Способности
|
Первый уровень
|
Второй уровень
|
Третий уровень
|
Четвертый уровень
|
Пятый уровень
|
Шестой уровень
|
Количественная
продуктивность деятельности
|
0
|
1/5
|
5/25
|
9/45
|
3/15
|
2/10
|
Гибкость использования идей
|
0
|
2/10
|
3/15
|
9/45
|
2/10
|
4/20
|
Оригинальность воображения
|
0
|
1/5
|
5/25
|
2/10
|
7/35
|
5/25
|
Полученные данные представим на диаграмме (рис. 5).
Рисунок
5 - Общие результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся 4
«Б» класса (%)
Итак, сделаем следующие выводы:
На контрольном этапе, по показателю «количественная
продуктивность деятельности» основная масса детей со второго и третьего уровня
достигла четвертого, пятого и шестого.
Наибольшее число детей относится к четвертому уровню развития творческого
воображения (45%), в то время как на диагностическом этапе наибольшее число
детей относилось к третьему уровню (50 %).
Количество детей, относящихся к первому уровню нет, тогда как на
диагностическом этапе их было 20%. Количество детей относящихся ко второму
уровню увеличилось с 5% до 15%. К пятому и шестому уровню относятся
соответственно 15 и 10% учащихся.
По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число учащихся на
контрольном этапе относится к четвертому уровню развития творческого
воображения и составляет - 45%, тогда как на диагностическом этот показатель
был 25%. 20% детей относится уже к шестому уровню, немного меньше к третьему
уровню (15%).Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому
уровню - по 10%.
По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей со
второго уровня развития творческого воображения на диагностическом этапе (40%),
перешло к пятому уровню и составляет 35%. Количество детей, относящихся к
шестому уровню чуть меньше (25%). Столько же детей на третьем уровне (25%), и
наименьшее количество учащихся относится ко второму уровню (5%). Количество
детей, относящихся к первому уровню нет совсем, тогда как на диагностическом
этапе их было 25%.
Исследования подтвердили, что воображение может развиваться не только
благодаря индивидуальным способностям ребёнка, а при большой направленной
работе учителя. Следовательно, учителю необходимо в каждый урок вносить
развивающие моменты. Кроме того, для развития воображения необходимо обогащение
опыта ребёнка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире.
Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую
в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы дает
положительную динамику в развитии воображения младших школьников. Поэтому можно
говорить об эффективности творческих заданий и упражнений, которые использовались
на уроках.
На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к
рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные
оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое,
оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и
самостоятельно находят средства для его воплощения.
По итогам проведенного исследования по развитию творческого воображения
способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально
положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному
развитию воображения и восприятия.
Резюмируя вышесказанное, следует придерживаться следующих рекомендаций по
развитию творческого воображения младших школьников:
развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно с
раннего возраста;
необходимо расширять сенсорный опыт детей;
при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные
особенности;
развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать
самостоятельный интеллектуальный поиск;
обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не
сдерживать инициативы детей;
наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память,
мышление;
развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний
ребенка, его чувства;
предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;
способствовать оттачиванию художественных навыков как главного
инструмента художественного творчества.
Заключение
Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников
обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач
начального образования, поиском направлений совершенствования организации
творческой деятельности учащихся.
В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и
воображения. Поэтому в нашем исследовании развитие креативных способностей
учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой
деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму
деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим
опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве
объектов материальной и духовной культуры, в процессе изобразительной деятельности,
организованной в сотрудничестве с педагогом.
В первой главе курсовой работы на основе научно-педагогической,
психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития
творческого воображения детей младшего школьного возраста осуществлен анализ
проблемы развития творческого воображения младших школьников.
Уточняется смысл таких понятий, как «воображение», «творческое
воображение», «творческое воображение младших школьников»; особенности
проявления творческого воображения у детей младшего школьного возраста;
показано своеобразие подходов к рассматриваемой проблеме, формулируются
основополагающие характеристики изучаемого явления.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и
усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного
практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого
подхода к миру. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в
младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно
лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального
напряжения.
. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,
продолжительности занятий одним делом и т.д.
. Доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых.
. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления
ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с
высокоразвитыми творческими способностями. Важно целенаправленно развивать
творческое воображение в начальной школе. Изобразительная деятельность может
быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Во второй главе были рассмотрены цели и задачи экспериментальной работы,
описаны критерии и показатели оценки уровней творческого воображения младших
школьников, проверялась эффективность методики развития творческого воображения
учащихся на уроках рисования.
Базой опытно-экспериментальной работы стал 4 «Б» класс ГУО «Средняя школа
№ 5, г. Орши» в количестве 20 человек: по 10 человек в ЭГ и КГ.
Были определены последовательные этапы развития творческого воображения у
детей:
. Диагностический этап, цель которого выявить исходный уровень
творческого воображения исследуемой группы детей;
. Формирующий этап эксперимента, цель которого - развитие творческого
воображения младших школьников с использованием программы на уроках рисования;
. Контрольный этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на
уровень развития творческого воображения детей.
Работа проводилась с сентября по декабрь 2013 года.
На диагностическом этапе для определения исходного уровня
сформированности творческого воображения учащихся использовалась методика на
основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры».
В которой несколько показателей, определяющих уровень сформированности
творческого воображения ребенка:
. Количественная продуктивность его деятельности;
. Гибкость использования идей;
. Оригинальность воображения.
На их основе были разработаны шесть качественных уровней, по которым и
распределялась вся совокупность детских рисунков и введена шестибальная система
оценки творческих работ детей.
