управление муниципальный транспортный
лицензированные предприятия (компании) различных форм собственности, производящие транспортные услуги.
В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа.
Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.
Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.
Пассажирский транспорт входит в предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку пассажиров, хранение, обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями. В составе предприятия пассажирского транспорта выделяют следующие группы подразделений: основное производство (перевозка), вспомогательное (техническое обслуживание) и обеспечивающие службы (обеспечение ресурсами).
Каждое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, имеет в своем составе пять основных служб: техническую (техническое обслуживание подвижного состава); эксплуатационную (управление перевозочным процессом); экономическую (планирование производственной деятельности); службу безопасности движения; кадровую службу.
Предприятия и организации пассажирского транспорта самостоятельно утверждают организационную структуру управления.
Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).
Для финансирования организаций пассажирского транспорта в основном используются следующие механизмы: оплата транспортных услуг в соответствии с выполненным расписанием; финансирование на основе выполненных объемов перевозок и качества оказанных услуг, в его основе лежит усредненная цена одного пассажиро-километра с действием поправочных коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава. Согласно пп.4 п.1 ст.17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Существуют функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города (см. Приложение 2).
Транспорт выполняет несколько общественных функций, к важнейшим из которых относятся:
Экономическая, которая заключается в обеспечении развития, связи и координации всех отраслей экономики;
Культурная, которая состоит в возможности распространения с помощью транспорта эстетических ценностей. Следует отметить, что и сам транспорт стал элементом культуры (создаются музеи транспорта, общества любителей старинных автомобилей и др.);
Социологическая функция состоит в экономии времени человека, облегчении труда и повышении его производительности;
Научное значение имеет двоякий характер. С одной стороны транспорт, нуждаясь в совершенствовании, ставит перед наукой новые задачи. С другой - транспорт позволяет интенсивно развиваться многим направлениям науки;
Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:
обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;
модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;
приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
обеспечение безопасности перевозок.
Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности работы транспорта и критерии эффективности управления им (см. Приложение 3).
Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему городского пассажирского транспорта как субъект и объект муниципального управления.
Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности, к качеству систематической работы сервисных организаций и служб. При этом потребность населения в транспортных перевозках в районах современных городов, особенно крупных, крайне неравномерна (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха горожан и т.д.). Все это обусловливает серьезные сложности в организации и осуществлении пассажирских перевозок.
В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них - проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.
Другая проблема - износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».
Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. С учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного состава транспорта.
Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных, в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы проектируются как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема - автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.
Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.
Таким образом, мы можем сделать вывод:
) Муниципальное управление транспортным комплексом представляет собой деятельность органов местного самоуправления в области управления общественным транспортом на основе нормативного регулирования, а также конкурсного отбора перевозчиков и развития договорных отношений.
) Основными элементами транспортного комплекса являются транспортные средства, подвижной состав, путевые устройства, система энергоснабжения и устройства для хранения и ремонта транспортных средств.
) Различают железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и т.д.
) В целях совершенствования управления транспортным комплексом необходимо решить ряд проблем: проблема контроля оплаты за проезд, износ подвижного состава, серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность, массовая автомобилизация и др.
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА
Белгород расположен в южной части России на берегах реки Северский Донец, являющейся притоком Дона.
«Белгород - город добра и благополучия», - так называют город его жители, и именно таким он представляется всем гостям. Несомненно, Белгород занимает одно из первых мест в списке успешных регионов России, самых культурных и благополучных областей, наиболее экономически развитых субъектов нашей страны.
Сейчас в Белгороде живёт почти 380 тысяч человек. Белгород - город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр. Город насчитывает 576 улиц, бульваров и проспектов, общей протяжённостью около 460 км. Также является крупным транспортным узлом России. Белгород неоднократно занимал почётное первое место по чистоте и благоустроенности среди городов России с населением от 100 до 500 тыс. человек.
