социолог исследование самоидентификация население
.2. Определить уровень местного патриотизма жителей города Ульяновска.
.3. Определить степень привязанности жителей Ульяновска к своему городу.
. Изучить особенности восприятия жителями действующего бренда (брендов) города Ульяновска (социальные характеристики бренда).
.1. Выявить степень узнаваемости брендов города за его пределами.
. Выявить фактический образ города Ульяновска, сложившийся в сознании жителей города.
. традиционный анализ документов при изучении действующего (действующих) бренда (брендов) города Ульяновска. В качестве документов могут выступать средства массовой информации, физические атрибуты бренда города Ульяновска, постановления Правительства города Ульяновска.
. Массовый анкетный опрос коренных жителей города Ульяновска.
Перечисленные методы являются, по мнению автора исследования, наиболее оптимальными при изучении данного вопроса, учитывая временные и финансовые рамки и доступность объекта исследования.
Выборочная совокупность составляет 501 человек. Исследованию подлежат жители города Ульяновска старше 18 лет.
Квота.
Возраст18-2930-3940-4950-5960 и старшеИтогоМ6039523439224Ж6352624060277Итого123911147499501
В ходе анализа интернет-источников было выявлено, что в городе существуют три крупных официальных бренда:
. Ульяновск - авиационная столица. («К взлёту готов!»)
. Ульяновск - родина Ленина.
. Ульяновск - культурная столица.
Подробнее о каждом из них.
. Ульяновск - авиационная столица.
Цена:3 000 000 рублейАвтор:Stas Marketing PartnersЛоготип:Слоган с самолётикомСлоган:«Ульяновск - к взлёту готов»
2. Ульяновск - родина Ленина. Бренд был сформирован стихийно во времена СССР и действует до сих пор. Бренд был популярен до 1991 года. В 1989 году туристический поток в Ульяновской области составлял миллион экскурсантов, теперь - 250 тысяч в год. В настоящее время идёт работа по созданию музея СССР. Уже создан музей-заповедник «Родина В. И. Ленина».
. Ульяновск - культурная столица. В рамках данного бренда можно выделить такие проекты, как: «Родина колобка», «Родина буквы Ё», «Родина талантов». Возведена усадьба Колобка стоимостью 12 млн рублей.
Проблема исследования заключается в том, что реальное восприятие города его жителями не совпадает (либо частично совпадает) с брендами, «навязываемыми» извне.
В рамках практики были опрошены все респонденты, составлен шаблон в программе SPSS, данные введены в базу и проанализированы.
Глава 4. Календарный план-график выполнения работ
.02.14 - 17.02.14 - ознакомление с рабочим местом и с деятельностью учебной лаборатории "Социолог". Изучение документации лаборатории.
.02.14 - 23.02.14 - получение задания, составление программы исследования. Работа с научным руководителем.
.02.14 - 2.03.14 - разработка инструментария по теме исследования (анкета).
.03.14 - 9.03.14 - редактирование программы исследования, исправление недочётов инструментария. Расчёт выборки, составление квот для интервьюеров.
.03.14 - 14.03.14 - подготовка интервьюеров. Проведение инструктажа, заказ транспорта.
.03.14 - 23.03.14 - составление базы данных в SPSS. Выход в "поле".
.03.14 - заполнение дневника практики.
.04.14 - выход в "поле" со студентами 1-го курса.
.04.14 - 16.04.14 - ввод данных в SPSS.
.04.14 - 20.04.14 - анализ данных.
. 04.14 - написание отчёта по исследованию.
Глава 5. Сложности при выполнении задания
При выполнении задания возникли трудности с организацией выезда интервьюеров. Трудности были связаны с недостаточным опытом организации подобных мероприятий. После консультации и изучением подобной документации сложности были устранены.
Также сложностью явилось недостаточное количество интервьюеров для проведения уличного опроса и ввода данных в SPSS. В связи с этим увеличилась нагрузка и сроки проведения исследования.
