Информационная система 'Книжный магазин'
Содержание
Введение
Задание
на выполнение
1.
Книготорговая фирма «Либерия»
.1
Краткая характеристика фирмы
1.2
Организационная диаграмма
2.
Формирование физической диаграммы
3.
Описание бизнес-процессов кампании
3.1
Бизнес-процесс «Доставка в магазин»
3.2
Бизнес-процесс «Оформление документации»
3.3
Бизнес-процесс «Продажа»
3.3.1
Продажа в магазине
3.3.2
Интернет-продажа
4.
Построение диаграммы при помощи BPWin
4.1
Введение в BPWin
4.2
Построение диаграммы бизнес-процессов
4.3
Стоимостный анализ
4.4
Отчет
5.
Построение логической диаграммы процессов в ERWin
5.1
Введение в ERWin
5.2
Построение логической модели
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Создание современных информационных систем
(далее - ИС) представляет собой сложнейшую задачу, решение которой требует
применения специальных методик и инструментов. Технология создания ИС
предъявляет особые требования к методикам реализации и программным
инструментальным средствам, а именно:
А. Реализацию проектов по созданию ИС принято
разбивать на стадии анализа (прежде чем создавать ИС, необходимо понять и
описать бизнес-логику предметной области), проектирования (необходимо
определить модули и архитектуру будущей системы), непосредственного
кодирования, тестирования и сопровождения
В. Проект по созданию сложной ИС невозможно
реализовать в одиночку.
С. Жизненный цикл создания сложной ИС сопоставим
с ожидаемым временем ее эксплуатации. Другими словами, в современных условиях
компании перестраивают свои бизнес-процессы примерно раз в два года, столько же
требуется (если работать в традиционной технологии) для создания ИС. Может
оказаться, что к моменту сдачи ИС она уже никому не нужна, поскольку компания,
ее заказавшая, вынуждена перейти на новую технологию работы. . Вследствие
значительного жизненного цикла может оказаться, что в процессе создания системы
внешние условия изменились. Обычно внесение изменений в проект на поздних
этапах создании ИС - весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому для
успешной реализации крупного проекта необходимо, чтобы инструментальные
средства, на которых он реализуется, были достаточно гибкими к изменяющимся
требованиям.
На сегодняшний день в программной инженерии
существуют два основных подхода к разработке информационных систем,
принципиальное различие между которыми обусловлено разными способами
декомпозиции систем:
. Функционально-структурный или структурный. В
его основу положен принцип функциональной декомпозиции, при котором структура
системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между
отдельными функциональными элементами.
. Объектно-ориентированный подход использует
объектную декомпозицию. При этом структура системы описывается в терминах
объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена
сообщениями между объектами.
Задание на выполнение
В данной курсовой работе разрабатывается,
согласно варианту №: 17, система «Книжный магазин». Все это легко достичь,
используя вполне конкретную технологию разработки, основывающейся на решениях
фирмы PLATINUM technology, а именно, CASE-средства ERwin и BPwin. Необходимо
сделать следующее:
1. Составить краткую характеристику кампании
Область
деятельности, партнёры и перечень основных бизнес процессов.
-
Адреса и телефоны.
-
Контактные лица.
-
Сотрудники.
-
Организационная диаграмма.
2. Формирование физической
диаграммы
3. На третьем этапе осуществляется подробное
описание бизнес-процессов, происходящих в компании
. На четвёртом этапе осуществляется
построение диаграмм при помощи BPWin
стоимостный
анализ
перечень
работников
отчёт (в
формате Word)
5. На пятом этапе необходимо нарисовать
диаграмму процессов в ERWin
1. Книготорговая фирма «Либерия
.1 Краткая характеристика фирмы
Книготорговая фирма «Либерия» занимается
продажей книг и дисков в магазинах, так же осуществляется продажа через
Интернет и возможна доставка заказанной литературы из одного магазина в другой.
