Задачи профессиональной деятельности выпускника
Профилактическая деятельность:
- проведение мероприятий по профилактике заболеваний населения;
организация проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
оценка состояния здоровья населения;
организация, проведение и контроль выполнения мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний;
проведение санитарно-просветительской работы среди населения и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни;
Диагностическая деятельность:
- диагностика состояния здоровья населения и среды обитания человека;
владение алгоритмом постановки клинического, гигиенического и эпидемиологического диагнозов.
Лечебная деятельность:
- оказание первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;
медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения.
Психолого-педагогическая деятельность, гигиеническое воспитание:
- гигиеническое воспитание и обучение населения;
формирование у населения позитивной мотивации, направленной на сохранение и повышение уровня здоровья;
формирование у населения мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья;
обучение населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболевания и укреплению здоровья.
Организационно-управленческая деятельность:
- организация и управление подразделениями органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения;
организация труда персонала в лечебно-профилактических и других учреждениях, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;
ведение деловой переписки;
организация работы с медикаментами, соблюдение правил их оборота и хранения.
Научно-исследовательская деятельность:
- проведение научно-практических исследований;
анализ научной литературы, обработка и анализ официальных статистических сведений;
написание рефератов по современным научным проблемам;
участие в решении отдельных научно-исследовательских задач по разработке новых методов и технологий в области медицины.
. Компетенции выпускника ООП формируемые в результате освоения данной ООП ВПО
Результаты освоения ООП ВПО по специальности «Медико-профилактическое дело» определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Компетенции выпускника ООП
а) общекультурные:
- способностью к научному анализу социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности;
владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знанием одного иностранного языка как средства делового общения, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности;
способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией;
готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов;
способностью и готовностью к пониманию роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения и роли религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества, к развитию художественного восприятия, к эстетическому развитию и самосовершенствованию;
владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу;
готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации.
б) профессиональные:
Общепрофессиональные:
готовностью к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способностью к кооперации с коллегами, умением анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владением политической культурой, владением способами разрешения конфликтов, умением организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции;
способностью и готовностью к пониманию и анализу экономических проблем и общественных процессов, владением знаниями консолидирующих показателей, характеризующих степень развития экономики, рыночных механизмов хозяйства, методикой расчета показателей медицинской статистики;
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий;
владением основами делопроизводства с использованием и анализом учетно-отчетной документации;
владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
В профилактической деятельности:
способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека;
способностью и готовностью к использованию современных методов оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, к осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также к осуществлению противоэпидемической защиты населения;
способностью и готовностью к организации и проведению санитарно-эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями;
способностью и готовностью к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию, распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие работников;
способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов;
способностью и готовностью к анализу санитарно - эпидемиологических последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций;
способностью и готовностью к оценке состояния фактического питания населения, к участию в разработке комплексных программ по оптимизации и коррекции питания различных групп населения, в том числе с целью преодоления дефицита микронутриентов, и для проживающих в зонах экологической нагрузки;
способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, соответствия (несоответствия) установленным требованиям;
способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), производства и реализации продуктов питания, детских учреждений;
В диагностической деятельности:
способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе "факторы среды обитания человека - здоровье населения";
способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения;
способностью и готовностью к определению степени воздействия на организм работника вредных факторов, расследованию причин профессиональных заболеваний и отравлений;
способностью и готовностью к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, работоспособности и заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределения по группам здоровья на основе результатов периодических медицинских осмотров;
способностью и готовностью к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики;
способностью и готовностью к постановке предварительного клинического диагноза;
способностью и готовностью к оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
В психолого-педагогической деятельности, гигиеническом воспитании:
способностью и готовностью к применению гигиенической терминологии, основных понятий и определений, используемых в профилактической медицине;
способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач;
способностью и готовностью к планированию и проведению гигиенического обучения детей, подростков, их родителей и персонала учреждений для детей и подростков;
способностью и готовностью к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками;
способностью и готовностью к обучению медицинского персонала правилам общения и к взаимодействию с населением, коллективом и партнерами;
способностью и готовностью к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни;
В организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека;
способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях;
способностью и готовностью к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов;
способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля;
способностью и готовностью к осуществлению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации и материалов по отводу земельных участков под строительство различных объектов;
В научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к интерпретации результатов гигиенических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику;
способностью и готовностью к оценке (описанию и измерению) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней по территории, группам населения и во времени;
способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, и их распространения;
способностью и готовностью к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения.
. Учебный план
Учебный план специальности «Медико-профилактическое дело» является основным документом, регламентирующим учебный процесс. Он обеспечивает последовательность изучения дисциплин и прохождение практик, основанную на их преемственности, рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы. Учебный план составлен на основании ФГОС ВПО по специальности с учетом имеющихся в нем рекомендаций, обеспечивающих формирование компетенций. В учебном плане указывается общая трудоёмкость дисциплин, модулей, практик в зачётных единицах, а также их общая и аудиторная трудоёмкость в часах. Для каждой дисциплины, практики указываются виды учебной работы, формы промежуточной и итоговой аттестации.
Учебный план разрабатывается соответствующим факультетами и выпускающими кафедрами, согласуется с проректоратом по учебно-методической работе и утверждается Учеными советом и и ректором медицинских университетов России.
üРабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
В ООП специальности «Медико-профилактическое дело» приведены рабочие программы всех учебных курсов, дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента:
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Базовая часть
-Философия, биоэтика;
-Правоведение, защита прав потребителей;
-Правовые основы деятельности врача;
-История Отечества;
-История медицины;
-Культурология;
-Иностранный язык;
-Латинский язык;
-Психология, педагогика;
-Социология;
-Экономика.
