Организация складирования рулонного металлопроката
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ФГБОУ ВПО "Уральский
государственный экономический университет"
Кафедра коммерции, логистики и
экономики торговли
Курсовая работа
по дисциплине "Складская
логистика"
"Организация складирования рулонного
металлопроката"
Исполнитель: студент группы Л - 11 - 1
А.О. Ушаков
дата подпись студента
Руководитель: Доцент В.Г. Лунев
Екатеринбург
Содержание
Введение
1. Характеристика склада и хранимых материалов
1.1 Характеристика склада
1.2 Характеристика материалов
2. Проект склада рулонной стали
2.1 Описание груза и складского оборудования
2.2 Расчет необходимых показателей и выбор компоновки склада
Заключение
Список литературы
Введение
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно
без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения
которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с
затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В
связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают
значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в
логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Для хранения грузов, в настоящее время используются складские
помещения различных типов, уровней и назначения. В условиях современной
экономики наблюдается дефицит складских помещений, спроектированных под
определенные нужды и, в соответствии с нормативными требованиями. Поэтому,
данная тематика является актуальной на сегодняшний день. [4]
В данной работе рассмотрен процесс проектирования складской
системы под нужды определенного производства, в соответствии с нормами,
предъявляемыми типом хранимого материала.
Целью данной работы является создание расчётной и графической
модели склада прокатных материалов. Для достижения цели, решается спектр задач,
а именно:
− выбор определенного перечня хранимых
материалов;
− подробное рассмотрение аспектов, связанных с
хранением данного груза;
− расчёт показателей склада на основе
представленных данных.
Работа выполнена на ____ страницах, содержит 7 таблиц и 6
рисунков.
склад рулонный металлопрокат складирование
1.
Характеристика склада и хранимых материалов
1.1
Характеристика склада
Проектируемый склад является распределительным центром
металлургической компании. Складские помещения располагаются вне жилой зоны.
Специфика и профильное направление склада обуславливают наличие подъездных
автомобильных и железнодорожных путей к месту непосредственного хранения
материалов.
Складское помещение характеризуется закрытым типом
складирования материалов, отгрузка и приемка материалов осуществляется
непосредственно на территории склада, что обуславливает наличие ЖД и
автомобильных путей внутри помещения. [8] Склад закрытого типа имеет ряд конструкционных
особенностей, а именно:
− внешние стены выполнены по методу выстраивания
внешней сетки несущих колонн, принимающих на себя большую часть нагрузки во
время эксплуатации помещения;
− двускатная крыша, основанием которой служат
металлоконструкции необходимого профиля;
− наличие фундамента глубокого залегания для
придания прочности основанию здания на момент эксплуатации. Фундамент склада
рассчитан на высокие весовые нагрузки по всей площади строения;
− уровень пола склада соответствует уровню
внешнего дорожного полотна для обеспечения беспрепятственного въезда грузовых
машин в здание;
− наличие ЖД путей внутри здания без
использования насыпи, методом прямого заливания шпального основания в
поверхность пола.
Складское помещение содержит в себе четыре различные зоны:
− экспедиционная зона;
− служебная зона;
− зона хранения;
− зона для транспорта. [6]
Подъемно транспортное оборудование представлено двухбалочным
мостовым краном марки МКЗ. Кран обеспечивает перекрытие всей рабочей территории
склада, включая экспедиционную, транспортную и зону хранения.
1.2
Характеристика материалов
Материалом, хранимым на складе является продукция прокатного
производства, а конкретно - рулонная сталь. Сталь привозится в рулонах,
запечатанных в оцинкованное покрытие, скрепленное штрипсом. Толщина стали -
4мм. Рулон имеет габариты: 1200 мм в диаметре и 1800 м в высоту. Вес рулона 10
тонн, для хранения применяется деревянный поддон, исполненный из брусков
сечением 60 мм, габаритами 1000 мм на 2000мм. Хранение возможно производить на
ровных бетонных покрытиях, с удельным отклонением от горизонтали не более 3мм
на 1 кв. м. [11]
Рулоны укладываются на складе сплошными рядами (штабелями),
учитывая проходы в 1 м между штабелями, допускается укладка в 2 ряда по высоте.
