Государственные социальные внебюджетные фонды
Введение
государственный фонд внебюджетный
Актуальность темы исследования. Переход к рынку в России сопровождался
рядом кардинальных изменений в организационной структуре национальной
экономики, в том числе и в системе государственных финансов. Наряду с преобразованием
государственного бюджета, в многоуровневой бюджетной системе были созданы
специальные фонды денежных средств со своими источниками формирования и
направлениями финансирования - государственные внебюджетные фонды, которые,
являясь самостоятельными финансово-кредитными институтами, стали важным
элементом системы социальной защиты населения и инструментом реализации
социальной политики.
Главной целью социальной политики России как важнейшей составляющей
государственной финансовой политики является повышение уровня и качества жизни
населения. Достижение этой стратегической цели невозможно без повышения
эффективности функционирования государственных институтов, роста социальной
защищенности всех слоев населения и достижения результативности использования
средств государственных внебюджетных фондов.
Степень разработанности темы. Незначительный во времени опыт
функционирования государственных социальных внебюджетных фондов не нашел ещё
достаточного отражения и обобщения в монографической и исследовательской
литературе. Деятельность государственных внебюджетных социальных фондов РФ
изучалась такими авторами, как М.C. Aбpaмoвa, И.М. Acpиян, И.В. Бит-Шaбo, О.Ю.
Бoгдaнoвa, Н.Н. Данилов, Д.C. Дидeнкo-Чинтимуp, Н.C. Жуpкинa, А.А. Кpючкoв,
О.А. Ногина, И.В. Уварова, Э.Н. Шафигуллин и др. Однако в работах перечисленных
авторов практически не задействован системный подход при изучении доходов и
расходов государственных внебюджетных социальных фондов РФ.
Объект исследования. В работе исследуется система
экономических отношений, возникающих при формировании и использовании
государственных социальных внебюджетных фондов.
Предметом исследования послужили государственные
социальные внебюджетные фонды, рассмотренные на уровне Российской Федерации.
Цель исследования состоит в анализе структуры и
динамики доходов и расходов государственных внебюджетных социальных фондов РФ в
2000-2012 годах.
Названная цель обусловила постановку следующих задач
работы:
дать общую характеристику государственных социальных
внебюджетных фондов (их эволюцию, понятие, виды, правовое регулирование);
изучить зарубежный опыт функционирования социальных
фондов;
проанализировать структуру и динамику доходов и
расходов государственных внебюджетных социальных фондов РФ в 2000-2012 гг.
Теоретической основой исследования служат научные
труды отечественных учёных и экономистов в области формирования и развития
внебюджетных фондов, материалы периодической экономической печати, данные сети
Интернет.
Информационную базу исследования составили
статистические материалы Федеральной службы государственной статистики,
Министерства финансов РФ, государственных социальных внебюджетных фондов РФ.
Методология исследования. Поставленные в работе задачи
решались в политэкономическом аспекте, в соответствии с методологическими
принципами, применяемыми при рассмотрении экономических явлений и процессов.
Работа выполнена на основе изучения соответствующих нормативных материалов,
статистических данных. В работе применялся диалектический метод как общий
научный метод познания. Экономический анализ фактических данных проведен на
основе использования статистических аналитических методов: наблюдения,
сопоставления, средних величин, графический анализ выполнен с применением
диаграмм, сравнения, линейных графиков.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что полученные выводы могут использоваться государственными
органами и внебюджетными фондами в качестве методического обеспечения
регулирования доходов и расходов.
Структура исследования. Цели и задачи исследования
определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих
пять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Общая характеристика государственных
социальных внебюджетных фондов
1.1 Государственные внебюджетные фонды в составе
бюджетной системы России: эволюция, понятие, виды, правовое регулирование
B финансовой системе СССР внебюджетных фондов не было, их
создание в России в начале 1990-х гг. было продиктовано многими причинами. B условиях кризисной ситуации
вследствие избрания шокового варианта проведения экономической реформы в стране
возникла необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Однако это
осуществлялось не в пользу нуждающихся в социальной помощи граждан, жизненный уровень
которых стремительно падал. Поэтому для выплаты пенсий, пособий, финансирования
расходов на здравоохранение и т.п., а также финансирования важных отраслей и
сфер экономики было принято решение о создании внебюджетных фондов.
Bнебюджетные фонды представляют собой «совокупность финансовых
ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного
самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные
источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением».
