в налоговой политике начал действовать механизм реализации Налогового кодекса. Тем не менее его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не было простым и быстрым, любые положение Налогового кодекса вводятся постепенно и в настоящее время. Основные его идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Была введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует общемировой практике. Появилось понятие совокупного годового дохода из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением. Значительно упростили порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок до пяти лет. Короче говоря, внесены существенные изменения во все части налогового законодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социального положения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режима налогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение. В бюджет страны поступают также и другие налоговые платежи. К ним относятся с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять в ближайшие годы важное место в общей сумме бюджетных поступлений.
2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство Республики Казахстан
Под бюджетным устройством понимается организация государственного бюджета, как с экономической, так и организационно-правовой точки зрения. То есть сюда включаются состав и структура внутренних подразделений государственного бюджета, функциональное разграничение сфер их использования, соподчиненность, взаимодействие, а также правовая и процедурная сторона организации бюджета. Иначе говоря, бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Поскольку государство имеет административно-территориальное деление и соответственно этому уровни власти и управления, то существуют бюджеты различных уровней, между которыми имеется взаимосвязь, и они объединены в единую бюджетную систему.
Бюджетная система представляет собой совокупность всех видов бюджетов и внебюджетных фондов, находящихся в определенной взаимосвязи и основанных на экономических отношениях и юридических нормах.
Бюджетная система Республики Казахстан - это есть «совокупность бюджетов и Национального фонда, а также бюджетных процессов и отношений».
Бюджетная система Республики Казахстан как унитарного государства является двухзвенным: республиканское звено и местное звено. Каждому звену бюджетной системы соответствуют свои виды самостоятельных бюджетов:
республиканский бюджет;
областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;
бюджет района (города областного значения).
Таким образом, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят республиканский бюджет и местные бюджеты, представленные областными бюджетами, бюджетами городов различных уровней и бюджетов районов. Свод республиканского и местных бюджетов (без учета взаимопогашаемых операций между ними) образует государственный бюджет.
Если говорить об уровневой структуре бюджетной системы Республики Казахстан, то в ней выделяют следующие три уровня:
- республиканский бюджет;
- областной бюджет, бюджет города республиканского значения и столицы;
- бюджет района (города областного значения).
Республиканский бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики.
Республиканский бюджет на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. Финансовый год в Казахстане совпадает с календарным годом, то есть начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
Областной бюджет, бюджет города республиканского значения и столицы представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы.
Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения).
Бюджет района (города областного значения) на соответствующий финансовый год утверждается решением маслихата района (города областного значения).
В особых случаях действует чрезвычайный государственный бюджет. В частности, в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан вводится чрезвычайный государственный бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов. Иначе говоря, основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории Республики Казахстан чрезвычайного или военного положения.
Чрезвычайный государственный бюджет разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и утверждается Указом Президента Республики Казахстан. Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.
Также бюджетным законодательством определено, что чрезвычайный государственный бюджет может вводиться в случаях введения чрезвычайного положения на территории нескольких регионов Республики Казахстан одновременно и когда его последствия могут создать реальную угрозу национальным интересам и экономической безопасности республики.
В бюджетной системе важная роль отводится Национальному фонду Республики Казахстан.
Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. фонд
Назначение Национального фонда состоит в обеспечении стабильного социально-экономического развития государства, накоплении финансовых активов и иного имущества, снижении зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.
Национальный фонд выполняет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. На процесс формирования и использования Национального фонда влияют ряд факторов:
конъюнктура мировых и внутренних товарных и финансовых рынков;
экономическая ситуация в республике и за рубежом;
приоритеты социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности.
Поступления и расходование средств Национального фонда производятся в национальной и иностранной валюте. Учет и отчетность по операциям Национального фонда осуществляются в национальной валюте. Источниками формирования Национального фонда являются:
) поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, к которым относятся поступления:
а) прямых налогов от предприятий нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), в том числе: корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль; роялти, бонусы, доля по разделу продукции; рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат;
б) от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
в) от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения; инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Республики Казахстан; иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
При Президенте РК создан консультативно-совещательный орган - Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, который вырабатывает предложения по эффективному использованию средств Национального фонда Республики Казахстан, его размещению в зарубежные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов. Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан.
На Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан возложены следующие функции:
) выработка предложений по повышению эффективности формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан; 2) рассмотрение и выработка предложений по объемам и направлениям использования Национального фонда Республики Казахстан;
) выработка предложений по перечню разрешенных зарубежных финансовых инструментов, за исключением нематериальных активов, для размещения Национального фонда Республики Казахстан.
