Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева
Лавра - мужской монастырь в 71 км к Северо-Востоку от Москвы (в современном
городе Сергиев Посад). Основан Сергием Радонежским в сер. XIV в. (с 1744
лавра).
Архитектурный
ансамбль включает: крепостные стены и башни XVI?XVII вв., Троицкий собор
(1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476), Успенский собор (1559-85),
больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-1638), трапезную
(1686-92), царские чертоги (конец XVII в.) и др.
На
территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и
духовная семинария.
Троицкий
Собор.
Внутри
лавры червонным золотом горят глава и кровля древнейшего Троицкого собора. Он
первый в России памятник, поставленный в честь основателя монастыря-крепости
Сергия Радонежского в год его канонизации (1422) и официального провозглашения
"покровителем земли Русской". В одноглавом белокаменном Троицком
соборе покоится прах Сергия, а в музее хранится надгробная пелена с
изображением игумена. В иконостасе собора - работы Андрея Рублева и его
товарищей. Лучший художник русского средневековья написал здесь всемирно
известную "Троицу". Она сейчас в Третьяковской галерее, а в
иконостасе - превосходная копия.
Храм
"Сошествия святого духа".
Второй
древний храм - Сошествия святого духа - сложили уже из кирпича псковские
каменщики в 1476 году. Верх его необычен: с колокольней под главкой. "Иже
под колоколы" называли такие церкви наши предки. Опись 1641 года сохранила
названия и своеобразные "характеристики" висевших над храмом
колоколов: "нефимонный" (повседневный), "с очапом"
(поврежденный, скрепленный хомутом), "сполошный", "колокол
расшибен бывал нефимонный".
Успенский
собор.
Мастера
Ивана Грозного в 1559 году начали строить большой пятиглавый Успенский собор -
формально главный в лавре. Заканчивал постройку царь Федор Иоаннович в 1584
году. Величием простоты и строгостью отмечен внешний вид храма. В интерьере
собора - огромный резной иконостас. С задней его стороны, высоко вверху
устроены площадки для певчих. Современники отмечали, что пел хор монахов
"аки с небес". В иконостасе - работы Симона Ушакова. Из-под куполов
спускаются литые медные паникадила высокохудожественной работы. Все стены и
своды покрыты фресками. Их выполнили в одно лето 1684 года тридцать пять изографов
во главе с Димитрием Григорьевым (имена художников перечислены на западной
стене собора, под росписью "полотенец").
Надкладезная
часовня.
У
юго-западного угла Успенского собора стоит веселая, нарядная, похожая на резную
раскрашенную игрушку Надкладезная часовня конца XVII века, типично нарышкинской
архитектуры - знаменитые "три восьмерика на четверике". Вторая
Надкладезная (Пятницкая) часовня, также конца XVII столетия, стоит за оградой
лавры, на берегу, к востоку от Введенской и Пятницкой церквей (обе - 1547
года). От последней она и получила свое название. Часовня утратила многие из
украшений, "вросла в землю", но волнистая кровля с двумя световыми
восьмеричками, тонкая скульптурная обработка входного портала, остатки
наличников говорят о том, каким красивым было это небольшое здание, ждущее
реставрации.
Трапезная.
В
конце XVII столетия в лавре перестроили старую, насчитывавшую около трех
столетий Трапезную. Возведенная вновь в 1686-1692 годах, она высится на
подклете с открытым гульбищем, широкой лестницей, украшенная резными
полуколонками, полуциркульными раковинами, наличниками со стилизованными
виноградными гроздьями; "в шашку" красной, желтой, синей и зеленой
краской расписана гладь стен. Внутри - большой зал с широким сомкнутым сводом,
конструкция которого для XVII века была серьезным инженерным достижением, долго
остававшимся непревзойденным. Живопись на стенах и сводах поздняя, ХIX века, но
для своего времени интересная. В церкви, отделенной от зала кованой
позолоченной решеткой, привлекают внимание красивый резной иконостас и пол из
брусков яшмы красно-коричневого тона.
Храм
Зосимы и Савватия.
Замечательное
сооружение начала XVII столетия - комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и
Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно
она была закрыта убогой жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в
лавре талантливый архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту
чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными
изразцами. Сейчас это один из живописнейших уголков лавры.
Надвратная
церковь.
Семнадцатому
веку принадлежит и Надвратная церковь Иоанна Предтечи, построенная
"именитыми людьми" Строгановыми, крупнейшими купцами и
промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в
таком виде остается превосходным памятником. Ее декор во многом повторяет декор
Трапезной.
Царские
чертоги.
Митрополичьи
покои.
Своеобразный
"памятник трех столетий" - нарядные Митрополичьи покои. С главного,
северного фасада здание выглядит двухэтажным. С северной стороны виден еще
один, древнейший, XVI века, нижний этаж, врезанный в косогор. Второй этаж над
ним возведен в XVII веке, третий этаж и весь декор относятся к годам завершения
ансамбля Троице-Сергиевой лавры - к середине XVIII столетия.
В
тот же период построили и маленькую Михеевекую церковь. Как бы для контраста
поставлена она рядом с большой, пышно-торжественной Трапезной палатой.
Михеевская церковь привлекает внимание своим оригинальным обликом: есть здания,
которые хороши и "во втором ряду", если строитель талантлив.
Смоленская
церковь.
Смоленская
церковь (Одигитрии) - одна из первых работ молодого еще Ухтомского. Здание
изящно и оригинально по формам и декору "елизаветинского барокко". В
плане она - восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями.
Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых
крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с
резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша,
все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам.
Восьмигранный купол несет изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной
главе-кивере - крест, "попирающий полумесяц" (в XVIII веке шли одна
за другой войны с мусульманской Турцией).
Смоленская
церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее
строитель. Предание связывало ее постройку с тайной свадьбой императрицы Елизаветы
Петровны с придворным певчим Алексеем Разумовским. Приписывали постройку В.
Растрелли. Исследования и реставрации, проведенные вдумчивым, талантливым
архитектором Б. Д. Комаровым, вернули лавре одно из изящнейших ее строений и
установили имя зодчего - Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного
из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры.
Дмитрий
Ухтомский нашел для ансамбля лавры достойное завершение - великолепную
вертикаль красивейшей в России пятиярусной колокольни. Без нее невозможно представить
Сергиев Посад. Покидая его, мы еще долго будем видеть золотой венец колокольни
Троице-Сергиевой лавры - бесценного памятника древней русской архитектуры.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/