Раздел 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» состоит из трех подразделов и аккумулирует расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, не отнесенных другим разделам и подразделам.
Помимо подразделов, бюджетная классификация расходов включает в себя целевые статьи, которые обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах соответствующих разделов и подразделов классификации расходов [12].
Перечни целевых статей классификации расходов, применяемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, формируются соответствующими финансовыми органами в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов [12].
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину [25].
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.
Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня [24].
Главной проблемой на сегодняшний день является то, что расходы бюджетов субъектов Федерации зачастую используются не по назначению, это касается в первую очередь федеральных средств. Так, федеральные средства вместо использования на финансирование досрочного завоза направляются на выплату заработной платы, уплату налогов и других обязательных платежей, погашение ранее возникших долгов, приобретение квартир, легковых автомобилей и другой техники, строительство жилья, заготовку сырья и материалов.
Важно заметить, что первоочередным критерием для нормирования расходов региональных бюджетов должно стать исполнение действующих законодательных актов.
2.1 Анализ показателей доходов бюджета КЧР
региональный налоговый бюджет доход
Доходы республиканского бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.[1]
Основную часть доходов региона составляют собственные средства (налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в республиканский бюджет в соответствии с законодательством РФ и законами КЧР, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций [23])
Проанализируем структуру доходов Карачаево - Черкесской республики за период 2012-2014 гг. на основании данных закона о бюджете республики (Табл. 2.1). Данные по 2014 году возьмем из Закона КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2014 год», так как пока нет отчета об исполнении бюджета за 2014 год [2,3,4].
Таблица 2.1 - Структура доходов регионального бюджета КЧР в 2012-2014 гг.
Источники дохода2012 г.2013 г.2014 г.тыс. руб.в % к итогутыс. руб.в % к итогутыс. руб.в % к итогуНалоговые и неналоговые385720,2440723,7542038,8Безвозмездные поступления1521679,81419476,3853561,2Итого190731001860110013955100
Анализ структуры доходов бюджета КЧР в 2012-2014 гг. показывает, что в исследуемом периоде основой формирования доходной базы являются безвозмездные поступления. Но при этом доля их за анализируемый период не возросла, а снизилась с 15216 до 8535 тыс. руб., удельный вес которых уменьшился с 79,8 до 61,2%. Тогда как доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась с 3857 до 5420 тыс. руб. (с 20,2 до 38,8%). Общий объем доходов в рассматриваемый период снижается.
Произведем детальный анализ состава и структуры налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией (Табл. 2.2)[2,3,4].
Таблица 2.2 - Состав и структура налоговых и неналоговых доходов бюджета КЧР за 2012-2014 гг.
Источники дохода2012 г.2013 г.2014 г.тыс. руб.%тыс. руб.%тыс. руб.%Налоги на прибыль, доходы2259,758,62 647,260,13 453,963,7Налоги на товары, реализуемые на территории РФ937,324,3973,022,11 056,119,5Налоги на совокупный доход212,95,5214,04,9234,34,3Налоги на имущество321,98,4405,89,2414,57,7Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами37,11,042,71,045,50,8Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам0,40,010,030,001--Государственная пошлина8,90,28,50,29,00,2Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности19,00,524,90,66,20,1Платежи при пользовании природными ресурсами19,40,520,00,519,40,4Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства12,90,38,20,2--Доходы от продажи материальных и нематериальных активов5,30,18,40,2127,72,4Административные платежи и сборы0,60,020,50,010,60,01Штрафы, санкции, возмещение ущерба20,40,553,71,253,51,0Прочие неналоговые доходы0,40,010,40,01--Итого3856,2100,04 407,3100,05 420,7100,0
Основная доля всех налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона обеспечивалась налогами на прибыль организаций и налогами на доходы физических лиц. Их удельный вес в 2012 году составил 54,6% к общему доходу налоговых платежей, в 2014 году - 63,7%. Наблюдается тенденция роста доли этих налогов в исследуемый период - с 2259,7 до 3453,9 тыс. руб. Налоги на товары, реализуемые на территории РФ, налоги на совокупный доход и налоги на имущество также составляют весомую долю налоговых и неналоговых поступлений. Также наблюдается тенденция роста (с 937,4 до1056,1 тыс. руб., с 212,9 до 234,3 тыс. руб. и с 321,9 до 414,5 тыс. руб. соответственно). Наименьшую долю составляют задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Если смотреть в целом на показатели, то можно сказать, что наблюдается рост в поступлении налоговых и неналоговых доходов как в целом так и по видам основных налоговых и неналоговых доходов.