В городе расположены: железнодорожный вокзал «Белгород», автовокзал «Белгород», действует внутригородское автобусное и троллейбусное сообщение, аэропорт, маршрутные такси.
По состоянию на 1 января 2013 г. сеть автомобильных дорог общего пользования насчитывает 7124,0 километров, в том числе с твердым покрытием 6577,4 километров. Плотность дорог на тысячу квадратных километров территории области составляет 262,6 километров. Асфальтобетонные, цементобетонные дороги, из щебня и гравия, обработанные вяжущими материалами составляют 7731,1 километра.
Автомобильный транспорт, являясь важным элементом экономической инфраструктуры Белгородской области и наиболее массовым видом транспорта, осуществляет доставку грузов, обеспечивает перевозку пассажиров в городах и связывает населенные пункты области между собой, а также другими регионами России и ближнего зарубежья.
Общественный транспорт в Белгороде - это муниципальные автобусы и троллейбусы, внутригородские и пригородные маршрутные такси.
В 2012 году перевозку пассажиров по маршрутной сети Белгородской агломерации, которая составляет 110 маршрутов, в том числе: 99 автобусных и 11 троллейбусных направлений, осуществляет транспортная компания: МУП «Городской пассажирский транспорт».
За прошедший год этими транспортными компаниями было перевезено 62,8 млн. пассажиров.
В перевозке пассажиров было задействовано 908 автобусов, в т.ч. большой вместимости (до 110 мест) - 90 ед., средней вместимости (до 45 мест) - 784 ед. вместимостью не менее 19 мест - 34 ед., а также 66 ед. троллейбусов.
Реализация проекта «Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации» в 2012 году позволила достигнуть следующих основных результатов:
. Уменьшено количество Газелей на 419 ед., с 453 до 34 единиц;
. Уменьшено количество подвижного состава на 187 единиц;
. Оборудовано 894 ед. (92%) транспортных средств системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, созданы три диспетчерские службы.
. Начали внедряться 15 электронно-информационных остановочных комплексов.
. Водительский состав транспортных перевозчиков обеспечен форменной одеждой.
Центральный автовокзал Белгорода занимает современное здание недалеко от аэропорта. Автобусы парка следуют по региональным, межобластным и международным маршрутам. Основные направления их движения - Харьковское, Курское, Старооскольское и Грайворонское, выполняются и транзитные рейсы. Автовокзал имеет 15 посадочных платформ.
Воздушное сообщение успешно осуществляются через действующий аэропорт Белгород, что обеспечивает круглосуточную возможность приема воздушных судов различных типов, как Ту-154, Ил-76, Boeing 767, Boeing 737, Airbus A320, а также более низкие классы. Оборудован аэропорт светосигнальным оборудованием, современной системой посадки, располагает прочими необходимыми ресурсами. Международный аэропорт "Белгород" находится в северной части города и обслуживает рейсы в Москву, а также другие крупные населенные пункты России. Летом выполняются перелеты между Белгородом и популярными курортами. Количество обслуженных пассажиров за 2013 г. составило 132 тыс. человек.
Главный железнодорожный вокзал расположен в 2 км к востоку от центра Белгорода, рядом с водохранилищем на реке Северский Донец. На вокзале останавливаются все транзитные поезда, следующие из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов на черноморские курорты России и Украины, развито пригородное сообщение.
Автовокзал, аэропорт, ж/д вокзал ежедневная концентрация людей свыше 10 тысяч человек, поэтому как основные элементы городской инфраструктуры занимают особое место в рассмотрении данного вопроса. Ежедневно услугами белгородского автовокзала пользуются около 4 тысяч человек. Отсюда отправляются около 200 рейсов. Есть и международные направления. Билеты можно покупать только в кассах автовокзала. Для удобства пассажиров работает дополнительная касса на ж/д вокзале. Каждый билет, купленный в кассе, имеет страховку. В здании автовокзала расположены кассы междугороднего и межобластного сообщения, ж/д и авиа касса, диспетчерская, справочное бюро, зал ожидания, а также аптечный и продуктовые киоски.
