используемые на уроках химии методы обучения (беседа, дискуссия, игра, тестирование, и т.п.) вовлекают учащихся в отношения, в которых появляется толерантность.
Задачи и исследования.
. Раскрыть сущность и содержание понятия «толерантность».
2. Определить содержание, методы и принципы воспитания толерантности школьников в процессе обучения химии.
. Определить результативность экспериментальной работы по воспитанию толерантности учащихся на уроках химии.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса формирование толерантности в процессе обучения химии; в определении методов изучения толерантности учащихся.
Методы исследования. Для решение поставленных задач и проверке исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ психологической и педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседы, тестирование); наблюдения (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); изучения обобщение опыта педагогической деятельности; математико-статистические методы (процентное соотношение)
Работа выполнялась на базе гимназии № 4, 10 «А» класса.
Глава 1. Воспитание толерантности школьников как социально-педагогическая проблема
.1 Сущность и содержание понятия «толерантность»
В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние.
Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов социальной группы к представителям иных национальных культурных групп.
Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определённых национальных и культурных сообществ. Представители населения различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители - все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе этнических взглядов, социальных институтах.
Ещё до распада СССР Институт социологических исследований АН СССР опросил 12 тысяч человек в ряде республик и областей. Выявилось, что имеет место «значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях. Они имели место в Туркмении у 54 процентов опрошенных, в Киргизии - у 56, в Грузии - у 55, в Литве - у 64 процентов» [7, с. 9].
Московским педагогом В.Б. Новичковым выделен целый ряд фактов, обуславливающих отрицательное, нетерпимое отношение людей к особенностям культур представителей различных национальностей. Во-первых, одна из самых существенных социокультурных характеристик России - её полиэтичность; сегодня Россию населяют представители свыше 120 этносов, а число эмигрантов и вынужденных переселенцев за последние пять лет заметно увеличивается. Во-вторых, многоконфессиональность России, в которой представлены все мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. В-третьих, поликультурность среды, включающая в себя не только полиэтичность и конфессиональность, но и «… сопряжённость образцов деятельности в различных сферах социума» [12, с. 83-84].
Основным понятием исследования является «толерантность». Значение данного слова при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.
По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность» - производное от французского tolerant - терпимый [17, с. 726].
«Современный словарь иностранных языков» определяет понятие «толерантность» как «… терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо» [14, с. 610], а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова трактует «толерантность» как «…терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [3]. Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [9, с. 457].
Идея толерантности возникла ещё в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов.
Л.В. Скворцов проводит зависимость между доминирующим в государстве в определённый исторический момент общественным сознанием и сложившимся типом толерантности [8, с. 140-143]. Основываясь на признаках толерантности, выделенных автором, можно дать названия соответствующим типам толерантности.
В.А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовавшие и существующие философские концепции [10, с. 48-54].
Из выше перечисленных моделей толерантности лишь последняя представляется, по мнению автора, плодотворной в современной ситуации. Так считает и Р.Р. Валитова: «толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание почувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно - иное, чем - то не похожее на собственное восприятие действительности» [5, с. 33-34]. По мнению Отфрида Хеффе, толерантность тоже предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур [18].
«Социокультурная толерантность» - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей.
При организации работы по формированию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:
·индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
·национальный состав коллектива учащихся;
·проблемы в отношениях между детьми и их причины;
·культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Толерантность, как уважительная снисходительность к обучаемому, с одной стороны, и как педагогическая терпимость, с другой - умение выслушать даже ошибочный ответ ученика и сделать этот ответ объектом коллективного обсуждения [10, с. 14].
Толерантность предполагает личностную ориентацию в преподавании, реализацию культурологического подхода к формированию личности будущего активного члена общества, способного к творчеству и ответственности.
Основа толерантности - формирование гуманных отношений между людьми, независимо от их национальности. Это возможно осуществить в учебное, внеурочное время. Через всю систему отношений в коллективе класса, школы.
Таким образом, исходя из приведённых выше определений толерантности с заключённой в них позитивной оценкой данного морального качества и его социальной необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент, в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности и выделив основные сущностные характеристики данного морального качества личности - уважение, симпатия, доброта, - можно сделать вывод о необходимости формирования социокультурной толерантности как морального качества личности в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями [3].
