Караваджо и караваджизм
Караваджо и
караваджизм
Караваджо
(Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело
(28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский
живописец.
Основоположник
реалистического направления в европейской живописи 17 в.
Учился в Милане
(1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606,
затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09).
Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной
школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском
искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризму и академизму).
Ранние
произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной
светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в.
(Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется
ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет
индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх»,
Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое
изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея
Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и
академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало
(«Вакх», 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию
господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи —-
натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и
бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него
новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея
Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная
система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на
погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая
наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к
зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599—1606) —
это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие
исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени,
выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный,
насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при
неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в
моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание
апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599—1600, церковь Сан- Луиджи
деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600—01, церковь
Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603—06, церковь
Сант-Агостино, — все в Риме; «Положение во гроб», 1602—04 (см. илл.),
Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605—06, Лувр, Париж). Подчёркнутая
простонародность типажа, решительность утверждения демократических
художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников
официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В
поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10),
дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных
явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия,
Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами
скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна
Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; «Погребение св. Лучии»,
1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в
огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива,
объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних
картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к
тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина).
Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Новаторское
искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние
на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах
(Караваджизм).
Караваджизм:
1) система
художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в
европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве
итальянского живописца Караваджо. К. свойственны демократизм художественного
идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство
реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в
живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов.
Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творческом развитии многих
ведущих мастеров 17 в. (П. П. Рубене, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не
являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его
последователей (Ф. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур).
2) Направление
в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. В
Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., они проникли
во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в
живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоятельное
преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О.
Джептилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров К. выразился в
поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства
Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди зарубежных представителей
К. наиболее значительны: в Голландии — Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван
Бабюрен, во Фландрии — Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции — Ж. Валантен, С.
Вуз, в Испании — Х. Рибера, в Германии — А. Эльсхеймер.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/