3
Немаловажная роль в сфере регулирования деятельности муниципального образования в жилищной сфере принадлежит федеральным законам, к числу которых можно отнести, например:
. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, устанавливает виды цен в сфере теплоснабжения, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения и др.).
. Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и др.).
. Федеральный закон от 31.03.1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» (определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов).
. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», принятый с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Среди законов, регулирующих сферу жилищно-коммунального хозяйства на территории нашего региона, можно отметить Закон Нижегородской области от 03.10.2008 г. №131-3 « О предоставлении гражданам социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита либо займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», Закон Нижегородской области от 05.02.2009 г. №3-3 «О предоставлении гражданам служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях в Нижегородской области», Закон Нижегородской области от 12.03.2012 г. №26-3 «Об осуществлении органами государственной власти Нижегородской области государственного контроля и надзора в жилищной сфере», Закон Нижегородской области от 03.10.2008 г. №131-3 « Об обеспечении реализации областных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан», Закон Нижегородской области от 05.09.2012 №117-3 «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности на территории Нижегородской области» и др.
2. Жилищная политика муниципального образования
.1 Содержание жилищной политики
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема является одной из основных социальных проблем. Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище.
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия. На органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов в сфере жилищной политики возложены две главные задачи:
. обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда на условиях социального найма;
. создание условий для жилищного строительства с целью приобретения жилья иными категориями граждан.
Жилищный кодекс РФ относит к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений следующие вопросы:
учет муниципального жилищного фонда;
установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного, в том числе маневренного жилищного фонда;
предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые, и наоборот;
согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
осуществление контроля использования и сохранности муниципального
жилищного фонда, его соответствия установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
иные вопросы, предусмотренные законодательством.
Решение перечисленных вопросов призвано обеспечить конституционные права граждан на жилище на местном уровне.
Существенную роль в формировании рынка доступного жилья призваны играть органы местного самоуправления, ответственные за развитие своих территорий.
Муниципалитеты, заинтересованные в увеличении объемов жилищного строительства, должны обеспечивать предложение земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой. Они должны производить работы по формированию земельных участков и подготовке разрешительной документации для их предоставления под жилищное строительство на конкурсной основе. Однако необходимо решение вопросов финансирования этих работ путем муниципальных займов и поступления в местные бюджеты в полном объеме средств от продажи сформированных земельных участков.
Важная роль в управлении жилищной политикой и жилищно-коммунальным хозяйством в городе отведена Министерству жилищной политики и жилищного фонда г. Нижний Новгород.
Основными задачами комитета являются:
разработка и реализация государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Нижний Новгород в виде жилых помещений, а также на обеспечение гарантий и защиту законных интересов лиц, участвующих в жилищных правоотношениях;
организует разработку целевых программ и их реализацию по направлениям деятельности комитета:
участвует в разработке программ и условий передачи в муниципальную собственность жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства и коммунального назначения;
вносит предложения мэру города по обеспечению повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
представляет интересы администрации города по вопросам жилищно-коммунального хозяйства на предприятиях и организациях различных форм собственности;
проведение анализа структурных, количественных и качественных показателей жилищного фонда с целью повышения эффективности использования государственного и муниципального жилищного фонда. Планирование, прогнозирование и участие в выполнении городских, социальных и экономических программ развития города и административных округов с учетом объемов и пропорций жилищного строительства;
создает конкурентную среду для решения задач по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а также обобщения передового опыта по проведению жилищно-коммунальной реформы и внедрению его в г. Нижний Новгород и др.
Помимо Министерства также действует Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" и Указом Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 года № 50 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области" и является органом исполнительной власти Нижегородской области.
Основными его задачами являются осуществление формирования и проведения государственной политики, государственного управления и регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, координация развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; оказание содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по обеспечению финансово-экономического оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, надежной и устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса; диверсификация структуры топливно-энергетического баланса, совершенствование системы газоснабжения и топливообеспечения жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Нижегородской области, разработка программ газификации Нижегородской области и обеспечение их реализации.
2.2 Социальные стандарты в жилищной политике
Жилищная политика - одна из главных составляющих социальной направленности государства. Важнейшее значение для успешной реализации жилищной политики является ее политическая составляющая. Внутренняя политика государства, неотъемлемой частью которой является жилищная политика, не может быть эффективной в условиях нестабильной политической системы и находящихся в состоянии кризиса экономики и финансов. Не существует достойной цивилизованного общества социальной защиты граждан, в т. ч. и в жилищной сфере, при отсутствии политической воли и решимости властных структур не на словах, а на деле создать условии обеспечения всех нуждающихся жильем и способа его справедливого распределения». Данное мнение о необходимости заинтересованности социально-правовых направлений государственной политики в области жилищного вопроса не просто предположение, а исторически подтвержденный факт.
Для становления и развития государства необходима гарантированная обеспеченность его населения. Одним из важнейших факторов в удовлетворении естественных потребностей человека является наличие у него жилого помещения, которое он может использовать как необходимый атрибут существования.
