Денежные доходы как предмет финансового управления
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Методика финансового
анализа денежных доходов организаций
.2 Методика финансового
планирования денежных доходов организаций
. РЕЗЕРВЫ РОСТА И ПУТИ
ОПТИМИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
РЕФЕРАТ
Тема: «Денежные доходы как предмет финансового управления»
Ключевые слова: Доходы, расходы, прибыль, выручка,организация, финансовый
анализ, финансовое планирование, финансовая деятельность, инвестиционная
деятельность, текущая деятельность.
Объектом исследования курсовой работы являются оборотные средства
организации, порядок их формирования и использования.
Цель исследования: Цель - исследование денежных доходов организаций и
методик их анализа с целью определение путей их увеличения.
Используемые методы исследования: В процессе исследования применялись
общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный
подход, а также специальные методы и приемы.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских,
российских и зарубежных авторов в области экономики, связанные с денежными
доходами органзаций.
Информация о внедрении результатов. Результаты проведенного исследования
по методикам анализа доходов могут быть применены в практической деятельности
организаций Республики Беларусь.
Экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты
проведенного исследования позволяют предложить наиболее результативные методы
финансового анализа с целью увеличения доходов организации.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других источников теоретические,
методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.____________________
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время организации функционируют в условиях
жесткой конкуренции и стремятся сохранить свое жизненное пространство. Условием
выживания организаций должны стать новые стратегии управления и контроля.
Необходимая для управления экономическая информация формируется в
системах бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.
Производственные организации преследуют множество целей, среди которых особое
значение имеет получение прибыли. Доходы и расходы, как основные носители
влияния на экономическую выгоду производственных организаций, являются
ключевыми и одновременно наиболее сложными элементами развития их
производственно-хозяйственного механизма, и должны формироваться и отражаться в
системах бухгалтерского учета, экономического анализа по общепринятым в мировой
учетной практике принципам. В условиях самостоятельного планирования самими
хозяйствующими субъектами номенклатуры продукции и свободных (рыночных) цен,
применения действующей системы налогообложения возрастает значимость
методически обоснованного анализа доходов. Современное управление организацией
для достижения успеха в рыночной конкуренции требует наличия полной, точной и
достоверной учетной и аналитической информации о ее доходах.
Принятие управленческих решений по увеличению экономических выгод
организаций должно основываться на реальных оценках и отражении финансовых
результатов деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в
соответствии с международными стандартами. Этим обеспечивается прозрачность и
надежность бухгалтерской информации, привлекательность организаций для
инвестиций.
Выполненные ранее исследования в сфере учета и анализа доходов
организаций были посвящены в основном изучению отдельных концепций, принципов и
направлений учета и анализа доходов хозяйствующих субъектов.
Новые социально-экономические условия, в которых происходит деятельность
организаций, требуют проведения прикладных исследований в области особенностей
функционирования и перспектив развития системы управленческого анализа, поиска
механизмов и методов повышения эффективности управленческой деятельности
организаций.
Указанные проблемы при их теоретической и практической важности
недостаточно освещены в научной печати. Эти обстоятельства определяют
актуальность исследования методов учета и анализа доходов и расходов в
мебельном производстве.
В современных условиях хозяйствования финансовая деятельность организации
практически всегда будет убыточной, так как большинство организаций пользуются
банковскими кредитами. Доходы по финансовой деятельности в основном будут
возникать по статьям "курсовые разницы" в организациях,
осуществляющих экспортные продажи, и вследствие повышения номинальной стоимости
акций на рынке ценных бумаг в акционерных обществах. Поэтому для обеспечения
безубыточности деятельности менеджмент организации должен обеспечить такой
размер выручки от реализации товаров, который бы покрыл расходы как по текущей,
так и по финансовой деятельности, или же обеспечить сокращение расходов по
данным видам деятельности.
Оценка современного состояния решаемой проблемы. Многоаспектность проблем
анализа доходов, дискуссионный характер ряда вопросов, недостаточная их
разработанность в экономической литературе и в нормативных документах,
необходимость адаптации существующих методик регулирования доходов организаций
обусловили выбор темы курсовойработы и основные направления исследования.
Цель и задачи работы. Цель работы - исследование денежных доходов
организаций и методик их анализас целью определение путей их увеличения.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие, сущность и классификацию денежных доходов
организации;
- изучить методику финансового анализа денежных доходов
организации;
- рассмотреть методику финансового планирования денежных
доходов организации;
- определить резервы роста и пути оптимизации денежных доходов
организаций в современных условиях хозяйствования.
Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе
следующие ученые: Р. П. Валевич, О. В. Володько, Р. Н. Грабар, Т. В. Зглюй, Г.
А. Давыдова, Е. Е. Максименко и П. Г. Пономаренко. В периодических изданиях
достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: В.
Пасевич, С. Высевка, А. И. Резких,Т. Сушкина и Н. Ю. Танющева.
Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованных источников.
1.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
денежный доход
планирование анализ
В рыночной экономике экономическую основу функционирования организаций
составляют доходы. В них отражаются финансовые последствия решений в области
ценовой политики государства, результаты осуществления стратегии и тактики
ценообразования организации, влияние конъюнктуры рынков, участниками которых
являются субъекты хозяйствования.
По мнению Р.П. Валевич и Г. А. Давыдовой, доходы представляют собой сумму
денежных средств, получаемых организацией из различных источников [23, с. 512].
П. Г. Пономаренко считает, что доходы - это притоки экономических
ресурсов ( денег или их эквивалентов) в организацию [4, с. 410].
Согласно мнению О. В. Володько «доходом признается увеличение
экономических выгод организации в результате поступления активов и погашения
обязательств, приводящих к увеличению ее капитала» [22, с. 262].
Н. В. Максименко и Е. Е. Шишкова в своём пособии пишут, что «доход - это
экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае
возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить» [12, с.
376].
В экономическом словаре В. Г. Гавриленко под доходом понимается
увеличение актива или уменьшение пассива (кроме собственных средств) в течение
отчетного периода, когда это увеличение или уменьшение можно рассчитать или
оценить с достаточной степенью точности [6].
В Республике Беларусь официальное определение доходов для целей
бухгалтерского учета и отчетности дано в Инструкции по бухгалтерскому учету
доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов
Республики Беларусь № 102 от 30.09.2011 г. (с изменениями и дополнениями).
Согласно Инструкции № 102 от 30.09.2011 г. «доходы - увеличение
экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или
уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала
организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей,
участников)» [9].
В экономике организаций доходы рассматриваются с двух позиций: как
экономическая категория и показатель торгово-предпринимательской деятельности.
Доходам как экономической категории присущи следующие функции:
- воспроизводственная;
- регулирующая;
- стимулирующая;
- распределительная;
- оценочно-информационная.
Воспроизводственная функция проявляется в обеспечении постоянного
возобновления процесса реализации продукции в хозяйственной системе страны на
расширенной основе в целях количественного, качественного и структурного
совершенствования национальной экономики.
Регулирующая функция определяет степень реализации интересов участников
сферы обращения и общества в целом.
Стимулирующая функция заключается в формировании заинтересованности
организаций в устойчивом получении прибыли, повышении качества реализуемой
продукции, увеличении спроса на них. Реализация этой функции обеспечивается
варьированием в цене надбавок, скидок, наценок, дифференциацией ставок
налоговых платежей и т.д.
Распределительная функция состоит в распределении и перераспределении в
результате товарообмена создаваемых валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода (НД) между организациями, отраслями, регионами,
социальными группами населения.
Оценочно-информационная функция означает, что доходы используются
субъектами хозяйствования для учета и расчета отчетных стоимостных показателей,
разработки планов и прогнозов. Информационная составляющая проявляется в
доведении до участников товародвижения сведений о доходности различных секторов
потребительского рынка.
Как качественный показатель деятельности организаций доходы отражают
уровень хозяйствования и риска, результаты коммерческой и
финансово-экономической работы.
Социально-экономическое значение доходов проявляется на микро- и
макроуровне.
На микроуровне доходы должны:
- обеспечивать возмещение расходов, безубыточность деятельности
организации;
- путем реализации принципа самофинансирования формировать
прибыль, необходимую для производственного и социального развития;
- за счет выплаты налогов, сборов (пошлин) служить источником
средств для выполнения финансовых обязательств организаций перед государством.
На макроуровне:
- доходы входят в систему стоимостных показателей и рычагов управления
экономикой;
- отражают относительную долю производства в сумме цен товаров
народного потребления;
- способствуют формированию средств государственного и местных
бюджетов, внебюджетных фондов.
На рынке доходы выступают как условие обеспечения конкурентоспособности
организации, формируя ее положительный имидж, определяя инвестиционную
привлекательность и инновационную активность. Возможность получения доходов
зависит от степени рациональности и уровня автоматизации технологических
процессов организации, полноты использования ею имеющегося экономического
потенциала, эффективности структуры осуществления затрат и т.д.
