Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере Красногорского муниципального образования)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,87 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере Красногорского муниципального образования)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

(ФГБОУ ВПО «БГИТА»)

Экономический факультет

Кафедра «Государственное управление и финансы»






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Стратегическое управление»

на тему:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)





Брянск 2013

Содержание

Введение

. Анализ социально-экономического положения Красногорского муниципального образования

. Анализ внешней и внутренней среды Красногорского муниципального образования

.1 Стратегический анализ Красногорского муниципального образования

2.2 SNW - анализ Красногорского муниципального образования

2.3 SWOT - анализ Красногорского муниципального образования

. Определение стратегических целей и стратегических целевых приоритетов социально - экономического развития муниципального образования

4. Разработка программы «Развитие агропромышленного комплекса Красногорского муниципального образования»

Заключение

Список литературы

Введение

В современных условиях продолжающегося перехода России к рыночным отношениям происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти. [2]

Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. Решение вышеперечисленных проблем требует комплексного программного подхода. Применение программного подхода объясняется необходимостью повышения качества разработки и эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. [5]

Вышесказанное определяет актуальность исследуемой темы курсовой работы.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании проблем социально - экономического положения и разработке проекта социально - экономического развития муниципального образования (на примере Красногорского района).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать социально-экономическое положение Красногорского муниципального образования;

провести анализ внешней и внутренней сред муниципального района с помощью PESTE-, SWOT-, SNW-анализов;

определить стратегические цели и приоритеты социально - экономического развития Красногорского муниципального образования;

- разработать проект социально - экономического развития Красногорского муниципального образования.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает Красногорский муниципальный район.

В процессе написания данной работы использовались такие методы исследования как: структурный, структурно-динамический, табличный, метод сравнений.

1. Анализ социально-экономического положения Красногорского муниципального образования

Красногорский район - муниципальное образование, состоящее из 1 городского и 6 сельских поселений, объединенных общей территорией, в соответствии с Законом Брянской области от 09 марта 2005 №3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области», наделено статусом Красногорского района.

Административным центром Красногорского района является поселок городского типа Красная Гора.

Красногорский район расположен в юго-западной части Брянской области. Территория района с начала XX века попеременно входила в состав Суражского уезда Черниговской губернии - до 1919 года, Суражского (с 1921 года - Клинцовского) уезда Гомельской губернии - до 1927 года. С 1 января 1927 года - в состав Клинцовского уезда Брянской губернии - до 1929 года, Западной области - до 1937 года, Орловской области - до 1944 года. С 1944 года - в составе Брянской области.

В состав территорий Красногорского района входят территории поселений: Красногорское городское поселение, Колюдовское сельское поселение. Лотаковское сельское поселение, Любовшанское сельское поселение. Макаричское сельское поселение, Перелазское сельское поселение, Яловское сельское поселение.

С востока район граничит с Гордеевским районом Брянской области, с юга - Новозыбковским районом Брянской области, с юго-востока - Ветковским районом Республики Беларусь, с запада - Чечерским и Краснопольским районами Республики Беларусь, с севера - Костюковичским районом Республики Беларусь.

Протяженность восточной границы района составляет 61 км. Начало границы Гордевского района и Макаричского сельского поселения на всем своем (6 км) протяжении проходит по руслу р. Беседь. В дальнейшем граница с Красногорским городским поселением (36 км) проходит по суше - равнинной местности. Завершается граница, гранича с территорией Яловского сельского поселения (19 км). Граница проходит в основном по границам торфоболота и водоема (16 км) и только небольшая часть по суше.

Протяженность южной границы района - 52 км. Граница проходит между Новозыбковским районом и Яловским сельским поселением (6 км), Яловским сельским поселением (15 км), Любовшанским сельским поселением (16 км) ;Перелазским сельским поселением (4 км), Колюдовским сельским поселение: (11 км) и Ветковским районом Республики Беларусь в основном по равнинной местности, за исключением 17 км, проходящих по руслам рек Колпита и Беседь.

Протяженность западной границы района - 53 км. Граница проходит между Чечерским (14 км), Краснопольским районами (39 км) Республики Беларусь и Колюдовским и Лотаковским сельскими поселениями. Граница в основном проходит по суше, кроме 5 км, проходящих по руслам рек Колпита и Дороговша.

Протяженность северной границы района - 16 км. Граница разделяет Макаричское сельское поселение и Костюковичский район Республики Беларусь, проходит по равнинной местности. [19]

Местное самоуправление в муниципальном районе - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, Законами Брянской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Структуру органов местного самоуправления Красногорского района образуют:

) Представительный орган Красногорского района - Красногорский районный Совет народных депутатов. Местонахождение - Брянская область, пгт. Красная Гора, ул. Первомайская.

