Наука, культура и религия
Наука,
культура и религия
Исходным
пунктом философских размышлений средневековья стали догматы Священного писания.
Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Создавая легенду
о смиренной и непротивящейся никакому злу святости, церковь активно
пропагандировала скептическое отношение к силам человеческого разума, говоря о
тщете мудрости и знания. Характерной чертой средневековой философии является
теоцентризм- обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы
мира.
Двигаясь к
истине, разум может вступить в противоречие с догматами веры, при этом, как
утверждал Ф. Аквинский, противоречие между двумя положениями всегда означает,
что одно из них ошибочно. А так как в божественном откровении, по его мнению,
не может быть ничего ошибочного, то из этого следует, что ошибается разум, а не
вера.
Церковь
враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к
материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение философского наследия
античности происходило частями, пристрастно, допускалось в основном
распространение идеалистических идей, подкрепляющих религиозные догматы.
В европейской
философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния
на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как
номиналистическая (от лат. nomen – имя, название) философия, которая появилась
наряду с так называемым реализмом в схоластике и исходила из того, что сначала
существуют отдельные вещи- предметы и явления, а затем их отражения в общих
понятиях, трактуемых как имена, названия вещей. Однако господствующей формой
идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать
служанку богословия.
Основными
формами развития философской мысли в период раннего средневековья были
апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в
Европе, в Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки
происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями. При
этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно
в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита
христианства.
Вслед за
апологетикой появляется патристика (от лат. pater- отец)- философские учения
«отцов церкви».
К XIII веку
относится расцвет западноевропейской схоластики (от лат. schole — школа)- это
философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от
теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов
абстрактным, логическим путём – такова была основная задача схоластики. В
последствии слово «схоласт» стало синонимом науки, оторванной от жизни, далёкой
от наблюдения и опыта. Главным для схоластов вопросом был вопрос об отношении
знания к вере. При этом они исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры
над знанием.
В XI веке
развёртывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и
реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: Как
понимать- Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой?
Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и
приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение
диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании
общих понятий- «универсалий»: «человеке вообще», «доме вообще» и т. д.
Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот
крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире
вещей». Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после вещей».
Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а «человек вообще», «дом
вообще»- это просто слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род
единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в
человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах.
Если реализм
рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т. е. фактически
разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм
был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы. Таким
образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нём
фактически обсуждались проблемы единичного и общего, их диалектика.
Создателем
католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского
(1225-1274). Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, он всецело
подчиняет им учение религии. Ничто материальное без формы не существует, а
форма зависит от высшей формы- Бога. Бог же существо чисто духовное. Только для
телесного мира необходимо соединение формы с материей. К тому же материя
пассивна. Активность ей даёт форма.
Аквинский
предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и
современная католическая церковь.
В эпоху
Возрождения было сделано много научных открытий, но самое главное- была
сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета
культуры и науки в эпоху Возрождения.
Вся культура
Возрождения, её философия наполнена признанием ценности человека как личности,
его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается
новый критерий оценки общественных отношений- человеческий.
Новая культура
и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран
Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная
культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой
эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.
Каковы же основные
черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости»
и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; во-вторых,
использование прежде всего материалистических произведений философов
античности- Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием;
в-четвёртых, исследование проблемы человека. Превращение философии в
антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два
периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление
античной философии к требованиям нового времени-XVв. 2. Возникновение
собственной своеобразной философии, основным течением которой была
натурфилософия-XVIв.
Натурфилософия
зачастую носила пантеистический характер, т. е. прямо не отрицая существование
Бога, она отождествляла его с природой. Николай Кузанский (1509-1588) сближает
Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего
бесконечность в пространстве.
Н. Кузанский
высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел
единство противоположностей, единое и множество, возможность и
действительность, бесконечность и конечность в природе.
Глубокие идеи
были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода,
проблему творчества- безграничность возможностей человека, особенно в сфере
познания. Вместе с тем и в познании проявляется пантеизм: Бог заранее есть всё,
что только может быть.
Одним из
величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). Он отбросил
все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и
грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что
существует бесконечное множество миров во вселенной. Вместе с тем Бруно много
писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи. Но его Бог- это
Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие.
Пантеизм в этих рассуждениях налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего
ему свои законы: Бог растворён в природе. Натурфилософские взгляды Бруно
соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из
античных источников. Он отмечал постоянную изменчивость всех вещей и явлений.
Немаловажное
философское значение имеют труды Галилео Галилея (1564-1642). Его открытия
положили начало ожесточённой полемике со схоластами и церковниками,
отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую идею мира. Галилей призывал
отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать
естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки
зрения, все явления можно свести к их точному количественному соотношению. А
поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук. Он был
страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к
истине. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и
композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение
исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный-
это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба
эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая
включает также эксперимент.
Бог выступает у
Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа
стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые
должны изучать науки.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/