Доходы организации в зависимости от ее характера, условий получения и
предмета деятельности подразделяются на следующие виды:
- доходы по текущей деятельности;
- по финансовой деятельности;
- иные доходы.
Текущая деятельность - это основная приносящая доход деятельность
организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной
деятельности.
Инвестиционная деятельность - это деятельность организации по
приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию инвестиционных активов,
финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей
деятельности согласно учетной политике организации. К инвестиционным активам
относятся основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в
материальные активы, вложениям долгосрочные активы, оборудование к установке,
строительные материалы у заказчика, застройщика.
Финансовая деятельность - это деятельность организации, приводящая к
изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по
кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность
не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.
Классификация доходов по видам деятельности в организациях может
отличаться в зависимости от приоритетных направлений их деятельности. Например,
доходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги, полученные
организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
относятся к текущей деятельности, а полученные организацией, не являющейся
профессиональным участником рынка ценных бумаг, - к инвестиционной
деятельности.
Доходами не являются займы, кредиты, залоги, авансы ксчет оплаты
продукции, сумма налогов по обязательным платежам.
К доходам по текущей деятельности относятся:
- выручка от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания
услуг;
- доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за
исключением продукции, товаров) и денежных средств;
- доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной
на приобретение запасов, оплату выполненных работ, оказанных услуг,
финансирование текущих расходов;
- стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ,
оказанных услуг, полученных безвозмездно;
- суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате
инвентаризации;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков по
текущей деятельности;
- неустойки, штрафы, пени, предъявленные и признанные (или
присужденные) за нарушение условий договоров, полученные или признанные к
получению;
- прибыль прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в
отчетном периоде.
Сумма доходов по текущей деятельности уменьшается на сумму расходов по
текущей деятельности, к которым относятся:
- расходы по аннулированным производственным заказам, другие расходы по
текущей деятельности;
- расходы, связанные с производством продукции, товаром,
выполнением работ, оказанием услуг;
- суммы создаваемых резервов под снижение стоимости запасов и
восстанавливаемые суммы этих резервов;
- суммы создаваемых резервов по сомнительным долгам и
восстанавливаемые суммы этих резервов;
- неустойки, штрафы, пени за нарушение условий договоров,
уплаченные или признанные к уплате;
- суммы недостач и потерь от порчи запасов, денежных средств;
- расходы, связанные с рассмотрением дел в судах;
- расходы обслуживающих производств и хозяйств.
К доходам по инвестиционной деятельности относятся:
- доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов,
финансовых вложений;
- доходы, связанные с предоставлением во временное пользование
инвестиционной недвижимости и других доходных вложений в материальные активы;
- доходы, связанные с участием в уставных фондах других
организаций;
- доходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги
других организаций (в случае, если организация не является профессиональным
участником рынка ценных бумаг);
- доходы и расходы по договорам о совместной деятельности;
- доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием
инвестиционных активов, если тара учитывается как основные средства в
соответствии с законодательством;
- стоимость инвестиционных активов, полученных безвозмездно;
- доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной
на приобретение инвестиционных активов;
- суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в
результате инвентаризации;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков по
инвестиционной деятельности;
- прибыль прошлых лет по инвестиционной деятельности,
выявленная в отчетном периоде;
- суммы изменения стоимости инвестиционных активов в результате
переоценки, обесценения, признаваемые доходами в соответствии с
законодательством.
К доходам по финансовой деятельности относятся:
- доходы и расходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и
погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска, если организация не
является профессиональным участником рынка ценных бумаг;
- проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией
кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые
относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с
законодательством);
- поступления в возмещение причиненных организации убытков по
финансовой деятельности;
- прибыль прошлых лет по финансовой деятельности, вы явленная в
отчетном периоде;
- курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и
обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев,
установленных законодательством;
- разница между фактическими затратами на выкуп акций и их
номинальной стоимостью (при аннулировании выкупленных акций) либо стоимостью,
по которой указанные акции реализованы третьим лицам (при последующей
реализации вы купленных акций).
Таким образом, можно сказать о том, что в целом доходы отражают уровень
хозяйствования и риска, результаты коммерческой и финансово-экономической
работы организации.
2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Методика
финансового анализа денежных доходов организаций
Формирование доходов связано с действующими правилами бухгалтерского
учета и налоговым законодательством. В производственных организациях доход от
реализации продукции(работ, услуг) (Др) представляет собой выручку от
реализации товарной продукции (работ, услуг), которая в общем виде определяется
по формуле 2.1.