Анализируя полученные на диагностическом этапе результаты, выявило
необходимость провести специальную работу, направленную на развитие творческого
воображения детей.
Для этого на формирующем этапе использовались занятия, позволяющие
достичь более высокого уровня развития творческого воображения.
Для заключительной диагностики также использовалась методика на основе
теста Е. Торренса «Неполные фигуры». Для того, чтобы сравнить результаты
эксперимента, на контрольном этапе при проведении диагностики использовались те
же показатели, и та же система уровней, что и на диагностическом этапе.
Из анализа результатов контрольной диагностики видно, что творческое
воображение учащихся ЭГ значительно повысилось на два-три уровня. Необходимо
отметить, что в конце экспериментальной работы ни один из учащихся не относится
к первому, второму и третьему уровню, что говорит об эффективности применимой программы.
Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении
показателей начальной и заключительной диагностики, свидетельствуют о
возможности в процессе целенаправленного обучения значительно повышать уровень
развития творческого воображения.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в курсовой
работе гипотезу: использование развивающей программы в работе с детьми дает
положительную динамику в развитии воображения младших школьников. У детей
повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в
игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.
Список используемой литературы
1. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические
рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 112 с.
. Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами
непосредственной информации. Воображение у детей./ Д.С. Брунер. - М.:
Просвещение, 1977.- 294 с.
. Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках / М.Э.
Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. - 2005. - № 5-6. - С.14-15.
. Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у
детей / М.Э. Ванник // Наши дети. - 2005. - № 4. - С.21-22.
. Веккер, Л.М. Психические процессы. Воображение /
Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1974. - С.278-295.
6. Воображение.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1998. - 576 с.
. Выготский,
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - СПб.: СОЮЗ,
1997. - 96 с.
8. Галин, А.Л. Личность и творчество: Психологические
этюды. / А.Л. Галин. - Новосибирск: Кн. изд.-во, 1989. - 126 с.
9. Гамезо,
М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое
общество России, 2006. - 276 с.
10. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития
воображения детей дошкольного возраста. / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова //
Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С.44-51.
. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития
воображения у детей / О.М. Дьяченко. // Вопросы психологии. - 1988. - №6.
С.52-59.
12. Ермолаева-Томина,
Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие / Л.Б.
Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 34 с.
. Ильенков,
Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование. - 1968. - №3. -
С.33-42.
14. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого
воображения у детей. / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1971. - №2. -
С.41-46.
. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого
воображения у детей. / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1971. - №2. -
С.41-46.
. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова.
- М.: Мнемозина, 1995. - 147 с.
. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество:
что под этим следует понимать?/ Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2005.
- №2. - С.14.
. Коменский, Я.А. Материнская школа. Великая
дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Я.А. Коменский;
Отв.ред. А.И. Пискунов. - М.,1982.
. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании /
Л.С.Коршунов. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
. Коршунова, Л.С. Воображение и рациональность. Опыт
методологического анализа познавательной функции воображения / Л.С. Коршунов,
Б.И. Пружинин. - М.: Просвещение, 1989. - С.18-39.
. Котова, Т.Н. Творческие задания как средство
развития креативного воображения школьников в учебном процессе / Т.Н. Котова. -
Новотроицк, 2007. - 24 с.
. Лейтес, Н.С. Ранние представления одаренности. /
Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1988. - №4. С.98-108.
. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/
И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1981. - 184 с.
. Младший школьник: развитие познавательных способностей.
Пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
. Найссер, У. Познание и реальность. Воображение и
память / У. Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - С.141-165.
. Немов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1:
Общие основы психологии. Воображение / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. -
С.260-271.
. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и
способности в обучении. Представление и воображение / О.Н. Никифорова. - М.:
Наука 2007. - С.80-100.
28. Николаенко,
Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
29. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М.
Никольская, Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2001. - 517 с.
. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А.
Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А.
Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия,
2002. - 576 с.
. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль:
Академия развития, 1997. - 240 с.
. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для
вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
воображение рисование художественный школьник
Приложение 1
КОНСПЕКТ УРОКА
«Поиск соединения пятен разной величины и формы в силуэте выразительной
фигуры»
Материалы и инструменты:
. По листочку белой бумаги размером около 15х20 см.
. Клей.
. Карандаш.
. Ластик.
Методические пособия:
. Магнитная доска.
. Пятна-силуэты из чёрной бархатной бумаги.
. Фланелеграф.
. Схема вариантов соединения пятен (только для учителя).
Произведения искусства:
Литография В.Лебедева в книжке Р.Киплинга «Слонёнок», например, «Страус»
или «Бегущий слонёнок» (концовка).
Для первого положения фигуры педагог сам выбирает и соединяет между собой
два пятна (большое и среднее) с таким расчётом, чтобы все ученики легко могли
переставить себе (угадать), кого он задумала изобразить, а затем сами выбрали
несколько мелких недостающих пятен и поместили их на свои места. При этом
учащиеся стараются показать только, кто изображается, то есть сделать фигуру
узнаваемой. Действуют так же, как рисуют фигуру человека или животного,
поочерёдно присоединяя друг к другу голову, туловище, руки, ноги и т. д. В
результате фигура из пятен-силуэтов почти всегда получается статичной,
неопределённой по позе и состоянию - невыразительной.
Затем педагог показывает детям такие действия поиска, благодаря которым
фигура станет выразительной. Для этого предлагает им сначала придумать ей имя,
а потом угадать, что она - фигура, имеющая имя, - делает, какая она. Намёк
(подсказку) на определённое действие можно увидеть во взаимоположении среднего
пятен, особенно в повороте, и все ученики это сразу заметят. Кто-то один
скажет, что она «пляшет», «танцует», «веселится».