Проанализируем структуру финансовой помощи в виде безвозмездных поступлений в 2012-2014 гг. и представим данные в таблице 2.3.[2,3,4]
Из анализа видно, что преобладает такой вид финансовой помощи как дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. Их доля в 2014 г. увеличилась по сравнению с 2012 г. (с 51,2% до 85,7% к общему доходу от безвозмездных поступлений). Доля субвенций не претерпела значительных изменений и увеличилась в исследуемый период с 5,6% до 12,6% к общему доходу от безвозмездных поступлений. А доля субсидий снизилась в 2014 году (1,7%) по сравнению с 2012 годом (27,8%). В 2012 году доходы от иных межбюджетных трансфертов составили 2256,9 тыс. руб., что составляет 14,8% от общей суммы безвозмездных поступлений. К 2014 году они составили всего лишь 5,8 тыс. руб., что составляет 0,1% от общей суммы. В целом безвозмездные поступления уменьшились.
Таблица 2.3 - Состав и структура безвозмездных поступлений в бюджет КЧР в 2012-2014 гг.
Источники дохода2012 г.2013 г.2014 г.тыс. руб.%тыс. руб.%тыс. руб.%Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований7791,751,26966,349,17311,585,7Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)4229,327,85559,539,2141,71,7Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований849,85,6923,96,51075,912,6Иные межбюджетные трансферты2256,914,8735,95,25,80,1Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы99,40,7-1,9-0,01--Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций25,80,226,30,2--Прочие безвозмездные поступления5,30,0321,30,2--Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет-41,8-0,3-38,3-0,3--Итого15216,4100,014193,0100,08534,9100,0
В результате комплексного анализа состава и структуры доходов регионального бюджета Карачаево - Черкесской республики выявлено, что основной удельный вес в составе бюджета занимают безвозмездные поступления, формируемые в значительной степени засчет дотаций, субсидий и субвенций. Анализ показал низкую степень налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона. Но за анализируемый период их доля постепенно увеличивалась. Среди безвозмездных поступлений преобладают дотации. Доля безвозмездных поступлений в исследуемый период снизилась.
2.2 Анализ показателей расходов бюджета КЧР
Формирование расходов республиканского бюджета осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.[24]
Расходы бюджета, согласно Бюджетному Кодексу РФ, - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.[1]
Рассмотрим состав расходов бюджета Карачаево-Черкесской республики в 2012-2014 гг. на основании данных закона о бюджете (Табл. 2.4) [4,5,6].
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в 2012 году приходится на социальную политику и национальную экономику (22,6% и 21,8% соответственно). К 2013-2014 гг. этот показатель снижается. Расходы на образование увеличиваются в 2012-2014 гг. с 16,9 до 27,0%. Также значительную долю расходов составляют расходы на здравоохранение, но наблюдается тенденция снижения - с 19,1% до 18,9%. Наименьший удельный вес составляют расходы на национальную оборону (0,1% в 2012г. к 0,4% в 2013-14 гг.), охрану окружающей среды (0,2% в 2012-13 гг. к 0,3% в 2014 г.) и средства массовой информации (0,2% в 2012 г. к 0,4% - к 2014 г.).
В целом расходная часть бюджета региона имеет тенденцию к снижению. Тенденция будет отрицательной, так как с уменьшением расходов будут уменьшаться и доходы бюджета, что неблагоприятно скажется на уровне жизни населения региона.
Таблица 2.4 - Состав и структура расходов бюджета КЧР за 2012-2014гг.
Статья расходов2012 г.2013 г.2014 г.руб.%руб.%руб.%Общегосударственные вопросы612,93,3632,53,4926,16,6Национальная оборона9,60,110,00,110,10,1Национальная безопасность и правоохранительная деятельность45,00,269,60,453,80,4Национальная экономика4096,321,83942,821,21812,912,9Жилищно-коммунальное хозяйство1282,06,8636,83,4219,91,6Охрана окружающей среды36,00,2350,240,20,3Образование3171,516,94393,623,63785,527,0Культура и кинематография135,90,7148,40,8144,01,0Здравоохранение3589,219,13405,218,32648,718,9Социальная политика4233,822,63471,318,62976,321,2Физическая культура и спорт267,11,43631,9149,31,1Средства массовой информации44,30,249,90,360,90,4Обслуживание государственного и муниципального долга93,00,5115,80,6236,11,7Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований общего характера1134,26,01342,97,2967,86,9Итого18750,8100,018 616,8100,014031,6100,0
Сравним доходы и расходы за рассматриваемые периоды времени в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Соотношение доходов и расходов регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики за 2012-2014 гг.
