Киевская школа иконописи
Киевская школа иконописи
Икона
появилась на Украине приблизительно в 988 году. В переводе с греческого это
слово - образ - и закрепилось в украинском языке. Вначале были только привозные
иконы, в основном, византийские и греческие, потом по мере расширения
строительства храмов возникали и распространялись украинские школы иконописи, в
основном при монастырях.
Создателем
киевской школы иконописи считают митрополита Иллариона, который выступил против
засилья византийских греков в иконописной работах на территории Киевской Руси.
Иконописные мастерские находились при храмах святой Софии и в Печерском
монастыре, основанном Антонием и Теодосием. С тех времен дошло очень мало работ
украинских мастеров и всего пару имен авторов. Это Григорий, легендарный Алимпий,
о котором люди говорили, что ему помогают ангелы - он мог за несколько часов
нарисовать и позолотить икону. Считается, что церковь Успения Богородицы
(1073-1089 гг.) расписана была уже только киевскими мастерами, в отличие от
более ранних святой Софии и Десятинной церкви для строительства и росписи
которых приглашались мастера со всего православного мира.
Классическая
иконопись на Украине развивалась в соответствии с православными канонами
(правда доски брались в основном липовые), кроме того рисовались иконы на
стекле (в основном на Западной Украине) и вышивались на ткани. По мнению
большинства ученых в этот период были заложены основные национальные
особенности украинской иконописи от российской и других православных школ.
Основными отличиями украинской иконы от остальных православных школ иконописи,
большинство ученых считают:
-
определенная мягкость колорита;
-
применение червонного золота с более теплым цветом, чем в суровых российских
иконах с более бледными цветами позолоты;
-
применение растительных орнаментов, с использованием цветов везде, где это
можно было применить (роспись орнаментов на одежде, краЕв рамки доски иконы);
-
мягкое, почти трепетное написание самых любимых Украинских образов иконографии
(особенно Богородицы).
Разгром
и почти полное уничтожение Киева войсками Батыя (1240 год) надолго перенесли
центр украинской иконописи в западные районы (Галич). Дальнейшая сложная
история Украины определила и соответственную историю еЕ икон - следующий подъем
иконописи связан сначала с массовым строительством православных храмов и
монастырей, а затем и с появлением икон в каждом православном доме (примерно
17-18 вв.).
Массовый
спрос на иконы вызвал к жизни и достаточно уникальное явление в виде народной
иконописи, т.е. много самоучек писали иконы под заказ и даже расписывали
деревенские церкви и храмы, внося своЕ видение святых образов в строгие
православные каноны их написания.
В
дальнейшем появление и развитие техники цветной печати вызвало появление
дешевых копий, создаваемых путем наклейки бумажной репродукции иконы на дощечку
с последующим оформлением штампованным окладом и вставкой этой (фактически
иллюстрации) в раму со стеклом. Сложный, длительный процесс классического
создания иконы всегда был достаточно дорогостоящим и естественно не мог быть
поставлен на такой же поток, что привело к снижению объемов написания икон в их
классическом понимании.
Последний
удар по украинской иконописи был нанесен в прошлом веке Советской властью -
уничтожение храмов, массовое сожжение икон привели к тому, что в течение почти
века редкие выходцы с Украины работали в основном за границей, расписывая храмы
и создавая иконы.
В
настоящее время - восстановление храмов и возрождение свободы вероисповедования
граждан Украины, создают определенные предпосылки для нового возрождения
украинской иконописи - искусства пережившего века.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/