Этапы разработки политики
привлечения предприятием заемных средств
|
1.
|
Анализ привлечения и
использования заемных средств в предшествующем периоде
|
2.
|
Определение целей
привлечения заемных средств в предстоящем периоде
|
3.
|
Определение предельного
объема привлечения заемных средств
|
4.
|
Оценка стоимости привлечения
заемного капитала из различных источников
|
5.
|
Определение соотношения
объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе
|
6.
|
Определение форм
привлечения заемных средств
|
7.
|
Определение состава
основных кредиторов
|
8.
|
Формирование эффективных
условий привлечения кредитов
|
9.
|
Обеспечение эффективного
использования привлеченных кредитов
|
10.
|
Обеспечение своевременных
расчетов по полученным кредитам
|
. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем
периоде.
Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм
привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их
использования. На первом этапе анализа изучается динамика общего объема
привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики
сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов
операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия. На
втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств,
анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и
внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств,
используемых предприятием. На третьем этапе анализа определяется соотношение
объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В
этих целях проводиться соответствующая группировка используемого заемного
капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и
долгосрочных оборотных и внеоборотных активов. На четвертой стадии анализа изучается
состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных
форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов. Эти условия анализируются
с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков. На пятой
стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и
отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели
оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих
показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота
собственного капитала. Результаты проведенного анализа служат основой оценки
целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся
объемах и формах.
. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.
Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что
является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными
целями привлечения заемных средств предприятия являются: а) пополнение
необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время
большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют
возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет
собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется
за счет заемных средств; б) обеспечение формирования переменной части оборотных
активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во
всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется
за счет заемных средств; в) формирование недостающего объема инвестиционных
ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает
необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия
(новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств
(финансовый лизинг) и т. п. г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих
работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим
работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и
огородных участков и на другие аналогичные цели. д) другие временные нужды.
Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае,
хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших
объемах.
. Определение предельного объема привлечения заемных средств.
Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных
финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма
используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению
к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент
финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы
собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента
финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств,
обеспечивающий эффективное использование собственного капитала; б) обеспечением
достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не
только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов,
что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования
заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
Такая оценка проводиться в разрезе различных форм заемного, привлекаемого
предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат
основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных
источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение
потребностей предприятия в заемном капитале.
. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко-
и долгосрочной основе.
Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств
обосновывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный
период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для
расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего
объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к
финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для
обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные
средства привлекаются для всех остальных целей их использования. Расчет
необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в
разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих
расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных
средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе
этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с
начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает
в себя три временных периода: а) полезного использования; б) льготный
(грационный); в) срок погашения.
а) срок полезного использования - это период времени, в течение которого
предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей
хозяйственной деятельности;
б) льготный (грационный) период - это период времени с момента окончания
полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит
резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
в) срок погашения - это период времени, в течение которого происходит
полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам.
Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и
процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования
заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по
предусмотренному графику. Расчет полного срока использования заемных средств
осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их
использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного
периода и срока погашения. Средний срок использования заемных средств
представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в
использовании на предприятии.
Он определяется по формуле:
ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,
где ССЗ - средний срок использования заемных средств;
СПЗ - срок полезного использования заемных средств;
ЛП - льготный (грационный) период;
ПП - срок погашения.
Средний срок использования заемных средств определяется по каждому
целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на
кратко- долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.
Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе,
может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
6. Определение форм привлечения заемных средств.
Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного
(коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств
предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной
деятельности.
. Определение состава основных кредиторов.
Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными
кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми
установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк,
осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
К числу важнейших из этих условий относятся: а) срок предоставления
кредита - является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным
считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется
цель его привлечения (например, ипотечный кредит - на срок реализации
инвестиционного проекта; товарный кредит - на период полной реализации
закупленных товаров и т.п.).
б) ставка процента за кредит - характеризуется тремя основными
параметрами: ее формой, видом и размером.
По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы
долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих
ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как
в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими. По применяемым
видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок
кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в
зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и
конъюнктуры рынка). Время, в течение которого ставка процента остается
неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия
предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким
процентным периодом.
Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при
оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере
ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные
товары, выраженной в годовом исчислении. в) условия выплаты суммы процента -
характеризуется порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводиться к трем
принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления
кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы
процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При
прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант. г) условия
выплаты суммы основного долга - характеризуются предусматриваемыми периодами
его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному
возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования
кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования
кредита; возврата основной или части долга с предоставлением льготного периода
по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий
вариант является для предприятия предпочтительней. д) прочие условия, связанные
с получением кредита - могут предусматривать необходимость его страхования,
выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень
размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов
Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и
рентабельности капитала.
. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее
резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов
включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга
текущей финансовой деятельности. На предприятия, привлекающих большой объем
заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая
политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе
указанных форм кредита.
.4 Финансирование оборотного капитала
Оборотный капитал необходим для хозяйственной деятельности предприятия в
краткосрочной перспективе и направляется на:
· закупки сырья, материалов и комплектующих;
· инвестиции в готовую продукцию;
· покрытие разницы между дебиторской и кредиторской
задолженностью;
· краткосрочные финансовые вложения (акции, векселя и т.п.).
Для финансирования оборотного капитала часто используется краткосрочное
финансирование. Требования к оборотному капиталу дифференцированы в зависимости
от отрасли предприятия. Почти всегда оборотный капитал подвержен сезонным или
циклическим колебаниям, поэтому размер и состав его зависит о стратегии
управления оборотным капиталом, а также портфелем продукции предприятия.
Краткосрочное финансирование обладает следующими характеристиками:
· предоставляется на срок менее одного года;
· требования по финансовому обеспечению более мягкие
(обеспечение в виде материальных запасов или задолженности покупателей);
· обладает гибкостью - может погашаться досрочно;
· краткосрочные кредиты рискованны для предприятия - перенос
сроков погашения не гарантируется;
· стоимость переноса срока погашения кредита может оказаться
высокой.
Источники финансирования оборотного капитала
Деление источников оборотного капитала на собственные и заемные осуществляется
на следующих условиях. За счет внутренних источников покрывается основная
потребность предприятия в ресурсах, обеспечивающая непрерывность производства и
реализацию продукции и услуг. За счет внешних источников покрывается
дополнительная потребность в формировании сезонных запасов сырья, материалов,
комплектующих, готовой продукции, покрытие производственных затрат.
Рисунок
2.
Предприятие может обеспечить внутреннее финансирование из имеющихся
оборотных средств за счет лучшего управления, а именно:
· уменьшить дебиторскую задолженность (скорректировать отношения с
покупателями и заказчиками, обеспечить или улучшить контроль за счетами к
оплате, предпринять усилия по сбору просроченной дебиторской задолженности);
· обеспечить более длительный кредит поставщиков;
· снизить уровень материальных запасов (производить экономные
закупки сырья, производить продукцию не на склад, а под заказ).
К источникам внутреннего финансирования относится прибыль, средства фонда
потребления и резервов.
Источники внешнего финансирования
Существуют различные источники внешнего финансирования оборотного
капитала.
Наибольшее распространение получили:
· российские банки - краткосрочный кредит, факторинг, операции с векселями;
· лизинговые компании - аренда имущества;
· инвестиционные фонды - операции с векселями, факторинг;
· предприятия - товарный кредит, толлинг, вексельные расчеты,
взаиморасчеты;
· государство - взаимозачеты, отсрочка налоговых платежей.
· акционеры - расчеты по дивидендам.
Формы краткосрочного внешнего финансирования
Краткосрочные кредиты банков
Краткосрочные кредиты предоставляются предприятиям на платной основе. Для
этого с банками заключаются кредитные договора, где отражаются условия целевого
использования кредитных ресурсов, их обеспеченности, срочности и платности.
Коммерческие банки предоставляют краткосрочные кредиты предоставляются на
срок менее одного года под:
· под залог имущества и ценностей клиента;
· под гарантию или поручительство стороннего юридического или
физического лица.