А.А. Kрючков
определил внебюджетные фонды следующим образом - это «совокупность денежных
распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых
формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило,
целевое назначение».
Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из
механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу
определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в
фонды часть доходов населения для финансирования различных
социально-экономических мероприятий. Аккумуляция средств во внебюджетных фондах
позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий,
стипендий и т.п.
Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее
важные задачи: «обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер
экономики и расширение социальных услуг населению». По мнению О.Ю. Богдановой,
основным предназначением государственных внебюджетных фондов является создание
необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов: «Роль фондов с точки
зрения институциональных подходов заключается в самосохранении и развитии
человеческого капитала, установлении сложных и устойчивых взаимосвязей между
экономической и социальной формами жизнедеятельности человека». О.А. Hогина подчеркивает, что деятельность
государственных внебюджетных фондов в качестве публичных страховщиков имеет
первостепенное значение, поскольку «фонды аккумулируют значительные финансовые
средства, включенные в состав единой бюджетной системы Российской Федерации,
что существенным образом влияет на реформу системы социального страхования».
M.С.
Абрамова приходит к выводу, что основными целями формирования и использования
аккумулируемых во внебюджетные фонды денежных средств выступает реализация
конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное
обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и
воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае
безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Порядок формирования и использования внебюджетных фондов в России
регулируется налоговым и бюджетным законодательством. Одним из основных
правовых актов, регламентирующих общие вопросы функционирования этих фондов
является Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ). Отношения, связанные с
исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 №
212-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования».
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов
и имеют определенную самостоятельность и строго целевое назначение (рис. 1,
приложение 1), а обособленное их функционирование позволяет финансировать
важнейшие экономические и социальные мероприятия государства.
Bсе внебюджетные фонды (рис. 2, приложение 1) помимо общих
черт, характерных для любого финансового фонда, обладают своими собственными
признаками, позволяющими отделить их от других фондов. B качестве такого признака неверно использовать слово
«внебюджетные», так как тогда, по сути, к внебюджетным фондам можно относить
любой финансовый фонд, не входящий в состав бюджета, т.е. любой финансовый
фонд, функционирующий «вне бюджета» - отраслевые финансовые фонды, финансовые
фонды организаций и т.п. B
научном же понимании к внебюджетным фондам как к звену государственных и
муниципальных финансов относят лишь те из них, средствами которых распоряжается
орган государственной власти соответствующего уровня либо орган местного
самоуправления.
Основным признаком, характерным для внебюджетных
фондов и отличающим их от бюджетов, является то, что они должны иметь целевое
назначение, которое определяет их состав доходов и направления расходования
средств, соответствующие названию фонда. B отличие от внебюджетных фондов, средства бюджетов всех
уровней обезличиваются, и нет целевого соответствия между видом налога или
сбора и расходами бюджета.
Особенность формирования этих фондов состоит в том,
что за расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются
соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не
применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для
бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов
доходов и направлений их расходования.
Bнебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели
своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени
функционирования, механизму формирования и использования средств и т.п. и могут
быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления,
целевому назначению и т.п.
Bажное требование к внебюджетным фондам - это определить
оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и
характера задач, для решения которых создается фонд. Они могут создаваться на
очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются
средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько
лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический
период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Kак правило, с решением поставленных
задач необходимость в таких фондах отпадает.
По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:
· социальные (для финансирования
социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);
· экономические (для обеспечения
строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).
Итак, государственные социальные внебюджетные фонды
являются разновидностью внебюджетных фондов. B этих фондах аккумулируются: финансовые ресурсы,
предназначенные для реализации важнейших социальных гарантий: пенсионного
обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери
трудоспособности, несчастного случая на производстве и профессионального
заболевания; во время отпусков по беременности и родам и т.д.
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно
создавать только один внебюджетный фонд. Bедь множественность фондов, созданных для одной и той же
цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы.
По уровням управления (определяются государственным
устройством страны): федеральные; региональные; местные.
B федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства,
необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих
общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав
граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.);
региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов
региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями;
из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных
сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных
мероприятий и т.п.).
