Производственно-техническая инфраструктура сервисных предприятий
МИНОБРНАУКИ
РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Уральский
государственный лесотехнический университет
Кафедра
«Сервиса и
эксплуатации транспортных и технологических машин»
Курсовая
работа по дисциплине:
«Производственно-техническая
инфраструктура сервисных предприятий»
Екатеринбург
2013 г.
Задание
Исходные данные для проектирования
1.
Тип СТО
|
городская,
комплексная
|
2.
Марка обслуживаемых автомобилей
|
ВАЗ
|
3.
Количество автомобилей в зоне тяготения СТО
|
750
|
4.
Среднегодовой пробег автомобиля
|
16000
|
5.
Количество рабочих дней в году
|
305
|
6.
Продолжительность рабочей смены
|
12
|
7.
Количество рабочих смен
|
1
|
8.
Климатическая зона
|
умеренно-холодный
|
Введение
Значение вопросов проектирования
автотранспортных предприятий в настоящее время возрастает не только из-за
неуклонного роста числа этих предприятий, но и их масштабов как следствия
увеличивающегося автомобильного парка страны. В связи с этим необходимо
дальнейшее техническое перевооружение и развитие производственно- технической
базы автомобильного транспорта.
Автомобили ремонтируют агрегатным методом путем
замены деталей, узлов, механизмов и агрегатов на новые или заранее
отремонтированные.
Технологический процесс ремонта автомобилей
предусматривает надлежащее обеспечение предприятия запасными частями,
крепежными изделиями, нормалями и автомобильными принадлежностями промышленного
производства.
Основная задача проектирования состоит в
создании наиболее передовых по техническому уровню и наиболее экономичных по
капитальным затратам и эксплуатационным показателям предприятий, что особенно
актуально в условиях рыночной экономики.
Цель проекта - обосновать размеры необходимых
площадей, количество оборудования и технологическую взаимосвязь
производственных отделений и оборудования.
Главным направлением проектирования принимается
типизация проектных решений на базе унификации объемно-планировочных,
конструктивных и технологических решений, узлов , конструкций и изделий. При проектировании
учитывается, как одно из главных направлений технического прогресса, сокращение
трудоемкости работ, оснащение рабочих мест и постов высокопроизводительным
оборудованием и на этой основе резкое повышение уровня механизации
производственных процессов ТО и ремонта подвижного состава.
Строительство и реконструкция предприятия
ведется современными методами из прогрессивных строительных материалов с
применением унифицированных сборных железобетонных конструкций.
1. Расчет СТО
.1 Определение числа автомобилей,
обслуживаемых на СТО
Число обслуживаемых автомобилей определяется по
количеству учетных автомобилей, находящихся в зоне тяготения СТО. «Радиус» зоны
тяготения зависит от множества факторов технического, экономического
социального и др. характера. Методы оптимизации зон тяготения СТО изложены в
специальной литературе по автосервису.
Количество автомобилей, обслуживаемых на СТО.
1.2 Определение ориентировочной
мощности СТО
Количество автомобилей, обслуживаемых на одном
посту:
Мощность производственной базы СТО определяется
количеством рабочих постов по техническому обслуживанию и текущему ремонту
автомобилей.
принимаем количество постов равным 5.
.3 Расчет годового объема основных
работ по ТО и ТР
Корректировка удельной трудоемкости ТО и ТР.
Удельная трудоемкость корректируется в зависимости
от числа постов и климатической зоны.
Годовой объем работ по ТО и ТР.
Таблица 1 - Распределение годового объема работ
ТО и ТР
Виды
работ
|
Распределение
работ по видам
|
Распределение
работ по месту выполнения
|
|
%
|
чел.-ч.
|
постовые
|
участковые
|
|
|
|
%
|
чел.-ч.
|
%
|
чел.-ч.
