Сфера
|
Факторы
|
Сильная сторона
|
Слабая сторона
|
Кадры
|
1. Управленческий персонал (стиль управления, квалификация
и др.). 2. Мораль и квалификация сотрудников. 3. Совокупность выплат
работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по
отрасли. 4. Кадровая политика. 5. Использование стимулов для мотивирования
выполнения работы.
|
+ + + +
|
-
|
Организация общего управления
|
1. Организационная структура 2. Организация системы
коммуникаций. 3. Эффективность общей для всей организации системы контроля.
4. Организационная культура.
|
+ + + +
|
|
Торговля
|
1. Возможность продажи товаров по более низкой цене, чем у
конкурентов. 2. Возможность охвата новых рынков. 3. Система контроля запасов
товара
|
+ + +
|
|
Маркетинг
|
1. Товары, продаваемые фирмой (конкурентоспособность
товаров). 3. Организация сбыта: знание потребностей потребителей. 4. Имидж,
репутация и качество товара. 5. Методы рекламной работы предприятия в
продвижении товара на рынок 6. Ценовая политика.
|
+ + + + +
|
- - - -
|
Финансы
|
1. Возможность привлечения краткосрочного капитала. 2.
Отношение к налогам. 3. Гибкость структуры капитала.
|
+ + +
|
-
|
Кадры
Управленческий персонал (+).
Высшее руководство использует демократический стиль управления,
характеризующийся высокой степенью децентрализации полномочий, активным
участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых
выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а
достижение при этом успеха служит вознаграждением.
Мораль и квалификация сотрудников (+).
Квалификация сотрудников предприятия полностью соответствует текущим
задачам предприятия. Все работники организации периодически увеличивают свой
профессиональный уровень на курсах повышения квалификации для того, чтобы
квалификация сотрудников соответствовала и будущим задачам организации.
Поведение работников соответствует высоким моральным принципам, принятым в
обществе.
Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у
конкурентов и в целом по отрасли (-).
В соответствии с политикой оплаты труда, по сравнению с другими
организациями аналогичного профиля, совокупность выплат работникам несколько
ниже, чем у конкурентов. Заработная плата работникам индексируется в
соответствии с темпами инфляции, применяется целый ряд надбавок и доплат
работникам (за выслугу лет, высокий уровень квалификации и т.д., и т.п.),
премий, социальных выплат, что позволяет сохранять кадры и привлекать новых
квалифицированных сотрудников. Следует также отметить, что данный показатель
находится на уровне среднего по отрасли.
Кадровая политика(+).
Организация имеет постоянную потребность в обеспечении высокой
производительности труда работников. Руководство предприятия заботится и об
общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели
является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников.
Руководство проводит программы систематического обучения и подготовки
работников в учебно-курсовом комбинате, расположенном на территории завода,
помогая полному раскрытию их возможностей в организации. Отдел кадров решает
задачи обеспечения производственной программы соответствующими кадрами,
осуществляет наем, расстановку и увольнение, анализирует движение кадров и
дисциплину труда, занимается кадровым делопроизводством. Основным направлением
кадровой политики является стремление омоложения состава работающих и
приведение показателей нарушения трудовой дисциплины к 0 %, посредством мер
дисциплинарного характера.
Использование стимулов для мотивирования выполнения работы (+).
Для мотивирования выполнения работы используется материальное поощрение в
виде приработка, премий. Ежемесячный приработок распределяется между рабочими в
зависимости от качества выполненной работы. Также используются и нематериальные
стимулы: продвижение по службе, стажировки, гибкий график работы,
дополнительный отпуск.
Организация общего управления.
Организационная структура (+).
В Молочный завод «Балаковский» разработана система должностных
инструкций, которая представляет собой перечень основных обязанностей ,
требующихся знаний и навыков , а также прав работника. Она разрабатывается по
всем должностям и специальностям организации.
Организация системы коммуникаций (+).
