Зубренок – праздник детства. Организация праздника в детском оздоровительном лагере
Зубренок - праздник детства. Организация праздника в детском оздоровительном лагере
Введение
Актуальность и социальная значимость
Отдых детей всегда был и остаётся одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Беларусь. В «Конвенции о правах ребёнка» (1989 г.) записано: «Дети всегда должны иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». Идеи детского отдыха, развития и совершенствования творческих способностей, удовлетворения интересов, восстановления здоровья рассматриваются в единстве и составляют основу концепции отдыха детей и подростков в лагере.
Цель: обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях оздоровительных лагерей, выявив характерные особенности данного вида работы в НДОЛ «Зубренок».
Цель определила следующие задачи:
-проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
-проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению праздников в условиях детских оздоровительных лагерей;
выявить значение праздников для развития детей;
рассмотреть особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников в НДОЛ «Зубренок»;
обобщить опыт работы по подготовке к праздникам и провести анализ праздников в основные периоды смены.
Предмет исследования: рациональная организация культурно-досуговой деятельности участников детского праздника.
Объект исследования: процесс подготовки и организации праздников в НДОЛ «Зубренок».
Новизна исследования: работа является анализирующим и обобщающим исследованием по подготовке и проведению детских праздников в системе оздоровительных лагерей.
В исследовании также рассмотрены особенности организации детских праздников в Детском национальном оздоровительном центре «Зубренок».
Анализ использованной литературы:
В методическом пособии беларуского автора Артёменко З.В. «Азбука форм выхаваўчай работы» даются общие методические рекомендации по проведению воспитательной работы с молодежью, организации ее свободного времени.
В статье «Ах, лето» журнала «Пазашкольнае выхаванне» - 2005. - №5 рассказывается об организация летнего оздоровительного лагеря.
А в том же журнале «Пазашкольные выхаванне» - 2003. - №5 в статье Бабицкого А.Л. «Педагогические основы гуманистического воспитания подростков в условиях летнего лагеря» описывается гуманистическая воспитательная система, используемая в летнем эколого-краеведческий лагере Белорусской республиканской пионерской организации «Спадчына».
В журнале «Народное образование» - 2005. - №3 в статье Белова С. «Летние задачки про друзей и «врагов»» интересно описывается организация досуга в летнем детском лагере.
Последняя работа Выготского Л.С. подробно описана в книге «Воображение и творчество в детском творчестве», где основа этого очерка является художественное творчество: литературное, театральное, изобразительное. Однако психологический механизм продуктивного воображения описан так, что он без труда приложим к техническому и другим видам творчества детей и подростков.
В пособии Гримоть А.А. «Организация летнего отдыха» раскрываются содержание, методика и организация работы с детьми в летнем оздоровительном лагере. Предлагаются различные игры, эстафеты, конкурсы, викторины, соревнования.
В книге Иванова И.П. «Энциклопедия коллективных творческих дел» представлены коллективные дела, охватывающие все основные стороны жизнедеятельности отрядного, классного и школьного коллективов.
В газете «Минская школа» - 2003. - №6 в статье Каменчукова А. «Подсказки вожатому» дается методика работы с детьми в оздоровительном лагере. Описание игр, которые помогут созданию приподнятого настроения и знакомству детей в летнем лагере.
Очень интересные педагогические подходы описаны в работе с детьми по актерскому мастерству в книге Комаровой Т.С. «Как научить ребенка выступать».
В книге Красильниковой О.А. «Обучать и воспитывать творчеством» рассказывается об особенностях работы с детьми с нарушением слуха, методика организации праздников для таких детей.
Автор Лебедева О.А. в своей книге «Общешкольные праздники и их роль в развитии детей» описала методику разработки школьных праздников для детей разных возрастных категорий, условия для правильного восприятия действа на сценической площадке.
Материал программы, предложенной в данном пособии «Методика музыкального воспитания детей» под ред. Ветлугиной Н.А. распределяется по видам музыкальной деятельности и соответствует семи возрастным группам. В объяснительной записке раскрывается содержание эстетического воспитания. Здесь же дано общее направление музыкального воспитания, показана динамика музыкального развития детей от младших к старшим группам. Книга будет полезна музыкальным работникам, специалистам по логоритмике.