.2 Изучение толерантности учащихся
Реализация учебно-воспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.
Для выполнения поставленной цели в школе должен строиться процесс социализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания подростком своей роли и значимости в социуме [4]. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления подростка о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции подростков через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социоигровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Опираясь на приоритеты развития образования, целесообразно представлять школу как коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт, основанный на межкультурном взаимодействий.
При оценке сформированности толерантности целесообразно использовать критерий психофизического здоровья учащегося-подростка, выраженный через уровень тревожности, агрессии. Чем большее число педагогов по различным учебным дисциплинам работают с использованием социально-педагогических технологий, тем большее число учащихся положительно адаптируются в школьном, а значит и окружающем ребенка социуме [5, с. 17-19].
Уровень толерантности я изучал во время своей педагогической практики в 10 «А» классе гимназии № 4 г. Самара, с помощью методики В. В. Бойко «изучение коммуникативной толерантности».
Характеристика класса: в классе 26 учащихся, из них 11 мальчиков и 15 девочек. Возраст учащихся 15-16 лет. Успеваемость класса средняя. Ученический коллектив достаточно сплоченный. В целом классный коллектив доброжелательный.
По данной методике ученик должен ответить на 32 вопроса утверждениями: «верно», «скорее верно, чем неверно», «скорее неверно, чем верно» или «неверно». Анкета с вопросами представлена в Приложении 1.
При обработке результатов каждый ответ с утверждением «верно» оценивается в 3 балла, «скорее верно, чем неверно» - 2 балла, «скорее неверно, чем верно» - 1 балл, «неверно» - 0 баллов. После этого все баллы складываются, по количеству баллов можно судить об уровне толерантности.
Интерпретация результатов:
- 32 балла - высокая степень толерантности,
- 60 баллов - средняя степень толерантности,
- 89 баллов - низкая степень толерантности,
- 96 баллов - полное неприятие окружающих.
В данном опросе приняло участие 25 учеников, что составляет 96 % от общего количества учеников в классе. Вследствие этого результаты анкетирования можно считать достаточно достоверными и отражающими общее положение уровня толерантности в классном коллективе.
В итоге получились следующие результаты:
Высокая степень толерантности - 2 ученика (8 %),
Средняя степень толерантности - 16 учеников (64 %),
Низкая степень толерантности - 7 учеников (28 %),
Полное неприятие окружающих - 0 учеников (0 %).
Средний балл по классу составил 49,8. Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что уровень толерантности в классе находится на среднем уровне, но ближе к низкой степени толерантности, что говорит о недостаточной терпимости. Исходя из этого, я сделал вывод, что необходимо повышать уровень толерантности в классе.
В результате предполагается повышение уровня толерантности в классе за счет проведения внеклассных мероприятий и уроков химии, направленных на повышение уровня толерантности.
.3 Принципы формирования толерантности учащихся
Успешность решения проблемы формирования толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности.
. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
Условия реализации данного принципа:
·добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
·предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
·дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами;
·учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
·нужно опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
·в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
·педагог не только должен призывать ребенка к толерантности, но и быть толерантным;
·педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
·поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты из решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
·защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
·в классе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами в данном социуме.
Условиями реализации данного принципа являются:
·соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, ближайшем социуме;
·координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;
·обеспечение взаимодействия с семьей, реализация толерантного действия на семью и ребенка;
·ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
·учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.);
·коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
·процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;
·школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
·педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
·все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
·мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
·определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;
·выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
·учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности;
·предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.
В педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
·работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на нормы, сформированные каждым ребенком, и групповые нормы и интересы;
·успех в воспитании толерантности при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
·осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться объективной информацией об учащемся;
·педагог только на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;
·постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации являются:
·стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
·коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
·процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;
·школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
·самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;
·стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
·оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
·проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
·ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми не только на основе осознания необходимости установления этих отношений;
·нельзя предусмотреть все варианты отношений с людьми, но человеку надо быть готовым к их установлению.
. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении формируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
·принятие общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
·представления возможности каждому для самореализации и самовыражения;
·определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
·развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
·формировании позитивного отношения к творчеству.
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
·школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность педагогов и товарищей к своим успехам и неудачам;
·педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
·общая цель школы - цель каждого педагога и ученика;
·необходимо реально уважать мнение детей, а не играть с детьми в уважении к ним;
·каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
·толерантный педагог воспитывает толерантных учащихся.
Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приемах воспитания толерантности личности. [13, с. 25-30]
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы по воспитанию толерантности школьников в процессе обучения химии
.1 Организация экспериментальной работы по воспитанию толерантности учащихся на уроках химии
Использование социально-педагогических технологий позволяет сформировать и развить комплекс социальных компетенций, связанных как с особенностями личности, так и с взаимодействием индивидуума и общества. От добровольности вхождения в социально-педагогическое пространство на первом этапе формирования социальных компетенций, до объективной самооценки личности в процессе повседневной работы: таков путь самосовершенствования личности подростка. В процессе обучения и воспитания с использованием социально-педагогических технологий у подростка складывается четкое представление о духовно-нравственных ценностях общества, о социально значимых идеалах личности, что является основным содержанием всех аксиологических компетенций, первоосновой которых является толерантность.
Проанализировав работы учёных, я пришел к выводу, что для усиления эффективности работы в данном направлении будет способствовать следующая система работы, включающая формирование толерантности на уроках химии, также с помощью внеклассного мероприятия по химии и классного часа. Для этого я ставил перед собой следующую воспитательную задачу: повышение уровня толерантности у учеников класса.
Для повышения уровня толерантности на уроках химии, мною был выбран раздел «Непредельные углеводороды» из раздела органической химии за 10 класс. Так как исследуемый класс базовый по химии, то на данный раздел выделяется 3 часа. Распределение тем по урокам: 1-й урок - «Алкены», 2-й урок - «Алкины», 3-й урок - «Контрольная работа по Непредельным углеводородам». Исходя из данного распределения тем в разделе, целесообразно проводить формирование толерантности на следующих уроках: «Алкены» и «Алкины».
На каждом уроке отводилось внимание проблемам толерантности. На уроке проводились дискуссии, ученики во время дискуссии учились принимать и уважать чужое мнение. Также приводились примеры толерантности в химии и последствия, к которым приводит нетолерантное поведение, также учащимся были предложены задания про толерантность. Конспекты уроков представлены в Приложении 2.
Благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Помимо уроков, формирование толерантности я проводил с помощью внеклассного мероприятия по химии «Толерантность в химии и жизни». Во внеклассном мероприятии подробно рассмотрены проблемы толерантности и к чему может привести нетолерантное поведение. Конспект внеклассного мероприятия представлен в Приложении 3.
Также мною был проведен классный час на тему: «Толерантность». Во время классного часа было разобрано понятие о толерантности, толерантное и интолерантное поведение. Конспект классного часа представлен в Приложении 4.
В ходе проведения работы по формированию толерантности особых проблем не возникало, учащиеся хорошо воспринимали задания, связанные с толерантностью и охотно выполняли их.
.2 Результативность экспериментальной работы
Мною была разработана и апробирована программы работы классного руководителя и учителя химии, направленной на формирование толерантности у подростков.
По завершению работы по формированию толерантности мною был проведен повторный тест на определение уровня толерантности. В тестировании приняли участие все 26 учащихся класса, что отражало более полную картину об уровне толерантности в классе после проведения работы по формированию толерантности.
Повторное тестирование показало, что количество учащихся с низким уровнем толерантности уменьшилось на одного учащегося, количество учащихся со средним уровнем толерантности увеличилось на 2 человека, а число учащихся с высоким уровнем толерантности осталось на прежнем уровне.
Высокая степень толерантности - 2 ученика (7,7 %)
Средняя степень толерантности - 18 учеников (69,2 %)
Низкая степень толерантности - 6 учеников (23,1 %)
В целом общий уровень толерантности в классе незначительно повысился на 2,4 балла с 49,8 баллов до 47,4 баллов.