В Молочный завод «Балаковский» действует внутренняя телефонная связь
между цехами, бухгалтерией, отделами, руководителями подразделений. Также
налажено сетевое окружение на установленных компьютерах, что облегчает работу
бухгалтерии. Сочетание таких средств коммуникации, как совещания, служебные
записки, телефонные переговоры, формальные отчеты позволили в конечном счете
оперативно доводить информацию до многих работников предприятия. Также на
предприятии работает внутризаводское радио, благодаря которым руководство имеет
возможность передавать информацию на все уровни сразу.
Эффективность общей для всей организации системы контроля (+)
На комбинате контроль за выполнением принятых решений ведут начальники
подразделений, которые подчиняются Генеральному директору. Ежедневно
Генеральный директор проводит оперативные совещания, на которых присутствующие
начальники отделов, от которых зависит производство, отчитываются о проделанной
работе. Также на предприятии ежегодно проводится инвентаризация материальных
запасов и аудиторские проверки. Эффективность общего контроля имеет
положительный результат, дисциплинирует работников.
Организационная культура (+).
Организационная культура Молочный завод «Балаковский» выполняет
интегрирующую функцию, т.е. объединяет работников в их повседневной
деятельности, формирует общую для всех психологию, чувство принадлежности к
комбинату, гордость за него. Она решает проблему приспособления людей друг к
другу и к организации с помощью участия в различных производственных и
досуговых мероприятиях: «Лучший по профессии», проведение спортивных семейных
соревнований и т.д. Все это помогает работникам устанавливать контакты между
собой.
Торговля
Возможность охвата новых рынков (+).
Месторасположение предприятия и постоянно увеличивающаяся номенклатура
товарного ассортимента позволяет выходить на новые рынки как с принципиально
новой продукцией, так и уже известной покупателям.
Возможность продажи по более низкой цене, чем у конкурентов (+).
Благодаря вводимым технологическим новшествам, себестоимость продукции
снижается, что делает ее более привлекательной, чем у конкурентов.
Система контроля запасов товара (+).
На складах сконцентрированы все запасы произведенной продукции, которые
отражены в бухгалтерской отчетности и занесены в компьютер по виду и
ассортименту. Каждое поступление и отпуск со складов также отражаются в
бухгалтерских проводках, что позволяет иметь оперативные сведения о наличии
продукции на предприятии. В связи с тем, что предприятие работает с постоянными
клиентами по заказу и по предоплате, продукция практически не залеживается на
складах.
Маркетинг
Товары, продаваемые предприятием (+-).
Специфика алкогольной продукции такова, что она пользуется постоянным
спросом и практически не подвержена сезонным и др. колебаниям. Ценовая
политика, качество продукции и продолжительное время нахождения на рынке
алкогольной продукции делают товары предприятия конкурентными. Но конкуренция
на этом рынке очень высока.
Организация сбыта: знание потребностей потребителей (+-).
На комбинате имеется специальная служба маркетинга и сбыта продукции,
которая ведет постоянную работу с клиентами для выявления недостатков продукции
и пожеланий по расширению ассортимента, установлению цены и пр. Но структура
предприятия такова, что результаты опросов и анкетирования не всегда
своевременно поступают заинтересованным службам.
Имидж, репутация и качество товара(+).
Продукция Молочный завод «Балаковский»- гарантия качества. Выпускаемая
комбинатом продукция разнообразная, экологически чистая, признана потребителем
и является победителем многих конкурсов, как в России, так и за рубежом.
Методы рекламной работы предприятия в продвижении товара на рынок (+-)
Все расходы, связанные с рекламной деятельностью предприятия, включаются
в себестоимость продукции. Выделение средств на рекламную компанию зависит от
объема реализованной продукции. Рекламная компания проводится в СМИ (радио,
телевидение, журналы, газеты), а также на выставках, салонах, в которых
предприятие принимает участие.
Ценовая политика(+-)
Проводимая ценовая политика ориентируется в основном только на 2 фактора:
1) себестоимость изделия; 2) цены конкурентов - неосновной фактор. Не
учитываются: 1) стратегическое положение предприятия; 2) условия отгрузки; 3)
ценовая дифференциация.
Ошибочной является практика установления цены на продукт, исходя из
простого сравнения с ценами конкурентов.