Основные бизнес-процессы фирмы: доставка
закупленной продукции в магазин, её последующее оформление, предоставление на
продажу.
Адреса и телефоны:
Адрес главного магазина:
г. Москва, ул. Ивана Грозного, д. 11;
тел./факс (844) 245-11-22 (многоканальный);
график работы: с 10.00 до 20.45 без перерыва и выходных
г. Москва, ул. Центральная, д.15, ТЦ “Каракум”,
3 этаж;
тел./факс (844) 235-33-44 (многоканальный);
график работы: с 10.00 до 20.00 без перерыва и выходных
г. Москва, ул. Ленина, д.45, ТК “Эверест”, 2
этаж;
тел./факс (844) 543-55-66 (многоканальный);
график работы: с 10.00 до 20.00 без перерыва и выходных
г. Тула, ул. Ленина, д.66;
тел./факс (654) 968-77-88 (многоканальный);
график работы: с 10.00 до 20.00 без перерыва и выходных
г. Самара, ул. Кирова, д. 56;
тел./факс (846) 586-99-00 (многоканальный);
график работы: с 10.00 до 20.00 без перерыва и выходных
Контактные лица:
Генеральный директор: Гвидонов Егор Васильевич
Исполнительный директор: Дубровский Олег
Иванович
Директор по маркетингу: Сыроежкина Варвара
Степановна
Сотрудники:
На настоящий момент штат компании составляет 510
сотрудников.
1.2 Организационная диаграмма
Рис. 1. Организационная диаграмма
бизнес стоимостной диаграмма erwin
2. Формирование физической диаграммы
Как было сказано выше, “Либерия” занимается
продажей дисков и книг. Закупка книг осуществляется у крупных издательств,
например ИД "Нева", ИД "Росман", ИД "Армада" ИД "Рипол";
диски закупаются оптом, например, у компании “Бука”, “Руссобит-М”, “Акелла” и
т. п. Продажа осуществляется как через Интернет, так и в магазинах, так же
возможна доставка необходимой книги/диска в один из магазинов города
Рис. 2. Физическая диаграмма
3. Описание бизнес-процессов компании
.1 Бизнес-процесс «Доставка в магазин»
1. Поставщики связываются с отделом закупок, в
свою очередь отдел закупок ориентируется на учетный отдел, в котором
статистически подсчитывается количество необходимых книг и дисков (расчет
берется на основании данных по продажам в магазине и интернет-магазине), а
также, учитывается количество новинок.
2. Получив заказ, поставщики его выполняют,
а данные о заключенной сделке попадают к менеджеру отдела маркетинга,
оценивающему затраты.
. Заказ развозят по магазинам, учетный
отдел фиксирует это, переводя товар в отдел приема.
3.2 Бизнес-процесс
«Оформление документации»
1. После транспортировки, как сказано выше,
отдел приема вместе с отделом IT-технологий
оформляют новые поступления.
2. Происходит подсчет книг и дисков,
поступивших в наличие.
3. IT-инженеры
вносят книги и диски в базы данных, учитывая, для книг: присвоенный код, жанр,
автора, издательство; для дисков: также код, тип (музыка, игрушка, фильм),
отсюда жанр для каждого типа, записывающую кампанию, исполнителя (для музыки),
название (игры и фильмы) и цену.
. Сертификацией занимается
соответствующий отдел, в неё входит:
Сертификация
дисков (подтверждение лицензионного качества);
Проверка диска (наличие
царапин, пригодность для прослушивания);
Проверка книг
(механические повреждения) и т.п..
.3 Бизнес-процесс «Продажа»
Данный бизнес-процесс делится на две части:
Интернет-продажи и Магазин.
3.3.1 Продажа в магазине
1. После того как покупатель из всего ассортимента
выбирает то, что надо, он идет на кассу, там его обслуживает кассир, происходит
оплата и выдается чек.
2. При покупке диска, консультант продавец
оформляет гарантию сроком на две недели, на кассе оплачивается диск и выдается
чек плюс гарантия к нему.