Такой результат обусловлен тем, что для формирования толерантности необходимо больше времени и не ограничиваться 2-мя уроками. Для решения данной проблемы необходимо формировать толерантность на протяжении четверти или полугодия, и проводить комплекс мероприятий по формированию толерантности, но это невозможно осуществить в рамках педагогической практики. Еще одна проблема состоит в том, что класс базовый и на уроках приходилось выделять по 3-5 мин на формирование толерантности, т. к. большее количество времени выделить не представлялось возможным, из-за того, что в противном случае не оставалось бы времени на изучение нового материала. Но так как результат все же незначительно улучшился, можно судить о том, что при большем выделении времени на данную проблему можно добиться лучшего результата.
Данный результат также свидетельствует, что необходимо использовать данную методику на уроках, что в некоторой степени будет решать проблему толерантности в воспитательной работе.
В целом можно сказать, что данная экспериментальная работа оказалась в некоторой степени эффективной. Если применять данную методику на протяжении четверти или полугодия, то возможно добиться лучших результатов по данному направлению воспитательной работы.
Заключение
Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным.
Глобализация наглядно демонстрирует неисчерпаемое многообразие социокультурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений и ценностных ориентаций, присущих разным сообществам. С каждым десятилетием это многообразие не только не уменьшается, но растёт, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самой способности человеческого рода регулировать возникающие на этой почве противоречия, не допускать их перерастания в острые конфликты и столкновения.
Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Вместе с тем общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказания их вдохновителей и участников.
Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности и одновременно активного неприятия проявлений экстремизма - долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодёжных, организаций, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного отношения к бытующим - далёким от толерантности - позициям и нравам.
толерантность школьник педагогический химия
Библиография
1.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность и общественное сознание в России. - М.,1998. -. 168 с.
2.Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. Игры на развитие толерантности для учащихся. // Начальная школа (газета),2002, №39, с.3-4.
.Большой энциклопедический словарь. В 2 т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. - Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.
4.Бондырева С.К.. Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. - 240с.
5.Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1996.
.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 178с.
.Иванов В. В зеркале социологии // Советская культура. 19 сентября. 1989.
8.Иранский дневник. Б. м., б. г. - С. 18-37.
9.Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс - Энциклопедия, 1994.
.Лекторский В.А. О толерантности плюрализме и критицизме // Вопросы философии, №11, 1997.
11.На пути к культуре мира: (Док. и материалы) / Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. - М.: МИК, 1999, с.37-39.
12.Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. №4. 1997.
13.Рожков М.И., Бамбородова Л.В., Квальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003 г.
14.Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. №3.1997.
15.Словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. - СПб.: Дуэт, 1994.
16.Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М., 2001 г.
17.Толковый словарь русского языка. В 4 т./Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: русские словари, 1994.
18.Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы - СПб.: КАРО, 2006. - 128 с.
19.Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимности в современном мире// Философские науки. №12. 1991.
20.Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М.,1997. - 265с.
21.Шемякина О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей // Общественные науки и современность. - 1994. - №4.
22.Ялалов Ф.Г. Национально - региональный компонент образования: этнометодологический подход. // Начальная школа (журнал). 2001. №2, с.92-95.
23.Ярская В.Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М., 1996. - № 1. с 14.
Приложение 1
ТЕСТ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В.В. БОЙКО
Ответьте на вопросы следующими утверждениями:
- неверно
- скорее неверно, чем верно
- скорее верно, чем неверно
- верно
) Меня раздражают суетливые люди
) Шумные игры переношу с трудом
) Яркие личности действуют на меня отрицательно
) Безупречный человек настораживает
) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
) Меня раздражают любители поговорить
) Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком, если он проявит инициативу
) Я бы тяготился разговором с человеком иного интеллектуального уровня
) Я бы тяготился разговором со случайным попутчиком, который уступает мне по знаниям
) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
) Трудно скрыть, если человек чем-то неприятен
) Раздражают те, кто в споре стоит на своем
) Неприятны самоуверенные люди
) Трудно удержаться от замечания в адрес человека, толкающегося в транспорте, в очереди
) Имею привычку поучать окружающих
) Невоспитанные люди возмущают меня
) По привычке постоянно делаю кому-либо замечания
) Люблю командовать близкими
) Всегда надеюсь, что обидчик получит по заслугам
) Меня часто упрекают в ворчливости
) Долго помню обиды, которые мне нанесли те, кого я ценю и уважаю
) Нельзя прощать одноклассникам бестактные шутки
) Если друг преднамеренно заденет мое самолюбие, я на него обижусь
) Не одобряю людей, которые при случае рассказывают о своих болезнях
) Иногда нравится позлить кого-нибудь из родных
) Мне трудно, как правило, идти на уступки другим
) Трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
) С трудом приспосабливаюсь к новым знакомым, одноклассникам
) Не поддерживаю отношений со странными людьми
) Чаще из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав
) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
Приложение 2
Урок 1.
