По своему содержанию такая информация подразделяется на содержащую сведения: 1) об источниках доказательств по уголовному делу и 2) об обстоятельствах, имеющих значение для правильной организации расследования и тактики производства следственных действий. В первом случае это сведения о лицах, показания которых могут иметь значение для выяснения подлежащих доказыванию обстоятельств, о наличии и местах нахождения орудий преступления, похищенных ценностях и денежных средствах, предметов, носящих следы преступления. Во втором - сведения о конфликтах в преступной группе, индивидуальных особенностях личности потерпевших, свидетелей, обвиняемых, их ценностной ориентации, характере взаимоотношений, других обстоятельствах, которые могут не входить в предмет доказывания по делу, но имеют большое значение для организации и планирования расследования, повышения результатов следственных действий и расследования в целом.
Результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно - розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Результаты ОРД отражаются в оперативно - служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно - служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.
В случае проведения в рамках ОРД оперативно - технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).
Результаты ОРД могут содержаться также в объяснениях лиц, участвовавших в ее проведении; в предметах, изъятых при осуществлении оперативно - розыскных мероприятий; в сообщениях конфиденциальных источников. Показания допрошенных в качестве свидетелей лиц, проводивших оперативно - розыскные мероприятия или принимавших в них участие, надлежит считать уголовно - процессуальными доказательствами (при условии их отношения к делу).
Следует иметь в виду, что результаты ОРД в силу ее специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном судопроизводстве. Чаще, наоборот, они выступают лишь в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат. Это может быть вызвано причинами, связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации, преимущественно негласных начал этой деятельности.
В определении Конституционного Суда РФ, как и в УПК РФ, также отмечается, что результаты ОРД являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований ФЗ об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается в ч. 1 ст. 49 и ч. 2 ст. 50 Конституции РФ.
То, что результаты ОРД (сведения, оперативные данные) не всегда являются фактическими, следует и из такой задачи ОРД, как добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Решение этой задачи предполагает прежде всего сбор, а не использование первичной информации, дальнейшее проведение на ее основе разведывательных и контрразведывательных мероприятий. Такая задача характеризует в первую очередь сам процесс сбора информации (сведений о фактах) и лишь в дальнейшем использование его результатов (фактических данных).
Термин «результаты ОРД» (в смысле фактических данных) подразумевает информационную завершенность, суть которой может быть выражена как осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных, истолкованных фактах, изложенных таким образом, что ясно видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи.
Под использованием результатов оперативно - розыскной деятельности для осуществления следственных действий понимается возможность учета названных результатов: а) при принятии решения о производстве этих действий; б) при непосредственном их проведении.
Использование результатов оперативно - розыскной деятельности на стадии рассмотрения уголовного дела в суде весьма ограничено. На практике представления оперативно - розыскной информации в суд фактически не бывает. При расширительном толковании понятия «судебные действия» непроцессуальные (оперативные) сведения могут быть учтены судом при решении вопроса об изменении меры пресечения подсудимому (например, при установлении оперативным путем фактов противодействия подсудимых в установлении истины).
Результаты оперативно - розыскной деятельности при определенных условиях могут служить такими поводами к возбуждению уголовного дела, как непосредственное обнаружение признаков преступления и сообщения должностных лиц. Особенность непосредственного обнаружения признаков преступления как повода к возбуждению уголовного дела заключается в том, что к моменту составления рапорта совокупность фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточна для возбуждения уголовного дела и не требует проверки в порядке ст. 109 УПК.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» результаты оперативно - розыскных мероприятий, связанных «с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством»
Исходя из содержания данных норм ФЗ «об ОРД» можно выделить следующие основные направления использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве:
) в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;
) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
) в доказывании по уголовным делам;
) для иного обеспечения уголовного процесса.
2.2 Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
Порядок представления результатов оперативно - розыскной деятельности в орган дознания, следователю, прокурору или в суд непосредственно уголовно - процессуальным законом не регламентируется. Предусмотренный ч. 2 ст. 70 УПК способ собирания доказательств - представление их участниками уголовного процесса, а также любыми гражданами - может быть по аналогии распространен в известных пределах на представление для целей доказывания результатов ОРД. Названная уголовно - процессуальная норма в сочетании с нормой ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД образуют основу института представления результатов ОРМ для использования в процессе доказывания.
