Анализ деятельности ОАО 'Сбербанк России'
Частное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Омская
юридическая академия»
Кафедра
экономики и менеджмента
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
за
период с 20 января по 13 апреля 2014
Место
прохождения: отдел сопровождения кредитных операций Управления кредитования
Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанк России»
Выполнила: студентка 559-Ф учебной группы, 2009
г.н.
Годун Любовь Александровна
Руководитель практики от организации: Гильдерман
Т.А.
Руководитель практики от академии: Березовская
М.В.
Омск 2014
Содержание
1.
Общая характеристика ОАО «Сбербанка России»
.
Характеристика Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанка России»
.
Развитие банковских технологий в ОАО «Сбербанке России»
Приложения
1. Общая характеристика ОАО «Сбербанка России»
Открытое акционерное общество «Сбербанк России»
(Далее - ОАО «Сбербанк России») - это современная универсальная организация,
входящая в число крупнейших российских коммерческих банков России и стран СНГ.
Имеющий представительство в девяти странах Центральной и Восточной Европы, в
Турции, в Германии и Китае и филиал в Индии. ОАО «Сбербанк России» основан в
1841 году. Краткая история формирования кредитной организации представлена на
рисунке 1.
Рис.1. Этапы формирования ОАО «Сбербанка России»
Основным видом деятельности выступает
кредитование, а также удовлетворение потребности различных групп клиентов.В
2012 году Сбербанк России закрыл сделки по приобретению Volksbank International
и DenizBank и тем самым обеспечил себе трансформацию в крупную международную
корпорацию.
Важным достижением Сбербанка стала интеграция с
Тройкой Диалог и создание корпоративно-инвестиционного бизнеса - Sberbank CIB.
В состав Компаний групп ОАО «Сбербанка России»
входят:
1. Sberbank CIB: корпоративное
кредитование, торговые операции с ценными бумагами и производными финансовыми
инструментами, структурные продукты, прямые инвестиции и т.д.
2. ЗАО «Сбербанк Управление Активами» (до
ноября 2012 года - Управляющая компания Тройка Диалог): управление средствами
пенсионных накоплений, паевых инвестиционных фондов, активами страховых
компаний, банков и частных инвесторов, а также государственными средствами.
. ЗАО «Сбербанк Лизинг»: финансирует
проекты в реальном секторе экономики в целях содействия обновлению,
модернизации и расширению основных фондов российских предприятий.
. ООО «Сбербанк Капитал»: является 100%
дочерней организацией ОАО «Сбербанк России», которое реализует проекты в
области жилой и коммерческой недвижимости, топливно-энергетической
промышленности, угольной промышленности, автомобильной промышленности, развития
транспортной системы России.
. ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная
система торгов» (ЗАО «Сбербанк-АСТ»): Является национальным оператором для
проведения открытых аукционов в электронной форме для государственных и
муниципальных нужд.
. Негосударственный Пенсионный Фонд
Сбербанка (НПФ Сбербанка): ОАО «Сбербанк России» не только является учредителем
НПФ Сбербанка, но и его партнером по продвижению пенсионных услуг на всей
территории Российской Федерации.
. ЗАО «Объединенное кредитное бюро»:
Акционерами бюро являются ОАО «Сбербанк России», Experian и Группа «Интерфакс».
Таким образом, ЗАО «Объединенное кредитное бюро» объединяет возможности ОАО
«Сбербанк России» - крупнейшей российской кредитной организации, Experian -
ведущего мирового оператора кредитных бюро, и «Интерфакса» - ведущего
российского информагентства и создателя СПАРКа, крупнейшей в России
информационной системы по оценке кредитных рисков компаний.
. ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС»
(ЗАО «СТАТУС»): оказывает услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг на
основании лицензии, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам
12.03.2004 № 10-000-1-00304 без ограничения срока действия.
. ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп» (ЗАО
«СПГ»): Оказывает содействие своим клиентам в проведении преобразований,
способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и
финансовых ресурсов для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе и
устойчивого роста.
10. ООО «АУКЦИОН»: Дочернее предприятие ОАО
«Сбербанк России» со 100 % участием в уставном капитале, которое
специализируется на предоставлении профессиональных услуг по оценке
недвижимости (здания, сооружения, квартиры, земельные участки, загородная
недвижимость, коттеджи и т.д.), оказывает услуги по оценке бизнеса
(предприятия, акции, переоценка основных фондов), оборудования и
автотранспорта.
11. ОАО «Российский аукционный дом» (ОАО
«РАД»): Проводит классические и электронные аукционы (по английской системе -
на повышение стартовой цены - и по голландской системе - на понижение стартовой
цены).
Благодаря своей широкой филиальной сети,
состоящей из 17 территориальных банков и насчитывающей более 18 400 подразделений
(см. прил. 1), Сбербанк России предлагает клиентам во всех федеральных округах
различные банковские услуги и финансовые продукты.
Сегодня ОАО «Сбербанк России» как один из
участников рынка занимает лидирующую позицию в российской банковской сфере (см.
рис.4), а также на рынке кредитования, о чем свидетельствует рост кредитного и
депозитного портфелей (см. прил. 2 и прил. 3).
Рис.4. Рейтинг банков по чистым активам на 1
октября 2013 года
Основным акционером ОАО «Сбербанка России» и
учредителем является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50%
уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка
являются международные и российские инвесторы (см. рис. 7).
Рис.7. Структура акционеров ОАО «Сбербанк
России» по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (конец операционного
дня 11 апреля 2013 года)
В структуру акционерного капитала ОАО «Сбербанк
России» входит следующее общее количество размещенных акций:
1. обыкновенные акции номиналом 3 руб. - 21
586 948 000 шт.;
2. привилегированные акции номиналом 3 руб.
- 1 000 000 000 шт.
Рассмотрим организационную структуру ОАО
«Сбербанка России» (см. рис. 8 и прил. 4). Все органы управления Банком
формируются на основании Устава Сбербанка России. Основные законодательные
документы, регламентирующие деятельность банка представлены в таблице 2.
Рис.8. Структура органов управления ОАО
«Сбербанка России»
Таблица 2
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие
деятельность ОАО «Сбербанка России»
Основные
нормативно-правовые акты
|
1
|
Конституция
Российской Федерации.
|
Гражданский
кодекс Российской Федерации (редакция от 30.01.2014).
|
Федеральным
законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)».
|
Федеральным
законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
(ред. от 03.04.2014).
|
Окончание
таблицы Таблица 2 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность
ОАО «Сбербанка России»
|
Положение
«О ведении бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на
территории РФ» от 16.07.2012 №385-П.
|
Федерального
закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций».
|
Федеральным
законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
|
Федеральным
законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
|
Федеральный
закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле».
|
Федеральный
закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях».
|
Федеральный
закон РФ от 26.03.1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных
камнях».
|
Федеральный
закон РФ от 26.12.95 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
|
Положение
«О безналичных расчётах в РФ» от 19.06.12 г. №383-П (ред. 15.07.13 г.).
|
На основе анализа основных экономических
показателей деятельности Банка за 2011-2012гг., представленных в бухгалтерском
балансе и отчете о прибылях и убытках (см. прил. 5), можно сделать следующие
выводы.