Существуют бланковые кредиты, которые предоставляются первоклассным
заемщикам без гарантии или поручительства. В качестве обеспечения возвратности
кредита банки принимают имущество клиента, принадлежащее ему на правах собственности,
за исключением имущества, реализация которого запрещена. При кредитовании под
залог имущества учитывается не только его балансовая, но и рыночная или
ликвидная стоимость, которая учитывает возможность быстрой реализации товаров,
ценных бумаг, валюты и др. Краткосрочное банковское финансирование можно
разделить на средства овердрафта и краткосрочные банковские ссуды.
Характеристики овердрафта:
· стоимость зависит от фактической суммы и срока овердрафта;
· суммы финансирования могут превышать существующее
обеспечение;
· гибкость, простота пролонгации договора.
Характеристики краткосрочной ссуды:
· менее гибкая, чем овердрафт;
· более дорогостоящая.
Стоимость овердрафта зависит от суммы средств, находящихся в распоряжении
заемщика в каждый момент времени, а стоимость банковской ссуды остается
постоянной весь период действия кредитного договора. Поэтому, овердрафт
экономически выгоден по сравнению с краткосрочной ссудой, однако он доступен
лишь ограниченному кругу высоконадежных и стабильных предприятий. Для получения
краткосрочных кредитов заемщик предоставляет банку следующие документы,
характеризующие его платежеспособность:
· финансовую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках),
на основе которой определяются показатели рентабельности, ликвидности,
оборачиваемости и другие финансовые коэффициенты.
· технико-экономическое обоснование или бизнес-план, которые
раскрывали бы суть хозяйственной деятельности и подтверждали эффективность
использования ресурсов.
· план маркетинга, по которому оценивается уровень риска с
точки зрения осуществимости предприятием кредитуемого мероприятия или проекта в
целом.
Торговый кредит
Данный кредит предоставляется в товарной форме поставщиками в виде
отсрочки платежа за проданные товары в течение обычной хозяйственной
деятельности. Данная форма кредита является одной из самых распространенных на
территории России. Торговый кредит на первый взгляд кажется бесплатным, однако
он содержит затраты поставщика, связанные с инвестированием в дебиторскую
задолженность. Поставщик, как правило, включает данные расходы в цену, которая
зависит от условий рынка и от взаимных договоренностей сторон. В случаях оплаты
товара по факту или авансом, как правило, поставщиком предоставляется
существенные скидки, поэтому прежде, чем принять торговый кредит, необходимо
определить размер этой скидки и сравнить данный вариант финансирования с
другими формами.
Толлинг - работа на "давальческом сырье". Это способ получения
сырья переработчиком без каких-либо затрат с его стороны, с последующим
возвратом конечного продукта поставщику. Поставщик вознаграждает переработчика
за работу. Вознаграждение может быть виде денежных средств или в виде готовой
продукции. Предприятие - переработчик может прибегнуть к толлингу в случае, если
оно в настоящий момент не имеет других средств для финансирования и способов
приобретения сырья и желает продолжать производственную деятельность, а так же
загрузить производственные мощности, делая нетоллинговые операции более
прибыльными.
Вексель - письменное долговое обязательство установленной законом формы,
выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю),
предоставляющее последнему право требовать с заемщика уплаты суммы, указанной в
векселе, к определенному сроку. Традиционно векселя выписываются для оформления
торгового кредита и применяются как денежный эквивалент для текущих расчетов в
случае нехватки "живых" денежных средств. Помимо выпуска собственных
векселей, предприятие для расчетов с поставщиками может использовать банковские
векселя. Предприятие, осуществляя операции с банковскими векселями, может
получить следующие выгоды:
· предприятие, получившее кредит в форме банковского векселя, может снять
проблему платежеспособности, т.к. вексель стабильного банка более ликвиден, чем
вексель самого предприятия;
· банковские векселя способствуют не только разрешению проблем
неплатежей предприятия, но и увеличению оборотного капитала.
Выгода инвестора от приобретения векселей состоит из:
· экономии по налоговым выплатам: налог на доход, полученный по векселю,
составляет 15%;
· ликвидности вложений, обусловленных срочностью векселя, а так
же наличием вексельного рынка, где возможна реализация векселей или их учет в
банке;
· возможности оплатить им собственные обязательства;
· возможности заложить их и получить кредит.