Длина штабеля ограничена лишь размерами склада или размерами межштабельных
проходов и проездов.
Геометрия материала обуславливает способ транспортировки и
тип грузозахватного устройства. Для транспортировки используют одинарные,
двойные либо тройные поддоны, состоящие из ячеек с двумя скатами, направленными
внутрь, либо двумя бортиками.
Грузозахватное приспособление представляет собой балочную
горизонтально ориентированную траверсу. Для иллюстрации приспособление
изображено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Балочная траверса для подъема рулонных материалов
Рулонная сталь - материал имеющий высокие показатели
удельного веса, равные 7,25 т/м³. Высокие весовые
показатели обуславливают выбор транспортного средства. Основным транспортом,
для перевозки рулонов являются открытые полувагоны и вагоны-платформы, имеющие
высокую грузоподъемность, повышенные износостойкие качества и большой срок
службы. Однако, рулоны перевозятся также и автомобильным транспортом, при
условии высокой грузоподъемности прицепного устройства, таковыми являются
прицепные тралы и грузоподъемные автоплощадки.
Перегрузка рулонов подразумевает помощь 2-3 человек для
поворота груза, стропаления двойных и тройных поддонов, помощи, при погрузке в
открытые полувагоны. [5]
В практической части работы будут рассмотрены дальнейшие
вопросы, связанные с вопросами проектирования склада под нужды хранения
рулонного металлопроката.
2. Проект
склада рулонной стали
2.1 Описание
груза и складского оборудования
Параметры проектируемого складского комплекса зависят от
оборудования, которое используется, материалов, которые хранятся и типа
используемого транспорта.
Основные показатели грузового пакета рулонной стали отражены
в таблице 1, общая схема пакета изображена на рисунке 2.
Таблица 1 - Основные показатели хранения рулонной стали
Показатель
|
Значение
|
Наименование
|
Сталь
холоднокатанная
|
Форма выпуска
|
Рулон
|
Толщина стали,
мм.
|
4
|
Габариты
рулона, мм.
|
1200 Х 1800
|
Вес рулона, мм.
|
10
|
Удельный вес, т
/ м³
|
7,25
|
Плотность укладки
|
1,0
|
Способ хранения
|
Штабельный,
двурядный
|
Ширина проходов
между штабелями, мм.
|
1000
|
Рисунок 2 - Сталь рулонная в упакованном виде [7]
Цифрами на рисунке отмечены соответственно:
− 1 - упаковочный внешний слой;
− 2 - стальной рулон;
− 3 - деревянный поддон;
− 4 - скрепляющий штрипс.
Для перемещения грузов была выбрана схема использования
мостового опорного крана, так как такое решение позволяет увеличить размеры
погрузочно-разгрузочной зоны до максимума, не занимая при этом пространства
самого склада. Для проектирования был выбран кран грузоподъемностью 20 тонн,
производства ОАО "Магнитогорский крановый завод". Характеристики и
изображение крана содержат, соответственно таблица 2 и рисунок 3.
Характеристики даны для определения в дальнейшем необходимых характеристик,
позволяющих данному крану безопасно производить погрузочно-разгрузочные работы,
с учетом нормативов.
Таблица 2 - Характеристики мостового опорного крана
Основные
характеристики
|
Значение
|
Грузоподъёмность,
т.
|
24
|
Длина пролета
(балки), м.
|
13,5
|
16,5
|
22,5
|
28,5
|
34,5
|
Высота подъема
крюка, м.
|
6
|
9
|
12
|
15
|
18
|
Скорость
движения, м. /мин. без груза
|
Тали
|
3;
|
|
Тележки
|
24
|
|
Крана
|
30
|
Скорость
движения, м. /мин. С грузом
|
Тали
|
1,5
|
|
Тележки
|
24
|
|
Крана
|
30
|
Исполнение
крана
|
Общепромышленное;
Пожаробезопасное; Взрывобезопасное
|
Рисунок 3 - Общая схема опорного мостового крана
Транспортными средствами для данного типа грузов были выбраны
открытые вагоны-платформы и грузовики-полуприцепы. Соответственно, на складе
должны присутствовать ЖД пути и автодорога. ЖД пути укладываются по принципу
заливных шпал, рельсы опущены до уровня пола. Такое решение позволит снизить
необходимую высоту подъема крана, а так же сузить ширину необходимого
пространства до 4 метров. В качестве автодороги используется уже имеющееся
покрытие склада, что аналогично снижает высоту подъема. Характеристики
подвижного состава отражены в таблице 3, а так же на рисунках 4 и 5.