Чтобы показать, что из одних и тех же пятен можно составить разные
фигуры, педагог, изменив вертикальное положение листа на горизонтальное,
предлагаю детям сделать ещё две картинки (местоположения других пятен дети ищут
самостоятельно), все называют каждое действие, чтобы они закрепились в памяти
учеников.
Таким образом, в учебных задачах поиск решения осуществляется совместно с
учителем и учениками. Однако всё, что педагог делает или говорит - это не
примеры правильного решения, а вопросы, позволяющие ученикам предположить, как
действовать дальше. Ищут решение сами ученики, соглашаясь или не соглашаясь
друг с другом, поправляя или дополняя другого, а задача учителя только
направить ход решения в соответствии с тем общим способом, который учащиеся
осваивают в процессе решения задачи, - способом поиска выразительных соединений
форм, величин, пятен, линий, объёмов и т.д.
Приложение 2
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
. «Закончи рисунок»
Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее
популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям
дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг,
треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде
стрелы, зигзаги и т. п.
Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные
изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно
поворачивать листок в любом направлении.
. Проба О.М.Дьяченко «Художник»
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами,
квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей
наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5-10 мин пририсовать к
фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения.
Материал к заданию представлен на рисунке.
Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. в каждой части
листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он
собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки
попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и
превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8
частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».
Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное
время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно
назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название.
Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.
Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок.
Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у
других играющих.
До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги
выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист
разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие
предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает
тот, кто назовет больше всего предметов.
4. Нарисуй предмет, используя круг, квадрат, треугольник, трапецию.
Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур.
Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения,
нужно составить из них предметы.
. «Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)
Первый ученик делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей
идеи. Второй ученик, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает
элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
. «Нелепицы»
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой
картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так,
как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами.
Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны
показать, что нарисовано неверно.
. Рисование по замыслу: «Медвежонок-лакомка».
Цель: развивать фантазию, творческую активность, воображение. Учить
задумывать сюжет своего рисунка. Закреплять умение рассказывать ясно и понятно,
способность придавать своим мыслям точную оформленность, излагать события в
определенной последовательности. Закреплять умение рисовать и закрашивать
рисунок.
Предложить ребенку подумать, что хотел бы нарисовать про
медвежонка-лакомку, какой для этого нужен материал (бумага, карандаши, цветные
мелки, краски), помочь в выборе материала. После окончания рисования предложить
придумать название к своему рисунку и сочинить небольшой рассказ.
. Упражнение «Три краски».
Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и
воображения у детей.
Оборудование: краски и бумага.
Ребенку предлагается взять три краски которые, по его мнению, наиболее
подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист.
Затем предложено обсудить, на что похож рисунок и придумать название
своей картине, рассказав при этом, что ребенок изобразил.
. Упражнение «Волшебники».
Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.
Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.
Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача
детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого
«волшебника». При выполнении этого задания дети попытались передать свои
чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные
рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.
Приложение 3
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ НА ОСНОВЕ ЗАДАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НЕОБЫЧНЫЕ КЛЯКСЫ
Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть (для каждого
ребенка).
Ход игры
Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши
бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не
было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень
трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали
страницы с кляксами и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же, и
ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными.
Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых
силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей,
сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс».
Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при
этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на
середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем развернуть).
После завершения подготовительной работы, взрослый говорит: «Давайте
рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в
каждой из клякс, как можно больше изображений предметов».
Примечание: Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо
изображения.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков,
художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона
(изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных
карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.
После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас
получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте
какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный
рисунок».
Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в
осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть
малыш раскрасит эти рисунки.
Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы
выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
ОРИГАМИ ПО-РУССКИ
Цель: развитие воображения, пространственной ориентировки, мелкой
моторики, художественного вкуса.
Оборудование: два-три листа бумаги или готовьте модели оригами, простой
карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).
Ход игрового упражнения
Взрослый рассказывает о японском искусстве оригами, показывает технику
изготовления простых моделей и предлагает детям сложить фигурки из бумаги.
После завершения подготовительной работы он говорит: «Давайте украсим
наши поделки, сделаем их нарядными, праздничными. Дорисуйте необходимые детали,
и раскрасьте фигурки цветными карандашами».
Можно использовать такие модели оригами, как: кармашек, самолет, лодка,
пароход, столик, домик, веер, грибок, листочек, вертушка, пилотка, рыба-кит,
утенок, письмо, конверт.
Примечание. В этом упражнении не ставится цели научить детей такому
сложному искусству, как оригами, задача взрослого - научить детей украшать
фигурки из бумаги с помощью цветных карандашей и собственного воображения,
поэтому дошкольникам можно предложить готовые модели оригами.
СИЛУЭТЫ ФИГУР
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков,
художественного вкуса.
Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты
фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей);
простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для
каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами
незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные,
бесцветные. Дорисуйте то, что не обходимо, и раскрасьте рисунки».
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков,
художественного вкуса.
Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и
незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей);
простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами
заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие
растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете
разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем
расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии
в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».
Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя
все данные элементы.
Примечание. Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить
получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных
персонажей.
ПОМОЖЕМ ХУДОЖНИКУ
Цель: развитие воображения, образного мышления, гибкости построения
графического контура, изобразительных навыков.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур и линий (по
количеству детей);
простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для
каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный
художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски - провел
некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Ребята,
помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных
предметов. Возможно, тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы
устроим выставку и выберем лучшие картины».