На протяжении рассматриваемого периода
наблюдается увеличение активов Банка на 3162 млрд.руб. или на 30,4 %. Этому
способствовал рост показателя «чистой ссудной задолженности» на 2114 млрд. руб.
или на 27,6 % (который, в свою очередь, занимает наибольший удельный вес в
структуре активов - 72 % в 2012г. и 74 % в 2011г.), что с одной стороны
является позитивной тенденцией и может свидетельствовать о расширении
клиентской базы банка, увеличении источников получаемых доходов, достаточно
эффективном использовании имеющихся у банка ресурсов, с другой стороны такой
рост, может свидетельствовать о негативной тенденции, которая может быть
связанна с возникновением повышенных кредитных рисков, а также с увеличением
доли «проблемных» кредитов.
Анализируя раздел Пассивы, можно отметить рост
показателя «Обязательство» на 2811 млрд. руб. или на 30, 8 % за счет:
· увеличения показателя «Средства
клиентов, не являющихся кредитными организациями» на 1585 млрд. руб. или на
20,1 %;
· роста показателя «Вклады физических
лиц» на 765 млрд. руб. или на 13,9 %;
· снижение величины показателя
«Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера,
прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон» на 5 млрд.
руб., что носит положительный характер.
Рассматривая отчет о прибылях и убытках можно
отметить следующие моменты:
1. рост прочих операционных расходов на 62, 5
млрд. руб. или на 18, 7%, который был вызван преимущественно инвестициями в
программу модернизации сети отделений Сбербанка и ИТ - систем;
2. увеличение размера строки
«Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период» на 35,7 млрд. руб. или
на 11, 5%, что является положительной тенденцией.
Наблюдается тенденция к увеличению в абсолютном
выражении размера собственных средств (капитала), который составил на 2012г. -
1679,1 млрд. руб., на 2011г. - 1515,8 млрд. руб. Это свидетельствует о
положительном результате, поскольку капитал кредитной организации является
резервом для сохранения платежеспособности в случае возникновения финансовых
трудностей и источником финансирования развития банковских операций.
После определения и анализа показателя,
характеризующего абсолютный размер капитала, необходимо установить
относительные показатели достаточности капитала. Основным показателем такого
рода считается отношение капитала к сумме активов с учетом риска, называемый
норматив достаточности собственных средств (Н1).
Показатель Н1 соответствует установленному
значению (больше или равно 10%) и составляет на 2012г. - 12,64%, на 2011г. -
15,04%. Однако несмотря на снижение данного норматива, поддержание капитала на
достаточном уровне позволяет обеспечивать надежность и прочность финансового
положения банка.
Изучая публикуемую форму 0409135 ОАО «Сбербанка
России», следует выделить основные нормативы ликвидности банка (см. рис.9 и
прил. 6) в соответствии с инструкцией от 03.12.2012г. № 139-И «Об обязательных
нормативах банков» (в ред. от 25.10.2013 № 3097-У) (см. табл. 4).
Таблица 4
Основные нормативы ОАО «Сбербанка России»
Название
показателя
|
Нормативное
значение
|
Комментарий
|
1.
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2).
|
Больше
или равно 15%.
|
На
2012 год составил 61,4%, что удовлетворяет установленному требованию.
Рассматривая показатель в динамики можно также отметить его рост за счет
увеличения высоко ликвидных активов (Лам), что свидетельствует о
положительной тенденции.
|
2.
Норматив текущей ликвидности банка (Н3).
|
Больше
или равно 50%.
|
На
2012 год составил 74,3%, что удовлетворяет установленному требованию.
Рассматривая показатель в динамики можно отметить его рост за счет увеличения
ликвидных активов (Лат), что носит положительный характер.
|
3.
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4).
|
Меньше
или равно 120%.
|
На
2012 год составил 99,8%, что удовлетворяет установленному требованию.
Рассматривая показатель в динамики можно отметить его рост за счет увеличения
кредитных требований с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366
календарных дней. Данный показатель в большей степени приближается к
установленному нормативу, чем за предыдущий год.
|
Рис.9. Диаграмма динамики изменения обязательных
нормативов ликвидности ОАО «Сбербанка России» за период 2011-2012гг.,%
Рассматривая форму 0409806 можно отметить
снижение показателей ROE
и ROA в 2012 году по
сравнению с 2011 годом. Однако данные показатели соответствуют установленным
нормативным значениям и их отклонения не превышают 1%, что говорит о
поддержании эффективной деятельности Сбербанка (см. прил. 7).
Анализ отчетности в соответствии с МСФО позволил
увидеть, что на протяжении периода с 2011 - 2012гг. Банк был подвержен
отдельным финансовым рискам:
· кредитному;
· валютному;
· фондовому;
· процентному;
· рыночному.
Однако наблюдается положительная тенденция -
снижение уровней выше перечисленных рисков (см. рис. 10 и рис. 11).
Рис.10. Динамика изменения величины процентного,
фондового и валютного рисков за 2011-2012гг.
Анализируя финансовую отчетность ОАО «Сбербанка
России» можно увидеть, что Банк проводит эффективную банковскую деятельность и
этому свидетельствует прибыль в размере 34617519 тыс. руб., которая возросла по
сравнению с предыдущим годом на 35679608 тыс. руб. или на 11,5% по строке 26
«Неиспользуемая прибыль (убыток) за отчетный период».
Рассматривая форму 0409807 «Отчет о прибылях и
убытках» важно отметить:
· увеличение чистых процентных доходов
на 119097344 тыс. руб. или 20,7% за счет строки «от ссуд, предоставленных
клиентам, не являющимся кредитными организациями», которые возросли на
252858619 тыс. руб. или на 34,7%;
· отрицательной тенденцией является
значительное увеличение комиссионных расходов, а именно на 6419205 тыс. руб. по
сравнению с предыдущим периодом или на 73,7%.
Также проводя анализ годовой отчетности ОАО
«Сбербанка России» формы 0409102 можно отметить:
· существенное увеличение Раздела 7
«Прочие доходы» («Штрафы, пени, неустойки»: строки по другим банковским
операциям и сделкам стр. 17102) на 27832 тыс. руб. или на 172,5 % и по «Прочим
(хозяйственным) операциям» (стр. 17103) на 66 702 тыс. руб. или на 103,1 %;
· значительное сокращение расходов по
строке «Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (стр. 22203)
на 3569265 тыс. руб. или на 70,7 % и строки «Отрицательная переоценка
драгоценных металлов» (стр. 24103) 138644542 тыс. руб. или 15,6 %.