Согласно ФЗ «об ОРД» (ст. 11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя ОРО в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, ФЗ «об ОРД» определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом ФЗ «об ОРД» лишь в общей форме декларирует порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.
Кроме закона, процедура представления результатов ОРД в орган дознания, следователю, прокурору или в суд регулируется межведомственной Инструкцией. В ней под термином «представление» понимается передача результатов ОРД не только в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, но также для использования в качестве повода и основания возбуждения уголовного дела и для подготовки и осуществления следственных и судебных действий. Инструкция предписывает порядок действий оперативных органов на этапе, предшествующем использованию результатов их деятельности субъектами уголовного процесса, и не затрагивает их взаимные отношения. В этом смысле регулирование порядка представления оперативных материалов в уголовное судопроизводство носит чисто ведомственный, односторонний характер.
С позиций уголовно - процессуального закона под представлением результатов оперативно - розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, следует понимать их представление в порядке ч. 2 ст. 70 УПК для использования в качестве доказательств (в доказывании). Согласно этой статье доказательства могут быть представлены широким кругом участников уголовного процесса, а также любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями. Уголовно - процессуальный закон не содержит препятствий для представления органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, ее результатов в орган дознания, следователю или в суд, т.е. в те органы, которые занимаются процессуальной деятельностью. В тех случаях, когда участники уголовного процесса информируются о результатах оперативно - розыскной деятельности для использования их в тактических или иных целях, но не в качестве средств доказывания, такая передача сведений не может рассматриваться в качестве представления их в соответствии с ч. 2 ст. 70 УПК.
По смыслу нормы ФЗ «об ОРД» (ст. 12) дознавателю, следователю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД, которые могут быть положены в основу принимаемых процессуальных решений и подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных действий. Представлять имеет смысл только конкретные оперативно-служебные документы, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Соответственно, такие документы или материалы могут являться приложением к сопроводительному письму, адресованному дознавателю, следователю, прокурору или суду, либо к рапорту об обнаружении признаков преступления.
Результаты ОРД не всегда имеют письменную (официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 УПК РФ). Такое содействие может выражаться и в форме ознакомления следователя с полученной информацией. В ситуации, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).
Результаты ОРД не представляются:
если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно - розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно - розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно - розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно - розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно - розыскной деятельности»).
Вывод: Результаты оперативно-розыскной деятельности могут на основании постановления органа, ее осуществляющего, также быть представлены органу расследования в рамках ст. 70 УПК. Однако эта норма нуждается в дополнении, учитывающем обязанность указанных органов активно действовать в направлении осуществления своей функции - обнаружения и раскрытия преступлений.
3. Использование в доказывании результатов административной деятельности
Наука административного права долгое время обсуждает вопросы, связанные с более четкой регламентацией доказательств и процесса доказывания по делам об административных правонарушениях. Если в первом случае имеется правовая база, состоящая из положений КоАП РФ, регламентирующих предмет доказывания (ст. 26.1 КоАП РФ), доказательства и их виды (ст. 26.2 - 26.8 КоАП РФ), оценку доказательств (26.11 КоАП РФ), то процесс доказывания по делам об административных правонарушениях, так, как, например, это закреплено в главе 11 УПК РФ, административно-процессуальным законом не регулируется.
Учитывая схожие условия реализации уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, которые состоят в осуществлении государством публичного преследования граждан, а применительно к производству по делам об административных правонарушениях и организаций, за совершение противоправных действий (правонарушений, преступлений), следовательно, можно говорить и о тождественных процедурах, происходящих в процессуальной деятельности различных должностных лиц государственных органов.
Взаимосвязь уголовного процесса и производства по делам об административных правонарушениях обнаруживается при использовании результатов административной деятельности в уголовном судопроизводстве, а также в случае использования в качестве доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении протоколов и иных материалов ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие).