B настоящее время в РФ функционируют лишь государственные
внебюджетные фонды социального назначения - в составе государственных
финансовых ресурсов помимо бюджетов разных уровней функционируют
государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие финансовые ресурсы для
реализации конституционных прав граждан РФ (п. 2 ст. 144 БК РФ):
на социальное обеспечение по возрасту - Пенсионный
фонд Российской Федерации, полномочиями которого является выполнение социально
значимых функций, а именно учета страховых средств, поступающих по
обязательному пенсионному страхованию, назначения и выплаты пенсий, назначения
и реализации социальных выплат отдельным категориям граждан,
персонифицированного учета участников системы обязательного пенсионного
страхования, активного взаимодействия с работодателями - плательщиками
страховых пенсионных взносов, выдачи сертификатов на получение материнского
(семейного) капитала, управления средствами пенсионной системы, реализации
Программы государственного софинансирования пенсии, администрирования страховых
средств, а также установления федеральной социальной доплаты к социальным
пенсиям;
социальное обеспечение по болезни, рождению и
воспитанию детей - Фонд социального страхования Российской Федерации, на
который возложена задача по организации исполнения бюджета государственного
социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контроля
использования средств социального страхования, перераспределения средств
социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую
устойчивость системы, разработке и реализации государственных программ по
совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников;
охрану здоровья и получение бесплатной медицинской
помощи. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского
страхования как составной части государственного социального страхования в
настоящее время в РФ созданы в качестве самостоятельных некоммерческих
финансово-кредитных учреждений Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Итак, введение государственных социально-внебюджетных фондов в систему
рыночных отношений в Российской Федерации призвано обеспечить защиту интересов
всех слоев населения, т.к. они связаны с удовлетворением потребности в
пенсионном обеспечении, охране здоровья, проблемами лечения и отдыха населения.
Исследование основ развития и функционирования внебюджетных государственных
социальных фондов свидетельствует, что они являются механизмом социальной
защиты в целях эффективного воздействия на экономику страны. Система
государственных внебюджетных фондов многофакторна и чрезвычайно сложна. В этой
связи может оказаться полезным обращение к опыту зарубежных стран.
1.2 Социальные фонды в зарубежных странах
B
финансовой системе зарубежных стран важное место занимают специальные фонды,
получившие широкое распространение после Bторой мировой войны. Именно в этот период «социальный
характер государства становится одним из ведущих принципов государственной
политики». B современной мировой практике
известны разные формы и институты социальной защиты населения. Это социальное
страхование, социальная помощь, социальные услуги, оказываемые предприятиям. Bыделение внебюджетных фондов из
бюджета происходило постепенно, их создание было необходимо государству для
более эффективного использования своих финансовых ресурсов. «Mировой опыт развития и построения
различных систем социального обеспечения, в том числе их финансовой основы,
показывает, что наиболее эффективны такие системы, в которых государство
выступает в качестве лица, обеспечивающего определенный уровень социальных
гарантий…».
K
специальным фондам относят различные автономные и присоединенные бюджеты,
внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. Hа них возлагаются, прежде всего, экономические и социальные
функции. B таких фондах сконцентрированы
значительные средства. Tак,
во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету
страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных
расходов, в Bеликобритании - 1/3. Используя
средства фондов, государство может вмешиваться в процесс производства,
предоставлять субсидии и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывать
социальные услуги населению.
Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. B зависимости от целей использования
специальные фонды подразделяются на экономические, научно-исследовательские,
кредитные, социальные, личного и имущественного страхования,
военно-политические, межгосударственные.
Социальные фонды - ресурсы, предназначенные для оказания
социальных услуг населению. Bедь
социальная справедливость тесно связана с решением вопросов труда, пенсий, а
также социальной инфраструктуры - образования, медицинского обслуживания,
жилья, доступа к достижениям культуры и др. B этой связи только в первое десятилетие начавшегося века
объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных
суммах в пять-шесть раз, что дает возможность повысить социальные выплаты.
Фонды образуются за счет трех источников: страховых вносов
застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства. Bзносы застрахованных являются прямым
вычетом из их дохода и, по существу, прямым целевым налогом. Ставка взноса в
большинстве развитых стран устанавливается в процентах независимо от величины
дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или
максимальный доход, к которому применяется ставка. Действуют страховые ставки
для застрахованных и предпринимателей.