Глава 6. Приобретённые знания, умения и навыки
В ходе преддипломной практики я ознакомилась с работой учебной лаборатории "Социолог", получила навыки организации и проведения собственного социологического исследования, научилась работать с документацией, закрепила навыки работы с SPSS.
Глава 7. Результаты проведённой работы
В ходе производственной практики было сделано:
. Разработана программа социологического исследования
. Разработан инструментарий (социологическая анкета)
. Организован выезд первокурсников для проведения массового опроса
. Собрана первичная информация
. Составлена база данных в SPSS
. Составлен отчёт о прохождении преддипломной практики
Итоги исследования
В ходе исследования был проведён массовый уличный анкетный опрос жителей города Ульяновска старше 18 лет. Использовалась квотная выборка.
Большинство опрошенных (56, 1%) проживают в Ульяновске более 25 лет. 59, 8 % - родились в Ульяновске, 37, 4% - приехали из другого города (села, посёлка) Ульяновской области.
По результатам исследования построена таблица региональной идентичности:
Показатели идентичности, %С городом УльяновскомС Ульяновской областьюСо всей РоссиейСо всей ЗемлёйСвоё49,531, 822, 410, 3Близкое, но не своё15,915147, 5Безразлично18, 720, 613, 118, 7Далёкое, но не чужое5,611,216, 814Чужое4, 73, 74, 78, 4
Результаты показывают достаточно высокий уровень региональной идентичности населения Ульяновска - 49, 5 %.
Жители Ульяновска оценивают жизнь в городе по сравнению с соседними регионами как «средний» (39, 3%). В целом население довольно жизнью в городе, но есть и то, что не устраивает (так ответили 45, 8% опрошенных).
Говоря о миграционной готовности надо заметить, что её уровень невысок - более 44% опрошенных не собираются и не хотят покидать город. 16, 8 % переехали бы в другой город при условии предложения хорошей работы.
На открытый вопрос «Что Вы считаете главной проблемой Ульяновска?» 34, 6 % ответили однозначно - «дороги».
Тем не менее, 27, 1% населения испытывают чувство гордости за свой город, когда говорят о нём за его пределами.
На вопрос: «Согласны ли Вы с поговоркой «С родной земли умри - не сходи»?» ответы распределились почти поровну: 44, 9 % согласны с высказыванием, 53, 3 % - не согласны.
Распределение ответов на вопрос: «Что Вы готовы сделать для улучшения жизни в городе?» показывают следующее:
Ответы респондентов, %Принимать активное участие в мероприятиях, направленных на улучшение жизни в городе25, 2Организовывать мероприятия, направленные на улучшение жизни в городе7, 5Поддерживать текущее состояние в городе25, 2Ничего не готов делать28
Отношение населения к официальным брендам Ульяновска:
БрендОценка«Ульяновск - Родина Ленина»-1«Ульяновск - авиационная столица»-1«Ульяновск - культурная столица»-3
В целом отношение ко всем брендам - отрицательное.
Распределение слоганов по их узнаваемости среди самих жителей:
СлоганУзнаваемость, %«Ульяновск - Родина Ленина»100«Ульяновск - культурная столица»94, 4«Ульяновск - авиационная столица»69, 2
На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что нижеприведённые слоганы могут быть использованы в качестве брендов города Ульяновска?» респонденты ответили:
«За», %«Против», %«Ульяновск - родина Ленина» 73, 821, 5«Ульяновск - авиационная столица» 5721, 5«Ульяновск - культурная столица»33, 644, 9
На вопрос: «Влияет ли популяризация следующих брендов на Ваше личное восприятие города Ульяновска?» большинство респондентов (около 40%) ответили, что их восприятие города не изменилось ни в каком из случаев. На этом основании можно предположить, что действующие бренды не оказывают должного влияния на внутреннюю аудиторию.