,
(2.1)
где
Ц - отпускная цена единицы продукции, р.;
Q - количество
реализованной продукции.
В
практике организаций торговли исторически сложился подход, в котором признается
финансовая значимость не столько выручки, сколько приращения к стоимости
реализованных товаров. Он и определяет особый порядок формирования доходов от
реализации товаров. Если доходами от реализации продукции, работ, услуг принято
считать выручку от реализации, то в торговле из нее следует исключить
себестоимость проданных товаров (по ценам закупки). Сумма дохода от реализации
товаров представляет собой величину реализованных:
а)
торговых надбавок (скидок) - в розничных торговых организациях;
б)
оптовых надбавок (скидок) - в оптовых торговых организациях;
в)
наценок на собственную продукцию и часть покупных товаров, а также торговых
надбавок (скидок) на покупные товары и сырье для изготовления собственной
продукции - в организациях общественного питания.
Чтобы
получить достаточную для формирования прибыли сумму доходов, торговая организация
должна эффективно управлять процессом образования доходов. Управление доходами
входит в общую систему управления торговой организацией и тесно взаимодействует
с подсистемами управления товарооборотом, товарными запасами, расходами и
прибылью. Основными задачами создания подсистемы управления доходами являются
увязка интересов государства, собственника, отрасли, организации и покупателей,
а также создание саморегулирующегося механизма формирования и изменения
доходов.
Источники
информации для анализа следующие:
- материалы бухгалтерской отчетности: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2
«Отчет о прибылях и убытках» и др.;
- материалы статистической отчетности: ф. № 1-торг (розница)
«Отчет о розничной торговле», ф. № 1-опт «Отчет о деятельности организации
оптовой торговли», ф. № 1-торг (общепит) «Отчет по общественному питанию», ф. №
6-торг (овощи) «Отчет о продаже и запасах картофеля, овощей и плодово-ягодной
продукции», ф. № 12-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров»;
- данные бухгалтерского учета (синтетического и
аналитического);
- нормативные документы по ценообразованию и организации
торговли, реестры цен, калькуляционные карточки, акты ревизий и документальных
проверок, договоры аренды торговых помещений и владения, программы реальных и
финансовых инвестиций;
- материалы оперативного и управленческого учета,
статистических и выборочных наблюдений, связанные с ценами закупки и реализации
товаров, поставщиками и покупателями товаров и др.
В процессе анализа доходов применяются традиционные и математические
способы и приемы аналитической обработки экономической информации. К
традиционным относятся: использование абсолютных, относительных и средних
величин, сравнение, группировка, индексный метод, цепная подстановка,
балансовая увязка. К экономико-математическимпринадлежат: графические методы,
методы линейного и динамического программирования, элементы математических
теорий игр и массового обслуживания, матричные методы, корреляционный и
регрессионный анализ и др.
На первом этапе анализа доходов необходимо определить состав. Структуру и
динамику доходов организации, как в целом, так и по видам осуществляемой
деятельности.
На следующем этапе рассчитываются и изучаются следующие аналитические
показатели:
- процент выполнения плана доходов от реализации товаров в абсолютной
сумме;
- равномерность выполнения плана доходов от реализации, которую
можно определить, используя значения квадратического отклонения (ơ)
и коэффициента вариации
(V):
; (2.2)
; (2.3)
К
равн = 100 - V, (2.4)
где
х - процент выполнения плана по доходу за каждый месяц (квартал) отчетного
года;
n- число месяцев
(кварталов) в изучаемом периоде;
Кравн
- коэффициент равномерности.
- темп роста (прироста) суммы доходов от реализации;
- абсолютное отклонение от плана и прошлого года фактической
суммы доходов от реализации;
- размер изменения уровня доходов от реализации товаров,
который исчисляется по формуле:
∆УДр = УДф - Удб , (2.5)
где∆УДр - размер изменения уровня доходов от реализации, %;
УДф и Удб - уровни доходов от реализации отчетного и базисного периодов
соответственно, %.
- темп изменения уровня доходов от реализации, исчисляемый по формуле:
(2.6)
где
t∆удр- темп изменения уровня доходов от реализации,
%.
- относительная сумма изменения доходов от реализации, измеряемая
отношением
(2.7)
где
∆Др - относительная сумма изменения доходов, р.;
Тф
- розничный товарооборот отчетного периода, р.
- соотношение индексов роста дохода и товарооборота:
- доход от реализации товаров в расчете на одного работника
организации.
При изучении доходов организаций торговли особое внимание уделяется
факторному анализу.
