Воскресенье
Воскресенье
Воскресенье
(англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и значение воскресенья как
первого дня недели связан: 1) с поклонением солнцу у древних; 2) с
распространенностью культа Митры в Древнем Риме; 3) с празднованием дня солнца
древними римлянами; 4) с посвящением первого дня недели воспоминанию о
воскресении Иисуса Христа; 5) с представлением шотландских пресвитериан о
воскресенье как дне отдыха. Это представление усвоили пуритане в штате Массачусетс,
что привело к принятию т.н. воскресных (или “голубых”) законов, запрещавших
трудовую деятельность в этот день.
Солнцепоклонничество
доминировало у древних народов вплоть до 5 в. В Древнем Египте обожествленное
солнце выступало в виде бога Ра, упоминаемого в древнейших частях Текстов
пирамид. Наиболее распространенным символом египетской религии стал Атон
(“солнечный диск”) с распростертыми крыльями сокола. На дошедших до нас
вавилонских печатях солнце изображалось в виде божества, выходящего из дверей,
которые открывают его служители, отвернувшись в сторону, чтобы не ослепнуть.
Представление об особом жилище у солнца встречается и в Библии, где говорится,
что “оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин,
пробежать поприще” (Пс 18:6). Израильтяне, вступившие в Палестину, обнаружили у
местного населения культ солнца, они поклонялись богу Баал-Хаммону (слово
“хамман”, возможно, означало изображение солнца на алтарях божества).
В
незапамятные времена в Персии возник культ Митры. В зороастризме это божество
называлось Язата, это – сила света, помощник Ахурамазды. В долине Евфрата Митра
возвысился и стал ассирийским богом. Митраизм проник в Рим во 2 в. до н.э.,
стал популярен в римской армии, среди торговцев, рабов и в конце концов был
признан римскими императорами. С очень древних времен римляне отмечали каждый
восьмой день как праздник. А поскольку они испытали влияние не только
процветавшего культа Митры, но и египетского культа солнца, то они постепенно
начали отмечать праздник, посвященный солнцу. Dies solis, “день солнца”, пришел
на смену dies Saturni – дню Сатурна. Самый древний из известных нам законов о
воскресенье был введен эдиктом императором Константином в 321. В нем
указывалось, что “городские власти, горожане и ремесленники” должны
воздерживаться от трудовых занятий в досточтимый день солнца.
Первые
христиане вначале сохраняли семидневную неделю евреев (каждый день назывался в
соответствии со своим порядковым номером), но к концу 3 в. в западном
христианстве распространились названия дней недели, соответствующие названиям
планет, а в 4–5 вв. там окончательно утвердились языческие названия дней
недели. Как было сказано выше, в тот же период распространение восточных
культов солнца способствовало утверждению в Риме почитания дня солнца как
первого дня недели, в которой каждый день был посвящен определенной планете. Во
всей Римской империи христиане были готовы выделить особый день для
воспоминания о воскресении Христа, “солнца правды”. В Новом Завете содержатся
указания на то, что уже в самый ранний период христиане собирались в первый
день недели “для преломления хлеба”, а возможно, и для сбора добровольных
пожертвований (Деян 20:7; 1 Кор 16:2). Христианский апологет Юстин Мученик
(середина 2 в.) описывает, как “в день, именуемый днем солнца”, все христиане –
горожане и сельские жители – собирались для получения наставлений в Священных
Писаниях, для молитвы, раздач хлеба и вина и сбора пожертвований. Тертуллиан
указывает, что христиане “превратили день солнца в день радости, но вовсе не
для того, чтобы поклоняться солнцу, которое не занимало никакого места в их
религии”. Первым из отцов церкви Тертуллиан заявил, что христиане по
воскресеньям должны воздерживаться от мирских дел и занятий. С 4 по 6 вв. было
издано множество императорских декретов, которые все строже запрещали труд в
воскресенье. Так, начиная с раннего периода своей истории, церковь выделила
воскресенье как святой день.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.levin.rinet.ru/