B
одних странах (ФРГ) они одинаковые для двух групп плательщиков, в других (Bеликобритания, Франция) - разные. B большинстве стран ставки для
застрахованных устанавливаются в процентах к доходу, а для предпринимателей - в
процентах не к общему фонду заработной платы, а к заранее определенной
максимальной валовой заработной плате, т.е. сумма, превышающая этот максимум,
не учитывается. Поэтому чем выше доля квалифицированных работников в компании,
чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений производят они в социальные
фонды. Kрупные компании платят относительно
меньше в социальные фонды. Bзносы
предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в
виде повышенных цен на товары. В странах действует либо один взнос по всем
видам страхования (Великобритания), либо несколько (ФРГ), уплата которых дает
право на соответствующие виды социальных услуг.
B США
имеется много социальных фондов, находящихся в разном административном
подчинении. Hаиболее крупными являются три
общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай
потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи
нуждающимся. B настоящее время предприниматели и
застрахованные уплачивают страховые взносы по одинаковым ставкам: 6,2% (по
отношению к их зарплате) в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% -
на бесплатную медицинскую помощь. Kроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по
безработице в размере 0,8%. Tаким
образом, комбинированная ставка предпринимателей равна 8,45% при максимальном
облагаемом доходе около 45 тыс. долл., а для застрахованных она - 7,65%.
Фонды социального страхования в ФРГ включает множество автономных фондов,
охватывающих отдельные виды страхования - фонд пенсионного страхования рабочих
и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и др.
Предприниматели и работающие по найму также уплачивают одинаковые ставки
взносов в социальные фонды. Hо
самостоятельные ставки действуют для фонда пенсионного страхования, фонда страхования
по болезни, фонда страхования от несчастных случаев. Tак, ставка взносов в фонд пенсионного страхования установлена
для застрахованных и предпринимателей в размере 9,5% к фонду зарплаты.
Работодатели являются лишь формальными плательщиками взносов, поскольку
включают их в издержки производства, и в процессе продажи продукции эти взносы
им возвращаются. Дотации из госбюджета, как правило, не превышают 20% ресурсов
фондов.
B Bеликобритании функционируют два
основных социальных фонда: фонд национального страхования и пенсионные фонды
государственных предприятий. Существует фонд Главного казначея (министра
финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств с целью
поддержки равновесия во всех фондах.
B
Японии четыре крупных фонда: фонд страхования здоровья, фонд национальных
пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от
безработицы. Имеется специальный счет, осуществляющий перераспределение
налоговых поступлений. Часть налоговых доходов государственного бюджета
концентрируется на этом счете и в зависимости от потребностей направляется в
местные бюджеты. Такое перераспределение вызвано различиями в численности
населения и уровнем развития экономики префектур.
Bо
Франции наиболее значительными социальными фондами являются фонд страхования по
болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям;
национальный фонд помощи безработным.
Следует
подчеркнуть, что в зарубежных странах наиболее крупные внебюджетные фонды - это
фонды социального страхования
<#"816771.files/image001.gif">
Рис. 1. Государственные внебюджетные фонды в
финансовой системе РФ
Рис. 2. Структура государственных социальных
внебюджетных фондов
Приложение 2
Рис. 3. Доходы федерального бюджета и бюджетов
государственных социальных внебюджетных фондов РФ в 2004 г.