2.2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета
Статья 17. Государственный бюджет
. В установленные Правительством Республики Казахстан сроки Министерство финансов Республики Казахстан:
на основе долгосрочного Прогноза экономического развития, совместно с Национальным банком Республики Казахстан разрабатывает стратегию государственного и гарантированного государством заимствования на предстоящий 10-летний период, в соответствии с которой уполномоченным органом - Правительством Республики Казахстан совместно с Министерством финансов РК разрабатывается Программа государственных инвестиций на 3-летний период;
представляет в Правительство Республики Казахстан основные направления налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год, разработанные на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, оценки текущего исполнения бюджета, макроэкономических показателей стратегии заимствования, денежно-кредитной политики и программы государственных инвестиций.
. В соответствии с основными направлениями налогово-бюджетной политики Правительство Республики Казахстан определяет лимиты расходования средств государственного бюджета по функциональным группам.
. Правительство Республики Казахстан уточняет:
перечень государственных программ по функциональным группам;
центральные и местные исполнительные органы, ответственные за выполнение государственных программ.
. Министерство финансов Республики Казахстан в пределах лимитов по функциональным группам доводит лимиты расходования средств государственного бюджета до государственных учреждений-администраторов государственных и местных программ.
. Государственные учреждения-администраторы республиканских программ в пределах доведенных лимитов по функциональным группам:
разрабатывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из республиканского бюджета, и представляют их в Министерство финансов РК;
распределяют по областям лимиты по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов в установленном законодательством порядке; -согласовывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, с местными исполнительными органами;
представляют бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, в территориальном разрезе в Министерство финансов Республики Казахстан.
. Акимы областей и городов Астаны и Алматы:
определяют перечень местных программ по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан;
разрабатывают бюджетные заявки по местным программам в пределах доведенных лимитов и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан.
. Министерство финансов Республики Казахстан:
согласно основным направлениям налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год совместно с Акимами областей (городов Астаны и Алматы) определяет прогнозы доходной части государственного бюджета по видам поступлений в территориальном разрезе;
на основе бюджетных заявок и перечня государственных и местных программ разрабатывает прогноз расходной части государственного бюджета на предстоящий финансовый год с разделением на республиканский и местные бюджеты;
разрабатывает нормативы отчислений от государственных налогов и объемы трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности бюджетов областей (городов Астаны и Алматы);
разрабатывает и представляет прогноз государственного бюджета на предстоящий финансовый год в Правительство РК для одобрения.
Статья 18. Республиканский бюджет
Закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год должен содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения ранее выданных из бюджета кредитов, расходов, кредитования и дефицита бюджета;
перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в республиканский и местные бюджеты;
нормативы отчислений от общегосударственных налогов и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из республиканского бюджета в бюджеты областей (городов Астаны и Алматы);
величины месячных минимальных заработных плат и месячных расчетных показателей по кварталам;
размер резервов Правительства Республики Казахстан с выделением суммы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера; -суммы погашения и обслуживания внешних займов, ранее полученных под государственные гарантии РК;
лимит государственного долга;
лимит предоставления государственных гарантий Республики Казахстан на предстоящий финансовый год;
перечень предельных расходов по функциональным группам, государственным учреждениям-администраторам программ и подпрограммам;
перечень республиканских программ, финансируемых из республиканского бюджета, не подлежащих секвестированию в процессе исполнения республиканского бюджета на предстоящий финансовый год.
Статья 19. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год разрабатывается по поручению Правительства Республики Казахстан Министерством финансов РК и представляется Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
Обсуждение начинается с доклада Министра финансов, Председателя Национального банка РК, других уполномоченных Правительством лиц, а также лиц, уполномоченных палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу.
Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне программ на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не позднее 15 декабря отчетного года.
В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту РК расчеты направления средств на уровне подпрограмм.
В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент РК издает Указ "О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего финансового года", который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
Статья 20. Порядок уточнения республиканского бюджета
Уточнение республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив, согласно действующему законодательству, в порядке и на условиях настоящего Закона.
Статья 21. Местные бюджеты
.Составление местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан.
.Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов.
