|
257,5
|
В Тюменской области
|
60,4
|
208
|
283,8
|
Отклонение от среднего
значения по стране
|
+3,2%
|
+23,5%
|
+10,2%
|
Вывод: Количество авто на 1000 человек в Тюменской области выше общероссийского
на протяжении 22 лет. Наблюдается динамика значительного роста этого показателя
на первом этапе (1990-2005 гг.), и падения - на втором (2005-2012 гг.)
Таблица 16
Динамика демографических показателей. Рождаемость (число родившихся на
1000 человек населения)
годы
|
1990
|
2005
|
2012
|
В РФ
|
13,4%
|
10,2%
|
13,3%
|
В Тюменской области
|
15,9%
|
13%
|
17,2%
|
Отклонения
|
+2,5%
|
+2,8%
|
+3,9%
|
Вывод: Число родившихся на 1000 человек в Тюменской области превышает этот
показатель по РФ, также наблюдается динамика роста рождаемости в регионе с 2005
по 2012 гг.
Таблица 17
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
годы
|
1990
|
2005
|
2012
|
В РФ
|
11,2%
|
16%
|
13,3%
|
В Тюменской области
|
6,3%
|
9,9%
|
8,4%
|
Отклонения
|
-5%
|
-6%
|
-5%
|
Вывод: Уровень смертности в Тюменской области ниже, чем по России за последние
22 года, к тому же наблюдается снижение этого показателя в 2012 г на 1%
Таблица 18
Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения
Годы
|
1990
|
2005
|
2012
|
РФ
|
1243
|
2477
|
1608
|
Тюменская обл.
|
1675
|
3725
|
1892
|
Отклонения
|
+34,7%
|
+50%
|
+17,6%
|
Вывод: Число преступлений на 100 тыс. чел. населения в Тюменской области
превышает аналогичный показатель по России. Также наблюдается динамика роста на
первом этапе (1990-2005 гг.) и падения - на втором (2005-2012 гг.)
Таблица 19
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от
стационарных источников (тысяч тонн)
годы
|
1990
|
2005
|
2012
|
РФ
|
34
|
20,4
|
19,6
|
Тюменская обл.
|
2982
|
4179
|
3520
|
Отклонения
|
8670%
|
20385%
|
17859%
|
Вывод: Выбросы загрязняющих веществ в воздух в Тюменской области значительно
выше этого показателя по России, в основном, это связано с высокими темпами
добычи нефти и газа в этом регионе. Наблюдается рост этого показателя на первом
этапе (1990-2005 гг.) и небольшой спад - на втором (2005-2012 гг.)
Таблица 20
Количество абортов (На 1000 женщин 15-49 лет)
годы
|
2000
|
2005
|
2012
|
РФ
|
54
|
43
|
29
|
Тюменская обл.
|
60
|
51
|
38
|
Отклонения
|
11,1%
|
18,6%
|
31,3%
|
Вывод: Количество абортов в Тюменской области превышает этот же показатель по
стране. Наблюдается динамика роста абортов по отношению к числу абортов по
стране на протяжении 12 лет.
Таблица 21
Численность зрителей театров на 1000 человек населения
годы
|
1990
|
2005
|
2012
|
В РФ
|
376
|
195
|
237
|
В Тюменской обл.
|
117
|
116
|
118
|
Отклонения
|
-68,9%
|
-40,5%
|
-50,2%
|
Вывод: численность зрителей театров на 1000 человек населения в Тюменской
области заметно ниже среднероссийского показателя. Наблюдается падение этого
показателя по отношению к стране на первом этапе (1990-2005 гг.), и рост - на
втором (2005-2012 гг.)
Вывод по всему разделу:
Из вышеприведенного анализа динамики развития Тюменской области можно
сделать вывод о том, что наблюдается падение основных социально-экономических
показателей региона на втором этапе рассмотрения (2005-2012 гг.). Тенденция
падения душевых доходов, доходов от предпринимательской деятельности, доходов
от собственности и прочих доходов по отношению к аналогичным показателям в
России, негативно сказывается на общей картине развития Тюменской области.