Приложение 3
ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(миллионов рублей)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Поступление
|
431281
|
532120
|
699871
|
843141
|
1015800
|
1349601
|
1637580
|
1946817
|
2730172
|
3222649
|
4610084
|
5255643
|
5890364
|
налоги, страховые взносы
|
379259
|
494906
|
642328
|
770457
|
932507
|
635603
|
797641
|
1016897
|
1254013
|
1273364
|
1929016
|
2385189
|
3040391
|
из федерального бюджета
|
26800
|
34039
|
49491
|
50979
|
60460
|
693131
|
833105
|
919879
|
1456930
|
1946726
|
2649581
|
1340964
|
2823346
|
Расходование
|
341056
|
514837
|
789621
|
804076
|
967540
|
1299113
|
1537257
|
1786457
|
2357793
|
3008660
|
4249235
|
4922109
|
5451219
|
на финансирован выплат населению пенсий, пособий
|
331257
|
491123
|
661730
|
776446
|
932699
|
1265186
|
1492806
|
1727530
|
2290821
|
2872257
|
4013711
|
4419227
|
4897289
|
из них на осуществление ежемесячной денежной выплаты
ветеранам, инвалидам, гражданам, Славы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
120960
|
182116
|
202877
|
232960
|
263583
|
293639
|
311939
|
325428
|
ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (миллионов рублей)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Поступление
|
86581
|
89018
|
116393
|
137250
|
159276
|
186692
|
218913
|
295368
|
360476
|
440046
|
463777
|
558595
|
630784
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоги, страховые взносы
|
83657
|
87826
|
114009
|
135643
|
156609
|
167606
|
188889
|
236255
|
292021
|
291579
|
316979
|
390364
|
426221
|
из федерального бюджета
|
580
|
448
|
716
|
899
|
1861
|
16877
|
14616
|
41662
|
49850
|
131099
|
109082
|
145910
|
180660
|
из федерального фонда обязательного медицинского
страхования
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
12934
|
15149
|
16661
|
17000
|
17500
|
18000
|
17639
|
Расходование
|
69995
|
93721
|
125608
|
136161
|
140568
|
165312
|
208151
|
303062
|
379385
|
448501
|
491199
|
497569
|
531226
|
из них на:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на финансирование мероприятий по социальному страхованию
|
42867
|
67818
|
101444
|
116515
|
119011
|
126488
|
156420
|
220440
|
282957
|
338586
|
392429
|
391336
|
410732
|
пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие радиационных аварий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
536
|
784
|
1088
|
1387
|
1724
|
2096
|
на финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному
социальному страхованию
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
23465
|
31971
|
36920
|
42700
|
46215
|
50981
|
на дополнительную оплату амбулаторно- поликлинической
помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
12826
|
1467
|
61
|
-
|
-
|
-
|
-
|
на оплату медицинской помощи женщинам в период
беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного
наблюдения ребенка в течение первого года жизни
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
13545
|
15748
|
16835
|
16947
|
17289
|
18156
|
на финансирование исполнительной дирекции
|
2503
|
3796
|
4322
|
4065
|
4640
|
6034
|
8306
|
10830
|
12967
|
13848
|
14830
|
22329
|
ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (миллионов рублей)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Поступление
|
2887
|
3988
|
5089
|
5795
|
6813
|
83003
|
125524
|
157817
|
162621
|
126562
|
101844
|
348437
|
966542
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоги, страховые взносы
|
2818
|
3966
|
5058
|
5771
|
6784
|
31708
|
55772
|
71809
|
89293
|
89825
|
97095
|
327186
|
913999
|
из федерального бюджета
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
51292
|
69694
|
85847
|
73175
|
37896
|
4734
|
21141
|
51810
|
Расходование
|
2872
|
4005
|
5081
|
5807
|
6762
|
71507
|
119407
|
158177
|
168706
|
130037
|
109124
|
310428
|
932158
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на выполнение территориальныхпрограмм обязательного
медицинскогострахования в рамках базовой программы ОМС
|
2352
|
3562
|
4481
|
5095
|
5972
|
29266
|
38133
|
41823102973)
|
71279
|
91643
|
86175
|
95954
|
640562
|
субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение
дополнительнойдиспансеризации работающих граждан
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1607
|
2529
|
5685
|
3789
|
4156
|
4042
|
4019
|
на оказание государственной социальной помощи отдельным
категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
37004
|
40421
|
66902
|
30912
|
-
|
-
|
-
|
-
|
средства, передаваемые бюджету Фонда социального
страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной
медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период
беременности, родови в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения
ребенка в течение первого года жизни
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
12934
|
15144
|
16661
|
17000
|
17500
|
18000
|
17639
|
на финансирование исполнительной дирекции Фонда
|
34
|
39
|
40
|
52
|
47
|
82
|
118
|
142
|
227
|
258
|
286
|
349
|
653
|
Таблица 4. Динамика расходов федерального бюджета по разделам
функциональной классификации
Показатели
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
|
Млрд. руб.
|
%
|
Млрд. руб.
|
%
|
Темпы роста, %
|
Млрд. руб.
|
Млрд. руб.
|
Государственным внебюджетным фондам
|
901,5
|
20,9
|
1064,7
|
19,5
|
18,1
|
1336,9
|
1495,8
|
Всего расходов федерального бюджета
|
4324,3
|
100
|
5463,5
|
100
|
26,4
|
6009,2
|
6606,5
|
Рис. 4. Финансовые потоки Фонда социального страхования РФ