Наименование2012 г.2013 г.2014 г.в тыс. руб.Доходы19073,18601,513955,6Расходы18750,918616,814031,6Дефицит-15,376Профицит322,1--
В анализируемый период результаты соотношения доходов и расходов региона не утешительны. Профицит в 2012 году составляет 322,1 тыс. руб., в 2013-2014 гг. дефицит бюджета составляет 15,3 и 76 тыс. руб. соответственно. Эти данные говорят о том, что правительству региона следует предпринять меры для покрытия дефицита и исправления ошибок. Так как и дефицит, и профицит являются для бюджета неблагоприятным явлением, правительство должно при формировании и исполнении бюджета достичь максимальной сбалансированности.
2.3 Проекты социально-экономического развития КЧР
Карачаево-Черкесия, по мнению аналитиков, сегодня является одним из самых динамично развивающихся и безопасных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Одна из стратегических задач - социально-экономическое развитие республики поэтапно решается. Позитивные изменения из года в год наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности - промышленности, сельском хозяйстве, системе здравоохранения и образования. В частности, в текущем году власти республики более чем в два раза увеличили расходы на социальное развитие сел - до 207,5 млн рублей. Из федерального бюджета на эти цели привлечено около 192 млн рублей, остальное - из республиканского.
Бюджет республики на 70 % - социально-ориентированный - это один из самых высоких показателей в стране. Главные акценты в своей деятельности власти республики делают на развитие социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется детским садам и школам. По данным республиканского Минобрнауки, до конца 2014 года в эксплуатацию будут сданы 19 дошкольных учреждений на 1930 мест. Активно строятся в республике и новые общеобразовательные учреждения. 2015 году планируется ввести в строй четыре школы, почти на две тысячи мест, что позволит на 42 % сократить число общеобразовательных учреждений региона, работающих в две смены.
На 25 % больше средств Карачаево-Черкесия затратит в этом году и на развитие спортивной инфраструктуры. Только за последние два года в республике построено и реконструировано 24 спортивных объекта.
Добиться хороших результатов удается за счет привлечения в регион государственных и частных инвестиции. Реализации уникальных проектов позволяют развивать экономику и решать важнейшие социальные задачи. На сегодняшний день республика реализует 22 крупных проекта в сфере промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства.
По мнению главы республики, наиболее перспективные проекты - это так называемые системные, реализация которых влечет за собой развитие многих смежных отраслей, что даст республике больше новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Интересным в этом направлении является проект строительства всесезонного курорта "Архыз", который для республики является локомотивом в туристической отрасли. В 2018 году при выходе на проектную мощь только первого поселка курорта "Романтик" будут созданы как минимум 12 000 новых рабочих мест.
На территории курорта сейчас функционируют два отеля, сервис-центр, четырехместная кресельная и гондольная канатные дороги пропускной способностью 1800 и 2400 пассажиров в час соответственно, детский горнолыжный городок. В летний сезон на "Архызе" работали палаточный лагерь на высоте более 1700 м, пейнтбольный клуб, веревочный парк, детский городок, прокат велосипедов и сигвеев, бассейны, кафе, экскурсионное бюро и ряд других объектов туристической инфраструктуры.
По мнению спикера верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко, посетившей "Архыз" в июле этого года, он ни в чем не уступает европейским аналогам.
В сфере промышленности, недропользования и гидроэнергетики глава КЧР выделил проект строительства нового цементного завода ОАО "Кавказцемент" мощностью до 10 000 т клинкера в сутки, тоже должен дать толчок развитию всего строительного сегмента, проект ООО "УГМК Холдинг" по разработке медно-колчеданного месторождения и строительство ГЭС ГАЭС компанией "РусГидро".
Сейчас в условиях санкций, введенных США и ЕС в отношении России и ответного продуктового эмбарго, в числе приоритетных, прежде всего, проекты по импортозамещению. Запрет на ввоз плодоовощной продукции из стран Евросоюза создал дополнительный стимул для наращивания производства на крупнейшем в России агрокомбинате "Южный", расположенном в Усть-Джегутинском районе КЧР. Сегодня предприятие производит 40 000 т овощей, которые занимают 30 % овощного рынка Москвы, и составляют где-то 10-12 % от общего производства в России. Модернизация комбината позволит увеличить урожайность овощной продукции в 2,5 раза. Она начнется в 2015 году и будет проводиться без остановки цикла производства. На первом этапе планируется обновить два блока теплиц. В этот проект "Банк Москвы" намерен инвестировать более 2,5 млрд рублей.