Также не стоит забывать о внушительном количестве выбросов, загрязняющих
атмосферный воздух и числе абортов, имеющих тенденцию роста за последние 12
лет. Это указывает на то, что правительству Тюменской области стоит направить
ресурсы в сторону улучшения социальной жизни населения.
Глава 3. Отраслевая структура экономики
Таблица 22
Отраслевая структура экономики
Отрасль
|
2005 ТО
|
2005 РФ
|
2009 ТО
|
2009 РФ
|
2011 ТО
|
2011 РФ
|
Сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство
|
0,8
|
5,2
|
1,2
|
4,9
|
1,1
|
4,7
|
Рыболовство, рыбоводство
|
0
|
0,3
|
0
|
0,3
|
0
|
0,2
|
Добыча полезных ископаемых
|
59,9
|
12,8
|
50,5
|
9,7
|
52,2
|
11,4
|
Обрабатывающие производства
|
1,7
|
18,5
|
6
|
17,1
|
6,8
|
18
|
Производство и
распределение электроэнергии, газа и воды
|
1,5
|
3,8
|
3
|
4,3
|
3
|
4,4
|
Строительство
|
4,3
|
5,7
|
7,8
|
6,7
|
7,2
|
6,9
|
Оптовая и розничная
торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования
|
15
|
21,8
|
8,7
|
18,6
|
8,1
|
19,5
|
Гостиницы и рестораны
|
0,2
|
0,9
|
0,6
|
1
|
0,5
|
1
|
Транспорт и связь
|
7
|
10,6
|
7,6
|
10,4
|
8
|
10
|
Финансовая деятельность
|
0,4
|
1,1
|
0,2
|
0,5
|
0,2
|
0,6
|
Операции с недвижимым
имуществом, аренды и предоставление услуг
|
5,2
|
9
|
7,8
|
11,7
|
6,9
|
10,6
|
Государственное управление
и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
|
1,1
|
2,9
|
2,5
|
5,5
|
2,1
|
4,7
|
Образование
|
1,1
|
2,8
|
1,5
|
3,5
|
1,5
|
2,9
|
Здравоохранение и
предоставление социальных услуг
|
1,4
|
3,1
|
2
|
4,2
|
1,9
|
3,7
|
Предоставление прочих
коммунальных, социальных и персональных услуг
|
0,4
|
1,5
|
0,6
|
1,6
|
0,5
|
1,4
|
Вывод: По приведенной таблице можно сделать вывод о том, что добыча полезных
ископаемых в регионе занимает значительную часть ВРП страны (более 50%), также
большую часть ВРП занимают, строительство, транспорт и обрабатывающие
производства.
региональный экономический ресурсный социальный
3.1 Промышленность
По
объёму произведенной промышленной продукции область занимает 1 место в России
(именно за счёт ХМАО-Югры и ЯНАО). Основной отраслью специализации является
топливная промышленность
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>,
на долю которой приходится 86,4% объёма промышленного производства области.
Значительная часть нефти (64%) и газа (91%) страны добывается в ХМАО-Югре и
ЯНАО. За 2012 год добыто 312 млн. тонн нефти и газового конденсата, 564 млрд. м³ природного газа.
Переработка
углеводородного сырья осуществляется заводами в г. Губкинском
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>,
Муравленко
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE>(ЯНАО),
Сургуте
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%83%D1%82>
(ХМАО-Югра); Белозерским и Южно-Балыкским ГПЗ. ВТобольске
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA>
расположено крупнейшее в России предприятие нефтехимической промышленности -
Тобольский нефтехимический комбинат
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82>[10]
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C>.
В его состав входят несколько мощных производств по переработке нефти и газа. В
Тюмени - Антипинский нефтеперерабатывающий завод. ЗАО «Антипинский НПЗ».
Коэффициент
специализации (душевого производства) по нефти - 30, по газу - 41.
Основная
направленность предприятий машиностроения (3,6%): нефтепромысловое, геологоразведочное,
нефтеперерабатывающее оборудование, тракторные прицепы, деревообрабатывающие
станки. Главные предприятия машиностроения:
· Тюменский
аккумуляторный завод
<https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4&action=edit&redlink=1>
· Тюменские
моторостроители
<https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8&action=edit&redlink=1>
· ОАО
«Нефтемаш
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%88>»
· Тюменский
судостроительный завод - выпускает грузовые теплоходы, баржи, танкеры и другие
суда.