Сумма доходов от реализации находится в прямой зависимости от двух комплексных
факторов:
) изменения объема товарооборота;
) изменения среднего уровня дохода.
На заключительном этапе анализа доходов торговой организации
осуществляется расчет упущенных возможностей и резервов, изыскиваются пути
повышения доходности, разрабатываются соответствующие мероприятия.
2.2 Методика
финансового планирования денежных доходов организаций
Составление плана-прогноза доходов организации предусматривает прежде
всего определение общей суммы и среднего уровня доходов при заданных (прогнозных)
ограничениях исходя из целевых ориентиров. Как правило, план-прогноз на год
формируется торговыми организациями самостоятельно с помесячной разбивкой, а на
более длительный срок - с установлением годовых показателей.
Исходными предпосылками для разработки плана являются:
- план-прогноз розничного товарооборота по общему объему и ассортиментной
структуре;
- договоры на поставку товаров, оказание услуг, выполнение
работ;
- действующие и прогнозируемые нормы торговых (оптовых)
надбавок и скидок;
- нормативные документы об отчислениях от дохода, ставках НДС,
акцизов, налога с продаж и др.;
- планируемые показатели расходов;
- расчеты потребности в прибыли, необходимой для развития
организации;
- материалы экономического анализа доходов за отчетный
(текущий) период и учет выявленных в ходе анализа возможных резервов увеличения
доходов.
В процессе планирования доходов от реализации товаров могут быть
использованы следующие методы:
- технико-экономических расчетов;
- расчетно-аналитический;
- экономико-статистические;
- экономико-математические;
- исходя из потребности в прибыли, необходимой для
финансирования производственного и социального развития организации.
Расчетно-аналитический методотносится к наименее трудоемким. Исходной
информацией для планирования служат отчетные данные и материалы изучения
динамики уровня дохода от реализации товаров за два предшествующих года.
Ожидаемый уровень дохода от реализации товаров за текущий год исчисляется
путем умножения уровня дохода, сложившегося за 6 (9) месяцев текущего периода,
на усредненное отношение годового уровня дохода к его уровню за 6 (9) месяцев
за два предшествующих года. Этот метод предусматривает корректировку уровня
дохода на предстоящие изменения факторов, влияющих на средний уровень доходов
от реализации товаров.
Среди экономико-статистических методов прогнозирования (скользящая
средняя, коэффициент эластичности, производственная функция) наиболее широкое
распространение получил метод сглаживания динамического ряда с помощью
скользящей средней. Суть его заключается в выравнивании динамического ряда
уровня или суммы дохода от реализации в сопоставимых ценах за 5- 6 периодов и
распространении выявленной тенденции на перспективу при отсутствии существенных
изменений в условиях работы торговых организаций.
Трендовые модели основываются на математическом выравнивании и
экстраполяции ряда динамики по уравнению тренда методами выбранных точек,
средних и уменьшенных средних, экстремумов и наименьших квадратов,
полулогарифмической функции и др. Для учета влияния факторов, не имеющих
количественной определенности, в трендовые уравнения вводится фактор времени (t) и проводится сплошная нумерация
количества наблюдений. Надежность прогнозов зависит от устойчивости тенденции,
обусловившей выбор вида трендовой модели, в частности:
- линейная: у = а0 + а1t
- полиномиальная: y = a0 + a1t + a2t2
- логарифмическая: y = a0 + a1lgt
- степенная: y = a0 * at
Факторные модели обладают более широкими возможностями с позиций учета
внутренних взаимосвязей и позволяют моделировать движущие силы, формирующие
уровень и динамику исследуемого показателя. Сущность данных моделей заключается
в способности выразить в виде функции зависимость прогнозируемого показателя от
одного или нескольких факторов-аргументов. Простейшие из них - однофакторные
модели. При многофакторном моделировании чаще других применяются уравнения
регрессии линейного, параболического, полулогарифмического и логарифмического
типов.
Таким образом, плановые расчеты предполагают использование
многовариантных подходов, поэтому окончательный план доходов торговой
организации на предстоящий период определяется выбором из нескольких вариантов
прогноза с внесением необходимых коррективов.