|
Диагностические
|
6
|
1735,2
|
100
|
|
-
|
|
ТО
в полном объеме
|
35
|
10122
|
100
|
|
-
|
|
Смазочные
|
5
|
1446
|
100
|
|
-
|
|
Установка
колес
|
10
|
2892
|
100
|
|
-
|
|
Ремонт
и регулировка тормозов
|
10
|
2892
|
100
|
|
-
|
|
Электротехнические
|
5
|
1446
|
80
|
1156,8
|
20
|
289,2
|
Аккумуляторные
|
1
|
289,2
|
10
|
28,92
|
90
|
260,28
|
По
системам питания
|
5
|
1446
|
70
|
1012,2
|
30
|
433,8
|
Шиномонтажные
|
7
|
2024,4
|
30
|
607,32
|
70
|
1417,1
|
Ремонт
агрегатов, узлов, систем
|
16
|
4627,2
|
50
|
2313,6
|
50
|
2313,6
|
1.4 Распределение объема работ по
видам и местам их выполнения для комплексных СТО
Годовая трудоемкость уборочно-моечных работ:
Годовая трудоемкость работ по приемке-выдаче
автомобилей:
.5 Годовая трудоемкость
вспомогательных работ
Суммарная трудоемкость основного производства:
Трудоемкость вспомогательных работ:
Таблица 2 - Распределение вспомогательных работ
по назначению
Назначение
работ
|
Распределение
в процентах, %
|
Трудоемкость,
|
Обслуживание
и ремонт технологического оборудования
|
25
|
1873,125
|
Обслуживание
и ремонт коммуникаций
|
20
|
1498,5
|
Перегон
автомобилей
|
10
|
749,25
|
Хранение
и выдача запчастей
|
20
|
1498,5
|
Уборка
помещений и территорий
|
15
|
1123,875
|
Обслуживание
компрессоров
|
10
|
749,25
|
Итого
|
100
|
7492,5
|
Годовая трудоемкость работ отдела главного
механика:
Таблица 3 - Распределение работ ОГМ
Виды
работ
|
Распределение
в процентах, %
|
Трудоемкость,
|
Электротехнические
|
25
|
1
030,22
|
Механические
|
10
|
412,09
|
Слесарные
|
16
|
659,34
|
Кузнечные
|
2
|
82,42
|
Сварочные
|
4
|
164,84
|
Жестяницкие
|
4
|
164,84
|
Медницкие
|
1
|
41,21
|
Трубопроводные
|
22
|
906,59
|
Ремонтно-строительные
|
16
|
659,34
|
Итого
|
100
|
4
120,88
|
1.6 Расчет численности работающих на
СТО
Таблица 4 - Расчет численности производственных
рабочих и распределение их по видам работ, местам их выполнения и сменам
Виды
работ
|
Годовая
трудоемкость, чел.-ч.
|
Годовой
фонд времени
|
Явочное
число рабочих
|
Списочное
число рабочих
|
|
|
Номинальный
|
Эффективный
|
Расчетное
|
Принятое
по сменам
|
Расчетное
|
Принятое
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
|
|
Постовые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уборочно-моечные
|
600
|
2000
|
1750
|
0,38
|
1
|
|
0,43
|
1
|
Приемка-выдача
|
250
|
2000
|
1750
|
0,15
|
1
|
|
0,17
|
1
|
Диагностические
|
1735,2
|
2000
|
1750
|
0,87
|
1
|
|
0,99
|
1
|
ТО
в полном объеме
|
10122
|
2000
|
1750
|
5,06
|
6
|
|
5,78
|
6
|
Смазочные
|
1446
|
2000
|
1750
|
0,72
|
-
|
|
0,83
|
-
|
Установка
колес
|
2892
|
2000
|
1750
|
1,45
|
-
|
|
1,65
|
-
|
Ремонт
и регулировка тормозов
|
2892
|
2000
|
1750
|
1,45
|
1
|
|
1,65
|
1
|
Электротехнические
|
1156,8
|
2000
|
1750
|
0,58
|
-
|
|
0,66
|
-
|