В
химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%BD>,
синтетических смол, полиэтиленовых труб. Производится около трети объёмов
сжиженного бытового газа.
Лесохимический
комплекс
<https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81&action=edit&redlink=1>
представлен в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями
промышленности. Значительную часть древесины пока вывозят из подрайона в
необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова). Таким образом, имеющиеся в
Тюменской области запасы нефти и газа создали предпосылки для развития не
только мощной нефтегазовой промышленности, но и определяют развитие других
отраслей. (<#"826422.files/image001.jpg">
Рис. 1. Структура промышленности Тюменской области в
2011 году
В нефтегазовой отрасли основным условием вступления
является обеспечение прибыльности продаж газа на внутреннем рынке для
промышленных предприятий. Вступая в ВТО, страна не берет обязательств
обеспечить равный доступ к трубопроводам для зарубежных компаний. Тем самым
Россия сохранила право регулировать тарифы на трубопроводный транспорт. В то же
время исчезнет возможность менять формулы расчета экспортных пошлин на
энергоресурсы; например, пошлина на газ останется на уровне 30%. Из этого можно
сделать вывод, что основной источник регионального дохода не пострадает.
Металлургия: размер пошлин на импорт
металлопродукции не превышает 10%, но и этот уровень после вступления должен
быть снижен. Но с другой стороны для металлургов откроются зарубежные рынки
заимствований, а отрасль в целом станет более привлекательной для инвестиций.
Машиностроение: после вступления в ВТО импортные
ставки снизятся до 5-10% в зависимости от типа продукции. Сами отечественные
производители оценивают требуемые защитные ставки в несколько раз выше - на
уровне 25-50%. К тому же российское машиностроение технологично более отсталое.
Этот факт существенно влияет на его конкурентоспособность.
В пищевой промышленности: без повышения импортных пошлин
вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно, что усложнит
позиции отрасли (приведет к угрозе продовольственной безопасности).
В целом, «пострадавшие» отрасли не составляют
существенной доли в экономике региона.
Вывод: Вступление в ВТО может отрицательно
сказаться на отраслях, не имеющих высокой доли в экономике региона. Таким
образом, область в целом не утратит своих позиций, в то же время, это может
привести к дальнейшему упрощению структуры экономики и закреплению «ресурсной»
специализации региона.
.2 Характеристика с/х в регионе,
структура с/х, динамика состояния
В 2012 году, по предварительным данным Росстата, в Тюменской области
(далее - область) произведено продукции сельского хозяйства на сумму 58,2 млрд.
рублей, из них продукции растениеводства - 26,5 млрд. рублей, продукции
животноводства - 3,0 млрд. рублей.
Объем продукции, отгруженной предприятиями пищевой и перерабатывающей
промышленности области - 27,8 млрд. рублей.
Индекс производства продукции в 2012 году составил: сельского хозяйства -
91,3% (в 2011 году - 113,3%), растениеводства - 83,9% (124,5%), животноводства
- 100,5% (102,4%).
В области произведено: зерновых и зернобобовых - 1,2 млн. тонн (66,3% к
2011 году), картофеля - 680,8 тыс. тонн (94,6%), овощей - 187,7 тыс. тонн
(79,5%), скота и птицы в живом весе - 167,6 тыс. тонн (103,5% к 2011 году),
молока - 593,2 тыс. тонн (99,4%), яиц - 1414,9 млн. штук (101,2%).
В I полугодии 2013 года индекс производства продукции сельского хозяйства
увеличился на 1%. В январе-июне текущего года произведено скота и птицы в живом
весе на убой 62,5 тыс. тонн (106,0% к соответствующему периоду 2012 года),
молока - 293,0 тыс. тонн (98,6%), яиц - 725,4 млн. штук (102,6%).
Доля сельского хозяйства области в валовом региональном продукте - 1,1%
(данные Росстата за 2011 год).
