Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
В состав индивидуальных экспертных оценок входят такие методы, как интервью, аналитический метод и сценарный метод.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
Цель интервью - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
Также получил широкое применение аналитический метод прогнозирования, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки и т.д.
Метод построения сценариев. По словам известного австрийского специалиста по прогнозированию Э. Янча, написание сценариев означает метод, который пытается установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей ситуации может шаг за шагом развиваться будущее состояние.
В сценарии, словесном описании прогнозируемой ситуации, особое внимание должно быть обращено на привязывание событий к временной сетке, на связи между событиями, на критические точки, где малые воздействия могут иметь непропорционально сильный эффект. Среди российских политологов это один из самых распространенных методов прогнозирования, на основе которого можно более или менее точно предвидеть развитие политических событий в нашей стране. К числу наиболее известных работ относятся публикации Института социально-политических исследований РАН, статьи И.В. Задорина, Я.М. Миркина и мн. др.
Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев. Обычно наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты сценария, рассматриваемые в качестве альтернативных, планируются в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на предположении того, что при коллективном мышлении достигается более точный результат, и повышается вероятность возникновения оригинальных и продуктивных идей.
Сущность метода коллективной экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными экспертами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами.
Коллективная генерация идей - метод «мозговой атаки» - широко применяемый способ при исследовании гипотетических состояний будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод «мозговой атаки» называют еще методом деструктивной отнесенной оценки.
Метод «Дельфи» характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся:
) анонимность экспертов;
) использование результатов предыдущего тура опроса;
) статистическая характеристика группового ответа.
В группу поисковых методов прогнозирования входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних, гармонических весов, авторегрессионного преобразования и адаптивного сглаживания. Ко второй подгруппе относятся различные типы моделирования - структурное, сетевое, матричное и имитационное.
При формировании прогнозов с помощью экстраполяции исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик объекта. Экстраполируются оценочные функциональные системные и структурные характеристики.
Тренд - это длительная тенденция изменения социальных показателей. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие. Результат при этом связывается исключительно с ходом времени.
Распространенной методикой описания каких-либо процессов, событий, явлений служит моделирование. Это такой метод исследования, при котором изучаются не сами объекты, а их модели. В связи с этим знания, полученные с помощью моделирования не могут быть абсолютно истинными, т.е. полной аналогии между объектами исследования и его моделью добиться невозможно. Кроме того нужно учитывать и то обстоятельство, что аналогичные события, происходящие в различной исторической обстановке могут привести к совершенно различным результатам.
Конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, экспериментальный и теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными объекта, корректировка модели составляют содержание метода моделирования.
Регрессионный анализ используется для исследования форм связи, устанавливающих количественные соотношения между случайными величинами изучаемого случайного процессам.
Корреляционный анализ изучает корреляционные связи между случайными величинами. Он позволяет количественно оценивать связи между большим числом взаимодействующих явлений. Его изменение делает возможным проверку различных гипотез о наличии и силе связи между двумя явлениями и группой явлений.
Прогнозирование по аналогии представляет собой сравнение прогнозируемой технологии с такой же технологией, которая была в прошлом. В применении этого метода имеется ряд проблем: употребление случайных аналогий; историческая уникальность каждой ситуации; проблема исторически обусловленного сознания людей.
При использовании экономико-математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально. Определение системы факторов и причинно-следственной структуры исследуемого явления - начальный этап математического моделирования.
Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими, методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов. В частности, с их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико-математических моделей.
Задачи математического программирования состоят в отыскании максимума или минимума некоторой функции при наличии ограничений на переменные - элементы решения. Известно большое количество типовых задач математического программирования, для решения которых разработаны эффективные методы, алгоритмы и программы для компьютеров.
Задачи математического программирования могут подразделяться по характеру переменных - элементов планового решения. Выделяют задачи дискретного программирования - с дискретными переменными и задачи стохастического программирования - со случайными переменными и параметрами. Кроме того, задачи математического программирования подразделяют по характеру уравнений и неравенств, используемых для описания условий задач.