Таблица 3 - Характеристика подвижного состава
|
Вагон-платформа
|
Полуприцеп
|
Грузоподъемность,
т. (q)
|
66
|
40
|
Длина, мм.
|
14620
|
14000
|
Ширина, мм.
|
3140
|
2500
|
Высота, мм.
|
1810
|
3020
|
Вместимость,
шт.
|
6
|
4
|
Вместимость подвижного состава указана для выбранного груза -
рулонной стали, с учетом габаритов и веса, а так же стандартов грузоперевозок.
Рисунок 4 - Габаритная схема вагона-платформы [4]
Рисунок 5 - Габаритная схема платформы полуприцепа
Годовой грузооборот склада составит 70 000 тонн, груз будет
храниться 22 дня, с учетом коэффициентов неравномерности поступления и выбытия,
соответственно равным 1,1 - k и 1,2 - k¹. Срок хранения груза на
приемочной площадке и отпускной площадках равен двум суткам - t, t¹. Рулоны хранятся двурядными по высоте штабелями, по 19 штук в каждом.
2.2 Расчет
необходимых показателей и выбор компоновки склада
Общим правилом для выбора компоновки проектируемого
сооружения является определение его параметров. Полезная площадь - один из
ключевых параметров складского помещения. Полезная площадь склада, занятая
грузами определяется по коэффициенту заполнения объема, ее находят путем
расчёта необходимого количества стеллажей N, с учетом габаритов
самих стеллажей (A,B).
Для расчёта необходимо сначала определить размер
установленного запаса Qуст (1) и вместимость штабеля Е.
Qуст = Qгод * k * txp / 365 (1)
где, k - коэффициент неравномерности поступления;
txp - время хранения груза на складе.
Вместимость штабеля Е, т. определяется путем расчёта
суммарного веса грузовых пакетов в штабеле. Следуя расчётам, размер
установленного запаса равен 4641,09 тонн, а Е равен 190 тонн. Расчёт количества
используемых штабелей, а так же полезной площади склада проводится с
использованием формул (2), (3):
N = Qуст / E (2)п = A * B * N (3)
Количество используемых штабелей, следуя расчётным значениям,
равно 24, а полезная площадь равна 527,6 м². Необходимо также
рассчитать площади экспедиционных (приемочной Sпр и отпускной Sотп) площадок, расчёт
производится по формулам (4), (5):
Sпр = (Qпр * k * t) / (365*õ) (4)
где, õ - норма нагрузки на 1
квадратный метр площади
Sотп = (Qотп * k¹ * t¹) / (365*õ) (5)
Для расчета используется идентичный õ потому, что удельная нагрузка на площадь пола является, в данном
случае, одинаковой для всех зон. Итоговые значения для обеих экспедиционных
площадок равны, соответственно 47,96 и 74, 90 м².
Рассмотрим методы нахождения третьего типа площади -
вспомогательной. Вспомогательная площадь включает в себя площадь между
штабелями, площадь вокруг зоны хранения, подъездные площади. Рассчитаем
отдельно каждый тип площади. Площадь межштабельных проходов определяется
методом умножения количества проходов на нормативную ширину проходов, равную 1
метру, так как производится строповка, и длину штабелей. Прибавляются также
торцевые проходы. Площадь вокруг зоны хранения рассчитывается умножением
периметра зоны на его нормативную ширину (0,7 м.). Подъездные площади
определяются с учетом ширины каждой из них и промежуточного расстояния в 0,5 м.
Длина определяется в соответствии с длинной погрузочно-разгрузочного фронта.
Погрузка-разгрузка вагонов осуществляется н всю длину рабочей зоны склада,
длина зоны определяется как сумма длинн всех вагонов, находящихся в ряду.