Рис.11. Динамика изменения отдельных видов
риска, млрд. руб. за 2011-2012гг.
Изучение структуры кредитного портфеля показало
рост объемов отдельных банковских продуктов и ниже перечисленные результаты
(см. рис. 12).
Рис. 12. Структура кредитного портфеля до вычета
резерва под обесценение по состоянию на 2011 -2012 гг. (по данным годового
отчета ОАО «Сбербанка России» за 2012г.)
Исходя из данных, представленных на рисунке 13,
в структуре кредитного портфеля можно наблюдать:
· рост отдельных банковских продуктов,
так например, объем корпоративного кредитования вырос на 1651,2 млрд. руб. или
на 25,1 %, причем доля предоставленных кредитов юридическим лицам в совокупном
валовом кредитном портфеле сократилась с 78,5 % до 74,4 % или на 4,1 %;
· рост розничного сегмента на 1030,9
млрд. руб. или на 57,1 %, что, в свою очередь, было связано с увеличением долей
ряда продуктов, предоставляемых физическим лицам, в совокупном валовом
кредитном портфеле и их объема (например, рост на потребительские и прочие
ссуды физическим лицам на 625,7 млрд. руб. или 66,3 %; рост на ипотечное
кредитование - 366 млрд. руб. или на 47,1 %; увеличение автокредитования
физических лиц - 39,2 млрд. руб. или на 46,6 %).
В целом уровень совокупного валового кредитного
портфеля по сравнению с 2011 года в 2012 году возрос на 32 %.
Рис. 13. Структура кредитного портфеля в разрезе
классов кредитов за период с 31.12.2011 - 31.12.2012 гг., млрд. руб.
2. Характеристика Омского отделения № 8634 ОАО
«Сбербанка России»
Остановимся подробнее на одном из крупнейших
банков Западной Сибири, а именно на Западно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк
России». В его состав входит более 750 структурных подразделений с общей
численностью сотрудников около 12 тысяч человек.
Деятельность кредитной организации
осуществляется на территории четырех субъектов Российской Федерации: Тюменской
области, Омской области, Ханты - Мансийского автономного округа и
Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для осуществления банковских операций Банк имеет
генеральную лицензию № 1481 от 30 августа 2010 года.
В клиентскую базу Западно-Сибирского банка
входят: частные лица; ведущие промышленные предприятия; государственные
организации; субъекты малого и среднего бизнеса.
Структура органов управления Западно-Сибирским
банком ОАО «Сбербанка России» и Омского отделения № 8634 (в т.ч. основные
функции) представлена на рисунке 14, 15 и в приложении 8, 9.
Рис.14. Структура органов управления
Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанка России»
Рис.15.
Организационная структура Омского отделения №8634
На сегодняшний день сеть ОАО «Сбербанка России»
на территории Омской области растет с каждым годом, так, например, в настоящее
время на региональном рынке количество банкоматов Сбербанка России составляет
1440 штук, а установленных терминалов - 7655.
Омское отделение Западно-Сибирского банка ОАО
«Сбербанка России» сотрудничает с рядом крупных предприятий региона, так,
например, ЗАО ГК «Титан», НПО «Мостовик», ОАО «Газпром нефть», ОАО
«ОмскВодоканал», Омский филиал ОАО «Сибирьтелеком» и многими другими.
Среди основных внутренних нормативно-правовых
документов, регулирующих деятельность Омского отделения №8634, и определяющих
порядок проведения операций выделяются:
· Нормативно-правовые акты,
определяющие порядок проведения операций;
· Устав Банка, утвержденный годовым
Общим собранием акционеров 31 мая 2013 года;
· Кодекс корпоративного управления
Сбербанка России Утвержден годовым общим собранием акционеров, июнь 2002 г.;
· Положение о Наблюдательном совете
Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российского Федерации
(открытого акционерного общества) (С учетом изменений и дополнений,
утвержденных годовыми общими собраниями акционеров 21 июня 2002 г., 18 июня
2004 г. и 16 июня 2006 г.);
· Положение о комитетах
Наблюдательного совета от 20 сентября 2013 г. (Протокол от 20.09.2013 г. №
126);
· Положение о Правлении (Протокол № 23
от 04.06.2010г.);
· Регламент предоставления кредитов
юр.л. и ИП (редакция 5) с учетом изменений №18 от 06.11.2013 г. Москва 2013 г.
(утвержден Комитетом ОАО «Сбербанка России» по предоставлению кредитов и
инвестиций от 30.06.06 г. Протокол №432 §8);
· Регламент № 1948 кредитования
клиентов сегмента «Малый бизнес» Сбербанком России и его филиалами по
продуктам, предоставляемыми на основе скоринговой модели оценки
кредитоспособности. Москва, 2010г.;
· Правила кредитования физических лиц
учреждениями Сбербанка России № 229-3-р;
· Регламент предоставления кредитов
юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами № 285-5-р;
· Правила платежной системы Сбербанк
2013 г.
На основании ниже перечисленных лицензий Банк
реализует свою политику (см. табл. 8).
Таблица 8
Виды лицензий Омского отделения № 8634 ОАО
«Сбербанка России» по состоянию на 01.10.2013г.
Наименование
филиала
|
Участие
банка в системе страхования вкладов
|
Виды
лицензий на осуществление банковской деятельности
|
|
|
Небанковские
|
Со
средствами в рублях с юридическими лицами
|
Привлечение
во вклады денежных средств физических лиц в рублях
|
Со
средствами и в рублях и в иностранной валюте с юридическими лицами
|
Привлечение
во вклады денежных средств физических лиц в рублях и в иностранной валюте
|
Генеральная
|
С
драгоценными металлами
|
Омское
отделение № 8634 ОАО «Сбербанка России»
|
V
|
___
|
___
|
___
|
___
|
___
|
V
|
V
|
Таблица 9
Расчет величины операционного риска в Сбербанке
России
Банк
|
На
1 окт. След.года
|
Валовый
доход (млн.руб.)
|
Величина
чистых процентных доходов стр.3 ф 0409807 (млн.руб.)
|
Величина
чистых не процентных доходов (млн.руб.)
|
сумма
стр. 6, 9, 11, 12, 17 ф 0409807 (млн.руб.)
|
стр.6
ф 0409807 (млн.руб.)
|
стр.9
ф 0409807 (млн.руб.)
|
стр.11ф
0409807 (млн.руб.)
|
стр.12
ф 0409807 (млн.руб.)
|
стр.17
ф 0409807 (млн.руб.)
|
стр.13
ф 0409807 (млн.руб.)