Для решения задач математического программирования могут быть использованы средства, включенные в состав программ электронных таблиц для персональных компьютеров. Из таких средств наиболее распространены таблицы Microsoft Excel для операционной системы Windows.
Наряду с математическим программированием эффективным инструментом подготовки планов считают теорию игр.
Теория игр - это теория математических моделей принятия решений в условия конфликта или неопределенности.
Решения задач теории игр могут зависеть от уровня риска, который участники готовы допустить, или основываться просто на получении максимальной гарантированной выгоды. Решение определенных типов простых задач теории игр сводится к решению задач линейного программирования.
Выбор того или иного метода прогнозирования политических процессов, событий зависит от целевой группировки прогнозов, от его сроков и времени на разработку.
Перечисленные выше методы нельзя рассматривать изолированно, в отрыве друг от друга. Для разработки качественных прогнозных рекомендаций обычно используется сочетание нескольких методов прогнозирования.
В последние годы в связи с бурным развитием информационных технологий прогнозы чаще всего строятся с применением современных компьютерных программ, что будет подробно рассмотрено в следующем параграфе данного исследования.
. Средства массовой информации в условиях современного развития
.1 История развития средств массовой информации
Средства массовой информации - каналы оперативного распространения информации (печать, радио, телевидение, кино) среди широких масс населения. Каждое из СМИ имеет как общие черты, присущие всем средствам, так и некоторые особенности, касающиеся способов передачи информации, установления контакта и обратной связи с аудиторией, лингвистических характеристик сообщения. СМИ используются на занятиях по языку в качестве средства обучения и средства ознакомления со страной изучаемого языка и происходящими в мире событиями. Особенно велика сфера применения СМИ в самостоятельной работе. В последние годы наблюдается значительный интерес к проблеме обучения иностранных учащихся восприятию информации через СМИ, особенно в связи с распространением компьютерных коммуникационных линий связи и баз данных (например, Интернета).
Вся история развития журналистики говорит о том, что главным и приоритетным направлением в истории СМИ всегда было удовлетворение человеческой потребности в коммуникации. Люди общались, получали и передавали информацию с помощью масс-медиа. Сам человек в древнейшие времена выступал в качестве средства коммуникации. Знания передавались от одних членов племени к другим, от старейшин к молодым сородичам. Шаманы и оракулы сохраняли информацию на листах пергамента, в виде наскальной живописи, на глиняных дощечках. Если относить все эти способы сохранения знаний к примитивным средствам массовой информации, то можно говорить о том, что зачатки появления прессы относятся еще к 5-му веку до нашей эры. Тогда в Римской Империи стали выходить первые газеты. Современные печатные издания они стали напоминать во времена правления Юлия Цезаря (примерно 60-ый год до нашей эры). Имеются также сведения, что и в странах Азии выпускались доисторические издания в виде еженедельных бюллетеней. Конечно, они не были печатными, так как до появления печатных станков было еще далеко, однако, явной их функцией было доносить информацию до общественности.
В Средние Века информационную и прикладную функцию несли так называемые «летучие листки». Например, такие из них, как куранты, ревю или реляции, были очень широко распространены в то время. Но настоящий толчок к развитию прессы и, соответственно, журналистики, дало изобретение 1440-го года. Тогда Гуттенберг придумал процесс печатания с помощью подвижных литер. Родиной печатных изданий считают Западную Европу. Бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости») считают первой газетой в том понимании слова, как принято у современного человека. Эта газета стала выходить в Антверпене в типографии Авраама Вергевена, начиная с 1605-го года. А в 1702-ом году стала издаваться первая ежедневная английская газета (историками зафиксирована даже точная дата - 11 марта) - «Daily Courant».
Важная причина, почему нельзя считать датой рождения прессы древнейшие времена, состоит в том, что в те столетия информация могла передаваться во множестве эпистолярных форм. К примеру, в летописях, жизнеописаниях, хрониках, путешествиях. Появление печати позволило объединить все эти разнообразные формы изложения мыслей в конкретные журналистские жанры. Сначала появились такие жанры, как репортаж, памфлет, информация-хроника. Позднее оформились и другие.