Примечание. При возникновении трудностей, взрослый показывает на доске
образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то
можно предложить ему дополнительный вариант.
Для усложнения игры количество исходных фигур увеличиваются и доводят до
10-20.
ДОБРЫЕ - ЗЛЫЕ
Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы,
изобразительных навыков.
Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей,
волшебников, принцесс и пр.) (по количеству детей);
простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для
каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «На листе бумаги вы
видите изображения двух фей. Представь те себе, что одна из них злая, другая
добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и
одежду. Возможно, вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или
сказочных спутников наших фей».
Примечание. Можно предложить детям изобразить фей при помощи мимики и
пантомимы и выбрать ребенка, который, используя выразительные движения, создал
наиболее яркие образы.
Контурное изображение двух волшебников:
Например:
«Добрая фея» «Злой волшебник»
МОДЕЛЬЕРЫ
Цель: развитие воображения, мелкой моторики, художественного вкуса,
активизация мышления и речи.
Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.),
наклеенные на картон (по количеству детей); лист бумаги, простой карандаш,
ластик, набор карандашей или фломастеров, клеящий карандаш, набор цветной
бумаги, фольга, лоскутки ткани, кусочки меха и т.п. (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый раскладывает, стимульный материал (портреты) и говорит:
«Представьте, что вы модельеры. К каждому из вас обратился человек, который
хочет, чтобы вы помогли ему выглядеть нарядно».
Взрослый предлагает детям выбрать портреты, внимательно рассмотреть их,
придумать и создать подходящие наряды. С помощью аппликационного материала
сделать головной убор (кокошник, шляпу, платок и пр.), украшения (бусы,
ожерелья, серьги, броши и пр.). Если на портрете женщина или девушка,
нарисовать на листе бумаги костюм (бальное платье, сарафан, фрак и т.п.).
После выполнения творческого задания начинается показ моделей. Взрослый
просит детей назвать имя своих «манекенщиков» рассказать об их профессии,
характере.
Примечание. Для подобных игр желательно подбирать портреты людей,
отличающихся полом и возрастом, выражением лица. Портреты политических,
исторических деятелей использовать неэтично.
МАСТЕРСКАЯ ФОРМ
Цель: развитие воображения, образного мышления, пространственной
ориентировки, конструктивных навыков.
Оборудование: фланелеграф, полоски бархатной бумаги, по форме
напоминающие счетные палочки;
наборы счетных палочек (по количеству детей).
Ход игры
Взрослый, прикрепляя к фланелеграфу полоски бархатной бумаги,
конструирует схематические рисунки, например такие:
Затем он раздает детям наборы счетных палочек и говорит: «Постарайтесь,
как можно точнее скопировать мои рисунки». После завершения обучающего
упражнения, взрослый предлагает детям сложить из счетных палочек новые
необычные (или реалистические) картины.
СЛОЖИ КАРТИНКУ ИЗ ФИГУР
Цель: развитие воображения, образного мышления, пространственной
ориентировки, конструктивных навыков.
Оборудование: фланелеграф, набор геометрических фигур разного размера и
цвета (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) для работы с
фланелеграфом;
наборы геометрических фигур разного размера (круги, треугольники,
квадраты, прямоугольники), вырезанных из цветного картона (по количеству
детей).
Ход игры
Взрослый, прикрепляя к фланелеграфу круги, квадраты, треугольники,
прямоугольники, конструирует простейшие рисунки, например такие:
Затем он раздает детям наборы геометрических фигур и говорит:
«Постарайтесь, как можно точнее скопировать мои рисунки».
После завершения обучающего упражнения, взрослый предлагает детям сложить
из имеющихся геометрических фигур новые красивые (или необычные) картины.
ФОТОРОБОТ
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, комбинаторных навыков,
мелкой моторики, активизация мышления и речи.
Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.),
разрезанные на полосы - отдельно лоб, отдельно подбородок, отдельно глаза,
отдельно нос и т.д. (по количеству детей).
Ход игры
Взрослый раскладывает стимульный материал и говорит: «Должно быть, вы
видели, как в детективных фильмах криминалисты составляют фоторобот. Чтобы
создать портрет человека, они подбирают и соединяют части лица. Сейчас и мы
попробуем составить фотороботов различных людей. Подберите подходящие полосы,
сложите их так, чтобы получился портрет человека. Придумайте ему имя,
профессию, расскажите о его характере».
Черты лица, отражающие то или иное состояние личности:
СПРЯТАННЫЕ РИСУНКИ
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.
Оборудование: демонстрационные карточки с изображением геометрических
фигур (прямоугольников, кругов, овалов и пр.) разного размера;
-3 листа бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для
каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый показывает детям одну из карточек и говорит: «Ребята,
внимательно посмотрите на картинку. Рисунки, которые были изображены на ней,
решили поиграть в прятки. Они спрятались за геометрическими фигурами
подходящего размера и формы. Догадайтесь, кто или что может скрываться за
фигурами, и нарисуйте их на своем листе бумаги».
Вариант стимульного материала:
Примечание. Аналогичная работа проводится с другими карточками. Детям
можно предложить нарисовать не одну картину, а все варианты, которые они
считают подходящими к данному стимульному материалу. В этом случае учитывается
и количество рисунков, которые вы полнил каждый ребенок.
СОДАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
Первая игра-беседа является вводной для дальнейшего курса по развитию
воображения и творческих способностей. В ней активную роль играет взрослый, а
дети становятся помощниками в его творчестве. Постепенно дети начина ют действовать
примерно так, как показывал ведущий на первом занятии, т.е. переходят с позиции
пассивных наблюдателей и помощников на роль творцов, художников, созидателей.
В ПРИРОДЕ ЭТОГО НЕТ
Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.
Оборудование: доска, цветные мелки.
Ход игры беседы
Взрослый предлагает придумать всем вместе необычное существо: а) зверя;
б) рыбу; в) птицу; г) насекомое; д) инопланетянина.
Он задает детям наводящие вопросы и на основании полученных ответов
создает изображение на доске при помощи цветных мелков.
Наводящие вопросы:
У животного (инопланетянина) есть голова? Одна?
Несколько? Какая она (они)?
А шея? Какая она?
Какое у него туловище?
Какие конечности (руки, ноги, лапы, щупальца, крылья)?
Какие глаза, нос, уши, хвост?
Какой рот (губы, зубы, язык)?
Чем покрыто тело (шерстью, чешуей, пухом и пр.)?
Какого цвета все перечисленное?
Взрослый заканчивает рисунок и говорит:
Вот какое существо у нас получилось. Давайте составим о нем рассказ.
Дети отвечают на наводящие вопросы:
Как его зовут?
Где живет это существо?
Чем питается?
Что любит делать?
Что не любит делать?
Какой у него характер?
Много ли у него друзей? Почему?
Кто его враги? Почему? и т.д.
Примечание. На последующих занятиях можно предложить детям самим придумать
и нарисовать необычное существо, а затем составить о нем рассказ-описание.
ВОЛШЕБНАЯ НИТКА
Цель: развитие воображения, образного мышления, художественного вкуса.
Оборудование: два листа бумаги, нитки, краски (лучше гуашь), кисти (для
каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый показывает детям клубок ниток и говорит, что эти нитки
волшебные, потому что они умеют рисовать картины. Затем он предлагает
внимательно посмотреть, как это делается. Нитку окунают в краску и в
произвольном порядке укладывают на листе бумаги. Сверху накрывают другим
листом, слегка прижимают нижний лист и вытаскивают нитку за один конец -
получается абстрактный рисунок. Дети повторяют все показанные операции и
получают причудливыё изображения. Взрослый просит детей дать одно или несколько
названий картинам.
ОЖИВШИЕ МИФЫ
Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы,
изобразительных навыков.
Оборудование: иллюстрации с изображением различных мифологических
существ;
лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или
краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый объясняет детям, что такое мифы, рассказывает о существах,
встречающихся в мифологии разных народов, показывает их изображения, обращая
внимание на качества характера, присущие мифологическим героям, Затем детям
предлагается самостоятельно изобразить и раскрасить мифологических персонажей.
Варианты рисунков:
а) дракон;
б) гном;
в) рыба-кит;
г) тролль;
д) русалка;
ж) кентавр;
з) королевы времен года (зимы, весны, лета, осени);
и) повелитель ветра;
к) дух земли;
л) дух огня и т.д.
Примечание. Если дети достаточно хорошо владеют техникой лепки, то можно
предложить им вылепить мифологических персонажей из пластилина.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления
и речи.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных
карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый говорит детям: «Ребята, ни один человек не может знать
наверняка, что будет завтра, через неделю, через месяц, через год, а тем более
спустя десять, двадцать или более лет, то есть в будущем. Наверняка многое
изменится, но как, никто не знает. Давайте пофантазируем, попробуем представить
картины будущего и нарисовать их».
Варианты рисунков:
а) автомобиль будущего;
б) дом моей мечты (дом, в котором они хотели бы жить в будущем);
в) космический корабль;
г) фантастический пейзаж (Земля в далеком будущем или неизвестная
планета, которую предстоит открыть).
По окончании рисования, взрослый предлагает детям продемонстрировать
рисунки и рассказать о них.
ДОМ МОДЕЛЕЙ
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков,
художественного вкуса.
Оборудование: картонная модель куклы, лист бумаги, простой карандаш,
ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый раздает детям модели кукол и говорит: «Каждый модельер стремится
придумать свою коллекцию одежды, старается, чтобы его модели отличались от
остальных. Это нелегко, ведь нужно учесть, кому предназначена одежда, где будут
ее носить, в какое время года. Представь те, что вы работаете в доме моделей, и
нарисуйте коллекцию одежды».
Варианты коллекций:
а) лето, отдых и пляж;
б) весна - осень;
в) зимушка-зима;
г) работа - это красиво;
д) вечернее платье, выход в свет;
е) домашняя одежда;
ж) спортивная одежда;
з) школьная форма;
и) театральный костюм и т. д.
ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ РИСУНОК
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.
Оборудование: большой лист бумаги и набор цветных фломастеров или доска и
набор цветных мелков.
Ход игры
Взрослый предлагает первому игроку, задумать какое-нибудь изображение и
нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и
проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и
дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор,
пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.
Примечание. Игра может проходить и без называния своих замыслов, т.е.
молча.
ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.
Оборудование: образец пиктографии;
лист бумаги, простой карандаш, ластик (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый говорит детям: «Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не
умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они
рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних
странах - в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Мы тоже можем оставить на память
о себе какую-нибудь историю или сказку. Если вместо букв мы будем использовать
«говорящие» рисунки, то нас смогут понять жители разных стран. Чтобы рисунки
стали «говорящими», они должны быть совсем простыми и в то же время понятными.
Посмотрите, как можно при помощи рисунков «записать» начало сказки: «Красная
Шапочка пошла в лес и встретила волка».