Вариативная часть
-Христианская антропология.
Математический, естественнонаучный цикл
Базовая часть
-Физика, Математика;
-Информатика, медицинская информатика и статистика;
-Общая химия, биоорганическая химия;
-Биология, экология;
-Биологическая химия;
-Анатомия человека, топографическая анатомия;
-Гистология, эмбриология, цитология;
-Нормальная физиология;
-Микробиология, вирусология, иммунология;
-Патологическая анатомия, секционный курс;
-Патологическая физиология;
-Фармакология.
Вариативная часть
-Анатомия и морфология кровообращения и микроциркуляции;
-Физиологические аспекты здорового образа жизни;
-Экологические критерии загрязнения окружающей среды.
Профессиональный цикл
Базовая часть
Медико-профилактические дисциплины
-Общественное здоровье и здравоохранение;
-Экономика здравоохранения;
-Основы менеджмента;
-Общая гигиена, социально-гигиенический мониторинг;
-Военная гигиена:
-Радиационная гигиена;
-Эпидемиология, военная эпидемиология;
-Гигиена питания;
-Коммунальная гигиена;
-Гигиена детей и подростков;
Клинические дисциплины
-Пропедевтика внутренних болезней;
-Внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология;
-Клиническая лабораторная диагностика;
-Профессиональные болезни, военно-полевая терапия;
-Фтизиопульмонология;
-Общая хирургия, оперативная хирургия, анестезиология, урология;
-Реаниматология, интенсивная терапия;
-Хирургические болезни;
-Стоматология;
-Онкология, лучевая терапия;
-Травматология, ортопедия, военно-полевая хирургия;
-Экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности;
-Акушерство, гинекология;
-Педиатрия;
-Лучевая диагностика (радиология);
-Лечебная физкультура, врачебный контроль;
-Инфекционные болезни, паразитология;
-Дерматовенерология;
-Неврология, медицинская генетика;
-Психиатрия, наркология;
-Оториноларингология;
-Офтальмология;
-Судебная медицина.
Вариативная часть
-Современные клеточные технологии;
-Современные технологии в онкологии;
-Основы доказательной медицины;
-Экстремальная хирургия.
Дисциплины по выбору
-Общая психология;
-Микробиологические методы в гигиенических исследованиях;
-Основы фитотерапии;
-Психология профессионального общения.
-Клиническая микробиология
-Профилактика преждевременного старения
-Хирургические инфекции
-Профилактика производственно-обусловленных заболеваний
-Современные технологии в физиотерапии
-Современные проблемы наркологии
-Региональные аспекты профилактики инфекционных заболеваний
-Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний
Физическая культура
üПрограммы практик
В соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Медико-профилактическое дело» раздел основной образовательной программы «Производственная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
При реализации ООП предусматриваются следующие виды производственных практик:
-помощник палатной и процедурной медицинской сестры (после 4 семестра);
-помощник фельдшера скорой и неотложной помощи (после 6 семестра);
-помощник лаборанта клинических лабораторий лечебно-профилактических учреждений (после 6 семестра);
-помощник врача лечебно-профилактического учреждения (после 8 семестра);
-помощник врача-специалиста учреждения, осуществляющего деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и специалиста органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (после 10 семестра).
Производственная практика предполагает ведение дневника, отчёт студента об итогах практики и отзыв работодателя. По результатам аттестации выставляется итоговая оценка.
. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освещения обучающимися ООП ВПО
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 060105 «Медико-профилактическое дело» и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
ØФонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП ВПО осуществляется в соответствии с Типовым положением о вузе.
Текущая и промежуточная аттестации служат основным средством обеспечения в учебном процессе обратной связи между преподавателем и студентом, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин. Текущая аттестация представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Промежуточная аттестация, как правило, осуществляется в конце семестра и может завершать как изучение отдельной дисциплины, так и ее раздела. Текущая аттестация позволяет оценить совокупность знаний и умений, а также формирование определенных компетенций.
ØВиды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
В процессе обучения используются следующие виды контроля: устный опрос; письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Формы контроля: собеседование, коллоквиум, тест, контрольная работа, зачёт, экзамен (по дисциплине, модулю, а также ИГА), лабораторная, работа, эссе и иные творческие работы, реферат, отчёт (по практикам, научно-исследовательской работе студентов), курсовая работа.
ØИтоговая государственная аттестация студентов-выпускников вуза.
Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме. Итоговая государственная аттестация включает междисциплинарный экзамен по специальности «Медико-профилактическое дело».
Заключение
В результате клинической подготовки по терапевтическим и хирургическим дисциплинам, акушерству и гинекологии, педиатрии, а также по специальным клиническим дисциплинам и курсам у выпускника формируется способность решать профессиональные задачи по профилактике и оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.
Выпускники медико-профилактического факультета имеют право работать в подразделениях Роспотребнадзора, а также в лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских институтах, лабораториях, предприятиях различных отраслей промышленности в качестве врачей по специальностям: общая гигиена, гигиена питания, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, организация санэпидслужбы, эпидемиология, вирусология, бактериология, дезинфектология, санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиеническое воспитание, клиническая лабораторная диагностика.
Медико-профилактический факультет даёт профессию, востребованную в современном мире.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-Ф3)
.Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
.Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года №71.
.Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;
.Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки (специальности) «Медико-профилактическое дело»;
.Уставы государственных медицинских университетов России.
.Устав и основная образовательная программа ГБОУ ВПО «СамГМУ»
.Нормативные документы (акты) Минздрава Российской Федерации.