В зависимости от исторического периода существования печати принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (15-16 века), феодально-монархическая (16-18 века), буржуазная (19-20 века), социалистическая (20 век), общегуманистическая (начало 21-го века).
Религиозно-клерикальная журналистика имела место в Средние Века. Тогда, во-первых, было немного грамотных людей. А во-вторых, очень велико было влияние церкви на все сферы жизни общества. Инакомыслие пресекалось на корню. Потому и проникновение его в печать было недопустимо.
Феодально-монархический строй общества характеризуется невысоким уровнем экономического развития. Активно шел процесс перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Соответствующие черты носила и журналистика того времени.
Развитие торговли требовало обмена информацией (о прибытии кораблей, ценах на товары, о продукции). В свете этого, уже в 19-ом веке средства массовой информации, представленные тогда опять же лишь печатными изданиями, стали важнейшей частью жизни общества. Более того, они стали влиять на общественные настроения. А с усилением политической борьбы СМИ приобретают ярко выраженную политическую направленность. Именно в это время происходит разделение СМИ на качественную прессу (или элитарную) и на популярную (или массовую). К концу 20-го века выделяют и промежуточные виды прессы.
Социалистическую журналистику относят к особой категории опять же в свете идеологической направленности как всего общества в то время, так и непосредственно средств массовой информации.
В настоящее время можно констатировать формирование обще гуманистической журналистики.
Ясно, что тот или иной тип существовал в свое время. Не во всех государствах сменились все рассмотренные нами типы. К примеру, буржуазная и социалистическая журналистика существовали параллельно друг другу и имели свои отличительные особенности. Именно последние упомянутые типы журналистики явили миру феномен массовой информации с его обращением к широкой аудитории и возможностью влиять на ее мнение.
В обще гуманистической журналистике, выходящей на первые роли в 21-ом веке, проповедуется отказ от любого принудительного воздействия на членов общества. Средства массовой информации призваны выражать общественное мнение, а не навязывать чьи-либо идеалы.
На протяжении всего своего развития журналистика прошла через три подхода к ее пониманию. Они последовательно сменяли друг друга. Первый (казуалистский) подход основывался на понимании СМИ как мощного орудия воздействия на человека. Умышленно насаждался авторитет прессы, ее главенствующая роль в жизни общества. Именно при таком подчинительном отношении к СМИ возможно было влиять на сознание и мнение граждан.
Второй (функциональный) подход был уже за равноправные отношения между членами коммуникационного процесса (между средствами массовой информации и реципиентами, которые эту информацию воспринимали). В данном случае за человеком оставался выбор, принимать ли на веру мнение прессы или же придерживаться своей точки зрения.
И, наконец, третий (коммуникационный) подход, к которому пришла журналистика в современном мире, провозглашает главенство реципиентов. СМИ призваны, лишь, выражать мнение людей, а не навязывать постулаты.
Выделим основные этапы в развитии СМИ:
до начала нашей эры наблюдались прагазетные явления,
эпоха рукописных изданий охватывает период с начала нашей эры до 15-го века,
15-17 века - период становления газетно-журнального дела, изобретение и широкое распространение книгопечатания,
с 17-го до начала 20-го веков происходит совершенствование полиграфической базы, журналистика формируется как общественный институт,
первая половина 20-го века ознаменована позиционированием СМИ как рычага власти, а порой и еще одной властвующей структурой в дополнение к уже имеющимся,
вторая половина 20-го века характеризуется становлением электронных средств коммуникации, а соответственно и электронных СМИ,
в современном мире средства массовой информации играют важнейшую роль во всех сферах жизни общества, журналистика стала более доступной, открытой и распространенной, что открывает ей большие возможности для участия в процессе формирования мировоззрения людей.
.2 Функциональные особенности СМИ в современном обществе
СМИ имеет огромное количество функций в совершенно разных сферах, как, например:
. коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией журналистики;
. непосредственно-организаторская, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
. идеологическая (социально-ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
. культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
. рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)»;
. рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.
Общественное сознание - это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов.
Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).
Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.
У печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, в невизуальное звуковое сообщение на радио).