3.3.2 Интернет-продажа
1. В Инетернет-магазине, который контролируют IT-инженеры,
пользователь заходит на сайт.
2. Обязательно регистрируется!
. Выбирает из списков то, что
понравилось.
. Подтверждает покупку, транспортная
кампания привозит данный заказ на дом, происходит обмен деньги-товар, но так же
выдается и чек и гарантия, что бы обезопасить и покупателя и магазин.
4. Построение диаграммы при помощи BPWin
4.1 Введение в BPWin
- мощный инструмент моделирования, который
используется для анализа, документирования и реорганизации сложных
бизнес-процессов. Модель, созданная средствами BPwin, позволяет четко
документировать различные аспекты деятельности - действия, которые необходимо
предпринять, способы их осуществления, требующиеся для этого ресурсы и др.
Таким образом, формируется целостная картина деятельности предприятия - от
моделей организации работы в маленьких отделах до сложных иерархических
структур.
4.2 Построение диаграммы бизнес-процессов
Модель работы представляет собой систему наборов
работ, где каждая из работ - это совокупность нескольких объектов или наборов
объектов. Работы (Activity) обозначают поименованные процессы, функции или
задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют
распознаваемые результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников. Все
работы должны быть названы и определены. При создании новой модели (меню
File/New) автоматически создается контекстная диаграмма с единственной работой,
изображающей систему в целом (рис. 1).
В диаграмме описания бизнес-процесса можно
подключать различные типы стрелок (Arrow) к работам. Стрелки описывают
взаимодействие работ и представляют собой некую информацию. На данной
диаграмме:
1. Вход (Input) материал или информация,
которые используются или преобразуются работой для получения результата
(выхода).
§ Книгопечатная продукция - книги, поступающие из
издательства;
§ Диски.
Рис.1. Система «Книжный магазин» в общем виде.
2. Управление (Control) - правила, стратегии,
процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. В данной диаграмме
это законы
§ Закон о защите прав потребителей;
§ Закон об авторском праве;
3. Выход (Output) - материалы или информация,
которые производятся работой.
§ Конечная цель - покупка;
4. Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые
выполняют работу.
§ Персонал - сотрудники, выполняющие работу.
§ Оборудование необходимое в работе (компьютеры,
кассовые аппараты)
§ Транспорт
Систему разбиваем на 4 части.
Рис. 2. Основные бизнес-процессы
Стрелки между работами обозначают состояние
системы после выполнения каждого из этапов. Для того чтобы детально показать ИС
можно несколько блоков разбить на составные части. Разобьем блок «Оформление
документации» на 3 части:
Рис. 3. Оформление документации
При оформлении документов учитывается закон об
авторском праве, интересы автора либо исполнителя. Персонал принимает
непосредственное участие.
«Продажа» состоит из 2 процессов (рис. 4):
Продажа, которая осуществляется через Интернет и продажи непосредственно в
магазине (рис. 5). При этом продажа через Интернет включает доставку при помощи
транспортной кампании. Это отражается в стоимостном анализе (пункт 4.3.).
Рис. 4. Блок «Продажа»
На блок «Продажа» влияет и закона об авторском
праве и закон защиты прав потребителей, основную работу выполняет персонал при
помощи необходимого оборудования.
Рис. 5 Блок «Магазин»
Что бы рассмотреть полностью модель,
воспользуемся Node
Tree (Диаграмма
деревьев узлов), которая показывает иерархию работ в модели и позволяет
рассмотреть всю модель целиком, хотя не показывает взаимосвязи между работами.
Для этого из меню диаграмм (Diagram)
выбираем «Add
Node Tree»
(Добавить дерево узлов), следуя инструкциям, получаем:
Эта диаграмма наглядно отражает все процессы
информационной системы, включая и затраты по каждому из них; связи между
блоками.
4.3 Стоимостный анализ
После того как модель построена, необходимо
просчитать затраты начального уровня, и затраты на содержание модели в будущем.