В общероссийском производстве продукции сельского хозяйства (3340,5 млрд.
рублей) доля области в 2012 году составляет 1,4%.
В области сельскохозяйственное производство сосредоточено: 51,9% - в
хозяйствах населения, 41,8% - в сельскохозяйственных организациях и 6,3% - в
крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В 2012 году произведено: зерна - 81,8% в сельскохозяйственных
организациях, 18,0% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах; картофеля - 69,8%
и овощей 69,3% - в хозяйствах населения; скота и птицы - 54,8% в
сельскохозяйственных организациях, 39,7% - в хозяйствах населения и 5,6% - в
крестьянских (фермерских) хозяйствах; молока - 47,5% в сельскохозяйственных
организациях, 47,6% - в хозяйствах населения и 5,0% - в крестьянских
(фермерских) хозяйствах.
По данным Росстата, инвестиции в основной капитал, направленные на
развитие сельского хозяйства области в 2012 году составили 4888,8 млн. рублей,
индекс физического объема инвестиций - 101%.
После присоединения России к ВТО в сфере сельского хозяйства возникла
реальная угроза экономике крупных свиноводческих предприятий, так как
сокращение пошлин привело к снижению закупочных цен на свинину на внутреннем
рынке страны, и сделала отрасль не окупаемой. Возможно, в данной ситуации в
меньшей степени пострадают специализированные предприятия, имеющие собственную
переработку. На говядину и мясо птицы пошлина в пределах квот не претерпевает
изменений и составит 15 и 25% соответственно.
На молочные продукты (молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло)
пошлина снижена незначительно (в 25% до 20%). Эксперты молочного рынка не
ожидают, что ВТО окажет влияние на объем импортозамещения и на потребительские
цены. Неблагоприятным фактором для сельскохозяйственной отрасли стала отмена
льготы по НДС на отдельные виды сельскохозяйственной продукции. Это в
значительной мере повлияло на конкурентоспособность отечественных
товаропроизводителей.
Следствием введения санкций стало снижение объемов импорта, по разным
оценкам на 5,8-6,3%.
Вывод: вступление в ВТО в целом негативно отразилось на аграрной
промышленности Тюменской области, прежде всего относительно аграрных
предприятий, который лишились льгот по НДС, тем самым снизив свою
конкурентоспособность.
3.3 Характеристика сферы услуг региона
Таблица 23
Объем услуг на душу населения
|
1995г.
|
2005г.
|
2012г.
|
По России
|
768
|
15829
|
48272,8
|
По Тюменской области
|
1203,3
|
20051,2
|
51375,6
|
Отклонение от значения по
стране
|
+56,7
|
+26,7
|
+6,4
|
Вывод: объем платных и бесплатных услуг в Тюменской области значительно
превышает аналогичный показатель по России, однако наблюдается падение этого
показателя по отношению к среднероссийскому в последние 17 лет
Глава 4. Характеристика социально-политических процессов
региона
.1 Показатели расселения
Таблица 24
Показатели расселения в Тюменской области (%)
|
1990 г
|
2000 г
|
2012 г
|
|
Гор.
|
Сел.
|
Гор.
|
Сел.
|
Гор.
|
Сел.
|
73,8
|
26,2
|
73,2
|
26,8
|
74,0
|
26,0
|
По Тюменской области
|
77,6
|
22,4
|
73,6
|
26,4
|
84,8
|
15,2
|
Вывод: можно отметить превышение городского расселения в Тюменской области по
отношению к стране, однако расселение в селах заметно ниже, чем в России.
4.2 Этнический состав населения Тюменской области
Таблица 25
Этнический состав (по переписи на 14 октября 2012 г.), процентов к
населению, указавшему национальную принадлежность
Национальность
|
1989г.
|
2000г.
|
2010г.
|
Русские
|
83,7%
|
82,4%
|
84,4 %
|
Татары
|
7,8%
|
8,1%
|
6,1 %
|
Украинцы
|
2,0%
|
1,7%
|
1,7 %
|
Немцы
|
1,3%
|
1,2%
|
0,6 %
|
Казахи
|
0,8%
|
1,0%
|
0,5 %
|
Другие
|
4,4%
|
5,6%
|
6,7%
|
Вывод: в Тюменской области за последние 21 год в национальном составе
наблюдается преобладание русского населения - более 80 % от всей численности
населения.
