увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней.
Принятие данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает возможности превышения доходов над расходами в результате исполнения бюджета. [13. c.42]
Раздел 2. Государственный бюджет - главный финансовый документ страны
2.1 Бюджетная классификация Российской федерации
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и операций публично-правовых образований в бюджетной системе. Она применяется для составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов в бюджетной системе страны. До 2008 г. применяли восемь классификаций, в том числе классификацию доходов, три классификации расходов (экономическую, функциональную и ведомственную), две классификации источников финансирования дефицита государства.
Определение принципов, структуры кодов, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации осуществляются Министерством финансов. В новой бюджетной классификации выделены четыре вида:
классификация доходов бюджетов;
классификация расходов бюджетов;
классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификация операций публично-правовых образований (операций сектора государственного управления)
Базовые позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс. Они едины для всех бюджетов бюджетной системы. Министерство финансов Российской Федерации имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях, что гарантирует единство бюджетного учета и отчетности.
Классификация доходов бюджетов Федерации является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
главный администратор;
вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
подвид доходов;
операции сектора государственного управления.
Главный администратор доходов - это органы государственной власти, Государственных внебюджетных фондов, местного управления, Центральный банк и другие организаций, определяющие перечень подотчетных администраторов доходов бюджета. Он обладает следующими бюджетными полномочиями:
формирует перечень подотчетных администраторов доходов бюджета;
представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета, а также кассового плана;
формирует бюджетную отчетность.
Администраторами поступлений в бюджеты являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банк России, а также бюджетные учреждения. Они осуществляют контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Администраторы осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника. [4. c.79]
Среди таких инструментов одно из главных мест занимают бюджетные резервы, формируемые в бюджетах всех уровней бюджетной системы в форме резервных фондов. Эффективность функционирования бюджетных резервов во многом зависит от быстроты и качества принимаемых решений в случае возникновения непредвиденного события. В этих условиях важно своевременно и правильно оценить сложившуюся ситуацию, следить за динамикой ее изменения и выработать четкий механизм использования бюджетных резервов с целью защиты экономики и социальной сферы соответствующей территории от неблагоприятных последствий, вызванных действием различного рода непредвиденных обстоятельств. Также важно учитывать научно обоснованные характеристики бюджетных расходов, при которых возможно обращение к средствам бюджетных резервов. К ним относятся неожиданный, непериодичный (временный) и неотложный характер бюджетных расходов, возникших в результате наступления непредвиденного события в ходе исполнения бюджета.
В ходе создания и использования средств бюджетных резервов, по мнению Н.С. Шмиголя, представляется важным, прежде всего, принимать во внимание их экономическую природу. Особенностью бюджетных резервов является то, что источником их формирования служат бюджетные средства, аккумулируемые в бюджетном фонде.
Недавний глобальный финансовый кризис и не проходящая до настоящего момента угроза его новой волны обусловливают необходимость и целесообразность исследования эффективности бюджетных расходов на региональном уровне, где в российских условиях они являются приоритетным источником финансирования экономики. Согласно принципам бюджетного финансирования следует добиваться получения максимального эффекта при минимуме затрат. То есть бюджетные средства могут предоставляться только при условии обеспечения высокой результативности их использования. Этот эффект может выражаться как в решении основных задач социально-экономического развития страны, так и в увеличении обратного притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.
В среднесрочной перспективе необходимо осуществить действия по следующим направлениям.
. Минимизация бюджетных рисков. Бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза. Необходимо на практике реализовать принцип безусловного исполнения действующих расходных обязательств, ряд из которых остается недооцененным. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых для их исполнения не только в очередном году и плановом периоде, но и за его пределами. В связи с этим остается актуальной задача по расширению горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования. Трехлетние экономические прогнозы и бюджеты должны разрабатываться в рамках средне - и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет. Кроме того, необходимо провести тщательный анализ текущих условных обязательств, оценить их объемы и продумать подходы к снижению бюджетных рисков, вызванных этими обязательствами.
. Эффективное управление средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда. Необходимо сохранить бюджетные резервы в форме средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему. Следует рассмотреть возможности по сдерживанию темпов расходования средств Резервного фонда. Цель Фонда национального благосостояния изначально формулировалась как обеспечение стабильности бюджетной системы, в том числе поддержка пенсионной системы, на долгосрочный период. Для достижения этой цели необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального благосостояния на решение текущих экономических задач. Следует также сформировать на долговременной основе эффективный механизм управления средствами Фонда, их надежного инвестирования. Предлагаю рассмотреть вопрос о создании в этих целях специализированного государственного агентства.
. Обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета. Все необходимые меры для организации исполнения федерального бюджета должны приниматься до начала финансового года. Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности связанные с реализацией антикризисных мер, должны приниматься и реализовываться максимально оперативно.
. Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств. Организации ритмичного исполнения бюджета могло бы способствовать укрупнение утверждаемой законом ведомственной структуры расходов с возможностью ее детализации при формировании и ведении сводной бюджетной росписи, а также предоставление права главным распорядителям бюджетных средств на ведение своих бюджетных росписей. В то же время расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины. В связи с этим необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, использовать ее результаты при оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.
. Совершенствование государственного и муниципального контроля. Должны быть кардинально изменены подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении. Необходимо четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе.
. Повышение эффективности использования ресурсов в государственном секторе. Нужно создать стимулы для повышения эффективности использования трудовых и материальных ресурсов в государственном секторе экономики, включая бюджетную сферу.
. Совершенствование механизмов оказания государственной помощи организациям. Государственная помощь организациям должна представлять собой механизм рефинансирования долговых обязательств, а не переход на государственное финансирование. Необходимо замещение, где это возможно, механизмов прямого бюджетного финансирования увеличения уставных капиталов организаций рыночными инструментами привлечения денежных средств.
. Внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования.
Совершенствование в рамках нового формата бюджета различных инструментов программно-целевого планирования (федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов, проектов Основных направлений деятельности Правительства РФ), а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета, - все это позволит более четко определить приоритеты, цели и результаты использования бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие их достижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов. [5. c.183]
2.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.
В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:
при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) его дефицита;
при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищенных статей) в течение оставшегося времени текущего финансового года (по защищенным статьям гарантируются производство расходов в полном объеме).
Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним относятся статьи, предусматривающие выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопления, освещение и др.
привлечение средств путем выпуска займов (государственных и местных) и использованием кредитов.
Государственные заимствования РФ - займы, кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования выражены в иностранной валюте, внутренние в валюте РФ. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Дефицит субъекта на должен превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъектов РФ без учета финансовой помощи субъектов РФ. Местного не более 10 процентов дохода.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджет на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Источники финансирования дефицита федерального бюджета:
. внутренние источники:
кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ
государственный займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней
поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности
. внешние источники:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Для бюджета субъектов и местных бюджетов источники аналогичны, только выпуск ценных бумаг от имени соответствующего субъекта. [11. c.581]
2.3 Государственное регулирование бюджета
Бюджетное регулирование - это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях. [9. c.163]
Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:
. перераспределение самих бюджетных источников;
. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.
Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доход.
Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК РФ. [1]
Регулирующие доходы - совокупность денежных средств передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы ниже стоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов зачисляемые в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений устанавливаемых при утверждении выше стоящего бюджета.
Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки (ст.44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в следующих инструментах бюджетного регулирования:
. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст.6 БК РФ).
. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст.6 БК РФ).
В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.
. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст.6 БК РФ).
. Нормативно-долевая дотация (трансферт) - сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процентах) субъектов Федерации или муниципальных образований в указанных фондах.
. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Заключение
Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Данному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать.
Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.
Главным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя денежные ресурсы между отдельными социальными группами, а также изменяет структуру накоплений субъектов хозяйствования.
Список использованных источников
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 - ФЗ.
2.Абалкин Л.И., "Экономическая энциклопедия", М: "Экономика", 2006, 461с.
.Афанасьева М. П Бюджет и бюджетная система: учебник. - Москва: Юрайт, 2010. - 776 с.
.Воронин Ю., "Приоритеты бюджетной политики", экономист, 2002, - 167с.
.Годин А.М. Бюджет и бюджетная система РФ. - М.: Дашков и К., 2001. - 293с.
.Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета. Финансы. 2004, - 482с.
.Лемещенко П.С. Современная политическая экономия: учебное пособие - Минск, 2005.476с.
8.Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 113с.
9.Морозовой Т.Г. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.
.Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской федерации: учебник - Москва: Дашков и К, 2011. - 333 с.
.Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции. Экономист. - 2006. №1.671с.
.Силуанов А. Г, "Федеральный бюджет и экономическая политика". Финансы: 2005, - 321с.
.Соколова О. В, "Финансы, деньги, бюджет, кредит", М: 2002, - 102с.
14.Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 408с.
15.Швецов А, "Системные преобразования местных бюджетов". Вопросы экономики: 2000, 359с.
.Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. - М.: 2008. - 286 с.
17.https: // ru. wikipedia.org <https://ru.wikipedia.org>
.<http://www.aup.ru>