В пособии Никитиной М.И. «Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста» излагаются основные принципы, раскрывается содержание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В словаре «Общая психология» под ред. Петровского А.В. освещены теоретико-методологические аспекты психологического познания, включая самые последние исследования на это тему. Даны характеристики исторических предпосылок развития психологии, ее направлений, отраслей, концепций; представления о важнейших психических свойствах, процессах и состояниях; психологии языка и речи; наиболее общих методах психологии.
В книге Паклиной Т.Н. «Речевые праздники в школе» рассказывается о празднике как специфичной форме коллективного единения. Обобщение опыта работы по проведению, организации и подготовке праздников в условиях крупных промышленных городов. Влияние детских праздников на формирование и развитие психических процессов у детей.
В статье Рысевец А.В. «Организация воспитательного процесса в лагере «Зубренок» описывается система организации не только воспитательного процесса, но и всего лагеря в целом.
В учебно-методическом пособии «Современные подходы к решению задач социализации детей в условиях оздоровительного лагеря» детский оздоровительный лагерь рассматривается как один из основных элементов, существенно влияющих на формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности. Пособие может быть использовано в работе социальных педагогов и психологов, классных руководителей, и других специалистов, занимающихся проблемами воспитания и развития детей в современных условиях.
Статья Фришман И. «Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система» рассказывает о целях и основных этапах воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере.
Таким образом, проанализировав список использованной литературы, я могу сказать, что тема организации детских праздников в детских оздоровительных лагерях широко раскрыта с точки зрения педагогической деятельности, но со стороны режиссерской позиции не так много практических рекомендаций.
1. Организация детских праздников
1.1 Детский праздник. Идея, сущность и эффективность праздника
лагерь праздник детский режиссерский
Праздник! Как светло и радостно становится на душе, когда слышим это слово! Праздник - это день радости и торжества по какому-нибудь особо значимому поводу или в память о нем.
Термин «праздник» (от греческого слова «Еориз») часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. [14 - c. 54]
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Руководствуясь определением «досуга», следует отметить, что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и др. Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно-созидающий потенциал, преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы, и принципы сознательного социально-значимого поведения молодых людей.
Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких шагов в этом направлении. На сегодняшний день есть определенный и положительный опыт функционирования именно с целью удовлетворения детского населения в их потребностях культурной организации досуга различных учреждений. Широко распространена организация массовых детских праздников, имеются центры художественного творчества, спортивные и дополнительного образования. Однако также следует указать на то, что именно в использовании такого сильнейшего воспитательного средства как «культурный досуг» имеется ряд противоречий. Прежде всего, это противоречия: между необходимостью удовлетворения растущих потребностей людей и не успеванием педагогики, культурологи и, социологии в разработке и обосновании соответствующих досуговых программ, детских праздников; между осознанием социального значения отдельных образцов культурно организованного досуга и недостаточно функциональным его использованием, между спросом социума и ответным предложением организаторов культурного досуга. [17 - c. 4]
Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. [9 - c. 16]
Что должны содержать грамотно написанные сценарии? Детские праздники - день рождения, Новый год и другие массовые праздники - это еще и возможность рассказать ребенку о многообразии и радостях окружающего мира. Поэтому в детские праздники входят воспитательные моменты и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.
Где могут проходить детские праздники? Минск и другие города предлагает множество мест для любого события в жизни ребенка и вашей семьи. Это могут быть стадионы, парки, культурные центры и дворцы, площади и многое другое, все зависит от тематики праздника, времени года, когда он проходит, а также еще много факторов, которые влияют на выбор места для проведения детского массового мероприятия. Выбор зависит от концепции, заложенной в предстоящие детские праздники.
Участники праздника - взрослые и дети. По оценке специалистов взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия.
Итак, игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности («Дети сами без понукания выполняют в своих играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д., иначе, они - игры, досуги - просто не состоятся»). Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею. [6 - c. 24]
Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.
Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.
Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром. [10 - c. 43]
Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:
·абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;
·свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;
·наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора. [21]
Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.
Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей. [3]
Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.
Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников. [19 - c. 33]
В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.
Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.
Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на
Øценностях общения (отношений),
Øценностях переживаний (коллективных),
Øценностях творчества (в разных видах деятельности).
Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей. [18 - c. 34]
Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.
1.2 Виды и формы детских праздников
Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.
Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения совершенно очевидна и, к сожалению, не только в массовом сознании, но и для педагогической общественности и многих публикаций.
Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены:
vфестивали,
vтеатрализованные представления,
vтематические дни и недели,
vпраздничные обряды и ритуалы,
vспектакли, презентации,
vбалы,
vкарнавалы,
vшествия,
vсмотры,
vконкурсы,
vолимпиады,
vюбилеи,
vКВН,
vутренники,
vлинейки,
vвечера,
vконцерты и др. [11 - c. 28]
Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.
Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:
Øцерковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;
Øкалендарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;
Øпрофессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);
Øгражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.);
Øспортивные праздники;
Øпраздники для детей;
Øмемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих поэтов и писателей, художников и композиторов;
Øюбилейные праздники города (День города), области и республики. [1 - c. 12]
Детские народные праздники - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники - это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. [20 - c. 43] Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно-просветительской программы.
1.3 Подготовка детского праздника
Сегодня любой детский праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной подготовки, для улучшения социально-экономического развития города.
Занимаясь подготовкой детского праздника, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость. Все это в массовом проявлении. [8 - c. 3]
Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.
Подготовка и проведение праздника для детей - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.
Этапы работы.
Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником:этап - предварительное планирование.этап - работа над сценарием.этап - предварительное знакомство детей с праздником.этап - репетиции.этап - проведение праздника.этап - подведение итогов.этап - последействие праздника.
Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс. [5 - c. 43]
Детский праздник обусловлен не только деятельностью, но всеми сторонами человеческой личности, на которые он призван воздействовать. Поэтому представляется правомерным при построении модели праздника и его результата исходить не только из выводов деятельности детей и подростков, а учитывать разные стороны целостной личности подростка в системе общественных отношений.
Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.
Праздник - одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном и школьном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.
1.4 Деятельность в контексте праздника
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности - это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности - общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. [14 - c. 42]
Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.
В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация:
üрепродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;
üпродуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и соответствующих им средств или достижение известных целей с помощью новых средств.
Анализ данной классификации позволяет говорить, что деятельность - это активная форма отношения к объекту. []
Творческая деятельность - это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства. В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь. [16 - c. 14]
Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления - наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют «по шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.
Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит из песен и танцев.
В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки. [12 - c. 8]
Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Основное различие данного вида деятельности для детей заключается в более тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре.
По моему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.
Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.
Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный анализатор. В помощь зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельностью есть возможность привлечь и другие сохранные анализаторы - осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе сочетания зрительного образа со словом у детей формируются представления об окружающем мире. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер. А движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук. Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами. Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности и в том числе изобразительной. [10 - c. 33]
Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением необходим на всех этапах создания изображения. И на занятиях по изобразительной деятельности у детей необходимо развивать координацию глаза и руки, так как и то, и другое участвует у детей в процессе речевой деятельности. [10 - c. 45] Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.
Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. Для нас представляет интерес точка зрения психологов на общение как на многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.
И очень важная задача - создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.
Итак, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.
.5 Методические рекомендации по проведению детского праздника
Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:
vДеятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
vРечевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
vПри разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
vПри постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
vПри постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
vНеобходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
vПраздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
vВ структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
vВ ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
vВ процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников. [15 - c. 20]
Таким образом, мы рассмотрели этапы организации и проведения праздников для детей, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности.
Праздник - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.
Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности - общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Изучение опыта работы позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.
2. Праздник как проявление культурного досуга и организационная проблема в детских оздоровительных лагерях
В нашем педагогическом отряде все начинается с безграничной, словно дорога идущая вдаль, любви к детям.