4.3 Демографическая ситуация в регионе
Таблица 26
Ожидаемая продолжительность жизни в регионе
Продолжительность жизни
|
1998 г.
|
2005 г.
|
2012 г.
|
По России
|
67,02
|
65,37
|
70,24
|
По Тюменской области
|
67,2
|
66,7
|
70,8
|
Вывод: В целом средняя продолжительность жизни населения не сильно отличается
от показателя по России, также наблюдается тенденция к росту продолжительности,
как по Тюменской области, так и по России в общем.
Таблица 27
Соотношение мужчин и женщин в Тюменской области (кол-во женщин на 1000
мужчин)
|
1990г.
|
2005г.
|
2012г.
|
По России
|
1135
|
1160
|
1160
|
По Тюменской области
|
1001
|
1067
|
1192
|
Отклонение от значения по
стране
|
-11,8%
|
-8%
|
+2,75
|
Вывод: В 1990 г. Соотношение мужчин и женщин в регионе было равным, однако с
годами начало расти в пользу женщин, и к 2012 г эта разница составила 192
человека. Также заметно, что в Тюменской области разница между мужчинами и
женщинами ниже, чем по стране, однако к 2012 г. Регион опередил
среднероссийский показатель
.4 Миграционные процессы в регионе
Таблица 28
Миграция
Год
|
1990
|
2000
|
2012
|
Миграция в РФ
|
19
|
25
|
21
|
Миграционный прирост в
Тюменской области
|
-33
|
37
|
59
|
Доля иностранной рабочей силы в Тюменской области составляет 3% от общей
численности занятых граждан на территории области.
Около 83% от общей численности иностранной рабочей силы в регионе
привлекают организации строительной сферы.
Таблица 29
Квота на привлечение иностранной рабочей силы в Тюменскую область
составляет
в 2012 г.
|
16549 человек;
|
в 2013 г.
|
20823 человека;
|
По данным УФМС России по Тюменской области по состоянию на 25.11.2013
года на территории Тюменской области общее количество работающих трудовых
мигрантов составляет 11754 человека.
В 2014 году у работодателей сохраняется потребность в привлечении
иностранной рабочей силы. На предстоящий год 516 работодателями заявлена
потребность в привлечении 77746 иностранных работников из 47 стран мира.
Решением областной межведомственной комиссии на 2014 год согласована
потребность в привлечении 13197 иностранных работников, в том числе 10665
человек из стран в порядке, не требующем получения визы для въезда, и 2532
человека из стран в порядке, требующем получения визы для въезда. В том
числе в разрезе отраслей:
Строительство
|
77,7%
|
Промышленность
|
11,0%
|
Торговля
|
3,7%
|
Сельское хозяйство
|
1,1%
|
Прочие
|
6,5%
|
При предоставлении государственной услуги по осуществлению миграционного
учета УФМС России по Тюменской области руководствуются нормами и положениями:
Федеральных законов: от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред.), от 15 августа 1996 г.
№114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию» (в ред.), от 18 июля 2006 г. За 12 месяцев 2013 года через пункты
пропуска Государственной границы Российской Федерации в Тюменской области
проследовало 354 253 иностранных гражданина и лица без гражданства, что на 45,5%
больше аналогичного периода прошлого года (аппг - 243 378), из них въехало -
176 776 (+ 41,5%, аппг - 124 865), выехало - 177 477(+49,7%, аппг - 118513).
Количество выехавших через пункты пропуска из Тюменской области ИГиЛБГ на 701
человека превысило количество въехавших. Для сравнения - за аналогичный период
прошлого года количество въехавших через пункты пропуска в Тюменскую область ИГ
и ЛБГ на 6 352 человека превысило количество выехавших..