В Белгородской области работает одна из немногих в России линий пригородного троллейбусного сообщения протяжённостью 34 км, проходящая по Федеральной автодороге "Крым" и соединяющая административный центр области с посёлком Майский. Таким образом, троллейбусная система охватывает не только областной центр Белгород, но и посёлок Майский в Белгородском районе Белгородской области. Длина контактной сети троллейбусных линий Белгорода более 120 км.
В Белгороде хорошо развита сфера услуг такси. Для вас опытные водители и приемлемые цены на поездки по городу. Услуги: «трезвый водитель», доставка продуктов, цветов, лекарств, встреча на вокзалах.
Сегодня в сфере оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров в Белгородской агломерации МУП «Городской пассажирский транспорт» является крупнейшим перевозчиком. Предприятие имеет собственный парк автобусов и троллейбусов, включающий в себя более 200 единиц техники, высококвалифицированный штат сотрудников, позволяющий осуществлять бесперебойную работу по выполнению муниципального заказа, собственную производственную базу, поддерживающую подвижной состав в должном техническом и санитарном состоянии. МУП «ГПТ» является надежным партнером с 1967 года. В текущем году предприятием обновлен подвижной состав - приобретено 105 единиц новых автобусов марки «Лиаз», «Нефаз» на компримированном топливе, 20 единиц троллейбусов марки «Витовт». Списочная численность работающих составляет более 600 человек, из них водители автобусов - более 200 человек, водители троллейбусов - более 90 человек. Маршрутная сеть предприятия состоит из 12 автобусных маршрутов и 9 троллейбусных маршрутов. Протяженность троллейбусной контактной сети составляет 273,2 км. В учебном пункте МУП осуществляется подготовка кадров по специальности водитель троллейбуса.
Общее руководство транспортным комплексом в г. Белгороде осуществляет департамент городского хозяйства города Белгорода (далее Департамент) является структурным подразделением администрации г. Белгорода и непосредственно подчинен первому заместителю главы администрации города.
В состав департамента входят: жилищное управление, управление жилищно-коммунального хозяйства, отдел транспорта и развития транспортной сети, сектор организационно-аналитической работы.
Функции департамента:
Организация работы по содержанию, реконструкции и ремонту городских автомобильных дорог.
Разработка и реализация мероприятий по организации пассажирских перевозок в городе путем размещения муниципального заказа на услуги пассажирского транспорта.
Организация работы городских комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения, по координации и контролю за работой пассажирского транспорта на городских и пригородных маршрутах и др.
Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами и иными, Белгородской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Белгорода.
Департамент в своей деятельности взаимодействует с отраслевыми структурами органов государственной власти, департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, со структурными подразделениями администрации г. Белгорода, предприятиями и другими организациями, расположенными на территории города по вопросам, входящим в компетенцию департамента.
Инфраструктура Белгорода не стоит на месте, а развивается с каждым годом по всем направлениям. Белгородские власти уже утвердили план мероприятий по развитию инфраструктуры в Белгородской области. Среди основных направлений власти выделили: транспортную инфраструктуру, социальную и коммунальную инфраструктуру.
Совет депутатов города Белгорода утвердил концепцию «Комплексная схема развития городского транспорта» на 2009 - 2025 гг.
Основными задачами концепции по совершенствованию транспортной системы города являются:
развитие улично-дорожной сети города и транспортного обслуживания населения.
разгрузка центральной части города от транзитных транспортных потоков;
организация транспортных связей с районами нового строительства;
улучшение связей сложившихся районов между собой;
увеличение пропускной способности магистральных улиц;
вывод грузового транспорта из селитебных районов и зеленых зон города.
Реализация концепции окажет также существенное влияние на достижение следующих целей:
повышение экологической устойчивости города;
увеличение экономического потенциала города;
сохранение и укрепление здоровья жителей города;
обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан.