В Детстве моей любимой сказкой был Маленький принц. И, когда мне было холодно, я грелась мечтами о будущем королевстве. Потом я выросла, и мне стало еще холодней. Тогда я почувствовала, что след теряется где-то в Детстве. Тоска по собственному Детству привела меня в педагогический отряд НДОЛ «Зубренок». Вожатство - это феномен, оно притягивает, завораживает, подчиняет себе. Почему?
Это уже философский вопрос, ни психологи, ни социологи, ни педагоги не могут дать точного ответа, это вопрос, выходящий за рамки точных наук. Вожатство - это состояние Души, именно здесь, хоть на минуту, хоть на миг каждый из нас снова возвращается к своим истокам, к своему Детству. А любое Детство начинается со сказок и легенд. Точно также работает и режиссер детских праздников
Есть много книг, описывающих, как сказкой можно вложить в ребенка то и это, объяснить, успокоить, даже вылечить.
Это все правда. И владеть искусством сказки действительно прекрасно и учителю, и режиссеру, и родителю, и врачу.
Этот мир тайн и загадок, сказок и легенд нужен нам не меньше, чем детям. Мне кажется, что с детьми хорошо работают те, кто не до конца стал взрослым, кто еще верит в чудеса и приключения, и этой верой воспитывает маленького гражданина Вселенной.
С чем только не сталкиваются на своем пути режиссеры детских праздников: и с трудностями, и с радостью, и со слезами, и с криками восторга, и продолжительными аплодисментами, и бессонными ночами. Но для любого режиссера самым главным впечатлением от выполненной работы является то, что его труд ценится.
Как же приятно, когда дети любят тебя, слушают, улыбаются тебе, дарят незабываемые мгновения! Поехав в лагерь, настоящий вожатый и режиссер едет не отдыхать, а РАБОТАТЬ. Но работать не так, чтобы уставать, а так чтобы получать удовольствие, позитивные эмоции. Нужно отлично выполнять свою обязанность «и каждый час, и каждую минуту…», как поется в известной всем нам песни.
2.1 История НДОЛ «Зубренок»
Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» - бюджетное учреждение образования, принадлежащее Министерству образования Республики Беларусь. Деятельность НДОЛ «Зубренок» направлена на реализацию государственного заказа по воспитанию и оздоровлению детей, формированию их активной жизненной позиции и гражданского становления.
НДОЛ «Зубренок» - одно из ведущих учреждений в Республике Беларусь, социально-педагогический комплекс, обеспечивающий воспитание, оздоровление и развитие ребенка посредством социальных, педагогических, психологических и оздоровительных программ и проектов.
Центр расположен в сосновом бору на живописном берегу озера Нарочь (территория ГПУ «Национальный парк «Нарочанский»), Мядельского района, Минской области в 160 км от г. Минска. Климатические условия и экология края уникальны, что способствует высокой его популярности.
НДОЛ «Зубренок» - это комплекс из шести спальных корпусов: «Лазурный остров», «Лесной дом», «Озерный причал», «Солнечный город», «Звездный мир», «Зеленая поляна». Площадь территории составляет 76 гектаров. Одновременно в лагере могут отдыхать в осенне-весенний период - 640 детей и подростков; в летний - 1050, что в год составляет более 10000 человек. Возраст отдыхающих - от 11 до 16 лет в учебное время и от 6 до17 в каникулярное. Режим функционирования круглогодичный. Центр имеет достаточно развитую инфраструктуру (55 зданий и сооружений): спальные корпуса, медицинский корпус, Дом детского творчества, административно-приемный комплекс, школа, столовая, хозяйственные объекты, жилые постройки и т.д.
В центре имеется: плавательный бассейн, сауна, киноконцертный и танцевальные залы, видеосалон, бильярдная, два спортивных зала, зал настольного тенниса, компьютерный клуб, стадион, костюмерная с набором театральных костюмов. На базе библиотеки создан Интеллектуальный центр. В летние смены для проведения мероприятий используются открытые площадки: «Площадь Дружбы», Летняя эстрада на воде, «Зеленый театр».