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает собирание, проверку и оценку доказательств, определяя последние как фактические данные, содержащиеся в объяснениях правонарушителя, показаниях потерпевшего и свидетелей, заключении эксперта, вещественном доказательстве, протоколах об изъятии вещей и документов, иных документах (ст. 231 КоАП). Соответственно мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, т.е. способами получения доказательств, являются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов (ст. 239), а также допрос свидетелей и потерпевших (ст. 248), назначение экспертизы (ст. 252). Обращает на себя внимание определенное сходство этих приемов доказывания и полученных доказательств с доказательствами и способами их получения, применяемыми в уголовном процессе. В целом можно утверждать, что только в сфере доказывания, осуществляемого в судопроизводстве, эти приемы подкреплены достаточными гарантиями, имеющими целью обеспечить получение достоверной информации. Например, допросы, назначение экспертизы по уголовному делу осуществляются по значительно более сложным правилам, нежели аналогичные приемы в административном производстве.
При осуществлении административно-юрисдикционной деятельности (в том числе и в процессе патрулирования органов милиции) нередко выявляются признаки правонарушений, за совершение которых установлена не административная, а уголовная ответственность. Так бывает в случаях, когда выясняется, что правонарушение, которое, как предполагалось, носит административно-правовой характер, в действительности содержит в себе признаки преступления.
Можно считать, что деятельность органов полиции, обнаруживших признаки преступления в процессе административного разбирательства, представляет собой один из поводов к возбуждению уголовного дела - непосредственное обнаружение управомоченным органом признаков преступления (п. 8 ст. 108 УПК РФ). Следует подчеркнуть, что использование материалов административной деятельности полиции в целях доказывания обычно ограничивается именно стадией возбуждения уголовного дела, ибо неясность в «принадлежности» правонарушения административному или уголовному процессу возникает в момент выявления признаков правонарушения.
Вывод: Результаты административно-процессуальной деятельности милю щи могут быть введены в уголовный процесс, главным образом, как результат непосредственного обнаружения признаков преступления органом дознания, а в процессе доказывания могут приобрести значение вещественных доказательств и иных документов.
4. Использование в доказывании результатов частно-детективной деятельности
Закон о частной детективной и охранной деятельности разрешает применять в целях сбора искомых сведений такие приемы, как опрос граждан и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, внешний осмотр объектов, наблюдение, а также киносъемку, видео- и аудиозапись. И здесь просматривается некоторое сходство со следственными действиями.
Обязанность частных детективов передавать следователю и суду полученные ими в ходе сыскной деятельности сведения по уголовном} делу Законом о частной детективной и охранной деятельности не предусмотрена. Эти органы лишь уведомляются о заключении контракт с клиентом на сбор таких сведений. Частное детективное предприятий отчитывается о результатах проделанной работы только перед клиентом (ст. 9). Но, по логике вещей, клиент вправе просить управомоченный государственный орган использовать полученные им от детективов сведения в целях доказывания. Таким образом, возможность использования непроцессуальной информации в целях доказывания возникает и в этом случае.
Что же касается материалов, полученных в процессе деятельности частных детективных предприятий - они, судя по имеющимся данным, обычно попадают в поле зрения управомоченных органов на более позднем этапе процесса - в стадии предварительного расследования.
Представленные участником уголовного судопроизводства результаты частной детективной деятельности органу расследования могут быть введены в уголовное дело при соблюдении следующих условий:
сбор осуществлен субъектами детективной деятельности при наличии письменного договора с участником уголовного судопроизводства и уведомления органа расследования о его заключении;
сбор сведений произведен действиями (способами) предусмотренными Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с соблюдением всех требований законодательства, регулирующего частную детективную деятельность;
наличие письменного отчета детектива, а также иных документов, раскрывающих и закрепляющих процедуру получения сведений, интересующих участника уголовного судопроизводства; если при проведении частных детективных действий применялись технические средства (аудио- или видеозапись, фото- или киносъемка и т.п.), то должны быть точно указаны их технические характеристики. Отчет, представленный детективной организацией, должен содержать данные о детективах, которыми получены сведения;
результаты детективной деятельности должны иметь отношение к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу, и иным обстоятельствам, имеющим значение для его законного и обоснованного разрешения.