Основную часть ИГ и ЛБГ, подвергнутых иммиграционному контролю,
составляют выходцы из стран СНГ - 98,5%. Из них граждане:
Казахстана - 41,86% (148 302 чел.), Узбекистана - 19,2% (68 023 чел.),
Таджикистана - 18,46% (65 404 чел.), Киргизии - 10,2% (36 068 чел.),
Азербайджана - 4,7% (16 782 чел.), Армении - 2,2% (7 837 чел.), Молдовы - 1,2%
(4 189 чел), Украины - 0,7% (2 475 чел.), Грузии - 0,01% (43 чел.).
Вывод: на основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что Тюменская
область заинтересована в привлечении иностранной рабочей силы, в первую очередь
из стран СНГ. Однако нетрудно заметить, что до сих пор количество нелегальных
мигрантов на территории региона довольно внушительно. И по последним данным
УФМС, власти активно выдворяют граждан без разрешения на проживание. Основная
сфера, в которой заявлена потребность в иностранных рабочих - это строительство
(77,7%)
Глава 5. Межбюджетные отношения в регионе
.1 Динамика состояния регионального бюджета
В настоящее время согласно действующему законодательству применяется
многолетнее (среднесрочное) финансовое планирование на три года, отличительной
особенностью которого является возможность пересмотра (коррекции) плана на
последующие годы по мере их приближения, что придает процессу многолетнего
планирования необходимую связность и согласованность во времени.
Таблица 30
Доходы и расходы области
№
|
|
Закон Тюменской области от
10.11.2010 №64 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период
2012-2013 годов»
|
|
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Доходы
|
102 381
|
91 587
|
82 815
|
2
|
Расходы
|
108 300
|
91 109
|
91 099
|
3
|
Дефицит (-) профицит (+)
|
- 5 919
|
478
|
- 8 284
|
Динамика показывает, что ежегодно доходы регионального бюджета снижаются,
что обусловлено централизацией на федеральном уровне налога на добычу полезных
ископаемых. Кроме того, доля безвозмездных поступлений (в основном это
компенсационные поступления из федерального бюджета в связи с централизацией
НДПИ) ежегодно уменьшается.
Бюджетный федерализм - устройство бюджетной системы государства, при котором
каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и
действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма
автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти
основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм»
употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении
государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных
государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект
межбюджетных отношений.
Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех
субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер
финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации;
самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее
огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером
государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных
регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно
важное значение.
Компания "Медиалогия" подготовила
медиарейтинг регионов РФ по выполнению и реализации пакета указов, подписанных
президентом Владимиром Путиным в мае 2012 года. В этом списке Тюменская область
заняла 6 место, что говорит о достаточно эффективных мерах по реализации указов
президента.
Таблица 31
Рейтинг регионов по медиаиндексу
№
|
Регион
|
Медиа Индекс
|
1
|
Липецкая область
|
305,37
|
2
|
Калмыкия
|
214,45
|
3
|
Свердловская область
|
201,07
|
4
|
Санкт-Петербург
|
180,89
|
5
|
Башкортостан
|
163,68
|
6
|
Тюменская область
|
149,31
|
7
|
Приморский край
|
128,11
|
8
|
ЯНАО
|
127,28
|
9
|
Новосибирская область
|
99,75
|
10
|
Мурманская область
|
84,84
|
По итогам 2013 года Тюменская область вошла в пятерку регионов, где планы
в рамках социальных наказов главы государства были перевыполнены. Достигнуты
значения установленных показателей в части повышения заработной платы
работников бюджетной сферы. Инвестиции в основной капитал превысили
25-процентный порог ВВП. Активно идет в регионе ликвидация аварийного жилья.
Индекс промышленного производства составил 116,1%, объем собственных доходов в
бюджет увеличился на 6,3%, доходы населения выросли до 3,3%. Объем инвестиций в
основной капитал вырос на 20,2%.