|
Сбербанк
|
2012
|
694
923
|
694
923
|
-573
938
|
194
172
|
8
405
|
8
759
|
3
960
|
159
875
|
13
173
|
15
129
|
|
2011
|
575
826
|
575
826
|
-750
964
|
152
798
|
-2
004
|
2
800
|
3
529
|
134
286
|
12
183
|
8
710
|
|
2010
|
502
833
|
502
833
|
-290
516
|
135
008
|
1
634
|
-14
837
|
1
420
|
118
504
|
13
451
|
6
562
|
|
2009
|
499
894
|
499
894
|
-353
049
|
123
840
|
1
049
|
6
512
|
174
|
104
895
|
11
211
|
4
324
|
Банк
|
На
1 окт. След.года
|
сумма
по симв. ф 0409102 (млн.руб.)
|
стр.17102
ф 0409102 (млн.руб.)
|
стр.17103
ф 0409102 (млн.руб.)
|
стр.17301
ф 0409102 (млн.руб.)
|
стр.17302
ф 0409102 (млн.руб.)
|
стр.17304
ф 0409102 (млн.руб.)
|
стр.17305
ф 0409102 (млн.руб.)
|
стр.22203
ф 0409102 (млн.руб.)
|
стр.24103
ф 0409102 (млн.руб.)
|
|
Сбербанк
|
2012
|
752
981
|
44
|
131
|
0
|
30
|
76
|
260
|
1
482
|
750
957
|
|
|
2011
|
895
052
|
16
|
65
|
0
|
41
|
54
|
223
|
5
052
|
889
602
|
|
|
2010
|
418
962
|
9
|
98
|
0
|
30
|
41
|
158
|
2
932
|
415
694
|
|
|
2009
|
472
565
|
10
|
65
|
0
|
15
|
26
|
118
|
1
367
|
470
965
|
|
|
Сумма
Дi
|
n
|
Op
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2012
|
1
578 553
|
3
|
78
928
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2013
|
1
773 582
|
3
|
88
679
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В связи с тем, что основной деятельностью Банка
является кредитная политика, которая сопряжена усложнениями банковских
операций, а также увеличением их объемов, что приводит к появлению такого
банковского риска как операционный риск.
Можно также отметить, что интерес к
операционному риску возрастает по мере его увеличения (см. рис. 17).
Поскольку не раскрывается величина операционного
риска в публикуемой отчетности, нами был произведен самостоятельный расчет
уровня операционного риска на 2012 и 2013 года (см. табл. 9) на основе методики
Центрального Банка России.
Рассматривая размер операционного риска в
динамике, на примере, ОАО «Сбербанка России» можно отметить его увеличение за
2013 год на 10 млн. руб. или на 12, 4%.
Рис.17. Динамика изменения размера операционного
риска ОАО «Сбербанка России» на 2012-2013 г.г.
Анализируя показатели, позволяющие произвести
расчет операционного риска, можно увидеть, что росту данной тенденции
способствовали следующие моменты:
· увеличение валового дохода на 119
097 млн. руб. или 20,7%;
· не включение в расчет операционного
риска показателя «величины чистых непроцентных доходов», в силу того, что он
показал отрицательное значение.
Необходимо отметить, что Сбербанк постоянно
совершенствует элементы СУОР, включая информационные системы, процедуры и технологии
на основе информации о реализованных рисках, с учетом поставленных
стратегических задач, изменений во внешней среде, нововведений в мировой
практике в части управления рисками.
В Банке разрабатываются и внедряются
информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать,
анализировать, оценивать, управлять и контролировать операционные риски.
Так, например, в 2011 году Сбербанком был
проведен открытый конкурс по выбору программной платформы для системы
управления операционным риском, в результате которого выбрана платформа SAS
OpRisk Management, используемая ведущими мировыми финансовыми институтами.
Она помогает оценить подверженность
операционному риску и распределить капитал соответствующим образом. Однако
данная система построена на специфики зарубежных стран, что, в свою очередь, не
совсем корректно полностью использовать ее при оценке операционного риска.
Отсюда в качестве рекомендации может служить разработка собственного метода
оценки с учетом российской специфики, а также с учетом особенностей самой
кредитной организации.
анализ
сбербанк россия
3. Развитие банковских технологий в ОАО
«Сбербанке России»
В соответствии с принятой стратегией Сбербанк
продолжил работу по трансформации технологической платформы в целях более
полного удовлетворения запросов клиентов и обеспечения стабильности
бизнес-процессов. Основная работа велась в направлении развития ИТ-платформ,
автоматизации бизнес-процессов, переформатирования филиальной сети и
централизации функций бэк- и мидл- офисов .
В 2012 году были достигнуты значительные
результаты в направлении развития информационных технологий, а именно:
1. В области обще банковских проектов
произошли следующие изменения: раскрытие информации в соответствии с
требованиями «Базель 2»; перевод функций по управлению персоналом в
централизованную ERP-систему на базе SAP; была внедрена система управления
кассовой ликвидностью на базе программного продукта OptiCash/OptiNet, что
позволило сократить издержки на обеспечение наличного денежного обращения;
организована централизованная закупка компонентов ИТ - инфраструктуры, которая
значительно сократила расходы Банка: в территориальных банках на 36% сокращены
расходы на услуги операторов международной и междугородной связи и на 50%
снижена стоимость закупки персональных компьютеров в регионах.
2. В области розничных ИТ - платформ:
выпущены новые версии мобильных банковских приложений для владельцев наиболее
популярных видов мобильных устройств; добавлен новый функционал: перевод
средств между счетами клиента, платежи по шаблонам, переводы клиентам Сбербанка
по номеру карты и номеру телефона и т.д.; в систему Интернет - банкинга
включена услуга персонального финансового планирования, которая позволяет
повысить лояльность клиентов и увеличить продажи банковских продуктов;
. Осуществлена интеграция каналов
дистанционного обслуживания Сбербанка с системой Аэрофлота и это позволило
предоставить клиентам удобный сервис по приобретению авиабилетов; внедрена
новая услуга - перевод денежных средств через информационно-платежные терминалы
Сбербанка для погашения кредитов, полученных в других банках; все основные
подразделения были оборудованы системами управления электронной очередью с
целью улучшения обслуживания клиентов; развитие карточного бизнеса
сопровождалось развитием процессинговых технологий и ростом в 2012 году числа
обслуживаемых банковских карт на 20,5 до 82,7 млн. карт. При этом среднее
количество операций в день возросло до 28 млн., в пиковые моменты нагрузка
достигала 40 тыс. операций в минуту, что позволило Банку существенно нарастить
свои процессинговые мощности.