Аккумуляторные
|
28,92
|
2000
|
1750
|
0,01
|
-
|
|
0,02
|
-
|
По
системам питания
|
1012,2
|
2000
|
1750
|
0,51
|
1
|
|
0,58
|
1
|
Шиномонтажные
|
607,32
|
2000
|
1750
|
0,30
|
1
|
|
0,35
|
1
|
Ремонт
агрегатов, узлов, систем
|
2313,6
|
2000
|
1750
|
1,16
|
1
|
|
1,32
|
1
|
Итого
постовых
|
25256,04
|
|
|
|
13
|
|
|
13
|
Участковые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электротехнические
|
289,2
|
2000
|
1750
|
0,14
|
1
|
|
0,17
|
1
|
Аккумуляторные
|
260,28
|
2000
|
1750
|
0,13
|
-
|
|
0,15
|
-
|
По
системам питания
|
433,8
|
2000
|
0,22
|
-
|
|
0,25
|
-
|
Шиномонтажные
|
1417,08
|
2000
|
1750
|
0,71
|
1
|
|
0,81
|
1
|
Ремонт
агрегатов, узлов, систем
|
2313,6
|
2000
|
1750
|
1,16
|
1
|
|
1,32
|
1
|
Итого
участковых
|
4713,96
|
|
|
|
3
|
|
|
3
|
ОГМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электротехнические
|
1
030,22
|
2440
|
2135
|
0,42
|
1
|
|
0,48
|
1
|
Слесарные
|
659,34
|
2440
|
2135
|
0,27
|
-
|
|
0,31
|
-
|
Сварочные
|
164,84
|
2440
|
2135
|
0,07
|
-
|
|
0,08
|
-
|
Медницкие
|
41,21
|
2440
|
2135
|
0,02
|
-
|
|
0,02
|
-
|
Трубопроводные
|
906,59
|
2440
|
2135
|
0,37
|
1
|
|
0,42
|
1
|
Итого
по ОГМ
|
2
802,20
|
|
|
|
2
|
|
|
2
|
Численность рабочих по обеспечению основного
производства:
принимаем 2чел.
Таблица 5 - Численность работающих на СТО
Категория
работающих
|
Всего
|
По
сменам
|
|
|
1
|
А
|
16
|
16
|
Б
|
2
|
2
|
В
|
2
|
2
|
А,Б,В
|
18
|
18
|
Г
|
2
|
2
|
Итого
|
20
|
20
|
1.7 Расчет числа постов и
автомобиле-мест
Таблица 6 - Расчет и специализация рабочих
постов по ТО и ТР
Виды
работ
|
Годовая
трудоемкость
|
|
|
Количество
постов
|
|
|
|
|
расчетное
|
принятое
|
Диагностические
|
1735,2
|
1
|
1
|
0,95
|
1
|
ТО
в полном объеме
|
10122
|
1
|
6
|
1,78
|
2
|
Смазочные
|
1446
|
|
-
|
-
|
-
|
Установка
колес
|
2892
|
|
-
|
-
|
-
|
Ремонт
и регулировка тормозов
|
2892
|
1
|
1
|
1,07
|
1
|
Электротехнические
|
1446
|
|
-
|
-
|
-
|
Аккумуляторные
|
289,2
|
|
-
|
-
|
-
|
По
системам питания
|
1446
|
1
|
1
|
0,21
|
1
|
Шиномонтажные
|
2024,4
|
1
|
1
|
1,05
|
-
|
Ремонт
агрегатов, узлов, систем
|
4627,2
|
1
|
1
|
0,95
|
1
|
Итого
|
|
|
|
6,01
|
5
|
2. Разработка технологических
условий на дефектацию
.1 Технологический процесс
Демонтаж коробки перемены передач ВАЗ 2106.
Рис. 2.1
Рис. 2.2
Перечень оборудования:
Таблица 7
Наименование
|
Модель,
тип, ГОСТ, ТУ
|
Крат.
хар-ка
|
Изготовитель
|
Ключи
гаечные 10,12,13,14,17,19,22
|
ГОСТ
2838-80
|
Рожковые,
накидные
|
ООО
Ермак
|
Отвертки
|
ГОСТ
26810-86
|
-
|
ООО
Ермак
|
Щипцы
|
ГОСТ
26810-86
|
для
сжатия и развода пружинных колец
|
ООО
Ермак
|
Маслоприемник
|
-
|
объем
50 литров
|
Сорокин
|
Гидравлическая
опора
|
ГОСТ
Р 29354-2006
|
Длина
штока 500 мм
|
Сорокин
|
Таблица 8 - Работу производит слесарь 3-4
разряда
|
Наименов.