Дети распределяются в отряды по 20-30 человек. В каждом отряде на протяжении всей смены обеспечивают безопасность и жизнедеятельность ребенка три квалифицированных педагога, которые имеют педагогическое образование и специальную подготовку для работы с временным детским коллективом. [17 - c. 12]
Центр предоставляет возможность оздоровления и отдыха детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, детям из районов с неблагоприятной экологической обстановкой, творческим и одаренным детям, победителям различных фестивалей, конкурсов, олимпиад, программ, детям, лидерам различных общественных организаций и объединений.
География участников смены обширна: дети Республики Беларусь, дети из стран ближнего и дальнего зарубежья.
НДОЛ «Зубренок» представляет собой объединение пятнадцати различных служб и подразделений (администрация, отдел учебно-воспитательной работы, отдел организационно-методической работы, отдел культурно-массовой и спортивной работы, отдел маркетинга, управление бухучета и финансов, отделение медицинской помощи и оздоровления, столовая, отдел материально-технического снабжения, сторожевая охрана, прачечная, общежитие, хозяйственная служба, эксплуатационно-техническая служба, автомобильный участок), деятельность которых координируется для создания и обеспечения комфортных условий, для оздоровления, развития и реализации потенциальных возможностей ребенка. Кадровый состав: 400 человек - в осенне-зимний период; 500 - в летний. [17 - c. 14]
Учебное и организационно-методическое обеспечение образовательно-оздоровительного процесса осуществляют отделы организационно-методической, учебно-воспитательной, культурно-массовый и спортивный работы.
Центр - целостный организм, определяющий в качестве педагогической модели систему условий, обеспечивающих раскрытие, реализацию и развитие смыслов, целей, интереса, ради которых детский лагерь и создан.
В системе внешкольного воспитания, образования и оздоровления НДОЛ «Зубренок» сложился как:
Øнациональный центр развития, воспитания детей, достигших успехов в различных видах деятельности;
Øнациональный центр оздоровления детей;
Øнациональный методический центр для системы детских оздоровительных лагерей Республики Беларусь;
Øнациональный центр международного детского сотрудничества и взаимодействия детей;
Øнациональный центр поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-сирот, детей-инвалидов, детей, пострадавших от аварии ЧАЭС). [17 - c. 3]
В НДОЛ «Зубренок» созданы необходимые условия для социального становления и сознательного выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, их подготовки к ответственному участию в развитии белорусского государства и общества. С этой целью в лагере разработана система работы по активизации позиции участников смен через организацию лекций, дискуссий, «круглых» столов, «мозговых штурмов», форумов по проблемам детского и молодежного движения, разработку и реализацию социальных, деловых, творческих проектов, участие в благотворительных акциях, в работе органов самоуправления, встречи с политиками, учеными, молодежными лидерами.
НДОЛ «Зубренок» - центр разработки и реализации тематических программ, направленных на развитие лидерского и творческого потенциала детей и подростков, а также формирование навыков здорового образа жизни.
Воспитательная система центра совмещает опыт детского оздоровительного лагеря, внешкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Механизмом разворачивания педагогического и тематического содержания смен является игровая модель, разрабатываемая с учетом предыдущего опыта и новых подходов для каждой смены.
Учреждение располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей эффективное выполнение педагогической программы, соответствующей приоритетам государства в области образования и молодежной политики, интересам участников программ, тенденциям профессионального становления и роста педагогов.
«Зубренок» невозможно представить без задорных звонких песен, интересных встреч с известными людьми страны. В центре побывали представители правительства, парламента, министерств, педагогической общественности, многие знаменитые люди страны.
Направления деятельности:
«Зубрёнок» - национальный центр развития и воспитания детей, достигших успехов в различных видах деятельности.
üреализация комплексно-целевых программ: «Юные таланты Беларуси», «Лидер», «Патриот»;
üреализация творческо-игровых, социально-педагогических программ и проектов;
üреализация программ лидерской направленности для детей-организаторов социальных инициатив в различных видах деятельности;
üпостоянное взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями;
üпроведение республиканских конкурсов, слетов, фестивалей, форумов;
üорганизация деятельности и реализация программ профильных отрядов;
üдеятельность профильной очно-заочной школы для талантливых детей из сельской местности.
«Зубрёнок» - национальный центр оздоровления детей.