Концепция предполагает всемерное содействие экономическому росту муниципального образования и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, а также превращение географических особенностей Белгорода в его конкурентное преимущество.
Концепция предполагает реализацию стратегических направлений:
) развитие и повышение эффективности транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;
) повышение доступности транспортных услуг для населения;
) повышение конкурентоспособности городской транспортной системы и реализация транзитного потенциала города;
) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
Транспортная политика и Концепция основываются на принципах:
муниципальной организации транспортной деятельности, муниципальном финансировании отдельных элементов транспортной системы и видов транспорта;
муниципалитет рассматривает городской транспорт как единый объект управления при безусловных отраслевых различиях в транспортной системе на макроуровне;
исключение неоправданного вмешательства органов местного самоуправления в транспортную деятельность хозяйствующих субъектов;
удовлетворение транспортных потребностей не должно вступать в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, нарушать интересы будущих поколений.
Белгородская область, особенно ее административный центр Белгород, отличается высокими достижениями во многих направлениях развития. Однако для того чтобы социальное развитие, экономика Белгорода в частности и области в целом были устойчивыми, необходимо иметь хорошо работающую транспортную систему.
Система общественного транспорта Белгорода и Белгородской агломерации далека от совершенства. Это наконец признали и белгородские чиновники, которые запланировали к 2020 году полностью перестроить всю работу пассажирского транспорта.
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко в ходе очередного отчета перед Белгородской областной думой назвал состояние пассажирских перевозок «лицом муниципальной власти», и лицо это, как подчеркнул Савченко, пока «грязное и немытое». Вывод этот он сделал из многочисленных жалоб горожан. Тогда же Евгений Савченко заявил о капитальных вложениях в сферу пассажирских перевозок региона в 2013 году. При этом федеральные инвестиции глава региона оценил в 400 млн рублей, а общую сумму с учетом закупки автобусов и троллейбусов - в 1 млрд, подчеркнув при этом, что неплохо было бы и частным предпринимателям к процессу подключиться.
На сегодняшний день существуют проблемы, требующие грамотного решения.
) Большой частью они касаются технического перевооружения. Ведь именно без решения данной ключевой задачи в транспортной системе Белгородской области сложно добиться значительного улучшения использования транспортных возможностей. К тому же, в таком случае могут наблюдаться негативные моменты в сфере обслуживания экономики и населения, а также в обеспечении полной безопасности перевозок и охраны окружающей среды. Поэтому необходимо тщательно проверить транспортные средства, использующиеся для перевозки грузов и пассажиров, на срок их безопасной эксплуатации. При необходимости их надо заменить новыми.
) Ежегодно возрастает число автомобилей. Так, в Белгороде за последние десять лет количество легковых автомобилей увеличилось почти в 1,5 раза и составило в 2013 году более 120 тыс. без учета иногороднего транспорта и машин граждан, зарегистрированных в других районах.
Не решена экологическая проблема, порождаемая городским транспортом.
Обеспечение экологического благополучия - одно из важнейших направлений деятельности администрации города Белгорода. Еще одной проблемой, связанной с автомобильным транспортом есть его негативное воздействие на окружающую природную среду. Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы содержащимися в выхлопных газах оксидами азота. Также в настоящее время население города находится в условиях постоянного акустического дискомфорта от транспорта.
Так как наибольший выброс продуктов неполного сгорания бензина происходит при стоянке с невыключенным мотором, при трогании с места и форсировании работы мотора, что характерно для автопаркингов и открытых стоянок автотранспорта, то необходимы защитные мероприятия для быстро развивающегося данного сегмента транспортной системы.
