Структура налоговых органов Российской Федерации
.1 Структура налоговых органов в Российской Федерации
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Современная система налоговых органов Российской Федерации имеет трехступенчатую систему управления:
. Федеральная налоговая служба (ФНС России);
. Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам;
. Управления ФНС России по республикам, краям, областям; Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам; городские, районные и межрайонные инспекции ФНС России.
Функции ФНС РФ:
Изучение и анализ практики применения действующего законодательства; участие в подготовке законодательных актов; разработка инструкций, методических рекомендаций, указаний о порядке исчисления или взимания того или иного налога.
Ниже будут рассмотрены структурные подразделения центрального аппарата ФНС России.
аналитическое управление
контрольное управление
управление налогообложения
управление кадров
финансовое управление
управление информатизации
правовое управление
управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
управление досудебного аудита
административно-контрольное управление
управление имущественных налогов
управление по работе с налогоплательщиками
управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.
Выполнение основной нагрузки по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами; составление, анализ и представление установленной отчетности вышестоящим налоговым органам.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.
Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.
Исходя из стоящих перед налоговыми органами задач и выполняемых функций руководитель ФНС определяет и утверждает структуру внутренних подразделений центрального аппарата - департаментов и управлений. При определении состава внутренних подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особенностей налогового администрирования важнейших налогов или категорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых процедур налогового администрирования (принцип функциональности) и др.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
.2 Функции налоговых органов
Функции налоговых органов - центрального, региональных и местных - несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев едина - контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции:
) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
) обеспечивать учет налогоплательщиков;
) осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;
) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;
) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
) соблюдать налоговую тайну.
Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями:
организует, координирует и контролирует работу налоговых инспекций;
осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;
разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства
осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;
участвует в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении;
решает вопросы международного сотрудничества.
Для реализации задач, возложенных на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций:
а) учет налогоплательщиков;
б) контроль за соблюдением налогового законодательства;
в) исчисление окладных налогов;
г) приостановление операций по счетам в банках и наложение ареста на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
д) применение мер, направленных на пресечение и устранение выявленных нарушений налогового законодательства;
ж) осмотр любых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
з) контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
к) полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля;
л) взыскание недоимок по налогам и сборам, а также пени;
м) издание инструктивных и методических указаний по применению законодательства о налогах;
н) привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
о) создание налоговых постов;
В соответствии с Налоговым кодеком РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщиков сборов, налоговых агентов, представителей налогоплательщиков и иных обязанных лиц следующую информацию:
документы, по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;
пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Одним из наиболее действенных способов налогового контроля является налоговая проверка.
Налоговая проверка может быть камеральной или выездной. Если камеральная налоговая проверка проводится в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных декларации и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах. НК РФ внес существенные коррективы в порядок осуществления и организации таких проверок. В отличие от ранее действующего законодательства, четко прописаны правила назначения, проведения и оформления результатов налоговой проверки, определены максимальные сроки проведения (3 месяца) с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Налогоплательщик, к которому для проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. Еще одно нововведение состоит в том, что налоговый орган не вправе проводить повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, за исключением случаев, когда вторая проверка связана с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Кроме того, налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговой проверки у налогоплательщика документы. Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены. сокрыты, изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых), налоговые органы получили вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством, Налоговым Кодексом налоговые органы наделены правом определять сумму налога расчетным путем также в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшие к невозможности исчислить налоги.
Налоговые органы для осуществления своих функции, в том числе и функции налогового контроля, должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы. Перечень этой информации, представляемой налоговым органам, приведен в ст. 85 НК РФ. В соответствии с этой статьей информация предоставляется органами :
осуществляющими регистрацию организации ;
регистрирующими физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, деятельность которых направлена на систематическое получения дохода, и не подлежащим регистрации;
регистрирующими физические лица по месту жительства либо факт рождения и смерти физических лиц;
осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, расположенного на подведомственной им территории;
опеки и попечительства, воспитательными, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и иными аналогичными учреждениями;
уполномоченными совершать нотариальные действия и нотариусами, осуществляющими частную практику.
Банки обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя, иных лиц, в соответствии со ст. 86 НК РФ.
На основании письменного уведомления налогоплательщик может быть вызван в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) им налогов.
Новшеством в налоговом законодательстве явилось предоставление налоговым органом самостоятельно проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Под инвентаризацией понимается способ проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным учета. Она проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского и налогового учета. Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Так же, существенные изменения произошли в регулировании права налоговых органов производить взыскание налогов, сборов и пеней. В силу п. 1 ст.45 Кодекса принудительное взыскание налога с организации производится, как правило, в бесспорном порядке, с физического лица - в судебном порядке. Взыскание штрафных санкций осуществляется исключительно по решению суда.