и содержание работы
|
Место
проведения
|
Кол-во
точек обслуживания
|
Трудоемкость
Чел.-час.
|
Инструмент
|
Технич.
требования
|
1
|
Установить
а/м на смотровую канаву
|
-
|
-
|
0,25
|
-
|
-
|
2
|
Снять
(-) клемму аккумулятора
|
под
капотом а/м
|
1
|
0,09
|
Ключ
рожковый 10мм
|
-
|
3
|
Снять
дегоративный чехол с рачага КПП
|
Салон
а/м
|
1
|
0,02
|
-
|
-
|
4
|
Вынуть
запорную втулку из канавки стержня рычага
|
Салон
а/м
|
1
|
0,05
|
Отвертка
(-)
|
-
|
5
|
Слить
масло из КПП
|
Низ
а/м
|
2
|
0,12
|
Ключ
рожковый 17мм
|
Отвернуть
сливную и заливную пробку
|
6
|
Отвернуть
карданную передачу
|
Низ
а/м
|
4
|
0,18
|
Ключи
рожковые 13,12мм
|
-
|
7
|
Установить
гидравлическую опору
|
Низ
а/м
|
1
|
0,09
|
гидравлическая
опора
|
Опору
установить в натяг
|
8
|
Отвернуть
болты крепления КПП
|
Низ
а/м
|
8
|
0,25
|
Ключи
рожковые 17,19 мм.
|
-
|
9
|
Опустить
КПП
|
Низ
а/м
|
2
|
0,3
|
гидравлическая
опора
|
-
|
Возможные неисправности КПП Ваз 2106.
Таблица 9
Неисправность
|
Причина
неисправности
|
Метод
устранения
|
Утечка
масла из КПП
|
Ослабление
крепления крышки картера КПП
|
Протянуть
картер коробки передач
|
|
Повреждение
уплотнительных прокладок КПП
|
Заменить
прокладки КПП
|
|
Износ
сальников
|
Заменить
сальники
|
Шум
в КПП
|
Низкий
уровень масла
|
Устранить
течь, залить масло до уровня
|
|
Шум
подшипников
|
Заменить
подшипники
|
|
Износ
шестерен
|
Заменить
шестерни
|
|
Перемещение
валов по оси
|
Заменить
детали фиксирующие их
|
Затруднения
при смене передачи
|
Деформация
рычага КПП
|
Заменить
рычаг новым
|
|
Тугое
движение штоков вилок
|
Заменить
изношенные детали
|
|
Загрязнение
шлицов
|
Очистить
шлицы
|
|
Деформация
вилок переключения передач
|
Заменить
вилки переключения передач
|
|
Неполное
выключение сцепления
|
Произвести
ремонт системы сцепления
|
Нечеткое
включение передач или самопроизвольное выключение
|
Износ
шариков и гнезд штоков
|
Заменить
изношенные детали
|
|
Износ
колец синхронизатора
|
Заменить
кольца
|
|
Износ
муфты синхронизатора
|
Заменить
муфту
|
2.2 Технологический процесс на
испытания КПП ВАЗ 2106 после ремонта
Перечень оборудования:
Таблица 10
Наименование
|
Модель,
тип, ГОСТ, ТУ
|
Крат.
хар-ка
|
Изготовитель
|
Ключи
гаечные 14,17,19
|
ГОСТ
2838-80
|
Рожковые,
накидные
|
ООО
Ермак
|
Стенд
обкатки КПП
|
-
|
-
|
Сорокин
|
Воронка
|
ГОСТ
27615-87
|
-
|
-
|
Таблица 11 - Работу производит слесарь 5 разряда
|
Наименов.
и содержание работы
|
Место
проведения
|
Кол-во
точек обслуживания
|
Трудоемкость
Чел.-час.
|
Инструмент
|
Технич.
требования
|
1
|
Установить
КПП на стенд
|
Стенд
|
1
|
0,25
|
Стенд
обкатка КПП
|
|
2
|
Залить
обкаточное масло
|
Стенд
|
1
|
0,1
|
Воронка
|
Объем
1,4 литра
|
3
|
Привернуть
карданную передачу
|
Стенд
|
0,12
|
Ключи
накидные 14,17,19
|
момент
затяжки болтов 24 Н*м
|
Для проверки качества выполненных ремонтных
работ, а также контроля прочности и работоспособности основных узлов и
агрегатов проводится испытание машин. Результаты испытания позволяют выявить
отдельные дефекты, а также наиболее правильно отрегулировать ‘узлы и агрегаты,
которые в процессе работы подвергались полной разборке и восстановлению.