3. РЕЗЕРВЫ РОСТА И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Прежде, чем приступать к анализу доходов организации, необходимо
определить факторы, влияющие на его изменение. Выделяют внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- степень насыщенности рынка товарной массой: при ее увеличении (уменьшении)
наблюдается относительное снижение (повышение) уровня цен, вслед за которым
идет замедление (ускорение) темпов роста чистого дохода при наращивании объемов
реализации товаров;
- покупательная способность потребителей: если она высокая
(низкая), имеет место положительная (отрицательная) динамика процесса
реализации товаров, а следовательно, происходит рост (уменьшение) суммы и
уровня доходов от реализации товаров;
- денежные доходы населения: их увеличение (снижение) повышает
(снижает) покупательную активность населения, и как следствие - отражается
ростом (падением) объемов товарооборота и доходов торговли;
- уровень цен на товары и материальные ресурсы, тарифов на
услуги: рост (снижение) цен и тарифов, как правило, вызывает увеличение
(уменьшение) как выручки, так и дохода от реализации;
- ценовая, налоговая и денежно-кредитная политика государства и
регионов: посредством законодательных и нормативно-правовых актов государство
может контролировать общий уровень цен, поддерживать необходимые макроэкономические
пропорции между потреблением и накоплением, а также нормами прибыли в сфере
производства и товарного обращения;
- нормативы или ставки отчислений от доходов: прослеживается
обратная зависимость дохода, остающегося в распоряжении торговой организации,
от роста (снижения) их норм.
Внутренние факторы дифференцируются на группы факторов прямого и
косвенного влияния.
Прямое воздействие оказывают:
- объем товарооборота: чем он больше (меньше), тем внушительнее
(незначительнее) сумма дохода благодаря реализации большей (меньшей) товарной
массы (при прочих равных условиях);
- состав и ассортиментная структура товарооборота: их изменение
может вызывать как увеличение, так и уменьшение суммы и уровня дохода от
реализации товаров, что определяется изменением соотношения товаров с более
высокой и более низкой торговой надбавкой в общем объеме реализации;
- уровень цен закупки товаров у поставщиков: поскольку основой
формирования розничной цены являются отпускная цена предприятия (в случае
приобретения товаров у изготовителя) либо оптовая цена (при закупке у
посредников), возможно и абсолютное, и относительное увеличение (снижение)
суммы реализованных торговых надбавок и скидок за счет разницы в ценах, по
которым приобретается товар;
- нормы торговых и оптовых надбавок (скидок), наценок
общественного питания: в направлении увеличения (уменьшения) их размеров
изменяются сумма и, соответственно, уровень доходов от реализации;
- звенность товародвижения: в розничной торговле при увеличении
доли поставки товаров через оптово-посреднические звенья сумма и уровень дохода
снижаются, поэтому целесообразно осуществлять поставки товаров преимущественно
по прямым связям; в оптовой торговле - наоборот: относительное увеличение
поставок через склады увеличивает сумму и уровень доходов организаций;
- выбор поставщика и условия поставки товаров: правильный выбор
поставщика означает приемлемые цену поставки товаров и форму оплаты,
гарантированные частоту и комплектность поставок, необходимую долю фасованных
товаров, разумные размеры переоценки (уценки, дооценки) и товарных потерь, а
все вместе - стабильность и доходность работы торговой организации.
Косвенное влияние оказывают:
- товарооборачиваемость, методы продажи товаров, производительность труда,
издержкоемкость - т.е. факторы, влияющие на объем товарооборота, а через него -
на величину доходов;
- количество и качество дополнительных услуг, предоставляемых
при продаже товаров. Доход от реализации товаров может увеличиваться в среднем
на 2 % благодаря поступлениям за оказываемые услуги. Однако показательно, что
значительно весомее косвенное влияние услуг и консультаций покупателям,
оказываемых бесплатно;
- уровень организации торгово-технологических процессов;
использование достижений маркетинга и научно-технологического прогресса; качество
управления торговой организацией, торгового обслуживания населения и
применяемых ресурсов.
Механизм влияния этих факторов на количественные и качественные
показатели доходов опосредован параметрами объема товарооборота.
Основными резервами рост а доходов являются:
- ускорение товарооборачиваемости;
- постоянный анализ динамики и структуры товарооборота и
контроль за ними;
- выяснение причин снижения реализации тех или иных товаров и
принятие оперативных мер по устранению недостатков;
- комплексный анализ структуры товарооборота, товарных запасов
и товарного обеспечения;
- изыскание дополнительных источников товарных ресурсов;
- широкое использование прямых хозяйственных связей торговых
организаций с производителями товаров;
- улучшение использования торговых площадей при всемерном
применении прогрессивных форм обслуживания;
- развитие активных форм продажи товаров с учетом сезонности
производства и потребления отдельных товаров и товарных групп;
- расширение спектра дополнительных услуг, повышение качества
торгового обслуживания;
- умелое обращение с механизмом ценообразования, т.е.