Налоговые органы вправе предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций (штрафов) за налоговые правонарушения. Следует подчеркнуть, что налогоплательщик не вправе требовать от налоговых органов предоставления отсрочки или рассрочки по уплате штрафов - это исключительное право налоговых органов.
Налоговый Кодекс ввел новые права налоговых органов по вызову в качестве свидетелей любых физических лиц, которым могут быть известны какие - либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля с компенсацией им расходов на проезд к местонахождению и пребывание в налоговом органе. Налоговый орган вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
При обнаружении нарушений в порядке выдачи лицензий на право осуществления определенных видов деятельности или нарушений условий лицензий налоговые органы вправе заявлять ходатайства перед органами, выдавшими лицензии, об аннулировании данных лицензий или о приостановлении их действий.
В п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ определены виды исков, с которыми налоговые органы вправе обращаться в суды:
о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения;
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
о ликвидации организации любой организационно- правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
о признании сделок недействительной и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;
о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных действий;
о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;
о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми обществами (дочерними предприятиями), с соответствующих основных обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых обществ.
Кроме того, Налоговым кодексом могут быть установлены иные случаи для подачи исковых заявлений налоговыми органами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)»11 Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. ст. 222. правом на обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
Кодексом и иными федеральными законами могут быть предоставлены иные права налоговым органам.
Так, в Положении о Министерстве РФ по налогам и сборам на налоговые органы возложено осуществление функций государственного контроля и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Наряду с правами, которыми обладали налоговые органы до вступления в силу Налогового кодекса РФ, кодекс ввел ряд новых прав, которыми обладают налоговые органы с 1 января 1999 года при выполнении возложенных на них задач.
К числу таких прав относятся:
. Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренным Кодексом.
Согласно ст.72 НК РФ арест имущества является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Порядок и условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются ст.77 НК РФ. На данный момент налоговые органы таким правом не пользуются, т.к. указанные полномочия предоставлены федеральным органам налоговой полиции (ст.11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»).
. Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения.
. Право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.
Налоговый кодекс определил, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной с момента предъявления им в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (ст. 45 НК). Таким образом, указанное право предоставляется налоговым органам для установления факта исполнения налогоплательщиком его главной обязанности - уплате налогов.
Банки обязаны предоставлять соответствующие документы налоговым органам. Кроме того, не предоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, согласно ст.126 НК РФ, является налоговым правонарушением за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей.
. Право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Данные права способствуют реализации функции налоговых органов по организации и проведению налогового контроля.
. Право заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
. Право предъявлять иски о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.
По общему правилу односторонний отказ от исполнения договора не допускается (ст.450 ГК РФ) если это не установлено законом или соглашением сторон, поэтому для досрочного расторжения договоров о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите налоговые органы должны предъявлять в суды иски об их расторжении.
Необходимо заметить, что перечень прав налоговых органов, установленный ст.31 НК РФ не является закрытым. В соответствии с п.2 ст.31 НК РФ налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2.3 Права налоговых органов
Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами, которые реализуются через права различных должностных лиц этих органов. Налоговые органы вправе:
) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях; о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика, о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Формы документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.
.4 Обязанности налоговых органов
В соответствии со статьей 32 НК РФ на налоговые органы возложены следующие обязанности:
) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
2.5 Принципы построения системы налоговой службы РФ
Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты.
Федеральная налоговая служба - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.
В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ Налоговым кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов. Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Таким образом, в Налоговом кодексе впервые нашла закрепление норма об обладании таможенными органами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.
Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих принципах:
. Принцип единства.
Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.
В соответствии с п.п. «Н» п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
. Принцип независимости.
Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.
. Принцип централизации.
Государственная налоговая служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.
.6 Территориальные органы Федеральной налоговой службы России
К территориальным органам Федеральной налоговой службы России относятся:
· Управления ФНС по субъектам Российской Федерации,
· межрегиональных инспекций ФНС,
· инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления,
· инспекции ФНС межрайонного уровня.
Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации реорганизованы путем преобразования в управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.
Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по субъекту Российской Федерации. Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Управление является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства <#"justify">Список используемых источников
1. Конституция Российской Федерации, М.: Проспект, 2012.
. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -Официальный текст.- М.: Проспект, КНОРУС,2012.
. Бабаев, В. К. Государственная налоговая служба Н. Новгород 2007.
. Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право. М.: Аналитика-Пресс, 2009.
. Кучеров, И.И. Налоговые преступления, - М.:Инвест-Фонд, 2010
. Пепеляев, С.Г.. Налоговое право. М.:ИД ФБК ПРЕСС,2009.
Политика. Экономика. Финансы. №1.2011.
. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1935.
. Черник, Д.Г. «О роли налоговой системы в стабилизации экономики» / "Российский налоговый курьер"№2, 2008. - 12 с.
9. Завгородний, В.П. Налоги и налоговый контроль в РФ. - 2011 г. - 640 с.
. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие, М., Инфра-М, 2006. - 15 с.