Испытания машин, как правило, проводятся ремонтными предприятиями с участием
представителя заказчика. Для создания наиболее благоприятных условий изнашивания
деталей в первые часы эксплуатации новых или машин, прошедших капитальный
ремонт, предусматривается их обкатка. В период обкатки осуществляется
приработка деталей в сопряжениях в условиях режима нагружения ниже
номинального. После окончания приработки допускается нормальное нагружение
машины.
Общий вид стенда для испытания и обкатки коробок
передач показан на рис. 67. Коробка передач соединительными муфтами крепится с
одной стороны к валу электродвигателя, ас другой - к нагрузочному устройству,
снабженному градуированным диском с грузом. Нагрузочное устройство представляет
собой электротормоз, при включении которого обеспечивается приложение
тормозного момента к валу коробки. Длительность обкатки и испытания коробок
передач обычно не превышает 6-8 ч.
Обкатка нового или прошедшего капитальный ремонт
автомобильного погрузчика производится в течение 50 ч. Обкатку рекомендуется
вести на смазочных материалах и бензинах наилучшего качества. Применять
заменители запрещается.
Рис. 2.3
Технические требования на дефекацию КПП
№
|
Возможный
дефект
|
Способ
установления дефекта
|
Размеры
мм
|
Заключение
|
|
|
|
номинальный
|
допустимый
|
|
1
|
Пробои
или обломы на картере
|
Осмотр
|
-
|
-
|
Браковать
|
2
|
Обломы
проушин крепления
|
Осмотр
|
-
|
-
|
Наплавлять
в аргоне. Браковать при больших повреждениях
|
3
|
Трещины
на картере
|
Осмотр
|
-
|
-
|
Заваривать
в аргоне. Браковать при трещинах общей длиной более 100мм.
|
4
|
Износ
отверстий под ось промежуточной шестерни заднего хода
|
Пробки
не полные 20,02 и 20,0 мм
|
20+0,006
|
20,02
под передний конец, 20,01 под задний конец
|
Заменить
втулку
|
5
|
Износ
отверстий под передний конец оси блока шестерен
|
Пробка
не полная 28,04 мм
|
28+0,023
|
28,04
|
Заменить
втулку
|
3. Схема технологического процесса
СТО
технический обслуживание ремонт
автомобиль
Рис. 3.1
4. Технологический план агрегатного
участка
Рис. 4.1 - План агрегатного участка: 1 - стеллаж
для деталей; 2 - ларь для обтирочных материалов; 3 - станок для расточки
тормозных барабанов; 4 - слесарный верстак; 5 - настольно-сверлильный станок; 6
- настенный шкаф для приборов и инструментов; 7 - стенд для разборки и
регулировки сцеплений; 8 - гидравлический пресс усилием 40 тс; 9 -стеллаж для
инструментов; 10 - настольно-верстачный пресс усилием 3 тс; 11 - стенд дли
ремонта карданных валов и рулевых механизмов; 12 - передвижная моечная ванна,
13 - заточной станок; 14 - вертикально-сверлильный станок; 15 - раковина для
мытья рук; 16 - ларь для отходов; 17 - стенд для клепки тормозных накладок; 18
- стенд для ремонта редукторов задних мостов; 19 - стенд для ремонта коробок
передач; 20 - стенд для ремонта передних и задних мостов; 21 - подвесная
кран-балка; 22 - телефон, радио; 23 - тиски
Список литературы
1.
Болбас М.М. и др. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. -
Минск, 2004.
.
Вахламов В.К. Автомобили: Основы конструкции: Учебник для студ. высш. учеб.
заведений. - М.: Академия, 2006.
.
Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студ. высш.
учеб. заведений. - М.: Академия, 2005.
.
Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: Академия,
2003.
.
Волгин В. В. Малый автосервис. - М.: Дашков и К, 2006.