.Местные исполнительные органы для разработки прогнозов бюджетов областей и городов Астаны и Алматы:
формируют доходную часть в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов РК прогнозов поступлений и доведенных Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, и объемов трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности их бюджетов с учетом законодательства о СЭЗ;
формируют расходную часть на основе согласованных с соответствующими центральными исполнительными органами государственных программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ;
определяют нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
согласовывают лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва с Министерством финансов Республики Казахстан;
представляют прогноз бюджетов областей (городов Астаны и Алматы) в Министерство финансов Республики Казахстан для согласования на предмет соответствия параметрам прогноза государственного бюджета.
.Решение Маслихата о местном бюджете на предстоящий финансовый год должно содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, расходов, чистого кредитования;
перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в местные бюджеты в соответствии с законом о республиканском бюджете;
нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
размер резервов местных исполнительных органов с выделением сумм на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местного значения;
лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва областных бюджетов и бюджетов городов Астаны и Алматы;
размеры средств по программам среднего образования и здравоохранения, которые должны быть не ниже соответствующих объемов, указанных в законе о республиканском бюджете на соответствующий год;
перечень республиканских программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ, сгруппированных в соответствии с функциональной бюджетной классификацией, и их объемы;
перечень республиканских и местных программ, финансируемых из местного бюджета, не подлежащих секвестированию в процессе исполнения местного бюджета на предстоящий финансовый год;
.Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс утверждения и исполнения низовых бюджетов не допускается.
.Местным исполнительным органам запрещается выдавать гарантии за счет средств местных бюджетов. 7.Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджетов и вносят на рассмотрение соответствующего маслихата проект областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению.
.Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего маслихата, который не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета. Бюджеты СЭЗ утверждаются в сроки, установленные настоящим пунктом.
.До утверждения местного бюджета соответствующими Маслихатами на предстоящий финансовый год исполнение бюджета 1 квартала осуществляется в размере 1/4 части проекта годового бюджета на предстоящий финансовый год.
3. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
.1 О республиканском бюджете на 2015-2017 годы
Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2015-2017 годы согласно приложениям 1 <#"justify">1) доходы - 5 874 940 963 тысяч тенге, в том числе по:
налоговым поступлениям - 3 064 822 209 тысяч тенге;
неналоговым поступлениям - 145 596 084 тысячи тенге;
поступлениям от продажи основного капитала - 9 508 247 тысяч тенге;
поступлениям трансфертов - 2 655 014 423 тысячи тенге;
) затраты - 6 864 195 556 тысяч тенге;
) чистое бюджетное кредитование - 78 361 053 тысяч тенге, в том числе:
бюджетные кредиты - 190 476 745 тысяч тенге;
погашение бюджетных кредитов - 112 115 692 тысячи тенге;
) сальдо по операциям с финансовыми активами - 188 864 239 тысяч тенге, в том числе:
приобретение финансовых активов - 189 814 239 тысяч тенге;
поступления от продажи финансовых активов государства - 950 000 тысяч тенге;
) финансирование дефицита бюджета - 1 256 479 885 тысяч тенге.
Статья 2. Предусмотреть в республиканском бюджете на 2015 год поступления арендных плат за пользование Российской Федерацией комплексом «Байконур» в сумме 21 275 000 тысяч тенге и военными полигонами в сумме 4 585 410 тысяч тенге.
Статья 3. Утвердить объемы поступлений в бюджет на 2015 год, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, согласно приложению 4 <#"justify">3.2 Организация бюджетного процесса Республики Казахстан
Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением и утверждению отчетов об исполнении бюджетов.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе Республики Казахстан», Законом о республиканском бюджете, иными законами республики, а также решениями органов исполнительной власти. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов - функции Парламента и местных Маслихатов. Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов устанавливаются Министерством финансов.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и программ развития территорий и целевых программ, на основании ежегодного послания Президента народу Казахстана, параметров индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, принимаемого Правительством.
Органы исполнительной власти вносят предложения в соответствующие представительные органы о постатейном установлении бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов органами государственной налоговой службы. Для разработки проекта государственного бюджета и определения параметров местных бюджетов на предстоящий финансовый год используется проект консолидированного финансового баланса государства, который включает государственный бюджет (республиканский и местный бюджеты) и внебюджетные фонды. В нем показываются финансовые ресурсы государства для реализации основных направлений бюджетной политики на предстоящий год, и отражается взаимосвязь показателей бюджетной системы и остальных секторов экономики. Эту работу проводит Министерство финансов, которое затем подготавливает проект республиканского бюджета на основе одобренных Правительством основных направлений бюджетной политики и проекта консолидированного финансового баланса государства в соответствии с бюджетной классификацией и проект Закона о республиканском бюджете.