4. Сбербанк был удостоен следующих наград:
Центр обработки данных (МегаЦОД) Сбербанка получил сертификацию международной
организации The Uptime Institute по уровню надежности Tier III, означающую
высокие показатели отказоустойчивости инженерной инфраструктуры, а также
удостоен международной премии Green Enterprise IT Awards 2012 в номинации
«Реализация инновационных технологий энергосбережения в инфраструктуре
предприятия»; Сбербанк стал первой российской компанией, получившей награду
Международной ассоциации управления проектами, а также лауреатом международной
премии Enterprise Architecture Awards 2012, присуждаемой компанией Forrester
Research.
5. В области повышение качества
обслуживания и укрепление взаимоотношений с клиентами еще в 2011 году была
запущенна масштабная программа переформатирования филиалов, целью которой
является модернизация и улучшение филиальной сети Банка в российских городах.
По итогам 2011 года модернизировали 872 филиала, а к 2012 году количество
открытых отделений нового формата выросло более чем вдвое и составило 1941.
Также в 2012 году был изменен подход к переформатированию филиалов, за счет
внедрения методике анализа показателей филиалов на базе геомаркетинга, которая
дает возможность оценить, какими параметрами должно обладать новое отделение, и
более оптимально определить его расположение и формат. Промежуточные итоги
программы переформатирования показали, что офисы нового формата развиваются
очень быстро и после выхода на плановые показатели объемы операций в них в
1,5-3 раза превышают показатели до переформатирования.
. В области корпоративного бизнеса:
продолжилось развитие системы интернет-банкинга для корпоративных клиентов.
Число клиентов системы Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн превысило 600 тыс. чел. - это
более 60% от клиентской базы Банка. Автоматизированная система Сбербанк
Корпор@ция предоставляет многофилиальным холдингам возможности по гибкому
управлению ликвидностью; запущен продукт E-invoicing - услуга безбумажного
юридически значимого электронного документооборота, которая включает отправку
отчетности в государственные органы; разработан и внедрен новый продукт СМС -
эквайринг, который позволяет продавцам своевременно получать оплату за свои
услуги через СМС - сообщения без предъявления клиентом банковской карты.
7. В целях успешной реализации Стратегии
развития Сбербанка России до 2014 года ставятся следующие перспективы развития:
· В области финансов Банк планирует
обеспечить высокую финансовую результативность за счет устойчивого развития
бизнеса, повышения эффективности управления расходами и эффективного управления
рисками;
· В части работы с клиентами Банк
планирует сконцентрировать усилия на дальнейшем развитии отношений с клиентами,
повышении доходности на одного клиента, увеличении количества продуктов на
одного клиента, диверсификации ресурсной базы и создании предпосылок для выхода
на новые рынки;
· Приоритетными задачами по процессам
и технологиям станут повышение надежности, рост производительности и
совершенствование систем. Банк реализует ряд критически важных проектов для
создания основы развития новых технологий. Это унификация ИТ - платформ и
процессов, консолидация ИТ - инфраструктуры, построение мультиканальной модели,
создание технологической основы для анализа больших массивов данных, дальнейшее
развитие цифровых технологий.
Приложение 1
Диаграмма структуры филиальной сети ОАО
«Сбербанка России»
Рис.2. Структура филиальной сети ОАО «Сбербанка
России» за 2012гг., шт.
Рис.3. Структура филиальной сети ОАО «Сбербанка
России» за 2011гг., шт.
Приложение 2
Диаграмма рейтинга банков по кредитному портфелю
на 2013г.
Рис.5. Рейтинг банков по кредитному портфелю на
1 октября 2013 года
Приложение 3
Диаграмма рейтинга российских банков по
депозитному портфелю на 2013г.
Рис. 6. Рейтинг банков по депозитному портфелю
на 1 октября 2013 года
Приложение 4
Таблица 1
Основные функции структуры управления ОАО
«Сбербанка России»
Наименование
элемента структуры управления
|
Основные
задачи (функции)
|
1
|
2
|
Общее
собрание акционеров
|
принимает
решения по основным вопросам деятельности банка (напр., реорганизация и
ликвидация банка, внесение изменений и дополнений в Устав Банка, избрание
членов Наблюдательного совета и т.п.).
|
Ревизионная
комиссия
|
проверяет
соблюдение Банком законодательных и других актов, регулирующих его
деятельность, постановку внутреннего контроля в Банке, законность совершаемых
операций, дает оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет и
содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности Банка.
|
Наблюдательный
совет
|
определение
приоритетных направлений деятельности Банка, назначение членов Правления и
досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов созыва и подготовки
Общих собраний акционеров и рекомендаций по размеру дивиденда по акциям,
периодическое заслушивание отчетов Президента, Председателя Правления Банка о
деятельности Банка.
|
Комитеты
Наблюдательного совета
|
Комитет
по аудиту
|
осуществляет
предварительную оценку кандидатов в аудиторы Банка, рассматривает заключения
аудитора и Ревизионной комиссии, оценивает эффективность процедур внутреннего
контроля Банка, предварительно рассматривает годовую финансовую отчетность
Банка и др.
|
|
Комитет
по кадрам и вознаграждениям
|
|
Комитет
по стратегическому планированию
|
осуществляет
предварительное рассмотрение вопросов, касающихся стратегического управления
деятельностью Банка, в целях повышения эффективности его деятельности в
долгосрочной перспективе.
|
Правление,
Президент, Председатель Правления
|
предварительно
обсуждает все вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием акционеров и
Наблюдательным советом Банка, определяет политику Банка в сфере управления
рисками и в других областях деятельности, обсуждает отчеты руководителей
подразделений центрального аппарата Банка и руководителей территориальных
банков об итогах деятельности, организует внедрение в практику работы Банка
наиболее прогрессивных банковских технологий, осуществляет реализацию
проектов по комплексной автоматизации банковских работ, обеспечивает создание
современной банковской инфраструктуры, а также решает текущие и другие
вопросы деятельности Банка.
|
Комитеты
Банка
|
Комитет
по корпоративному бизнесу
|
обеспечивает
реализацию Стратегии развития Банка в части обслуживания корпоративных
клиентов (крупнейших, крупных, средних корпоративных клиентов и предприятий
малого и микро бизнеса).
|
|
Комитет
по предоставлению кредитов и инвестиций
|
осуществляет
совершенствование и обеспечение реализации кредитной политики Банка.
|
|
Комитет
по проблемным активам
|
обеспечивает
эффективную деятельность Банка по урегулированию проблемной задолженности.
|
|
Комитет
по розничному бизнесу
|
обеспечивает
реализацию политики Банка в области кредитования физических лиц.
|
|
Комитет
по управлению активами и пассивами
|
обеспечивает
реализацию Стратегии развития Банка в части управления активами и пассивами,
управления риском ликвидности и рыночными рисками.