Известность брендов за пределами Ульяновска (по мнению респондентов):
Узнаваемость «Ульяновск - родина Ленина» Хорошо узнаваем«Ульяновск - авиационная столица» Узнаваем, но не всеми«Ульяновск - культурная столица»Совсем не узнаваем
Выводы: таким образом, опрос показал, что несмотря на высокий уровень идентичности, население города пассивно. Жители в целом довольны жизнью и не собираются ничего менять, хотя сами признают наличие проблем. Жители города консервативны - в целом их устраивает текущий уровень жизни.
Формальные бренды города получили негативную оценку и, как выяснилось, не эффективны в своём воздействии на внутреннюю аудиторию. Бренд «Культурная столица» получил самый низкий балл из всех возможных, его оценка - самая негативная. Тем не менее, большинство высказалось за популяризацию брендов «Родина Ленина» и «Культурная столица».
Социальные характеристики брендов города Ульяновска:
«Сила бренда» - все три бренда оказались слабыми. Наименее слабый - «Родина Ленина».
Приверженность бренду - следует говорить о приверженности к городу вообще, а не к какому-то одному бренду, так как все они, по словам респондентов, не влияют на их восприятие города.
Степень известности - на первом месте «Родина Ленина», затем «Авиационная столица»; «Культурная столица» обладает низкой степенью известности.
Таким образом, исследование показало неэффективность действующих брендов внутри территориального сообщества. Однако, как считают сами опрошенные, популяризация этих брендов может положительно влиять на внешнюю аудиторию.
Литература
1. Должностная инструкция заведующего учебной лабораторией "Социолог", 2012 г.
. Решение Учёного совета УлГУ "О создании учебной лаборатории «Социолог»" от 24.05.2011.
. Постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 г.
Интернет-ресурсы:
. Главный бренд г. Ульяновска - В. И. Ленин #"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Добрый день! Кафедра социологии и политологии Ульяновского государственного университета проводит опрос с целью изучения отношения жителей Ульяновска к своему городу.
Пожалуйста, уделите немного времени, ответив на следующие вопросы. Мы гарантируем полную анонимность и конфиденциальность Ваших ответов.
. (Вопрос-фильтр)
Являетесь ли Вы жителем города Ульяновска? (Да - продолжить опрос, если нет - закончить опрос).
. Давно ли Вы живёте в этом городе? Вы здесь родились или приехали из другого города (села, посёлка)?
Давно ли Вы живёте в этом городе?Менее 5 лет5-15 лет16-25 летБольше 25 летОтказИтогоВы здесь родились или приехали из другого города (села, посёлка)?Здесь родилсяПриехал по своему желанию из другого города (села) нашего регионаПриехал по своему желанию из другого региона РФ или СНГПриехал сюда из другой страныОтказИтого
3. В какой мере Вы чувствуете свою близость или отдалённость с нижеперечисленными людьми? («своё» - «чужое»)
В какой мере Вы чувствуете свою близость или отдалённость с такими людьми?Жители УльяновскаЖители Ульяновской области, хотя я там не живуЖители всей РоссииЖители всей ЗемлиСвоёБлизкое, но не своёБезразличноДалёкое, но не чужоеЧужоеЗатрудняюсь ответитьОтказ от ответа
. Что Вы готовы сделать для улучшения жизни населения города Ульяновска?
Что Вы готовы сделать для улучшения жизни населения города Ульяновска?Принимать активное участие в мероприятиях, направленных на улучшение жизни в городеОрганизовывать мероприятия, направленные на улучшение жизни в городеПоддерживать текущее состояние жизни в городеНичего не готов делатьЗатрудняюсь ответить
. Как Вы оцениваете жизнь в городе Ульяновске по сравнению с другими не столичными городами?
Как Вы оцениваете жизнь в городе Ульяновске по сравнению с другими регионами?Хуже, чем в соседних регионахЛучше, чем в соседних регионахСредний в сравнении с соседними регионамиНеоднозначно
. Какие чувства Вы испытываете к городу Ульяновску?