В проекте закона о республиканском бюджете указываются суммы всех видов поступлений, нормативы распределения регулирующих общегосударственных налогов, а также предельные размеры расходов по функциональным группам согласно бюджетной классификации, с указанием размера дефицита и источников его покрытия. Проекты республиканского бюджета и закона о нем представляются Министерством финансов на рассмотрение Правительству.
Одобренный Правительством проект закона о республиканском бюджете со всеми приложениями не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому, вносится на рассмотрение Парламента Республики Казахстан.
С докладом по проекту республиканского бюджета по поручению Правительства на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан выступает министр финансов Республики Казахстан и с содокладами - министр экономики Республики Казахстан и председатель Национального банка Республики Казахстан.
В случае, если к 15 декабря текущего финансового года республиканский бюджет на предстоящий финансовый год не утвержден, Президент Республики Казахстан вправе принять Указ о республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года, действующий до принятия Парламентом Закона о республиканском бюджете.
Уточнение республиканского бюджета Парламентом Республики Казахстан в течение года осуществляется на основании предложений Правительства. Уточнение производится в порядке и на условиях, принятых для утверждения бюджета.
Составление, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан.
Министерство финансов Республики Казахстан не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому, сообщает местным исполнительным органам (областей и городов республиканского подчинения), проектируемые размеры отчислений в доходы их бюджетов от общегосударственных налогов, суммы средств из республиканского бюджета на финансирование общегосударственных программ, суммы трансфертов и кредитов, предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления местных органов.
На основе сообщенных показателей и своих прогнозных данных по основным параметрам бюджетов областей и городов республиканского значения местные исполнительные органы самостоятельно составляют свои бюджеты. Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов. Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс составления, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается.
Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами областей и городов областного значения и бюджетами районов производится областными, представительными органами в соответствии с их решениями об областном (городском) бюджете на финансовый год. Объем официальных трансфертов, предоставляемых в виде субвенции из республиканского бюджета нижестоящим бюджетам для реализации конкретных программ по функциональным группам, определяется в Законе о республиканском бюджете. В местных бюджетах образуется оборотный резерв наличности за счет остатка средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который используется местными исполнительными органами для управления ликвидностью в течение финансового года. Размер оборотного резерва наличности определяется при утверждении соответствующих местных бюджетов.
Акимы областей и городов республиканского значения не позднее 2-недельного срока после вступления в силу Закона о республиканском бюджете на финансовый год вносят на рассмотрение соответствующего маслихата проект областного и городского (городов республиканского значения) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению.
Акимы районов и городов (областного значения) в 2-недельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего Маслихата, который не позднее аналогичного срока принимает решение об утверждении бюджета.
Исполнение республиканского бюджета организует Правительство Республики Казахстан. Организации в соответствии с бюджетными назначениями производят расходы на основании казначейского разрешения, выдаваемого Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан вправе не выделять бюджетные средства, отзывать и запрещать их расходование в случае непредоставления сметы расходов на соответствующий финансовый год и нецелевого или неэффективного использования выделенных средств.
Все государственные органы обязаны предоставлять Министерству финансов Республики Казахстан в установленные им сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета. Правительство Республики Казахстан имеет право в процессе исполнения бюджета перераспределять ассигнования, связанные с мероприятиями по совершенствованию структуры и функций бюджетных организаций.
Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Министерства финансов Республики Казахстан переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую.
Если в ходе исполнения бюджета центральными государственными органами принимаются акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы бюджетов областей и городов республиканского значения, или возмещаются потери за счет средств республиканского бюджета при уменьшении их расходов или увеличении доходов уменьшаются субвенции, а при их отсутствии - относятся на взаиморасчет.
Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах в истекшем году, а также сумм перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджета текущего года могут направляться Правительством Республики Казахстан на финансирование дополнительных расходов, возникших в процессе исполнения бюджета.
Местные исполнительные органы организуют исполнение бюджета соответствующих административно-территориальных единиц, обеспечивают поступление всех предусмотренных по бюджету доходов, эффективное и целевое расходование бюджетных средств.
Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов областного значения и бюджетов районов, которая составляется в пределах сумм утвержденных бюджетов. Местные финансовые органы имеют право приостанавливать финансирование или отзывать выделенные бюджетные средства в случае нецелевого или неэффективного их использования. Организации, содержащиеся за счет местного бюджета, могут с согласия местных финансовых органов переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую.