|
|
Комитет
по реализации Стратегии развития
|
осуществляет
обеспечение своевременной и качественной реализации в Банке стратегических
программ и проектов; организацию, планирование и координацию проектной
деятельности Банка.
|
Комитеты
Банка
|
Комитет
по процессам и технологиям
|
обеспечивает
реализацию Стратегии развития Банка в части развития процессов и технологий.
|
|
Комитет
по вопросам управления персоналом
|
обеспечивает
реализацию Стратегии развития Банка в части управления персоналом.
|
|
Комитет
по управлению дочерними и зависимыми обществами
|
обеспечивает
решения задач, поставленных Банком перед дочерними и зависимыми обществами
ОАО «Сбербанк России».
|
|
Комитет
по урегулированию конфликтов интересов
|
осуществляет
предотвращение и урегулирование конфликтов интересов, возникающих на уровне
Банка, а также конфликты интересов, которые не были разрешены
соответствующими Комитетами в филиалах Банка.
|
|
Комитет
по рискам Группы
|
обеспечивает
разработку, реализацию и совершенствование стратегии и политики в области
управления всеми рисками, присущими деятельности Группы ОАО «Сбербанк
России».
|
|
Комитет
по рискам трейдинга
|
обеспечивает
реализацию Стратегии развития Банка в части управления рисками операций на
финансовых рынках.
|
Коллегия
Банка
|
обсуждение
стратегических вопросов развития Банка и выработка оптимальных решений,
учитывающих региональные особенности деятельности Банка.
|
Подразделения
центрального аппарата, территориальные банки и зарубежные подразделения
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Таблица 3 Бухгалтерский баланс на 2012 и 2011гг.
Наименование
статьи
|
Данные
за 2012г.
|
Удельный
вес,%
|
Данные
за 2011г.
|
Удельный
вес,%
|
Изменение,
тыс.руб.
|
Тепм
роста, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
АКТИВЫ
|
Денежные
средства
|
725
051 773
|
5,3
|
492
880 738
|
4,7
|
232
171 035
|
47,1
|
Средства
кредитных организаций в ЦБ РФ
|
381
207 927
|
2,8
|
151
196 647
|
1,5
|
230
011 280
|
152,1
|
Обязательные
резервы
|
122
373 578
|
0,9
|
99
392 457
|
1,0
|
22
981 121
|
23,1
|
Средства
в кредитных организациях
|
81
464 392
|
0,6
|
38
443 527
|
0,4
|
43
020 865
|
111,9
|
Финансовые
активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток
|
101
883 985
|
0,8
|
23
528 226
|
0,2
|
78
355 759
|
333,0
|
Чистая
ссудная задолженность
|
9
772 750 284
|
72,0
|
7
658 870 942
|
73,5
|
2
113 879 342
|
27,6
|
Чистые
вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для
продажи
|
1
541 630 850
|
11,4
|
1
140 033 047
|
10,9
|
401
597 803
|
35,2
|
|
|
|
|
|
0
|
|
Инвестиции
в дочерние и зависимые организации
|
281
233 360
|
2,1
|
94
030 603
|
0,9
|
187
202 757
|
199,1
|
Чистые
вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения
|
361
861 978
|
2,7
|
417
065 553
|
4,0
|
-55
203 575
|
-13,2
|
Основные
средства, нематериальные активы и материальные запасы
|
438
028 479
|
3,2
|
370
948 267
|
3,6
|
67
080 212
|
18,1
|
Прочие
активы
|
177
874 551
|
1,3
|
126
452 216
|
1,2
|
51
422 335
|
40,7
|
Всего
активов
|
13
581 754 219
|
100,0
|
10
419 419 163
|
100,0
|
3
162 335 056
|
30,4
|
ПАССИВЫ
|
Кредиты,
депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации
|
1
367 973 939
|
11,5
|
565
388 335
|
6,2
|
802
585 604
|
142,0
|
|
|
|
|
|
0
|
|
Средства
кредитных организаций
|
605
450 003
|
5,1
|
477
466 955
|
5,2
|
127
983 048
|
26,8
|
Средства
клиентов, не являющихся кредитными организациями
|
9
462 176 277
|
79,3
|
7
877 197 651
|
86,4
|
1
584 978 626
|
20,1
|
Вклады
физических лиц
|
6
288 049 613
|
52,7
|
5
522 845 516
|
60,6
|
765
204 097
|
13,9
|
Финансовые
обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток
|
25
965 548
|
0,2
|
0
|
0,0
|
25
965 548
|
|
|
|
|
|
|
0
|
|
Выпущенные
долговые обязательства
|
331
891 304
|
2,8
|
87
222 883
|
1,0
|
244
668 421
|
280,5
|
Прочие
обязательства
|
115
477 162
|
1,0
|
85
195 233
|
0,9
|
30
281 929
|
35,5
|
Резервы
на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим
возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон
|
21
323 838
|
0,2
|
26
305 667
|
0,3
|
-4
981 829
|
-18,9
|
|
|
|
|
|
0
|
|
|
|
|
|
|
0
|
|
Всего
обязательств
|
11
930 258 071
|
100,0
|
9
118 776 724
|
100,0
|
2
811 481 347
|
30,8
|
ИСТОЧНИКИ
СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
|
Средства
акционеров (участников)
|
67
760 844
|
4,1
|
67
760 844
|
5,2
|
0
|
0,0
|
Собственные
акции (доли), выкупленные у акционеров (участников)
|
0
|
0,0
|
0
|
0,0
|
0
|
|
Эмиссионный
доход
|
228
054 226
|
13,8
|
228
054 226
|
17,5
|
0
|
0,0
|
Резервный
фонд
|
3
527 429
|
0,2
|
3
527 429
|
0,3
|
0
|
0,0
|
Переоценка
по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи
|
26
396 638
|
1,6
|
-26
013 504
|
2,0
|
52
410 142
|
-201,5
|
|
|
|
|
|
0
|
|
Переоценка
основных средств
|
84
217 444
|
5,1
|
84
710 995
|
6,5
|
-493
551
|
-0,6
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет
|
895
365 048
|
54,2
|
632
107 538
|
48,6
|
263
257 510
|
41,6
|
Неиспользованная
прибыль (убыток) за отчетный период
|
346
174 519
|
21,0
|
310
494 911
|
23,9
|
35
679 608
|
11,5
|
Всего
источников собственных средств
|
1
651 496 148
|
100,0
|
1
300 642 439
|
100,0
|
350
853 709
|
27,0
|
ВНЕБАЛАНСОВЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
Безотзывные
обязательства кредитной организации
|
2
573 818 494
|
|
2
057 720 135
|
|
516
098 359
|
25,1
|
Выданные
кредитной организацией гарантии и поручительства
|
882
103 667
|
|
643
334 969
|
|
238
768 698
|
37,1
|
Условные
обязательства не кредитного характера
|
2
557 660
|
|
747
324
|
|
1
810 336
|
242,2
|
Приложение 6
Таблица 5 Расчеты основных нормативов
ликвидности ОАО «Сбербанка России» за 2011-2012гг.