)Глава Красногорского района. Полное наименование должности главы муниципального образования - Глава Красногорского района.

  1. Администрация Красногорского района, являющаяся юридическим лицом, муниципальным учреждением. Полное наименование администрации Красногорского района - администрация Красногорского района. Местонахождение - Брянская область, п.г.т. Красная Гора, ул. Первомайская, 6.
  2. Контрольный орган Красногорского района. Полное наименование контрольного органа Красногорского района - ревизионная комиссия.

Структура администрации Красногорского района утверждается Красногорским районным Советом народных депутатов. Органы администрации Красногорского района с правами юридического лица создаются решением Красногорского районного Совета народных депутатов о создании соответствующего органа и утверждением Положения о нем.

Органы местного самоуправления Красногорского района могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. В решении районного Совета народных депутатов Красногорского района определяются цели и условия создания муниципального предприятия, учреждения. [20]

Учредителем муниципальных предприятий и организаций от имени Красногорского района выступает администрация Красногорского района. Глава администрации Красногорского района своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, не реже одного раза в год заслушивает отчеты об их деятельности.

По состоянию на 01. 01. 2013 г численность населения района составила 14493 человека, в том числе в сельской местности - 8253 человека, в п.г.т. Красная Гора - 6240 человек. Число хозяйств сократилось на 285 единиц и составило 5931.

Характерной чертой демографического неблагополучия в районе, как и в целом по стране, является естественная убыль населения.

В 2012 году в сравнении с 2011 годом уменьшилась смертность среди населения: 2012 год умерло 144 человек, за 2011 год - 182 человека.

Миграционный прирост населения за 2012 год составил 18 человек: в район прибыло 312 человек, убыло - 294 человека. За 2011 год миграционная убыль составила 4 человека: в район прибыло 340 человек, убыло - 344 человека.

Напряженность сегодняшней демографической ситуации в районе напрямую связана с проблемами формирования и развития семьи, нестабильностью брачных союзов.

За 2 полугодие 2012 года зарегистрировано 38 браков (за 1 полугодие 2012 года -30), расторгнуто - 35 браков (за 1 полугодие 2012 года - 41). В расчете на каждые 100 образованных брачных пар приходится 92 разводов (1 полугодие 2012 года - 136).

Проанализируем финансовый потенциал района. Наибольший удельный вес в структуре доходов муниципального образования за анализируемый период составляют безвозмездные поступления, на конец 2012 г. их процентная доля в общей совокупности доходов бюджета района составила 89,73%.

Доля дотаций от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за период 2010-2012гг. составила соответственно по годам 21,69%, 26,64%, 24,07%.

Собственные доходы из общей величины доходов на конец 2012г. составили 58,43%, что является положительным моментом в экономике района.

Доля же налога на доходы физических лиц и налога на имущество в общей совокупности налоговых поступлений за анализируемый период сокращается. Удельный вес налога на доходы физических лиц на конец 2012 г. составил 5,06%, что на 0,17 п. п. ниже, чем в предшествующем периоде.

Доходы района в период с 2010 по 2011 гг. увеличились на 46752 тыс. руб. А в 2012г. по сравнению с 2011г. они уменьшились на 26333 тыс. руб. Снижение доли доходов в региональном бюджете является негативным фактором.

При этом налог на доходы физических лиц также возрос в 2011г. по сравнению с 2010г., а в 2012г. произошел спад поступлений данного налога в бюджет района.

Доля поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за анализируемый период возросла. На конец 2012г. они составили 2153 тыс. руб., что на 5 п. п. выше, чем в 2011г.

Поступления налога на имущество физических лиц за период сократились. В 2012г. в бюджет данные поступления составили 20 тыс. руб., что на 338 тыс. руб. меньше, чем в 2010г.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2012г. по сравнению с 2011г. возросли на 760 тыс. руб., а в 2011г. по сравнению в 2010г. сократились 390 тыс. руб.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2012г. составили 152069 тыс. руб., что на 16836 тыс. руб. меньше, чем в 2011г. Это может свидетельствовать о нехватке внутренних ресурсов района для его развития.

Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2012г. увеличились на 8461 тыс. руб. по сравнению с 2010г. Субсидии и субвенции районному бюджету за анализируемый период возросли.

Проанализировав структуру расходов бюджета Красногорского муниципального образования можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в общей сумме расходов занимают расходы на образование и здравоохранение. На конец 2012г. их удельный вес в общей сумме расходов составил 52,99% и 18,38% соответственно. Доля же расходов на социальную политику за период 2010-20121гг. значительно сокращается. На конец 2012г. они составили 2,14%, что на 9,75 п. п. ниже, чем в 2010г. В 2012г. по сравнению с 20110г. также наблюдается снижение доли расходов на общегосударственные вопросы и национальную экономику.

