Организация закупок и снабжения предприятия
ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
Институт управленческих технологий и аграрного рынка
Кафедра Логистики и экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Управление цепями поставок»
На тему «Организация закупок и снабжения предприятия»
Студента Сергачёва О.Ю.
Руководитель работы: Федоренко Р.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Теоретические основы логистики снабжения
1.1 Снабжение, основные функции и принципы
.2 Процесс закупок
.3 Организация снабжения предприятия
2. Разработка стратегии снабжения предприятия
2.1 Стратегия снабжения и планирования закупок
.2 Метод снабжения сырьём по необходимости
.3 Электронные системы закупок как современный метод снабжения
Заключение
Список литературы
Большинство крупнейших фирм в мире не только распространяют, но и производят свою продукцию в глобальных масштабах. Следовательно, снабжение больше не может рассматриваться, как внутренняя функция. Поставщики материалов расположены по всему миру. Стараясь обеспечить высокое качество при приемлемых сроках доставки и конкурентных ценах, снабжение ищет потенциальных поставщиков по всему миру.
При развитии конкуренции и продолжающейся фрагментации фирмы должны быть готовы к выполнению определенных правил. Правила, предусмотренные Европейским Союзом и ISO 9000, определяют методы снабжения и производства. Ключом к успеху является получение информации. Снабжение будет играть ведущую роль в этой системе.
В этих условиях стратегия управления снабжением и запасами становится высокоэффективным рыночным инструментом обеспечения конкурентоспособности предприятий и рассматривается как совокупность мероприятий по комплексному обеспечению функционирования предприятия в соответствии с имеющимися условиями рынка.
Общение с поставщиками на предмет цены, качества и сроков доставки становится более сложным и разносторонним. Если фирма старается быстрее отвечать на потребности заказчиков, то снабжение должно быстрее договариваться с поставщиками
Возможности фирмы в отборе компетентных поставщиков в отношении расходных материалов и компонентов, которые соответствуют требованиям по цене, качеству и срокам доставки, жизненно важны для долговременного успеха компании. Это относится, в частности, к продукции с высоким содержанием различных компонентов. Получение необходимого количества материалов в установленные сроки предполагает упрощение производства. Переход к процессам just-in-time и отказ от складирования в больших объемах повышает роль снабжения. Изменения в этой сфере будут продолжаться на мировом рынке. Географическое распространение производства потребует нахождение местных поставщиков материалов и компонентов. Высокие технологии предусматривают образование стратегических альянсов.
Важную роль в обеспечении рационального товародвижения играют торгово-посреднические организации, которые обеспечивают производство необходимым сырьем и материалами. Логистика здесь заключается в выборе стратегии управления приобретением, движением и хранением материалов, изделий и запасов, а также управление информационными потоками, сопровождающими процесс товародвижения. Логистические посредники становятся эффективным инструментом экономии финансовых и материальных ресурсов в процессе товародвижения.
снабжение закупка товародвижение посреднический
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ СНАБЖЕНИЯ
.1 Снабжение, основные функции и принципы
Процесс снабжения - это совокупность операций, обеспечивающих предприятие необходимыми предметами и средствами труда. Основная задача предприятия по организации снабжения - своевременное бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при минимальных издержках управления запасами.
Обеспечение производств сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская переработка и другими. Все эти операции планируются, осуществляются, контролируются и регулируются специализированными службами, подразделениями снабжения или специальными сотрудниками (в зависимости от размера предприятия).
В снабженческой деятельности предприятия можно выделить два основных вида функций: внешние и внутренние.
Функции снабжения:
выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;
определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;
решение о заказе;
установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;
управление запасами;
учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.
Внешние функции снабжения определяют взаимоотношения предприятия с другими предприятиями-поставщиками, оптовыми и розничными торговыми фирмами, транспортными организациями:
установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции на предприятие, заключение договоров с потребителями;
выбор средств доставки материальных ресурсов от поставщиков и к потребителям, заключение договоров с транспортными фирмами.
Внутренние функции снабжения характеризуют взаимодействие службы снабжения с административными и производственными подразделениями данного предприятия:
планирование материально-технического снабжение на основе баланса материальных ресурсов (плана снабжения);
организация и планирование снабжения средствами и предметами труда производственных подразделений;
лимитирование отпуска материалов со склада;
подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению, отпуск и доставка материальных ресурсов со склада на место их потребления; - оперативное регулирование движения материальных ресурсов, контроль над их использованием на предприятии.
Различают две формы снабжения:
транзитная форма снабжения - предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, обрабатывающих или производящих;
складская форма снабжения - материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, оптовых и розничных торговых фирм.
В настоящее время обеспечение предприятия материальными ресурсами осуществляется через: товарно-сырьевые биржи, аукционы, конкурсы, оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости, снабжение производства по запросам и так далее, а также собственное производство.
Принципы снабжения:
) Планомерность - завоз продукции на основе плановых графиков завоза;
) Ритмичность - завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;
) Оперативность - осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;
) Экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;
) Централизация - снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;
) Технологичность - использование современных технологий закупок и поставок.
Разработка программы снабжения - определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.
Задача системы снабжения - обеспечение запланированного уровня обслуживания потребителей с минимальными общими затратами.
) Обеспечение непрерывного потока продукции: обеспечение непрерывного потока сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия;
) Управление запасами: сведение уровня инвестиций, связанных с запасами продукции, и затрат на их поддержание;
) Поддержание уровня качества обслуживания потребителей;
) Работа с поставщиками: поиск компетентных поставщиков;
) Стандартизация: покупка стандартной продукции там, где это возможно;
) Достижение минимальной общей стоимости обслуживания, процесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости;
) Обеспечение конкурентного преимущества предприятия;
) Развитие отношений и достижение гармоничных, продуктивных и рабочих отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия;
) Обеспечение снабжения при снижении уровня накладных расходов. Немаловажным критерием снабжения является надёжность. Надежность снабжения - гарантированность обеспечения потребителя необходимой ему продукцией в течение запланированного промежутка времени. Задержка поставки может привести к простою производства, что в свою очередь принесёт значительные убытки.
1.2 Процесс закупок
Закупочная логистика - это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Этапы процесса закупок на предприятии:
) Определение масштаба проекта (определение объема производства и продаж, оценка величины затрат, параметров бюджета);
) Формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции;
)