Наименование
показателя (тыс.руб.)
|
2012г.
|
2011г.
|
Лам
|
1
399 405 749
|
1
117 001 389
|
Овм
|
3
110 679 449
|
2
857 770 395
|
Овм*
|
1
665 170 503
|
1
319 994 790
|
Лат
|
2
491 142 585
|
2
028 855 859
|
Овт
|
4
397 316 684
|
3
642 571 460
|
Овт*
|
2
085 760 531
|
1
718 973 744
|
Крд
|
6
246 481 293
|
5
024 376 242
|
Ко
|
1
679 091 089
|
1
515 779 758
|
ОД
|
2
392 140 411
|
2
182 963 004
|
О*
|
4
373 406 548
|
4
115 685 211
|
Норматив
мгновенной ликвидности банка (Н2)
|
61,4
|
50,8
|
Норматив
текущей ликвидности банка (Н3)
|
74,3
|
72,9
|
Норматив
долгосрочной ликвидности банка (Н4)
|
99,8
|
87,3
|
Приложение 7
Таблица 6
Расчеты показателей рентабельности ОАО
«Сбербанка России» за период 2011-2012гг.
Показатели
|
Норматив,
%
|
2012г.
|
2011г.
|
Чистая
прибыль
|
|
344
415 915,00
|
321
891 079,00
|
Активы
|
|
13
581 754 219,00
|
10
419 419 163,00
|
|
1
651 496 148,00
|
1
300 642 439,00
|
Рентабельность
активов (ROA)
|
от
1 до 4%
|
2,54
|
3,09
|
Рентабельность
акционерного капитала (ROE)
|
от
15 до 40%
|
20,85
|
24,75
|
Приложение 8
Таблица 7
Основные функции структурного подразделения
Омского отделения № 8634
№
п/п
|
Наименование
элемента структуры управления
|
Основные
задачи (функции)
|
Управляющий
отделением Меркулов И.А.
|
1
|
Управление
безопасности
|
Обеспечивает
безопасное функционирование Сбербанка России (осуществление экономической и
информационной безопасности Банка) и т.д.
|
2
|
Управление
по работе с персоналом
|
Подбор
персонала и комплектование штата; Оценка персонала; Управление карьерным
развитием персонала (организация и проведение тренингов, мероприятий по
программам обучения и развития персонала) и т.д.
|
3
|
Отдел
внутреннего аудита
|
Обеспечение
высокой эффективности системы внутреннего контроля банка, а также ее
способности своевременно выявить и обеспечить адекватную реакцию на возможные
ошибки, нарушения и упущения.
|
4
|
Юридическое
управление
|
Обеспечивает
юридическое сопровождение: корпоративного и розничного процесса кредитования;
открытия счетов и расчетно-кассового обслуживания; всех форм расчетов,
соблюдение законодательства о платежной системе и требований Банка России о
проведении безналичных расчетов; операций с использованием пластиковых карт,
электронно-цифровой подписи; Проводит претензионно - исковую работу в Банке и
т.д.
|
5
|
Сектор
по реализации ПСС
|
Эффективное
и качественное ведение и реализация вверенных проектов; Осуществление сбора,
анализа и консолидации информации в рамках запросов.
|
6
|
Отдел
по работе с проблемными активами юридических лиц
|
Осуществляет:
анализ кредитного портфеля, выявление проблемных зон, порядка андеррайтинга,
разработку и реализацию сложных схем возврата задолженности; Проводит
переговоры с наиболее крупными проблемными клиентами; Организует
взаимодействие и координацию работы филиалов, дополнительных офисов Банка при
возникновении проблемной задолженности и т.д.
|
7
|
Сектор
маркетинга
|
Построение
долгосрочных отношений между клиентом и банком; Проведение маркетинговых
исследований и анализ рынка ЦА и т.д.
|
8
|
Управление
по работе с проблемной задолженностью
|
Осуществление
проверки сведений: об участниках кредитной сделки, а также принадлежащим им
имуществе; Осуществление выездов по месту фактического
проживания/регистрации, а также по месту работы заемщиков/поручителей и др.
участников кредитной сделки; Проведение переговоров с заемщиком по выбору
метода и согласование условий досудебного погашения и т.д.
|
9
|
Административное
управление
|
Организация
и проведение рекламных компаний; Составление и предоставление отчетности по
направлениям деятельности отдела; Проведение культурных и социальных
мероприятий; Ведение делопроизводства; Проведение и организация работ по
ремонту и поддержанию зданий и сооружений отделения и его филиалов и т.д.
|
10
|
Отдел
кассовой работы
|
Порядок
совершения кассовых операций с драгоценными металлами в хранилищах; Порядок
завершения операционного дня структурного подразделения Сбербанка России по
обслуживанию физ. лиц; Порядок совершения кассового обслуживания в ВСП и т.д.
|
11
|
Отдел
инкассации
|
Обеспечивает
организацию мониторинга специального автотранспорта и обработки информации;
Обеспечивает инкассацию и перевозку ценностей; Осуществляет сопровождение
договоров и организацию инкассации и т.д.
|
12
|
Управление
информационных технологий
|
Обучение
операционно-кассовых работников в части работы с оборудованием; Подготовка
предложений по проведению необходимых мероприятий; Поддержание в актуальном
состоянии информации о состоянии банкоматной сети, предоставление отчетов;
Качественная и своевременная установка обновлений ПО на банкоматах;
Своевременное реагирование на устранение выявленных сбоев или поломок
оборудования и т.д.
|
Заместитель
управляющего отделением Конев А.А.
|
13
|
Управление
продаж корпоративным клиентам
|
Основными
задачами являются: проведение переговоров с региональными клиентами сегментов
«крупный бизнес» и «средний бизнес»; участие в разработке стандартов по
процессам организации продаж, а также планирование и оценке его
эффективности; выполнение контрольных процедур в рамках планирования и
мониторинга и т.д.
|
14
|
Управления
кредитования
|
Развитие
и управление продуктовой линией; Участие в разработке мероприятий,
направленных на повышение эффективности и качества обслуживания клиентов;
Рассмотрение документов заемщика и подготовка заключения на Кредитный комитет
Банка; Привлечение других подразделений Банка к рассмотрению документов
заемщика; Оформление кредитных документов; Периодическая проверка наличия и
сохранности предмета залога, своевременная переоценка обеспечения и т.д.
|
15
|
Отдел
транзакционного бизнеса
|
Организация
работы по развитию транзакционного бизнеса (РКО, депозиты, ценные бумаги,
инкассация, валютный контроль); Распределение плановых заданий; Организация
рекламных акций, контроль показателей развития бизнеса и т.д.