Финансы
Возможность привлечения краткосрочного капитала (+)
Для развития своей деятельности, расширения производства, приобретения
сырья, материалов предприятию недостаточно средств. Поэтому предприятие открыло
в ОАО «УралСиб» и ОАО «Региональный банк развития» кредитные линии. Это удобно
и для банка и для заемщика. Банк дает определенную сумму на повторяющейся
основе и на короткий срок. Цель кредитной линии заключается в ускорении
процедуры займа денег, чтобы предприятию не приходилось подавать новую заявку
на рассмотрение. Это достаточно легкий и незамедлительный доступ к
финансированию в условиях стесненного денежного рынка.
Отношение к налогам (+-)
Эта категория носит противоречивый характер. Выплата налогов приводит к
уменьшению распределяемой прибыли, сдерживает экономический рост предприятия. С
другой стороны налогообложение способствует улучшению социального положения
трудящихся.
Гибкость структуры капитала (+)
Наиболее очевидным вариантом повышения ценности предприятия является
инвестирование в новые активы, приносящие доход. На основании финансовой оценки
руководство предприятия решило направлять средства в более выгодное и
пользующееся спросом на данный момент производство водки. При увеличении объема
продаж водки увеличатся и денежные поступления. Растущие объемы продаж могут
оправдать вложения в расширение производственных мощностей, вызвать прирост
оборотного капитала.
3.3.3 Изучение
стратегических альтернатив и выбор стратегии
Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы.
Хотя имеется множество вариантов каждой из этих альтернатив, мы сосредоточим
наше внимание на выборе общей стратегии. К данным четырем альтернативам
относятся ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех
стратегий.
Ограниченному росту характерно установление целей от достигнутого,
скорректированных с учетом инфляции.
Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях
промышленности со статичной технологией, когда организация в основном
удовлетворена своим положением. Организации выбирают эту альтернативу потому,
что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.
Рост - осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня
краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года.
Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися
технологиями.
Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто
называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень
преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для
многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации
операций.
Стратегия сочетания всех альтернатив будут скорее всего придерживаться
крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Руководство фирмы, проанализировав все возможные альтернативы, приступает
к выбору стратегии развития бизнеса на текущий период.
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа
ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов
анализа портфеля заказов, а также характера и сущности реализуемых стратегий.
На стратегический выбор, осуществляемый руководителями влияют
разнообразные факторы. Вот некоторые из них:
. Состояние отрасли, в которой работает организация;
. Риск является фактом жизни компании, но высокая степень риска может
разрушить компанию;
. Знание прошлых стратегий;
. Фактор времени.
Проанализируем силу отрасли предприятия, в которой действует организация
по основным экономическим показателям:
Прибыльность (доходность) отрасли
Для данной отрасли уровень прибыльности несколько выше среднего уровня,
что позволяет предприятию функционировать на должном уровне.
Масштабы конкуренции
Уровень конкуренции в данной отрасли находится на среднем уровне
Размер рынков
Рынок данного предприятия огромен и позволяет расширять свои сферы услуг.
Характеристика товара
Товар на данном предприятии разнообразен и качествен.
3.3.4
Реализация стратегического плана и его оценка
После стратегического планирования наступает реализация выбранной
стратегии. Для того, чтобы контролировать и управлять процессом реализации
стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей руководители должны
разрабатывать подробные планы, программы, проекты и бюджеты. Различают четыре
этапа реализации стратегии:
Тактика. Руководство разрабатывает краткосрочные планы, согласующиеся с его
общими долгосрочными планами.
Политика. Представляет собой общее руководство для действий и принятия решений,
которое облегчает достижение целей.
Процедуры. Описывает действия, которые следует предпринять в конкретной
ситуации.
Правила. Определяет содержание действий в конкретной ситуации.
Раньше ЗАО «Аллат » в основном ориентировался на рынок Республики и
близлежащие регионы. В настоящее время руководство ориентируется и на регионы
которые находятся далеко. Имеются связи с Республикой Алтай, Приморским краем и
другими регионами Российской Федерации.
Вывод: ту стратегию и тот план который выбрал для себя ЗАО «Аллат »
функционирует и реализуется очень успешно.