Бюджетная обеспеченность - допустимая стоимость государственных или
муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами
государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу
населения за счет средств соответствующих бюджетов. Важнейшим принципом
межбюджетных отношений является выравнивание уровней минимальной бюджетной
обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таблица 32
Доли средств, поступивших из федерального бюджета в общем объеме доходов
Тюменской области, в %*
Субъект
|
Поступило из федерального
бюджета
|
Дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности
|
Дотации на
сбалансированность бюджетов
|
Межбюджетные субсидии
|
Иные поступления
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
2011
|
2012
|
2013
|
2011
|
2012
|
2013
|
2011
|
2012
|
2013
|
2011
|
2012
|
2013
|
Тюменская область
|
5,47
|
29,24
|
21,51
|
0
|
0
|
0
|
0
|
24,83
|
15,61
|
2,65
|
1,79
|
2,40
|
2,35
|
2,31
|
3,37
|
Таблица 33
Динамика уровня бюджетной обеспеченности в Тюменской области (до и после
дотаций) за 2012-2013 гг.
Годы/показатель
|
Бюджетная обеспеченность до
дотаций
|
После дотаций
|
2012
|
2510
|
2510
|
2013
|
2534
|
2607
|
Вывод: Можно по этим данным понять, что эффективность дотаций в 2012 году
практически сводится к нулю, что делает бюджетную политику региона очень
слабой. Однако наблюдается рост эффективности бюджетной политики в 2013 году,
что указывает на реализацию «майских указов» президента. Уровень обеспеченности
после дотаций повысился
5.2 Участие Тюменской области в реализации Федеральных
целевых программах
Федеральные целевые программы - это программы, направленные на решение
приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических,
природоохранных и других важных задач. Федеральные целевые программы (далее-
программы) являются инструментом структурной политики государства и
разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с
возможным привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
На реализацию федеральных целевых программ на территории Тюменской
области в 2007 году средства федерального бюджета предоставлялись: федеральным
бюджетным учреждениям и бюджету Тюменской области в виде межбюджетных
трансфертов.
На софинансирование федеральных целевых программ в Тюменской области из
федерального бюджета в прошедшем году выделены средства в сумме 562,2 млн.
рублей, из них межбюджетные трансферты бюджету Тюменской области - 384,4 млн.
рублей.
Перечисленные средства в 2008 году освоены в полном объеме.
Следует отметить, что в сравнении с 2007 годом объем средств из
федерального бюджета, выделенный на реализацию федеральных целевых программ в
2007 году, увеличился на 17,1 млн. рублей.
Как в предшествующем, так и в текущем году на территории Тюменской
области действует более 15 федеральных целевых программ. Среди них можно
отметить такие, как:
«Жилище» на 2004-2013 годы;
«Развития образования на 2009-2012 годы»;
«Развитие судебной системы России» на 2010-2013 годы;
«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2008-2013
годы»,
«Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»;
«Социальное развитие села до 2013 года»;
«Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на
2006-2015 годы» и другие социально значимые программы.
Указанные программы нацелены на решение проблем, которые находят
отражение практически в каждой сфере развития Тюменской области. Выполнение
федеральных программ, в первую очередь улучшает социально-экономическое
состояние в регионе, в то же время поддерживает показатели по стране в целом.
.3
Региональные целевые программы в Тюменской области
РПЦ «Использование технологии ГЛОНАСС и других
результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и
инновационного развития Тюменской области».
Целью Программы является внедрение системы использования результатов
космической деятельности в Тюменской области.
Задачи программы
1. Создание инфраструктуры использования космических
услуг в Тюменской области.
. Внедрение систем мониторинга и управления
транспортом на базе технологий системы ГЛОНАСС.
. Оснащение отдельных категорий граждан персональными
средствами мониторинга местоположения.
Благодаря использованию этой космической технологии, к
примеру, на станции скорой помощи проводится онлайн- мониторинг местоположения
транспортных средств, осуществляется контроль выполнения вызовов. В сфере
пассажирских перевозок проводится планирование и контроль рейсов общественного
транспорта, расчет времени прибытия городского автобуса для граждан. Так, по
словам заместителя губернатора, удалось добиться оптимизации пробега
транспортных средств, в среднем сокращение составляет до 12 процентов,
осуществлять контроль за расходом ГСМ, все это, в конечном счете, влияет и на
экономию финансовых средств. В деятельности скорой помощи при введении
технологии ГЛОНАСС удалось сократить на 3-5 минут время на выезд бригады.