Взрослый рисует на доске или показывает детям готовый образец.
Детям предлагается при помощи пиктографии продолжить сказку про Красную
Шапочку или изобразить то, что произошло с другими сказочными героями - Колобком,
Буратино, Дюймовочкой и т.д.
Примечание. Когда дети освоят пиктографическую запись, можно будет
предложить им придумать истории, изобразить их, обменяться рисунками и
попробовать «расшифровать» записи друг друга и рассказать содержание историй.
САМОЕ ВЕСЕЛОЕ
Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы,
изобразительных навыков.
Оборудование: лист бумаги, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый предлагает детям придумать и нарисовать что-нибудь веселое -
самое веселое на свете. Он обращает внимание, что можно изобразить не только
предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм.
По окончании рисования дети демонстрируют свои картины и рассказывают о
них.
Примечание. Аналогично проводятся игры «Самое грустное», «Самое доброе»,
«Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д.
ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ?
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти или
набор цветного пластилина (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на
свете не бывает.
По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы
и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают:
действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной
жизни.
Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный фантастический
образ.
ГЕРБ
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных
карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый рассказывает детям, что такое герб, и предлагает придумать и
нарисовать герб:
а) детского сада;
б) школы (класса);
в) города (села, деревни);
г) своей семьи.
По окончании рисования, дети поочередно демонстрируют свои работы и
рассказывают о них.
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, нарисовал
наиболее оригинальный и соответствующий заданной теме герб.
Примечание. При возникновении затруднений взрослый показывает детям
образцы различных гербов и эмблем.
РИСУНОК ПАЛЬЦАМИ
Цель: развитие воображения, образного мышления, мел кой моторики.
Оборудование: листы бумаги, гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки
(для каждого ребенка).
Ход игры. Взрослый предлагает детям нарисовать картины красками, но без
кисти, то есть при помощи собственных пальцев.
Виды «картин»: а) пейзаж; б) натюрморт; в) портрет (или автопортрет); г)
обложка или иллюстрация к любимой книге и т. д.
По окончании рисования, дети демонстрируют картины, рассказывают о них.
Выигрывает ребенок, который при помощи пальцеграфии создал наиболее
выразительный и оригинальный образ.
Приложение 4
ДАВАЙ РИСОВАТЬ ВМЕСТЕ
Вспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы,
повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности
свойственно всем детям уже с раннего возраста. Рисование влияет на развитие
ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он
выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем
стремится быть, свое миропонимание.
По наблюдению многих авторов, ребенок и изобразительное искусство связаны
друг с другом едиными гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле,
все дети являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна
и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому
заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает
эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или
неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах
и формирует позитивное отношение к жизни.
Известно, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок
проявляет наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство
детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества.
Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период
и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной
поддержки и воспитания лучших качеств личности.
Психологи и педагоги много говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна
ласка и нежность родителей. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика
или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык
искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга,
ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми,
и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.
Я уже слышу возражения: "Я не умею рисовать" или "В
последний раз я брала в руки кисточку в школе...". Все это - проявления
нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле, знающие ответы
на все детские вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз в этот момент срабатывает
чувство: "А вдруг не получится? Как я буду выглядеть в глазах своего
ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения только до первого раза.
Представьте, что вы - пятилетний ребенок, и смело приступайте к рисованию! Художественное
творчество позволит вам отключиться от дневных забот, избавит от плохого
настроения, поможет сосредоточиться на другом и найти новые плодотворные
способы общения с ребенком.
А мы предлагаем вам различные упражнения и возможные темы занятий,
которые, при необходимости, вы сможете дополнить или видоизменить вместе с
детьми.
Например, чтобы повысить самооценку, можно нарисовать
"Самое-самое-самое...". Предложите ребенку согнуть лист (формата A3)
пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную,
деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в
подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней
части листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то
это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и
т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое
"самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас
будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по
правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро
сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка -
это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о
"самом-самом..." и затем самому задать каверзные вопросы маме или
папе. Вот это удовольствие!
А вот другое задание. Вырежьте из бумаги разнообразные фигуры: может
быть, это будет круг, квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте
нарисуйте некий фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу
внимательно, со всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой
образ и дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или
кто спрятался в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все
свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой
рисунок. Это упражнение стимулирует воображение, творческую активность и может
превратиться в увлекательную игру, если вы пригласите поучаствовать в ней
друзей вашего ребенка. Дети наперебой будут предлагать свои варианты, всем
непременно захочется угадать, что спряталось в рисунке.
Это цветок!
Да нет же, это - волшебный цветок или чудо-дерево!
А мне кажется, это - цветок, а в нем - добрая фея!
И не забудьте наградить самого прозорливого участника игры
аплодисментами.
Метод пиктограмм является хорошим упражнением на развитие памяти с
использованием изображений: ребята должны "записать" предлагаемые
вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного
времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.
Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как
"Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют
изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость",
"Гнев", "Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а
потом сравните с рисунками малыша.
К вам в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего
ребенка? Тогда совместное рисование, безусловно, украсит праздник и принесет
незабываемую радость!
Обычно создание общей картины вызывает большое оживление. Темы заданий
могут быть самыми разнообразными: "Времена года", "Подводный
мир", "Дом моей мечты", "Наша школа",
"Вселенная", "Энергия добра" и др. Успешность подобной
работы во многом зависит от общей готовности участников к сотрудничеству и
совместной деятельности, от вашей способности обеспечить психологическую и
физическую безопасность каждого ребенка. Практика показывает, что творческой
работе всего коллектива над общим заданием должен предшествовать опыт
совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе. Подготовленным таким
образом детям будет проще вступить в совместную деятельность со всем
коллективом группы.