) Изучение зоны внутригородского и внешнего транспорта позволило сделать вывод, что градостроительная политика привела к тому, что через плотнозаселённые микрорайоны города пролегают крупные автомагистрали, жилые здания находятся рядом с проезжей частью без возможностей увеличения ширины магистралей. Всё это, в большинстве случаев, не только не соответствует современным нормативам транспортной инфраструктуры, но не обеспечивает достаточную пропускную способность, надёжную защиту населения, проживающего в непосредственной близости от крупных автомагистралей от выхлопных газов и шума.
) Не хватает автобусов. Сегодня в пределах Белгородской агломерации действуют около 100 маршрутов общественного транспорта, из них 35 - в областном центре, 65 пригородных, а также 9 троллейбусных. В перевозках задействовано 727 автобусов, в том числе 116 - большой вместимости, и 78 троллейбусов. Но их всё равно недостаточно.
Отладить работу общественного транспорта взялись специалисты ведущей градостроительной организации Белоруссии совместно с учёными Белгородского технологического университета. Согласно подсчётам специалистов, для решения проблемы количество городского транспорта к 2020 году нужно увеличить примерно вдвое.
) Необходимо улучшить работу городского транспорта, создать единую диспетчерскую службу, чтобы точнее контролировать интервал движения и самих перевозчиков.
) Городская пассажирская транспортная система города значительно перенасыщена транспортными средствами малой вместимости, что приводит к снижению экономической эффективности работы маршрутов. В результате,
увеличение количества транспортных средств по проспекту Б.Хмельницкого и ул. Щорса приводит к значительному снижению пропускной способности участков этих магистралей. В результате этого в этих местах наблюдается возникновение заторов транспортных средств, влекущих за собой увеличение объемов вредных выбросов в атмосферу, увеличение вероятности возникновения ДТП.
Зачастую целесообразно заменить пять-шесть «ПАЗиков», курсирующим через 2-3 минуты, одним вместительным автобусом, который ходит с интервалом в десять минут. Автобусы малой вместимости загружают проезжую часть и устраивают чехарду на остановках. Если где-то на окраинах они еще могут использоваться, то в центральной части города они серьезно осложняют дорожную ситуацию.
) Отсутствует система оперативного устранения последствий ДТП, что приводит к пробкам.
) Дефицит водителей автобусов троллейбусов в МУП "Белгородский электротранспорт".
Таким образом, можно сделать вывод:
) В городе расположены: железнодорожный вокзал «Белгород», автовокзал «Белгород», действует внутригородское автобусное и троллейбусное сообщение, аэропорт, маршрутные такси.
) Руководство транспортным комплексом в г. Белгороде осуществляет департамент городского хозяйства.
) На сегодняшний день существуют проблемы транспортного комплекса города, требующие грамотного решения:
Проблема контроля оплаты за проезд
Чрезмерный износ подвижного состава
Массовая автомобилизация
Пробки на дорогах
Нехватка парковочных мест
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ В Г. БЕЛГОРОДЕ
Белгород - крупный административный центр области (Белгородской), расположен город на юге (европейская часть территории России). Белгород занимает площадь в 15 тыс. гектаров. В настоящее время в Белгороде проживает более 362 тыс. человек.
Белгород - крупный транспортный узел России. Город занимает выгодное географическое положение. И транспорт в городе представлен всеми видами наземного и воздушного транспорта.
Предлагаемые нами пути преодоления проблем предусматривают разработку нескольких предложений совершенствования системы муниципального транспорта, в том числе и пригородного и междугороднего сообщения.
Задачами предлагаемые нами путей преоболения проблем являются следующие:
совершенствование транспортной системы города;
обеспечение безопасности пассажирских перевозок;
развитие и совершенствование экономических отношений и рынка услуг пассажирского транспорта;
развитие организации управления транспортным комплексом;
формирование кадровой и социальной политики на пассажирском транспорте;
улучшение экологической обстановки в городе.
Транспортная система города Белгорода, которую планировали ещё в конце 70-х годов прошлого века, не рассчитана на такое количество транспорта. И если в пригородах пропускная способность новых объездных дорог позволяет решать транспортную проблему, то центральные улицы города, несмотря на то, что многие уже реконструированы, не справляются: в час пик ежедневно образуются пробки.