üреализация комплексно-целевой программы «Шаги к здоровью»;
üосуществление проектов: «Здоровые зубы», «Чистая вода», «Рациональное питание», «Витаминизация», «Движение - жизнь» и др.;
üфункционирование групп здоровья, лечебных групп, лечебно-оздоровительных отрядов.
«Зубрёнок» - национальных центр поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
üреализация комплексно-целевой программы «Мир для детей» по социальной поддержке ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
üорганизация отдыха детей из семейных детских домов (корпус «Зелёная поляна»);
üфункционирование постоянно действующего детского объединения «Социальный патронаж»;
üосуществление проектов «Поможем им жить», «Спасательный круг». [17 - c. 19]
Таким образом, мы видим, что детский оздоровительный лагерь - это система, состоящая из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой целями и задачами, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой. Основной творческий потенциал - педагоги и педагогические коллективы. Их талантом, интеллектом жизненной энергией создается современный имидж оздоровительного детского лагеря. Они - зачинатели новых дел и разработчики программ. Наибольшим спросом у детей пользуются программы интеллектуально-творческой, лидерской, досугово-творческой, ценностно-ориентационной, спортивно-оздоровительной направленности.
.2 Организация досуга детей в смене
Воспитательная система центра совмещает опыт детского оздоровительного лагеря, внешкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Механизмом разворачивания педагогического и тематического содержания смен является игровая модель, разрабатываемая с учетом предыдущего опыта и новых подходов для каждой смены.
Начальник лагеря организует работу педагогического, детского коллективов, медицинского и обслуживающего персонала, обеспечивая тем самым оптимальное решение задач, поставленных перед лагерем: подбирает и производит расстановку кадров, распределяет между ними функции и налаживает взаимодействие, обеспечивает строгое соблюдение общелагерного трудового распорядка, создаёт материально-технические условия, необходимые для оптимального функционирования лагеря.
Основные направления его работы: административно-распорядительное, педагогическое, организаторское, инструктивно-методическое, финансово-хозяйственное.
Педагогическая деятельность начальника лагеря направлена на создание в коллективе единых ценностных ориентаций и системы педагогических требований. В лагере такого профиля оздоровление и отдых выступают как условие развития личности, базирующееся на принципах гуманизма. В центре гуманистической системы не приём, не метод, а ребёнок. Функционирование лагеря должно быть сориентировано на бережное отношение к личности, сохранение индивидуальных особенностей ребёнка. Педагогическая деятельность может быть направлена на моделирование локальной концепции лагеря, принятой педагогами, детьми и родителями. Её признак - это стиль и образ жизни коллектива, который охватывает все стороны жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря.
Создавая органы детского самоуправления, методсовет, инициативные творческие группы, организуя их совместную работу с педагогическим советом и демократизируя тем самым характер организационных взаимоотношений в общелагерном коллективе, начальник лагеря не только включает соучастников в процесс управления, но и делает их соорганизаторами, советчиками в вопросах лагеря.
Для того чтобы правильно организовать воспитательной процесс в оздоровительном лагере, логически выстроить но деятельность и распределение событий и действий по времени, необходимо грамотно спланировать смену. Главным в создании условий для активного отдыха и полезной деятельности ребёнка в лагере является педагогическая программа воспитателя, которая включает:
vописание целей и задач смены;
vкалендарный план ежедневных действий воспитателя и событий в отряде;
vколичественно-качественный анализ состава отряда;
vпсихолого-педогогическая характеристика по результатам детского анкетирования;
.3 Основные периоды лагерной смены
Основой деятельности лагеря является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.
Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря - это впечатления от конкретной смены, в которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.
В структуре смены выделяют четыре периода: подготовительный, организационный, основной, заключительный.
Хоть название периода и говорит само за себя, но стоит охарактеризовать каждый из периодов смены.