При утверждении областного и городского (городов республиканского значения) бюджетов наравне с низовыми бюджетами рассматриваются и взаимоотношения с бюджетами специальных экономических зон, расположенных на территории соответствующей области и в черте городов республиканского значения.
Взаимоотношения бюджета специальной экономической зоны с местным бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в бюджет специальной экономической зоны, установленный в положении о специальной экономической зоне и учтенный в соответствующем местном бюджете на очередной год, но в пределах сумм отчислений от общегосударственных налогов и сборов для области, городов республиканского значения, определенных по закону о республиканском бюджете.
Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами принимаются нормативные акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов; при уменьшении расходов или увеличении доходов нижестоящих бюджетов соответствующие суммы передаются в вышестоящий бюджет или производится соответствующее уменьшение суммы субвенций. Аналогичный порядок действует и во взаимоотношениях республиканского бюджета с местными бюджетами. Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах в истекшем году, а также сумм перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджета текущего года, могут направляться по решению исполнительных органов на финансирование дополнительных расходов, возникших в процессе исполнения бюджета. Отчетность об исполнении бюджета, то есть составление месячных, квартальных и годового отчетов по доходам и расходам республиканского бюджета, обеспечивает Министерство финансов Республики Казахстан. Правительство, либо по его поручению Министерство финансов, представляет годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год Парламенту, а также месячную и квартальную информацию о ходе исполнения республиканского бюджета.
Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчет об исполнении бюджета вышестоящему исполнительному и представительным органам для утверждения в сроки, определенные для представления проекта решения исполнительного органа о местном бюджете на предстоящий год.
Министерство финансов республики ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству.
Контроль за правильностью составления, утверждения и эффективным и целевым использованием бюджетных средств министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, вне зависимости от форм собственности, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными подразделениями.
Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета осуществляется контроль за исполнением республиканского бюджета. Контроль за формированием и исполнением местных бюджетов осуществляется ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов.
Порядок проведения ревизий и проверок планирования и использования средств республиканского и местных бюджетов определяется Министерством финансов Республики Казахстан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ экономики Казахстана за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в казахстанских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
государственный бюджет финансовый республиканский
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Зейнельгабдин А.Б. Закон «О бюджетной системе Республики Казахстан - основа реформирования финансовой системы//Экономика Казахстана. - 1997. - 15 с.
[2] Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета // - М.: Экономист, 2006.- 57 с.
[3] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах) М.: ИНФРА-М, 2000. - 147 с.
[4] Петров В.А. Финансовые механизмы экономического роста бюджета. // Финансы. 1999.- 97 с.
[5] Ильясов К.К., Зейнельгабдин А.Б., Саткалиева В.А. Государственный бюджет. - Алматы: РИК, 1994. - 68 с.
[6] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. М: Финансы и статистика, 2000.- 114 с.
[7] Носков А.И. Государственный бюджет. М.: Прогресс, 1998. - 25 с.
[8] Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл. деят. науки РК, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина.- 4-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2008.- 100 с.
[9] Рид Э. Коммерческие банки / Пер. с англ., М.: Прогресс, 1983.- 80 с.
[10] Финансы. Учеб. Пособие / Под ред. Т.М. Ковалевой. Самара, 2005.- 78 с.
[11] Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2008.- 125 с.
[12] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах) М.: ИНФРА-М, 2000. - 170 с.
[13] По материалам книги Роберта В. Колба, Риккардо Дж. Родригеса «Финансовые институты и рынки».- 58 с.
[14] Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. - М.: ДИС, 1997.- 94 с.
[15] Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: Учебное пособие. - А.: Университет «Кайнар», 1994. - 54 с.
[16] Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебник в 2 кн. -М.: Гуманит.изд. центр ВЛДОС, 1996. - 74 с.
[17] www.federalreserve.gov <#"justify">[21] Курс экономики: Учебник/ Финансы /Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1998. - 8 с.
[22] Основы финансов: Учеб. пособие / Б.С. Войтешенко, В.В. Козловский, Т.Д. Брежнева и др.; Под ред. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1997. - 64 с.
[23] Тавасиев A.M. Управление и технологии. 2-е изд. Учебник. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005 г. - 17 с.
[24] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 29 с.
[25] Финансы / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. - М.: «Перспектива», «Юрайт», 2000. - 47 с.