Сокровища
национальных культур
еред
восходом солнца Нил укутан белесоватым полотном тумана. Лодка бесшумно
вспарывала это полотно, и капли воды, срываясь с весел,
неслышно исчезли в нем. Берега не было видно: казалось,
огромные, цвета слоновьей кожи колонны растут прямо из этого плотного
тумана.
«И стоит звезда, как и сорок
веков назад, над городом Рамессидов», - вспомнилась вдруг фраза
из одной старинной книги.
Гипсовые статуи фараона Аменхотепа III
и бога-крокодила, найденные недавно
вблизи храмов Луксора.
|
Сорок веков назад, там,
на правом берегу Нила, встали первые залы Карнака - храма,
посвященного всемогущему богу Амону. Столетиями расширяли, перестраивали
жрецы этот храм - пристраивались все новые и новые залы,
высекались статуи, ставились колонны. Спустя пять веков рядом
с Карнаком поднялось другое святилище Амона - Луксор, и оба
храма соединились великолепной аллеей сфинксов с бараньими головами.
А вокруг этих святилищ вырос огромный город, сменивший
за тысячелетия много названий и который Гомер назвал «Стовратные
Фивы».
И в предутренние
мгновения, когда невидимое еще солнце своими лучами трогало серые камни
Луксора и Карнака, «открывались ворота большого храма и выносили ладью
из великого храма. Клики радости были слышны на небе и на земле.
Люди и боги толпились, радуясь тому, что свершилось.
Толпа громогласно ликовала, воздавая хвалу славному богу Амону-Ра...»
Луксорский и Карнакский храмы
были не только местом молений Амону-Ра, «царю всех богов», куда
древнеегипетские правители свозили со всего Египта и покоренных
земель серебро, золото, драгоценности, статуи, не просто величественные
сооружения, прославляющие мощь фараонов, чьими повелениями
они строились в течение веков... В глазах всех,
кто торжественно и медленно, с песнопениями поднимался аллеей
бесстрастных каменных сфинксов, застывших у Карнакского храма, через
гигантские ворота, чья ширина была 130 метров, а высота - 44,
охраняемые четырьмя изваяниями фараона-бога, - это был символ мироздания.
Издали колонны храмов кажутся
отстраненными от всего живого - величественные и строгие.
Но колонны Луксора вблизи - словно просека в густых
и тихих зарослях папируса. Каменные стебли тянутся в небо
и словно готовы с первыми лучами утреннего солнца распустить
созревшие и сочные бутоны капителей. Сейчас над ними лишь
светлеющее небо, а когда-то они касались синего, покрытого нежной
глазурью свода, на котором неподвижно сверкали золотые звезды.
И даже центральный зал Луксорского храма - темный
и прохладный, построенный так, что ни один луч солнца
не мог проникнуть в него, пространство, отгороженное от жизни
мира толстыми стенами, - был создан как гимн жизни. Только очень
немногие имели право входить в этот зал, где хранилась
священная ладья - подобие той, на которой бог солнца Ра
ежедневно совершает свое путешествие по небу. И если Ра будет
милостив к людям, он ниспошлет на землю прохладу и умерит
силу своих лучей, чтобы не иссохла земля и не исчезла вода
в Ниле.
Египетские ученые проводят сейчас
грандиозную работу, в результате которой, как надеются
исследователи, удастся реконструировать еще один храм этого города,
храм, не существующий уже около... трех с половиной тысяч лет.
Об этом перед отъездом из Москвы я услышала от советского
востоковеда Натальи Евгеньевны Сентер.
...Около 1400 года
до нашей эры фараоном Египта стал Аменхотеп IV. Опираясь
на мелких и средних землевладельцев, он повел борьбу
с засильем родовой и жреческой знати. Он отдал себя
под покровительство бога солнца Атона, взяв имя Эхнатон, и рядом
с храмами поверженного Амона - Луксором и Карнаком
- повелел поставить храм Атона... Но со смертью
фараона-мятежника фиванские жрецы разрушили его. О том, какое
это было грандиозное здание, могут сказать одни лишь цифры: археологи
находят детали этого здания, пошедшие на строительство других храмов,
- и за 60 лет было найдено 25 тысяч блоков
со всевозможными рельефными украшениями, изображающими сцены
из жизни фараона Эхнатона, его жены Нефертити, ритуальные
процессии, обряды.
Много лет египтологи всего мира
мечтали о том, чтобы синтезировать эти разрозненные детали погибшего
храма... Но, как признавали все, обычными способами
археологического исследования эту работу выполнить было нельзя.
И вот сотрудники Службы древности в Каире совместно
с университетским музеем решили взяться за этот титанический труд,
использовав электронно-вычислительную машину. Египетские ученые
уже приступили к первому этапу этого исследования
- кодированию всех двух с половиной десятков тысяч найденных
блоков. Ученые учитывают все - и цвет на изображениях, выполненных
более тридцати веков назад, и размеры человеческих фигур
и предметов, и характеры иероглифов, и повторяемость
ритуальных сцен, и повреждения блоков, и даже углы падения
и отражения солнечных лучей. После этого результаты уникального
в археологической практике исследования будут сведены в перфокарты
и ЭВМ даст ученым варианты предположительных сочетаний этих блоков.
И из этих вариантов,
которых, по-видимому, будет не одна сотня, предстоит выбрать
один-единственный.
...На древнеегипетских рельефах
эпохи Эхнатона у Солнца есть руки. Оно тянется к своим
избранникам и касается священных голов фараонов и их жен.
Вот и сейчас Солнце словно
отыскивает на остывших за ночь камнях их изображения.
И когда лодка легко и бесшумно коснулась черным
своим бортом зеленых камней древнего причала, вершины колонн уже сменили
свой серый цвет на розовый, и последняя звезда погасла
над городом Рамессидов. Гипсовые статуи фараона Аменхотепа III и
бога-крокодила, найденные недавно вблизи храмов Луксора.
|