Перспективным в плане импортозамещения является также проект строительства фабрики по переработке шерсти полного цикла. Реализация этого проекта, аналогов которому пока нет в России, будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий не только республики, но и всего юга страны. Основная часть сырья сейчас закупается в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Есть уже практика приобретения шерсти в Челябинской области и в Приволжском федеральном округе.
На первой очереди фабрики, запуск которой состоялся в 2012 году, сейчас работают более 170 человек. Ввод второй очереди предприятия, намеченный на конец этого года, замкнет производственную цепочку - от сортировки шерсти до прядения. Здесь также предусмотрено производство трикотажных изделий. При выходе фабрики в 2015 году на полную производственную мощность - более двух тысяч тонн пряжи в год, в республике будет создано еще около 250 новых рабочих мест.
В этом году начата также реализация другого крупного проекта по строительству обувной фабрики производственной мощностью миллион пар обуви в год, который обеспечит региону более 500 новых рабочих мест. Объем инвестиций, в первую очередь предприятия составит 1,4 млрд рублей. Проект получил государственные гарантии правительства России в размере 686 млн рублей и госгарантию Карачаево-Черкесии на 98 млн рублей.
Власти Карачаево-Черкесии не намерены сбавлять темпы инвестиционной активности. В регионе будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Сейчас в республике, в частности, для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, предоставляются льготные условия пользования природными ресурсами в соответствии с законодательством. Создана особая экономическая зона, резиденты которой освобождаются от налога на имущество на 10 лет, от налога на землю - на 5 лет. В 2015 году начнется реализация двух социальных проектов в сфере жилищного строительства стоимостью более 22 млрд рублей. В числе планируемых к реализации интересных инвестпроектов республики - строительство трех ветроэнергетических станций. Его реализация должна начаться в следующем году. Ожидается, что энергетическое предприятие выйдет в 2019 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические вопросы формирования доходов и расходов регионального бюджет. В соответствии с целью решены задачи. На основании проведенного исследования сделаны следующие основные выводы.
Бюджет субъекта занимает центральное место в бюджетной системе Российской Федерации. С одной стороны, бюджет субъекта РФ вступает во взаимодействие с федеральным бюджетом, получая от последнего дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а с другой - взаимодействует с бюджетами муниципальных образований, предоставляя им различные виды межбюджетных трансфертов. В общем смысле понятие регионального бюджета предполагает форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона.
В настоящее время роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Экономическая сущность регионального бюджета проявляется в его назначении и функциях. Выделяют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Некоторые экономисты также выделяют фискальную, аналитическую, критическую и другие функции.
Основу построения регионального бюджета составляют доходные источники и расходные направления.
Под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы делятся на налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Основную часть бюджетов регионов в настоящий период составляют безвозмездные поступления.
Расходы бюджета, в соответствии с бюджетным кодексом, представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, не являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий. Классификация расходов содержит четырнадцать разделов, которые делятся на подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Всего существует 14 разделов, каждый из которых делится на подразделы.
В ходе выполнения курсовой работы был представлен анализ доходов и расходов регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики за 2012-2014 гг. На основании проведенного анализа были сделаны следующие основные выводы и выявлены проблемы.
Общий объем доходов регионального бюджета в исследуемый период снижается. Преобладает доля безвозмездных поступлений (больше 60%). Доля налоговых и неналоговых доходов увеличивается (с 20,2% в 2012 г. до 38,8% к 2014 г), а доля безвозмездных поступлений снижается (с 79,8% до 61,2%).
Наибольший удельный вес налоговых и неналоговых доходов составляют налоги на прибыль и доходы (к 2014 году около 60%) и налоги на товары, реализуемые на территории РФ (к 2014 году около 19%).
Основную часть безвозмездных поступлений составляют дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований ( 51,2% к 2012 году и около 85% к 2014 году). На втором месте субсидии - около 27% в 2012 году и значительное снижение доли к 2014 году (1,7%). А также иные межбюджетные трансферты - 14,8% в 2012 году и также значительное снижение доли к 2014 году (0,1%).
Общий объем расходов в анализируемый период также снизился. В 2012-2013 гг. он составлял около 18000 тыс. руб., а к 2014 году снизился до 14000 тыс. руб. Основную часть расходов регионального бюджета составили расходы на социальную политику - около 20%, национальную экономику - около 20% в 2012-13 гг. и около 12% к 2014 году, здравоохранение - около 19 % и расходы на образование - 16,9% в 2012 году и 27,0% к 2014 году.