До сих пор в полной мере не решен вопрос о должном исполнении конституционного права человека и гражданина на жилье. Не существует достаточных критериев определения невозможности предоставления населению огромной страны реализации права на жилье. Попытки переложить трудности россиян, связанные с улучшением их жилищных условий, на низкий доход большинства населения России, не должны менять направленность социальной политики государства. Действительно, соотношение среднего дохода гражданина и стоимости одного квадратного метра жилья в муниципальном образовании дает возможность говорить о неспособности приобретения жилых помещений практически 90 % граждан.
В этих условиях на федеральном уровне определяется жилищная политика и устанавливаются минимальные социальные стандарты площади жилья (12 кв.м. на человека), доли платежей граждан в затратах на ЖКХ и допустимой доли их в семейном бюджете. Устанавливаются также льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг для определенных групп населения (инвалиды войны, военнослужащие) из средств федерального бюджета.
На уровне субъекта РФ разрабатываются региональные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, аккумулируются материально-финансовые ресурсы для перехода на новую систему оплаты жилья и услуг ЖКХ. Однако при отклонении региональных нормативов от федерального стандарта недостающие финансовые ресурсы должны обеспечиваться за счет собственных средств субъекта РФ.
Органы местной власти должны обеспечивать реализацию права граждан на жилье и на предоставление в необходимом объеме услуг жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью ими осуществляются учет и распределение жилищного фонда, решаются вопросы его реконструкции и ремонта, обеспечивается возможность найма жилых помещений, организации жилищного строительства за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, а также на долевых началах с последующей передачей жилья гражданам путем продажи, аренды и найма. Органы местного самоуправления решают также вопросы отвода земель и предоставления прав на строительство.
На уровне муниципального образования планируются необходимые объемы услуг жилищно-коммунального хозяйства, определяются дотации на возмещение его убытков, регулируются цены и тарифы на предоставляемые услуги, организуются товарищества собственников жилья и т.д.
Стандартизировать не отдельные моменты, а целиком мало-мальски нормальный уровень жизни россиянина должен федеральный закон.
Повсеместное соблюдение минимального социального стандарта должно стать основным принципом и главным критерием успешности государства.
жилье муниципальный коммунальный
3. Пути совершенствования жилищной политики муниципального образования
.1 Решение жилищной проблемы для молодых семей в г. Нижний Новгород
С внедрением рыночных отношений начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности, однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть ее заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения.
Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:
дефицит жилья - количественный аспект;
несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей - структурный аспект;
несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья - качественный аспект;
несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда - эксплуатационный аспект.
Средняя жилищная обеспеченность в муниципальных образованиях составляет не более 18 кв.м. общей (полезной) площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу населения. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных и муниципальных программ в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях.
Важным аспектом данной проблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.
Основными причинами обострения жилищной проблемы являются отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью. Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.
Основные пути решения жилищной проблемы:
поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).
Как показывает современный опыт, наиболее перспективными и массовыми направлениями решения жилищной проблемы являются государственная поддержка молодых семей. Программа реализуется путем предоставления социальных выплат. Правительством Нижегородской области реализуется областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области» на период 2011-2017 годов», утвержденная постановлением от 10.11.2010 № 772 (в редакции от 21.09.2011).
По ряду оценок одна из основных причин сокращения населения заключается в отсутствии перспектив решения жилищной проблемы молодого населения. Молодежь не менее чем другие возрастные группы населения нуждается в жилье, так как именно в этом возрасте создаются семьи. Отсутствие жилья для молодой семьи является частой причиной разводов, ведет к снижению рождаемости.
Подпрограмма предусматривает создание системы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в городе Нижнем Новгороде.
В ходе реализации Программы ожидается:
предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, которые соответствуют всем требованиям к участникам Программы;
обеспечение предоставления первичной финансовой поддержки молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, при приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья (в том числе компенсация процентной ставки по кредитам в рамках областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье», утвержденной Законом Нижегородской области от 10 ноября 2010 года №772 «Об утверждении областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2011 - 2017 годы».);
обеспечение предоставления государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, при рождении детей;
обеспечение возможности строительства объектов социальной и транспортной инфраструктур с привлечением средств вышестоящих бюджетов в целях создания комфортной и благоприятной среды проживания горожан при дальнейшем развитии существующих и новых микрорайонов жилой застройки;
предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан для решения жилищных проблем;
обеспечение ежегодного роста объемов ввода в эксплуатацию жилья.