Одна из возможных форм совместной работы в паре строится следующим
образом: дети по жребию выбирают себе партнера. Жребий позволяет избежать
пустых конфликтов, директивного назначения родителей и в то же время дает опыт
совместной деятельности вне зависимости от личных симпатий. Жеребьевка всегда
сопровождается тайной, неожиданностью и доставляет ребятам удовольствие.
После определения партнера парам предлагался один на двоих лист бумаги
(формата A3). Потом дается примерно такая инструкция: "Ребята, вы будете
рисовать вдвоем на одном листе на свободную тему, главное условие при этом -
абсолютный запрет на переговоры друг с другом. Ваша задача - с помощью жестов,
мимики, движения попытаться понять друг друга". Творческая работа в парах
к тому же предоставляет родителям удачную возможность понаблюдать, какие методы
и приемы дети используют в процессе коммуникации, как они чувствуют себя в роли
лидера и ведомого и т. д.
После творческой работы проведите обсуждение, в котором участвующая пара
расскажет о своем рисунке и о своих ощущениях. В процессе обсуждения можно
задавать стимулирующие вопросы:
· Как бы вы назвали свой рисунок?
· Как вы рисовали: вместе или отдельно?
· Вы довольны получившимся рисунком?
· Как вам работалось вдвоем?
· Всегда ли вы были довольны выбором партнера?
· Как вам удавалось понять друг друга без слов?
· Кому первому приходила идея рисунка?
Работа, организованная таким образом, и внимание взрослого к ощущениям
каждого ребенка являются полезным опытом совместной деятельности для детей.
Еще одна известная форма организации группового рисования - «Рисунок по
кругу" - также не предполагает предварительного планирования темы и
содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают
рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передавая, его друг другу. В
процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается
групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же
получилось в итоге, довольны дети или нет созданным рисунком. Опыт подобной
работы с семилетними и восьмилетними детьми наглядно показал, как ревностно
юные художники относятся к своему рисунку, как они ценят его. В процессе
рисования практически все ребята, особенно первоклассники, внимательно
наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой.
Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый внесет в
рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей
души.
Художник, даже если это ребенок, всегда ощущает связь со своими работами.
Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое
отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При
внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребенка можно заметить много
сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние. Желаем вам
успехов в совместном творчестве!
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Игры на листе бумаги или открой в себе художника».
Всё начинается с детства...
Мы вспоминаем, какие причудливые формы образовывали облака, напоминая нам
то фигуру забавного животного, то профиль гигантского человека. Или как мы привозили
с юга камушки окатанные морем или зелёные стекляшки, которые становились для
нас самой большой драгоценностью. Эти детские впечатления не забываются. Они
остаются с нами на всю жизнь, не давая нам забыть о том прекрасном времени,
когда мы верили, в чудеса и у нас обязательно была, своя детская мечта.
Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Но как
понять красоту? Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются
неразвитыми, а значит и не реализованными в дальнейшем. А ведь в самом естестве
человека заложено желание узнавать, привносить и создавать. Вопрос
гармонического развития и творческой самореализации становиться чуть ли не
самым главным вопросом для современного человека. Поэтому развивать
художественный вкус следует хотя бы из практических соображений; это поможет
вам сделать среду своего обитания более эстетичной, и привлечет в ваш мир
радость и гармонию.
Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного и
даже страшного, им необходимо создать психологических комфорт. Иначе они не
смогут нормально развиваться.
Изучение языка изобразительного искусства очень важно. Ведь это работа с
цветом, формой, поверхностью предметов. Изучая зрительные ориентиры, постигая
технику самовыражения, ребенок приобретает уверенность в себе, начинает
понимать, что есть гармония, а что дисгармония. Природа являет нам пример
гармонических сочетаний и соответствий. В жизни достигнуть гармонии немного
сложнее.
Мир изобразительных знаков - это особый мир со своими законами. Занимаясь
творчеством, ребенок может ощутить скрытый смысл явлений и событий. В процессе
занятий он каждый раз будет искать своё решение, будет находить способ своего
выражения. Задания требуют от ребёнка определенных усилий и напряжения
сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребёнок будет
хозяином. Это повысит его самооценку, поднимет жизненный тонус.
Научившись работать с палитрой и получать из 5 цветов - 20 ребёнок
ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть
множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается
десятками красок.
Даже смешивая две краски жёлтую и красную - никто не получит одинаковый
оттенок оранжевого цвета.
Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет.
Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребёнок начинает постепенно
открывать прекрасное в жизни. Он приобретает дополнительный язык.
Когда что-то трудно выразить словами, это можно выразить изобразительными
средствами. Обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей с
нарушениями речи, которым трудно общаться с окружающими. (Например, заикающимся
детям).
Для занятий изобразительным творчеством необходимо соблюдать некоторые
условия. Подготовка рабочего места - важный этап, от которого зависит
дальнейший результат. Это особый результат, без которого нельзя обойтись.
С большим удовольствием достаёт ребёнок из своего пакета принадлежности
для рисования, приговаривая: “Здесь у меня банка с водой, здесь кисточка и
краски, а палитра лежит под рукой, в которой держишь кисточку”. Настрой на
работу - важная часть занятия.
Нельзя предлагать сложные композиции и задания. Это вызывает страх у
ребёнка. Страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием
вообще. Так что задание должно всегда быть по силам, а этого можно достигнуть,
лишь учитывая знания, полученные на предыдущих уроках. Таким образом, дети
обретают защиту в виде собственных знаний.