Определим суточное количество грузовых средств (6):
N’= Qуст * k / t * q¹ (6)
Полученные результаты можно интерпретировать так: длина
фронта под разгрузку - 43 вагона, под погрузку 47. Число средств в
одновременной подаче определяется (7):
N1=N’/m¹ (7)
где, m¹ - частота подачи
транспортных средств.
С учетом частоты подачи средств 1 раз в 2 часа, сокращается
длина одновременной подачи, равная 4 вагонам в обоих случаях. Протяженность в
метрических единицах определяется так (8):
L’=N1*l+ (N1-1) *b1 (8)
Таким образом, длина фронта равна 51,6 м. А значит, возможно
рассчитать вспомогательную площадь, определяющуюся суммированием всех
вспомогательных площадей. Следуя расчётам, площадь равна 742,36 м².
Суммарная рабочая площадь склада 1392,8 м², при длине рабочей зоны в 51,6 м., вычислим ширину склада, она
равна 35,1м. С учетом специфики строительных работ, а именно конструкционного
этапа установки крановых направляющих, можно рассчитывать, что при наибольшем
пролете кран будет установлен.
Далее следует определить количество кранов в крановом
хозяйстве. Для этого используем средние показатели протяженности цикла, равные
соответственно 4 м. по высоте, 8,7 м. по ширине и 25,5 м. по длине. Используя
таблицу 2 рассчитаем среднее время цикла крана T, учитывая коэффициент
использования.
Таблица 4 − Расчёт временного цикла работы мостового
крана
Наименование
операции
|
Длина операции,
м
|
Время, сек.
|
Движение крана
|
25,5
|
51
|
Движение
тележки
|
8,7
|
21,75
|
Движение
нагруженной тали вверх
|
4
|
160
|
Движение
нагруженной тали вниз
|
4
|
160
|
Порожнее
движение тали вверх
|
4
|
80
|
Порожнее
движение тали вниз
|
4
|
80
|
Движение крана
|
25,5
|
51
|
Движение
тележки
|
8,7
|
21,75
|
Итого (T)
|
-
|
625,5
|
Определим количество циклов за час n, с учетом коэффициента
совмещения действия 0,8 (9).
n= 3600/T (9)
Следовательно, n=7 циклов за час. Техническая производительность крана Рч
рассчитывается, как произведение средней грузоподъемности крана, количества
циклов за период и коэффициента использования грузоподъемности. Рч = 140 тонн в
час. Определим необходимое количество кранов для склада по формуле (10).
M = Qc/ tc / Рч (10)
Итак, количество кранов по расчётам, рано одному. При учете
использования крана на 87% суточного времени, то есть 20 часов 42 минуты.
Исходя из необходимости иметь как минимум 1 крановщика, для
управления краном в смену, составим штатное расписание работников и рассчитаем
служебную площадь. Служебное расписание с учетом различных графиков работы
представлено в таблице 5.
Таблица 5 - Штатное расписание
Должность
|
1 смена
|
2 смена
|
3 смена
|
4 смена
|
5 по 2
|
2 по 2 с утра
|
2 по 2 в ночь
|
итого
|
Крановщик М
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
|
4
|
Стропальщик М
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
8
|
Электрик М
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
8
|
главный
электрик М
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
слесарь - htvjynybrМ
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
8
|
главный механик
М
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
Кладовщик Ж
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
|
4
|
Cтарший кладовщик Ж
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
|
|
4
|
Охрана М
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
4
|
Уборщик Ж
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
4
|
логист Ж
|
|
|
|
|
2
|
|
|
2
|
Директор Ж
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
зам - директора
по логистике М
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
Секретарь Ж
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
Водитель М
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
2
|
Бухгалтер Ж
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
Фельдшер Ж
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
2
|
Кадровик Ж
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
Плановик М
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
Повар Ж
|
|
|
|
|
|
2
|
1
|
3
|
Операционист Ж
|
|
|
|
|
1
|
|
|
1
|
итого
|
|
|
|
|
|
|
|
62
|
В результате, получили штатное расписание, позволяющее
рассчитать служебные площади склада. Итоговые значения отражены в таблице 6.