Глава 4.
Организация взаимодействия и полномочия
.1 Построение
структуры организации
Структура Молочный завод «Балаковский» является линейно-функциональной,
построенной по региональному принципу. Структура организации следующая:
ЗАО возглавляет директор, назначаемый на эту должность Генеральным
директором Молочный завод «Балаковский».
Директор действует на основании доверенности, добросовестно и разумно
представляет его интересы на территории Балаковского муниципального района и за
его пределами.
Директор действует на принципе единоначалия и несет ответственность за
последствия своих действий в соответствии с федеральными законами и законами
РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом
предприятия и заключенным с ним контрактом.
Директор в пределах прав, установленных контрактом найма и контрактом о
закреплении имущества, от имени филиала распоряжается его имуществом, заключает
договоры, выдает доверенности, контролирует деятельность филиалов и
представительств.
Назначение заместителей директора, главного инженера, главного бухгалтера
согласовывается с генеральным директором Молочный завод «Балаковский».
Анализируя организационную структуру предприятия, необходимо отметить,
что на предприятии сложилась в целом адекватная данному типу производства
функциональная структура. Функционирует система четко специализированных
отделов и служб предприятия.
В существующей организационной структуре есть положительные стороны
системы управления: права и обязанности генерального директора изложены в
контракте; на предприятии имеются положения об отделах, должностные инструкции,
в соответствие, с которыми проводится основная работа предприятия.
Но, несмотря на положительные моменты, на предприятии сложилась такая
ситуация, когда структура управления стала постепенно отставать от требований
времени. Основными недостатками существующей организационной структуры
являются: чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых
руководителей и, как следствие, их перезагрузка (невозможность выполнять свои
функции в полной мере); разные аспекты службы работы с персоналом либо
отсутствуют вообще, либо разнесены по функциональным подразделениям с
различными уровнями подчиненности; в отделе маркетинга отсутствует служба
управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времени
ориентацию предприятия на требования внешней среды; в существующей структуре
управления отдел маркетинга находится на оперативном уровне управления (отдел
маркетинга подчиняется зам. ген. директора по маркетингу и сбыту), поэтому
информация, напрямую, не поступает в другие структурные подразделения, в связи
с чем, другие отделы не могут принимать оперативные действия.
У каждого из заместителей, нет четкой направленности на работу с
производством. Создается ощущение, что производство живет само по себе, что
совершенно недопустимо.
Совершенно не расписан процесс документооборота как внутри предприятия,
так и в связи с внешней средой.
4.2
Делегирование полномочий
Делегирование полномочий - это часть процесса управления, в результате
чего часть своих обязанностей руководитель делегирует своим подчиненным, при
этом контролируя и координируя их деятельность.
Отделом маркетинга проделана большая работа в области маркетинговых
исследований. Отделу делегированы полномочия по осуществлению эффективных
продаж производимой предприятием товарной продукции. Материал, с которым
работает служба маркетинга не товар, а информация. И задача специалистов по
маркетингу заключается в сборе данных, их обработке, подготовке аналитических
материалов для руководства фабрики и формирование программы мероприятий. Поток
информации, поступающей к начальнику отдела, помогает в проведении анализа,
планировании, претворении в жизнь и контроле за исполнением маркетинговых
мероприятий.
Рис. 1. Организация функций и полномочий по отделу маркетинга
4.3 Мотивация
Мотивация труда - это система мероприятий, направленных на достижение
необходимых показателей производительности и качества труда посредством
воздействия на трудовые ресурсы предприятия.
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки,
как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и
профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и
альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать
личные цели участников трудового процесса и цели организации.
Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения
эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов
воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие
их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации,
основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.
Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять
относительно самостоятельных направлений: материальное стимулирование,
улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда,
вовлечение персонала в процесс управления и не денежное стимулирование.
Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в
системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов
совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности
персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль,
но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию
трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда.
Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных
подъемов производительности труда
Совершенствование организации труда - содержит постановку целей,
расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию,
применение гибких графиков, улучшению условий труда.
Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем
формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для
работника.
Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу
персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В
результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность
труда.
Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы,
которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности,
самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и
контроля за качеством основной, а иногда и смежной продукции.
Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе
перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших
потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает
неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только
потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут
быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и
его эффективности.
В качестве мотивирующего момента на предприятии действует
сдельно-премиальная система оплаты труда, которая позволяет работнику
контролировать собственный доход за счет показателя собственной трудоотдачи.
.4 Контроль
Контроль - одна из существенных функций управления, основу которой
составляет организационная, техническая, экономическая, финансовая и другая
информация. Управленческий контроль включает: сбор, обработку и анализ
информации о фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение их с
плановыми показателями; выявление причин этих отклонений; разработку
мероприятий, направленных на устранение отрицательных отклонений.
Проведение контроля имеет очень большое значение для организации, более
того, неправильно организованная работа по контролю может создавать трудности в
работе организации и даже наносить ей вред. К числу возможных негативных
проявлений функционирования системы контроля относятся следующие:
- подмена целей организации параметрами контроля в результате
того, что сотрудники начинают ориентировать свою деятельность на те показатели,
по которым их контролируют;
- чрезмерное контролирование деятельности подразделений и
сотрудников;
- перегрузка руководителей информацией, поступающей из системы
контроля.
Руководство организации должно иметь четкую позицию в отношении роли и
места системы контроля, с тем, чтобы она эффективно справлялась с решением
только тех задач, которые соответствуют общим задачам стратегического
управления.
Для того чтобы контроль был эффективным, он должен обладать следующими
характеристиками:
- контроль должен быть ориентирован на выполнение намеченной
стратегии;
- контроль должен быть ориентирован на результаты
(контролируется достижение конкретной цели, а не деятельность работника,
отдела, предприятия вообще);
- контроль должен быть своевременным (контроль осуществляют
тогда, когда ситуация может быть изменена, т.е. когда ситуация управляема.
Другими словами, контроль должен быть профилактическим, а не констатирующим);
- контроль должен «соответствовать делу» (контроль должен
помогать менеджеру, а не мешать ему);
- контроль должен быть гибким (процедуры контроля не могут быть
абсолютно идентичными для различных процессов, производств, сотрудников, хотя
они в известной степени унифицированы);
- процедура контроля должна быть понятной как проверяющему, так
и проверяемому;
- затраты на проведение контрольных мероприятий не должны
ухудшать экономических показателей деятельности компании.
Для того чтобы контроль был эффективным, менеджерам необходимо четко
представлять, что их действия должны быть направлены на:
- установление осмысленных стандартов, воспринимаемых
сотрудниками;
- установление жестких, но достижимых стандартов;
- установление двустороннего общения при проведении контроля,
позволяющего воспринимать обратную информацию;
- стремление избежать чрезмерного контроля;
- вознаграждение сотрудников за достигнутые результаты.
Контроль бывает предварительный, текущий и итоговый.
Система контроля как функция управления включает следующие виды контроля:
административный, финансовый, технологический, ревизию, аудит.
Рассмотрим процедуру контроля в организации на примере контроля за
достижением цели по увеличению сбыта продукции.
Контроль и координация по отделу маркетинга возложены на начальника
отдела маркетинга, которому подчинен штат менеджеров, сориентированных по
географическому принципу. Таким образом, каждый менеджер несет персональную
ответственность по вверенному ему региону. При этом расчет плана продаж
осуществляется в соответствии с данными отделов муниципальной статистики о
численности населения и в соответствии с данными отдела маркетинга и
проведенных маркетинговых исследований о количестве потребляемых ежемесячно
спиртных напитков на душу населения и с учетом демографических особенностей
(средний доход населения, покупательская способность) а также социальных
особенностей (средний доход населения, покупательская способность населения,
приоритеты при выборе продуктового набора и т.д.)
Глава 5.
Инновационные технологии в молочной промышленности: предложения для внедрения
.1 Проведение
фундаментальных и прикладных исследований
Наиболее продолжительной является первая фаза структуры инновационного
процесса. Проведение фундаментальных и прикладных исследований связано с
высоким риском и большими капитальными вложениями разработчика, однако является
необходимым звеном в процессе создания научно-технической продукции.
Инновационный процесс реализуется, когда происходит передача информации и ее
материальных воплощений из сферы исследований в производство, причем результаты
этого процесса находят своего потребителя, следовательно, можно сказать, что
исследование, производство и потребление являются основными базовыми элементами
структуры инновационного процесса. Каждый выполняет определенную функцию в
общем процессе: в сфере исследований инновация создается, в производстве -
тиражируется и затем перемещается в сферу производственного или
непроизводственного потребления.
Инновационный процесс по своей организационно-экономической сущности
базируется как на научно-технической, так и инновационной деятельности, но его
конечной целью является не только производство научной и научно-технической
продукции, но и получение на основе ее использования нового или улучшенного
продукта. Следует различать научно-техническую и инновационную деятельность,
эти понятия отличаются по своей целевой направленности.
Целью научно-технических достижений является преимущественно создание, а
потом уже применение новых знаний, а цель инновационной деятельности -
преимущественное их использование на практике.
Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный
оборот рассматривается правительством РФ ключевым направлением подъема
российской экономики, обеспечивающим реализацию национальных интересов страны,
причем обеспечение правовой охраны результатов научно-технической деятельности
рассматривается как одно из важнейших условий введения их в хозяйственный
оборот и создания рынка инноваций.
Рынок - это сложная экономическая система взаимоотношений по обмену
товарами и услугами, основанная на спросе, предложении и цене. Рынок инновации,
являясь составной частью системы экономических отношений, имеет общие черты и
подчиняется общим законам развития системы (закона стоимости, спроса и
предложения).
В период развития рыночных отношений в АПК стал активно развиваться
научно-технический и внедренческий бизнес, при этом научные разработки,
передовой опыт становятся товаром, который может быть реализован при наличии
спроса на него. Главным принципом функционирования рынка инновации является
продвижение более прогрессивного по технологическим и экономическим критериям
научного товара, способного обеспечить получение дополнительного эффекта. Рынок
инновации в АПК формируют научные и образовательные организации, творческие
коллективы, ученые, изобретатели. Потребителями инновационного товара являются
сельскохозяйственные организации, фермеры и иные предприятия,
специализирующиеся на производстве и сопровождении сельскохозяйственной
продукции и товаров для АПК. Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует,
что посредником между создателями инновации для аграрного сектора и ее
потребителями являются консультационные, внедренческие формирования и другие
специальные рыночные структуры в их составе или в сотрудничестве с ними (банки
данных инновационной продукции и интеллектуальных ресурсов, биржи, аукционы,
выставки). Задачами подобных формирований является содействие внедрения
инновационных процессов в серийное производство.
.2
Инновационные процессы при производстве и переработке молока
С точки зрения длительности периода реализации инновационной разработки,
выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инновационные проекты.
Так, к краткосрочным инновационным проектам, целесообразно относить проекты с
периодом реализации менее 3 лет, среднесрочным - проекты с периодом реализации
от 3 до 5 лет, долгосрочным - свыше 5 лет.
По сферам применения инновационных разработок предлагается выделять
технологические и организационно-управленческие инновации. Технологические
инновации предполагают нововведения в селекции и генетики, технологии
производства и переработки продукции, кормопроизводстве, защите животных от
болезней и т.д. Так, например, технологические инновации предполагают изменение
в технологии производства продукции или ввод в действие новой производственной
линии.
На наш взгляд, приоритетными направлениями технологических инновационных
разработок в молочном скотоводстве и промышленной переработке молока являются:
разработка низкозатратных, ресурсосберегающих технологий и систем производства
и переработке продукции; внедрение новых или усовершенствование действующих
методов селекции, генетики и биотехнологии, генной инженерии для создания новых
пород животных с заданными биологическим и хозяйственными признаками;
применения биологически активных веществ повышающих продуктивность животных;
использование сбалансированного рациона кормов и пр.
Организационно-управленческие инновации предполагают осуществление
различного рода мероприятий по совершенствованию организации и управления
производственным процессом. Организационная группа инновации предполагает
совершенствование организационной структуры производства, сюда относятся
новшества в сфере оптимального состава функциональных служб предприятия,
разработка научно-обоснованных предложений по рациональному размещению,
зональной специализации производства животноводческой продукции и пр.