Расходы местного бюджета в 2011г. увеличились на 46069 тыс. руб., а в 2012г. по сравнению с 2011г. уменьшились на 20417 тыс. руб. и составили 171767 тыс. руб.

Расходы на общегосударственные вопросы в 2011г. по сравнению с 2009г. увеличились на 8756 тыс. руб., а в 2012г. по сравнению с 2010г. сократились на 4306 тыс. руб., что может быть связано с сокращением доходной части бюджета в 2012г. по сравнению с 2011г.

Расходы на вопросы в области национальной экономики возросли в 2011г., и уменьшились в 2012г., составив при этом 6762 тыс. руб. Это на 4396 тыс. руб. ниже, чем в 2011г., что является негативным моментом в экономическом развитии района.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, а также социальную политику за анализируемый период сократились. А на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт возросли, что может свидетельствовать о развитии социальной сферы и улучшении условий жизни населения.

В 2010г. и 2011г. доходы бюджета района превышали его расходы, а в 2012г. бюджет был дефицитным. Его расходы превысили доходы на 2289 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за исследуемый период в бюджете района наблюдалась нехватка собственных финансовых ресурсов для динамичного его развития.

Поступление налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему на 01.01.2012 года составило 13145,9 тыс. руб., что на 4682,9 тыс. руб. больше чем за аналогичный период 2012 года. Темп роста поступлений к 2012 году составил 155,3%.

Из общей суммы поступлений собственных средств доля налога на доходы физических лиц составила 65,1 % (8561,8 тыс. руб.), неналоговых поступлений - 18,2 процента (2393,1 тыс. руб.), единого налога на вмененный доход - 9,0 % (1 179,0 тыс. руб.), единый налог на совокупный доход - 4,1% (543,7 тыс. руб.). [19]

В связи с нестабильностью работы предприятий и организаций, отсутствия оборотных средств значительные суммы налоговых платежей оседают в недоимках. На 01. 01. 2012 г. недоимка по платежам в бюджеты всех уровней составила 1950,7 тыс. руб.

При этом по сравнению с началом 2012 года недоимка сократилась на 1452,3 тыс. руб. или на 42,7%.

В целом доходная часть бюджета района за 2 полугодие 2012 года исполнена в сумме 130072,3 тыс. руб., что составляет 63,6 % к плановым годовым назначениям.

Объем расходов консолидированного бюджета за 2 полугодие 2012 года составил 102387,3 тыс. руб., что составляет 50,1 % к годовым плановым назначениям (204437,0 тыс. руб.) и 111,8 % к 2 полугодию 2011 года.

В течение года все социально-значимые статьи бюджета выплачивались своевременно.

Проанализируем итоги социально - экономического развития Красногорского района за второе полугодие 2012г.

За 2 полугодие 2012 года предприятиями района производящими промышленные товары отгружено продукции собственного производства на 39,0 млн. руб., что в действующих ценах на 44,4. п.п. выше, чем в 1 полугодии 2012г.

За 2 полугодие 2012г. произошло сокращение количества сельскохозяйственных предприятиях по причине реорганизации СПК «Увельский». CПK «Радуга» и СПК «Ларневск» в крестьянские (фермерские) хозяйства.

Транспортные услуги в районе оказывают 2 специализированные транспортные организации ОАО «Автотранс», ОАО «Красногорское АТП».

За 2 полугодие 2012 года ОАО «Автотранс» перевезено 320 тонн груза, грузооборот составил 38,6 тыс. тонно-километров или 28% к аналогичному периоду прошлого года.

Пассажирские автоперевозки осуществляет ОАО «Красногорское АТП».

За отчетный период перевезено 328,4 тысяч пассажиров, что на 14,3 тысячи больше чем за аналогичный период 2011 года. Пассажирооборот составил 9005,0 тысяч пассажирокилометров.

Строительную деятельность осуществляет ОАО «Красногорская МПМК» За 2 полугодие 2012 года предприятием по генподряду выполнено строительных работ в сумме 10 192,0 тыс. руб., в том числе собственными силами - 8 692,0 тыс. руб. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года в действующих ценах составит 36,0 и 32,0 процентов соответственно.

За 2 полугодие 2012 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в действовавших ценах составил 14,9 млн. руб. (70,3% к уровню 2 полугодия 2011 года).