Каждый период ставит перед собой определённые цели и решает только ему присущие задачи. Но ни когда не нужно забывать о том, что ребёнок воспринимает всё происходящие в лагере на эмоциональном уровне: для мальчишек и девчонок лагерная смена, лагерная жизнь - это прежде всего какая-то интересная деятельность, в которой они принимают самое непосредственное участие в различных ролях - участников, зрителей, организаторов, критиков и так далее. Вот по этому все периоды должны проходить под знаком тесного, непрекращающегося сотрудничества взрослых и детей! Каждый ребёнок должен постоянно ощущать внимание взрослых именно к нему, именно к его личным проблемам. В таком тесном сотрудничестве детей и взрослых и рождается у ребят ощущение коллектива, в таких именно условиях и приобретает для каждого ребёнка, приехавшего в лагерь на отдых, магическое значение слово «МЫ»
Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.
Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.
Организационный период. Это первые 3-4 дня смены - время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет ещё общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского объединения.
В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Для этого необходимо:
Øсоздание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;
Øпроведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;
Øформирование основ самоуправления в детском объединении;
Øреализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в программе отряда и лагеря.
Взаимодействие отрядной программы с общелагерной можно условно представить следующей схемой:
Сфера взаимодействия: соблюдение общелагерных законов; участие отряда в делах лагеря; общение с другими отрядами, межотрядные дела; личное «неформальное» общение детей и так далее.
.4 Мероприятия и праздники основных периодов смены
В соответствии с целями и задачами периода, педагоги и режиссеры выставляют определенные мероприятия и праздники.
Организационный период
В организационный период должно произойти:
. Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми.
Для этого необходимо:
Øвключить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;
Øсоздать доброжелательную атмосферу;
Øпомочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;
Øпомочь проявиться в лучших качествах;
Øдать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;
Øрассказать о себе самом, показать себя в деле;
Øпроявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.
Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонек» знакомства, совместные дела на знакомство - творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами и тому подобное.
. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем.
Для этого необходимо:
Øпознакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами;
Øпознакомить с людьми, которые могут ответить наличные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.);
Øпознакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере;
Øпознакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться;
Øпознакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря.
Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию.
Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения. В первый вечер, после ужина, наступает время для первого и очень серьезного отрядного дела - огонёк знакомства. Это «официальная» встреча вожатого и ребёнка.
Провести вечер знакомств лучше возле костра, либо коллективно творческое время и конечно фантазия вожатого. Необходимо создать для ребят атмосферу радости, приподнятости, легкости и таинственности. Цель вечера - помочь ребятам узнать поближе друг друга, услышать от них, чего они ожидают от предстоящей смены. На второй день смены необходимо поработать над проблемой организационного оформления отряда, определить, кто является настоящим лидером, организовать выборы органов самоуправления.
Деловая игра «Лидер», «Перспектива» помогут в игровой форме рассказать ребятам о правилах поведения в лагере, о соблюдении дисциплины и выбрать органов самоуправления.
На третий, четвёртый день должно состояться открытие смены. Вот здесь проявляется всё творчество, активность, на которые, способен педагогический коллектив лагеря. Праздник открытие смены - это мероприятие помогает погрузить детей в проект смены, рассказывает о том, что ожидает ребят в смене, какие значимые мероприятия пройдут в смене, знакомятся с органами детского самоуправления центра, где они смогут проявить свои лидерские способности. Открытие должно быть очень эмоциональным, ярким, запоминающимся, таким, которое надолго останется в памяти ребёнка. В открытие смены участвуют творческие коллективы, которые отдыхают в лагери, а так же ребята, которые приехали отдыхать в лагерь. Готовится открытие смены от 1 до 2 дней. С детьми, работают педагоги-организаторы корпусов и педагоги-организаторы культурно-массового отдела, музыкальные руководители центра.
А когда отгремят фанфары торжественного открытия. Для ребят организовывается праздничная дискотека. Дискотека - это обязательная часть любого праздника в лагери. Ну, а когда умолкнут последние аккорды праздничной дискотеки, вожатые почувствуют, что организационный период подошел к концу, уступив место основному.
3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности.
Для этого необходимо:
Øпознакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей;
Øпознакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научить поддерживать уют;
Øпознакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой;
Øпознакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере;
Øдоговориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым.
Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер «зубрятских» легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.
. Формирование представлений о перспективах деятельности.
Для этого необходимо:
Øпредложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене;
Øзаинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности;