Федеральные целевые программы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Федеральные целевые программы
.1 Понятие Федеральных целевых программ в РФ
.2 Структура федеральных целевых программ
.3 Федеральные целевые программы, действующие в РФ
Глава 2. ФЦП «Жилище»
.1 Основные данные о ФЦП «Жилище»
.2 Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы
.3 Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2014 года по состоянию
на 1.07.2014) (2014)
Глава 3. Политика государства в области ФЦП
.1 Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП
.2 Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования не
вызывает сомнения, в связи с тем, что в настоящее время федеральные целевые
программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики
государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и
должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для
государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение
системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов
исполнительной власти..
Объектом исследования является
федеральные целевые программы РФ.
Предметом исследования является
процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента
финансировании бюджетных инвестиций.
Целью данной работы является анализ
теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных
целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
определить цели, функции и задачи
реализации и финансирования ФЦП;
изучение федеральных целевых
программ и их роли в решении социально-экономических задач;
разработать направлений совершенствования
федеральных целевых программ.
Поставленные в данной работе цели и
задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе данной работы автором
рассмотрены теоретические аспекты федеральных целевых программ, а именно
понятие, виды, признаки, особенности и условия применения программно-целевых
методов в РФ.
Во второй главе автор проводит
анализ финансирования и исполнения федеральных целевых программ на примере ФЦП
«Жилище».
В третьей главе автор описывает
основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП и возможные пути их
решения
Метод исследования - сбор, обобщение
и систематизация информации, анализ, формализованное представление. Решение
поставленной в курсовой работе цели осуществляется на основе системного
подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и
практических данных.
Теоретико-методологической основой
исследования в области Центрального Банка России выступают труды известных российских
и зарубежных авторов: А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, К. Гавальд, Г.
Десмонд, Ю. Кашин, О. Лаврушин, И. Ларионова, И.Д. Мамонов, Г. Панов,
Полтерович В.М., Поляка Г.Б., А. Потемкин и других.
Информационную базу работы составили
законодательные акты, материалы зарубежной и отечественной периодической печати
и интернет ресурсы.
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГРАММЫ
.1 Понятие Федеральных целевых
программ в РФ
В условиях рыночной экономики
программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием
социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных
инструментов осуществления государственной региональной экономической и
социальной политики
Федеральные целевые программы и
межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует
Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и
срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и
других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области
государственного, экономического, экологического, социального и культурного
развития Российской Федерации.
В России первой программой в
условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО -
комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г.
Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было
принято в конце 1993 г. - по программе «Топливо и энергия». После этого пошел
лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил
исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное
регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после
принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было
принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и
реализации ФЦП.
Ключевой задачей развития Российской
Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого
экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных
институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики,
диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в
государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения
социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на
интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают
удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и
долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.
Одним из необходимых условий роста
конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является
повышение эффективности государственного управления за счет проведения
административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от
“планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления
на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной
структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли
и места программно-целевых методов управления.
Федеральные целевые программы
являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и
эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в
Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента
являются:
направленность на решение
комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как
социально-экономической системой;
более длительный горизонт
планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и
позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические
эффекты;
системный подход к формированию
комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения
поставленных целей;
более открытый и гласный по
сравнению с другими методами государственного финансирования порядок
формирования программ и хода их реализации;
высокая степень прозрачности
государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение
контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
наличие возможности оперативной и
эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость
проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий
реализации программы;
возможность в рамках программ
комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного
сектора экономики.
.2 Структура федеральных целевых
программ
Целевая программа может включать в
себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках
программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из
масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной
организации их решения.
Целевая программа состоит из
следующих разделов:
характеристика проблемы, на решение
которой направлена целевая программа;
основные цели и задачи целевой
программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых
индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения
целевой программы;
механизм реализации целевой
программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм
взаимодействия государственных заказчиков;
оценка социально-экономической и
экологической эффективности целевой программы.
Целевая программа также содержит
паспорт федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование,
дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения,
государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные
разработчики, цели и задачи программы.
К содержанию разделов целевой
программы предъявляются следующие требования:
Первый раздел целевой программы
должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее
возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами
социально-экономического развития, целесообразности программного решения
проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование
необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных
вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с
программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел целевой программы
должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием
целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям
программы:
специфичность (цели должны
соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
достижимость (цели должны быть
потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать
возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику
(должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы
с определением соответствующих целей).
Раздел должен содержать обоснование
необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей
программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием
основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых
индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного
прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы
должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для
решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также
информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с
указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные
мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение
задач целевой программы.
Программные мероприятия должны
предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые
могут возникнуть при их реализации.
В четвертом разделе целевой
программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого
для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме
того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо
средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов
Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание
механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу
целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от
25.12.2004 N 842 " О внесении изменений в порядок разработки и реализации
федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении которых участвует Российская Федерация ".
Шестой раздел целевой программы
должен содержать описание социальных, экономических и экологических
последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку
вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности
расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам
или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при
необходимости и после ее реализации.
Методика оценки эффективности
целевой программы разрабатывается государственными заказчиками
(государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и
должна служить приложением к тексту программы.
.3 Федеральные целевые программы,
действующие в РФ
Федеральные целевые программы
являются важным инструментом эффективного использования средств федерального
бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях
роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким
инновационным потенциалом.
Реализация ФЦП предусматривает
инвестирование средств в развитие человеческого потенциала, осуществление
природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.
Федеральные программы
разрабатываются в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ
"О поставках продукции для федеральных государственных нужд",
Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
муниципальных нужд", Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства
РФ.
В 2010 году на территории Российской
Федерации действовало 53 федеральные целевые программы (46 подпрограмм), а в
2011 году это показатель вырос до 57 федеральных целевых программ (42
подпрограммы).
Рисунок 1
Доля ФЦП в расходной части
федерального бюджета (млрд. руб).
На основе этой диаграммы можно
сделать вывод о том, что расходы на федеральные целевые программы от общего
объема расходов федерального бюджета держатся на уровне 7,5% - 8,5%, так в 2010
году этот показатель составил - 7,53%, а в 2011 году - 8,65%. Т.е. увеличился
на 1,13%, что может быть непосредственно связанно с тем, что в 2011 году
предусмотрено начало новых ФЦП - будут финансироваться 4 новые ФЦП. Для более
подробного ознакомления с ФЦП можно просмотреть полный список федеральных
целевых программ в 2011 году (Приложение 2).
В среднем на одну программу
предусматривалось в 2009 году 15,7 млрд. рублей, в 2010 году -14,6млрд. рублей,
а в 2011 году этот показатель планируется на уровне 16,2 млрд. рублей
Далее можно проанализировать объем
бюджетного финансирования, которые согласно Департаменту государственных
целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, представлены
в Таблице 1.
Таблица 1
Объемы бюджетного финансирования
федеральных целевых программ
Год
|
Объемы бюджетных ассигнований, млн руб
|
|
ГКВ
|
НИОКР
|
Прочие нужды
|
Всего
|
2010
|
462047.8180
|
104436.2520
|
206112.8644
|
772596.9344
|
2011
|
551804.9939
|
152850.4965
|
217415.9457
|
922071.4361
|
2012
|
457581.5272
|
176683.0655
|
213865.8071
|
848130.3998
|
2013
|
419663.5524
|
185976.1987
|
200528.8324
|
806168.5835
|
Чтобы проанализировать эти данные,
их удобно представить в графическом виде - рисунок 2.
Рисунок 2
Объемы бюджетного финансирования
федеральных целевых программ (млн руб)
Таким образом, можно увидеть, что по
объемам бюджетного финансирования лидирует «ГКВ» - они составляют более 50% от
общего объема, далее располагаются «Прочие нужды» и на третьем месте - «НИОКР».
Что касается объемов бюджетного
финансирования каждой ФЦП, то на рисунке 3 (по данным Приложения 1)
представлены 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета в 2011
году.
Рисунок 3
Ранжирование программ по объемам
бюджетного финансирования(10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального
бюджета)(млн рублей)
Также необходимо определить
приоритетные области финансирования федеральных целевых программ, которые
представлены на рисунке 4 (по данным Приложения 1).
Рисунок 4.
Бюджетное финансирование федеральных
целевых программ 2011 года в разрезе приоритетов(млн рублей).
В 2011 году приоритетным
направлением бюджетного финансирования федеральных целевых программ является
транспортная инфраструктура, второе место занимает развитие высоких технологий,
а на третьем месте безопасность.
Итак, опираясь на приведенную
статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:
В 2011 - ФЦП «Развитие транспортной
системы России (2010-2015 годы)» составит 282,2 млрд, ФЦП «Экономическое и
социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» -
88,4 млрд. руб.
Таким образом, развитие
инфраструктуры и социальной сферы на протяжении последних лет является одним из
наиболее приоритетных направлений финансирования ФЦП, и нынешний год не
является исключением.
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»
.1 Основные данные о ФЦП «Жилище»
В ходе реализации Государственной
целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595,
Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы
"Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29
марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002-2010годы (далее - Программа) были созданы правовые и
организационные основы государственной жилищной политики, определены ее
приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована
нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных
с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав
собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие
законодательной базы было обеспечено в 2004году в результате принятия 25
федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том
числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса
Российской Федерации.
Новые правовые условия создают
основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных
скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного
самоуправления и осуществления мер нормативно-правового,
административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Острота проблем в жилищной сфере и
важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации
требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Включение задачи формирования рынка
доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число
приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и
здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических
преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для
значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической
деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет
обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению
иждивенческих настроений у значительной части населения страны.
В результате реализации
приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -
гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем
основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению
жилищных условий граждан Российской Федерации.
Второй этап реализации Программы
(2006-2010годы) предусматривал продолжение преобразований в жилищной сфере, а
также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
При этом наряду с ранее действующими
подпрограммами и мероприятиями федеральной целевой программы "Жилище"
добавились новые направления жилищного обеспечения, а также решения проблем
жилищно-коммунального хозяйства.
.2 Основные параметры ФЦП «Жилище»
на 2011-2015 годы
Решение о разработке программы было
принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г.
№ 1996-р.
Программа утверждена постановлением
Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050. Внесены изменения
постановлениями Правительства РФ от 14 июля 2011 г. № 575, от 6 октября 2011 г.
№ 825, от 27 декабря 2011 г. № 1161, от 20 июля 2012 г. № 745, от 22 ноября
2012 г. № 1204, от 30 апреля 2013 г. № 389, от 12 октября 2013 г. № 923,от 18
апреля 2014 г. № 359, от 18 октября 2014 г. № 1076.
Государственный заказчик -
координатор Программы - Министерство строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
Государственные заказчики Программы
- федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской
Федерации, Следственный комитет Российской Федерации
Основной разработчик Программы -
Министерство регионального развития Российской Федерации
Цели и задачи Программы определяются
долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной
жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального
проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее -
национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его
реализации.
Общей целью национального проекта
является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий
проживания гражданам России.
Основными целями Программы являются
формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям
энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством.
Основными задачами Программы
являются:
создание условий для развития
массового строительства жилья экономкласса;
повышение уровня обеспеченности
населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития
финансово-кредитных институтов рынка жилья;
обеспечение повышения доступности
жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами
обеспечения их жилыми помещениями.
Для достижения цели и решения
основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных
правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
Приоритетными направлениями
Программы являются:
стимулирование развития жилищного
строительства;
поддержка платежеспособного спроса
на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством;
повышение качества коммунальной
инфраструктуры;
проведение научно-исследовательских
работ.
По каждому из выделенных
приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на
проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и
организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих
подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и
организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.
Для стимулирования развития
жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение
следующих задач:
формирование нового сегмента жилья
экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и
ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства
и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;
обеспечение земельных участков
инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;
государственная поддержка внедрения
новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного
строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе
малоэтажного;
разработка нормативной правовой
базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных
ресурсов;
модернизация и обновление
оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства
строительных материалов.
Кроме того, в рамках Программы будут
решаться следующие задачи:
упрощение порядка предоставления
земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное
строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;
развитие конкуренции и снижение
административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание
эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и
административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных
конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного
строительства;
развитие кредитования застройщиков в
целях жилищного строительства;
комплексное развитие территорий в
целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных
средств и частных инвестиций для этих целей;
комплексная застройка территорий,
реконструкция и обновление существующей застройки;
поддержка платежеспособного спроса
на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.
Кроме того, в рамках Программы
необходимо:
обеспечить правовые условия для
развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования
населения для приобретения (строительства) жилья;
совершенствовать унифицированную
систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие
рынка ипотечных ценных бумаг;
совершенствовать систему
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
оказывать содействие повышению
уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
развивать новые рыночные институты и
механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка
жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации,
осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на
приобретение жилья, и др.);
совершенствовать систему защиты прав
граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании
жилищного строительства.
Ресурсное обеспечение Программы:
Предполагается, что общий объем
финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников
финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета
- 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы - 0,46 млрд.
рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов - 109,96 млрд. рублей;
за счет средств внебюджетных
источников - 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - 0,39
млрд. рублей, молодых семей - 219,19 млрд. рублей.
Стоит отметить, что в 2010 году ФЦП
«Жилище» лидировала по объемам финансирования по направлению Прочие нужды, что
можно увидеть на рисунке 5 (исходные данные - Приложение 3).
Рисунок 5
Ранжирование программ по объемам
бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2010 году (10 ФЦП с
наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)
А в 2011 году по объемам
финансирования ФЦП «Жилище» уступила только ФЦП «развитие транспортной
системы», что также наглядно представлено на рисунке 6 (исходные данные -
Приложение 3).
Рисунок 6
Ранжирование программ по объемам
бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2011 году (10 ФЦП с
наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)
Реализация Программы должна
обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009
годом):
улучшение жилищных условий граждан
Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека
до 24,2 кв. метра на человека);
повышение доступности приобретения
жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра
будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек
за 4 года (в 2009 году - 4,8 года);
увеличение доли семей, которым будет
доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми
помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 12 до 30 процентов;
увеличение годового объема ввода
жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв.
метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных
участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О
содействии развитию жилищного строительства";
строительство с 2012 года ежегодно
не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках,
вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии
развитию жилищного строительства";
увеличение доли ввода жилья,
соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;
содействие в обеспечении жильем за
счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов в 2011 - 2015 годах 172 тыс. молодых семей;
улучшение жилищных условий в 2011 -
2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей граждан,
относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
завершение строительства 10
общежитий для студентов и аспирантов;
завершение строительства и
реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;
совершенствование нормативной
правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для
населения;
создание условий для улучшения
демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной
политики, снижения социальной напряженности в обществе;
переселение в 2011 - 2012 годах 480
тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки,
предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
.3 Краткие отчеты о реализации ФЦП
(данные 2014 года по состоянию на 1.07.2014) (2014)
Государственный
заказчик-координатор: Минстрой России; государственные заказчики: Минстрой
России, другие федеральные органы исполнительной власти, Уполномоченный по
правам человека в Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской
Федерации, Следственный комитет Российской Федерации,Верховный Суд Российской
Федерации, Счетная палата Российской Федерации.
Ключевые программные мероприятия на
2014 год
Понаправлению«капитальныевложения»:
обеспечение служебным жильем
прокуроров и следователей;
обеспечение жильем спасателей
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России;
обеспечение жильем молодых ученых и
строительство общежитий;
обеспечение жильем иных категорий
граждан Управлением делами Президента Российской Федерации на основании решений
Президента Российской Федерации.
По направлению «прочие нужды»:
обеспечение жильем граждан
Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в
соответствии с законодательством Российской Федерации (военнослужащие,
сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы
(службы), и приравненные к ним лица; вынужденные переселенцы; граждане -
участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие
в результате этих аварий, и приравненные к ним лица; граждане, выезжающие из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей);
оказание содействия в обеспечении
жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов;
Предоставление субсидий бюджетам
субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по завершению
строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры;
Обеспечение жильем молодых ученых
путем предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений;
обеспечение жильем федеральных
государственных гражданских служащих путем предоставления единовременной
субсидии на приобретение жилого помещения;
переселение граждан из ветхого и
аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;
приведение объектов г. Волгодонска в
состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;
переселение граждан, проживающих в
г. Норильск и г. Дудинка и модернизация коммунальной инфраструктуры г.
Норильска.
Программа нуждается в корректировке
в части:
приведения объемов бюджетных
ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий программы в
2014-2015 годах в соответствие с параметрами Федерального закона от 2 декабря
2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и
2016 годов»;
Передачи ФАНО России полномочий
государственного заказчика мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и
определения нового механизма его реализации.
Проект постановления,
предусматривающий указанные изменения, возвращен Минэкономразвития России
письмом от 22 августа 2014 г. № 20259-ЕЕ/Д17и на доработку в Минстрой России.
На 2014 год заключено 172
государственных контракта (соглашения) на сумму 3 099,49 млн. рублей - 27,3 %
от объема годовых бюджетных назначений в рамках процедуры размещения заказа и
заключения государственных контрактов (11 339,05 млн. рублей), в том числе по
направлениям:
«капитальные вложения» - 70
контрактов на сумму 611,86 млн. рублей; «прочие нужды» - 102 контракта на сумму
2 487,63 млн. рублей.
Стоимость работ, выполняемых в 2014
году по 41 переходящему контракту прошлых лет, составила 308,99 млн. рублей, по
заключенным с 1 января 2014 г. 131 контракту составила 2 790,50 млн. рублей.
Контракты длительностью более одного года не заключались.
Бюджетные ассигнования в объеме 26
366,52 млн. рублей расходуются вне процедуры размещения заказа и заключения
государственных контрактов, в том числе:
подпрограмма «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством» - 22 562,97 млн. рублей;
мероприятия по обеспечению жильем
федеральных государственных гражданских служащих - 3 473,88 млн. рублей;
мероприятия по обеспечению
постоянным жильем молодых ученых - 263,02 млн. рублей;
расходы на управление реализацией
программы - 66,65 млн. рублей.
Объем финансирования в 2014 году за
счет средств федерального бюджета составляет 37 705,57 млн. рублей, в том числе
по направлению «капитальные вложения» (бюджетные инвестиции) - 4 945,79 млн.
рублей, «прочие нужды» - 32 759,78 млн. рублей.
Освоено в первом полугодии 2014 г.
за счет средств федерального бюджета 15 382,68 млн. рублей - 40,8 % от годовых
бюджетных назначений, в том числе по направлению «капитальные вложения» -
290,70 млн. рублей, «прочие нужды» - 15 091,98 млн. рублей.
За первое полугодие 2014 г.
суммарные кассовые расходы государственных заказчиков из федерального бюджета
на реализацию программы составили 15 688,35 млн. рублей - 41,6 % от годовых
бюджетных назначений, в том числе по направлению «капитальные вложения» -
383,49 млн. рублей, «прочие нужды» - 15 304,86 млн. рублей.
Объем софинансирования в 2014 году,
предусмотренный утвержденной программой, составляет 70 936,42 млн. рублей, в
том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов по направлению «прочие нужды» - 23 002,55 млн. рублей, за счет
внебюджетных источников по направлению «прочие нужды» - 47 933,87 млн. рублей.
За первое полугодие 2014 г. средства
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных
источников не привлечены.
Практические результаты реализации
ФЦП за год (2014):
Уровень обеспеченности населения
жильем составит 23,8 кв. м на человека; доля семей, которые смогут приобрести
жилье с помощью собственных и заемных средств возрастет до 27%; количество
молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов составит
34,5 тыс. семей; количество граждан, относящихся к категориям, установленным
федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия составит 18,2 тыс.
семей; будет обеспечено жильем 7,4 тыс. семей в рамках реализации мероприятий
по обепечению жильем отдельных категорий граждан.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И
РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП
.1 Основные проблемы в области
разработки и реализации ФЦП
В настоящее время одной из целей
государства является повышение результативности и эффективности федеральных
целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических
проблем.
Главные проблемы в этой области
следующие:
Расходы федерального бюджета на
реализацию ряда федеральных целевых программ не увязаны с возможностями бюджета
в течение всего срока реализации программ. Некоторым государственным заказчикам
федеральных целевых программ при утверждении программ удалось установить
показатели их финансирования из федерального бюджета особенно с 2008-2009
годов, более чем в 2 раза превышающие его возможности. Принятые при утверждении
программ объемы их финансирования из федерального бюджета оказались за
пределами бюджетных возможностей. В процессе подготовки программ
государственные заказчики необоснованно завышали потребность в средствах
федерального бюджета, при этом значительные средства предлагалось использовать
на текущую деятельность. Как показало время, на стадии формирования программ
были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из
всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности
осуществления расходов, помимо федерального бюджета, со стороны участников
программы.
Государственные заказчики при
подготовке программ закладывают в показатели финансирования программных
мероприятий значительные объемы средств из внебюджетных источников и средств
бюджетов субъектов Российской Федерации, используя это как важный аргумент в
пользу принятия программы.
Нормативное регулирование
финансирования расходов на реализацию федеральных целевых программ в настоящее
время не устанавливает прямые и жесткие обязательства государственного
заказчика по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и внебюджетных источников.
Обязательства федерального бюджета
формируются в рамках процедур учета затрат на программу при формировании
бюджетных проектировок на очередной финансовый год и на среднесрочную
перспективу.В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость
включения в федеральные целевые программы сведений о распределении объемов и
источников финансирования по годам за счет всех источников. При этом, в ходе
подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию федеральных целевых
программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном
финансовом плане.
Это обстоятельство допускает
возможность фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в
программах при их утверждении, что позволяет государственным заказчикам
федеральных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить
предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит
уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования
приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков
реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.
В ряде программ отсутствуют
важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и
необходимые программные показатели по годам реализации. Государственные
заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход
финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в
ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных
мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах. Отсутствие этих
показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный
документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным
предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых
программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль
за их реализацией.
Не всегда выделяемые бюджетные
ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства
в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований
(в том числе для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для
федеральных нужд). Это связано в том числе и с тем, что отсутствует
синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в
программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной
программы.
Сохраняет свою остроту и проблема
перераспределения государственных капитальных вложений.
Отрицательные результаты в реализации
с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными,
методическими, экономическими проблемами, отсутствием соответствующего
законодательного и нормативного обеспечения.
В статье 192 Бюджетного кодекса
говорится о федеральных целевых программах и федеральных целевых программах
регионального развития, но каковы различия между ними, чем отличаются процедуры
проектирования, реализации этих видов программ, нигде не оговорено. Хотя
различия эти существенны.
Отмеченные недостатки свидетельствую
о том, что существующий порядок недостаточно регламентирует отбор проблем,
подлежащих программному решению. Это в значительной мере предопределяет
случайность в выборе проблем, для решения которых следует использовать
комплексные целевые программы, и создает предпосылки для появления чрезмерно
большого количества разнообразных целевых программ, в результате чего
становится невозможным обеспечить надлежащее качество проработки программ.
Имеются недостатки в существующем
законодательстве и в части проведения конкурсов разработанных программ, в
статистической отчетности, и в организации их финансирования и формирования
фонда развития регионов.