|
16
|
Сектор
развития и сопровождения корпоративного бизнеса
|
Сбор
и обработка статистической и аналитической информации; Анализ и оценка
рыночной ситуации; Разработка ключевых показателей эффективности бизнес -
подразделений; Бизнес-планирование и т.д.
|
17
|
Операционное
управление в части развития корпоративного бизнеса
|
Организация
работы филиала по развитию бизнеса с корпоративными клиентами; Обеспечение
выполнения плановых показателей по корпоративному бизнесу; Организация и
осуществление работы по сбору документов и подготовке материалов на Кредитный
комитет; Привлечение корпоративных клиентов на кредитование и т.д.
|
18
|
Операционно-кассовая
работа в ВСП в части развития корпоративного бизнеса
|
Обеспечение
качества обслуживания ВСП; Организационно- административное управление офисом
банка; Внедрение и поддержание стандартов работы; Планирование и контроль
графика работы сотрудников; Организация привлечения клиентов; Контроль
выполнения установленных показателей операционного качества; Работа с
корпоративными клиентами в части организации продаж их сотрудникам и т.д.
|
19
|
Отдел
по работе с залогами
|
Оценка
рыночной/залоговой стоимости имущества и его ликвидности; Проведение
постоянного мониторинга, анализа и систематизации информации по рынкам
недвижимости, товаров и услуг в целях оперативного реагирования на его
конъюнктуру; Осуществление деятельности по осмотру предлагаемого и принятого
в залог имущества; Проверка правоустанавливающих документов; Структурирование
залогового имущества; Взаимодействие с клиентами, страховой, сюрвейерской
компаниями в части страхования и т.д.
|
Заместитель
управляющего отделением Амелина И.В.
|
20
|
Отдел
планирования, контроля и качества клиентского обслуживания физических лиц
|
Анализ
и контроль выполнения бизнес-планов розничного блока на уровне ТБ, а также
анализ конкурентной среды и рыночных позиций в региональном разрезе; Подготовка
форм управленческой и статистической отчетности, контроль достоверности
данных; Выполнение планов реализации ключевых розничных проектов и т.д.
|
21
|
Управление
обслуживания и продаж в сети ВСП для физических лиц
|
Руководство
деятельностью персонала; Участие в проведении кадровой работы подразделений;
Открытие/закрытие/пополнение/частичное снятие со вкладов и счетов, выдача
наличных по картам; Прием заявлений на оформление новых карт, выдача карт
клиентам; Консультации и оформление всех необходимых документов для
оформления кредитных карт и карт с разрешенным овердрафтом и т.д.
|
22
|
Отдел
по работе с предприятиями
|
Основными
задачами являются: Увеличение доли выдач жилищных кредитов на рынке
ипотечного кредитования; Привлечение к сотрудничеству операторов рынка жилья
- застройщиков, агентств недвижимости региона; Построение совместных продаж с
аккредитованным партнером; Контроль выполнения плана продаж жилищных
кредитов; Увеличение доли банка на рынке жилищного кредитования и в системе
Сбербанка и т.д.
|
23
|
Отдел
удаленных каналов обслуживания
|
Координация
работ по функциональному развитию удаленных каналов обслуживания Банка и
процесса по разработке новых продуктов и услуг; Внедрение и обеспечение
развития удаленных каналов обслуживания в филиальной сети Банка; Анализ рынка
банковских услуг и возможности развития удаленных каналов обслуживания в
местах расположения филиалов Банка и т.д.
|
24
|
Операционное
управление в части развития розничного бизнеса
|
Формирование
развитие клиентской базы; Мотивация и наставничество сотрудников; Руководство
деятельностью персонала; Участие в проведении кадровой работы подразделений;
Организация работы и непосредственное участие в привлечении и удержании
клиентов; Прием/выдача переводов и прием платежей физических лиц;
Консультации потенциальных частных клиентов (вклады, карты, переводы,
платежи, чеки); Разработка схемы обслуживания клиентов, контроль за его
качеством, а также организация мероприятий направленных на повышения качества
обслуживания клиентов и т.д.
|
25
|
Операционно-кассовая
работа в ВСП в части развития розничного бизнеса
|
Обеспечение
выполнения бизнес - показателей и нормативов филиальной сети; Разработка
системы планирования и контроля деятельности ВСП; Внедрение системы
стандартов сервиса и деятельности; Организация работы по обслуживанию
клиентов и т.д.
|
26
|
Отдел
по работе с партнерами
|
Основными
задачами являются: увеличение продаж услуг торгового эквайринга, привлечение
на обслуживание крупнейших клиентов, построение и координация взаимодействия
между Головным офисом и филиальной сетью по организации продаж и т.д.
|
27
|
Финансовое
управление
|
Оперативный
контроль финансовых ресурсов с целью их эффективного использования; Контроль
над соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением
договорных обязательств, расходами и поступлением доходов Комплексный
экономический и финансовый анализ деятельности; Разработка мероприятий по
повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению
прибыльности.
|
28
|
Депозитарий
|
Осуществление
депозитарного учета: ведение и хранение регистров депозитарного учета,
проведение операций по счетам ДЕПО, составление отчетов по итогам операций,
оформление кассовых документов для внесения и выдачи сертификатов ценных
бумаг; Взаимодействие с депонентами: заключение и ведение депозитарных
договоров, прием, проверка, выдача документов, проведение операций, расчет
депозитарных комиссий, оформление счетов; Взаимодействие с депозитариями,
реестродержателями: оформление пакета документов для открытия счетов и т.д.
|
29
|
Отдел
по обслуживанию на финансовых рынках
|
Выстраивание
механизма продаж банковских продуктов, связанных с операциями на финансовых
рынках; Реализация клиентам структурных продуктов на финансовых рынках; Прием
заявок и распоряжений от клиентов на проведение операций на финансовых
рынках; Исполнение функций налогового агента по операциям с ценными бумагами
в соответствии с регламентами ОАО «Сбербанк России»; Текущий анализ и прогноз
развития ситуации на финансовом рынке для обеспечения эффективности
проводимых операций.
|
30
|
Отдел
управления филиальной сетью
|
Разработка
предложений по развитию региональной инфраструктуры; Административное
управление и контроль за работой филиальной сетью; Внедрение бизнес процессов
«головная компания - филиал», бизнес планирование и обеспечение выполнения
бюджета филиальной сетью; Анализ результатов деятельности филиалов и
подготовка предложений руководству; Методическое обеспечение деятельности
филиальной сети и создание процесса коммуникаций между подразделениями и
головным офисом.
|
Приложение 9
Рис.16. Организационная структура Омского
отделения № 8634 ОАО Сбербанк России