Автомобили, как правило, стоят по обеим крайним полосам, чем значительно затрудняют движение общественному транспорта. Сейчас в центре города не хватает ориентировочно 6 тысяч машиномест. Приоритетная задача - это постройка перехватывающих автостоянок, которые позволяют перехватывать потоки автомобилей, направляющихся в центр города и строительство многоуровневых парковок в центральной части города. По статистике место обычной стоянки на 190 парковочных мест легко заменяется трехъярусным паркингом с количеством «автомест» до шестисот. Аренда такого объекта окупит его за 10-15 лет.
Увеличение подземных автостоянок - тоже решение проблемы, правда только для владельцев недвижимости в новых домах с подобными удобствами. Приобретение квартиры в такой новостройке обеспечивает и место в просторном, отапливаемом парковочном боксе, принадлежащем вам на всю жизнь, ну, или, в крайнем случае, в аренду.
Автоматизированные парковки - радикальное и совсем недешевое решение проблемной ситуации, суть которого заключается в установке автомобилей на специально оборудованные платформы и дальнейшем их подъем на «лифте» на свободные места. Вертикальные парковки привозят из Германии. Их давно используют в Европе, для России - пока редкость. Лайт-стоянки занимают мало места - площадь 10 на 10 метров - и вмещают при этом 30 и более машин. Стандартная вертикальная парковка - восьмиярусная. На каждом - четыре автомобиля плюс лифт для доставки.
Особенное беспокойство вызывает размещение личного автотранспорта на дворовых территориях г. Белгорода. Попытки решить эту проблему правительство области начало предпринимать несколько лет назад. Помимо штрафов за парковку в неположенных местах, в регионе действуют градостроительные нормативы, обязывающие застройщиков строить паркинги. Но, к сожалению, сегодня во многих дворах г. Белгорода по-прежнему затруднен проезд как карет скорой помощи, так и пожарного расчета, а на детских площадках вместо забытых детьми игрушечных машинок стоят самые настоящие, «взрослые» автомобили. Разрешить проблему в жилых кварталах могут многоуровневые автостоянки, построенные из легких металлических конструкций. Из них строятся подземные и наземные сооружения в которых предоставляется долгосрочная аренда гаражей-боксов. Легковозводимые металлические конструкции (ЛМК) отличаются среди других технологий строительства паркингов неоспоримыми достоинствами. Самое главное преимущество - компактность сооружения. При использовании минимального пространства можно обеспечить местами для парковки немалое количество машин.
У нас строятся паркинги, благоустраиваются улицы с устройством парковочных мест, частью комплексной программы «Белгородский двор», которая уже несколько лет реализуется в г. Белгороде, стало именно строительство парковочных карманов. Но проблема, увы, остается. Мы считаем, что проблема парковки сложная, но все же решаемая. Необходимо внедрение новых видов парковок, многоуровневых стоянок и конечно же внутридворовых паркингов.
В г. Белгороде необходимо выделенные полосы для общественного транспорта. В некоторых странах начали вводить выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы разгрузить дороги в центре города.
Выделенные полосы увеличивают объем перевозок пассажиров на 25-40%. Горожане с большим желанием используют автобусы и троллейбусы для передвижения по городу. В то же время выделенные полосы для общественного транспорта снижают пропускную способность самих дорог. Пока автобусы движутся, легковые машины стоят в пробках. Особенно серьезные проблемы такая ситуация вызывает в центрах городов, где, как правило, достаточно узкие улицы.