своевременный пересмотр торговых надбавок (наценок) с целью повышения их
экономической обоснованности, гибкое маневрирование их размерами при изменении
хозяйственной ситуации, использование системы скидок с учетом конъюнктуры
рынка;
- совершенствование рекламной и информационной деятельности при
осуществлении маркетинговых коммуникаций;
- поиск источников дополнительных доходов от операционной и
внереализационной деятельности.
В современных условиях хозяйствования финансовая деятельность организации
практически всегда будет убыточной, так как большинство организаций пользуются
банковскими кредитами. Доходы по финансовой деятельности в основном будут
возникать по статьям "курсовые разницы" в организациях,
осуществляющих экспортные продажи, и вследствие повышения номинальной стоимости
акций на рынке ценных бумаг в акционерных обществах. Поэтому для обеспечения
безубыточности деятельности менеджмент организации должен обеспечить такой
размер выручки от реализации товаров, который бы покрыл расходы как по текущей,
так и по финансовой деятельности, или же обеспечить сокращение расходов по
данным видам деятельности, а именно:
- расходов на реализацию товаров за счет повышения эффективности
использования всех видов ресурсов;
- себестоимости реализованных товаров, что практически
невозможно в условиях роста цен на закупаемые товары, к тому же для обеспечения
роста объема продаж организация должна вкладывать средства в товары с целью
обеспечения покупательского спроса, ассортиментного перечня товаров и повышения
конкурентоспособности торговых объектов;
- прочих расходов по текущей деятельности (недопущение штрафов,
пеней и неустоек по расчетам с поставщиками (подрядчиками), по налогам и
сборам, недостач и порчи запасов, обеспечение материального стимулирования
работников при соблюдении опережающего темпа роста производительности труда по
сравнению с темпом роста средней заработной платы и др.);
- расходов по финансовой деятельности за счет снижения
кредитной нагрузки на организацию. Для оценки кредитной нагрузки, зависимости
бизнеса от банковских кредитов и эффективности их использования предлагаем
рассчитывать:
- стоимость кредитов (отношение расходов по оплате процентов за
кредит к средней величине задолженности по кредитам, включая задолженность по
процентам);
- кредитную позицию (отношение остатка задолженности по
процентам за кредит к остатку задолженности по основной сумме долга по кредитам
и займам, включая задолженность по процентам);
- кредитоотдачу (отношение выручки от реализации товаров,
продукции, работ и услуг к сумме расходов по оплате процентов за кредит).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы и расходы являются важнейшим объектом бухгалтерского учета и
анализа. Они входят в перечень отчетных показателей контролируемых со стороны
государственных органов и вышестоящих кооперативных организаций. Поэтому
вопросы организации и методики учета и анализа доходов и расходов являются
ключевыми при формировании учетной политики хозяйствующего субъекта.
Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов от
30.09.2011 года № 102 с 1 января 2012 года применяется новая классификация
доходов и расходов.
Доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем
увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению
собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее
имущества (учредителей, участников).
Доходы организации в зависимости от ее характера, условий получения и
предмета деятельности подразделяются на следующие виды:
- доходы по текущей деятельности;
- по инвестиционной деятельности;
- по финансовой деятельности;
- иные доходы.
Финансовым результатом является итог хозяйственной деятельности
организации и ее подразделений, выраженный в виде финансовых показателей, таких
как прибыль (убытки), изменение стоимости собственного капитала, дебиторская и
кредиторская задолженность, доход.
В целом доходы отражают уровень хозяйствования и риска, результаты
коммерческой и финансово-экономической работы организации.
В производственных организациях доход от реализации продукции(работ,
услуг) представляет собой выручку от реализации товарной продукции (работ,
услуг). В практике организаций торговли исторически сложился подход, в котором
признается финансовая значимость не столько выручки, сколько приращения к
стоимости реализованных товаров. Он и определяет особый порядок формирования
доходов от реализации товаров. Если доходами от реализации продукции, работ,
услуг принято считать выручку от реализации, то в торговле из нее следует
исключить себестоимость проданных товаров (по ценам закупки). Сумма дохода от
реализации товаров представляет собой величину реализованных:
а) торговых надбавок (скидок) - в розничных торговых организациях;
б) оптовых надбавок (скидок) - в оптовых торговых организациях;
в) наценок на собственную продукцию и часть покупных товаров, а также
торговых надбавок (скидок) на покупные товары и сырье для изготовления
собственной продукции - в организациях общественного питания.
Прежде, чем приступать к анализу доходов организации, необходимо
определить факторы, влияющие на его изменение.