Достижения человека в области науки и техники позволили появиться таким СМИ как интернет и реклама.
В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порождённая этими технологиями глобальная система поиска и передачи информации, в СМИ играет не последнюю роль.
Реклама - это часть нашей жизни. Она является предметом изучения исследователей во многих областях. Все пытаются провести анализ, каким же образом реклама может так воздействовать на потребителя, чтобы он подвергся внушению, принял на переосмысление стороннюю информацию и как результат. Эффективность рекламы зависит прежде всего от степени охвата аудитории, что обеспечивается симбиозом рекламы и СМК. Для современных СМК реклама - один из основных источников дохода. Однако это обстоятельство имеет один существенный отрицательный момент - чрезмерное использование рекламы, внушение мысли о том, что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, более привлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе, приводит к деформации системы ценностей человека, подменяя стимулы внутреннего, духовного развития стимулами потребления.
. Влияние средств массовой информации на политическое прогнозирование
.1 Средства массовой информации, как фактор поведения общества
Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие».
В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.
Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства. Так, к примеру, на обложку одного из номеров журнала «Eskuire» вынесены имена мировых знаменитостей под заголовком «Правила жизни», где далее в отдельных статьях показаны основы мировоззрения заявленных личностей. Читатель отбирает понравившиеся ему высказывания, исходя из собственного отношения к герою, либо с установкой «Хочу быть таким же! (одеваться, мыслить, жить, отрицать, принимать и т.д.)».
Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.
Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления. Создаваемые СМИ мифы тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя собой исходную реальность в сознании человека. «Люди «входят» одинаковыми в пространство такой «мифопорождающей машины», но выходят ориентированные на определенную модель поведения, а также на приобретение того или иного товара». (В данном случае выбор конкретного средства массовой информации).
Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание о политике, ее функционировании, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования политической картины мира.
Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о войнах, ходом политических процессов, деятельностью политиков также, во многом, создаются при помощи СМИ.
Именно через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют для себя отношения к партиям и правительству, странам и отдельным политикам, которые затем получают распространение и влияет на будущие политические решения и события. Здесь у массового читателя и зрителя появляется возможность выбора, потому что, ориентируясь только на свое собственное мировоззрение и жизненную позицию, человек может выбрать подходящий именно для него продукт, созданный средствами массовой информации. Очевидным является тот факт, что и здесь выбор весьма ограничен, потому перечень предлагаемых изданий и телепередач ограничен и определен их производителями. В США телевизионная компания «Fox», принадлежащая Руперту Мердоку известна своей поддержкой «Республиканской партии США», и к примеру, поддержала вторжение в Ирак при президенте Буше-младшем. Зрители телеканала знают о пристрастности телеканала, но все равно доверяют ему - это яркий пример влияние на избирателей, которое в конечном итоге сказывается на политических решениях руководства страны.
В концепции П. Бурдье ключевым понятием является социально-психологический механизм мышления - субъективное восприятие мира с дальнейшими попытками анализа, синтеза и категоризации, агрессивное конструирование образа и решение познавательных задач. «Журналисты имеют особые «очки», через которые они видят одно и не видят другое и благодаря которым они видят вещи определенным образом, - пишет П. Бурдье. - Они делают выбор и конструируют отобранные ими факты».
.2 Политическое прогнозирование под воздействием СМИ
Человечество давно ушло от теории мира как чего-то застывшего, неизменного, раз и навсегда данного. Социальная реальность есть динамичная реальность, процессуальный характер которой очевиден для современного человека, это динамичный процесс, совокупность революционных и эволюционных изменений. Никогда ранее человечество не достигало такого уровня технологического развития цивилизации, как в ХХ в. Этот процесс, связанный с расцветом научно-технического знания становится мощным фактором, катализатором ускорения и интенсификации социальных и культурных изменений. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности человека, его повседневной жизни, увеличение значимости информационного сектора. Перед учеными все отчетливее вырисовывалась задача по определению перспектив развития общества, выявлению трендов, которые определят будущее человечества. Резко возрастает значимость информации, образования и культуры. Человечество в ХХ в. делает существенный рывок, стремительно нарастают процессы урбанизации, экономика из аграрной превращается в индустриальную.