Заключительным этапом является оценка работы. В искусстве, критерии
оценок несколько иные, нежели в других дисциплинах. Нет жёстких рамок, которым
обязательно нужно соответствовать. Результатом всегда может быть множество
разных и одинаково удачных решений. Если видно, что ребёнок старался выполнить
поставленную задачу, то его нужно похвалить, поддержать. Так же необходимо
объяснить, где допущена ошибка. Дайте покритиковать ему и вашу работу. Дети
любят побыть в роли учителя. Таким образом, вы добьетесь главной цели: от
занятия к занятию ребёнок вместе с вами развивается, узнаёт что-то новое.
Как научить вашего малыша рисовать?
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают
самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью,
ребенок понимает - есть в жизни счастье… Как научить ребенка рисовать, если вы
сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов,
с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких
художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только
удовольствие.
Польза
рисования.
Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до
глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь
рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому
перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное
русло.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с
мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные,
мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память,
внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и
сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое
значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование
словарного запаса и связной речи у ребенка.
Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные
величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь
способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и
физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить
усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей
возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на
бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству - желание получить
результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами
поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления
ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная
тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и
дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.
Сухомлинский.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. А
развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с
уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются
возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой
деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей,
необходима особая организация изобразительной деятельности.
Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать
постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу,
можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы
ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше
рисует то, что задумал сам.
Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен,
он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его
критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в
работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность,
невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом
демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как
это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше
видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных
форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на
чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш
понимает, что главное - это именно его фантазия.
Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал,
что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо;
старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные
галереи.
МЕТОДЫ И
ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
КЛЯКСОГРАФИЯ. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы
(черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и
видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя
клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы
очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая
ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или
дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСКЕ БУМАГИ. Кстати говоря, формат бумаги
полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная
полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные
предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее
от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию.
Взрослые и ребенок договариваются, кто, что будет рисовать, чтобы получился
один сюжет.
РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК. Когда вашему ребенку исполниться 4
года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в
следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются
взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый
начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и
оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не
видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной
только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти
всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
РИСОВАНИЕ САМОГО СЕБЯ или рисование с натуры любимых игрушек. Рисование с
натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по
правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и
формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало.
А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы,
взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало.
Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла,
мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета.
И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего
появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите
своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую
хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать:
"А чем нарисованная машина отличается от этой?"
"Я РИСУЮ МАМУ"... Хорошо бы продолжить рисование с натуры или
рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи,
родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть
фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих
родственников... Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа:
"Какая бабаушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье?
Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить
нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с
изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку
"Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые
портреты дошкольника.
ЧТО ТАЯТ
ДЕТСКИЕ РИСУНКИ?
Рисунок является достаточно информативным экспресс-методом определения
эмоционального состояния малыша. Им очень часто пользуются как психологи, так и
родители. В некоторых случаях, глядя на картинку, нарисованную ребенком, мамы и
папы могут «на глаз» определить, что творится в детской душе.
«Рисунок семьи» - один из тестов, который часто применяют в своей
практике детские психологи. Малыша просят изобразить на листе бумаги семью, не
уточняя, кого именно. В этом случае ребенок изображает самых близких ему людей.
Если кого-то из членов семьи на картинке нет, это означает лишь то, что с ними
у крохи нет тесного контакта.
Более информативным методом психологи считают «Кинетический рисунок
семьи», где малыш изображает членов семьи в действии, к примеру, когда вся
семья занята общим делом. Если это так, то внутри семьи отношения гармоничны.
Если на рисунке кто-то занимается чем-то своим, отвернувшись от других - к
примеру, папа лежит на диване, прикрыв глаза газетой, - это говорит о том, что
этот член семьи не вовлечен в общесемейные дела. По такому рисунку можно
выявить, какую роль в жизни ребенка играет каждый член семьи.
Если рисунок цветной, то юный художник старается «близких» людей
раскрашивать в те же цвета, что и себя. А тех, которые от него далеки,
во-первых, расположить фигурально вдалеке от собственной персоны, во-вторых,
выкрасить в другие цвета, чаще в серый, черный и коричневый. По выражению лиц
нарисованных членов семьи также можно определить их отношение в реальной жизни
к малышу.
Если художник забыл запечатлеть себя, то это знак того, что он не
чувствует себя полноценным членом семьи или у него низкая самооценка.
Предполагается, что в семье все благополучно, когда все члены семьи стоят
на одной линии, взявшись за руки. Также должно быть пропорционально соблюдено,
где старший брат, где младший, где мама с папой. Обычно глава семьи
изображается самым большим. А вот первым появляется на рисунке самый близкий
персонаж. Обычно около него находится и сам ребенок. Бывает и такое, что
ребенок самым крупным изображает себя, как бы невольно заявляя, что он тут
«босс». Если в семье есть еще маленькие дети, то на рисунке зачастую только что
родившийся кроха изображается большим, а сам художник маленьким. По такому
искажению действительности можно сказать, что в данный момент в семье все
внимание направлено именно на нового человечка.
Но, как говорит Равзат Аварская, значение в данной диагностике имеет не
только сам рисунок, но и беседа с ребенком по поводу того, что и почему он
изобразил. Малыш всегда может объяснить, кто, где, что и почему он делает.
Разговор с художником многое проясняет в картинке.