Проведение анализа доходов и составление плана-прогноза доходов
организации предусматривает прежде всего определение общей суммы и среднего
уровня доходов при заданных (прогнозных) ограничениях исходя из целевых
ориентиров. Как правило, план-прогноз на год формируется торговыми
организациями самостоятельно с помесячной разбивкой, а на более длительный срок
- с установлением годовых показателей.
Плановые расчеты доходов организации предполагают использование
многовариантных подходов, поэтому окончательный план доходов торговой
организации на предстоящий период определяется выбором из нескольких вариантов
прогноза с внесением необходимых коррективов.
В современных условиях хозяйствования финансовая деятельность организации
практически всегда будет убыточной, так как большинство организаций пользуются
банковскими кредитами. Доходы по финансовой деятельности в основном будут
возникать по статьям "курсовые разницы" в организациях,
осуществляющих экспортные продажи, и вследствие повышения номинальной стоимости
акций на рынке ценных бумаг в акционерных обществах. Поэтому для обеспечения
безубыточности деятельности менеджмент организации должен обеспечить такой
размер выручки от реализации товаров, который бы покрыл расходы как по текущей,
так и по финансовой деятельности, или же обеспечить сокращение расходов по
данным видам деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаменкова,
С. И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия : учеб.-
метод. пособие / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. - 2-е изд., перераб. и доп.
- Минск : Элайда, 2013. - 328 с.
2. Алексеенко,
Н. А. Экономика промышленного предприятия : учеб.пособие / Н. А. Алексеенко, И.
Н. Гурова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск :Изд-во Гревцова, 2011. - 264 с.
. Амосов,
А. А. Как преодолеть отставание в развитии / А. Амосов // Экономист. - 2013. -
№ 4. - С. 19-26.
. Бухгалтерский
учет : учебник / П. Г. Пономаренко [и др.]; под общ.ред. П.Г. Пономаренко. -
Минск :Выш.шк., 2013. - 543 с.
. Высевка,
С. Формирование показателей отчета о прибылях и убытках (форма 2) / София
Высевка // Главный бухгалтер . - 2012. - № 5 (февраль). - С. 24-32.
. Гавриленко,
В. Г. Капитал. Энциклопедический словарь / В. Г. Гавриленко // Консультант Плюс
: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск,
2013.
. Ермолович,
Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: уч. пособие / под общ.ред.
Л.Л.Ермалович. - Мн. Интерсервис; Экоперспектива. 2009. - 576с.
. Ильин,
А.И. Планирование на предприятии: учебник для вузов / А.И. Ильин. - Мн.: Новое
знание, 2004. - 635 с.
. Инструкция
по бухгалтерскому учету доходов и расходов: утв. Постановлением Мин-ва финансов
Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (с доп. и изм. от 08.02.2013 г. №
11) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
. Ковалев,
В.В., Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.учебник. /
В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ООО «ТК Велби», 2006. - 424с.
. Кожарский,
В. В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит : учеб.-практ. пособие / В.В.
Кожарский. Н. В. Кожарская ; под ред. В. В. Кожарского. - Минск
:Экоперспектива, 2010.
. Максименко,
Е.Е. Экономика предприятий торговли : учеб.пособие для вузов / Е.Е.Максименко,
Н.В. Шишкова, Т.В. Емельянова и др. - М. : Высш. шк., 2008. - 542 с.
. Пасевич,
В. Сложности при отражении доходов и расходов организации / Василий Пасевич //
Налоговый вестник. - 2013. - № 7. - С. 63-72.
. Программа
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: утв.
Указом ПрезидентаРесп. Беларусь от 11.04.2011 г. № 136 // КонсультантПлюс:
Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр
правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
. Резких,
А.И. Оценка финансового состояния предприятия / А.И. Резких, Р.И. Дронов //
Финансы. - 2006. - №4. - С.15-19.
. Русак,
Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования / Н.А. Русак. - М., 2007.-268 с.
. Савицкая,
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. -
М.: ИНФРА-М, 2008. - 512 с.
. Сушкина,
Т. Рецепты увеличения доходов и сокращения расходов / Тамара Сушкина //
Финансы, учет, аудит . - 2012. - № 9. - С. 11-13.
. Танющева,
Н. Ю. Сравнительный анализ подходов к реализации отдельных этапов финансового
мониторинга / Н. Ю. Танющева // Деньги и кредит . - 2012. - № 2. - С. 64-69.
. Финансы
/ А.И. Архипова [и др.]; под ред. И.А. Погосова. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 54
с.