Будущее воспринимается как такое явление, которое неизбежно несет с собой крупные системные социальные и культурные изменения. Не случайно, говоря о будущем, Э. Тоффлер использует понятие «футурошок», а Штомпка неслучайно использует понятие «травмы» для характеристики социальных изменений. Он заимствует его из медицинской практики и интерпретирует как деструктивное воздействие на организм в результате которого происходят какие-либо нарушения целостности и работоспособности организма, в психиатрической практики - результатом травмирующего события является умственные и эмоциональные нарушения. Социальные науки пытаются понять направление и исход, результат социальных изменений. Понять эти процессы, рассчитать их означает еще и возможность повлиять на них.
Воздействие СМИ на политику может быть конструктивным или деструктивным. Характер воздействия СМИ на политику зависит от того, какой журналистской позиции придерживается то или иное СМИ. На формирование журналистской позиции оказывают негативное влияние огосударствление и коммерциализация СМИ.
В переходный период развития общества, когда происходит смена одного типа его организации (социальной системы) другим, конструктивным является воздействие СМИ:
а) в интересах трансформации политической системы, которая сохраняет черты ригидной политической системы и в которой не налажено тесное взаимодействие между различными социальными группами;
б) в интересах формирования плюралистической структуры информационного пространства, в котором специфика информационных, политических программ зависит главным образом от общественного спроса.
Деструктивная журналистская позиция ориентирована на провоцирование политических конфликтов ради продвижения интересов учредителя или субъекта политики, которые, как правило, противоречат интересам общества. СМИ, выражающие деструктивную журналистскую позицию, часто используют ложь и полуправду.
Довольно значительны возможности журналистской оппозиции, основанной на противостоянии СМИ и власти. Однако постоянная журналистская оппозиция власти может иметь и деструктивный характер.
Современные СМИ не ограничиваются локальным или национальным пространством и аудиториями, а выступают в качестве отдельного актора современного мира. CNN, BBC, Al-Jazeera, Russia Today, Euronews являются не только инструментами влияния ведущих стран мира, но и оказывают существенное влияние на мировое общественное мнение, национальную политику и мировую политику. Исследователь Фокина В.В. к функциям СМИ как субъекта мировой политики относит:
информирование внутренней и внешней общественности;
манипулирование и убеждение граждан;
социализация и воспитание населения;
развлечение аудитории, отвлечение населения от проблем и кризогенных явлений во внутренней и во внешней политике. До сих пор не теряет своей актуальности формула «Хлеба и зрелищ», чтобы снизить уровень социальной напряженности в условиях политической нестабильности;
поддержание и регулирование отношений между институтами власти и обществом (в частности, апеллирование к общественному мнению);
контроль за правительством, его решениями и действиями;
мобилизация населения для решения общественно значимых проблем (неслучайно именно диктора Ю.Б. Левитана А. Гитлер считал одним из главных врагов рейха);
прогнозирование и предсказание политических действий властей, в том числе их инициирование и коррекция.
Последнее показывает роль СМИ в политическом прогнозировании, можно сделать основной вывод: СМИ актор, которого, нужно учитывать при составлении политических прогнозов, оценивать СМИ не, как единую социальную группу, а набор в том числе противоборствующих сторон, оказывающих большее влияние на общество, чем действия даже известных и влиятельных политиков.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные концепции и принципы политического прогнозирования, историю и функционал развития средств массовой информации. Целью работы было изучить влияние СМИ на политическое прогнозирование. В процессе достижения цели было составлено представление о политическом прогнозирование и современных СМИ. Были даны основные определения, выделены характерные черты.
С другой стороны, общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью.
Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем.
Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься СМИ. Но и само общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, следовательно, можно сказать, что общественное мнение может определять деятельность СМИ.