Таблица 6 - Площади служебных помещений
Помещения
|
Площадь, м²
|
Гардеробная
|
44,64
|
Душевая жен
|
3,8
|
Душевая муж
|
7,6
|
Умывальная муж
|
2,4
|
Умывальная жен
|
2,4
|
Туалет муж
|
4,5
|
Туалет жен
|
4,5
|
Комната отдыха
|
18
|
Помещение для
курения
|
9
|
Помещение для
обогрева
|
12
|
Кабинет по
технике безопасности
|
24
|
Комнаты для
служащих
|
64
|
Кабинеты для
руководства
|
54
|
Зал для
совещаний
|
14,4
|
Столовая
|
39
|
Итого
|
304,24
|
Полученные данные используем, чтобы рассчитать общую площадь
склада суммированием всех площадей, площадь склада равна 2100 м², ширина 35м, длина 60м. Размеры служебных помещений 35 на 9 м.
размер рабочей зоны 52 на 35м. Соотношение сторон склада 7 к 12.
Полученные данные позволяют построить схему складского
помещения, схема изображена на рисунке 6.
Рисунок 6 − Схема склада рулонного проката, общий вид
Для наглядности, сведем все данные в одну таблицу, содержащую
показатели, методики расчёта и числовые значения. Общие данные отражены в
таблице 7.
Таблица 7 − Сводная таблица рассчитываемых данных
Название
параметра
|
Обозначение
|
Единица
измерения
|
Грузооборот
|
Qгод
|
т/год
|
70000
|
Срок хранения
|
t'
|
дн
|
22
|
Продолжение
таблицы 7
|
Название
параметра
|
Обозначение
|
Единица
измерения
|
К.
Неравномерности поступления
|
Kн. п.
|
|
1,1
|
К.
Неравномерности отгрузки
|
Кн. о.
|
|
1,2
|
Время
нахождения на приемке
|
t
|
дн
|
2
|
Время
нахождения на отгрузке
|
t1
|
дн
|
2
|
К. Заполнения
объема
|
К з. о.
|
|
0,8
|
Параметры
рулона
|
Длина
|
lг
|
мм
|
1200
|
Ширина
|
wг
|
мм
|
1800
|
Высота
|
hг
|
мм
|
1200
|
Вес
|
е
|
т
|
|
Параметры
поддона
|
Длина
|
lпод
|
мм
|
1000
|
Шрина
|
wпод
|
мм
|
2000
|
Высота
|
hпод
|
мм
|
50
|
Грузоподъемность
|
Рпод
|
т
|
12
|
Параметры
вагона
|
Высота
|
hв
|
мм
|
1800
|
Ширина
|
wв
|
мм
|
3,14
|
Длина
|
lв
|
мм
|
14,6
|
Грузоподъемность
|
Рв
|
т
|
66
|
Вместимость
|
Рnв
|
шт
|
6
|
Параметры
полуприцепа
|
Высота
|
hпп
|
мм
|
3020
|
Ширина
|
wпп
|
мм
|
2500
|
Продолжение
таблицы 7
|
Название
параметра
|
Обозначение
|
Единица
измерения
|
Длина
|
lпп
|
мм
|
14100
|
Грузоподъемность
|
Рпп
|
т
|
40
|
Вместимость
|
Рnпп
|
шт
|
4
|
Зона хранения
|
Высота штабеля
|
H
|
мм
|
2200
|
Длина штабеля
|
A
|
мм
|
12000
|
Ширина штабеля
|
B
|
мм
|
1800
|
Количество
штабелей
|
N
|
шт
|
24
|
Параметры крана
|
Длина балки
|
Lк
|
м
|
34,5
|
Грузоподъемность
|
Рк
|
т
|
24
|
Количество
циклов за час
|
n
|
раз
|
7
|
К.