Тема: Алкены
Класс: 10 «А»
Цель: продолжить знакомство учащихся с непредельными углеводородами, алкенами.
Задачи:
·Образовательные: закрепить и расширить знания учащихся об алкенах, полученных в 9 классе;
·Воспитательные: повышение уровня толерантности среди учеников класса;
·Развивающие: развитие у учащихся умений анализировать информацию.
Тип урока: комбинированный урок
Методы:
·Словесные: рассказ, беседа.
Литература:
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учрежд. - 9-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2008.-318, [2]с.; ил.
Структура урока:
I. Вводная часть (1-2 мин)
Организация класса
II. Главная часть (25-26 мин)
Самостоятельная работа (8 мин)
Совершенствование знаний (17-18 мин)
III. Заключительная часть (13 мин)
Задания на толерантность в химии (5 мин)
Выявление понимания изучаемого материала (5-6 мин)
Подведение итогов урока (1-2 мин)
Задание на дом (1 мин)
Ход урока:
I. Вводная часть.
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами рассмотрим алкены, их физические и химические свойства.
II. Главная часть.
Но в начале урока проведем небольшую самостоятельную работу
Учащиеся получают карточки с заданиями и работают.
Сбор работ учащихся.
Рассмотрим план урока:
) Изомерия и номенклатура
) Физические свойства
) Химические свойства
) Применение
Что такое алкены?
Алкены - ациклические углеводороды, содержащие в молекуле, помимо одинарных связей, одну двойную связь между атомами углерода и соответствующие общей формуле CnH2n.
) Изомерия и номенклатура.
Для алкенов характерна структурная изомерия.
Составьте все изомеры вещества состава С5Н10
СН2 = СН - СН2 - СН2 - СН3 - пентен-1
СН3 - СН = СН - СН2 - СН3 - пентен-2
СН3 - СН = С - СН3 - 2-метилбутен-1
СН2 = С - СН2 - СН3 - 2-метилбутен-1
СН2 = СН - СН - СН3 - 3-метилбутен-1
- Как вы думаете, данные изомеры отличаются по свойствам?
Учащиеся высказывают свои точки зрения.
Изомеры действительно незначительно отличаются по свойствам.
А возможно ли превращение одного изомера в другой?
Обсуждение мнений учащихся.
данное превращение невозможно без разрыва связи.
) Получение.
С16Н34 → С8Н18 + С8Н16
октан октен
. Дегидрирование предельных углеводородов.
kat, T
СН3 - СН2 - СН2 - СН3 → CН2 = СН - СН2 - СН3 + Н2
. Дегидратация спиртов.
H2SO4, T
СН3 - СН2 - ОН −−−−−→ СН2 = СН2 + Н2О
. Дегидрогалогенирование.
спирт, Т
СН3 - СН - СН2 - СН3 + NaOH −−−−−→ СН3 - СН = СН - СН3 + NaBr + Н2О
Отщепление происходит по правилу Зайцева: При отщеплении галогенводорода атом водорода отщепляется от наименее гидрированного атома углерода.
. Дегалогенирование.
СН3 - СН - СН - СН3 + Zn → СН3 - СН = СН - СН3 + ZnBr2
) Физические свойства.
Первые три представителя - газы, вещества состава С5Н10 - С16Н32 - жидкости, высшие алкены - твердые вещества.
) Химические свойства.
. Гидрирование алкенов.
CН3 - СН