Таким образом, можно сделать вывод, что СМИ и политика оказывают друг на друга взаимное влияние, а соответственно неразрывно взаимосвязаны. В настоящее время присутствие СМИ в мировой политике дополняется интернет-сообществами и социальными сетями, что позволяет массированно воздействовать на мировое сообщество, используя не только линейные каналы подачи информации, но и вовлекая широкую общественность разных стран в процесс обсуждения актуальных мировых проблем. Данного рода комплексное воздействие, несомненно, способно оказывать существенное влияние на процесс принятия политических решений в рамках мировой политики.
Политической деятельности свойственны по преимуществу не поиски универсальных связей, без чего прогнозирование превращается в гадание, а императивное мышление, когда доминирует волевое начало, а не рефлексивная аналитика («Карфаген должен быть разрушен!»), СМИ в современных условиях могут быстро проинформировать весь мир о таких заявлениях. Эта особенность ослабляет прогнозирование. Цели политики чаще всего сводятся к снижению рисков и повышению эффективности управления в «духе Макиавелли», то есть все той же прагматической традиции. Впрочем, сам Макиавелли не укладывается в эту схему. Он, как известно, считал, что общие цели менее доступны пониманию, чем частные. Он отчетливо видел и главную причину неизбежной инверсии политических целей в обществе, где и политика, и властитель подконтрольны знати: «у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным».
Главный фактор непредсказуемости (когда речь идет не о концептуальной реконструкции, а о еще не сбывшихся планах и проектах) хорошо известен. Этот фактор - узкогрупповые интересы, трудно совместимые или не совместимые в принципе, к тому же обычно не вполне осознанные и не артикулированные даже основными участниками политического процесса. Какой общий план может быть у пауков в банке, устремления которых могут в чем-то совпадать - будь то поиск пищи или путей спасения? Впрочем, и в тех случаях, когда консенсус в верхних эшелонах власти возможен, обществу СМИ демонстрируют только некоторые стороны и моменты такого прогнозирования, имеющие отношение преимущественно к информационному сопровождению публичной политики. Предметом общественного внимания может быть в лучшем случае подготовка средне- и долгосрочных планов, проектов и программ развития в различных отраслях внутренней и внешней политики.
В современных условиях информационного вакуума не может быть, если информационное пространство не заполняется официальной информацией, отсюда следует появление неинституциализированных слухов или обострение деятельности СМИ других государств. В настоящее время ожесточенные войны разворачиваются не только в зоне боевых действий, но и в глобальном информационном пространстве. Информационные войны стали атрибутом современных международных отношений, «мягкой силой», определяющей победителя в конфликтах XXI веке.
Список литературы
«Eskuire» - Февраль - 2007 [Электронный ресурс] // Все о глянцевых журналах <http://www.glossy.ru/announcements/?id=165> (Дата обращения 20.03.2014)
Абрамов Р. Н. Мемуары о будущем или «Футурошок» Алвина Тоффлера (рецензия на книгу) [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал http://ecsocman.hse.ru/text/17042362/ (Дата обращения 11.03.2014)
Акаев А.А., Коротаев А.В., Малинецкий Г.Г. Прогноз и моделирование кризисов мировой динамики. - М: Издательство ЛКИ, 2010. - 352 с.
Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование [Электронный ресурс] // <http://all-politologija.ru/knigi/politicheskij-analiz-i-prognozirovanie-axremenko> (Дата обращения 12.03.2014)
Балуев Д.Г. Введение в политический анализ. Учебное пособие. Нижний Новгород: ННГУ, 2008. -146 с.
Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 392 с.
Боришполец К. Международные отношения: социологические подходы / под ред. П.А. Цыганкова. - М.: Гардарика, 2010. -210 с.
Бурдье П. О телевидении и журналистике [Электронный ресурс] // Социологическое пространство П. Бурдье http://bourdieu.name/content/burde-o-televidenii-i-zhurnalistike (Дата обращения 21.03.2014)
Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального [Электронный ресурс] // «Фундаментальные исследования» <http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=2068> (Дата обращения 20.03.2014)
Громова Н.И. Основы прогнозирования. - М: Издательство «Академия Естествознания», 2006. -112 с.
Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления разработки // Полис. - 2004. - №1.
Дридзе Т.М. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М.: Наука, 1994.