Для этого система будет оцениваться через количество. BPwin предоставляет
аналитику два инструмента для оценки модели - стоимостный анализ, основанный на
работах (Activity Based Costing, ABC), и свойства, определяемые пользователем
(User Defined Properties, UDP). В данной работе используется только
функциональное оценивание - ABC - это технология выявления и исследования
стоимости выполнения той или иной функции (действия). включает следующие
основные понятия:
v Объект затрат - причина, по которой
работа выполняется, обычно основной выход работы. В данном случае это покупка
книги либо диска.
v Двигатель затрат - характеристики
входов и управлений работы;
v Центры затрат, которые можно
трактовать как статьи расхода.
Для модели «Книжный магазин» можно выявить 5
центров затрат:
. Исходные расходы это первоначальные затраты
при создании компании: на закупку оборудования, наем персонала и т.п.
. Заработная плата - ежемесячное отчисление для
всех сотрудников.
. Накладные расходы, к ним относятся расходы на
оборудование (компьютеры, кассовые аппараты).
. Постоянные расходы - это расходы на отопление,
освещение, налоги и т.д.
. Транспорт, необходимый для доставки продукции.
Рис. 7.Редактор центра затрат
Рис.8. Затраты для процесса «Касса»
Таким образом, прописываются затраты по всем
блокам, начиная с нижнего узла.
Рис. 9. Полученные затраты.
Просчитав все блоки в начальном будет итоговая
цена:
Рис. 10. Итоговая цена
4.4 Отчет
Для создания отчета необходимо Tools
- Report Builder
- Report Builder.
Рис. 11. Окно отчета
Нажимаем New
(рис. 12), в этом окне:
1. Задаем свойства шаблона и формат.
2. Настраиваем
секции:
Model, Activity, Cost Centre, Arrow и
Picture
3. Задаем свойства секций (имя, шрифт, цвет
и т.д.)
. Задаем таблицы для пояснения содержания
секций
. Задаем свойства таблиц
Рис. 12. Параметры отчета
Далее нажимаем Run
и получаем отчет в формате HTML.
Рис.13. Готовый отчет
5. Построение логической диаграммы процессов в ERWin
5.1 Введение в ERWin
имеет два уровня представления модели -
логический и физический.
Логический уровень - это абстрактный взгляд на
данные, на нем данные представляются так, как выглядят в реальном мире, и могут
называться так, как они называются в реальном мире, к примеру, для данной
работы "Сотрудники", "Заказы" или "Поставщики".
Объекты модели, представляемые на логическом уровне, называются сущностями и
атрибутами. Логическая модель данных является универсальной и никак не связана
с конкретной реализацией СУБД.
Физическая модель данных, напротив, зависит от
конкретной СУБД, фактически являясь отображением системного каталога. В
физической модели содержится информация обо всех объектах БД. Поскольку
стандартов на объекты БД не существует, физическая модель зависит от конкретной
реализации СУБД. Следовательно, одной и той же логической модели могут
соответствовать несколько разных физических моделей.
В данной работе используется логическая модель.
.2 Построение логической модели
Для данной информационной системы определили 5
сущностей:
Сотрудники;
Поставщики;
Заказы;
Книги;
Диски.
Для их добавления воспользуемся
палитрой инструментов:
Рис. 14. Палитра инструментов на логическом
уровне
В ERWin
определяем по каждой из сущностей атрибуты и добавляем связи.
Рис.15. Панель атрибутов
Получается:
Рис. 16. Логическая модель
Заключение
При помощи CASE-средства ERwin и BPwin создали
модель «Книжный магазин», изучили принципы работы в данных программах, получили
конкретные данные по каждому из пунктов выполнения, оформили отчет на основе
этих данных.
Список используемой литературы
1. Конспект лекций по дисциплине
«Проектирование информационных систем»;
2. Практическое руководство
Маклаков С.В. «BPwin
и ERwin: Case-средства для разработки
информационных систем»;