Информация об основных мероприятиях программы приведена в таблице 1:
Таблица 1
Наименование программы«Обеспечение жильем молодых семей»Ответственный исполнитель программыДепартамент строительства администрации города Нижнего Новгорода (далее ДС)Соисполнители программыУправление по учету и распределению жилья администрации города Нижнего Новгорода (далее - УУРЖ) Администрации районов города Нижнего НовгородаЗадачи программыОбеспечение первичной финансовой поддержки молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, при приобретении (строительстве) отдельного благоустроенного жилья (в том числе компенсация процентной ставки по кредитам, выданным до 31 декабря 2006 года) Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, при рождении (усыновлении) детейЭтапы и сроки реализации программыПрограмма реализуется на период до 2017 года Программа реализуется в 1 этапОбъем бюджетных ассигнований программы за счет средств бюджета города Нижнего НовгородаГРБС2015 год2016 год2017 годВсегоВсего, в том числе5151600,05051600,04911600,015114800,0ДС5151600,05051600,04911600,015114800,0Индикаторы достижения целиДоля молодых семей, улучшивших жилищные условия (от общего количества граждан данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий), на 01.01.2018 - 4,7%; площадь приобретенных жилых помещений молодыми семьями за 2015 - 2017 годы - 2,4 тыс. кв. м
Заключение
В настоящее время проблемы, связанные с жильем относятся к самым сложным и болезненным проблемам. Для решения этих проблем необходимо иметь четко сформулированную жилищную политику и механизмы ее реализации, позволяющие обеспечить осуществление целого ряда мероприятий в различных отраслях народного хозяйства области. Жилищная сфера очень многогранна и соприкасается практически со всеми сферами человеческой деятельности, поэтому для выработки и реализации необходимо привлечение специалистов из различных сфер государственного и муниципального управления. Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.
В ходе проведенного исследования данной курсовой работы можно подвести следующие выводы.
Главной задачей жилищной политики является повышение уровня обеспеченности граждан собственным жильем на основе формирования рынка доступного жилья. Решение этой задачи требует взаимоувязанного решения вопросов увеличения платежеспособного спроса населения и возможностей его удовлетворения на рынке существующего жилья и при увеличении жилищного строительства. Одним из основных механизмов приобретения жилья гражданами является ипотека, при которой занимаемое семьей помещение вносится в качестве залога при приобретении нового или улучшенного жилья.
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия.
Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов: количественный аспект - дефицит жилья; структурный аспект - несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей; качественный аспект - несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья; эксплуатационный аспект - несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда.
Основными направлениями решения жилищной проблемы являются: поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья; повышение доступности жилья для широких слоев населения; совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения; совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды; повышение качества эксплуатации жилищного фонда.
На основании представленных стратегических направлений в городе на ближайшие годы также предполагается развитие жилищной политики, путем жилищного строительства, ликвидации ветхого и аварийного жилья, удовлетворения жилищных потребностей населения города.
Кроме того, рассмотрев основные этапы реформы ЖКХ и ее намеченные направления реализации, отмечу, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации /Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета, 1993, №237, ст. 1.
2.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2005, №1, ст. 14.
.Закон РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 28, ст. 959.
.Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"// Российская газета, 2007, N 162, ст. 33.
.Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // Собрание законодательства РФ, 2010, N 31, ст. 4159.
.Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Собрание законодательства РФ, 2003, N 13, ст. 1177.
.Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 1999, N 14, ст. 1667.
.Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»/ / Российская газета, 1997, N 88, ст. 3019.
.Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» // Российская газета, 2001, N 187, ст. 20.
.Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 г. №865 N 865"О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" // Собрание законодательства РФ, 2006, N 6, ст. 694.
.Закон Нижегородской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Нижегородской области" // Сборник законов и нормативных правовых актов Нижегородской области, 2006, N 47, ст. 17.
.Постановление Правительства Нижегородской области от 18.03.2010 N 101-П "О министерстве жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области"// Сборник законов и нормативных правовых актов Гижегородской области, 2010, N 13, ст. 27.
.Постановление Правительства астраханской области от 18.03.2010 № 101-П44 «Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области» 2010, № 9, ст. 67.
.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. - М.: Финансы и статистика, 2010, с. 54-56.
.Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2001, № 6, с. 7.
.Генеральный план развития города Астрахани до 2025 года. - Санкт-Петербург: Дело, 2011, с. 17-20.
17.Гришина Е.Ю. Административно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы и пути их решения. - М.: Проспект, 2009, с. 17-20.
.Российский статистический ежегодник - 2011: Стат.сб. // Росстат. - Р76 М., 2010.
19. Ряховская А.Н. Проблемы антикризисного управления ЖКХ в муниципальных образованиях. - Астрахань: Волга, 2010, с. 38-43.
. Социальная политика: Учебник/Ю.П. Алексеев, А.И. Берестова, В.Н. Бобков и др.; Под общей ред. Н.А. Волмна. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2004.
. Смирнов Е.Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа.
. Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности: Нормативные документы. - М.: МЦФЭР, 1997.
. Чернышев Л.Н. Экономика городского хозяйства. - М.: Изд-во «Люберецкая газета», 1999.
. Шапиро М.Д. Демонополизация управления и обслуживания жилищного фонда. - М.: Риза-М, 1997 - 204с.
25. Проект административного регламента министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области <http://mingkh.government-nnov.ru/?id=34691>.