Сведения, полученные частным детективом, могут быть преобразованы в уголовно-процессуальные доказательства:
) При допросе частного детектива в качестве свидетел;
) Сведения, указанные в отчетах частных детективов, о наличии лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела;
) Для преобразования представленных объектов в доказательства должна быть допрошена вся цепочка лиц, связанная с их представлением (участник уголовного процесса, частный детектив, получивший объекты, лицо, передавшее их ему и т.п.). Если участник уголовного судопроизводства, представивший органу расследования предметы или документы, не может быть допрошен в силу разных причин (смерти, неизвестности местонахождения и т.п.), то условиями их преобразования в доказательства являются допрос в качестве свидетеля частного детектива и производство других следственных действий (осмотр, опознание экспертизы и др.);
) сведения, полученные частными детективами, преобразованы в доказательства путем проведения обыска и осмотра с отражением результатов в протоколах следственных действий.
Эта информация, преобразованная путем соответствующих процессуальных процедур в уголовно-процессуальные доказательства, может использоваться не только для решения организационно-тактических задач, но и в доказывании, согласно процессуальным предписаниям, предъявляемым к соответствующим видам доказательств. Условием использования этих доказательств для построения выводов по уголовному делу является их тщательная, всесторонняя и объективная проверка путем сопоставления с другими доказательствами, оценкой в совокупности со всеми доказательствами, имеющимися в деле.
Вывод: Результаты деятельности частного детектива могут иметь важное значение в доказывании, в том числе способствовать принятию законных и обоснованных итоговых процессуальных решений по уголовным делам.
Заключение
При написании курсовой работы выяснилось, что результаты непроцессуальной информации могут быть использованы в доказывании по уголовному делу.
Аргументом в пользу суждения о возможности использования результатов представленных познавательных мероприятий в целях доказывания служит получение с их помощью информации, которая обладает одним из свойств уголовно-процессуальных доказательств - свойством относимости, ибо указывает на факты, образующие предмет доказывания по уголовному делу.
В курсовой работе были рассмотренные основные положения об использовании результатов доказывания, раскрыты понятия результатов доказывания в предложенных видах деятельности. Также мы рассмотрели нормативные акты, которые регулируют административную, частно-детективную и оперативно-розыскную деятельность в процессе доказывания
Результаты административно-процессуальной деятельности могут быть введены в уголовный процесс главным образом как результаты непосредственного обнаружения признаков преступления органом дознания, а в процессе доказывания могут приобрести значение вещественных доказательств и иных документов.
Результаты частной детективной деятельности могут быть представлены клиентом детективного предприятия - участником процесса органу расследования в качестве документов с ходатайством о приобщении их к делу либо с ходатайством о допросе свидетелей, выявленных детективом.
Результаты ОРД могут на основании постановления органа, ее осуществляющего, также быть представлены органу расследования в целях придания им доказательственного значения. Принятие этих материалов органом расследования в качестве доказательств будет возможным, если при их получении были соблюдены требования Закона об ОРД и удалось выявить происхождение доказательственной информации.
Представленные органами доказательственные материалы могут быть приняты только в качестве вещественных доказательств и иных документов. Проведенные в процессе доказывания следственные действия по проверке этих доказательств не преобразуют их процессуальной формы и не вытесняют их из доказывания, а имеют целью посредством получения новых доказательств подтвердить или опровергнуть содержащиеся в вещественных доказательствах и иных документах сведения.
Список использованных источников
1. Агутин А.В. Правовые и тактические аспекты частной сыскной деятельности. Дисс. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1996.
. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. - М.: Проспект, 1991. 171 с.
. Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2005. - 528 с.
. Громов Н.А., Гущин А.Н., Луговец Н.В., Лямин М.В.М. Учеб. пособие/:Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Проспект, 2006. - 160 с.
. Громов Н.А., Пономаренков В.А., Гущин А.Н., Францифоров Ю.В.М. Учебное пособие/: Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Издательство ПРИОР, 2001. - 163 с.
6. Калиновский К.Б. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Смирнова А.В. СПб.: Питер, 2003. - 344 с.
. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: учебник для вузов / 2-е издание. СПб.: Питер, 2006. - 699 с.
. Соловьев А.Б. Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: Юрлитинформ, 2003. -264 с.
9. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М., Юрлитинформ. 2001. - 208 с.
. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. Волжский университет им. В.Н. Татищева, 1997. - 92 с.