Управленческие инновации предполагают совершенствование структуры управления
производством, выработку адаптированных рекомендаций по использованию
научно-технических достижений и внедрение передового опыта на данном
предприятии; повышение уровня квалификации работников отрасли, выбор
направлений и уровней развития производства с учетом конкретных возможностей
хозяйствующего субъекта.
5.3 Проблемы
внедрения инноваций в процесс производства и переработки молока
В блоке экономических факторов, негативно влияющих на развитие
инновационных процессов, первостепенное значение имеет ограниченность
материальных и финансовых ресурсов, для осуществления технического
перевооружения, переоснащения и внедрения передовых производственных линий,
проведения реконструкции предприятия. Это создает для инновации весьма жесткие
условия, не позволяет реализовать не только крупные инновационные проекты, но и
ускорить процесс выбытия морально и физически изношенного оборудования.
В наиболее экономически развитых странах мира преобладающими источниками
финансирования инновационных разработок являются крупные промышленные компании,
стремящиеся расширить свои рынки сбыта. Так, в Японии и Южной Корее доля их
капитала составляет 72,4%, Финляндии - 70,2%; 68,2% в США. В менее развитых
странах правительство финансирует наибольший объем исследовательских работ (в
Мексике - 65,3%, в Турции - 47,7%).
Ведущим движущим фактором эффективного функционирования отрасли является
внедрение инновации. К сожалению, инновационный потенциал АПК используется на
4-5 %, в то время как в США он составляет 50 %. Доля наукоемкой продукции в АПК
России не превышает 0,3 % от общего объема, а в развитых странах составляет
более 20 %.
В России предприятия агропромышленного комплекса не имеют достаточного
количества средств для осуществления инновационных разработок. Как известно,
фундаментальные исследования капиталоемкие и требуют высоких экономических
затрат при неявном экономическом эффекте, поскольку инновационные процессы
тесно взаимосвязаны с инвестиционной деятельностью. В сельское хозяйство,
несмотря на сезонный характер работы, вкладывается в 2,4 раза меньше инвестиций
в расчете на объем продукции, чем в промышленность, а к стоимости основных
средств - в 4,6 раза. Инвестиции частных структур в АПК не решают общей
проблемы, а объемы иностранных инвестиций крайне малы. Инвестиции без инноваций
бессмысленны, ввиду неэффективности воспроизводства оборудования,
организационно-экономических и управленческих методов, устаревших по своим
характеристикам. Концентрация на предприятиях значительных организационных,
технологических и интеллектуальных ресурсов, а так же научно-производственного
потенциала должна создавать предпосылки для наращивания объемов инвестиций в
разработку и производство высокоэффективной и конкурентоспособной продукции.
Сдерживающим инновационную активность фактором являются высокий экономический
риск инновационной деятельности и длительные сроки окупаемости инновационных
проектов в АПК, завязанные на многолетний сельскохозяйственный цикл; а также
отсутствие платежеспособного спроса на инновационную продукцию, поскольку
нововведение часто удорожает произведенный товар и потребитель не в состоянии
приобрести новинку, ввиду ее высокой стоимости.
Ключевым фактором роста объема производства молока и молочной продукции и
повышения его эффективности является непрерывное обновление производства на
базе освоения достижений науки и техники, а также перехода к инновационным
моделям хозяйствования, что представляет собой расширенное производство.
Таким образом, главным фактором в развитии молокоперерабатывающего
предприятия и повышении его эффективности, и достижении стабильного
экономического роста является использование инноваций.
Заключение
В курсовом проекте рассмотрен процесс планирования управления
предприятием спиртоводочной отрасли пищевой промышленности.
Управление предприятием имеет четыре важнейших функции, выполнение
которых определяет эффективность деятельности всей организации в деле
достижения ее целей: планирование, организация, мотивация, контроль. В процессе
планирования были выработаны цели стратегия его поведения, обеспечивающая
достижения доставленных целей. Для решения стратегических задач была создана
структура предприятия и распределены все полномочия. Для мотивации были
разработаны методы стимулирования работников, основанные на экономических и неэкономических
методах стимулирования.
Поскольку в стратегическом планировании заложена цель создания
дополнительных предприятий, целесообразно организационную структуру перевести с
линейной на функциональную, то есть в принятии управленческих решений в дальнейшем
должны участвовать и функциональные заместители. Таким образом, снизится
загруженность самого руководителя, ответственность распределится между
руководителем и функциональными заместителями, что способствует к развитию
творческого подхода к деятельности управленческого аппарата.
Деятельность предприятия должна быть направлена на постоянное обновление
и расширение ассортимента. Кадровая политика должна быть направлена на
специализацию работников.
Стратегия предприятия должна содержать следующие маркетинговые
мероприятия:
исследование потенциального спроса
возбуждение спроса
качественное удовлетворение потребностей потребителя (покупателя).
Многозвенность в процессе товародвижения до потребителя, высокий уровень
снабженческо-сбытовых надбавок, нарушение взаимных обязательств, в первую
очередь платежей, высокие транспортные издержки, значительная стоимость
используемых в производстве энергетических ресурсов, высокая доля импортного
продовольствия и широкая его реклама также значительно снижают эффективность
внедрения инновационных процессов.
Важным является также преодоление антагонизма интересов между
сельхозпроизводителями, перерабатывающими предприятиями на основе развития
вертикально-интегрированных структур на взаимовыгодных рыночных условиях.
Подобная выгода за счет объединения производственных и финансовых ресурсов,
обеспечения полного цикла - от производства сырья до выпуска готовых изделий и
их реализации позволяет решать крупномасштабные задачи реструктуризации
предприятий, увеличивать объемы производимой продукции высокого качества.
Библиография
1. Балашов А.И. Управление проектами: Учебник для
бакалавров./ Под общ. ред. Е.М. Роговой. М.: Юрайт, 2014.
2. Баринова Ю.А., Суслов С.А. Производств отдельных
видов сельского хозяйства в период с 1996 по 2011 год// Вестник НГИЭИ. - 2013.
- № 9.
. Буценко Л.С. Агропромышленная интеграция в
региональном молочном подкомплексе // Экономика сельского хозяйства России. -
2013. - № 6.
. Быкова А.Г. Менеджмент. Организационные структуры
управления. М.: Экономистъ, 2011.
. Завьялов П.С. Формула успеха». М.: Междунар.
отношения, 2008.
. Иванова Н.А., Климова Н.В. Развитие инновационных
процессов в производстве и переработке молока (на материалах Ульяновской
области): Монография. Ульяновск, ГСХА, 2007.
. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Ростинтер, 1996.
. Козловских Л.А., Филатов О.К., Цветкова Т.Н.
Планирование, финансы, управление на предприятии. 3-е изд. М.: Финансы и
статистика, 2009 .
. Лагунов В.Я. Основы маркетинга. М.: МЭИ, 2002.
. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. М.: Дело, 2002.
. Обухова Т.Н. Основные направления снижения
себестоимости производства молока// Экономические науки. - 2008. - № 2.
. Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый
анализ деятельности предприятия: Учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп. М.:
МГТА, 2011.
. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.:
Изумруд, 2013.
. Петруненков А.А. Организация разработки нового
товара: Учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. М.: Монолит, 2012.
. Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента. 2-е изд.
СПб.: Питер, 2006.
. Санду И.С. Развитие инновационных процессов в АПК //
Экономика сельского хозяйства России. - 2002. - № 12.
. Санду И.С. Организационно-экономические основы
инновационных процессов в сельском хозяйстве. 3-е изд. Перераб. и доп. М.:
Экономика, 2010.
. Сафиуллин Н.А., Каримова Р.Р. Особенности управления
инвестиционно-инновационной деятельностью в молочном скотоводстве // Вестник
Казанского университета. - 2011. - Т. 20. - № 2.
. Шуварин М. В. Снижение себестоимости как один из
факторов повышения эффективности производства молока // Вестник НГИЭИ. - 2013.
-№11 (30).