Факторинг
Продажа дебиторской задолженности компании финансовому институту,
известном как фактор-компания. Трансакция продажи дебиторской задолженности по
сниженной цене специализированной компании - фактору - или финансовой
организации с целью получения средств. При реализации товара в кредит, продавец
может получить незамедлительную оплату от факторингового банка с дисконтом
15-50%, в зависимости от кредитоспособности покупателя и качества товара.
Основное достоинство факторинга - обеспечение оборачиваемости и ликвидности
средств.
Взаиморасчеты
Взаиморасчеты - денежные обязательства между предприятиями, погашаемые
поставкой товаров или услуг при участии двух или более сторон. Несмотря на то,
что взаиморасчеты не денежные операции, любое принятие товара от одной стороны
другой равнозначно краткосрочному займу.
Бартер
Также как и взаиморасчеты, бартер подразумевает погашение денежных
обязательств между предприятиями поставкой или обменом товаров. В России
бартерные операции являются одним из основных источников финансирования. Объем
бартерных операций в России составляет более половины продаж среди крупнейших
предприятий страны.
Краткосрочный лизинг
Аренда на короткий срок может сократить объем инвестиций за счет вложений
в оборудование, необходимое предприятию на ограниченный срок. Оптимальное
финансирование оборотного капитала зависит от качества управления, которое
должно обеспечивать наличие необходимого объема оборотных средств. Под
необходимым объемом оборотных средств понимается такой их размер, который был
бы минимальным, но вполне достаточным для обеспечения нормальной хозяйственной
деятельности в конкретном периоде времени.
Стратегии финансирования оборотных активов
В теории финансового менеджмента принято выделять различные стратегии
финансирования оборотных активов в зависимости от отношения менеджера к выбору
источников покрытия. Известны 4 модели поведения: идеальная, агрессивная,
консервативная, компромиссная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования
сводится к выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных
источников финансирования.
Идеальная модель построена, основываясь на сути категорий "оборотные
активы" и "краткосрочные пассивы". Модель означает, что
оборотные активы по величине совпадают с краткосрочными пассивами, т.е. чистый
оборотный капитал равен нулю. В реальной жизни такая модель практически не
встречается, т.к. предприятие всегда нуждается в некоторой сумме денежных
средств для поддержания текущих расходов. С позиции ликвидности данная модель
наиболее рискована, т.к. предприятие может оказаться перед необходимостью
продажи части основных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности.
Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочный капитал используется как
источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной.
Консервативная модель предполагает, что часть оборотных активов
покрывается долгосрочными пассивами.
Компромиссная модель считается наиболее реальной. Оборотные активы
финансируются за счет долгосрочных источников.
2.5 Эффективное управление кредиторской задолженностью
Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в
первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия
и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности,
разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как
количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с
кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за
плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен
быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также
анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от
выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и
осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в
соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
Стратегический подход.
Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям
обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее
прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо
выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и
использования заемного капитала. Первый основополагающий вопрос, который в
связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет
собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является
количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные
вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности,
макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и
внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей,
кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит
денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и
многое другое). Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе
своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает
максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки
зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами
оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в
различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или
поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на
определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже
собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения
производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по
депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной
точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую
зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера
издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса
является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия,
вторичным. Вывод. Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования
собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач
- максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного
развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения
конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую
устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в
полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников
финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы),
должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом
наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования
заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять
сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
Тактические особенности.
Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных
ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов.
Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:
) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес);
Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей
собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации
безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных,
в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная
дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные
права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в
учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде
процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в
дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность -
возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном
обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует
позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально
собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому
инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых
средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших
первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между
несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об
успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.
) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);
Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из
наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы:
высокий процент, необходимость надежного обеспечения, "создание"
солидных балансовых показателей. Не смотря на "дороговизну" и
"проблематичность" привлечения, возможности банковского кредита (в
отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%.
Если проект, реализуемый компанией действительно "рассчитан" на
конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от
использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате
процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных
кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если
имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица).
Балансовые показатели также обладают некоторой "гибкостью", как в
процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной.
Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием
для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду
наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним
существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с
инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата. 3)
товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);
Основной положительной отличительной чертой данной разновидности
получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный)
способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от
финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и
продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных
условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет
собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой
платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный
"кредит" предоставляется бесплатно, так как договор не
предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо
иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики (и
украинские в том числе) прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом
уровне) принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны
достаточно точно оценивать размеры "упущенной выгоды" от торможения
оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия.
Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может
колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки. Там, где контроль
за недополученной прибылью значительно ослаблен (госпредприятия, крупные
акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием
зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству
или служащим компании.
) использование собственного "экономического превосходства"
Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного
кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования
преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается
в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные
"правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это
зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без
"особых" последствий для собственного "превосходящего"
бизнеса) Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в
сил следующих обстоятельств:
· монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);
· различия в экономических потенциалах совокупные активы
покупателя значительно превосходят активы поставщика;
· маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий
производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть
крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии"
диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств,
так как может оказаться без "нужного" заказчика);
· покупатель "обнаружил" организационные недостатки в
управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете
и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).
Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может
обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая
всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих
периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты и
т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как
"неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать
"чужие" средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет
принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные
сроки.
Заключение
Структура заемного капитала может быть различной в зависимости от
принадлежности предприятия, доступности того или иного источника финансирования
и т.д. Следует отметить, что в современных условиях трансформируемой экономики
на российских предприятиях, как правило, в структуре заемных средств наибольший
удельный вес занимают краткосрочные кредиты банков. По поводу степени
привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют различные мнения.
Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть
достаточно велика. Поскольку в организацию с высокой долей собственного капитала
кредиторы вкладывают средства более охотно, постольку она с большей
вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. В
противоположность данному мнению многим японским компаниям свойственна высокая
доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в среднем на 58% выше,
чем, например, в американских корпорациях. Объясняется тем, что в этих двух
странах инвестиционные потолки имеют совершенно разную природу - в США основной
потолок инвестиций поступает от населения, в Японии - от банков. Поэтому
высокое значение коэффициента концентрации привлеченного капитала
свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о
ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для
японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в
банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам.
В заключение хотелось бы отметить, что для решения
структурированных финансовых проблем в области управления затратами предприятия
использование системного метода структуризации затрат предприятия на основе
сегментационного алгоритма позволит субъекту бизнеса четко формулировать цели
проблемных ситуаций и находить пути их решения через экспертное оценивание и
алгоритмизацию с целью достижения эффективной финансовой политики
хозяйствующего субъекта в условиях динамичной экономической среды. Управление
финансами является составной частью общей системы управления
социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы
отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для
социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами - финансовая устойчивость и
финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической
сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга,
твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства
и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты
управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений,
которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами -
совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами
- финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях
финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие
принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой
финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики
в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.
В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных
отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный
обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм
собственности.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской
Федерации: Части первая, вторая и третья с изменениями и дополнениями от 30
декабря 2004 г.
2. Налоговый кодекс Российской
Федерации: Части 1,2 с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2004 г.
Основная литература:
1. Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм / В.Е.
Адамов, С.Д. Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 352 с.
2. Ефимова О.В. Финансовый анализ: Учебник. - М.
Бухгалтерский учет, 2008, - 319 с.
. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: Теория и
практика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 1016с.
4. Сироткин В.Б. Финансовый менеджмент фирмы/ В.Б.
Сироткин.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 273 с.
5. Финансовый менеджмент: теория и практика:
Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Изд-во «Перспектива», 2007. - 656с.
6. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами.- М.:
Омега-Л, ООО «Эльга», 2011
7. Стоянова Е.С., Финансовый менеджмент. Российская практика.
- М.: изд. "Перспектива", 1995.
. Миронов М.Г., Замедлина Е.А., Жарикова Е.В. Финансовый
менеджмент - М.: изд. «Экзамен», 2004.
. Яблукова Р.З., Финансовый менеджмент в вопросах и ответах.
- М.: изд. «Проспект», 2004.
. Фатхутдинов Р.А., Стратегический менеджмент. - М.: изд.
Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.