Исследуя соотношения доходов и расходов Карачаево-Черкесской республики за 2012-2014 гг., было выявлено, что в 2012 году профицит составил 322,1 тыс. руб., а в 2013-2014 гг. дефицит составил 15,3 и 76 тыс. руб. соответственно. Эти данные говорят о том, что правительству КЧР необходимо предпринять меры по сбалансированию бюджета.
Основной проблемой дефицита бюджета является сравнительно малый объем доходов. Выходом могло бы стать открытие на территории республики новых санаторно-курортных комплексов, новых видов промышленности для привлечения организаций, туристов, клиентов и работников. Тем самым увеличились бы доходы в региональный бюджет. Главным приоритетом должно стать увеличение собственного дохода региона и эффективное использование республиканской собственности.
В области расходования бюджетных средств возникают такие проблемы, как низкая эффективность использования бюджетных средств, нецелевое расходование средств бюджета, недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов, низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство.
Бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными проблемами и вопросами, которые требуют тщательного рассмотрения. От выбранного пути решения данных вопросов зависит развитие региона и жизнь его населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации [№ 145-ФЗ от 31.07.1998г.] [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/
.Российская Федерация. Законы. О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2012 год [Электронный ресурс]: Закон КЧР [№ 86 от 29.12.2011 г.]. - Режим доступа: http://minfin09.ucoz.ru/
.Российская Федерация. Законы. О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2013 год [Электронный ресурс]: Закон КЧР [№ 113 от 21.12.2012 г.]. - Режим доступа: http://minfin09.ucoz.ru/
.Российская Федерация. Законы. О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2014 год [Электронный ресурс]: Закон КЧР [№ 102 от 31.12.2013 г.]. - Режим доступа: http://minfin09.ucoz.ru/
.Российская Федерация. Законы. Об исполнении республиканского бюджета Карачаево-Черкесской республики на 2012 год [Электронный ресурс]: Закон КЧР [№ 49 от 31.07.2013 г.]. - Режим доступа: http://minfin09.ucoz.ru/
.Российская Федерация. Законы. Об исполнении республиканского бюджета Карачаево-Черкесской республики на 2013 год [Электронный ресурс]: Закон КЧР [№ 53 от 06.07.2013 г.]. - Режим доступа: http://minfin09.ucoz.ru/
.Афанасьев, М. Г. Бюджет и бюджетная система [Текст]: учебник / М. Г. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. М. П. Афанасьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 777 с.
.Афанасьев, М. Г. Основы бюджетной системы [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2009. - 226 с.
.Бюджетная система РФ: субфедеральный и местный уровни [Текст]: учебное пособие / Л. Ф. Курченко. - М.: «Дашков и Ко», 2014. - 252 с.
.Бюджетная система России [Текст]: учебник / Г. Б. Поляк, О. И. Пилипенко, Е. А. Морозова и др.; под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 703 с.
.Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2011.- 342 с.
.Вахрин, П. И. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] : учеб.: рек. Мин. обр. РФ / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2005. - 338 с.
.Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. - М.: Дашков, 2010. - 671 с.
.Золотарева, Р. И. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник / Г. И. Золотарева, Н. И. Сморонинова. - М.: КноРус, 2011, - 232 с.
.Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / А. С. Нешитой. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 336 с.
.Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ [Текст]: учеб. пособие / Т.П. Николаева - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. С. 78.
.Организация исполнения бюджета [Текст]: учеб. пособие / под ред. В. В. Карчевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник. 2013. - 208с.
.Парыгина, В.А. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник / Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А., Мельников СИ. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006. - 752 с.
.Региональная экономика [Текст]: учебник для студентов вузов, Р32 обучающихся по экономическим специальностям / под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 4-е изд., пере -раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527 с.
.Грицюк Т.В. Макроэкономическое фискальное регулирование отношений центра и регионов // Финансы и кредит. - 2010. - №21. - С. 31.
.Официальный сайт Народного собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской республики [Электронный ресурс] http://www.parlament09.ru
.Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской республики [Электронный ресурс] http://www.kchr.ru
.Содержание расходов бюджета [Электронный ресурс] http://center-yf.ru/data/economy/Soderzhanie-rashodov-byudzheta.php
.Сущность расходов бюджета [Электронный ресурс] http://www.e-biblio.ru/book/bib/12_SPO/biudgetnaya_sistema_RF/39.1.5.html