Региональная информационно-навигационная система ГЛОНАСС установлена на:
264 шт.
|
автомобилях скорой помощи
|
464 шт.
|
единицах транспорта для
пассажирских перевозок
|
282 шт.
|
транспортных средствах для
перевозки специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов
|
459 шт.
|
школьных автобусах, ряде
транспортных средств ЖКХ
|
Помимо программы «ГЛОНАСС», в Тюменской области действуют много различных
долгосрочных программ. Большинство программ имеют социальный характер:
· «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области
«Основные направления развития образования и науки в Тюменской области» на
2011-2015 годы»
· «Основные направления развития отрасли «Социальная политика»
в Тюменской области» на 2011-2015 годы»
· «Основные направления деятельности по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди
населения Тюменской области» на 2010-2015»
Можно сделать вывод, что правительство Тюменской области наибольший упор
делает на социальное развитие региона. Однако стоит отметить, что без внимания
не оставили и аграрную промышленность. В этой сфере работает РЦП «Основные
направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области» на
2013-2020 годы».
Однако просмотрев весь список региональных программ на сайте Тюменской
области, можно заметить, что очень мало программ, связанных с уменьшением
выбросов и отходов в атмосферный воздух, а также программ, связанных с охраной
окружающей среды. Не стоит забывать о том, какое большое количество выбросов
происходит в результате нефте- и газодобычи. За 2012 г. этот показатель
составил 3520 тыс. тонн.
Заключение
Перспективные уровни добычи нефти и газа в Тюменском регионе, как и в
других нефтегазоносных территориях Западной и Восточной Сибири и Дальнего
Востока, определяются целевыми программами развития России на период до 2030
г., а также объективными рыночными условиями: внешним и внутренним спросом,
мировым уровнем цен на газо- и нефтепродукты, развитием транспортной
инфраструктуры, запасами и качеством разведанной сырьевой базы, темпами ее
воспроизводства, налоговыми и лицензионными условиями, научно-техническими
достижениями в разведке и разработке месторождений, соответствующими
инновационным и модернизационным потенциалами регионов и региональных
общностей.
Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития
ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, предполагается, что главным фактором
перспективного экономического роста для всех сценариев развития юга Тюменской
области останется обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и
развития Севера Тюменского региона. В то же время при условии наращивания новых
высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а
также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы
традиционно сложившемуся типу развития территории юга Тюменской области.
Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость
базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на
хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в
нефтегазовом секторе.
В данной курсовой приведена характеристика социально-экономического
развития Тюменской области, подведены итоги по всем основным показателям. На
основе полученных выводов, можно сказать, что развитие региона имеет
положительную тенденцию, и принимаемые в области федеральные и региональные
программы имеют достаточную эффективность. Однако такое сильное преобладание
нефтегазохимического комплекса над другими отраслями является негативным
показателем и отражает слабость таких сфер как демография, здравоохранение,
охрана окружающей среды.
Список использованной литературы
1. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И.
Видянина, М.В. Степанов.- М.: ИНФРА-М 2010.- 686 с.- Высшее образование
2. Кистанов В.В. Региональная экономика России: учебник/ В.В.
Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2009.- 584 с.
. Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика
(история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил):
учебн. Пособие для бакалавров/ Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева, М.Г. Клевцова. -
2-е изд., перераб. И доп.- М: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.- 566 с.-
Серия: Бакалавр.
. Сайт федеральной службы государственной статистики
«Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по
Тюменской области»
. В.А. Давыденко, Г.Ф. Ромашкина, Д.Ф. Скрипнюк, А.Н. Тарасова,
Н.И. Диденко. Управление инновационным развитием региона: коллективная
монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,
2013. 436 с.
6. Территориальной
устройство России.
7. Бурматова О.П. Региональная экономика и природопользование:
Словарь-справочник. - Новосибирск: СибАГС, 2005. - 328 с
8. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник / Л.М. Куликов. -
М.:, Издательство Проспект, 2010. - 432 с.
. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В.
Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с.
10. Лаженцев
В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. - СПб.: Наука,
2006. - 110 с.
Похожие работы на - Характеристика социально-экономического развития Тюменской области
|