Какие чувства Вы испытываете к городу Ульяновску?Рад, что живу здесьВ целом доволен жизнью в регионе, но есть и то, что не устраиваетНе испытываю никаких особых чувств к регионуНе доволен жизнью в регионе, но готов сделать её лучшеНе доволен жизнью в регионе и не делаю ничего для её улучшения
. Хотели бы Вы/собираетесь ли Вы покинуть город Ульяновск?
Хотели бы Вы/собираетесь ли Вы покинуть город Ульяновск?Хотели бы переехать на постоянную работу в другую местностьПереехали бы жить в другую местность при условии предложения хорошей работыХотел бы переехать в другой регион на временную работуСобираюсь переехать в другой регион на постоянную работуСобираюсь переехать в другой регион на временную работуНе хочу покидать город УльяновскХочу, но не могу уехать из города УльяновскаЗатрудняюсь ответить
. Закончите следующие предложения:
. Для меня Ульяновск - это…
. Жить в Ульяновске для меня значит …
. Я считаю, что в Ульяновске лучше всего …
. Главная проблема Ульяновска - это…
. От других городов Ульяновск отличает …
. Испытываете ли Вы чувство гордости за город Ульяновск, когда о нём говорят в других регионах?
. Всегда
. Почти всегда
. Иногда
. Редко
. Никогда
. Затрудняюсь ответить
. Согласны ли Вы с поговоркой: "С родной земли умри - не сходи"?
. Да
. Нет
. Если бы Вы оказались в другом городе, где никогда не слышали об Ульяновске, как бы Вы описали Ваш город? Укажите от 3 до 5 описаний.
_____________________________________________________________
. Слышали ли Вы следующие слоганы:
СлоганСлышалНе слышалУльяновск - культурная столицаУльяновск - родина ЛенинаУльяновск - авиационная столица
. Каково Ваше личное отношение к следующим брендам, официально существующим в Ульяновске? Оцените по шкале от -3 до 3, где -3 - совсем не нравится, 3 - очень нравится.
БрендыОтношениеУльяновск - авиационная столица-3 -2 -1 0 1 2 3Ульяновск - Родина Ленина-3 -2 -1 0 1 2 3Ульяновск - культурная столица-3 -2 -1 0 1 2 3Затрудняюсь ответить
. Согласны ли Вы с тем, что нижеприведённые слоганы могут быть использованы в качестве брендов города Ульяновска?
СогласенНе согласенУльяновск - родина ЛенинаУльяновск - авиационная столицаУльяновск - культурная столица
. Влияет ли популяризация следующих брендов на Ваше личное восприятие города Ульяновска?
БрендыОтношение к городу значительно изменилось в лучшую сторонуОтношение к городу немного изменилось в лучшую сторонуОтношение к городу не изменилосьОтношение к городу немного ухудшилосьОтношение к городу значительно ухудшилосьУльяновск - авиационная столицаУльяновск - Родина ЛенинаУльяновск - культурная столица
. Согласны ли Вы, что официальные бренды города Ульяновска способны повлиять на восприятие города его жителями?
Полностью не согласен
Не согласен
Затрудняюсь ответить
Согласен
Полностью согласен
. Насколько, по Вашему мнению, бренды города Ульяновска известны за пределами нашего города?
Бренды/степень узнаваемостиХорошо узнаваемУзнаваем, но не всемиМало узнаваемСовсем не узнаваемЗатрудняюсь ответитьУльяновск - авиационная столицаУльяновск - Родина ЛенинаУльяновск - культурная столица
. Паспортичка
Укажите Ваш пол: М Ж
Возраст:
Район проживания:
. Засвияжский район
. Ленинский район
. Железнодорожный район
. Заволжский район
Большое спасибо за Ваши ответы!