Назрела необходимость внесения
коррективов и в плане софинансирования частным бизнесом расходов по реализации целевых
программ. С одной стороны, установленные требования по соотношению бюджетных и
внебюджетных средств при их реализации исполняются исключительно формально -
путем предоставления ни к чему не обязывающих писем о намерениях или
заинтересованности. С другой стороны, эти требования создают ограничения для
вложения государством средств в те направления роста, где частной инициативы в
принципе недостаточно.
.2 Перспективы и пути решения
проблем в области ФЦП
Начнем с управленческих механизмов
целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное
взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но
и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ
обусловливает наличие даже на этом уровне нескольких государственных
заказчиков, а значит, и здесь возникают проблемы выбора приоритетных объектов и
распределения средств для реализации того или иного мероприятия между
различными заказчиками. В отсутствие же правообеспеченных механизмов соответствующей
координации возрастает риск несбалансированности программ, торга между
ведомствами за ресурсы в процессе согласования и реализации целевых программ.
На практике целевые программы стали
скорее способом бюджетного софинансирования множества разрозненных проектов,
нежели средством обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике.
Множественность направлений программного регулирования в сочетании с крайне
низким уровнем программной и межпрограммной согласованности мероприятий привела
лишь к распылению средств. Недостаточная результативность ФЦП во многом связана
с нерациональной структурой их бюджетного финансирования.
Одним из основных направлений
связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является
поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и
реализации, включая финансирование.
Успешная реализация федеральных
целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и
прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность
федеральных целевых программ.
С целью безусловного достижения в
установленные сроки целей федеральных целевых программ, утвержденных
Правительством Российской Федерации, необходимо подготовить предложения по
упорядочению и систематизации государственных капитальных вложений в рамках
Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечению финансирования
федеральных целевых программ в установленные сроки и в полном объеме и первую
очередь их инвестиционных проектов.
Все вышеизложенное позволяет сделать
вывод о том, что главной проблемой в реализации ФЦП является недостаточное
финансирование. Успешная реализация федеральных целевых программ определяется
полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных
проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы, автором сделаны
следующие выводы:
Федеральные целевые программы
представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления
комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,
социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих
эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и
социального развития Российской Федерации
Федеральные целевые программы -
гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства,
активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они
включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть
исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы
социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и
инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное
ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.
На сегодняшний день федеральные
целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения
социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального
бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор
мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из
федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской
Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Одним из основных направлений связанных
с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей,
обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации,
включая финансирование.
Успешная реализация федеральных
целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования прежде
всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных
целевых программ.
Таким образом, можно сделать вывод,
что ФЦП, являясь сложным комплексным методом, позволяет наиболее эффективно
решить большинство социально-экономических проблем, однако применение такого
метода требует тщательной разработки и строго контроля за исполнением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998
N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от
28.12.2010)
. Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных муниципальных нужд"(с изм. и доп., вступающими в силу с
01.01.2011)
. Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 - ФЦП
«Жилище» на 2011-2015 годы
Книги и учебные пособия
5. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука,
2010.
. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб.
пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное
управление» и «Менеджмент». - М.: ЮНИТИ, 2010
. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и
опыт регулирования. СПб.: Наука, 2009
. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и
практика государственного регулирования территориального развития. М.: Рос.
фонд правовых проблем, 2011.
. Ратнер Н.М. Региональные диспропорции: оценка и пути
преодоления. Екатеринбург: УрГЭУ, 2010
. Федоров Н.В., Кураков Л.П. Прогнозирование
социально-экономического развития регионов. М., 2009
Периодические издания
11. Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО. Мифы и реальность // Наука и
жизнь. - 2011. - № 5
. Селиверстов В.Е. и др. Методологические основы разработки
федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам//Регион:
экономика и социология. - 2010. - № 6
. Интернет-источники:
. #"809567.files/image007.jpg">
Целевые индикаторы федеральной
целевой программы «Жилище» 2011-2015год
Основные показатели эффективности
реализации программы «Жилище» 2011-2015год
Объемы финансирования мероприятий
федеральной целевой программы «Жилище» 2011-2015год