Евдокимов В.А. Роль средств массовой информации в политизации социального конфликта [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций <http://www.dissercat.com/content/rol-sredstv-massovoi-informatsii-v-politizatsii-sotsialnogo-konflikta> (Дата обращения 20.03.2014)
Задорин И. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: Методологические основания, методика и организационная схема // Вопросы социологии. - 2004. - №5.
История развития СМИ [Электронный ресурс] // Инфо портал http://picma.ru/novosti/20--2012-2/2334-2012-10-20-01-08-34.html (Дата обращения 14.03.2014)
История успеха Руперта Мердока [Электронный ресурс] // «Конструктор успеха» <http://constructorus.ru/istorii-uspexa/rupert-merdok.html> (Дата обращения 20.03.2014)
Казютинский В.В. Космическая философия К.Э.Циолковского: «за» и «против» [Электронный ресурс] // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции 2003 <http://lib.icr.su/node/1002> (Дата обращения 11.03.2014)
Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций <http://www.dissercat.com/content/massovaya-kultura-i-lichnost-kulturfilosofskii-aspekt> (Дата обращения 20.03.2014)
Кокошин А.А. Прогнозирование и политика. М.: Мир, 2005. - 140 с.
Коморовский В.С. Политико-административное управление (учебник) [Электронный ресурс] // <http://all-politologija.ru/knigi/politiko-administrativnoe-upravlenie-uchebnik-komarovskogo> (Дата обращения 12.03.2014)
Краснов Б.И. Политическое прогнозирование // Социально-политический журнал., М. -1995.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8935/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%9D%D0%9E%D0%97> (Дата обращения 11.03.2014)
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин 2009. [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике http://methodological_terms.academic.ru/1921/%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%90_%D0%9C%D0%90%D0%A1%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%99_%D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98 (Дата обращения 14.03.2014)
Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование: Учеб. для вузов. - М.: Алгоритм, 2008. -120 с.
Политическое прогнозирование [Электронный ресурс] // Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого Электронные лекции <http://tsput.ru/res/other/politolog/lec13.html> (Дата обращения 12.03.2014)
Политическое прогнозирование [Электронный ресурс] // Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого Электронные лекции <http://tsput.ru/res/other/politolog/lec13.html> (Дата обращения 12.03.2014)
Прогнозирование // Социология: Энциклопедия / Сост. Абушенко В.Л., Грицанов А.А., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 530 с.
Рабочая книга но прогнозированию / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М., 3-е изд. М.: ИС РАН, 2005. - 110 с.
Симонов К.В. Политический анализ [Электронный ресурс] // Библиотека «Полка букиниста» <http://society.polbu.ru/simonov_politanalysis/ch20_all.html> (Дата обращения 12.03.2014)
Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии (учеб. для ВУЗов).-М.: Высшая школа, 2006. -263 с.
Современный этап развития исследований будущего. Глобалистика и альтернативистика [Электронный ресурс] // «Социальная работа» <http://soc-work.ru/article/548> (Дата обращения 11.03.2014)
Социальное прогнозирование на рубеже XIX-XX столетий. Научно-публицистический жанр «Размышления о будущем» [Электронный ресурс] // «Социальная работа» <http://soc-work.ru/article/544> (Дата обращения 11.03.2014)
Феофанов К.А. О сценарном подходе к прогнозированию. «Социологические исследования». - 2008. - №5.
Фокина В.В. СМИ, как акторы мировой политики [Электронный ресурс] // «Журнал мировая политика» <http://vestnik-old.mgimo.ru/fileserver/28/11_fokina.pdf> (Дата обращения 23.03.2014)
Функции СМИ [Электронный ресурс] // Инфо - портал «Либреро» <http://www.librero.ru/journalism/funkcii_cmi> (Дата обращения 15.03.2014)
Цыгичко В.И. Основы прогнозирования систем. - М.: Финансы и статистика, 2006. -144 с.
Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий [Электронный ресурс] // Библиотека «Полка букиниста» <http://society.polbu.ru/shvidunova_smi/ch01_i.html> (Дата обращения 15.03.2014)