Использования грузоподъемности
|
Ксип. Гр.
|
|
0,833
|
К. Совмещения
движения
|
Ксовм. Дв
|
0,8
|
Производительность
работы крана в час
|
Рч
|
т/ч
|
140
|
Параметры зоны
хранения
|
Полезнаяплощадь
|
Sп
|
м2
|
527,6
|
Нагрузка на 1 м
площади
|
õ
|
т/м2
|
8,6
|
Вместимость
штабеля
|
E
|
т
|
190
|
Длина зоны
хранения
|
L хран
|
м
|
50
|
Ширина зоны
хранения
|
W хран
|
м
|
17,5
|
Ширина склада
|
Wобщ
|
м
|
35
|
Продолжение
таблицы 7
|
Название
параметра
|
Обозначение
|
Единица
измерения
|
Параметры
экспедицинной площадки
|
Площадь
приемочной площадки
|
Sпр.
|
м2
|
47,97
|
Площадь
отправочной площадки
|
Sотг
|
м2
|
74,90
|
Ширина общая
|
We
|
м
|
10,5
|
Длина общая
|
Le
|
м
|
50
|
Параметры
служебной площадки
|
Гардеробная
|
S 1
|
м2
|
44,5
|
Душевая жен
|
S2
|
м2
|
3,8
|
Душевая муж
|
S3
|
м2
|
7,6
|
Умывальная муж
|
S4
|
м2
|
2,4
|
Умывальная жен
|
S5
|
м2
|
2,4
|
Туалет муж
|
S6
|
м2
|
4,5
|
Туалет жен
|
S7
|
м2
|
4,5
|
Для отдыха
|
S8
|
м2
|
18
|
Курилка
|
S9
|
м2
|
9
|
Для обогрева
|
S10
|
м2
|
12
|
По технике
безопасности
|
S11
|
м2
|
24
|
Комнаты для
служащих
|
S12
|
м2
|
64
|
Для руководства
|
S13
|
54
|
Зал для
совещаний
|
S14
|
м2
|
14,4
|
Столовая
|
S15
|
м2
|
39
|
Общая площадь
|
Sc
|
м2
|
304,1
|
Длина
|
Lc
|
м2
|
35
|
Ширина
|
Wс
|
м2
|
9
|
Продолжение
таблицы 7
|
Название
параметра
|
Обозначение
|
Единица
измерения
|
Время на
переработку грузов
|
Длина склада
|
L общ
|
м
|
60
|
Количество
вагонов в подаче
|
N в
|
шт
|
4
|
Количество
вагонов за 2 суток
|
Nв/2сут
|
шт
|
47
|
Заключение
На основе исходных данных в данной работе был проведен
широкий спектр вычислений и различных типов анализа для расчёта возможности
хранения данного материала. Моделирование складского помещения производилось на
основе известных методов, используя в проекте только реальные технологии и
техники.
Совокупность расчётов и рассуждений привели к решению ряда
логистических задач, а именно:
− выбор определенного перечня хранимых
материалов;
− подробное рассмотрение аспектов, связанных с
хранением данного груза;
− расчёт показателей склада на основе
представленных данных.
Была разработана техническая модель склада, штатное
расписание работников, рассчитаны площади.
Пропорции готовой модели позволяют утверждать, что складское
помещение такого типа заключает в себе функциональность, малые габариты,
высокую эффективность. Разработанная модель позволяет легко оценить складское
хозяйство и определить потребность в его использовании.
Список
литературы
1. Альбеков
А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика, для студентов ВУЗов, Ростов-на-Дону:
Феникс, 2009
2. Аникин
Б.А. Логистика. Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2009
. Гаджинский
А.М. Логистика: учебник для ВУЗов и средних специальных заведений М.: ИВЦ
"Маркетинг", 2011
. Миротин
Л.Б., Сергеев В.И. Основы логистики: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010
. Неруш
Ю.М., Коммерческая логистика: учебник для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
2009
. Родионова
В.Н., Туровец О. Г, Федоркова Н.В. Логистика, учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2012
. Сергеев
В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010
. Сергеев
В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: Информ. - издат. дом
"ФИЛИНЪ", 2009
. Сивохина
Н.П., Родионова В.Б., Горбунов Н.М. Логистика: учеб. пособие. М.: 2010
. Плоткин
Б.К. Введение в коммерческую логистику: учебное пособие. - СПб: СПб УЭФ, 2010
. Таничев
А.В. Логистика, СПб:: Издательский Дом "НЕВА", М.:
"ОЛМА-ПРЕСС", 2013