Основной источник инвестиционной деятельности на территории района - привлеченные средства (90,4 %). В структуре привлеченных средств 100 процентов составляют бюджетные средства, из которых 11,8 млн. рублей (82,4%) -средства областного бюджета, 2,5 млн. рублей (17,6 %) средства федерального бюджета.

Уровень газификации района по состоянию на 01.01.2013 г составляет 50,5%, в том числе по п.г.т. Красная Гора - 80%, по сельским населенным пунктам - 28,7%.

За 1 квартал 2013 года за счет средств населения введено в действие 181м кв. общей площади жилья

Объем платных услуг населению за 2 полугодие 2012 года составил 16,0 млн. руб., что больше уровня 2 полугодия 2011 года на 0.7 млн. руб. или на 4,6% в действующих ценах.

В общем объеме платных услуг 41,1% (6,6 млн. руб.) занимают транспортные услуги, 32,4 процента (5,2 млн. руб.) - коммунальные услуги, 13,8 процента (2,2 млн. руб.) - бытовые услуги.

Торговое обслуживание населения района осуществляется потребительской кооперацией, частными предпринимателями. Система потребительской кооперации включает в себя 35 торговых точек.

Частные предприятия включает в себя 54 магазина, в том числе в селе 22 торговые точки.

Основным местом работы частных предпринимателей является муниципальное предприятие «Рынок», которое имеет 150 рабочих мест.

Общий объем розничного товарооборота на крупных и средних предприятиях всех видов экономической деятельности за 2 полугодие 2012 года составил 69139,0 тыс. руб., что на 21% выше по сравнению с уровнем аналогичного периода 2011г.

Индекс физического объема составит 106,9%

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами за 2 полугодие 2012г. составил 52633,0 тыс. руб.(76,1 % к общему товарообороту). Из них оборот алкогольными напитками составил 10119,0 тыс. руб. (19,2 % к розничному обороту пищевыми продуктами).

Объем розничного товарооборота Красногорского РайПо составил 54954,1 тыс. руб. Темп роста к уровню 1 полугодия 2012 года составил 116,9% в действующих ценах и 103,0 % - в сопоставимых.

Удельный вес продовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота составил 84.9 % (2011 год 82.3 %), из них удельный вес алкогольных напитков - 18,4 % (2011 год 20,1 %)

Оборот общественного питания составил 4366,0 тыс. руб. Темп роста к уровню прошлого составил 122,5 % в действующих ценах, в сопоставимых 104,5 %.

За отчетный период предприятием оказано платных услуг на сумму 147,2 тыс. рублей. Темп роста к уровню прошлого года составил 135,7%.

В целом ситуация в районе на потребительском рынке характеризуется отсутствием дефицита продовольственных товаров.

Официально зарегистрировано в ГУ «Центр занятости населения Красногорского района» в качестве безработных на 01.01.2013 года 167 человек. Уровень безработицы составил 2,4 %.

За содействием в трудоустройстве в службу занятости населения за 2 полугодие 2012 года обратилось 380 человек.

За отчетный период трудоустроено 272 человека, из них безработных - 158 человек. Профессиональное обучение прошли 21 человек. Снято с учета по различным причинам 345 человек. Заявлено предприятиями и организациями потребность в работниках в количестве 312 чел. [20]

Итоги работы предприятий и организации района за 2 полугодие 2012г. показывают, что, несмотря на финансовые трудности сохранены основные позитивные тенденции:

-рост объемов промышленной продукции;

-рост заработной платы работников бюджетной сферы и хозрасчетных предприятий;

осуществление текущего ремонта объектов социальной сферы, укрепление материально-технической базы социально-значимых объектов здравоохранения, образования, культуры,

проведение жилищно-коммунальной реформы с предоставлением субсидий малообеспеченной категории граждан на оплаты коммунальных услуг;

увеличение розничного товарооборота по всем каналам реализации.

В финансовой сфере удалось увеличить по сравнению с прошлым годом поступление собственных средств в муниципальный бюджет.

Все предприятия жизнеобеспечения функционировали в нормальном режиме. Вместе с тем имели место следующие негативные факторы:

-несвоевременное поступление налогов и налоговых платежей в бюджеты всех уровней;

-снижение объема инвестиций в основной капитал.

Далее проведем стратегический анализ Красногорского муниципального образования.

2. Анализ внешней и внутренней среды Красногорского муниципального образования

2.1 Анализ внешней среды косвенного воздействия (макросреды) Красногорского муниципального образования

Состояние и общие тенденции Красногорского района во многом отражают общую ситуацию в Брянской области. За последние 25 лет данную территорию в целом отличают замедленные темпы экономического развития главным негативным фактором, для которых послужило заражение территории района в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Похожие работы на - Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере Красногорского муниципального образования)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!