Необходимо ограничение на въезд в центр города. Для снижения количества передвижений на личном транспорте многие европейские города вводят плату на въезд в центральные районы либо полностью запрещают движение в данной зоне. В большинстве европейских столиц исторический центр - это пешеходная зона, популярная среди туристов и любимая горожанами. Ярким примером ограничения движения транспорта в центре города является действующая в городах Германии система экологических зон. Она предусматривает регулярную проверку соответствия автомобиля экологическим стандартам и выдачу различающихся по цвету талонов экологической безопасности, которые клеятся на лобовое стекло. Въезд на территорию всех крупных городов Германии запрещен транспорту без наклеенных талонов, а доступ в центральные районы разрешен только экологически безопасному транспорту. Эти меры повышают стоимость обслуживания автомобиля. В итоге люди отказываются от частого использования машин, что улучшает транспортную и экологическую ситуации в городе и способствует развитию общественного транспорта.
Так же, для улучшения экологической ситуации в городе необходимо ужесточать меры по переводу автотранспорта на природный газ. Это представляет собой решение комплекса сложных задач, среди которых наиболее значимыми являются: серийное производство газобаллонных автомобилей; создание инфраструктуры (сети) заправочных комплексов; разработка и производство надежного газобаллонного оборудования; создание сервисной сети для переоборудования автотранспортных средств; подготовка кадров; правое и рекламно-информационное обеспечение и т.д.
Газификация автотранспорта - это не только решение экологических проблем, но и экономия бюджетных средств (моторное топливо из природного газа стоит наполовину дешевле нефтяного).
В целях совершенствования управления транспортным комплексом необходимо внедрять, в весь общественный транспорт, автоматизированную радионавигационную систему диспетчерского управления транспортом ГЛОНАСС. Диспетчерское управление транспортом, объективный инструментальный контроль и учет выполнения транспортной работы, оперативное определение мест ДТП и чрезвычайных происшествий, повышение оперативности при оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавших, проведение мероприятий по линии МЧС и мобилизационной готовности.
Автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления транспортом позволяет осуществлять:
непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств с помощью бортовых спутниковых навигационных приемников;
автоматическое обнаружение и формирование в «горячих окнах» диспетчерской программы информации о всех отклонениях в работе транспортных средств от запланированных параметров транспортного процесса (нарушения графиков движения, уход с запланированного маршрута, отказы оборудования);
обеспечение речевой связи диспетчера с водителями транспортных средств. Запись в компьютерную базу данных переговоров в эфире и воспроизведение переговоров по запросу за любой прошедший период времени;
визуальное отображение местоположения транспортных средств на видеограмме города, региона или на схеме маршрута движения в реальном масштабе времени и т. д.
Предлагается также создать координационные центры, которые бы, используя стандартные средства связи, например, сотовые телефоны, оповещали водителя, где и в каком месте дорога более разгружена.
В г. Белгороде необходимо внедрение электронной системы оплаты за проезд, она поможет облегчить пользование любым транспортом в городе, поскольку при ней отпадает необходимость пользоваться монетами и дожидаться сдачи. Удобнее иметь при себе легкую и простую в использовании транспортную карту, которую достаточно приложить к валидатору. Поскольку мы стремимся сделать городской общественный транспорт цивилизованным, а форму оплаты проезда максимально быстрой, карточка в этом случае - наиболее подходящая форма расчета. Со временем мы планируем сделать проезд по карточке дешевле, чем за наличные.
Также нужно решать проблему со светофорами, горящими красным в отсутствии пешеходов, - оптимизировать их работу (например, укоротить сигналы светофоров). Как вариант бессветофорного движения - строить подземные (надземные) переходы.
Реализация этих идей позволит сократить количество автотранспорта на белгородских улицах, улучшить экологическую ситуацию, решить проблему с автомобильными пробками.
Таким образом, можно сделать вывод:
Поскольку город Белгород растёт, и количество машин в нём растет, но на сегодняшний день городские дороги не способны принять такое огромное количество автомобилей в связи с этим в Белгороде возникает ряд проблем.
- Дороги города не справляются: в час пик ежедневно образуются пробки.
- Автомобили, как правило, стоят по обеим крайним полосам, чем значительно затрудняют движение общественному транспорта.
-